Теряя авторитет в народе, митрополит Дионисий созвал 16 августа 1924 г. в Почаеве заседание Синода для выработки программы экстренных мер по урегулированию сложившейся ситуации. Епископы выступали за то, чтобы придерживаться впредь гибкой линии: там, где народ отказывался принимать новый стиль, благословлять совершение богослужения по юлианскому календарю 326 . С тех пор новый календарь остался в употреблении в Варшавском митрополичьем соборе и в православных церквах воеводств с преимущественно польским населением. На Волыни и в Белоруссии в православных церквах вернулись к юлианскому стилю. Решение Синода было, очевидно, согласовано с польскими властями. Министерство религиозных исповеданий направило тогда же волынскому воеводе распоряжение не допускать административного воздействия на приходы, где совершаются православные богослужения по старому календарю. Но другие меры правительства, призванные помочь Синоду справиться с ситуацией, имели остро административный, полицейский характер. Архимандрит Тихон выслан был на родину, в Тулу, и вскоре он был хиротонисан Патриархом Тихоном в епископа Гомельского. Вслед за этим последовала высылка не имевших польского гражданства епископов Владимира (Тихоницкого) во Францию и епископа Сергия (Королева) в Чехословакию. Перед высылкой епископ Сергий был вызван в Люблин якобы для улаживания неких церковных дел и там арестован. Епископа Владимира арестовали тайком, при второй попытке, в первый раз его защитил собравшийся народ. Из оппозиционного епископата в Польше оставался только владыка Пантелеимон, которого не могли выслать из страны ввиду его польского гражданства, но вплоть до 1939 г. он оставался без кафедры. 16 августа 1924 г. Синод составил послание Патриарху Тихону, главная мысль которого заключалась в том, что не произвол епископов, а сама жизнь подталкивает православную Церковь в Польше к самостоятельности. Ответа от Святейшего Патриарха Тихона на это послание не последовало. 13 ноября 1924 г. после переписки с митрополитом Дионисием Константинопольский Патриарх Григорий VII вместе с Синодом дал благословение на учреждение автокефальной Церкви в Польше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После Первой мировой войны, в 1918 году, Польское государство было возрождено. В соответствии с Рижским договором 1921 года Западная Белоруссия и Западная Украина вошли в состав Польши. Несколько епархий Русской Православной Церкви оказались за границей. В связи с их новым положением Священный Синод Московской Патриархии в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведен в сан митрополита. Церкви в Польше было одновременно предоставлено право широкой автономии. Но польское правительство, вдохновляемое отчасти католическим клиром, было озабочено тем, чтобы всецело оторвать от Москвы православные епархии Польши, насчитывающие в то время до пяти миллионов верующих   . Это стремление к установлению автокефалии поддержали и православные иерархи: митрополит Георгий и епископ Кременецкий Дионисий (Валединский). В дела управления церковной жизнью епархий сразу же стало вмешиваться Министерство исповеданий и народного просвещения, произвольные распоряжения которого часто не соответствовали началам веротерпимости, объявленным Польской Конституцией 1921 года. В январе 1922 года по предложению и указанию Департамента вероисповеданий Собор православных епископов в Польше перевесом голоса председателя принял так называемые «Временные правила», которые передавали Православную Церковь в полное распоряжение католических правителей. А в июне того же года подобный Собор, состоявшийся в Варшаве, тремя голосами: митрополита Георгия, епископов Кременецкого Дионисия и Люблинского Александра (Иноземцева), против двух: архиепископа Виленского Елевферия (Богоявленского) и епископа Гродненского Владимира (Тихоницкого) прямо и решительно высказался за установление автокефалии Православной Церкви в Польше, сделав лишь оговорку, что польское правительство будет содействовать получению на это деяние благословения Константинопольского Патриарха и других глав Автокефальных Православных Церквей, а также Патриарха Московского, если последний «будет восстановлен в своей должности»   . Три епископа–автокефалиста провозгласили себя «Священным Синодом Православной Митрополии в Польше». Сразу же после этого правительство при активном участии автокефалистов административными мерами убрало всех защитников канонического порядка православной церковной жизни в Польше. Так, епископ Сергий Вельский (Королев), под предлогом того, что был хиротонисан во епископа без согласия на то правительства, в мае 1922 года был выселен в Чехословакию   . Под различными предлогами были лишены своих кафедр также архиепископ Елевферий и епископы Владимир   и Пантелеймон Пинско–Новогрудский (Рожновский). Примечательно то, что верность польских иерархов Матери–Русской Церкви изъяснялась Собором епископов–автокефалистов как ведение церковной жизни к анархии, почему и считалось необходимым удаление их от дел управления епархиями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В преддверии дня памяти первого вятского священномученика Михаила Тихоницкого (20 сентября), пострадавшего в 1918 году в годы красного террора, мы пообщались с правнуком святого – протодиаконом Иоанном Дроботом, который несет служение в соборе святого Александра Невского в Париже. Путь к священству длиной в 33 года Отец Иоанн Дробот – Отец Иоанн, как так сложилось, что вы живете и служите в православном храме города Парижа? Когда и при каких обстоятельствах ваша семья эмигрировала во Францию? – Отец попал во Францию после Второй Мировой войны, его немцы взяли в плен в концентрационный лагерь, и он из этого лагеря бежал, а потом оказался в Берлине. Из Берлина бежал в Италию. А в 1947 году из Италии поехал во Францию учиться в Свято-Сергиевском православном богословском институте. Мама родилась в Риге, и ее отец – Елпидифор Михайлович Тихоницкий, сын священномученика Михаила – оказался в Прибалтике во время Первой Мировой войны. После революции он остался в Латвии, его пригласили преподавать в Риге. Дед был преподавателем словесности и постепенно стал разворачивать очень большую педагогическую деятельность, издавал учебники русского языка, учебники по литературе и занимался тем, что помогал русскому крестьянскому меньшинству в Латвии, и таким образом дважды был избран депутатом латвийского сейма (парламента). Он был там, как и священномученик Иоанн Рижский (Поммер). Отец попал во Францию после Второй Мировой войны: немцы взяли его в плен, из которого он бежал Когда началась Вторая Мировая война, советские войска оккупировали Латвию, деда арестовали и сослали в Казахстан. Он скончался в 1942 году в лагере в Петропавловске-Казахстанском. Бабушка, когда немцы отступали, предпочла отступить с немцами, нежели оставаться при советском строе. После того как деда арестовали и сослали, ее ожидала та же участь. Они с мамой и моим дядей оказались в Австрии, а потом поехали во Францию, где с 1925 года брат деда (будущий митрополит Владимир) являлся викарным епископом при митрополите Евлогии в экзархате Константинопольского Патриархата. Так бабушка, мама и дядя приехали в 1947 году во Францию.

http://pravoslavie.ru/156197.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Резолюции Епархиального собрания «Парижской митрополии» 1927 года: проведение в жизнь определений Собора 1917-1918 гг.? В докладе на XVIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ (Москва, 22-26 января 2008 г.) преподавателя Московской Духовной академии иеромонаха Саввы (Тутунова) рассматривается вопрос о применении определений Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. в западноевропейских приходах, подчинявшихся митрополиту Евлогию. Автор приходит к выводу, что в силу особенностей юрисдикционного устройства западноевропейских русских приходов намерения Собора 1917-1918 гг. могли здесь применяться лишь выборочно, исходя из той или иной их частной интерпретации. Статья После кончины митрополита Владимира (Тихоницкого) в 1959 году в западноевропейском экзархате русских приходов Константинопольского Патриархата вновь возникли прения, хотя, конечно, не в такой острой форме как после кончины митрополита Евлогия (Георгиевского), по поводу дальнейшей судьбы этой церковной единицы. Среди обсуждаемых проблем возникал вопрос и о том, на каких внутренних основаниях должен жить экзархат. Снова раздавались голоса, напоминающие о временности подчинения экзархата Константинопольскому престолу. С другой стороны, были и сторонники «упразднения русского экзархата и подчинения русских церковных общин эмиграции непосредственно греческому экзарху вселенского Престола» . На всё это накладывалась внутренняя борьба: в обход старшего викария, почившего митрополита епископа Кассиана (Безобразова), местоблюстителем экзархата стал более молодой по хиротонии и по возрасту епископ Георгий (Тарасов). Именно этот факт побудил Антона Васильевича Карташева опубликовать статью под заглавием «Под каким законом мы живем?», которая была посвящена разбору этого нарушения действовавших в то время в экзархате «Правил об управлении Православными Русскими Церквами в Западной Европе».

http://bogoslov.ru/article/288318

Торжества в честь обретения Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца начались в Вятской митрополии 4 июня 2021 г. 10:46 3 июня 2021 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении духовенства Вятской епархии возглавил Божественную литургию в Успенском Трифоновом мужском монастыре города Кирова. В этот день начались торжества в честь явления Великорецкого образа святителя Николая. В 2021 году отмечается юбилейная дата, связанная с этой иконой, — 500 лет со времени первого документального упоминания в источниках Великорецкого образа и паломничества на реку Великую. Летописные источники свидетельствуют, что в 1521 году великий князь Василий III пожертвовал Великорецкой иконе драгоценный оклад.  За Литургией богослужебные песнопения звучали в исполнении Архиерейского хора Успенского собора под управлением регента Юлии Скопиной. В группе Вятской епархии в социальной сети «ВКонтакте» шла прямая трансляция богослужения. Со словом проповеди к верующим обратился настоятель храма в честь Михаила пресвитера (священномученика Михаила Тихоницкого) города Кирова иерей Андрей Петров. «Будем помнить о тех, кто этот крестный ход берег в советские годы. 9 мая 1959 года Великорецкий крестный ход был запрещен, потому что якобы вытаптываются поля паломниками. Это была выдумка советской власти. Но наши бабушки, прабабушки ходили этим крестным ходом. Как? А тайком: через лески и перелески, в оврагах прятались от нарядов милиции, от комсомольских патрулей. Некоторых вылавливали, отвозили обратно, но они все равно шли на Великую, потому что обет приносить икону был дан вятским народом. Иной раз иконы не было, и они шли сами с образками святителя Николая. И мы должны помнить, должны хранить и беречь то, что нам дали наши предки», — сказал священник. По окончании богослужения перед Великорецким образом святителя Николая глава Вятской митрополии совершил молебен с акафистом. Затем владыка Марк благословил крестоходцев. Далее чтимый образ и участники торжеств переместились в Троицкую церковь слободы Макарье, где около полудня по традиции под открытым небом перед Великорецким образом был совершен молебен святителю Николаю. Возглавил богослужение митрополит Марк.

http://patriarchia.ru/db/text/5817139.ht...

7. Пятница. Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта. Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского. Прмч. Макария Каневского. Сщмч. Михаила Тихоницкого, пресвитера Орловского . Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских . Прп. Макария Оптинского . Прп. Серапиона Псковского. Совершается шестеричная служба предпразднства Рождества Пресвятой Богородицы и мч. Созонта. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 1-й – 3, и мученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Всечестное Твое рождество...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Всемирная радость...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона мученика. По 3-й песни – кондак и икос мученика, глас 2-й; седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 8-й. По 6-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика. «Слава, и ныне» – светилен предпразднства. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Пронареченная всех Царица...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же. На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только предпразднства.

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-20/

15 января 2013 ушел на покой по состоянию здоровья архиепископ Гавриил Команский (де Вильдер), экзарх Вселенского патриарха для православных русских церквей в Западной Европе. 15 января, ПРАВМИР. 15 января 2013 ушел на покой по состоянию здоровья архиепископ Гавриил Команский (де Вильдер), экзарх Вселенского патриарха для православных русских церквей в Западной Европе, преемник митрополитов Евлогия (Георгиевского) и Владимира (Тихоницкого), архиепископов Георгия (Тарасова), Георгия (Вагнера) и Сергия (Коновалова). Титул «Команский» связан с древней и уже несуществующей кафедрой Константинопольского патриархата, на территории которой в начале 5 века умер в ссылке святитель Иоанн Златоуст. Местечко Команы находится в нынешней Абхазии. Гвидо де Вильдер родился в 1946 г. в Бельгии во фламандской дворянской католической семье. Будучи старшим сыном, он, по обычаю своей страны, должен был бы заниматься предприятием своего отца, но вместо этого он поступил в католическую семинарию, а затем Лувенский университет. Стал православным в 1974 г., еще во время обучения в семинарии. С 1976 г. – священник, с 2001 – епископ. С 2003 г. владыка Гавриил – глава русской епархии в составе Вселенского патриархата. Архиепископ Гавриил был одним из многих православных на Западе, которые стали православными в зрелом возрасте. Среди них уже немало архиереев: архиепископ Марк Берлинский (Арндт, Русская Зарубежная церковь), митрополит Тихон (Моллард, глава Американской Православной Церкви) и многие другие. С Россией его связывала русская литургическая традиция, которой остаётся верен Русский Экзархат в Западной Европе. В 1999 г. владыка Гавриил вместе с архиепископом Сергием (Коноваловым) посетил Россию и присутствовал на освящении в Москве храма Христа Спасителя. Тогда впервые после многих лет русский архиерей Вселенского патриархата служил с патриархом Московским. Почти за десять лет своего пребывания во главе Экзархата архиепископ Гавриил рукоположил десятки диаконов и священников, создал немало новых приходов. Служение епархии, как и раньше, имеет два направления: русское, связанное с окормлением как старых эмигрантов, так и новоприбывших, и собственно западноевропейское. В настоящее время примерно половина приходов епархии служит на славянском, а половина – на местных, западноевропейских языках.

http://pravmir.ru/ushel-na-pokoj-arxiepi...

31 марта 1900 года 25-летний студент III курса Анатолий Дернов в академической церкви был пострижен в монашество ректором академии епископом Чистопольским Антонием (Храповицким) и наречен Авраамием в честь мученика Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца, жившего в Волжской Булгарии в XIII веке. Его рукоположение в иеродиакона, а затем иеромонаха состоялось в том же году. Отказавшись от назначения на должность преподавателя русского языка в первом классе Уфимского духовного училища, иеромонах Авраамий прибыл в Пророко-Ильинский храм на должность миссионера в Шульбинский стан Киргизской миссии 1 . Миссионерское послушание отца Авраамия Миссия действовала на территории Семипалатинской области в ее границах начала XX века. Миссионеры духовно окормляли жителей русских поселений и вели проповедь в стойбищах кочевников-казахов, которых тогда именовали киргизами. Нести слово Божие в казахской степи было делом весьма нелегким. Как отмечалось в отчете миссии за 1899 год, «с каждым годом киргизы крепнут в учении ислама, и обращение их в христианство с каждым годом становится все труднее и труднее. Миссионер один на несколько десятков и сотен тысяч жителей и на громадное пространство...» Спустя год отец Авраамий был переведен в Центральный стан, находившийся в городе Семипалатинске, и за усердные труды награжден наперсным крестом. Служение в Киргизской миссии продлилось восемь лет. В 1910 году по рекомендации своего однокашника и собрата по постригу в Казанской академии начальника Семипалатинской киргизской миссии архимандрита Владимира (Тихоницкого), а затем епископа Белостоцкого, викария Гродненской епархии , отец Авраамий стал настоятелем Супрасльской обители 2 , бывшей оплотом Православия на территории Царства Польского. После Тильзитского договора 1807 года разоренный монастырь оказался на территории Российской империи. В 1887 году со стен Благовещенского собора была снята побелка, которая закрывала фрески, и храм приобрел свой первоначальный вид. В 1889-1890 годах была построена церковь апостола Иоанна Богослова. Кроме надзора над храмами и братией обители, возведенный в сан архимандрита отец Авраамий опекал основанные в Супрасльском монастыре приходское одноклассное училище, приют для сирот и бедных, православное братство из 800 человек, певческие курсы и лечебницу. Отец Авраамий печатал религиозно-нравственные и патриотические листки, брошюры, молитвы и календари, а также популярную у населения еженедельную газету «Супрасльский братский листок».

http://patriarchia.ru/db/text/6038557.ht...

Из семинарии в академию на конкурсный экзамен В. Тихоницкий был послан «на казенный счет», как один из первенцев, за успех которых педагогический совет семинарий ручался, рискуя, в противном случае, расплатой из своего кармана. Вячеслав Тихоницкий был принят на казенную стипендию и стал счастливым студентом в блаженные времена казавшегося нескончаемым ректорства благодушного «папаши» — протоиерея А. П. Владимирского и затем ослепительного ректорства а-рх. Антония Храповицкого . Антоний был несравненным церковным педогогом — чаровником, увлекшим своими талантами ряд студенче-ских поколений, поочередно — петербургской, московской и казанской духовных академий, победившим господство в них пресного светского вольномыслия и вернувшим им энтузиазм пастырства и церковности. Вспыхнула небывалая тяга к монашеской карьере, пред тем почти угасшая. Великий «авва» (так обычно величала многолюдная школа монахов-пострижеников своего вождя — Антония) не мог не обратить своего любовного внимания на кроткого и благочестивого студента Тихоницкого. Он задал ему подходящую тему для кандидатского сочинения: «Три типа древнерусского монашества — свв. Иосиф Волоцкий , Нил Сорский и  Максим Грек » и в начале IV kypca постриг его самого с именем Владимира, 27-1Х 1897 г. 11-Х 1897 г. монах Владимир стал иеродиаконом, a 22-II 1898 г. (в неделю православия) — иеромонахом. Хиротонию совершал в кафедральном соборе архиепископ Арсений (Брянцев), в сослужении и ректора — еп. Антония и кафедр. прот., проф. Евф. Малова. Казанская духовная академия отличалась от других духовных академий своим специальным Миссионерским отделением, как бы факультетом по изучению Ислама, Буддизма с языками арабским, татарским, монгольским и др. Идея внешней инородческой миссии там была живой. Молодой иеромонах Владимир, хотя и кончил академию в 1898 г. по так наз. Словесному отделению, но не захотел пойти по дороге большинства, т. е. по учебной службе. Он избрал себе, с благословения «аввы», смиренную миссионерскую работу среди инородцев Сибири.

http://azbyka.ru/fiction/zhiznennyj-put-...

По милости Божией сегодня Россия возрождается. Произошло гражданское примирение людей. В прошлое ушло противостояние «красных» и «белых». Люди сознают себя единым народом и строят новую Россию не на пустом месте и не на развалинах, а на богатейшей тысячелетней традиции. И в центре этой традиции духовная жизнь нашего народа, вера Православная. Сегодня наши молитвы о том, чтобы жизнь нашего народа становилась лучше духовно и материально, чтобы окончательно были излечены все раны разделений XX века, в том числе и раны, которые еще каким-то образом присутствуют на теле русской эмиграции. И особенно необходимость духовного единства русских людей за рубежом сознаешь, посещая это святое место. Сегодня ровно восемь лет со дня кончины моего блаженнопочившего предшественника Святейшего Патриарха Алексия II, вместе с которым я посетил это место во время его визита во Францию в 2007 году. Поэтому сегодня наши молитвы о тех, кто покоится на сем кладбище, будут также сопровождаться молитвой и о покойном Святейшем Патриархе Алексии. Да упокоит Господь души всех, кто лежит здесь, и души всех православных христиан». Его Святейшество поблагодарил архиепископа Хариупольского Иоанна за добрые слова и приветствие от имени Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, пожелав иерарху помощи Божией в его служении и поделившись воспоминаниями о соработничестве и братском общении с владыкой Иоанном в разные годы. Пройдя в крипту Успенского храма, где покоятся тела митрополита Евлогия (Георгиевского), митрополита Владимира (Тихоницкого), епископа Кассиана (Безобразова), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную молитву. Далее на кладбище была отслужена лития, за которой возносились молитвы об упокоении приснопамятного Святейшего Патриарха Aлekcuя II , «всех на месте сем погребенных архипастырей, пастырей, всех православных христиан, вдали от отечества своего в вере скончавшихся», а также детей, погибших в страшной автокатастрофе, случившейся 4 декабря на трассе Ханты-Мансийск Тюмень.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4708272...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010