Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Текст договора см. в: Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов: Сборник документов. М., 2003. С. 82-83. Назаров М.Русская Зарубежная Церковь в годы «второй гражданской войны»//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. 1994. Ч. 4. С.15-16. Письмо митр. Евлогия патр. Вениамину от 12.03.1940 319). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Письмо митр. Евлогия еп. Сергию от 9.11.1940 1196). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Текст приложения см. в: Národní archiv v Praze, fond Ministerstvo školství a národní osvty 1918-1945, karton 3911, . 53853/1942. См.: Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь. С. 256-259; Двойное церковное торжество в Берлине//Православная Русь. 1942. 11-12. С. 1-2. Там же. Šuvarský J. Op. cit. S. 226. Подробнее см.: Krámar .Panychida za statené. Pra­ha, 1988; Šuvarský J. Op. cit. S. 222-230. Подробнее см.: Marek Pavel, Bureha Volodymyr, Danilec Jurij. Arcibiskup Sawatij (1880-1959): Nástin ivota a díla zakladatelské postavy pravoslavné církve v eskoslovenské republice. Olomouc, 2009. S. 133-136. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ), ф. 6991, оп. 7, д. 106. л. 5. Киселев А., протопресвитер. Независимый архипастырь/Я возлюбил Вас. С. 151-152. См. также: Липаков Е. В. Архипастыри Казанские. 1555-2007. Казань, 2007. С. 388. Офицер, монах и пастырь: Архимандрит Исаакий (Виноградов)/Сост. А. В. Окунева. М., 2005. С. 112-119. Соловьев И. В. Дни примирения. (Попытка воссоединения Русского Западно-Европейского Экзархата с Московской Патриархией)//Церковно-исторический вестник. 4-5. М., 1999. С. 237-238. Письмо митр. Евлогия еп. Сергию. 14.12.1945 616). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Цит. по: Письмо еп. Сергия митр. Евлогию. 16(3).11.1945. АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Журнал Московской Патриархии. 1945. 11. С. 16-17. Письмо еп. Сергия архиеп. Владимиру (Тихоницкому) (?). Копия. Без даты (ноябрь-декабрь 1945). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Однако, общение с угнетённой Церковью оказалось невозможным – митрополит Евлогий указом митрополита Сергия (Страгородского) от 10 июня 1930 года был отрешён от должности и вскоре запрещен в священнослужении, а временное управление русскими церквами Московского Патриархата в Западной Европе поручено архиепископу Владимиру (Тихоницкому) . При этом большинство приходов всё же остались под митрополитом Евлогием, по просьбе которого они, указом от 17 февраля 1931 года, были приняты Константинопольским Патриархом Фотием II как «Временный Экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе». Этот переход совершился без отпускных грамот и в ряде писем митрополита Сергия (Страгородского) Патриарху Фотию был признан канонически неосновательным и незаконным. При этом, как Патриарх Фотий в письме митрополиту Сергию, так и митрополит Евлогий в обращениях к пастве и пастырям, подчеркивали временный характер создавшегося положения. В конце Второй мировой войны , с 1944 года, восстанавливаются связи с митрополитом Евлогием, главой русских приходов в Константинопольской юрисдикции. В ответ на прошение митрополита и его викариев от 29 августа 1945 года определением Священного Синода Русской Церкви от 7 сентября 1945 года Западноевропейский Экзархат был принят в лоно Русской Церкви с сохранением границ. После уведомления об этом Константинопольского Патриарха Вениамина Патриархом Алексием I и митрополитом Евлогием возражений не последовало. Однако по смерти митрополита Евлогия 8 августа 1946 года и назначения также вернувшегося в Московский Патриархат митрополита Серафима (Лукьянова) на должность Экзарха, собрание Экзархата в октябре 1946 года в силу ряда обстоятельств, обусловленных политическим положением в СССР , постановило обратиться к Константинопольскому Патриарху с ходатайством о продлении существования Экзархата под его юрисдикцией, которое было удовлетворено 6 марта 1947 года Патриархом Максимом V . Экзархат был возглавлен Владимиром (Тихоницким), также вышедшим из подчинения Русской Церкви.

http://drevo-info.ru/articles/4808.html

В моей семье атмосфера была, естественно, русская, но без всяких националистических натяжек. Говорили только по-русски (другого языка я не знал до семи лет), но дети ходили во французские школы, где образование было лучшим. Моя семья не любила «эмигрантщины» и считала, что приобретение европейской культуры отнюдь не противоречит верности России. В приходскую русскую школу я ходил по четвергам (четверг был свободным днем во французских школах). Там преподавался русский язык и Закон Божий. Но воскресеньям и праздникам я всегда прислуживал в соборе. Стал чтецом и иподиаконом при митрополите Евлогии и позже, при его преемнике митрополите Владимире (Тихоницком), продолжал прислуживать в храме 149 . В послевоенное время я учился в Парижском университете (Сорбонна) и одновременно в Свято-Сергиевском Богословском институте. К богословию и священству я подходил постепенно. В средней школе изучал классические языки, интересовался историей. Л потом, как-то естественно, пришло соединение интересов научных и церковных: стал византологом. Этому содействовало участие в Русском Студенческом Христианском Движении (возобновившемся после немецкой оккупации), дружба с молодым Сашей Шмеманом, который тоже прислуживал в соборе, встречи с профессорами Богословского института, особенно с архимандритом Киприаном (Керном) … Что из себя представлял Богословский институт после Второй мировой войны? Учился я в Богословском институте с 1945 по 1950 г. и по окончании был оставлен при кафедре истории Церкви (Л.В. Карташевым). Преподавал в Институте (1951–1959). Одновременно закончил Сорбонну и защитил докторскую диссертацию о Святом Григории Паламе (1958). Начал печатать статьи и книги. До войны Богословский институт ста,ч крупным богословским центром. Под эгидой митрополита Евлогия собрались профессора, представляющие старые Академии (епископ Вениамин Федченков , Н. Глубоковский , А. Карташеи), а также «интеллигенцию» (отец С. Булгаков , Б.П. Вышеславцев , Г.П. Федотов , В.В. Зсньковский и др.). Н.А. Бердяев считал себя свободным философом, в Институте не преподавал, но профессора Института регулярно печатались в издаваемом Н.Л. Бердяевым журнале «Путь». Протоиерей Георгий Флоровский занимал как бы особое положение: сын протоиерея и интеллигент, эрудит и крупный патролог (бывший в Праге евразийцем), он относился отрицательно к софиологии отца С.Булгакова , хотя пребывал в очень корректных отношениях и никогда печатно не полемизировал с «софиологами». По-существу, однако, все три его большие книги («Отцы IV века», «Византийские отцы V-VIII вв.» и «Пути русского богословия») были опровержениями софиологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Понятно, что единство, основанное на подобных «аргументах», не могло быть прочным, тем более что из 80 участников собрания за безоговорочное подчинение Москве выступило менее 10 человек. Однако митрополит Евлогий закрывал глаза на очевидное. Уверенный в чудесном превращении людоедского государства в новую Российскую империю, митрополит Евлогий не хотел слушать никаких возражений и настойчиво требовал присоединения к Московской Патриархии. Священник Евграф Ковалевский записал в своем дневнике: «Никогда я не слышал такой бессвязной и в то же время не соответствующей моменту беседы. Тут были анекдоты о старушках, плач и умиление от встречи с советской девушкой, которая сохранила за 20 лет девство, но и призыв все бросить и ехать туда, так как только там – работа. Самое скверное, что Владыка чернил наше зарубежное дело, говоря о полной денационализации, которой не существует, о переходе молодежи в католичество, что – настоящая ложь, и т.д. Для чего это? Впечатление очень тяжелое и смутное. » Примите нас, бедных родственников, к себе», – вот его вывод». Когда стало понятно, что подавляющее большинство собравшихся присоединяться к Московской Патриархии не хочет, митрополит Евлогий «обиженно-упрямым голосом» сказал, что в Церкви все вопросы решает не паства, а епископ, тем более что переговоры почти закончены. Последнее заявление вызвало немалое удивление – о переговорах все услышали впервые 938 . В тот же день поздно вечером в покоях митрополита в присутствии только самых близких лиц митрополит Евлогий написал письмо Патриарху Алексию I с просьбой о принятии в Московский Патриархат. Там же был написан акт о воссоединении митрополитом Николаем по «общепринятому церковному чину» митрополита Евлогия и двух его викариев – архиепископа Владимира (Тихоницкого) и епископа Иоанна (Леончукова). В документе имелось указание, что достигнута устная договоренность о воссоединении со Вселенским Патриархом Вениамином 939 . 1 сентября в Александре-Невском соборе митрополит Николай сослужил с митрополитом Евлогием, митрополитом Серафимом (Лукьяновым), принятым из РПЦЗ, епископом Иоанном (Леончуковым) и сонмом духовенства. Непосвященному человеку могло показаться, что объединение состоялось. Более искушенные в церковной политике прихожане так не считали. Странностей во время богослужения было немало. Во-первых, никакой объединительный документ перед богослужением зачитан не был, во-вторых, во время проповеди митрополит Николай также ни слова не сказал о подписанном три дня назад документе, а расплывчато призывал соединиться с родиной и приглашал иерархов посетить Россию 940 . В довершение ко всему на литургии поминались два Патриарха – Константинопольский и Московский 941 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце второй мировой войны митр. Евлогий пытался возобновить отношения с Московским Патриархатом. В сер. марта 1945 г. в храмах Экзархата было установлено поминовение наряду с именем К-польского Патриарха имени Патриарха Московского Алексия I . Во время посещения Парижа в авг.-сент. 1945 г. делегацией Московского Патриархата во главе с Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем) митр. Евлогий и его викарии подписали обращение к Патриарху Алексию I с просьбой принять их вместе с приходами под свой омофор. 7 сент. Свящ. Синод РПЦ вынес постановление о воссоединении управляемых митр. Евлогием приходов с Русской Церковью и их сохранении в качестве Западноевропейского Экзархата РПЦ . Воссоединение с Московским Патриархатом было осуществлено во многом благодаря настойчивости и авторитету митр. Евлогия вопреки настороженному отношению к этому большинства прихожан. Не был до конца урегулирован и вопрос о выходе Экзархата из юрисдикции К-польского Патриархата. 1 окт. 1945 г. митр. Евлогий обратился к К-польскому Патриарху Вениамину I с сообщением, что воссоединение его паствы с Московским Патриархатом уже предрешено, но «формы нашего подчинения, управления и дальнейших при этом взаимоотношений со Вселенским Престолом еще не выяснены». 4 нояб. Патриарх Московский Алексий I сообщил К-польскому Патриарху об осуществившемся присоединении к РПЦ Западноевропейского рус. Экзархата и просил на это благословения К-польской Патриархии. Однако митр. Евлогий не получил отпускной грамоты от К-польского Патриарха, а 14 февр. 1946 г. Вениамин I благословил западноевроп. рус. приходы до окончательного решения вопроса об Экзархате возносить за богослужением и свое имя. 8 авг. 1946 г. митр. Евлогий скончался. 14 авг. прибывший в Париж на похороны Ленинградский митр. Григорий (Чуков) вручил старшему из архиереев Экзархата архиеп. Владимиру (Тихоницкому), вступившему на основании завещания митр. Евлогия во временное управление Экзархатом, указ Свящ. Синода от 9 авг. о формальном и фактическом прекращении временной юрисдикции К-польского Патриархата над западноевроп. приходами и о назначении экзархом митр. Серафима (Лукьянова), ранее возглавлявшего Западноевропейскую епархию РПЦЗ. Архиеп. Владимир отказался выполнить указ, сославшись на отсутствие предписаний из К-поля, и тем самым признал Экзархат по-прежнему зависимым от К-польского Патриархата. Тем не менее 15 авг. архиеп. Владимир подтвердил указом необходимость поминать за богослужением имена и К-польского, и Московского Патриархов.

http://pravenc.ru/text/182573.html

Владимирская церковь связана с памятью одного выдающегося жителя Вятки - архиепископа Вениамина (Тихоницкого), который несколько десятилетий служил в этом храме приходским священником, пережил в 1936 г. закрытие и разрушение храма, претерпел со всем вятским духовенством период жестоких гонений на Святое Православие. К началу Великой Отечественной войны в Кировской области осталось всего 6 действующих церквей. Приняв в декабре 1942 г. сан епископа, владыка Вениамин возглавил Вятскую епархию и стал по крупицам собирать церковные силы. Когда весной 1957 г. он скончался и был в Серафимовской церкви, в области было уже 80 действующих церквей. 23 сентября 1918 г. президиум Кировского горсовета переименовал Владимирскую улицу в улицу Карла Маркса. При здесь Карл Маркс? 17 сентября 2004 г. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Зерна евангельской проповеди, посеянные вятскими архиереями и священниками на добрую почву приходской жизни, принесли обильные плоды в конце XIX — первой половине XX века, когда Вятская земля украсилась сонмом святых и подвижников благочестия. Среди них — местночтимые святые Вятской епархии преподобный Стефан Филейский (+1890), известный своими духовными сочинениями, и его ученик преподобный Матфей Яранский (+1927), а также новомученики и исповедники Российские — священноисповедник Виктор, епископ Глазовский и священномученики пресвитеры Михаил (Тихоницкий), Николай (Подьяков), Виктор (Усов) и Прокопий (Попов), святая мученица Нина (Кузнецова). 1930-е годы стали для Вятской епархии временем суровых испытаний. В декабре 1937 года во внутренней тюрьме НКВД г. Кирова был расстрелян управляющий епархией архиепископ Кировский и Слободской Киприан (Комаровский). К началу 1941 года действующими на территории епархии оставались только 9 церквей. Многие древние храмы были уничтожены после переименования в 1934 года Вятки в Киров, в том числе взорван уникальный Александро-Невский собор, в котором его автор — архитектор А.Л. Витберг воплотил свой проект московского Храма Христа Спасителя. Возрождение епархии началось в годы Великой Отечественной войны с назначением на вдовствующую кафедру архиепископа Вениамина (Тихоницкого), при котором число действующих храмов возросло до 80. Однако в 1958 году это церковное возрождение было прервано хрущевскими гонениями, в результате которых к концу 1964 года более 45 вятских церквей были вновь закрыты и разорены. Новый этап церковного возрождения начался в конце 1980-х годов и связан с именем ныне покойного митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа . Возродилась богослужебная жизнь более чем в 120 вятских храмах. Восстановлена главная святыня епархии — Успенский Трифонов монастырь, который в 1994 году впервые в истории Вятской земли посетил приснопамятный Предстоятель Русской Православной Церкви — Святейший Патриарх Алексий II . В 1991 году была возобновлена деятельность Вятского духовного училища. С 1996 года в г. Вятке (Кирове) ежегодно проводятся Свято-Трифоновские образовательные чтения, в 1998 году открыта Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского.

http://patriarchia.ru/db/text/1413525.ht...

«Дети наши в армии французов, – говорил Карташев, – ...получают французские ордена военного креста. Это политическая трагедия, которая могла бы разразиться и тем, что им пришлось бы и воевать против России. Мы можем существовать только как экзархат, заграничный экзархат. Юридически мы иностранцы для Москвы. У меня в руках только что было письмо от лондонского настоятеля. У него в приходе восемьдесят процентов британских подданных». 447 Стенограмма заседания показывает, что у выступающих были серьезные основания опасаться за само существование экзархата. Бесспорно, было в экзархате и понимание того, что подчинение Московской Патриархии, несмотря на красивые слова о прекращении гонений, будет означать подчинение богоборческому государству. Собрание подтвердило, что далеко не все согласны признать над собой власть Московской Патриархии. Кроме того, митрополиту Евлогию должно было быть известно, что примерно половина его приходов отказывалась поминать на богослужениях Патриарха Алексия. 448 Понятно, что соглашаться на единство в таких условиях было опрометчиво. Сам митрополит Евлогий до этого прислушивался к мнению епархиального совета, особенно когда ему это было выгодно. Так было, например, в середине 1930-х гг., когда митрополит Евлогий отказался от объединения с РПЦЗ, сославшись на мнение епархиального совета. Теперь же митрополит Евлогий не собирался спрашивать чьего-либо совета. Убежденный в перерождении большевистской власти, митрополит решил подписать акт об объединении в срочном порядке. Собрание завершилось в 19 часов 38 минут. 449 По его окончании в узком кругу митрополит Евлогий написал письмо Патриарху Алексию I с просьбой принять экзархат в состав Московского Патриархата, «покрыв любовью... разобщение с Матерью Русской Православной Церковью». Вслед за тем в покоях митрополита был составлен акт о воссоединении митрополитом Николаем по «общепринятому церковному чину» митрополита Евлогия и его викариев – архиепископа Владимира (Тихоницкого) и епископа Иоанна (Леончукова). Здесь же содержалось указание, что о соединении имеется словесная договоренность со Вселенским Патриархом Вениамином. Акт был подписан митрополитом Евлогием, его викариями, а также протоиереями Павлом Цветковым и Петром Филоновым. 450 В данном случае ни от митрополита Евлогия, ни от викариев – архиепископа Владимира и епископа Иоанна, ни от рядового духовенства покаяния «в расколе» никто не требовал, хотя основания к тому можно было найти – митрополит Евлогий в 1931 г. был запрещен митрополитом Сергием (Страгородским) в священнослужении. 451

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. был уволен на покой. Ежедневно совершал богослужения, кроме литургии, в занимаемой им комнате в коммунальной квартире. Указом 23 сент. 1946 г. архиеп. Кировского и Слободского Вениамина (Тихоницкого) Г. в качестве нештатного клирика получил право совершать праздничные богослужения в Успенской ц. Молотовска, в тот же день Г. получил регистрацию в качестве нештатного клирика Успенской ц. в органах гос. власти (разрешение на возобновление богослужений в храме было получено 13 июля 1946). Отпевание Г. совершил архиеп. Вениамин 20 февр. 1947 г. в Успенской ц. Молотовска. (В справке о регистрации Г., возвращенной в Кировский облисполком (ГА Кировской обл. «Наблюдательное дело Успенской православной церкви города Нолинска. Нач. 12 июня 1946»), указана неверная дата кончины архиерея - 19 марта 1947.) Арх.: ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 88. Л. 56 [Послужной список Г. от 10 нояб. 1931]; Д. 88. Л. 65 [Рапорт 322 временно управляющего Вятской епархии Котельнического еп. Никифора митр. Сергию. 8 апр. 1929]; Д. 46. Л. 17 [Распоряжение 291 еп. Никифора благочинным Нолинского округа. 1 апр. 1929]; Д. 46. Л. 25 [Донесение 8 Г. еп. Никифору. 7 апр. 1929]; Д. 46. Л. 27-28 [Сведения о Г.]; Д. 105. Л. 83-85 [Прошение еп. Никифора митр. Сергию. 22 февр. 1929]; Д. 1. Л. 205 [Указ МП 1199. 13 июня 1932]; Д. 1. Л. 228 [Указ МП 715. 8 мая 1934]; Д. 96. Л. 16 [Список викариатств Кировской епархии]; Д. 99. Л. 93 [Вятский временный епарх. совет. Книга входящих бумаг на 2 янв. 1929-19 сент. 1934]; Д. 105. Л. 142 [Докладная записка прот. Александра Серебреникова Вятскому и Слободскому архиеп. Евгению (Зёрнову). 12 апр. 1934]; Д. 105. Л. 147 [Распоряжение архиеп. Евгения Г.]; Д. 105. Л. 143-144 [Рапорт Г. архиеп. Евгению. 8 мая 1934]; Д. 216. Л. 7-8 [Ответ Г. на запрос архиеп. Киприана (Комаровского). 18 июля 1935]; Д. 262. Л. 54 [Рапорт 280 архиеп. Киприана митр. Сергию (Страгородскому). 20 апр. 1937]; Д. 262. Л. 89 [Рапорт 532 Кировского временного епарх. совета митр. Сергию (Страгородскому)]; Д.

http://pravenc.ru/text/164251.html

Глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан вознес молитвы о мире и благоденствии Казахстана у святынь Вятской земли 6 июля 2019 г. 15:01 5 июля 2019 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и с доброго согласия митрополита Вятского и Слободского Марка , митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил паломничество к святыням Вятской земли. Вятка — малая Родина митрополита Александра. С 1983 по 1989 год владыка являлся клириком Кировской епархии и помощником архиепископа Кировского и Слободского Хрисанфа (Чепиля ; † 2011) (впоследствии — митрополит Вятский и Слободской), а с 1986 по 1989 год нес послушание секретаря Кировского епархиального управления. Глава Казахстанского митрополичьего округа посетил Серафимовский собор, где поклонился одной из главных святынь Вятской земли — чудотворному списку с явленной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Чтимый образ Царицы Небесной на Вятку привез архиепископ Иона (Баранов) в 1675 году из Успенского-Тихвинского монастыря, где был настоятелем в 1668-1675 годы. Также владыка отслужил заупокойную литию по почившим вятским святителям — архиепископам Мстиславу (Волонсевичу; †1978) и Вениамину (Тихоницкому; †1957), погребенным в крипте Свято-Серафимовского собора. Архипастырь пообщался со священнослужителями храма, в числе которых старейшие клирики Вятской митрополии  — митрофорный протоиерей Серафим Исупов и митрофорный протоиерей Симеон Петров. Митрополита Александра прибыл поприветствовать руководитель церковно-исторического центра Вятской епархии, заведующий Вятским епархиальным архивом протоиерей Андрей Дудин. Построенный на средства вятских купцов в начале XX века, Свято-Серафимовский собор в советские годы был единственным в Кирове действующим храмом. Первым настоятелем храма стал выдающийся духовный просветитель начала ХХ века, видный общественный деятель протоиерей Терентий Широких (†1918). 1 августа 1983 года, в престольный праздник собора, будущий владыка Александр был рукоположен приснопамятным митрополитом Хрисанфом в сан диакона. В том же году его назначили ключарем кафедрального собора. В 1986 году по благословению владыки Хрисанфа протоиерей Александр Могилев осуществляет смелый и рискованный план: нелегально, без должных разрешений, по ночам, в единственной церкви Кирова им ведется и успешно завершается строительство нижнего храма в честь преподобного Трифона Вятского .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010