Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ образован в сент. 1945 г. в связи с возвращением в юрисдикцию Московского Патриархата общин, ранее пребывавших в Западноевропейском Экзархате русских приходов К-польского Патриархата ; включал приходы РПЦ на территории ряда западноевроп. гос-в, а также в Сев.-Зап. Африке. В нач. ХХ в. рус. правосл. приходы в Зап. Европе находились в подчинении С.-Петербургских (Петроградских) архиереев. 8 апр. 1921 г. Патриарх Московский и всея России св. Тихон предписал считать русские правосл. церкви в Зап. Европе «вплоть до восстановления правильных и беспрепятственных сношений с Петроградом» под упр. находившегося в эмиграции Волынского архиеп. Евлогия (Георгиевского ; с янв. 1922 митрополит). С кон. 1922 г. митр. Евлогий пребывал в Париже, где была организована временная администрация (епархиальное управление) зарубежных русских приходов, находившихся в каноническом подчинении Московского Патриархата. 10 июня 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в связи с неск. выступлениями митр. Евлогия, трактовавшимися как участие в антисоветских действиях, издал указ об его увольнении от управления западноевроп. приходами и передаче их под временное упр. викарному архиеп. Владимиру (Тихоницкому) . После отказа архиеп. Владимира принять это назначение 24 дек. 1930 г. митр. Сергий поручил временное управление рус. приходами в Зап. Европе Литовскому митр. Елевферию (Богоявленскому ; с 30 апр. 1931 управляющий западноевроп. приходами). Однако большинство приходов остались в подчинении митр. Евлогию и были по его просьбе приняты в февр. 1931 г. под омофор К-польского Патриарха в качестве Экзархата. В марте того же года еп. бывш. Севастопольский Вениамин (Федченков ; с апр. 1932 архиепископ, впосл. митрополит) организовал в Париже Патриаршее подворье с храмом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (Трехсвятительское подворье). Оно стало новым центром русских правосл. приходов в Зап. Европе, сохранивших верность Московской Патриархии. Архиеп. Вениамин исполнял в Париже обязанности викария митр. Елевферия до своего отбытия в 1933 г. в США, где был назначен временным экзархом Североамериканской епархии. В 1937 г. во Франции существовало 3 рус. и 2 франц. прихода Московской Патриархии. Также в каноническом подчинении митр. Елевферия находился приход Московского Патриархата при Владимирской ц. в Берлине. После начала второй мировой войны и кончины митр. Елевферия в дек. 1940 г. западноевроп. русские приходы Московского Патриархата остались без архиерейского окормления.

http://pravenc.ru/text/182575.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Тихоницкий), архиеп. Кировский. Фотография. 1950 г. (Тихоницкий Вениамин Михайлович; 12.10.1869, пос. Ижевский Завод Вятской губ. (ныне Ижевск, Удмуртия) - 2.04.1957, Киров), архиеп. Кировский и Слободской. Из священнического рода, сын сщмч. прот. Михаила Тихоницкого , брат митр. Владимира (Тихоницкого) . В 1890 г. окончил Вятскую ДС по 1-му разряду. 1 авг. 1891 г. Вятским еп. Сергием (Серафимовым) рукоположен во священника к храму в с. Юмском Котельничского у. (ныне с. Юма Кировской обл.), в 1891-1894 гг. был директором и законоучителем юмской церковноприходской школы. 28 июля 1894 г. переведен в клир Александро-Невского собора Вятки. С 1894 г. преподавал естественную историю в Вятском епархиальном уч-ще, Закон Божий и лат. язык - в Вятской общине сестер милосердия. C 1895 г. являлся членом правления эмеритальной кассы духовенства Вятки, с 1897 г.- ее председателем. 17 дек. 1896 г. назначен благочинным церквей города. 1 апр. 1898 г. переведен во Владимирскую ц. Вятки. В 1901 г. назначен членом правления Вятской ДС и жен. епархиального уч-ща, в 1908 г.- управляющим Вятским епархиальным домом. В 1908-1909 гг. свящ. Вениамин прослушал курс естественных наук в СПбДА. Неоднократно участвовал в епархиальных съездах, с 1912 г. избирался депутатом губ. земских собраний. Был награжден орденом св. Анны 3-й степени. После начала первой мировой войны руководил госпиталем в Вятке, участвовал в работе комитета по устройству беженцев. 1 нояб. 1917 г. свящ. Вениамин был назначен членом епархиального совета при Вятском архиерее. В 1921 г. преподавал литургику на пастырских курсах, в том же году награжден Патриархом св. Тихоном правом ношения митры. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. подвергся кратковременному аресту. В нач. 1927 г. по состоянию здоровья уехал в Ленинград, где находился на лечении. После возвращения в Вятку 16 сент. 1927 г. свящ. Вениамин вновь был арестован. Во время следствия от него пытались добиться признания в «контрреволюционных связях», к-рые якобы он поддерживал с «братом белогвардейцем Владимиром - эмигрантом в Ницце во Франции, близким другом и сподвижником, известным русским эмигрантом контрреволюционером Антонием Храповицким», в «использовании легального существования церкви в антисоветских целях», в «участии в организации, действующей в направлении помощи международной буржуазии». Священник виновным себя не признал. По приговору от 23 дек. 1927 г. свящ. Вениамин был освобожден без права проживания в крупных городах, а по дополнительному решению от 13 янв. 1928 г. подлежал адм. высылке в г. Галич. В 1930 г., по окончании срока высылки, о. Вениамин вернулся в Вятку, служил настоятелем Владимирской ц. до ее закрытия в 1936 г. 2 нояб. 1938 г. овдовел. 26 окт. 1942 г. возобновил богослужения в Серафимовской ц. в Кирове (название Вятки с 1934), где стал настоятелем.

http://pravenc.ru/text/150321.html

Глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан вознес молитвы о мире и благоденствии Казахстана у святынь Вятской земли 6 июля 2019 г. 15:01 5 июля 2019 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и с доброго согласия митрополита Вятского и Слободского Марка , митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил паломничество к святыням Вятской земли. Вятка — малая Родина митрополита Александра. С 1983 по 1989 год владыка являлся клириком Кировской епархии и помощником архиепископа Кировского и Слободского Хрисанфа (Чепиля ; † 2011) (впоследствии — митрополит Вятский и Слободской), а с 1986 по 1989 год нес послушание секретаря Кировского епархиального управления. Глава Казахстанского митрополичьего округа посетил Серафимовский собор, где поклонился одной из главных святынь Вятской земли — чудотворному списку с явленной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Чтимый образ Царицы Небесной на Вятку привез архиепископ Иона (Баранов) в 1675 году из Успенского-Тихвинского монастыря, где был настоятелем в 1668-1675 годы. Также владыка отслужил заупокойную литию по почившим вятским святителям — архиепископам Мстиславу (Волонсевичу; †1978) и Вениамину (Тихоницкому; †1957), погребенным в крипте Свято-Серафимовского собора. Архипастырь пообщался со священнослужителями храма, в числе которых старейшие клирики Вятской митрополии  — митрофорный протоиерей Серафим Исупов и митрофорный протоиерей Симеон Петров. Митрополита Александра прибыл поприветствовать руководитель церковно-исторического центра Вятской епархии, заведующий Вятским епархиальным архивом протоиерей Андрей Дудин. Построенный на средства вятских купцов в начале XX века, Свято-Серафимовский собор в советские годы был единственным в Кирове действующим храмом. Первым настоятелем храма стал выдающийся духовный просветитель начала ХХ века, видный общественный деятель протоиерей Терентий Широких (†1918). 1 августа 1983 года, в престольный праздник собора, будущий владыка Александр был рукоположен приснопамятным митрополитом Хрисанфом в сан диакона. В том же году его назначили ключарем кафедрального собора. В 1986 году по благословению владыки Хрисанфа протоиерей Александр Могилев осуществляет смелый и рискованный план: нелегально, без должных разрешений, по ночам, в единственной церкви Кирова им ведется и успешно завершается строительство нижнего храма в честь преподобного Трифона Вятского .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) митрополит Владимир (Тихоницкий) (1873 — 1959), митрополит Западноевропейского Экзархата русских православных приходов, экзарх Константинопольского престола. В миру Тихоницкий Вячеслав Михайлович, родился 22 марта 1873 в селе Быстрица Орловского уезда Вятской губернии. Просходил из священнического рода, был сыном священномученика протоиерея Михаила Тихоницкого и братом архиепископа Вениамина (Тихоницкого). Участник Поместного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от Гродненской епархии. В 1922 г. был отстранен от кафедры за неприятие автокефалии Польской Православной Церкви и вывезен чиновниками Польского правительства в Дерманский монастырь на Волыни. В конце 1923 года был возведен Патриархом Московским и всея Руси Тихоном в сан архиепископа. Впоследствии, в октябре 1924 г., был выслан из Польши за границу, в Чехию. Некоторое время пребывал в Праге, а в январе 1925 года был назначен митрополитом Евлогием (Георгиевским), управлявшим Западно-Европейским митрополичьим округом, викарным епископом в г. Ницца, на юго-востоке Франции. В 1946-1947 гг. был ректором Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. «С ангельской тихостью прожил он всю свою жизнь. «Он казался уже ангелом», — писала встречавшаяся с ним в августе 1959 года игуменья Мария, православная англичанка из Иерусалима.«Хрупким, светящимся, прозрачным… человеком, носившим и излучавшим свет, который исключал возможность лжи» вспоминается митрополит видевшему его незадолго до смерти архимандриту Льву Жилле[…] О «вечной красоте личности» владыки говорил о. Василий Зеньковский. «Наш Владыка как бы сиял тем внутренним светом, который исходил от его постоянного погружения в молитву… ему был дан особый дар ласковой любви, — сказал у гроба митрополита во время отпевания в храме Св. Александра Невского на улице Дарю о. Василий Зеньковский, — бывает ведь любовь подлинная, но безласковая, а наш владыка всегда былласков». Действительно, ласковость (он сам очень любил и постоянно употреблял слово «ласка») для митрополита Владимира была не просто элементом присущего ему стиля общения, но составляла conditio sine qua поп его веры, того чувства Божьего присутствия в мире, которым он жил. «Звери тоже чувствуют Христову любовь, ласкаются к старцам Божиим… Эта ласка, эта Любовь — это Сам Христос», — говорил владыка.[…]

http://pravbiblioteka.ru/book_author/vla...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Владимир (Тихоницкий), еп. Белостокский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) Владимир (Тихоницкий), еп. Белостокский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 22.03.1873, с. Быстрица Орловского у. Вятской губ.- 18.12.1959, Париж), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата. Из священнического рода, сын сщмч. прот. Михаила Тихоницкого , брат архиеп. Вениамина (Тихоницкого) . Начальное образование получил в Вятском ДУ, в 1890-1893 гг. учился в Вятской ДС. По особому разрешению Вятского архиеп. Сергия (Серафимова) в 1894 г. был допущен к поступлению в КазДА и после успешной сдачи экзаменов зачислен в академию. Во время учебы нес послушание иподиакона у Казанского и Свияжского архиеп. Владимира (Петрова) . 27 сент. 1897 г. ректором КазДА Чебоксарским еп. Антонием (Храповицким) пострижен в монашество с именем Владимир, в память о незадолго до этого почившем архиеп. Владимире († 2 сент. 1897), и 11 окт. того же года рукоположен во диакона. 22 февр. 1898 г. Казанский и Свияжский архиеп. Арсений (Брянцев) рукоположил В. во иерея. В том же году В. закончил КазДА со степенью канд. богословия за соч. «Личная жизнь инока и его общественная деятельность по сочинениям Иосифа Волоколамского, Нила Сорского и Максима Грека» и определен в Омскую епархию в Киргизскую миссию . 6 мая 1901 г. назначен начальником миссии с возведением в сан архимандрита. В 1906 г. по ходатайству Волынского архиеп. Антония (Храповицкого) и Гродненского еп. Михаила (Ермакова) В. был переведен в Гродненскую епархию на должность настоятеля супрасльского Благовещенского мон-ря . 18 мая 1907 г. В. определено быть епископом Белостокским, викарием Гродненской епархии, хиротонию, состоявшуюся 3 июня в Троицком соборе Александро-Невской лавры , возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский) . В 1907-1912 гг. В. оказывал помощь в управлении епархией Холмскому и Люблинскому еп. Евлогию (Георгиевскому) во время его работы в 3-й Государственной думе. После начала первой мировой войны В. способствовал эвакуации мирного населения из оккупированных территорий в Россию. По причине боевых действий и наступления нем. армии В. переехал в г. Слоним, где окормлял госпитали с ранеными, неоднократно посещал солдат на передовых позициях, за что был удостоен орденов св. Анны 1-й степени и св. Владимира 2-й степени. Активно участвовал в эвакуации из храмов и мон-рей Гродненской епархии ценностей и святынь, в авг. 1915 г. сопровождал раку с мощами мч. Гавриила Белостокского . Осенью того же года был эвакуирован в Москву, жил в Чудовом мон-ре . В 1917 г. был избран делегатом от Гродненской епархии на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

http://pravenc.ru/text/159078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Сщмч. Михаил Тихоницкий. Средник иконы «Сщмч. Михаил Тихоницкий, с житием». 2015 г. Иконописец Е. Ильина (ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Кирове) Сщмч. Михаил Тихоницкий. Средник иконы «Сщмч. Михаил Тихоницкий, с житием». 2015 г. Иконописец Е. Ильина (ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Кирове) Петрович Тихоницкий (1846, с. Ошеть Нолинского у. Вятской губ.- 20.09.1918, г. Орлов Вятской губ.), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Вятских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Удмуртской земли), прот., отец Кировского и Слободского архиеп. Вениамина (Тихоницкого) и экзарха Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов К-польского Патриархата митр. Владимира (Тихоницкого) . Из семьи псаломщика. В детстве помогал отцу читать и петь на клиросе. С 1856 г. учился в Вятском ДУ: сначала на средства отца, затем за казенный счет. По окончании в 1862 г. уч-ща поступил в Вятскую ДС на полуказенное содержание. По окончании семинарии 8 марта 1868 г. рукоположен Вятским и Слободским еп. Аполлосом (Беляевым ; впосл. архиепископ) во диакона, 24 нояб. того же года - во иерея. Был определен для священнического служения к Ильинской единоверческой ц. в Ижевском Заводе Сарапульского у. Вятской губ. (ныне г. Ижевск, Удмуртия). В 1870 г. переведен священником к Введенской ц. с. Подрельского Орловского у. Вятской губ. Одновременно был учителем земской школы в г. Орлове. С 1873 г. настоятель храма, законоучитель в орловских мужской и женской земских школах. Вел миссионерскую деятельность среди старообрядцев. В 1878 г. переведен священником в ц. с. Быстрицкого того же уезда, в 1881 г.- в Троицкий храм в Орлове. В 1898 г. назначен настоятелем орловской Вознесенской кладбищенской ц. С 1882 г. законоучитель подготовительного класса Орловской жен. прогимназии, преобразованной в 1901 г. в Татианинскую женскую гимназию, член гимназического педагогического совета (1904-1914). В 1913 г. переведен в Казанский собор Орлова, возведен в сан протоиерея. Был духовником орловского городского благочиния, исполнял обязанности благочинного городских храмов.

http://pravenc.ru/text/2563560.html

Г. был уволен на покой. Ежедневно совершал богослужения, кроме литургии, в занимаемой им комнате в коммунальной квартире. Указом 23 сент. 1946 г. архиеп. Кировского и Слободского Вениамина (Тихоницкого) Г. в качестве нештатного клирика получил право совершать праздничные богослужения в Успенской ц. Молотовска, в тот же день Г. получил регистрацию в качестве нештатного клирика Успенской ц. в органах гос. власти (разрешение на возобновление богослужений в храме было получено 13 июля 1946). Отпевание Г. совершил архиеп. Вениамин 20 февр. 1947 г. в Успенской ц. Молотовска. (В справке о регистрации Г., возвращенной в Кировский облисполком (ГА Кировской обл. «Наблюдательное дело Успенской православной церкви города Нолинска. Нач. 12 июня 1946»), указана неверная дата кончины архиерея - 19 марта 1947.) Арх.: ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 88. Л. 56 [Послужной список Г. от 10 нояб. 1931]; Д. 88. Л. 65 [Рапорт 322 временно управляющего Вятской епархии Котельнического еп. Никифора митр. Сергию. 8 апр. 1929]; Д. 46. Л. 17 [Распоряжение 291 еп. Никифора благочинным Нолинского округа. 1 апр. 1929]; Д. 46. Л. 25 [Донесение 8 Г. еп. Никифору. 7 апр. 1929]; Д. 46. Л. 27-28 [Сведения о Г.]; Д. 105. Л. 83-85 [Прошение еп. Никифора митр. Сергию. 22 февр. 1929]; Д. 1. Л. 205 [Указ МП 1199. 13 июня 1932]; Д. 1. Л. 228 [Указ МП 715. 8 мая 1934]; Д. 96. Л. 16 [Список викариатств Кировской епархии]; Д. 99. Л. 93 [Вятский временный епарх. совет. Книга входящих бумаг на 2 янв. 1929-19 сент. 1934]; Д. 105. Л. 142 [Докладная записка прот. Александра Серебреникова Вятскому и Слободскому архиеп. Евгению (Зёрнову). 12 апр. 1934]; Д. 105. Л. 147 [Распоряжение архиеп. Евгения Г.]; Д. 105. Л. 143-144 [Рапорт Г. архиеп. Евгению. 8 мая 1934]; Д. 216. Л. 7-8 [Ответ Г. на запрос архиеп. Киприана (Комаровского). 18 июля 1935]; Д. 262. Л. 54 [Рапорт 280 архиеп. Киприана митр. Сергию (Страгородскому). 20 апр. 1937]; Д. 262. Л. 89 [Рапорт 532 Кировского временного епарх. совета митр. Сергию (Страгородскому)]; Д.

http://pravenc.ru/text/164251.html

о. распространялось поддержанное властями обновленчество . В 1927 г. от священноначалия РПЦ отделилась часть приходов Вятской епархии во главе с еп. священноисп. Виктором (Островидовым) . В результате гонений 20-30-х гг. XX в. Вятская епархия была практически уничтожена, с 1938 г. она не имела правящего архиерея. К 1942 г. действующими на территории области оставались 6 храмов. Восстановление церковных структур произошло в период Великой Отечественной войны , в 1942-1946 гг. возобновилось богослужение в 74 церквах. Труд воссоздания церковной жизни лег на плечи Кировского и Слободского архиеп. Вениамина (Тихоницкого) , управлявшего Кировской епархией с дек. 1942 по апр. 1957 г. (в сане архиепископа с 1945). К 1 янв. 1958 г. на территории К. о. гос. регистрацию имели 80 правосл. общин, большинство храмов (61) находилось в сельской местности, монастырей и духовных школ в епархии не было. В приходах Кировской епархии несли послушание 97 священников и 21 диакон. На территории области имелось более 300 церковных зданий, из которых 164 были заняты под склады зерна, 73 под промышленные и др. предприятия, 44 - под культурно-просветительские учреждения, 19 были свободны. Тем не менее на все обращения верующих о передаче храмов Кировский облисполком отвечал отказом. Антирелиг. кампания 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С. ) имела катастрофические последствия для Церкви в К. о. В 1968 г. на территории К. о. действовало 34 прихода, служили 44 священника. В кон. 80-х гг. XX в. в регионе началось восстановление церковной жизни. В 1989 г. был возрожден Великорецкий крестный ход. В 1994 г. Кировскую епархию впервые посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В 1994 г. епархии было возвращено историческое название - Вятская и Слободская. С 1992 г. ежегодно заключалось соглашение о сотрудничестве между правительством К. о. и Вятской епархией, в 2005 г. впервые подписано бессрочное соглашение. В 2007 г. епархия насчитывала 220 приходов и 8 мон-рей. К нач. 2012 г. Вятская епархия имела 253 прихода, в ней служили 212 клириков (183 священника, 29 диаконов), действовали 7 мон-рей (2 мужских, 5 женских).

http://pravenc.ru/text/1841115.html

Нельзя не согласиться со ставшей крылатой фразой И. В. Сталина 1935 г.: «Надо понять, что при нынешних условиях “кадры решают все”» .Е го «кадры» НКВД–ГПУ к началу войны успешно «порешали» вопросы уничтожения как епископата, так и рядового духовенства. В ходе Великой Отечественной войны Сталин изменил свое отношение к Церкви и позволил провести Собор,который состоял всего из 19 правящих архиереев. Поэтому вопрос «кадрового голода» едва не уничтоженной Российской Церкви, согласно Священному Писанию, звучал как «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:36–38). Поскольку изменение отношения власти к Церкви началось еще в первый год войны, в 1942 г. местоблюститель получил возможность призвать к епископскому служению «надежных старцев» – вдовых протоиереев Сергия Городцова, в монашестве Варфоломея (1866–1956 гг.), заслуженного вятского протоиерея Вениамина Тихоницкого (1869–1957 гг.), в монашестве Вениамина, Николая Чукова (1870–1955 гг.), в монашестве Григория, Владимира Градусова (1881–1956 гг.), в монашестве Димитрия. Сразу после Собора патриарх в очередной раз поставил перед властями вопрос обосвобождении 24 репрессированных архиереев и двух священников и 11 января 1944 г. поинтесовался о результате своего запроса .Немногих уцелевших освободили. О многих в Патриархии так ничего и не узнали. Архиепископ Григорий писал: «17 октября г.] Патриарх надумал, если возможно, вызвать еп[ископа] для должности управделами. Я дал ему нужные сведения о нем; он обратился в Совет с ходатайством о возвращении из ссылки нескольких архиереев (кого –неизвестно; может быть, если жив, освободят и еп[ископа] Из записей владыки Григория также следует, что в Патриархии не знали, что уже нет в живых ни бывшего члена Временного Синода при заместителе Местоблюстителя архиепископа Иувеналия (см. публикацию, 12 апреля 1944 г.), ни многих других архиереев. Поскольку до открытия духовно-учебных заведений, а тем более до их первых выпусков оставалось еще далеко, Святейший Патриарх продолжил начатое в 1941 –1942 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

В конце второй мировой войны митр. Евлогий пытался возобновить отношения с Московским Патриархатом. В сер. марта 1945 г. в храмах Экзархата было установлено поминовение наряду с именем К-польского Патриарха имени Патриарха Московского Алексия I . Во время посещения Парижа в авг.-сент. 1945 г. делегацией Московского Патриархата во главе с Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем) митр. Евлогий и его викарии подписали обращение к Патриарху Алексию I с просьбой принять их вместе с приходами под свой омофор. 7 сент. Свящ. Синод РПЦ вынес постановление о воссоединении управляемых митр. Евлогием приходов с Русской Церковью и их сохранении в качестве Западноевропейского Экзархата РПЦ . Воссоединение с Московским Патриархатом было осуществлено во многом благодаря настойчивости и авторитету митр. Евлогия вопреки настороженному отношению к этому большинства прихожан. Не был до конца урегулирован и вопрос о выходе Экзархата из юрисдикции К-польского Патриархата. 1 окт. 1945 г. митр. Евлогий обратился к К-польскому Патриарху Вениамину I с сообщением, что воссоединение его паствы с Московским Патриархатом уже предрешено, но «формы нашего подчинения, управления и дальнейших при этом взаимоотношений со Вселенским Престолом еще не выяснены». 4 нояб. Патриарх Московский Алексий I сообщил К-польскому Патриарху об осуществившемся присоединении к РПЦ Западноевропейского рус. Экзархата и просил на это благословения К-польской Патриархии. Однако митр. Евлогий не получил отпускной грамоты от К-польского Патриарха, а 14 февр. 1946 г. Вениамин I благословил западноевроп. рус. приходы до окончательного решения вопроса об Экзархате возносить за богослужением и свое имя. 8 авг. 1946 г. митр. Евлогий скончался. 14 авг. прибывший в Париж на похороны Ленинградский митр. Григорий (Чуков) вручил старшему из архиереев Экзархата архиеп. Владимиру (Тихоницкому), вступившему на основании завещания митр. Евлогия во временное управление Экзархатом, указ Свящ. Синода от 9 авг. о формальном и фактическом прекращении временной юрисдикции К-польского Патриархата над западноевроп. приходами и о назначении экзархом митр. Серафима (Лукьянова), ранее возглавлявшего Западноевропейскую епархию РПЦЗ. Архиеп. Владимир отказался выполнить указ, сославшись на отсутствие предписаний из К-поля, и тем самым признал Экзархат по-прежнему зависимым от К-польского Патриархата. Тем не менее 15 авг. архиеп. Владимир подтвердил указом необходимость поминать за богослужением имена и К-польского, и Московского Патриархов.

http://pravenc.ru/text/182573.html

  001     002    003