Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Риге состоялась презентация сборника «Латвийский православный хронограф» 26.02.2017 21 февраля 2017 года в академической библиотеке Латвийского университета по благословению митрополита Рижского и всея Латвии Александра состоялась презентация сборника «Латвийский православный хронограф», выпущенного в свет Синодом Латвийской Православной Церкви Сборник вышел во второй раз. Презентация первого выпуска состоялась в 2015 году на конференции «Церковь, семья и школа». Книга вызвала живой интерес как в среде православных верующих, так и в латвийском обществе в целом, потому что сборник представляет собой собрание статей ведущих историков, культурных и общественных деятелей страны и посвящен развитию и укреплению Православия в Латвии. «Латвийский православный хронограф» открывается статьей митрополита Александра, посвященной жизни и архипастырской деятельности первого епископа-латыша Александра (Заккиса) . Также в сборнике представлены публикации о жизни Латвийской Православной Церкви и ее Предстоятеле начала XX столетия — архиепископе Рижском и Латвийском Иоанне (Поммере) , интервью с потомком известного латвийского общественного деятеля Елпидифора Тихоницкого, мемуары Константина Климова, брата художника Евгения Климова, и воспоминания историка Татьяны Павеле. Сборник снабжен также историческими и архивными комментариями и редкими фотографиями. На презентацию были приглашены представители духовенства и миряне Латвийской Православной Церкви, историки, культурные и общественные деятели страны, руководители книжных издательств и магазинов Риги, журналисты. От имени митрополита Александра присутствовавших приветствовал протоиерей Олег Пелевин, выразивший надежду, что новая книга непременно найдет путь к сердцу читателя. Он также отметил, что издание сборника стало выдающимся событием в духовной и общественной жизни Латвии. Директор академической библиотеки Латвийского университета Вента Коцере в своем приветственном слове отметила, что библиотека всегда рада помочь исследовательской деятельности, а научный редактор «Хронографа» Татьяна Фейгмане поблагодарила владыку Александра за предоставленную латвийским ученым возможность опубликовать свои труды в этом сборнике. Также Татьяна Фейгмане отметила, что все материалы издания опубликованы впервые, что делает книгу ценным историческим источником. На презентации присутствовали заинтересованные в сотрудничестве потенциальные авторы «Латвийского православного хронографа», что позволяет надеяться на скорейшее издание третьего сборника. В благодарность за усердные труды во славу Святой Церкви Татьяна Фейгмане и постоянный автор «Латвийского православного хронографа» историк Сергей Цоя были награждены благословенными архиерейскими грамотами. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 27.02.2017 07:38:59

http://drevo-info.ru/news/22006.html

Старец Федор Томский 5 июля – день знаменательный для Томска, торжественный. В этот день в 1995 году были обретены святые мощи угодника Божия праведного Феодора Томского, или, как еще называли при жизни и называют до сего дня, Феодора Кузьмича. Традиционно в этот день в Казанском храме Богородице-Алексиевского монастыря, где покоятся мощи святого, служится праздничная Божественная литургия. В этом году ее совершали митрополит Томский и Асиновский Ростислав в сослужении двух епископов. Но я-то хочу рассказать вот о чем. В ноябре 1990 года совершенно неожиданным образом я, молодой священник Покровского собора города Барнаула, оказался во Франции, в Париже. Знакомый священник из Александро-Невского собора на улице Дарю пристроил меня на несколько дней в комнату одного из двух жилых домов, расположенных на территории собора. А по соседству с моей комнатой находилась келья двух стареньких монахинь – родных сестер Агнии и Екатерины, которые были духовными чадами митрополита Владимира (Тихоницкого), экзарха Западноевропейского Экзархата русских православных приходов. Им тогда уже было лет за восемьдесят. Когда они узнали, что я священник из России, да еще из Сибири, то позвали меня к себе в гости, чтобы расспросить о том, как живут русские люди в российской глубинке. Первое, что я увидел, когда зашел в их келью, – висевший на стене эскиз знаменитого портрета императора Николая II, принадлежащего кисти Валентина Серова. Мы говорили на самые разные темы, в том числе затронули и тему монархического строя. Матушки спросили, как я отношусь к монархии, и я ответил, что считаю себя монархистом. – А слышали ли вы о старце Феодоре Томском ? – Конечно! – ответил я. – В Томске это местночтимый святой, православные христиане в Сибири любят старца Феодора Кузьмича и молятся ему. Император Александр I у преп. Серафима Саровского – А знаете ли вы, что о Феодоре Кузьмиче говорят, что он – Император Александр I Благословенный, одержавший победу над Наполеоном?! – И это тоже знаю. Среди портретов членов царской семьи было и изображение сибирского старца. Государь указал на него: «Вот вам мой ответ»

http://pravoslavie.ru/105211.html

В Париже совершена панихида по архиепископу Георгию (Тарасову) Париж, 23 марта 2006 г . Архиепископ Георгий (Тарасов) В среду 22 марта в Александро-Невском соборе в Париже была совершена панихида по архиепископу Георгию (Тарасову), 25-летие кончины которого отмечалось в этот день. Утром того же дня панихида была совершена на его могиле, в крипте храма при русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. С 1960 г . по 1981 г . архиепископ Георгий возглавлял Экзархат – позднее архиепископию – западноевропейских русских приходов в составе Константинопольского Патриархата. Архиепископ Георгий (в миру Георгий Васильевич Тарасов) родился 14 апреля 1893 года в Воронеже. Получил диплом инженера-химика. Во время Первой мировой войны он вступает добровольцем в ряды военно-воздушных сил. В 1916 году его направляют на Западный фронт изучать принципы, применяемые французской авиацией. После революции он остается на Западе и вступает в ряды бельгийских ВВС. После демобилизации работает по инженерной специальности на производствах. В 1928 году Георгий Васильевич рукополагается в диакона, через два года – во пресвитера. Когда в 1931 году митрополит Евлогий (Георгиевский) прерывает административные отношения с митрополитом Сергием (Страгородским) и на временной основе принимается под омофор Константинопольского Патриарха, иерей Георгий следует за ним. В 1932 году от тяжкой болезни безвременно скончалась жена будущего архиепископа Георгия. В 1933 году он принимает монашество. В 1940 году – назначается настоятелем Брюссельского Пантелеимонова храма. Во время немецкой оккупации отец Георгий подвергается нескольким арестам и допросам. В 1945 году в ответ на ходатайство митрополита Евлогия и его викариев был составлен Акт о воссоединении с Московским Патриаршим престолом. Несмотря на это, после кончины митрополита Евлогия приходы, составлявшие Экзархат, отказываются сохранить каноническую связь с Матерью-Церковью и решают остаться в составе Константинопольского Патриархата на прежних основаниях. В 1953 году отец Георгий был избран викарным епископом митрополита Владимира (Тихоницкого), возглавлявшего тогда эти приходы. Архиерейская хиротония состоялась 4 октября 1953 года, епископу Георгию был дан титул Сиракузского.

http://pravoslavie.ru/16762.html

После кончины митрополита Евлогия 8 августа 1946 г. значительная часть клира и паствы Архиепископии приняла решение вернуться в состав Константинопольского Патриархата под руководством архиепископа (впоследствии митрополита) Владимира (Тихоницкого). До 2018 г. приходы пребывали с временным перерывом в подчинении Константинопольскому Патриархату под разными наименованиями, наиболее известное из которых — Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции. 27 ноября 2018 г. Синод Константинопольского Патриархата принял решение о роспуске Архиепископии. 23 февраля 2019 г. на своей генеральной ассамблее клир и миряне Архиепископии подавляющим большинством проголосовали за сохранение архиепархии как отдельной церковной структуры. 7 сентября 2019 г. на чрезвычайном собрании Архиепископии большинство делегатов высказалось за присоединение к Московскому Патриархату, однако предусмотренных действующим уставом двух третей голосов не набралось. Архиепископ Иоанн (Реннето) продолжил совещания с духовенством, в результате которых 14 сентября направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу обращение, в котором сообщил о стремлении большинства клириков и приходов Архиепископии сохранить ее существование в составе Русской Православной Церкви и попросил о своем присоединении к Московскому Патриархату вместе с желающими последовать за ним клириками и приходами. 14 сентября Священный Синод Русской Православной Церкви  рассмотрел  обращение архиепископа Иоанна. Члены Священного Синода, обсудив это обращение посредством способов удаленной связи, постановили принять архиепископа Иоанна в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление. Архиепископу Дубнинскому Иоанну было поручено управление упомянутыми приходами ( журнал 122 ). Члены Священного Синода также постановили по получении обращения от собрания представителей приходов Архиепископии иметь дополнительное суждение для определения канонической формы их организации, исходя из исторически сложившихся особенностей епархиального и приходского управления, а также богослужебных и пастырских традиций, установленных митрополитом Евлогием с учетом условий существования возглавляемого им церковного удела в Западной Европе.

http://patriarchia.ru/db/text/5510391.ht...

Итогом этой большой работы стало то, что десять лет назад, в 2007 году, когда отмечалось 350-летие Вятской епархии, был учрежден новый праздник – празднование Собору Вятских святых, которое ежегодно совершается 21 октября, в день памяти преподобного Трифона Вятского. Нам довелось быть участниками прославления преподобного Матфея Яранского (1997), святителя Виктора (Островидова, 2000), преподобного Стефана Филейского (2002), священномученика Михаила Тихоницкого (2003), потомки которого ныне живут во Франции, но также служат Матери-Церкви и ежегодно посещают свою историческую родину – Вятский край. В настоящее время комиссией собраны материалы к канонизации святителя Ионы, который в конце XVII века своими трудами фактически создал Вятскую епархию, а также священномучеников, которые пострадали в 1918 году в северных районах Вятской губернии, когда там после объявления красного террора местные карательные отряды начали брать заложников и убивать людей. Убежден, что забывать об этом нельзя, и люди, которые в это страшное время пребыли в Церкви до конца, достойны благодарной памяти потомков.   Люди шли через поля ночью, чтобы быть на службе Моя диссертация посвящена периоду хрущевских гонений на Вятской земле. Начав работать в администрации области в должности уполномоченного, я унаследовал два сейфа от пола до потолка, полностью забитые документами. И вот четыре года, пока работал, я эти документы разбирал. В итоге всей этой работы мы сформировали 135 дел и сдали их в государственный архив. И на основе этих материалов и была написана моя диссертация. Я был поражен, как тогда, в 60-е годы государство обрушилось на бабушек и дедушек, которые вынесли на плечах годы войны, годы восстановления страны после войны лишь потому, что они были верующими. Мы до сих пор недооцениваем тот удар, который был нанесен Церкви именно при Хрущеве. В Кировской области тогда власти запретили священникам в период сельскохозяйственных работ служить днем, а верующим соответственно посещать службы.

http://pravmir.ru/dazhe-v-usloviyah-zhes...

17 июня 1953 г. хиротонисан во епископа Кампанского, викария экзарха Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов К-польского Патриархата. М. был викарным архиереем при митр. Владимире (Тихоницком) , позднее при архиеп. Георгии (Тарасове). При митр. Владимире он входил в Епархиальный совет и был избран его председателем, стал во главе просветительной деятельности епархии, но всегда оставался чуждым политики. Главным делом М. были молитва и забота о духовных нуждах паствы. В 1951 г. впервые посетил Палестину, поклонился святыням, был принят Иерусалимским патриархом. В авг. 1952 г. возглавил 1-е паломничество русских эмигрантов на Святую землю. По возвращении его участники образовали с благословения М. Содружество паломников, целями которого стали помощь рус. мон-рям и храмам, Александровскому подворью и Вифанской школе сирот на Св. земле, сбор пожертвований. Содружество устраивало концерты и доклады с демонстрацией фильмов о паломничествах, под редакцией М. в подвале аньерского дома с нояб. 1953 г. на ротапринте печатался «Паломнический листок». В 1958 г. был издан краткий путеводитель по Св. земле. Позднее вышел «Спутник паломника» с текстами песнопений для каждого святого места. М. предложил учредить стипендии для молодежи, чтобы она смогла принять участие в паломничествах на Св. землю. Представителем молодежи в Содружестве паломников был регент Михаил Фортунато. Т. о., М. восстановил прерванную в 1914 г. традицию паломничества рус. правосл. людей на Св. землю. В 1954-1972 гг. состоялось 18 паломничеств. М., желавший умереть на Пасху, скончался в Великую субботу 1974 г. Похоронен в крипте ц. Успения Пресв. Богородицы в Сент-Женевьев-де-Буа рядом с митрополитами Евлогием и Владимиром. Памятник М. с надписью «от благодарных паломников ко Гробу Господню» установлен в приходском саду в Аньер-сюр-Сен. Посмертно награжден почетным знаком-орденом Императорского Православного об-ва 1-й степени. Соч.: Немного о многом: Слова и поучения (1932-1972). П., 1973; Пастырские наставления. П., 1976; Les fêtes ecclesiales. Bussy-en-Othe, 1997; Пастырские наставления: Духовное наследие архипастыря храма Христа Спасителя во Франции/Под ред. Н. Н. Визжилина. М., 2000.

http://pravenc.ru/text/2563118.html

В 1925 году Лев Жилле приносит постоянные монашеские обеты. Митрополит Андрей рукополагает его в священники. Рукоположение, как он пишет матери, происходит «не по униатскому обряду, а по правилам великого схизматического монастыря Киево-Печерской Лавры». С Лаврой, которую он никогда не увидит, отец Лев считает себя связанным навеки. В этот период идея соединения Церквей на путях встречи восточного и западного (прежде всего бенедиктинского) монашества овладевает им окончательно. Мечта не просто о возвращении Восточных Церквей под эгиду Рима, но о восстановлении видимого общения между ними на равных требует активной проповеди, своего рода миссионерства примирения, на котором он настаивает «вовремя и не вовремя». Для Рима той поры – совсем «не вовремя». В январе 1928 года выходит энциклика папы Пия XI Mortalium Animos, в котором прямо, твердо и однозначно провозглашалась традиционная католическая доктрина относительно единства Церкви, папы, спасения и отколовшихся сообществ. «Экуменистов» того времени (термин еще не вполне устоялся), иронически называемых «панхристианами», энциклика безоговорочно осуждает. Движение «панхристиан», основанное на современном гуманизме и ложно понятом понятии любви, объявляется грехом против Духа Святого. Никаких иных путей к единству, кроме возвращения к единому стаду и единому пастырю, Небом и Римом тогда не было предусмотрено. (И сегодня вся аргументация против экуменизма в православном мире кажется иногда повторением в разбавленном виде той же стройно аргументрованной энциклики 1928 года. Разве лишь с заменой нескольких конфессиональных слов и латинской четкости на полемику «с пеной на губах»). Римская жесткость вызывает у отца Льва кризис веры. Мечта о единстве отныне попрана и раздавлена. Он подумывает отказаться от всего, чем жил до той поры – священства, монашества, рясы, и уйти в мир «вольным верующим». В Ницце, где он переживает кризис, поставивший его на грань разрыва с Католической Церковью, отец Лев встречает православного архиепископа Владимира Тихоницкого, близкого сотрудника митрополита Евлогия Георгиевского, в то время главы Западно-европейского Экзархата Московской Патриархии (вынужденный их отход от Москвы и присоединение к Константинополю произойдут двумя годами позднее). Наконец он видит настоящего, т.е. не книжного, подлинного русского монаха, живущего молитвой. Встречи с людьми часто определяют самый существенный наш выбор. Отец Лев находит наконец ту веру, ту духовность, тот тип людей, которые он всегда искал. Но что скажет его друг, наставник, сыгравший такую роль в его жизни, митрополит Андрей Шептицкий?

http://bogoslov.ru/article/2500350

В эмиграции поднялось сильнейшее возмущение. Положение сторонника митрополита Сергия владыки Евлогия стало тягостным. Опять зазвучали голоса, требующие немедленного разрыва с Москвой. Но и на этот раз митрополит Евлогий со смирением и пониманием отнесся к новому шагу Москвы и смог удержать от раскола свою паству. “Я старался защитить его (митрополита Сергия), — пишет митрополит Евлогий, — говорил, что его слова не ересь, не грех церковного порядка, не отпадение от веры, а поступок политический, и что нам все же лучше от Москвы не отрываться Поддерживать связь с Москвою стало трудно и успокоить негодующую паству, взывая к ее состраданию, невозможно” 11 . Русское духовенство за рубежом с начала 30-х годов стало активно участвовать в мероприятиях инославных экуменических организаций. Митрополит Евлогий с подведомственным ему духовенством видели в этих контактах прежде всего возможность свидетельствовать о Православии инославным, а также получить моральную и материальную помощь церковных и общественных деятелей международного масштаба для русских заграничных приходов. Но главной их целью было облегчение положения Церкви в СССР. Однако случилось так, что участие митрополита Евлогия в 1930 году в Англии в межконфессиональных молениях за гонимых верующих в СССР привело к полному разрыву с Москвой. Митрополит Сергий потребовал от митрополита Евлогия обещания не повторять подобные мероприятия, осудить поездку в Англию и впредь не вмешиваться в политику. На что Евлогий отвечал, что участвуя в молениях, он выполнял свой долг молиться за гонимых, “что моление в Англии имело не политический, а религиозный характер: это был протест религиозной и вообще человеческой совести против страшных гонений на Церковь в советской России…”. Вскоре митрополит Сергий своим Указом 1518 от 11 июля 1930 года уволил митрополита Евлогия от управления Русской Церковью в Западной Европе с предписанием передать все епархиальные дела архиепископу Владимиру (Тихоницкому). Но последний принять назначение отказался и послал в Москву соответствующее заявление 12 .

http://pravmir.ru/zapadno-evropeyskiy-ek...

В городе Орлове его направили служить в маленький Вознесенский храм на кладбище. Существует поэтическое описание Пасхальной службы отца Михаила, оставленное его сыном, в котором особенно обращает на себя внимание то, что по окончании крестного хода старый священник, стоя на паперти и обращаясь к могилам, проникновенно говорит: “И вы, сущие во гробех, – Христос воскресе!”. Другой его сын, митрополит Владимир, писал, что отец его был “монахом не по званию, а по жизни” и ежедневно в 6 часов служил утреню и Литургию, проходя до храма две версты во всякую погоду, а сразу после богослужения отправлялся преподавать. В 1913 году в связи с празднованием трехсотлетия дома Романовых отец Михаил был определен служить в Казанско-Богородицком соборе города Орлова. Будучи духовником городского духовенства и благочинным, он не оставлял преподавания в гимназии. 15 февраля 1918 г. отец Михаил читал за Божественной литургией послание Святейшего Патриарха Тихона, в котором говорилось: “Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые распри. А вы, братия архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых прав Церкви Православной”. Отец Михаил увидел в послании Святителя стремление к миру между людьми, а гонители-богоборцы увидели, что народ обретает в пучине гонений своего кормчего, отца и молитвенника. Уже вечером того же дня отец Михаил был посажен под домашний арест, а через два дня его дело было передано в трибунал. Обвиняемый не признал себя виновным в “контрреволюции”, а свидетели обвинения наперебой защищали его, рассказывая о его щедрости к бедным и бескорыстии. 28 февраля трибунал признал протоиерея Михаила Тихоницкого виновным в контрреволюционном выступлении, объявил общественное порицание и предупредил о недопустимости “агитации контрреволюционного характера”. Отец Михаил после заключения служил Богу и людям полгода. Хотя здоровье его сильно пошатнулось, ослабело сердце, но он все так же ревностно посещал больных, помогал нищим, заботился о заключенных. В начале сентября ЧК устроила обыск у него на квартире; изъяты были семь чайных серебряных ложек, столовая серебряная ложка и золотое чайное ситечко… огромные богатства скопил протоиерей Михаил за свою долгую жизнь! Ничего подозрительного обнаружено не было, и тогда чекисты устроили провокацию: батюшке предложили уехать из города (он повиновался), а на следующий день выписали ордер на арест и сделали вид, что он бежал от “правосудия”! Обыск никаких результатов не дал, тем не менее отца Михаила арестовали вместе с хозяином дома, где он остановился на пути, и с одной женщиной по обвинению в пресловутой контрреволюционной деятельности без всяких уточнений. И менее чем через две недели последовал приговор к расстрелу, а тем же вечером приговор был приведен в исполнение. По дороге на казнь батюшка пел Пасхальный канон, утешал тех, кого вели вместе с ним, молился и о конвойных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С 1947 по 1950 год в этом храме служил протоиерей Иоанн Бекиш. Вскоре, по причине многочисленности обитателей лагеря, ему в помощь в Серен был послан священник Матфей Андрущенко. Но и вдвоем они не справлялись с окормлением все возрастающей паствы. В мае 1949 года Бельгию посетил митрополит Владимир (Тиховницкий) . Современник писал об этом событии: «Особую радость русским шахтерам в Бельгии доставил приезд в мае 1949 г. митрополита Владимира (Тихоницкого). Он посетил рабочий поселок в Форши, приход в городе Серене… Всюду русские люди обращались за помощью к митрополиту Владимиру, чтобы он помог облегчить их тяжелую участь». После приезда владыки в Льеже, Серене и ближайших шахтёрских поселках служили уже четыре православных священника и один диакон: протоиереи Валент Роменский, Александр Феохари, Иоанн Бекиш, Матфей Андрущенко и диакон Михаил Милонов. То есть, Льеж в те годы стал одним из активных центров русской церковной жизни в Бельгии. Льеж, 1949 г. Сидят, слева направо: прот. Валент Роменский, митр. Владимир (Тихоницкий), архим. Савва (Шимкевич, секретарь Русского экзархата). Стоят: протод. Пётр Светловский, прот. Александр Феохари, прот. Фёдор Устюченков, свящ. Иоанн Плаксин, прот. Иоанн Харченко, прот. Владислав Куликов, прот. Иоанн Бекиш, прот. Матфей Андрущенко, диакон Михаил Апостолов (Милонов).      На следующей фотографии запечатлён священник Матфей Андрущенко с группой певчих. Фотография сделана в Серене в 1948-1949 годах. По этой фотографии можно определить, что основную часть перемещенных лиц составляли молодые люди, горожане и жители сельской местности, насильственно вывезенные из Восточной Европы на работы в Третий рейх.    Заключение На многих шахтах угольного бассейна Льеж-Серен работали русские военнопленные, а позже и оставшиеся в Бельгии бывшие граждане СССР, угнанные на работы в Западную Европу. Поэтому исторически обосновано возвести мемориальный храм около одного из бывших концентрационных лагерей, как дань памяти всем православным, страдавшим или погибшим и здесь, в Серене, и во всей Бельгии. Сооружение такого храма напомнит и о человеколюбии бельгийцев, помогавшим советским военнопленным, а после войны приютившим в своей разорённой стране десятки тысяч людей, не желавших возвращаться в Советский Союз. Таким образом, это будет памятник нравственному подвигу двух народов, не смирившихся перед ужасами нацизма, памятник их взаимной симпатии, гуманизму и христианским чувствам, которые они сохранили в те годы суровых испытаний.

http://pravoslavie.ru/62721.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010