Р. 270). – Ред. 162 Некоторое пренебрежение гигиеной в монастырях того времени было элементом отречения от мира (см.: TSGC. Р. 282). – Ред. 170 Преп. Евфимий (f 473) – настоятель Лавры Фаран; упоминается преп. Феодором также в «Великом оглашении» (I, 72) и письме 500. Преп. Феодосий Великий (424–529); упоминается преп. Феодором также в «Великом оглашении» (I, 50; 53; 72) и письме 149 (ср.: Кирилл Скифопольский . Жизнь преп. Феодосия). Преп. Домитиан Мелитинский (f 473); упоминается преп. Феодором также в «Великом оглашении» (I, 72) и письме 8 (см.: TSGC. Р. 298–299). О преп. Дорофее Газском и его ученике преп. Досифее см. примеч. 2 на с. 246, о преп. Захарии – примеч. на с. 247, о преп. Пахомии и преп. Савве Освященном – примеч. 1, 2, 3 на с. 243. Св. Василий (V-VI bb.) – ученик и сподвижник преп. Феодосия Великого. См. «Житие преп. Феодосия Великого». Преп. Афре Нитрийский, ученик преп. Ора (f V b.) – Ред. 171 Лерой отмечает, что речь идет о трубе не в буквальном смысле, но в переносном – о деревянном биле, которое издает звук при ударе по нему колотушкой (см.: TSGC. Р. 306). – Ред. 173 См.: Достопамятные сказания. Авва Вениамин, 5; Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 1, 26. – Ред. 176 Французские издатели полагают, что по этому указанию можно судить о месте и дате создания данного оглашения: оно было произнесено после поселения преп. Феодора с его монахами в Студийском монастыре в Константинополе (предположительно около 798 г.), после первого изгнания, закончившегося в августе 797 г. (см.: TSGC. Р. 310). – Ред. 179 Учение об иконопочитании преп. Феодора здесь помещено в широкий контекст – антропологический и аскетический. – Ред. 181 Преп. Феодор Тавеннесийский (Освященный; 306–368) – ученик преп. Пахомия. Родился в египетском городе Шне (Латополь, ныне Ишна). Преп. Орсисий (f около 380) – второй преемник преп. Пахомия Великого в руководстве монастырем после смерти преп. Пахомия. Преп. Петроний (f 346) – соратник преп. Пахомия Великого , которого преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Многих православных заставляешь ты смеяться над тобой, называя пустые действа таинствами. Впрочем, всякая ересь, блуждая вне Церкви Христовой, бредни свои именует таинствами. Так манихеи 36 называют таинствами и сокровищами благ книги злочестивые и беззаконные, ибо, как говорится в Послании к Фессалоникийцам: Тайна беззакония уже в действии ( 2Фес. 2:7 ). 115. Скороходу Эпигону Святой Моисей прикрыл слова Божии иносказанием, чтобы не разумели их тогдашние и нынешние иудеи, как сам он засвидетельствовал: род строптивый и развращенный ( Втор. 32:5 ). Сыны, не имеющие в себе веры, искушают и огорчают Господа. Поэтому и сам Моисей возлагал на своё сияющее после богообщения лицо покрывало и таким образом беседовал с неразумными и держащимися египетского мудрования. 116. Ему же Свет Пятикнижия 37 следует понимать как сияющее лицо Моисея, а неясности, всё в них приточное и символическое или загадочное покрывало. Например, как говорит Моисей о колодце, из которого пили все: Потому говорят приточники ( Чис. 21:27 ). 117. Ему же В том, что написанное Моисеем требует великого умозрения и рассуждения и глубокого исследования убедит тебя таинственное наименование кладезя видения: Посему источник тот называется: Беэр-лахай-рои 38 ( Быт. 16:14 ). 118. Ему же Если младенчествующий умом Израиль подобно младенцу Измаилу с воплем обратится ко Христу, то отнимется покрывало от очей ума его – так называемой Агари, и вблизи найдёт она живую воду Писания, как должно истолкованную, прозрачную и избавляющую от смерти неверия. 119. Ему же Пока иудеи не приобретут веры блаженной Сары, должно сердца их называть рабыней Агарью. 120. Ему же При постигших бедствиях не давай ослабевать доброй надежде и не выпускай из рук упование на Бога. Бог, если будет Ему угодно, без труда переменит горесть в свет и радость. 121. Еврею Вениамину Говоришь, за многое ты восхваляешь Иисуса, но негодуешь на Него за то, что Он нарушал субботу. Но человек не навсегда остаётся в младенчестве, достигший мужеского возраста не потерпит, чтобы поили его молоком, и познавший учения философов не согласится сидеть над букварём. Поэтому до нисшествия к людям небесной Премудрости – прекрасно было соблюдать субботы, ныне же, по пришествии Христовом, это ни к чему. Потому что христианин мудрствует о том, что выше дней, времён и целого мира. 122. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Целую ночь все гудело и шумело на дворе. Утром та же кутерьма на небе. После молитвы визит г. Симо, вышедшему из больницы. С ним же и чай. Отнесение к нему des voix celestes. Писание греческое к Никандру Синайскому 1226 . Штопанье непромокая для артиста, во что бы то ни стало едущего сегодня в Египет. Сын Османа 2 с известием, что нет посту. Еще бы, в такую непогодь почта! Прощальный обед с Его Художеством. Никола белоризец, готовый в путь-дороженьку, несмотря на дождь и ветер и все прочее. Прощание с Осипом Константиновичем Буткевичем (а по отчиму Крыжановским). Bono viagio! 1227 Погружение в покой, имеющий несказанную прелесть после стольких подвижных дней. Возня с оберточными листами московской посылки. При огне помысл о давно забытой Изрумелии. Чай с Симом. Еще мало, и дремота необоримая. Переселение на диван, и часов до 3-х ночи метание семо и овамо. Между прочим, приснилось, что возле меня находится дочь имп Павла Петровича, разумеется, бешеная и неукротимая, как и родитель. Я однако же то ласкою, то каким-то магнетизмом делаю ее ручною до того, что она садится возле меня, жмется ко мне, и наконец кладет ко мне свою голову на колени. Вот так идиллия, довольно неподходящая к моему образу и подобию. Вторник, 27 окт Чего-чего еще не снилось! 7 часов. Ветер стих. Проглянула лазурь небесная. После моциона и чаю принялся за давно оставленную переписку. О. Вениамин с известием, что есть покойник, монах Давид, здешний постриженец. Чтение рукописания Александра Федосеича Бершадского, прошедшего на своем служебном поприще огнь и воду и медные трубы 1228 . Ожидание не знать какой царевны. Ни малейшей почты и сегодня. Визит в «покойную» к усопшему схимнику и верижнику Давиду. Спит себе раб Божий. Совещание с о. Вениамином о чине погребения его. Дождь-таки делает свое дело. Обед. Сон не знать зачем и отчего. Всенощная с пол елеем св. мученице перед частицею мощей ее. Опять у Пелагеи нашей рвота. Больше пока ничего. 7 часов. Ни Джирьеса, ни самовара – ни слуху ни духу. Показались один за другим. Отнес стакан чаю г. Симону Кефалонийскому, изъявившему крепкое удивление по поводу оного. Насколько мог, занимался перепискою. Левый глаз постоянно протестует против оной. Нет никакой почты. Среда, 28 окт

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Софрония, вынудило его покинуть Врацу и последние 10 лет своей жизни провести в скитаниях. В это время он еще усерднее трудится как просветитель. Результатом этих трудов становится целая библиотека, предназначенная для научения национальным духовенством болгарского народа истинам православной веры. Источниками для св. Софрония служили как славянские книги русской печати, так и некоторые греческие издания. Так, им было переложено с церковнославянского на славено- болгарский «Исповедание православной веры», известное под именем Киевского митрополита Петра Могилы и являвшееся в то время самым обстоятельным и систематическим сочинением такого рода. Однако только один труд св. Софрония был опубликован – «Недельник», сборник, содержащий перевод воскресных евангельских чтений и поучений к ним. Будучи впервые напечатанным в 1806 г. в валахском городе Рымнике он переиздавался затем более 10 раз, служа болгарскому духовенству надежным пособием в проповеди Евангелия. Годы, предшествовавшие освобождению Болгарии от турецкого ига в результате Русско-турецкой войны (1877–1878), вошли в историю как годы Болгарского Возрождения. Оно было ознаменовано развитием национальной литературы, искусства, науки и общественной мысли. Не осталась в стороне от этого процесса и Болгарская Церковь . Из среды болгарского духовенства тогда выдвинулся ряд видных иерархов и просветителей. Мысль о восстановлении Болгарской Церкви также стала волновать тогда многие умы. В связи с этим турецкие власти, чувствуя свое ослабление на Балканах, пошли в 1870 г. на учреждение Болгарского Экзархата (имеющей автономию Поместной Церкви, возглавляемой экзархом, т.е. наместником). Однако Константинопольский Патриарх и Священный Синод не признали даже такой ограниченной самостоятельности Болгарской Церкви, и тогда в 1872 г. ее Народно-Церковный Собор провозгласил полную автокефалию. Это привело к расколу с Церковью-Матерью, который удалось уврачевать только в 1945 г., когда автокефалия Болгарской Православной Церкви была наконец признана Константинопольским Патриархом Вениамином и Священным Синодом. Православная Церковь в XX веке. Уходящее столетие явилось для Православной Церкви временем испытаний, связанных с бедствиями, постигшими крупнейшую православную страну – Россию, в которой коммунистический переворот в октябре 1917 г. привел к власти жестокую безбожную диктатуру. В конце Второй мировой войны при поддержке СССР коммунистические режимы были также установлены в таких странах, как Румыния, Болгария и Югославия, где большинство верующих принадлежит к Православной Церкви. При этом еще на рубеже XIX–XX в. обозначилась тенденция, которая получила развитие позднее в силу политических потрясений 20–40-х годов. Речь идет о православной диаспоре (рассеянии) в США, Канаде, Южной Америке и Австралии, то есть в странах, куда в конце XIX и первой половине XX в. обычно направлялись эмигранты главным образом из Восточной и Южной Европы, и Ближнего Востока в поисках лучшей доли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Агапитом (Беловидовым). СТСЛ 1906. М. 1991. М. 1995. 104. оригинал Жития://Tachiaos А.-Е. 9 .384). пер.://Blessed Paisius Velitchkovsky 9 .371). англ. пер.://The Life of Paisij Velickovskyi./Trad. Featherstone J. М. E., introd. Tachiaos Α. E. Harvard 1989. 370 . [Платон, схимонах.] Житие блаженнейшего отца нашего старца Паисия, собранное от многих писателей, и сочинено отцом Платоном, во дни благоверного государя нашего Михаила Григориевича Струдцы воеводы, благословением преосвященного митрополита Кириу Кир Вениамина, при архимандрите и старце святых монастырей Нямца и Секула Мардарии в Нямецком Вознесенском монастыре в лето 1830. Нямец 1836. воспроизв.: Tachiaos А.-Е. 9 .384). пер.: [ Паисий (Величковский) , преп.] 9 .372). 371 . Blessed Paisius Velitchkovsky. The Life and Ascetic Labors of our Father, Elder Paisius, Archimandrite of the Holy Moldavian Monasteries of Niamets and Sekoul. Optina Version/By schema-monk Metrophanes. Transl., introd. Seraphim (Rose), hierom Saint Herman of Alaska Brotherhood. Platina, CA 1976. 300. 2 1994. См. также 13 .59, 85, 119, 131, 161, 162, 420. Сочинения 372 . [ Паисий (Величковский) , преп.] Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . С присовокуплением предисловий на книги Григория Синаита , Филофея Синайского, Исихия пресвитера и Нила Сорского , сочиненных другом его и спостником старцем Василием Поляномерульским , о умном трезвении и молитве. М. 1847. 318. 2 1847. 3 1892. 4 М. 2001. [Изд., подготовленное в Оптиной пустыни и вплоть до недавнего времени бывшее базовым собранием текстов старцев Паисия и Василия]. 373 . [ Паисий (Величковский) , преп.] Восторгнутые класы в пищу души, то есть несколько переводов из святых отцев Старца Паисия Величковского . М. 1849. М. 2000. 219. 374 . Паисий Величковский , преп. О преводе книги святого Исаака Сирина с еллиногреческого на славенский язык краткое изъявление// Исаак Сирин . Слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским . М. 1854. VI-XVI. 375 . [ Паисий (Величковский) , преп.] Об умной или внутренней молитве: Сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского , настоятеля Нямецкого и др. монастырей в Молдавии и основателя Рус. Ильинского скита на Афоне/Пер. со славян. М. 1892. 2 М. 1897. 39. 3 М. 1902. 48. 4 М. 1912. Б. м. б. г. 48. переизд.: Учение старца Паисия Величковского об умной молитве//ЖМП 1973. 7. 69–73. пер.: Pajsije Velikovski. О srdanoj molitvi prve Crkve. Beograd 1982; Pajsije Velikovski, sv. Obitavanje bezgraninog u srcu. Beograd. 1982. 43. пер.: Swiety Paisjusz Wieliczkowski. О modlitwie umyslu albo modlitwie wewnetrznej. Przel., wstep Kuffel I. Bialystok 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

458 Вот эти стихиры, кроме стихир, указываемых и старопечатными требниками: – «Насажденное на краниевом месте»; «Божественное сокровище, на земли сокрываемое»; «Ты ми покров державен еси»; «Господи Боже наш, иже вольности спятие в общее воскресение», «Пророчестии гласы древо святое провозвестиша»; «Крест Христов христианом упование»; «Днесь происходит крест Господень». Рукоп. требники. Синод. б. 898, л. 189; Типогр. б. 214. л. 343–348; 215, л. 290; Волокол. б. 85, л. 135; Соф. б. 1070, л. 243. Кир.–Бел. м. 520 (777), л. 46 об. 459 Требн. Рукоп. Сербск. Синод. биб. 307, л. 138–140; 324, л. 20–23 об.; Печатный Сербск. Требн. 1545. 460 Требники: Стрят. 1636 г. 362–363; Вильн. 1624, л. 1–2; Долгоп. 1635, л. 161–162; Льв. 1645, л. 177; Петра М. II, стр. 5. И только в Требник. Острожск. 1606 г. начало такое же, как и в старопечатн. Моск. Потребниках. 461 Т.о. после алфавитных тропарей помещают тропари Святым. Но в этих же Требниках прибавлен один лишний, сравнительно с современным состоянием чина, тропарь: «С небесе посли благодать, Жизнодавче, воды освяти и всем сквернам яви очищение». 462 Требн. Острож. 1606 г., Льв. 1645 г., Могилинский. В Стрят. Требн. 1606 г. сделано лишь указание о пении крестных стихир. 464 Апост. Постановл. , русск. перев. Казань 1864, стр. 259. См. Εχολγ. Goar р. 556, notae. 4 «Новая Скрижаль», архиеп. Вениамина, Нов. Русск. перев., прилож. к Русск. Паломн. за 1909 г., стр. 446–447. 465 В чине богоявленского водоосвящения церковь молится о даровании освящаемой воде дара исцеления недугов, очищения душ и телес, дабы все, мажущиеся ею, получили освящение и здравие. В чине малого водоосвящения содержится моление: «О, еже быти воде сей целительной душ и телес«; самая водоосвятительная молитва содержит, главным образом, моления об исцелении недугов. 466 В рук. Εχολ. Синайск. библ. XIII в. встречается молитва над водою, приемлемой в исцелении недужного: «Боже великий и вышний " – Εχολ. проф. Дмитр. 241. То же на стр. 948. 467 Рукоп. требники. Синод. б. 268, л. 169; библ. Киев. дух. Акад. Аа 193, стр. 309–312; Солов. б. 1085 (725). Л. 116.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Когда мы стоим на молитве и со смирением призываем Бога, часто душа умиляется необъяснимым образом. Это тоже знак того, что Бог ангелу-хранителю повелевает приблизиться к человеку, который молится, и человек ощущает благодатную силу, сообщаемую ему через молитву. Иоанн Лествичник говорит, что если человек умиляется на молитве, то это знак того, что ангел стоит рядом и молится вместе с человеком. И присутствие ангела около молящегося наполняет душу теплым умилением. Каждый раз во время литургии, когда священник совершает проскомидию, по воле Божией разверзаются своды храма и множество ангелов сходят в алтарь, становятся около жертвенника босыми ногами и, потупляя взоры, с великим страхом возносят молитвы. Потому и запрещено двадцатым правилом Шестого Вселенского собора мирянам входить в алтарь за просфорами, чтобы не нарушалась благодатная тишина алтаря. А когда начинается литургия, то ангелы расходятся по церкви, стоят вперемежку с молящимися и одного утешают, другому сообщают умиление, третьего подкрепляют в молитве – всякому дают то, что полезно, смотря по состоянию души человека. И если горд человек, ангелы часто посылают болезнь, посылают изнеможение во время молитвы, как говорит преподобный Нил Синайский . И в самом деле, вдруг голова начинает болеть, тело ноет, усталость является – разбит человек совсем. Это ангелы-хранители допускают демонов искушать нас, если видят, что человеку необходимо и полезно пострадать. Потому-то иногда человек мучается, страдает на молитве, но потом утешается, когда сознает свою немощь. Так помогает нам Господь через ангелов-хранителей, которые приносят умиление в молитве, услаждают слезы наши, подкрепляют нас и, когда полезно, посылают болезнь. Господь оказывает нам помощь и через просвещение разума, которое приходит, когда мы читаем Священное Писание. Откуда мы знали бы, что Бог есть, что Бог сотворил человека, что Он охраняет его, что Он жаждет спасения человека. А Бог Сына Своего единородного послал на землю, Который, не отлучившись Божества, во всем уподобился человеку, кроме греха. И Иисус Христос , в древнее время говорящий через пророков и учащий через них, впоследствии, будучи во плоти, Сам по великой любви Своей дал людям Свое благодатное учение. Так вот, когда человек пересилит немощь, когда он заставит себя внимательно читать Писание, слова, напоенные силою Духа Святого, проникнут в его сознание и как бы откроют завесу, скрывавшую дотоле познание тайн Бога; человек, прочитав главу, проникается смыслом страданий Христа, особенно ясно начинает ощущать промысл Божий и верить в него; он особенно начинает чувствовать любовь Божию, что Бог близко, рядом, совсем около, появляются у него слезы покаяния, и он вдруг осознает ту бездну грехов, которая разделяет его с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Освободившись от турецкой неволи, Григорий Синаит удалился на остров Кипр для безраздельного посвящения себя суровому подвижничеству. Кристальная чистота души его, гармонировавшая с наружной красотой, скоро привлекла к нему сердечную любовь и благоговейное почитание жителей Кипра, почувствовавших в преподобном личность духовно незаурядную. Вслед за поселением преподобного на территории Кипра простодушные кипряне скоро почувствовали, как ради него над островом распростерлась особая любвеобильная попечительность Божественного промысла. По воле Божией святой Григорий встретился на Кипре с одним пустынножителем и принял от него облечение в рясофор. Отшельник этот изложил преподобному и первые основополагающие правила деятельной иноческой жизни. Но Григорий не удовлетворился жизнью на Кипре. Он жаждал более суровых подвигов. И через некоторое время удалился на Синайскую гору. Здесь, в монастыре, воздвигнутом на покатой отлогости горы византийским императором Юстинианом в 527 году, он был пострижен в малую схиму, или мантию, и за свои подвиги на Синае получил название Синаита. Более трех лет преподобный исполнял в Синайском монастыре послушание повара и хлебопека. В данный период времени он неутомимо трудился и над усовершенствованием своей души, так что вся дальнейшая жизнь его, полная суровых и жестоких самоограничений, определилась, в смысле характера внешних подвигов, именно на Синае. Синайская подготовка святого Григория к последующей созерцательной жизни состояла в строгом посте, неутомимом личном бодрствовании и молитве почти неусыпной. Его ежедневную пищу составляло весьма малое количество хлеба и воды. Постничество, всенощная молитва и псалмопение показывали в нем как бы «бесплотного ангела, носящего невещественное начало в материальном теле» 278 . Распорядок его иноческих подвигов в течение каждого дня был таков: утром, при первом ударе в било, он всегда первый стоял пред дверями отпираемого храма и последним выходил из него по окончании утренних молитв. Самоотверженным исполнением монастырских послушаний и устава иноческого благоповедения преподобный быстро достиг всецелого отречения от личной воли. Его смирение было столь глубоко, что, по словам своего биографа, святейшего патриарха Каллиста, он на послушании был подобен священнодействующему у престола и жертвенника Божия. В промежутках между работой на кухне и в пекарне преподобный усердно читал Священное Писание, отдавался богомыслию или переписывал священные книги, как искусный в каллиграфии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Наконец, дается и такое объяснение. В Ветхозаветной Церкви в день Пятидесятницы евреи украшали свои дома, а также и синагоги цветами и зеленью в воспоминание того, что при Синайской законодательстве они жили не в городах, а в палатках на лоне природы. И доселе во многих местах они делают возле домов своих особые палатки, куда выходят на Пятидесятницу жить; и при этом украшают их зеленью. Но все ветхозаветное имело прообразовательный смысл для Нового Завета. Египет – страна рабства страстей, пустыня – символ освобождения и бесстрастия. Там Ветхий Завет и закон на Синае; здесь Новый Завет и новые законы, о чем и начинается чтение Евангелия со вторника (Нагорная беседа). Тьма – и здесь огонь… Там Моисей – здесь Христос… Поэтому в догматике 2-го гласа поется: «Преиде сень законная, благодати пришедши… вместо Моисея Христос, спасение душ наших». В этот день евреи приносили в храм начатки плодов для освящения ( Лев. 23:16–21 ). На севере к этому времени ничего еще не созревает. Об этом есть указание у святителя Григория Нисского : «Иудеи, украшая кущи листьями и плодами, – сим самым изображают Новозаветную Церковь , произрастшую после закона». Самое важное Став на свое место в храме на клиросе и ощущая радость, я, однако, думал: «Это лишь – предвкушение благодати, а самое главное должно быть завтра на литургии и вечерне». И я это ждал… Однако не настраивал себя и даже не ожидал непременно этой благодати, – а представлял все благой воле Самого Дароподателя. Дар есть дарование, а не вынужденная милость. И, мало того, я постарался даже смирить себя: не просить ничего и приготовиться к тому, если не будет никакого дара. Вспоминается случай, как одна духовная дочь епископа Феофана Затворника говела на первой неделе Великого поста и все исполнив, как следует, и в причащении получила великую радость… А на страстной неделе делала все то же, но был холод на душе… Обеспокоенная, она обратилась к епископу Феофану с вопросом; и вот он ей ответил, что мы должны делать со своей стороны все, – а требовать не имеем права; ибо дар есть дар, благодать есть действительно благодать… Да и может ли такое убожество, как человек, требовать чего-либо от Бога? Братия

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Аскетические опыты. Т. II. С. 377. Данное высказывание свт. Игнатия достаточно выразительно и заслуживает особого внимания. Оно находиться в прямой связи с его учением о человеке, как о храме Божием и о состоянии падшего человека как соделавшегося жилищем духов злобы. Весьма уместно в данном случае привести высказывания блж. Диадоха Фотикийского по поводу действия, производимого в нашем естестве таинством Крещения: «Прежде крещения благодать со вне направляет душу на добро, а сатана гнездиться в самых глубинах ее, покушаясь преграждать уму все правые исходы; с того же часа, как возрождаемся в крещении, бес бывает вне, а благодать внутри. Почему и находим, что как древле господствовала над душою прелесть, так по крещении господствует над нею истина» (Подвижническое слово. С. 50—51). «При всем том не дивимся, что и после крещения опять с добрыми помыслами испытываем и худые. Ибо баня освящения, хотя отчемлет скверну греха, но двойственности пожеланий наших не уничтожает, и бесам воевать против нас и обольстительные слова говорить к нам не возбраняет, чтоб чего не сохранили мы в естественном оном находясь состоянии, то хранили силою Божиею, восприяв оружия правды» (Там же. С. 52). В этих высказываниях удивительная близость словам свт. Игнатия. Духи злобы, по блж. Диадоху, уже не имеют державы внутри естества человека, они пытаются воздействовать на нас посредством чувств телесных. Благодать же Божия царит теперь в самой глубине души (то есть в духе человеческом, дух человека вновь причастен Духу Божию — В.Д.). При этом благодать пребывает в духе сокровенно, утаивая свое присутствие от чувства души, и проявляется, когда человек являет любовь к Богу от всего прозволения своего сердца (Там же. С. 51, 53). Однако, как замечает св. Макарий Великий, и по Крещении бесплотный разбойник имеет возможность входить в душу и делать, что хочет (Духовные беседы. С. 116—117). Человек может вновь соделаться жилищем сатаны по причине нерадения, и свт. Игнатий для подтверждения этой мысли ссылается на блж. Феофилакта Болгарского (Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. Благовестник или толкование на святое Евангелие. М. «Скит», 1993. С. 123—124. Толкование на Мф. 12:43—45) и прп. Григория Синайского (Григорий Синаит, прп. Творения. Пер. с греч. еп. Вениамина (Милова). М. Новоспасский монастырь, 1999. С. 97).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010