«Не было царя у Израиля, каждый делал то, что казалось справедливым в глазах его», т. е., что ему нравилось 1 . Так выразился неоднократно писатель кн. Судей, излагая события, характеризовавшие период времени, непосредственно предшествовавший избранию царя. Вникая в характер многих событий того времени, не трудно видеть, что действительно тогда каждый делал то, что ему нравилось. Так, если не все, то большая часть евреев «оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам. Воздвигал им Господь судей, но и судей они не слушали, а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им» 2 . Идолопоклонству предавались и отдельные семейства, и города, и целые колена. Мать некоего Михи из колена Ефремова не нашла лучшего средства выразить свою набожность, как отдавши плавильщику двести сиклей серебра, чтобы он сделал из него литый кумир“. После этого дом Михи сделался храмом, Миха сделал еще эфод и терафим 3 и посвятил одного из сынов своих (вероятно, первенца, по древнему обычаю, отмененному синайским законодательством), чтобы он был у него священником 4 . Жители города Сихема поклонялись Ваалверифу (бог союзов, в роде римского jupiter pistius или deus fidius). Для этого божества у них было капище и при нем священная казна. Кроме того, у них был какой-то особенно чтимый дуб 5 . Колено Даново, переселяясь из первоначального места своего жительства, похитило из дома Михи принадлежности богослужения, сманило жреца и, завоевав себе новое место на севере Палестины, учредило у себя открытое идолослужение, продолжавшееся до времени Самуила 6 . Вместе с идопоклонством у евреев того времени заметно какое-то нравственное одичание. Многоженство сделалось обычным явлением и, по-видимому, считалось необходимой принадлежностью знатных людей. О Гедеоне, имевшем 70 сыновей, прямо сказано, что у него было много жен 7 . Если, далее, у Иаира было 32 сына, у Есевона 30 сыновей и 30 дочерей, у Авдона 40 сыновей, то ясно, что они имели не по одной жене. При женах были еще и наложницы 8 . Правом сильного пользовались с жестокостью, свойственной язычникам. Попавшемуся в плен хананейскому царю Адони-Везеку, прежде чем забить его, обрубили большие пальцы на руках и ногах 9 . Старейшин города Сокхофа, за отказ снабдить войско Гедеона продовольствием, терзали колючим терновником и зубчатыми молотильными досками 10 . Авимелех, сын Гедеона, сделавшись царем в Сихеме, убил 70 братьев своих на одном камне 11 . Во время войны всех колен против колена Вениаминова, жители Иависа Галаадского были истреблены поголовно – мужчины, женщины и дети, за исключением девиц, – за то, что они не приняли участия в войне против вениаминян. Нужно, при этом, заметить еще, что они могли бы и не пострадать за свою провинность, если бы победителям не пришло в голову добыть во что бы то ни стало невест для уцелевших и пощаженных вениаминян 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Таким основанием, с одной стороны, как мы уже видели, является простая практическая нужда в специальном классе людей, но подобная точка зрения хотя вполне приемлема, однако не отвечает вполне историко-психологической действительности: в основе всеобщности пастырства лежит более глубокий мотив, кроющийся во всеобщем факте сознания человечеством своей греховности. Действительно, историки религий документально доказывают эту мысль о более или менее ясном или инстинктивном покаянном чувстве, например, наличностью преданий о золотом веке, отнятом у людей за их грехопадение, всеобщим скорбным характером религиозно-богослужебных гимнов, что особенно ярко проявилось в ведийских памятниках письменности, и т.п. А это сознание своей виновности пред Богом естественно, хотя бы по аналогии подобных отношений между людьми, приводит к другому сопутствующему сознанию, глубокому чувству собственного недостоинства войти в непосредственное, близкое общение с Прогневанным. Отсюда же является нужда в посреднике, ходатае. Эта психология наблюдается и теперь у язычников. Но более ярко она выразилась у израильского народа, и в особенности перед моментом близкого общения с ним Бога перед синайским законодательством. Чувствуя страх от сознания своего недостоинства, израильтяне обратились с просьбой к Моисею: Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог , дабы нам не умереть. И сказал Моисеи народу: не бойтесь; Бог [к вам] пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили. И стоял [весь] народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог (Исх.20:19–21). И подобное настроение Израиля было угодно Господу: Моисей, вспоминая впоследствии это событие, говорил Израилю: Так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания о посреднике, то сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили [тебе] ( Втор.18:16, 17 ). Почему же именно было угодно Господу подобное настроение израильтян, а следовательно, почему должно быть одобрено, признано нормальным сознание нужды в посреднике и в язычестве? Несомненно потому, что оно свидетельствовало о правильном настроении падшего человечества: потерявшее блаженство непосредственного Богообщения через гордость, оно могло воротиться к нему только чрез смирение, а нужда в посреднике и была показателем именно этого свойства в каявшемся человечестве; за это смирение и одобрил Господь народ израильский.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Чтобы рассеять их недоумение, Христос сказал народу: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон ли пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Закон Божий, который заключается в любви к Богу и ближним, должен оставаться непреложным на все времена. Но евреи, и прежде всего их духовные руководители книжники и фарисеи, давно уже потеряли истинный смысл Божьего закона. Они превратились в формальных и мелочных исполнителей Синайского закона. Поэтому Христос предупреждает Своих слушателей: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Исцеление слуги Римского сотника. Мф. 8:5–13; Лк. 7:1–10 Окончив проповедь, Господь от горы Блаженств направился в Капернаум. Как мы уже отмечали, город Капернаум был большим торговым центром Галилеи, в котором стоял римский военный гарнизон под начальством сотника. Римский офицер был благочестивым человеком, хорошо относился к евреям и даже построил им в городе синагогу. И вот у этого капернаумского сотника заболел и лежал при смерти его любимый слуга. Услышав о Христе, сотник сначала послал к Спасителю иудейских старейшин, потом своих друзей, а затем и сам пришел к Нему, прося Иисуса исцелить его любимого слугу. Господь согласился и направился в дом сотника. И вот здесь-то язычник проявил такую веру во Христа как истинного Мессию, какой не было даже в Израиле. Обращаясь к Христу, римский офицер сказал: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то и делает». Смирение и сила веры язычника настолько поразили Христа, что Он, обратившись к сопровождавшему Его народу, воскликнул: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры?» Эта искренняя вера смиренного язычника мгновенно перенесла мысли Иисуса Христа в будущее: Он видит толпы язычников, идущих к Нему; видит, как Его слово, брошенное апостолами на языческую почву, взошло и разрослось в громадное дерево ( Церковь ), под которым укрылось множество народов, – видит и народ иудейский, одиноко стоящий вдали и злобно взирающий на это дерево.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

После смерти Соломона в 922 году до РХ его сын Ровоам был провозглашен без всякого сопротивления, но поскольку оставалось некоторое сомнение относительно лояльности других племен, Ровоам отправился в Сихем, чтобы быть помазанным на царство в традиционном святилище Ефрема ( 3Цар. 12:1 ). Узнав об этом факте в своем укрытии, Иеровоам немедленно прибыл в Силам и призвал старейшин племен, собравшихся там, потребовать от Ровоама облегчения тяжелого бремени налогов, наложенного на них Соломоном. Три дня размышлял Ровоам и наконец ответил: «Мой мизинец толще чресл отца моего» ( 3Цар. 12:10 ). Все колена, за исключением Иуды и части Вениамина, отказались признать преемника Давида и сделали царем Иеровоама. Иуда остался верен потомку своего героя, а поскольку Иерусалим находился на границе Вениамина, иудейские цари смогли удержать только небольшой участок земли этого племени. Все остальное было утрачено династией Давида. Этот разрыв был вызван в основном причинами экономического и политического характера. Собственно, «Израиль» осознавал расовые и племенные противоречия, отделявшие его от «Иуды». Внес сюда свою долю и религиозный консерватизм, ибо Соломон во многом нарушал религиозные обычаи нации. Иеровоам прекрасно знал об этом антагонизме, однако он не был религиозным и политическим новатором, но, напротив, являлся консерватором. Как только отпали колена израильские, разумеется, вернули себе независимость и государства-данники, в результате чего Израильская империя закончила свое существование. Ее политическое величие длилось менее столетия, и империя исчезла навсегда, чтобы никогда уже не вернуться. Нация, разделенная на части и беспрерывно раздираемая между собой борьбой, не так-то просто могла вернуть себе свое былое значение. Царство Иудеи осталось верным дому Давидову на протяжении трех с половиной столетий; в Израиле же непрерывные военные перевороты насильственно прерывали династические линии. Только один дом дал свыше четырех монархов, иные только двух, прочие же вообще не смогли передать трон преемникам из своей семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

XXIII. Ропот народа в пустыне и мятеж На второй год странствования, прежде оставления пустыни Синайской, которая была ознаменована дарованием закона, Господь повелел Моисею и Аарону сделать, вместе с князьями народа, исчисление двенадцати колен Израилевых, и, кроме Левитов, нашлось могущих носить оружие, от двадцатилетнего возраста, 603550 душ; многолюднее прочих было колено Иудино, предназначенное для будущего царства; оно восходило до 75000, сыны же Левиины, обреченные Господу, вместо первенцев всего народа Израильского, не превышали числом 22273, и между ними разделены были различные служения скинии. – Из трех племен Каафова, Гирсамова и Мерарина, первому поручены были священные сосуды, второму завесы, покров и опоны, а последнему столпы здания. Законодатель определил и место каждому колену, при расположении стана. Левиты, как ближайшие хранители святыни, должны были ставить шатры свои окрест скинии свидетельства, а во главе их, со стороны восточной, Моисей и Аарон. Вокруг ополчались сыны Израилевы: к востоку царственный Иуда, и Исахаром и Завулоном; к югу старший Рувим, с Симеоном и Гадом; к западу сыны Иосифа, Ефрем и Манассия, с единоутробным ему Вениамином; к северу же Дан, Асир и Неффалим. Старейшины каждого из двенадцати колен, принесли от себя богатые дары и жертвы, по совершении святилища, один за другим, в течении двенадцати дней, и сыны Израилевы совершили Пасху по закону, со всеми её обрядами, в пустыне Синайской. Особенное знамение подавал Господь для поднятия стана; облако, которое, со дня устроения скинии, лежало над ней, блистая пламенем во время ночи, внезапно подымалось: тогда воздвигался Израиль и останавливался вместе с облаком, доколе опять не возвещало оно пути. – При звуке серебряных труб приходил в движение весь стан, по одному их зову собирались старейшины к Моисею, а по другому известному зову, снимали шатры свои и за ними следовали прочие. В двадцатый день второго месяца, второго года, поднялось впервые облако с вершины скинии, от горы Синая к пустыне Фаранской, и колено Иуды, с восточной стражей, открыло шествие; за ним несли скинию Левиты и следовали по порядку прочие колена, начиная с южных. – Каждый раз, при воздвижении кивота, возглашал Моисей: «возстань Господи и да разсыплются все враги Твои, и да бежат все ненавидящие Тебя»; при поставлении же кивота опять молился: «возвращай Господи тысячи тем во Израиль».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Звон, а за ним будильник. Обедня. Посылка из Москвы от Никодима 729 , видимо переданная сему братцем и заключающая в себе два кадила серебряные и два навертка узких золотых галунов в 47+35 аршин. Никаких объяснений при сем. Вероятно, пожертвование того же отличного боголюбца Масленникова. Чай. Генеральное мытье в комнатах, приготовление на почту писем, двух денежных и седми простых номерных. Никола с русской почтой, состоящей исключительно из газето-журналов. О. Вениамин со второю камилавкой. Некий чехо-поляк за милостыней. Якуб в город и из оного с закупками. О. Исаак с реляцией о бетжальской вендетте. Открыты виновники убийства и их сообщники... Ну, край! В 3 часа обед. Чтение новостей газетных. Утомление и сон. В 8 ч чай. Еще чтение. Еще сон. Сие писание под звуки музыки часовой. 1 час. Паша ждет Высоких посетителей в воскресенье. Другой телеграммы из Афин нет. Глазам моим чуточку получше. Пущу еще ляпису. Четверток, 14 ч Вчерась был сей четверг. Как теперь припомнить, что и что было в такую давнюю эпоху? Конечно, прежде всего, его сиятельство г. Самовар. Потом бесконечная толпа хлопот по устройству трех квартир в доме Миссии для свиты ИХ ВЫСОЧЕСТВ. Зловещий о. Вениамин с покойником. К консулу с царскими портретами. Обед. В 4 часа отпевание раба Божия Трофима. Крашенье в гостиных номерах. Г-жа Мазараки. Отдых. Чай. Чтение. Пятница, 15 мая Не служим ради болезни свечепродавицы (!). Лекарство. Чай. В 8 ч. ΚΖ, или только последняя буква. Сборы в дорогу. Едем с Як на Елеон. Хевронская Катрина больная. Джирьес Горнский. Прохладный ветерок. Никого по дороге. Московия. Засыхающая сосенка, возбуждающая жалость... Осмотр приюта, напоминающего пустыню Синайскую. Немедленное приступление к работе. Окрашение в 4 цвета решетки, окружающей большой мозаик 730 , а затем и дверей, и окончин, и дивана. Длилось это занятие до 6-ти часов вечера безотрывочно. Возвращение домой. Консул с телеграммой из Афин от г. Степанова 731 , гласящей, что Les Grands Duks отправятся из Пирея в это воскресенье вечером и во вторник вечером или в среду утром будут в Яффе. Таиб! 732 Чай с подливкой дремоты, едва-едва одолеваемой. От Виссариона два письма, доставленные турецкою почтою, от м Леониды 733 , заказавшей иконостас для Горней церкви весь за 700 р., а пензенский-то мастер лупит 2 ½ тысячи! М-те Харитина набила цену своему стяжанию до 600 наполеонов. Якуб же предлагает полтораста... Серебрение глаз и отправка в эмпиреи. Суббота, 16 мая

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

4 ср. 1Тим.5:17–19 и 1Кор.9:9 ); древний обычай деверского брака (ср. Быт.38:8 ) должно соблюдать, как закон, и отказывающегося восстановить имя брата своего во Израиле должно наказывать бесчестием (ст. 5–10), а женщину, покусившуюся лишить какого-либо мужа способности к деторождению, нужно наказать отсчением руки ее (ст. 11 и 12); в торговле, при покупке и продаже, не должно употреблять фальшивых гирь и фальшивых мер, – такая неправда – мерзость в очах Божиих (ст. 13–16). Таже справедливость и закон (см. Исх.17:14–16 ) требуют, чтобы Израильтяне помнили бесчеловечное и преступное нападение Амаликитян на Евреев в пустыне и в свое время изгладили память этого разбойнического племени из поднебесной (ст. 17–19). В заключение этой своей речи Моисей, повторяя закон о принесении Богу начатков всех плодов земли обетованной и об отделении второй десятины этих плодов в третий год в пользу левитов и бедных, заповедует верующим возносить при этом благодарственные молитвы Господу при жертвеннике (гл.26:1–15) и обращается к слушателям с увещанием исполнять все изложенные постановления и законы, как и обещался народ, чтобы Господь «поставил Израиля выше всех народов в чести, славе и великолепии» (ст. 16–19). 3. Вторая речь Моисея имела по своему содержанию значение повторения закона, а третия (гл. XXVII–XXX) – возобновления завета синайского. В последнем случае, в возобновлении завета, участвуют и старейшины (27:1 ср. Чис.11:16 и 17) и жрецы – Левиты (27:9); Моисей говорит, как законодатель, а старейшины и священники помогают сообщать и разъяснять смысл сказанного всему народу. – Завещавая исполнять заповеди, Моисей повелевает по переходе чрез Иордан сложить на горе Гевал из больших камней памятник, обелить его известью и начертать на нем «все слова закона сего»; на той же горе устроить жертвенник из неотесанных камней для принесения жертв и учредить от мирных жертв празднественный пир (гл.27:1–8). Эти обряды и заповедуемое теперь имеют значение вступления Израиля в завет с Господом с обещанием исполнять Его заповеди; посему Моисей устанавливает обряд благословенна и проклятий: на горе Гаризине должны стать для благословенна шесть колен: Симеоново, Левиино, Иудово, Иссахарово, Иосифово и Вениаминово, а на горе Гевал для проклятий остальный шесть колен: Рувимово, Гадово, Асирово, Завулоново, Даново и Неффалимово; собственно провозглашать проклятия будут левиты, а народ на каждую клятву отвечать: «аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

А так как человек в основе души тождествен со всеми, то это дает ему право и возможность именно прежде всего понять душу другого. А от пастыря, как духовного врача, прежде всего и требуется правильно поставить духовный диагноз. А он (в-четвертых) затрудняется в высокой степени еще и тем, что пастырю по большей части приходится иметь дело с людьми душевно нездоровыми, изломанными, запутанными, и если вообще душа человеческая – бездна, как говорит св. Макарий Египетский , то больная душа – тем более. А опыт свой и дает пастырю громадную услугу для понимания ее. Для сравнения можно указать на пример опытного врача и дипломированного провизора: первый действует сознательно, как бы видя организм насквозь; второй же отпускает лекарства, услышав лишь голое название болезни или еше проще – по чужому рецепту. Но еше, быть может, гораздо важнее то, что опыт дает пастырю глубокую убежденность, прочувствованность, духовный огонь. Подобно тому как опытное восприятие внешними органами чувств дает неотразимое убеждение в свойствах познаваемых предметов, так и внутренний опыт дает своего рода духовную зрячесть, а следовательно, и убежденность, прочувствованность или, проще сказать, жизнь на месте мертвой схоластики. Поэтому, когда такой пастырь будет совершать свое служение во всех его видах, эта жизнь ясно скажется. «У опытного, – говорит Нил Синайский , – слова сверкают силой» 115 . Действительно, совершает ли он Таинство, отправляет ли богослужение, говорит ли проповедь, беседует ли о самых простых, всем известных вещах – везде, в самой мелочи, чувствуется внутренняя сила, мощь, огонь, живая жизнь. Про Господа говорили, что Он учит не как схоластические книжники и фарисеи, хотя и знавшие, быть может, сколько йот заключается в законе, а как власть имеющий ( Мф.7:29 ). И эту власть, силу, авторитетность Он имел потому, что «видел» и «слышал» Самого Отца, что Он жил в недрах Того, о Ком говорил. Правда, можно возбудить в себе и ложную одушевленность, мнимую жизнь, но, во-первых, ею не удовлетворится сам пастырь, особенно если он чутко искренний; а во-вторых, рано или поздно поймут это, и даже, быть может, очень скоро, и пасомые, и тогда всякая «власть» исчезнет, не говоря уже о ее греховности.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

18С западной стороны должны быть войсковые соединения стана Ефрема под своим знаменем, вождь их – Элишама, сын Аммихуда. 19В войске его — сорок тысяч пятьсот человек. 20Колено Манассии должно располагаться рядом с ними, на той же западной стороне, его вождь – Гамлиэль, сын Педацура. 21В его войске – тридцать две тысячи двести человек. 22 И колено Вениамина – тоже на западной стороне; его вождь – Авидан, сын Гидони. 23В его войске — тридцать пять тысяч четыреста человек. 24Общее число тех, кто был введен в эти три войсковые соединения стана Ефрема, — сто восемь тысяч сто. Им надлежит сниматься со стоянки третьими. 25С северной же стороны должны быть войсковые соединения стана Данова под своим знаменем, вождь их – Ахиэзер, сын Аммишаддая. 26В войске его – шестьдесят две тысячи семьсот человек. 27Колено Асира должно располагаться рядом с ними, на той же северной стороне, вождь его – Пагиэль, сын Охрана. 28В войске его — сорок одна тысяча пятьсот человек. 29И колено Неффалима – тоже на северной стороне; вождь его – Ахира, сын Энана. 30В войске его — пятьдесят три тысячи четыреста человек. 31Общее число тех, кто был введен в эти три войсковые соединения стана Данова, — сто пятьдесят семь тысяч шестьсот. Они должны будут сниматься со стоянки последними, идя под своими знаменами. 32Вот те израильтяне, счет которых был произведен по семействам их. И общее число во всех станах, после того как все их войсковые соединения были сосчитаны одно за другим, составило шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят. 33Но, как повелел Господь Моисею, левиты не были включены в общий счет с остальными израильтянами. 34 И, как Господь повелел Моисею, так и поступали сыны Израилевы. Они разбивали свои станы под своими знаменами и снимались со стоянки каждый со своим родом и семейством своим. Колено Левия 3 Вот потомки Аарона и Моисея, брата его, к тому времени, когда Господь говорил с Моисеем на горе Синай. 2 Имена сыновей Аарона: Надав (первенец), Авиуй, Элеазар и Итамар. 3Эти, поименно названные сыновья Аарона, были священниками, поставленными на сие служение через помазание. 4Однако двое из них, Надав и Авиуй, погибли пред лицом Господним, когда в пустыне Синайской пытались использовать перед Ним недозволенный огонь для курения благоуханного. Сыновей они после себя не оставили, и потому только Элеазар с Итамаром несли священническое служение при отце их Аароне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Но Спасителя не испугало их злобное молчание, и Он продолжал обличать Своих врагов: «Кто из вас, – говорил Он им, – имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» – заключил Христос и этим ниспроверг все ухищрения Талмуда, восстановив истинное понимание закона Синайской горы. Фарисеи продолжали злобно молчать. Тогда Господь с гневом посмотрел на лукавых врагов Истины и», скорбя об ожесточении сердец их» сказал больному человеку: «Протяни руку твою». Больной тотчас повиновался словам Чудесного Целителя и, к всеобщему удивлению, протянул свою иссохшую руку, которая стала здоровой. Казалось бы, и каменные сердца должны были расплавиться при таких словах и чудесах, но у фарисеев сердца были крепче камня. Они, увидев чудо, пришли в страшное негодование, которое евангелист Лука называет бешенством. Да это и было настоящее бешенство, ибо злой дух овладел как их волей, так и разумом. Они вышли из синагоги и со своими противниками-иродианами срочно составили заговор против Иисуса, с целью убить Его. Но Христос, зная их злой замысел, покинул синагогу и направился к берегам Галилейского озера. Избрание двенадцати апостолов. Мф. 10:1–4 ; Мк. 3:13–19 ; Лк. 6:12–16 События в Иерусалиме на празднике Пасхи показали, что в Иудее не было еще благоприятных условий для евангельской проповеди любви. Поэтому Христос удаляется в Галилею к берегам любимого Им Геннисаретского озера, и там, вдали от слепых приверженцев буквы ветхозаветного Закона, приступает к подробному изложению Новозаветного учения о Царстве Небесном. Но вино новое не вливают в мехи ветхие и к ветхой одежде не пришивают новой заплаты. Подобно этому, и Новозаветное учение надо было преподать людям, далеким от тупого начетничества и узкого формализма. Поэтому перед Спасителем теперь стояла задача из числа многих Своих последователей избрать таких людей, которые смогли бы воспринять Его учение и сделаться солью земли и Светом, из которого должно было вырасти дерево новозаветного человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010