Кающийся должен изменить свое прежнее небрежное отношение к людям. Он обязан быть к ним милостивым и человеколюбивым. «Припрягший к смирению щедрость несется к Богу быстрей Лидийской колесницы» 2241 . Говоря литургическим языком, подвизающийся в посте «зажигает светильник души огнем добрых дел» 2242 , когда дает голодным хлеб, бескровным – приют и с любовию питает их, как пророк Елисей сынов пророческих. По Писанию, в Божие Царство входят полагающие свои сокровища в руки бедных. Милуя нищих, они взаймы дают Богу, Который воздает им за благотворение с божественной щедростью. Елей благотворения усиливает у постящихся горение любовью к Богу, привлекает к ним особое милостивое Божие благоволение. Господь подает им вместо земного небесное, вместо розданного ими хлеба – пищу благодати; взамен тленной одежды, данной нищим, – ризу благодатного света 2243 . Смирением, молитвою и милосердием постящиеся как бы самораскрываются для восприятия Божией благодати, и Господь благодатно согревает и просвещает богоустремленных. За мужественное перенесение болезненных трудов воздержания они украшаются свыше благодатию поста и цветут постническими добродетелями 2244 . Каноны и стихиры Постной триоди неотразимо сильно влекут к пощению напоминанием о многих богоносных постниках ветхозаветного и новозаветного времени, начиная с Богочеловека Господа Иисуса Христа. Христос Спаситель личным примером сорокадневного пощения освятил и узаконил для всего человечества дни поста как средства преодоления диавольских козней, лукавых уловлений и вражеских стрел 2245 . Из дали веков выступает, например, образ чудного Еноха, воздержанием преложившегося от земли на небо 2246 . Прекрасный Иосиф постом избежал смешения с беззаконной женой Пентефрия и получил царство 2247 . Гедеон воздержанием и молитвою только с тремястами мужей побеждает мадианитян 2248 . Пост явил духовно цветущим пророка Самуила, воспитал великого храбреца Самсона, усовершал ветхозаветных священников и пророков 2249 . Божественный Моисей, очищенный постом, творил множество чудес, жезлом разделил Чермное море и людей сорок лет питал в непроходимой пустыне 2250 . На Синайской горе он очами своей постнической души зрел Бога, был собеседником Зиждителя, удостоился говорить с Ним лицом к Лицу и принимать слухом голос невидимого пречистого Бога. Постившийся Моисей принял от Бога скрижали Завета, был Законописателем 2251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Скачать epub pdf 3. Палестина во Время Иисуса Христа Историко-географическое описание Палестины Земля, где совершилось воплощение Бога–Слова, по которой две тысячи лет назад ходил Господь наш Иисус Христос с проповедью и на которой принес Он великую Жертву Любви за весь человеческий род, называется Палестиной. Благоговейные христиане дали ей название «Святая Земля». Палестина – древняя родина евреев, где когда-то жили патриархи Авраам, Исаак и Иаков. Бог обещал эту землю их потомкам. Поэтому землю эту евреи называли обетованной. В конце второго тысячелетия до Рождества Христова, когда израильтяне чудесным образом бежали из Египта от фараона, они под предводительством Иисуса Навина завоевали обетованную землю у ханаанских племен и стали ее полноправными хозяевами. На этой земле протекала их история целое тысячелетие, до прихода на Восток римлян, разрушения ими Иерусалима и храма Господня. На этой земле в ветхозаветные времена Господь готовил избавление всему человечеству в лице грядущего Искупителя мира. Палестина расположена вдоль восточного берега Средиземного моря. На севере ее окаймляют горы Ливан, Антиливан и Ермон. На юге она граничит с Синайской пустыней, а на востоке к ней непосредственно примыкает огромная Сирийско-Аравийская пустыня. Всего эта страна занимает площадь 25 124 кв. километра (См. карту). Вдоль палестинского берега Средиземного моря проходил древний караванный путь из Египта в Месопотамию, с одной стороны, и в Грецию – с другой. Навьюченные товарами верблюды шли через холмы Галилеи в город Дамаск, где был пограничный пункт мировой торговли. По своей природе Палестину можно назвать страной контрастов. Здесь есть и берег великого моря, и пустыня, и горы, и долины, и озера, и реки, и леса. Климат тоже разнообразный. Если на севере Палестины, на величественных вершинах гор Ермона, лежат вечные снега, то в долине Мертвого моря жара достигает тропической силы. В городе Иерихоне и в его окрестностях при нестерпимой жаре люди носят легкие одежды, тогда как в 20 километрах в сторону, в верхней Иудее, бывают морозы и снег. Люди здесь живут в каменных домах и носят теплые одежды. В районе Иерусалима климат похож на среднеевропейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Итак, что же стало опорой в творчестве монахов-песнотворцев? Определенные места из Священного писания Ветхого завета, избранные задолго до христианских времен. В Александрийском и Ватиканском кодексах, а также в нашем знаменитом Синайском кодексе, который сначала хранился в Санкт-Петербурге, а после революции был продан в Британский музей в Лондоне, после «Псалтири» следовали так называемые «Библейские песни». Они были разнообразны: в Александрийском кодексе был один состав, в других списках – несколько другой. Для чего надо было прочитывать или пропевать эти песни после чтения Псалтири? Это некие остовы для мысли, для осознания истории, на которые ум должен опираться, чтобы вспоминать что происходило в древности и осознать, почему мы сейчас так живем. Первая песнь – это исход из Египта и спасение избранного народа, Пасха, вторая песнь – по Второзаконию, путешествие в пустыне. И дальше, и дальше – вплоть до песни «Трех отроков», которая сейчас является основой для седьмой и восьмой песни канона. Эти песни – опоры, столпы. Очень вдохновенно говорила об этом наша прославленная пианистка Мария Вениаминовна Юдина: не только книга о. Павла, а всё миросозерцание христианства держится на неких опорах, столбах, на них же и утверждается «Столп и утверждение Истины» – Церковь Святая. Мы просто даже сейчас не подозреваем, что события-символы Библейских песен во все века служили такими столпами-опорами, на которых держится конструкция мировой истории, мысль опирается на них. Монахи это особенно ярко чувствовали, как поётся в ирмосе Третьей песни канона на Вознесение: «Силою Креста Твоего, Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити Божественное Твое Вознесение». И вот эти избранные древними людьми библейские события, собранные в Библейских песнях – наиболее яркие, песненные, запоминающиеся – стали осознаваться уже в христианстве в свете Нового Завета. Это те же самые столпы, на которых и мы можем строить, видеть созерцать и осознавать – для чего мы, христиане, живем». Столпы истории

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-prav...

21 . Григорий Палама , св. Письмо своей Церкви.//Богословские труды. Юбилейный сборник: МДА – 300 лет. М., 1985, сс. 305 – 315. 22 . Григорий Палама , св. Святогорский Томос.../Пер. Т.А. Миллер.//Альфа и Омега. Учебные записки Общества для распространения Священного Писания в России, 1995, (6), сс. 69 – 76. 23 . Григорий Палама , св. Слова. София, 1987. 24 . Григорий Палама , св. Слово к философам Иоанну и Феодору./Пер. еп. Арсения (Иващенко). Новгород, 1895. 25 . Григорий Палама , св. Триады в защиту священно-безмолствующих./Пер., послесл., прим. В. Вениаминова. М., 1995. 26 . Дионисий Ареопагит . О божественных именах. О мистическом богословии./Вступ. ст. и пер. Г.М. Прохорова. СПб., 1995. 27 . Дионисий Ареопагит . О небесной иерархии./Вступ. ст. Г.В. Флоровского; пер. М.Г.Ермаковой. СПб., 1997. 28 . Добротолюбие в русском переводе еп. Феофана (Говорова). В 5-ти тт. Репринт. изд.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 29 . Дорофей, авва . Поучения, послания, вопросы, ответы. Репринт. изд.: М., 1991. 30 . Древний Патерик. М., 1874. 31 . Евагрий Схоластик . Церковная история. СПб., 1999. 32 . Евагрий, авва. Творения. Аскетические и богословские трактаты./Пер., вступ. ст. и комм. А.И. Сидорова . М., 1994. 33 . Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского . В 12-ти тт. Репринт. изд.: М., 1992. 34 . Имяславие. Богословские материалы к догматическому спору об Имени Божием по документам имяславцев. СПб., 1914. 35 . Иоанн Дамаскин , св. Точное изложение православной веры . Репринт. изд.: Ростов-на-Дону, 1992. 36 . Иоанн Кассиан Римлянин , св., Писания. Репринт. изд.: М., 1993. 37 . Иоанн Синайский, св. Лествица. Репринт. изд.: М., 1991. 38 . Ириней Лионский , св. Творения. Репринт. изд.: М., 1996. 39 . Исаак Сирин . Слова подвижнические. М., 1993. 40 . Иустин Философ . Творения. Репринт. изд.: М., 1995. 41 . Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991. 42 . Лев Диакон. История. М., 1988. 43 . Лойола И. Духовные упражнения.//Символ, 1991, сс. 15–121.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

Я сейчас же нашел две арабские рукописи Агапия, которыми мне предстояло заниматься. Это было для меня очень приятно, так как в подоных библиотеках возможны самые неожиданные сюрпризы: этих рукописей могли не найти, и тогда моя поездка на Синай потеряла бы все свое значение. Мои товарищи в то же время знакомились с грузинскими рукописями, которые составляли главную цель их синайского путешествия. После некоторых переговоров с о. Вениамином и библиотекарем о. Феодосием мы добились весьма важных для нас результатов: нам обещали давать по две рукописи каждому; кроме того, нам было разрешено заниматься не в самом здании библиотеки, а у нас на верху, что, конечно, было несравненно удобнее. На ночь рукописи должны были под ключом оставаться там же на верху в комнате для занятий. Итак, начало было гораздо более благоприятно, чем можно было ожидать. Около трех часов дня мы были несколько смущены сильным стуком в деревянную доску. Оказалось, что это на колокольне бьет монах в доску вместо колокола, созываю братию к вечерне. В колокола звонят здесь лишь по субботам, воскресеньям, накануне и в дни больших праздников, колокольным звоном встречает монастырь также прибывающих паломников. Предводимые монахом, мы отправились в церковь . Для этого надо было спуститься еще ниже, чем в библиотеку. Главным храмом монастыря является знаменитая древняя базилика, которая, находясь внизу, совершенно прикрыта воздвигнутыми одна на другую постройками. Невдалеке от базилики возвышается построенная в позднейшее время колокольня, а рядом с ней белый минарет с полумесяцем наверху, служащий теперь складом для различных овощей и пристанищем для голубей. Присутствие минарета среди монастыря объясняется отношением монахов к бедуинам-арабам, которые в прежнее время не раз заставляли монастырь переживать тяжелые минуты. Появление полумесяца рядом с крестом должно было несколько успокоить опасных соседей. Но это были прежние времена; теперь обстоятельства изменились, и минарет превратился в кладовую. Через низкую дверь мы вошли в темный притвор, отделенный от церкви большой завешенной дверью; в самую церковь мы проникли через малую боковую дверь. Внутренность базилики не поражает ни размерами, ни украшением. Главный средний неф отделен от боковых шестью колоннами, вдоль которых из дерева устроены места (стасидии) для молящихся. С потолка спускаются многочисленные лампады различных размеров и цветов. Налево возвышается кафедра, с которой диакон читает Евангелие, а справа стоит архиепископское кресло. Боковые нефы ниже и темнее. Над иконостасом водружен большой крест, достигающий почти потолка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

III. В монастыре Рис. 8. Монастырский сад. Для житья нам отвели в верхнем этаже две небольших, чистых комнаты с окнами на монастырский двор, сад и Вади-ед-Дер. Кровати были с кисейными пологами от комаров; в одной комнате стоял даже диван. Для наших занятий уступили расположенную рядом довольно большую комнату с двумя окнами, куда поставили один стол для работы, другой для еды. Двери всех трех комнат выходили во внутрь монастыря на крытую галерею. Глубокие окна комнат были снабжены деревянными решетками. С величайшим удовольствием мы после долгого пути умылись и переоделись. Вскоре явился к нам о. Вениамин и повел показывать библиотеку, находяющуюся в простом белом, покрытом красной черепицей здании (рис. 9). Спустившись по нескольким узким и крутым деревянным лестницам, которыми соединяются нагроможденные одна на другую монастырские постройки, мы проникли через низкую дверь в библиотечное здание. Самая библиотека находится во втором этаже. Мы вошли в довольно большую комнату, увешанную портретами синайских архиепископов, среди которых мы узнали и преосв. Порфирия. Вдоль двух окон, освещающих комнату, стояла длинная скамья, а перед ней стол. Это была комната для занятий. По обе ее стороны были низкие, снабженные солидными замками двери, ведущие в рукописные хранилища. Рис. 9. Мечеть, здание библиотеки и комнаты для приезжающих в монастыре Св. Екатерины Первое впечатление при входе в библиотеку было очень благоприятно. на полках в видимом порядке стояли рядами рукописи с наклеенными этикетками: в правом углу несколько полок было занято печатными книгами, преимущественно греческими; я с удивлением заметил довольно много томов боннского издания византийских историков. Очевидно, в последнее время библиотекой занимались, так что не могло быть никакого сравнения с тем, что говорит о рукописях, например, Н. П. Кондаков , посетивший Синай в 1881 году, когда рукописи без всякого разбора и порядка лежали грудами в корзинах и сундуках. Во второй комнате также в порядке стояли на полках рукописи большего объема, чем в первой. Здесь же хранятся наиболее драгоценные рукописи монастыря, которые, как редкость, показываются немногочисленным посетителям, – это «Evangelium Theodosianum» и «Psalterium Cassianum».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

9 . Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Беседы./Пер. с древнегреч. архим. Амвросия (Погодина) . – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – Т.1–3. 10 . Григорий Палама , святитель. Ответ Павлу Асеню.//Альфа и Омега. – М., 1996. – 2/3 (9/10). – С.101–103. 11 . Григорий Палама , святитель. Святогорский Томас в защиту священнобезмолвствующих против тех, кто, не имея опыта, не веря святым, отвергает неописуемые таинственные действования (энергии) Духа, которые действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно и не доказываются рассуждением./Пер. с древнегреч. Т.А. Миллер.//Альфа и Омега. – М., 1995. – (6). – С.69–76. 12 . Григорий Палама , святитель. Триады в защиту священнобезмолвствующих./Пер. с древнегреч., послесловие и комментарии В. Вениаминова. – М.: Канон, 1995. – 384с. 13 . Григорий Синаит , преподобный. Творения./Пер. с древнегреч. на славянский язык./Добротолюбие. T.I. – Репринт. Тутаев: Православное Братство святых князей Бориса и Глеба, 2000. – С.170–250. 14 . Григорий Синаит , преподобный. Творения./Пер. с древнегреч., примечания еп. Вениамина (Милова) . – М.: Новоспасский монастырь, 1999. – 158с. 15 . Григорий Синайский, преподобный. Весьма полезные главы о разных духовных предметах.//Христианское чтение. – СПб., 1824. – Ч.16. – С.115–168, 233–263. 16 . Григорий Синаит , преподобный. Творения./Пер. с древнегреч. на русский язык еп. Феофана (Говорова)./Добротолюбие. 2-е изд. Т.5. – М., 1900. – С.180–237. 17 . Дионисий Ареопагит , сщмч. О Божественных Именах. Мистическое Богословие. Тексты./Пер. с древнегреч. – СПб.: Глагол, 1995. – XXIII, 370с. 18 . Дионисий Ареопагит , сщмч. О небесной иерархии./Пер. с древнегреч. – СПб.: Глагол, РХГИ, Университетская книга, 1997. – LXVI, 188с. 19 . Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. – М.: Правило веры, 1999. – 576с. 20 . Древний Патерик, изложенный по главам. 3-е изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1899. – Репринт. М.: Планета, 1991. – 428, II с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Опознанная на деле духовная жизнь обычно приводит к опытности всякого человека, и пастыря в частности. Лишь при условии его живой жизни в Церкви христианство усвояется им в виде собственного благодатного постижения, имеющего громадное педагогическое значение. Никакое интеллектуальное изучение всех богословских наук не в состоянии сообщить пастырю глубоко верного понимания религиозно-нравственной жизни своих пасомых. Разнообразие людских характеров и положений, тонкость и изменчивость душевных переживаний тех или иных лиц не позволяет ему подходить к нравственно окормляемым с одинаковыми мерками и слепо. Совершенно на иную плоскость встанет он при наличии духовного опыта. Он понимает тогда открывающиеся пред ним души верующих по своим прежним, подобным, переживаниям и поставляет для руководимых в нужные моменты правильный духовный диагноз. Большей частью ему приходится иметь дело с людьми весьма изломанными и запутанными душевно. И если вообще человеческая душа – бездна, то больная душа – особенно. А личный опыт оказывает пастырю незаменимую услугу в понимании и врачевании таких нездоровых душ. Сила опытного слова Как показания внешних органов чувств убеждают в свойствах познаваемых предметов, так внутренний опыт открывает в пастырской душе своего рода проницательность и жизненную силу. Как говорит преподобный Нил Синайский , – у опытного слова сверкают силой 109 . Что бы он ни делал, везде у него, до мелочей включительно, чувствуется духовная сила и огонь. Некогда Господь Спаситель учил народ палестинский, как власть имеющий ( Мф. 7:29 ), в силу Своего пребывания в недрах Отчих и непрерывного видения и слышания Отца. Подобно тому и благодатная власть пастырей Христовых при душепопечении зависит от опытного единения их с Богом во Христе и Духе Святом. Раскаленное железо, как говорит епископ Феофан Затворник , неизбежно распространяет от себя тепло на окружающие предметы. Так не может не действовать на других и опытный пастырь. Сравнительное значение опыта и знание христианства

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

О. В. Лосева Почитание Г. И. у славян Повесть о Г. И. из «Луга духовного» получила широкое распространение в слав. письменности, она включена в состав Синайского Патерика, переведенного в Болгарии в нач. Х в. (старший рус. список датируется кон. XI в.- ГИМ. Син. 551), и затем вошла в нестишной Пролог, составленный на Руси в нач. XII в. под 4 марта. Др. перевод Повести о Г. И. был выполнен в Болгарии в 1-й пол. XIV в. и помещен в Сводный Патерик ( Николова. С. 86-88), этот перевод получил отражение в составе стишного Пролога под 20 марта. Сцены из Жития прп. Герасима Иорданского. Роспись ц. во имя свт. Николая Орфаноса в Фессалонике. 1309-1319 гг. Сцены из Жития прп. Герасима Иорданского. Роспись ц. во имя свт. Николая Орфаноса в Фессалонике. 1309-1319 гг. Древнейший список последования Г. И. с каноном 8-го гласа сохранился в служебной Минее XIII в.- РГАДА. Тип. 106. Л. 66-67 об. На Руси с кон. XV в. Г. И. отождествляется с блж. Иеронимом Стридонским. В Геннадиевской Библии под именем Г. И. помещены предисловия, написанные блж. Иеронимом к книгам Паралипоменон, Ездры, Неемии, Товия, Юдифь, Премудрости Соломоновой и Маккавеев ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 1. С. 41-53, 76-80, 124-132). Отождествление этих святых вызвано, по-видимому, общими чертами их биографии: блж. Иероним был старшим современником Г. И., часть жизни провел в Палестине, где основал мон-рь в Вифлееме, и с ним также связана легенда об исцелении льва (к-рый стал его иконографическим атрибутом; см., напр., гравюру А. Дюрера). Трудно решить, кому принадлежит подобное отождествление: переводчику Вениамину или заказчику Геннадиевской Библии. В рус. лит-ре XIX в. патериковый сюжет послужил основой повести Н. С. Лескова «Лев старца Герасима». Ист.: Синайский патерик/Изд. подгот.: В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина. М., 1967. С. 182-187; Николова С. Патеричните разкази в българската средновековна лит-ра. София, 1980; Лалева Т. Севастияновият сб. в българската ръкописна традиция. София, 2004. С. 10-11, 68-72.

http://pravenc.ru/text/164611.html

Когда он ехал в поезде, то старался не засыпать, чтобы громким пением своим не будить пассажиров: это он сам рассказывал. Следовательно, молитва в нём действовала и во время сна. Вспоминаются мне слова из «Песни песней»: «Сердце моё бдит» и во время сна… Однажды я ночевал в гостинице рядом с одним епископом, и он спал, а говорил медленно – «Господи, помилуй». Когда брал воздух в себя, то шептал «Гос-по-ди», а когда выдыхал, произносил «поми-илуй " … Он давно умер… Но Еп. Феофан делал это – и чаще, и громче, и – пел всю литургию. В одном месте прислуга подслушивала тайно это ночное пение его… и от умиления плакала, почитая Еп. Феофана «святым». Сотница глав Известно, что в «Добротолюбии» есть несколько таких «сотниц» у разных святых: 153 главы у св. Нила Синайского ; 100 «увещевательных глав» у пр. Иоанна Карфагенского; первая и вторая «деятельных глав» сотница, а третья – «умозрительных глав» сотница» преп. Никиты Стифата ; главы о молитве св. Григория Синаита ; главы о священно-безмолвствующих св. Григория Паламы . Вероятно, подобно им написал «Сотницу глав о молитве» и Епископ Феофан. Вопреки своему обычаю хранить духовную жизнь свою в тайне он прочитал её мне и некоему другому человеку. К сожалению, я ничего не вспоминаю из неё. Но только осталось общее впечатление, что молитва очень действенна в бедах и скорбях наших, молитва привлекает милость Божию, молитва отгоняет бесов; молитва просвещает разум и т. д. Эта сотница молитв сама по себе свидетельствует о вере Епископа Феофана и силу молитвы. Не знаю, сохранилась ли она где-либо. За шкафом, в алтаре На будничных богослужениях в Академии он всегда становился в алтаре, на правой стороне, за шкафом с облачением. И там молился незаметно. Очевидно, он не хотел, чтобы кто-нибудь наблюдал его молитву, помня слова Господа: «войди в клеть твою и там помолися втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Дома в квартире он молился тоже тайно. Помню только, что он всегда зажигал свечку хорошего воска с золотым украшением ценою, кажется, копеек в 10 тогда.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010