пред установительными словами о Теле диакон возглашает: εκτενατε («усердно помолитесь»), пред словами о Крови: ετι εκτενατε («еще усерднее помолитесь») (Swainson. The Gr. Lit., 52). 424.  Симеон Солунский. О бож. мол., 338 (302). 425. В слав. тексте, по-видимому, переставлены слова греческого. 426. Κοπιω — трудиться до изнеможения (Мф. 6, 28). Так назывались могильщики, из которых Константин Великий составил особую корпорацию, свободную от податей и подчиненную церковной власти, следовательно, некоторую степень клира. Едва ли они разумеются здесь и поставлены ранее певцов, потому что были выше их (Вениамин (Краснопевков-Румовский), архиепископ. Новая скрижаль: в 4 ч. СПб., 1858. с. 26); скорее здесь разумеются чернорабочие монастыря и поставлены они выше певцов по тяжести службы. 427.  Swainson The Gr. Lit., 229. 428.  Goar. Εχολγιον, 92. 429.  Дмитриевский А. Богосл. стр. и пасх. седм., 264. Ευχολγια, 133. 430. Прошение «о плодоносящих», не встречающееся в более ранних памятниках сугубой ектении, возникло из особой ектении — «молитвы плодоношения» (ευχ καρποφορας), положенной на литургии ап. Иакова после Отче наш и Святая святым (позднейшие списки литургии ап. Иакова Париж. XIV b. уже не имеют этой ектении) и заключающей моление о «плодопринесших» (καρποφορησντων), причем имеются в виду принесшие хлеб и вино для евхаристии (в древности, может быть, и др. продукты для агапы). Эта ектения заключала 1–3 прошения — о архиепископе, клире и народе (Мессин., Россан. и Синайск. ркп.) и вместе или взамен этого (Париж. XIV b.) о помощи всем несчастным («о всякой души скорбящей» или т. п.) и упокоении усопших, а затем или между этими прошениями (в ркп. Мессии., Синайск. и Святогробском Последовании Страстной и Пасхальной седмицы IX–XII b.) и прошение о принесших плоды в таких формах: «О иже плодоношения во днешний день принесших, да защищение, прощение и жизни вечныя причастие неизреченно скончавших (?) приимут, помолимся» (Иерус. последование); «Еще о спасении и оставлении согрешений принесшему брату нашему» (Месс); «О здравии, спасении и оставлении грехов рабов Божиих N и Ν, плодоносивших во днешний день» (Сип.) (Swainson. The Gr. Lit. 312. Дмитриевский А. Богосл. стр. и пасх. седм. в Иер. ΙΧ-Χ в., 30, 284).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Скачать epub pdf Приложение 2. Хронологическая таблица основных периодов и важнейших событий Библейской истории Ветхого Завета I. Творение Богом Мира И Человека. II. Жизнь Первых Людей В Раю. Грехопадение. III. Допотопный Период. Сиф 912 лет Енос 905 Каинан 910 Мелелеил 895 Иаред 962 Енох 365 Мафусаил 969 Ламех 777 Ной 960 Потоп. IV. Мир Послепотопный. Ной Сим, Хам, Иафет Столпотворение Вавилонское и Рассеяние Народов. История Еврейского Народа I. Патриархальный Период (XIX-XVII вв. до н.э.) Патриархи Авраам (примерно в 1850 г. до н.э. переселился в Ханаан) Ревекка Рахиль, Лия Сыновья Иакова 1. Рувин 2. Симеон 3. Левий 4. Иуда 6. Неффалим 8. Асир 9. Иссахар 10. Завулон 11. Иосиф 12. Вениамин II. Период Пребывания Евреев В Египте (430 лет, с XVII в. по XIII в. до н.э.) III. Период Вождей (1290–1200 гг. до н.э.) Моисей, Иисус Навин a. Выход евреев из Египта 1250 b. Синайское законодательство 1250 c. Завоевание Обетованной земли 1212–1200 IV. Период Судей (1200–1025 гг. до н.э.) Девора, Гедеон, Иеффай, Самсон, Илий, Самуил. V. Период Царей (до разделения) Саул (1040–1010), Давид (1010–970), Соломон (970–930). История еврейского царства после разделения Иудейское царство (930–586) Израильское царство (930–722) Пророки: Авдий Цари: Ровоам 930–914, Авия 913–911, Аса 911–870, Иосафат 870–848, Иорам 848–841, Охозия 841, Гофолия 841–835. Пророки Цари: Иеровоам I 930–910, Нават 910–909, Ваас 909–886, Ила 886–885, Амврий 885–874, Илия Ахав 74–853, Елисей Охозия 853–852. Иоиль, Иоас 835–796, Иона Иора 852–841, Амасия 796–781, Ииуй 841–814. Озия 781–740, Иоахаз 814–798, Михей, Иоафам 740–736, Иоас 798–783, Исаия, Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743, Езекия 716–687, Осия Менаим 743–738, Падение Самарии, Факия 738–737, Манасия 687–642, Факей 737–732, Амон 642–640, Осия 732–724. Наум, Иосия 640–609, Падение Самарии 721 г. Аввакум, Иоаким 609–597, Софония, Седекия 597–586, Иеремия, Разрушение Иерусалима 586 г. VI. Вавилонский Плен (597–539 гг. до н.э.) Пророки: Иеремия, Иезекииль, Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Кроме того, все принадлежащие Свирскому монастырю земли и угодья были освобождены от всех казенных податей и сборов. О благоволении к Свирской обители Царя Иоанна Грозного свидетельствуют, между прочим, следующие вклады, сохраняющиеся в монастыре и до сих пор: От времен игуменства Вениамина в монастырской ризнице сохраняется замечательный серебряный с ковчежцами крест, в коем вложены разные священные предметы, принесенный монастырю в дар Царем Иоанном Васильевичем. Внизу этого драгоценного памятника изображена следующая надпись: «си Крест сделан во обители живоначальныя Троицы и Преподобнаго Александра Свирскаго Чудотворца при Благоверном Цари и Великом князе Иване Васильевиче всея Русии, при Митрополите Антонии, повелением раба Божия Вениамина с братиею». На футляре, в котором хранится этот крест, написано: «7084/1576 г. построен бысть в обители Пресвятыя Троицы и Преподобнаго Александра Свирскаго Чудотворца благословящий Крест Господень серебряный, на нем же изображено распятие Господа. В нем же вложены святыя вещи: части самыя Спасителя нашего Бога пречистыя Его крове и иныя святыя вещи: камень гроба Господня, плащаница Христова, бумага, что потирали кровь во Иерусалиме, камень того места, где Христос с Апостолы молитву молвил: Отче наш : древо Тиверитскаго моря, где Христос со Апостолы рыбы ловил; камень, как Христос крестился во Иордане реке и на нем сидел, персть Иордана реки, где Христос крестился; камень горы Синайския, где Моисей видел Пречистую в купине; камень дому Иоанна Богослова; камень того места, где Иуда Христа предал. И те вложенныя вещи на святем кресте надписаны. А прислал те безценныя вещи в обитель Государь и Царь Великий Князь Иоанн Васильевич всея России и строили тот крест повелением его царским. А писали тот крест Господень мусиею мастеры Гречана; понеже они Гречана повелением царским сосланы были с Москвы в Александров монастырь в ссылку, преслушания ради, что мусиею писать русских людей не кого не учили, и строен тот крест Господень и мусиею писан теми ссыльными Греки в Александрове монастыре в царство Царя Иоанна Васильевича при митрополите Антонии и при игумене Вениамине».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Г.С. Битбунов Список использованной литературы Источники 1 . Библия . Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издательство РБО, 1997. – 166o с. 2 . Минея. 24 тома. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. 3 . Минея праздничная. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 199З. – 457 л. 4 . Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. – М.: Паломник, 1994. – 222 с. 5 . Типикон, сиесть Устав. – М.: Талан, 1997. – 583 л. 6 . Триодион, сиесть Трипеснец, Триодь Постная. – М.: Правило веры, 2000. – 556 л. 7 . Триодь цветная. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 672 с. Научно-богословская литература 8 . Бернацкий М.М. История праздника Рождества Пресвятой Богородицы (www.patriarchia.ru). 9 . Бернацкий М.М. История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы (www.patriarchia.ru). 10 . Ванюков С.А., Желтов М. С., Квливидзе Н.В., Фелми К.Х. Благовещение Пресвятой Богородицы//Православная энциклопедия. Том 5. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2002. – С. 254–268. 11 . Введенский В. Праздник Воздвижения Креста Господня (www.vozdvizhenie.paskha.ru). 12 . Вениамин (Федченков) , митр. Размышления о двунадесятых праздниках. От Богоявления до Вознесения. – М.: Правило веры, 2008. – 576 с. 13 . Вениамин (Федченков) , митр. Размышления о двунадесятых праздниках. От Рождества Богородицы до Сретения Господня. – М.: Правило веры, 2008. – 480 с. 14 . Дионисий (Шленов) , игум. Праздник Богоявления по описанию древних христианских авторов (www.bogoslov.ru). 15 . Дионисий (Шленов) , игум. Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века (www.bogoslov.ru). 16 . Дмитриевский А.А. Праздник Богоявления Господня на Иордане и в Иерусалиме (www.rusdm.ru). 17 . Дмитриевский А.А. Праздник Вознесения Господня на Елеонской горе (www.rusdm.ru). 18 . Дмитриевский А.А. Праздник Преображения Господня на Фаворе (www.rusdm.ru).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ну... сон! Видите ли, какие-то оканчивающие курс устроили невообразимо курьезную вакханалию со смешнейшими фокусами. Я тоже как будто избываю окончательного экзамена и радуюсь, что не был спрошен из какой-то совершенно мне не поддающейся науки. Припоминалось, что это уже вторичная подобная сатурналия. 7 часов. Лекарство. Чай. Ризничная. Г-жа Ростовцева. Джирьес Горнский с худшими еще угрозами. Ну – народишко! Уплаты золотые разные. О. Вениамин с плащаницей. Димитрий по билетному делу. Порфирий с метрикой и пр. К консулу с присяжным листом. К Жоржу ни с чем. Еще походы туда-сюда. Сие. Windharmonica 657 , вносящая в сердце глубокую тоску батуринскую. 2 часа. Обед. Всенощная у храма, затянувшаяся до потемок. О. Александр с книгами. Писанье к послу о владыке Мелетии до и после чаю. Правило. 1 час ночи. Вторник, 21 апреля 6 часов. Молитва. Служение внизу с молебном, послужившим поводом к столкновениям между «тоже консульшею» и свечницей нашей. У г-жи Кирьяковой закуска и чай. Известие о свершившемся вчера Coup d " Etat 658 . Рабов Божиих Газского и Патрикея, лисова сына, под конвоем отправили в Яффу, а оттуда одного на Синай, а другого в Бруссу. Да, в pendant 659 к ним, будто бы еще и великое светило Вифлеемское тоже закатилось за море. Ай да Иерофей Ерофеевич! Дома австрийская почта с страховым письмом г. Хитрово и фельетоном «Нового Времени» от 1 марта, украшенным статьею: «Мерзость на святом месте» 660 , в коей разбирается брошюра «Пейс-паша», и снова разворачивается вся гадость и вонь... Не хвалится, конечно, и земной серафим, писавший ее, но... пропади она совсем! Ответ корреспонденту о Никодиме, ловителе патриаршего трона, и обо всем прочем. Обед. Поджидание Блаженства напрасное. Юзеф-ага Иерихонский со ртом с лукошко, ищущим поглотить нашу тамошнюю Офимью 661 . Кстати г-жа Ростовцева. Предложение ей иерихонского места, и пр. Сидение наверху с столетником и с москвичками. Луна, чай, Поллукс 662 , ветер холодноватый. Тут еще стакан чаю, писанье к о. Смарагду о том же владыце экс-Неокесарийском. Дремота несказанная. Димитрий Синайский за жалованьем апрельским на дорожку. Якуб с планом Чайкиной келлии 663 . На дворе ветер немалый. Глаз левый побаливает таки. Завтра ночью служба у Гроба Господня. Среда, 22 апреля

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

СПб., 1895–1906. 12 т. При цитировании римскими цифрами обозначены номера томов, арабскими – страницы. – Прим. ред. (Все сноски, за исключением особенно оговоренных, принадлежат автору, митрополиту Вениамину (Федченкову)) . 28 См.: Св. Иоанна Лествичника . Слово особенное к пастырю. Здесь и далее цит. по: Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец//Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы Лествица: В рус. пер. с алф. указ. и примеч. Козельск. Введен. Оптина пустынь. М., 1862. С. 252–273. Неоднократно переиздавалась; арабскими цифрами обозначены номера глав и статей внутри них. По этому изданию автор также цитирует другие Слова преподобного (1–30), при этом арабскими цифрами обозначены номера статей внутри каждого Слова. – Прим. ред. 29 В грубой форме это беспочвенное, в сущности, антипсихологическое возражение повторяется и теперь – в частности, у нас разного рода невежественными и изуверными сектантами и неверующими: «Это все попы повыдумали ради карманов». 30 Известно, например, что Фетлер в Санкт-Петербурге на своих баптистских собраниях «разрешает» от грехов «братьев» младших, протягивая при этом руку по направлению к кающемуся пред ним; известно, что сектанты «чуриковцы» почитают своего наставника очень горячо и несравненно более слепо подчиняются ему, чем истинно православные своим пастырям, и т.п. 31 Недавно пришлось услышать отзыв одного ученого татарина, что и у них при выборе муллы руководятся прежде всего именно этим соображением – чистоты, даже, как он заявлял, считались с этим будто более, чем «у вас, у христиан»; конечно, здесь преувеличение, притом же принимаются во внимание печальные факты наличной действительности, а не идеальное требование христианства. 32 А отсюда уже быть для других проводниками благодати в виде молитвенного заступничества, духовного руководства, исцелений и пр., но в некоторых сторонах духовной жизни, особенно в совершении таинств, они все же не имели полномочий – например, старцы несвященного сана не могли разрешать грехов; это объясняется и точкой зрения «икономии» Церкви, о чем речь будет далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Фрейлина молчала. Но сердце ее соглашалось с моим рассуждением. Февраль, 15, пятница. Заношу в дом памяти вести от А.Н. Муравьева. Все члены Синода недовольны самовластием своего обер-прокурора, который не согласился обнародовать новый перевод Нового Завета на русский язык, перевод, о котором все архипастыри рассуждали в Москве во время коронации государя, и решили печатать его. Протопресвитер Бажанов даже сказал в Синоде, что им остается рассуждать только о пьяных дьячках. Государь повелел потребовать мнения московского митрополита Филарета об этом переводе. По этому делу обер-прокурор едет в Москву. Он против воли Синода испросил у государя позволение употребить 200000 рублей на расширение и украшение синодальной церкви, дабы она была образцовой. Для сего прикупят часть сенатского дома, смежного со зданием синодальным. Он же и против воли же Синода желает вызвать в Петербург Камчатского и Алеутского епископа Иннокентия для того только, чтобы посмотреть на него. Напрасно члены Синода говорили ему, что не должно отрывать этого святителя от дела его и что у него нет викария, который заменил бы его на время. Толстой настоял на своем. 18, понедельник. Цензура дозволила мне печатать сочинение мое: «Письмена Кинея Манафы на Синайских утесах». 24, воскресенье. Я обедал у митрополита Григория. Перед обедом протопресвитер Бажанов говорил ему: «Опрометчиво поступили, переводя костромского епископа Филофея в Тверь; он хороший монах, но не правитель; всеми делами в Костроме ворочал секретарь его». Митрополит ответил: «Я не знал, что его переводят туда». Итак, граф Толстой делает, что хочет, помимо Синода. Март, 4, понедельник. Духовник Крестовоздвиженской общины, созданной Еленой Павловной, о. Вениамин был у меня вечером и поведал, что в Иерусалим уже назначается новая духовная миссия. А слышал он это от директора азиатского департамента Ковалевского. 5, вторник. Фрейлина Эйлер письмом от 24 февраля уведомила меня, что в.кн. Елена Павловна предлагает мне провести лето в Ораниенбауме. Многие ей лета!

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Никакие обстоятельства и резоны родителей не убеждают; одна девушка, измучившая семейство легким поведением, каким-то чудом забрела в монастырь, заинтересовалась и решила задержаться подольше; негодование родителей простиралось до самых чудовищных обвинений, оскорблений и устрашений в адрес настоятельницы. Из-за подобных скандалов некоторые игумении вопреки традиции внедряют правило: принимать только при согласии семьи. Бунтуют не только неверующие; иногда как раз с верующими происходит что-то несусветное: мать будущей игумении Таисии (Солоповой) противилась решению дочери, прибегая к изобретательным козням и падая в обмороки; «лучше бы мне похоронить тебя в могилу!» – слетало с уст благочестивой христианки. Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал, что его мать в том же случае рукою отца написала ужасное, угрожающее письмо; если есть слово Божие, то бывает и слово бесовское, – заключал владыка. Случались отречения и другого рода. Преподобный Арсений Новгородский (XVI) оставил жену через пять месяцев после свадьбы, а через пять лет прислал письмо, в котором утешал родных, обещая встречу в Царстве Небесном. Что совершалось в его душе, когда он удалялся навсегда, и, как показывает письмо спустя пять лет, не по причине «смущения от жены» ? Подобное происходило всегда, хоть, может, и не часто; жили-были, семья как семья, и вдруг муж объявляет, что решил уйти от мира; жена поплакала, но согласилась, и разошлись по монастырям, она с дочерью, он с сыном. Он, теперь известный как преподобный Нил Постник, или Синайский, рассказал, чего стоило это расторжение брака. Он записал свое свидетельство кровью сердца, в день когда считал сына погибшим при нападении варваров, как бы подводя итоги перед лицом смерти: «знаете, какова разлука для тех, которые единожды навсегда по закону соединены союзом брака, по таинственному смотрению Сочетавшего соделались единым телом… какую боль причиняет меч, рассекающий тело, такую же причиняет и разлука для ставших единою плотию» . Бывают разводы ради монашества и теперь; одно время в такую вошли моду, что последовало предостережение Синода к духовникам, поощряющим их. Со стороны трудно судить о побудительных мотивах; иногда брак значит так мало, что отказ от него не требует и малейших борений; в таком случае забытое понятие долга никого не останавливает; но всё же, по-видимому, иногда божественное звание звучит так сильно, так властно: «сия-то любовь предписывала мне идти в путь, и не мог я противоречить повелевавшей самоуправно…» .

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Вследствие всего сказанного истинный пастырь не только не должен бежать скорбей или роптать на них, но даже радоваться, или, во всяком случае, на первых порах хотя бы терпеть их с верой в Божию помощь, с уверенностью в спасительную их необходимость и с надеждой вкусить от них плодов не только в будущей жизни, но еще и здесь, часто даже в самый момент переживаний. Трудящемуся земледельцу, – говорит апостол Павел тотчас после речи о страданиях пастыря – воина Христова, – первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да дает тебе Господь разумение во всем ( 2Тим.2:6–7 ). Или: если вечер водворится плач, будет завтра радость ( Пс.29:6 ). И чем больше пастырь будет сострадать своим пасомым, тем больше и больше он будет хотеть пить эту чашу, так что наконец он не сможет и представить себе жизни беспечно-эгоистической, а весь смысл и счастье свое положит в кресте. Таково было служение пастыреначальника Господа, таковы были пастыри вселенские; таким был и о. Иоанн Кронштадтский , который с возсияния солнца выходил на дело свое и на делание свое до вечера ( Пс.103:22–23 ), неся непрерывный, но радостотворный пастырский крест сострадающей любви до заката дней своих. 109 В подлиннике: «Чтобы и после благодати испытываема была воля, к чему она склонна и с чем согласна, естество оставляется таким же, и человеку суровому оставляется его суровость, а легкому – его легкость... Иной, по естеству будучи суровым, предает волю свою богочестию, и приемлет его Бог, а естество пребывает в своей суровости, но Бог благоволит о нем...» ( Макарий Египетский . Беседа 26-я. Гл. 5). – Прим. ред. 115 В подлиннике: «...Деятельное премудрее знательного и говорительного... при деятельности слова сверкают как молния, а когда нет дел, слова не сверкают силою дел» (Нил Синайский. Мысли и увещания. 45//Добротолюбие. II, 291). Автор не указывает, каким именно из изданий Добротолюбия (различающихся количеством страниц) он пользовался, поэтому составителями указываются названия творений, на которые ссылается автор, и номера их разделов (глав).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Иоанн Кронштадтский , св. Моя жизнь во Христе. СПб., 1893. Иоанн Кронштадтский , св. Поли. собр. соч. Т. 4. СПб., 1893; Т. 5. СПб., 1892. Иоанн Кронштадтский , св. Слово мудрости духовной. СПб., 1907. Иоанн Лествичник , прп. Преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы Лествица: В рус. пер. с алф. указ и примеч./Козел. Введен. Оптина пустынь. М., 1862. Исаак Сирин , прп. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические. Сергиев Посад, 1893. Репр. М., 1993. Искатель непрестанной молитвы, или сборник изречений и примеров из книг Священного Писания и сочинений богомудрых подвижников благочестия о непрестанной молитве/Сост. игум. Тихон. М., 1904. Переизд.: М., 1996. Киприан Карфагенский , свмч. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Киев, 1891. Репр.: Ч. 1–2. М., 1999. Кирилл (Наумов) , архим. Пастырское Богословие. СПб., 1888. О должностях пресвитеров, церковных (О должностях священнических). М., 1861. Репр.: М., 2004. Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым) . СПб., 1891. Макарий Египетский , прп. Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. Сергиев Посад, 1904. Репр.: М., 1998. Певницкий В.Ф. Священство. Киев, 1897. Родосский А. С. Библиографический словарь студентов первых 28 курсов Санкт-Петербургской духовной академии/Сост. А. Родосский . СПб., 1907. Симеон Новый Богослов , прп. Слова преподобного Симеона Нового Богослова . Т. 1–2/Пер. на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана. М., 1890–1892. Сказание о житии и подвигах блаженной памяти о. Серафима. М., 1885. Служебник. СПб., 1903. Тихон Задонский , свт. Сочинения преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. 3-е изд. Том 1–15. М., 1860. Феодор (Поздеевский) , еп. К вопросу о страданиях//Богосл. Вестник. 1909, окт. Т. 3. 10. С. 286–311. Феофан Затворник , свт. Письма о духовной жизни. СПб., 1872. Репр.: М., 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010