В десятый день я был уже здоров и тогда написал и послал к графу Толстому письмо о рукописной Библии, взятой Тишендорфом из библиотеки Синайского монастыря. 16, воскресенье. В Константинополь приехал посвященный в Риме болгарский патриарх Иосиф Сокольский. Он неучен и глуп, но его окружают умники. (Тот самый, который впоследствии изменил папе и жил в Киево-Печерской Лавре на покое, получая жалованье от нашего правительства. Я знавал его тут с 1865 года по 1878, когда был викарным епископом в Киеве). 18, вторник. Пословица говорит: «Утопающий хватается и за соломинку». А я, утопая, надумал ухватиться за руль, но и он не спас меня. Это иносказание мое поясняется письмом моим, посланным сегодня из Константинополя к великой княгине Марии Николаевне. Я на Афоне 22, Великая Суббота. Что будет, то будет. А мой долг делать свое дело. Сей долг еще раз привел меня на Афон. Сегодня я в два часа пополудни ступил на берег этой горы у пристани русского монастыря Пантелеймоновского. Проведу здесь Пасху и потом отправлюсь в Карею и лавру св. Афанасия Афонского . Sic volo 137 . Апреля 23, Пасха. Во время вечерни 20 иеромонахов читали уставное Евангелие, растянувшись прямой линией от алтаря до западных дверей храма. У каждого из них было печатное Евангелие в бархатном переплете с серебрянопозлащенными образками. Богаты русские монахи! 29, суббота. Из Руссика я выехал в Карею в одиннадцать часов пополуночи и здесь в час пополудни уже отдыхал в подворье сего монастыря, предъявив поручительное письмо Вселенского патриарха от 27 ноября 1860 года священной общине, управляющей всеми афонскими обителями. Правительственная община, согласно с этим письмом патриаршим, снабдила меня своим достодолжным и любезным посланием ко всем обителям афонским, прося их принимать меня братски и способствовать моим ученым занятиям. И так во мне прибавилось весу пуда полтора. Толстяк, значит? Да. 30, воскресенье. На Афоне, кроме монастырей и скитов, находится весьма много келий, вроссыпь построенных в Карее и на участках земель монастырских. Во многих из них есть маленькие церкви, даже старинные. Не останешься внакладе, если побываешь в этих кельях. В иной продадут тебе рукопись старинную, даже очень хорошую и надобную для расширения точных знаний; в другой увидишь старинные иконы или снимки со стенных изображений; в третьей посмотришь, как пишут образа афонские иконописцы. Я во время первых двух путешествий моих по Афону бывал в некоторых кельях. Ныне же ходил в карейскую келью иеромонаха Макария иконописца и рассмотрел у него верные снимки с икон и со стенных изображений, находящихся в протатско-карейском соборе, в Ватопеде, Хиландаре и старом нагорном Руссике. Эти изображения отподоблены были на бумаге блаженной памяти учителем сего Макария иеромонахом Вениамином в 1806 и 1816 годах. Всех их лучше:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Из указанных явлений Господа Моисей обстоятельнее останавливается на Синайском законодательстве, как имеющем особенно важное значение для Израиля. Через Синайское законодательство Израиль сделался народом избранным, людьми святыми (ср. Исход 19:5–6), народом Господа. Господь сделался царем Своего народа, выражая Свою волю в законных постановлениях старейшин. Стихи 6–25 Моисей благословляет народ, перечисляя его, подобно патриарху Иакову, по коленам. Первыми упоминаются Рувим и Симеон (в еврейском тексте имя Симеона опущено). Благословение Моисея Иуде в ближайшем смысле заключает в себе молитву, чтобы Господь слышал прошеная Иуды, был помощником его в борьбе с врагами. В духовно-таинственном смысле благословение предуказывало явление Мессии, по плоти происходящего от Иуды, и победу Искупителя человечества над духовными врагами. Далее Моисей благословляет Левия, Вениамина, Иосифа, Завулона, Иесахара, Гада, Дана, Наффалима и Асира, каждому колену предрекая милость Господа. Стихи 26–29 Благословения свои Моисей заканчивает обращением ко всему Израилю. Указывая на величие Бога избранного народа, обитающего на небе, но показывающего Свое всемогущество в чудном устройстве видимого мира, Моисей говорит, что под покровительством Господа Израиль победит своих врагов, поселившись обособленно, он будет пользоваться благами земли обетованной. 17. Смерть Моисея (Втор. 34) Стихи 1–4 Перед своею смертью Моисей взошел с равнин Моавитских на вершину горы Нево (слав. «Наван») – Фасги. Показав ему отсюда землю обетования, Господь сказал, что Моисей может только видеть эту землю, но не может войти в неё. Стихи 5–7 После этого Моисей скончался и был погребен близь Бефегора (слав. »дому Фегорова«), но место его погребения оставалось неизвестным. Косвенным ответом на вопрос о тайне в отношении места захоронения вождя еврейского народа служит указание святого апостола Иуды на спор архангела Михаила с дьяволом «о Моисееве телеси» ( Иуд. 1:9 ). Святые отцы и учители Церкви понимают это указание в том смысле, что дьявол, зная склонность евреев к идолопоклонству, желал строить Моисею пышное погребение, чтобы могила величайшего из ветхозаветных пророков была известна народу. С течением времени евреи могли обоготворить Моисея, сделать его могилу местом идольского поклонения. Архангел же Михаил, хранитель народа еврейского именем Господа запретил дьяволу открывать место погребения Моисея. VIII. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Елкана был левит из рода Каафа, и он жил с своим небольшим семейством в города Армафеме, который впоследствии известен был под названием Рамы или, еще известнее, Аримафеи. Точное местоположение этого городка неизвестно. Он, по-видимому, находился в пределах колена Вениаминова, но настолько близко к горе Ефремовой, составлявшей разделительную черту между коленами Вениаминовым и Ефремовым, что в библейской летописи называется принадлежащим к последнему. Елкана был человек довольно зажиточный и пользовался влиятельным положением, жил на своей собственной земле и имел двух жен, Анну и Феннану, из которых вторая была взята, вероятно, уже тогда, когда всякая надежда иметь сына от первой была оставлена. Хотя, по первоначальному библейскому установлению, брак имелся в виду несомненно моногамический, тем не менее многоженство не запрещалось в Моисеевом законодательстве, и те, которые держались полигамии, не оказывались в прямом нарушении какого-нибудь формального постановления. Подобно рабству, многоженство существовало и довольно значительно было распространено еще до синайского законодательства, и законодатель нашел возможным негласно признать существующий факт, стараясь только подвергнуть его мудрым ограничениям. Но наказание для подобного отступления от первобытного учреждения заключалось уже в самой особенности подобного двубрачного состояния. Мирный и благословенный дом Елканы часто был омрачаем соперничеством его жен. Его первой женой была, вероятно, Анна, «благодать», имя которой напоминает сестру карфагенской царицы Дидоны, престарелую пророчицу в храме ( Лук. 2:36 ) и матерь пресвятой Девы Марии. Это была женщина благочестивая, любящая и самоотверженная, такая, которая, по человеческому рассуждению, более всего способна бы была к доброму воспитанно детей; но она должна была выносить тяжкую судьбу бесплодия. Как ни тяжка и позорна была эта судьба, заставившая некогда запальчивую Рахиль исступленно кричать своему мужу, Иакову: «дай мне детей, или я умру» ( Быт. 30:1 ), Анна, благодаря своему кроткому и спокойному характеру, сносила эту тяжкую долю с достойным терпением.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Важны не послания, а важно то, кого патриарх поминает на литургии и с кем он решится вместе принять Св. Тайны» 371 . Последний аргумент митрополита Сергия был весьма резонен. Впрочем, вполне можно представить, что если бы какой-нибудь Вениамин (Муратовский) или Серафим (Руженцев) оказался тогда в Стамбуле, его бы допустили и до одной Чаши с Вселенским Патриархом. Но обстоятельства этому не содействовали: Антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП(б)–РКП(б) не позволяла, невольно спасая тем самым Фанару остатки чести. Что же касается официального представителя Константинопольской Патриархии в Москве, то от его чести не осталось ничего. Поспособствовал этому пресловутый «квартирный вопрос». Местному домоуправлению надоело пререкаться с ним по поводу квартплаты, кухни и других мест общего пользования, и оно решило вообще с ним, как злостным неплательщиком, распрощаться. Во ВЦИК было сообщено, что «гр(ажданин) Димопуло, имея возможность, по мнению Общ[его] Собрания, платить, не платил за отопление, а посему [собрание] постановило: взыскать с гр. Димопуло недоимку и выселить» 372 . 14 октября 1926 г. он был вызван в суд, куда, однако, сам не пошел, а отправил «доверенного», который предъявил там «соответствующие документы». Однако в ответ этому неназванному лицу заведующим домоуправлением (неким А. Сосковым) было заявлено, что «эти документы не имеют значения, так как в данное время гр. Димопуло не является Представителем Вселенского Патриарха и должен рассматриваться судом просто как гр. Димопуло». Формально истец был прав, поскольку на свою должность архимандрит Василий был назначен Патриархом Григорием VII, который к тому времени уже почти два года как скончался, а его преемник Василий III почему-то не обновил верительную грамоту своего московского представителя (или тот сам об этом не позаботился). Озадаченный судья отложил разбор дела до 25 октября 373 . Реакция «гражданина» Димопуло на вызов в суд была бурной. В тот же день, 14 октября, он обратился в обновленческий «Синод» с требованием подтвердить его «подлинное представительство в СССР как от КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА ГРИГОРИЯ VII, так равно и от АРХИЕПИСКОПА СИНАЙСКОГО ПОРФИРИЯ II-ro».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Литература по данному вопросу включает следующие монографии: Пальмов Н. Н. Пострижение в монашество: чины пострижения в монашество в греческой Церкви (историко-археологический этюд). Киев, 1914; Wawkyk M. Initiatio monastica in Iiturgia byzantina… R., 1968. (OCA; 180); Арранц М. Византийский монашеский постриг: исторический опыт. М., 2003. Согласно данным этих исследований, изначально существовало только одно чинопоследование монашеского пострига, о котором говорится в Ареопагитском корпусе. В наиболее ранних сохранившихся Евхологиях VIII-XI веков имеется чин единственного монашеского пострига с принесением обетов, а также предварительный чин, не содержащий обетов. Этот предварительный чин называется «первой схимой», или «просхимой». Соответствует он, надо полагать, новициату. В некоторых рукописях просхима называется «малой схимой», в таком случае собственно схима называется «великой». В XI-XIII веках чин просхимы претерпел развитие: он стал включать в себя монашеские обеты и вообще стал очень похож на чин великой схимы. С XIV века появляется чин пострижения в рясофор. Очевидно, он возник из-за того, что на месте просхимы (новициата) возникла пустота, когда сама просхима превратилась в полноценный постриг. Вместе с тем, у рясофора есть более ранний прообраз: молитва «на принятие мантии», которая встречается в некоторых ранних рукописях, но которая не подразумевала пострижения волос. Таким образом, с XIV века у греков уже существует система: рясофор — малая схима — великая схима. В самой ранней славянской рукописи — глаголическом Синайском Требнике XI века — есть пара молитв на малую схиму, без обетов, а затем — великая схима. В русских рукописях XIV века уже есть малая и великая схимы, а рясофора еще нет. Феодор Студит. Завещание 12. PG 99, 1820 С. См. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Гл. 6: «Тайнодействие монашеского посвящения». См. Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих/Пер., послесловие и комм. В. Вениаминова [=В. Бибихина]. М., 1995. С. 271 «…Что уж говорить о священной молитве или призвании или крестовидном напечатлении в волосах и о прочих символах монашеского усовершения, без которых мы, послушные законоположениям святых отцов, не признаем монаха! Ведь он не испросил даже святой молитвы при введении в монашеское таинство, но явился самодельным, а отсюда недалеко уже сказать поддельным монахом».

http://patriarchia.ru/db/text/3223822.ht...

Когда он ехал в поезде, то старался не засыпать, – чтобы громким пением своим не будить пассажиров: это он сам рассказывал. Следовательно, молитва в нем действовала и во время сна. Вспоминаются мне слова из «Песни песней»: сердце мое бдит ( Песн. 5:2 ) и во время сна. Однажды я ночевал в гостинице рядом с епископом, и он спал, а говорил медленно – «Господи, помилуй». Когда брал воздух в себя, то шептал «Гос–спо–ди», а когда выдыхал, то произносил – «поми–и–л–луй»... Он давно умер... Но епископ Феофан делал это – и чаще, и громче, и – всю литургию. В одном месте прислуга подслушивала тайно это ночное пение его ... Сотница глав Известно, что в «Добротолюбии» 286 есть несколько таких «сотниц» – у разных святых: 153 главы у святого Нила Синайского ; сто «увещательных глав» у преподобного Иоанна Карпафийского ; первая и вторая «деятельных глав» сотница, а третья – «умозрительных глав» сотница преподобного Никиты Стифата ; главы о молитве святого Григория Паламы . Вероятно, подобно им написал «Сотницу глав о молитве» и епископ Феофан. Вопреки своему обычаю хранить духовную жизнь свою в тайне, он прочитал ее мне и некоему другому человеку. К сожалению, я ничего не вспоминаю из нее. Но только осталось общее впечатление, что молитва очень действенна в бедах и скорбях наших: молитва привлекает милость Божию, молитва отгоняет бесов; молитва просвещает разум и так далее. Эта сотница молитв сама по себе свидетельствует о вере епископа Феофана и силе молитвы. Не знаю, сохранилась ли она где–либо? За шкафом, в алтаре На будничных богослужениях в академии он всегда становился в алтаре, на правой стороне, за шкафом с облачением. И там молился незаметно. Очевидно, он не хотел, чтобы кто–нибудь наблюдал его молитву, помня слова Господа: войди в клеть твою и там помолися в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (ср.: Мф. 6:6 ). Дома, в квартире, он молился тоже тайно... Помню только, что он всегда зажигал свечку хорошего воска с золотым украшением, ценою, кажется, копеек в десять тогда.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

«Господь» отверз нам неисходную темницу смерти — «исходища смертная» (см. Ис. 45:2) и Своею смертью Он должен был спасти людей. Такова-то жизнь смертных, что Господь не иначе исшел от нее, как только смертью (Августин). Пс.67:22.   Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих. «Бог сокрушит» демонов, которые замечают даже самый тонкий, как волос, грех человека (Феодорит). Пс.67:23.   Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских. «Васан» — есть срамота, которая является следствием греха. Поэтому от греха и из «глубин морских» , т.е. от множества зол извлек человека Христос силою Креста Своего (Василий В., Феодорит). Пс.67:24.   Яко да омочится нога Твоя в крови, язык пес твоих от враг от него. Псалмопевец изображает потоки крови (врагов Божиих) и попираемых мертвецов, трупы которых остались брошенными в снедь псам (см. Ис. 63:3). Повествование показывает совершенное поражение врагов Церкви Христовой (Феодорит). Пс.67:25.   Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем. Пс.67:26.   Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. Пс.67:27.   В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. В буквальном смысле говорится здесь о торжественном «шествии» кивота Божия по пустыне Синайской. Мария, сестра Моисея, с хором святых жен пели победные песни Богу и говорили: «поим Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15:1). Об этом вспоминает Давид, говоря: «посреде дев тимпанниц» . «В церквах благословите Бога» . Праздник не там, где шутки, пьянство, блудные песни и пляски; но праздник Святой, приличный христианам, там, где молитвы, песнопения, умилостивления, где божественные песни, укрепляющие души. «Церковь» есть жилище только для Бога, в которой прославляется Бог «от источник Израилевых» — пророческих и апостольских книг. Может называться церковью и очищенная душа каждого верующего человека (Златоуст). Пс.67:28.   Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

32 Книга историка Михаила Петровича Погодина (1800—1875) «Простая речь о мудреных вещах». — М., 1873. 33 Книга протоиерея, магистра богословия Григория Михайловича Дьяченко «Из области таинственного. Простая речь о бытии и свойствах души человеческой как богоподобной духовной сущности. С приложением рассказов и размышлений, приводящих к признанию духовного мира вообще». В 3 ч. М., 1900. И добавление к книге — «Из области таинственного. Духовный мир. Рассказы и размышления, приводящие к признанию бытия духовного мира» (М., 1900). 34 День преподобного Алипия Столпника († 640) отмечается по новому стилю 9 декабря. 35 «Добротолюбие» представляет собой сборник творений святых отцов, преимущественно аскетического содержания: св. Иоанна Лествичника, преп. Нила Синайского, преп. Аввы Дорофея, свв. Варсонуфия и Иоанна, преп. Исихия, пресвитера Иерусалимского, св. Иоанна Кассиана и других подвижников. 36 Ирмос (связка) — песнопение, входящее в состав канона — произведения, исполняемого на утрене и во время некоторых других богослужений. Канон состоит из девяти частей — песен. Ирмос же связывает песни между собой. 37 Даты праздников указаны по старому стилю. 38 В книге «Божьи люди» (глава «Оптина») митрополит Вениамин поместил рассказ одного из насельников Оптиной Пустыни (о. Иоиля, бывшего свидетелем посещения Л. Н. Толстым преп. Амвросия Оптинского († 1892): Отец Иоиль, старый монах, рассказал мне маленький эпизод из жизни Л. Толстого, бывшего в скиту. Долго он говорил с о. Амвросием. А когда вышел от него, лицо его было хмурое. За ним вышел и старец. Монахи, зная, что у отца Амвросия известный писатель, собрались вблизи дверей хибарки. Когда Толстой направился к воротам скита, старец сказал твердо, указывая на него: «Никогда не обратится ко Христу! Горды-ыня!» 39 Перепись населения проводилась в конце 1936 — начале 1937 года. Опрашиваемые должны были отвечать, среди прочих предложенных им вопросов, и на вопрос о принадлежности к вероисповеданию. Перепись была объявлена вредительской, результаты ее не были опубликованы. О ней упоминает в своей книге «Верую...» писатель Л. Пантелеев (Пантелеев Л. «Верую...»: Последние повести. Л., 1991. С. 63 — 65).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4095...

Пахомий посоветовал Петру постричься в Любечском монастыре, куда тот и обратился. Монахи приняли Петра очень ласково, а монастырь произвел на него сильное впечатление своей скромностью и воздержанием иноков. Настоятель определил послушника на кухню, где ему пришлось нести тяжелую службу. Здесь он подружился с иеромонахом Иоакимом, который дал ему для чтения Лествицу Иоанна Схоластика. Творения Синайского аскета пришлись по душе Петру и он решился переписать их для себя. Так как свечей у него не было, то он должен был работать при свете самодельной длинной лучины, втыкая ее в скважину стены. Эта подробность очень интересна. Переписка шла, – вспоминает Паисий в своей автобиографии, – «с великим неудобством дыма ради; не имея бо нигде прохода, низпущашеся вниз и наполняше келью мою. Егда же схождаше и ниже главы моея, отнюдь не можах более писать, но отверзах окно коморки тоя, вхождах в велику келью и ждах, дóндеже поднимашеся дым в гору. И вшед в коморку, затворях окно и писах дóндеже и паки пополняшеся дыма. И тако на всяку нощь творя, немалое неудобство к делу сему имех. Послежде же, стяжав кандило и вливая в не олею, писах при нем мало удобнее». Вскоре в Любечский монастырь был назначен новый игумен, человек строгий. У Петра с ним произошло недоразумение из-за выданной им монахам капусты без разрешения игумена и молодой послушник ушел из монастыря странствовать по разным обителям и скитам Малороссии. Посвящение в рясофор Петр получил в Медведовском Николаевском монастыре Киевской митрополии, находящемся на острове реки Тясмины, причем при наречении ему дано было имя Парфений. Но небольшое обстоятельство заставило его переменить это имя. Одновременно с ним, посвятили другого послушника, которого назвали Платоном. При выходе из церкви монахи перепутали эти два имени и Парфения стали называть Платоном, а Платона Парфением. Паисий не желал поднимать истории из-за имени и так навсегда остался с именем Платона. Так-как Медведовский монастырь вскоре был закрыт, то Платону-Парфению поневоле пришлось уйти из него. Он опять приходит в Киев и определяется в Печерскую лавру, где в виде послушания ему указано было состоять при управляющем печерской типографией иеромонахе Вениамине, а также при типографии у иеросхимонаха Макария 1), «рукоделию учиться иконы изображать на меди». Одновременно с работами по гравированию, Платон подвизается в монашеских добродетелях, поет и читает на клиросе, описывает, между прочим, жизнь подвижников пещер, свидетельствуя, что истинная аскетическая жизнь была в то время очень развита среди печерских иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

Это сочинение, вопреки своему обычаю хранить личную духовную жизнь в тайне, он прочитал митрополиту Вениамину. Главное, что хотел показать епископ Феофан в этой «Сотнице», состоит в том, что «молитва очень действенна в бедах и скорбях наших, молитва привлекает милость Божию, молитва отгоняет бесов, молитва просвещает разум» 93 . Эти утверждения вынесены Преосвященным молитвенником из личного опыта. Нельзя не заметить, насколько схожи эти высказывания с осмыслением молитвенного подвига в аскетических сочинениях преподобного Нила Синайского , преподобного Никиты Стифата , преподобного Иоанна Кассиана Римлянина , святителей Григория Паламы , Иоанна Златоуста и многих других делателей умной молитвы. Отличием можно назвать лишь больший акцент, который епископ Феофан делает на роли молитвы в познании догматических истин просвещенным в богообщении разумом. Будучи сам богословом-практиком, Преосвященный Феофан старался привить такое же понимание христианской жизни и своим подопечным студентам, о чем свидетельствуют его искренние проповеди . Так, обращаясь к выпускникам Академии 1908/1909 учебного года после благодарственного молебна, он в своей речи «старался показать важное значение в жизни теплой, искренней и вместе простой, детской веры, которая одна дает человеку величайшее и неизменное благо – общение с Богом, сообщая смысл и другим человеческим ценностям, между прочим и просвещению» 94 . И это не единственный пример подобного рода его проповедей. Во время празднования 100-летия со дня основания С.-Петербургской Духовной Академии ее ректор «за литургией произнес слово об усвоении истины посредством веры и благодати» 95 . Далее, в главе, посвященной непосредственно богословским воззрениям епископа Феофана, мы будем опираться в том числе и на его проповеди , в которых нравственные наставления тесно переплетаются с догматическим учением. Самоотверженные труды Преосвященного владыки ректора справедливо привлекали внимание высшего священноначалия. И за заслуги перед Церковью епископ Феофан «в январе 1910 года переименован во второго викария» 96  С.-Петербургской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010