11 заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам. См. 3,14; 9,6–9. 11 Я отторгну от тебя царство. См. ст. 29–39. 11 но во дни твои Я не сделаю сего. Во имя любви к Давиду Бог дважды смягчает наказание Соломону: откладывает исполнение его до окончания царствования Соломона; не лишает престола потомков Давида (ст. 13). 11 одно колено дам сыну твоему. Речь, по-видимому, идет о колене Иудином (12,20; 4Цар. 17,18 ), но если это так, то под другим, оставшимся коленом, по вычетании десяти отторгаемых (ст. 29–39), следует понимать колено Вениаминово либо Симеоново (12,21). ради Иерусалима, который Я избрал. Иерусалим богоизбранный город, местонахождение воздвигнутой Соломоном главной святыни Израиля. Через все Писание проходит мысль о том, что Иерусалим является символом любви и неразрывной связи Бога со Своим народом ( Пс. 67,30; 121,2–6; 134,21; 136,5–7 ; Ис. 62,1 ; Дан. 9,25; 0 ткр. 3,12;21,2.10). 11 Когда Давид был в Идумее. См. 2Цар. 8,13.14 . Плоды победы над Идумеей, которую в прежние времена одержал военачальник Давида Иоав, были утрачены, когда из Египта возвратился Адер и поднял успешное восстание против Соломона (ст. 25). 11 Отправившись из Мадиама. Мадиам область к востоку от Моава и Едома. Фаран. Местность на Синайском полуострове к юго-востоку от Кадеса. дал ему дом ... дал ему землю. Видя укрепление власти Давида над Израилем, фараон давал приют противникам Давида в надежде, что рано или поздно они сумеют подорвать мощь Израиля (ст. 21). 11 отпусти меня. После смерти Давида Адер, несмотря на возражения фараона, пожелал вернуться в свою страну, мечтая, по-видимому, освободить ее от израильского господства (ст. 25). 11 И воздвиг Бог против Соломона еще противника. Ранее Соломон мог с полным на то основанием утверждать, что в его царствование «нет противника и нет более препон» (5,4), теперь же обстоятельства изменились. Адраазара, царя Сувского. О победе Давида над Адраазаром см. 2Цар. 8,3–6; 10,15–19 . 11 и пошли они в Дамаск, и водворились там. Обосновавшись в Дамаске, Разон совершал постоянные набеги на владения Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

По мнению Нота, как в случае греч. амфиктионий, так и в случае К. И., число 12 связано с числом месяцев в году и с необходимостью попеременно (каждый член союза - по месяцу) заботиться о центральном святилище. В обоих случаях состав союза может меняться, но сохраняется его численность - ровно 12 членов. Нот отвергает буквальное понимание библейского рассказа о происхождении К. и. от 12 сыновей одного человека - Иакова. Он считает, что ветхозаветная традиция права в том, что рассматривает К. И. как пришедшие в Палестину извне. Однако повествования Книги Иисуса Навина о завоевании Палестины в результате скоординированного действия всех К. И. под руководством единого лидера Нот считает позднейшей легендой. Согласно Ноту, союз 12 К. и. возникает уже на палестинской почве, более того - сами «колена» консолидировались в крепкие и сплоченные единства только в ходе заселения ими Палестины ( Нот. 2014. С. 70). История израильского народа как союза 12 К. И. начинается, по мнению Нота, с того периода, который обычно принято называть эпохой Судей. Наиболее древней частью израильского союза племен, ядром буд. амфиктионии, Нот считал 6-членный союз Лииных племен: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара и Завулона. Впосл. в Палестину переселяются племена Вениамина и Иосифа, разделив территорию Лииных племен на 2 не соприкасающиеся друг с другом области. Амфиктиония образовалась из Лииных и Рахилиных племен с присоединением 4 периферийных племен, к-рые вошли в амфиктионию, возведя свой род к сыновьям не Лии и не Рахили, а их служанок (Там же. С. 108-109). Как и греч. амфиктионии, союз 12 К. И., по Ноту, объединен вокруг общего святилища ковчега завета, к-рый «странствовал» по Палестине, останавливаясь на более или менее продолжительное время то в одном, то в др. городе (Сихем, Вефиль, Галгал, Силом). Разные К. И. имели разные циклы преданий, которые в конце концов были объединены авторами Библии в одну Свящ. историю. Критика гипотезы древнеизраильской амфиктионии В сер. XX в. гипотеза о древнеизраильской амфиктионии была принята (почти что стала аксиомой) не только в нем. библейской науке, но даже в амер. школе У. Ф. Олбрайта и его учеников, к-рые в целом относились к немецкой школе Альта - Нота достаточно критически. Так, концепция древнеизраильской амфиктионии подробно излагается как исторический факт в «Истории Израиля» Дж. Брайта; правда, в отличие от Нота консервативный Брайт возводит начало амфиктионии к Синайскому завету ( Bright. 1967. P. 145).

http://pravenc.ru/text/1841734.html

Что Вам сказать о здешних делах? Экзарх наконец назначен в Киев, но он будет ждать до весны приезда своего преемника, Евсевия Подольского. Он вовсе не так тучен, как описал его владыка Московский, и очень усердно служит, жаль только, что Грузия его лишается, а здесь он в Синоде полезен будет. Владыка Григорий в восторге от Вашего преосвященного Евсевия, по случаю обращения Бурят и хочет дать ему Викария, но Монгольский и тут портит и настаивает, чтобы это было в Н ечинске, потому именно, что Н. Н. желает сего для Читы. Касательно Ваших викариев скажу, что Леонид вовсе Вам будет неспособен и он полезнее для столицы. Савва иное дело, но трудно ему решиться в такую даль. Держитесь для Америки у Вашего ректора, а для Амура имейте в виду Гурия, который назначен в Пекин и по знанию Манжурского языка может быть весьма полезен. Когда устроится кафедра, можно будет вызвать его из Китая, а теперь Вы с ним познакомьтесь. Нельзя ожидать от Владыки Московского, чтобы он изменил свое мнение касательно Духовного образования. Он его создал и с ним состарился, а если и признает недостатки, то думает, что ему некогда им заняться на своем веку. Людей же он выбирать вовсе не умеет: на днях прибыл сюда Ректор Костромской семинарии, уже пожилой человек, которого назначал он в Царьград и его здесь удержали, потому что он вовсе туда не способен, нельзя из Кабинета управлять Церковью , а по несчастью у нас все так делают. О Монгольском я здесь много говорил, чтобы его спустили на Волгу. Хорошо, что миновали его Киев и Грузия, на которые он рассчитывал. Юзефовичу передам Ваше поручение, и он всегда будет Вам верным слугою. Грустное получил я известие из Египта, что скончался ревностный Патриарх Александрийский Иерофей, который сделал так много пользы для своей паствы и только что известил меня, что помирился с Синайскими монахами и разрешил им службу в Каире на их подворье, которой там не было 400 лет. Его потеря незаменима. Между тем в Сирии 500 семейств обратились в Алеппе из унии в Православие, и Наш Епископ Кирилл принят был отлично патриархами в Царьграде, служил с ними и теперь уже в Иерусалиме. Вот все известия, какие теперь могу Вам сообщить, пишите мне чаще сколько можно и не забывайте меня в своих молитвах. Остаюсь с душевным уважением, Ваш покорный слуга А. Муравьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Среди аморрейского населения Сирии было, вероятно, немало людей, которые мечтали о союзе с могущественными соплеменниками в Месопотамии и всеми силами добивались такого союза. Подобно египетским фараонам, Хаммурапи при дворах сирийских князей имел своих политических агентов, которые вели агитацию в пользу присоединения Сирии к Вавилонии, и, таким образом, политическое влияние Вавилона не прекращалось. Но особенно важное значение имеет для нас тот факт, что Вавилон поддерживал оживленные торговые сношения с западными областями. Аравийские торговые караваны тянулись вереницами как раньше, так и теперь, через Сирию к устью Евфрата, и обратно, а торговый обмен создавал почву дня культурного взаимодействия. 19 Судя по тому, что в эту эпоху встречается множество аморрейских имен во всех слоях населения, вплоть до царей, надо полагать, что аморреи составляли значительную и, во всяком случае, господствующую часть населения страны. С течением времени культурные завоевания и религиозные представления аморреев приобретают все большее значение как в самой Вавилонии, так и вне ее. Соседняя Сирия представляла в эту эпоху особенно благоприятную почву для распространения вавилонской культуры: аморреев, живших в области Тигра и Евфрата, носителей вавилонской культуры, связывали с их сирийскими соплеменниками узы кровного родства, являющиеся самым реальным стимулом для заимствования политических и культурных форм жизни и религиозных представлений; естественно, поэтому, начиная с момента появления первой вавилонской (аморрейской) династии, и в особенности с эпохи Хаммурапи, сирийские аморреи все чаще устремляют свои взоры на соседей и родственный им Вавилон. Перемещения Фарры и Авраама осмысливаются многими учеными как часть этой аморрейской экспансии. Названия аморрейских городов (вроде Фалек, Серух, Нахор, Фарра и Харран) встречаются в библейских повествованиях в виде личных имен, усвояемых предкам или родственникам Авраама ( Быт. 10:25; 11:20–25 ). Среди собственных аморрейских имен встречаются «Вениамин», «Иакаб-Эл» и «Абамрам» (Аврам?). Время начала миграции евреев на запад остается невыясненным. Некоторые исследователи отождествляли Амрафела (упоминаемого в Быт. 14 «царя Сеннаарского») с Хаммурапи Вавилонским, тем самым помещая Авраама в XVIII–XVII века до РХ. Такое отождествление остается гипотетичным, хотя бы потому, что несколько исторических личностей носило имя Хаммурапи, да и само предание о геройских военных действиях Авраама, хотя и является древним, тем не менее довольно плохо гармонирует с типичными для других патриархальных преданий картинам мирной жизни этих полукочевых племен. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

Последнее из пяти творений преподобного Григория Синаита , вошедших в Добротолюбие, представляет собой «трактат из семи непронумерованных глав, обычно обозначаемых как Per9i to6u p6wq de6i kay)ezesyai» [ 42 В греческих изданиях и в большинстве греческих рукописей в этой работе святого Отца отсутствует нумерация глав, использованная преподобным Паисием Величковским в его славянской переводе творений преподобного Григория Синаита и в последующих русских переводах. Как и в предыдущих случаях, приведенное название произведения не является его общим заглавием, а только подзаголовком первой главы. Более того, его смыл теряется, если не привести заголовок полностью: Per9i to6u p6wq de6i kay)ezesyai t9on +hsuc)azonta eiq t9hn e_uc)hn, ka9i m9h tac)ewq _an)istasyai (О том, как безмолвствующему надлежит сидеть при молитве и не вставать поспешно). В этом творении Синайского подвижника детально описана «техника безмолвия» [ 42 что подтверждают подзаголовки следующих его глав: Per9i to6u p6wq de6i l)egein t9hn e_uc9hn – krate6in t9on no6un – di)wkein to9uq logismo9uq – j)allein (Каким образом следует произносить молитву – удерживать ум – устранять помыслы – петь псалмы). Пятая глава «О псалмопении», фактически, представляет собой две главы: ее вторая часть должна быть озаглавлена Per9i to6u p6wq de6i tr)efesyai (О том, как следует питаться) или Per9i t6hq trof6hq (О пище). Об этом свидетельствуют несколько рукописей на греческом языке, славянская редакция преподобного Паисия и русский перевод епископа Вениамина (Милова) . Завершает произведение глава Per9i pl)anhq, _en ka9i per9i poll6wn +upoy)esewn (О прелести и о многих предметах), а также ответ на вопрос о том, как следует поступать, когда демон преобразуется в ангела света. «Эти семь или восемь глав содержат краткое, но существенное описание созерцательной жизни, адресованное в весьма личном исполнении некоему монаху, имя которого не называется, но несомненно реально существующему. Его тон замечательно дружественный и теплый и, хотя однозначен в своих требованиях и рекомендациях, обращен к адресату с уважением и одобрением» [ 42

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Быт. 37:25 И сели они есть хлеб, Вообще сыновья Иакова, кроме Иосифа и Вениамина и отчасти Рувима, имевшего хорошее сердце, рисуются в Кн. Бытия в самых непривлекательных красках. Жестокие, бессердечные, они, совершая преступление, спокойно садятся есть хлеб, не тревожимые никакими угрызениями совести. Таков, в сущности, был и весь народ иудейский, и только закон Моисеев с строгою обрядностию мог обуздать его. Неудивительно, что только обрядовая часть и была понята этим народом, который, как мы не раз говорили, был только хранителем преданий, доколе явилось учение, предназначенное для всего человечества. Заметим, что Рувим не присутствовал при трапезе сыновей Иакова (ср. Быт. 37:29 ). и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, Некоторые полагают, сравнивая Быт. 37и Быт. 37:36 , в которых вместо измаильтян упомянуты мадианиты, что дети Авраама от Агари (измаильтяне) и от Кетуры (мадианиты) соединились в один народ, и первое им имя есть общее имя народа, а другое – частное название племени (Англ. Библия, также и м. Филарет). Мы позволяем себе высказать другое предположение: нам кажется, что как ныне бедуины водят караваны, нанимаются защищать их от своих единоплеменников и поставляют верблюдов под товары купцов, так и в настоящем тексте караван измаильтян надобно отличать от мадианитских купцов, ехавших в караване и которым продан был Иосиф. Измаил был между людьми «как дикий осёл, руки его на всех и руки всех на него» ( Быт. 16:12 ), и он, как нынешние бедуины, потомки его, не занимался торговлею. Мадиан же имел оседлость на Синайском полуострове ( Исх. 2:15–16, 3:1 ) и по близости с Египтом торговал с ним и с Ханааном, где часть этого же племени занимала страну на юго-восток от Мёртвого моря. (Сравни Чис. 22и карту Ленормана). и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: Стиракса – смола стираксового дерева; бальзам тоже смола от бальзамового дерева, которая ценилась, по преданию иудеев, как целительное средство против ран; ладан, или мирра, – благоухающая смола, находимая на листьях кустарника cistus creticus, или cistus ladanifera (Англ. Библия, in loco).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Суббота, 27 ч . Однако, чернила-то cura melius. 6 часов. Обедня. Катерина из Хеврона. Иса из Иерихона. Чай. Мастер перламутный. 4 образочка для траурной митры. Гур, обозванный вором Джирьесом при 32 свидетелях и глашающий клеветника на суд. Аттестат сему и кулак оному. 12 часов. Недовольство на все, и даже на эти чернила серо-белые. Эолова музыка. Сын Османа за почтой. Посылка в Русик через Николу и Ансара. Известие о доставке где-то кому-то арбузов. У консульши умерла племянница. Уже половина второго. Газета. Обед. М. в большой агитации по поводу учиненного некиим Абу-Захарием открытия о состоявшемся тет-а-тете сиятельного Ламбра с совершенно темною личностию. Еще чудовище на горизонте! В 3 ½ часа к консулу с прощальным поцелуем. Там же и Вениамин старейший. Всенощная. Неумолимая гонительница и ловительница. Отъезд консула уже в сумерки и... с флагом на козлах! Повторение оной истории складное и ясное без ризеликов и агиазмов 947 . Грустно и жалко. Пребывание наверху. Чай. Газеты. Соннометание по диванам до 3-х часов. Правило, и уже при дневном свете якобы вправду сон. Воскресение, 28 ч Виделась бесконечная неладица какая-то в делах. Будильник. Молитвы. Служение. Чай со чады. Корень мандрагоры, действительно похожей на туловище если не человека, то обезьяны. Приглашение соседа на сие зрелище. Хождение с ним в библиотеку за справкою у Синайского кодекса о 100 стадиях до Эммауса 948 . Михали с обещанным визитом к нам абиссинского посланца. Еще газета с исповедью якобы спирита, некоего В. Карцева. Обед. Всенощная in rubris 949 . К. Газета. Наверху сидение. Анна Ник с плодами бетжальскими. Чай. Правило. Сие. Мириады певучих комаров. Чушь про дела русские в арабских газетах. Царь дядю посадил в клетку, в которой ни встать, ни лечь. На куполе Святогробском светосиянный крест ради Святых Апостолов. Уже ½ первого. Понедельник, 29 ч Посылка, и в ней много билетов денежных. Я прячу последние. Оказывается, впрочем, что кроме украденных мною есть еще и другие, а при них и список всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Итак, братие, в благодарственное воспоминание Слова Божия, соделавшегося плотию из любви к нам, побеседуем несколько о любви. Источниче любви и премудрости! Даждь нам слово и смысл поучатися любви Твоей: Прежде нежели мы будем говорить о самой любви, посмотрим на различие между законом Моисеевым и законом Евангельским. Бог для открытия своего промысла и строительства о судьбе человечества, избирает Авраама, человека великого своею преданностью, своею верою и своею любовью, и в племени его постепенно являет законы. Прежде закон Моисеев, т. е. закон предуготовительный, закон, который, по словам Св. Писания, был только пестуном во Христа; а потом по исполнении определенного им времени, являет и закон Евангельский – закон полный и совершенный. Ветхий закон весь содержится в следующих словах, как говорит сам Иисус Христос: Вся убо елика аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде ( Мф.7:12 ). Закон Моисеев основанием своим имеет, так сказать, одно только дружество, но не ту высокую любовь, которая является в Новом Завете. Правда, и в Ветхом Завете говорится: возлюбиши ближнего твоего яко сам себе. Но любовь сия должна простираться только на ближних, т. е. на тех, кои близки или ближе к нам, но тот кто не близок к нам, по закону Моисееву не имел права на нашу любовь; ибо в том же законе сказано: возненавидь врага твоего. И следовательно, ветхой закон есть закон строгой правды, т. е. правосудия и оправдания. Но Основатель нового закона говорит: заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже и Аз возлюбихь вы ( Ин.15:12 ). Следовательно, закон Евангельский есть закон любви, любви чистой, неограниченной, беспредельной и Божественной. Все слова Иисуса Христа Евангелистами нам преданный, все учение и все действия Его можно и должно объяснять и истолковывать не иначе, как только сим духом любви. Для предания ветхого закона, Бог снисходит на Синайскую гору во огни и облаке, но присутствие Его там ознаменовано было всеми ужасами природы: страшные громы и молнии и трубные гласы не преставали во все время Его беседования с Моисеем. Так, что никто не мог не только восходить на гору в то время, но даже не смел прикоснуться к ней; или иначе дерзкий мог быть наказан сугубою смертью : Для открытия же закона Евангельского, Сын Божий снисходит в глубоком смирении, яко дождь на руно, и под кровом человечества. Пребывание Его на земле не только ни кого не устрашает, но напротив того, Он с неизъяснимою благостью и кротостью призывает к Себе всех труждающих и обремененных. Правда, и закон любви явился в виде огненных языков; но этот огонь не сожигал и не умерщвлял, но согревал, размягчал, услаждал и расширял сердца приявших Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Впрочем, это были единичные нравственные великаны, титаны духа, сказали бы теперь. В дозаконное время, за долгие века, в соответствии со священной ветхозаветной историей, они почти буквально пересчитываются по пальцам: до потопа – Адам, Ламех, Авель, Ной, после потопа Иов, Авраам, Исаак, Иаков с женами, Иосиф и Вениамин, Моисей и Аарон. Затем уже начинается нравственная история жизни богоизбранного народа, связанная с законом. Впрочем, готовность избранного Богом народа к принятию предложенного Им нравственного закона была довольно условной. С одной стороны, можно видеть возросшую готовность к принятию и усвоению предложенных императивов жизни; т.е. возросшее нравственное самосознание; с другой стороны, во время сорокалетнего скитания народа по пустыне после выхода из Египта открылось неверие народа Богу, неупование на Его благое промыслительное водительство, постоянные личные и общие нравственные срывы. Собственно и само блуждание по пустыне было вызвано этим скрытым и открытым неверием и восстанием; необходимо было, чтобы выросло новое поколение, готовое попытаться взять закон в руководителя своей жизни. Синайское законодательство, во всяком случае, его основная часть, декалог (десятословие) поражает величием и стройностью предложенного им нравственного мира. Эти-то величие и стройность для любого непредвзятого читателя, даже далекого от ветхозаветной и новозаветной концепции мира, делают невозможным признать декалог плодом человеческого (даже и соборного) творчества. Декалог – несомненно, Божественного происхождения. Он есть откровение Бога миру. Декалог состоит, как известно, из двух частей. Первая содержит 4 заповеди, регламентирующие отношения человека к Богу, вторая содержит 6 заповедей, устанавливающих строй человеческих взаимоотношений. Наиболее величественная по смыслу и значению первая заповедь: «Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других Богов перед лицом Моим» ( Исх.20,2 ). Эта заповедь, по сравнению с другими, имеет более онтологический, чем этический характер.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Об уделах левитов    6.4. Постановления о праздниках   6.5. Понятие святости Глава 7. Числа. История сорокалетнего  странствования Израиля по пустыне 7.1. Чудо насыщения народа перепелами  7.2. Упреки Аарона и Мариам  7.3. Отказ от вступления в землю обетованную  7.4. Восстание Корея, Дафана и Авирона  7.5. Жезл Ааронов 7.6. Грех Моисея и Аарона 7.7. Продолжение странствия 7.8. Пророчество Валаама 7.9. Города-убежища 7.10. Поставление Иисуса Навина Глава 8. Второзаконие 8.1. Повторение Закона и новые заповеди 8.2. Мессианские пророчества 8.3. Закон ужичества (левирата) и браки между коленами 8.4. Последние указания. Песнь Моисея 8.5. Смерть Моисея Глава 9. Смысл и значение закона Моисеева 9.1. Разнообразие постановлений закона 9.2.Общечеловеческое значение Закона. Закон как руководство к праведности 9.3. Отличие Синайского завета от завета с Авраамом 9.4. Смысл закона Моисеева 9.5. Преходящее значение закона Раздел II. Исторические книги Глава 10. Книга Иисуса Навина 10.1. Приготовление и вступление в землю обетованную 10.2. Начало завоевания земли обетованной 10.3. Битва за Гаваон 10.4. Окончание завоевания при Иисусе Навине 10.5. Раздел земли и возвращение заиорданских колен 10.6. Жертвенник заиорданских колен 10.7. Завещание Иисуса Навина Глава 11. Книга Судей 11.1. Состояние Израиля после смерти Иисуса Навина 11.2. Служение судей 11.3. Девора 11.4. Гедеон 11.5. Сыновья Гедеона. Авимелех. Первая попытка установления монархии 11.6. Иеффай 11.7. Самсон 11.8. История Михи и война с коленом Вениаминовым 11.9. Хронология эпохи судей 11.10. Книга Руфь Глава 12. Начало эпохи Царств 12.1. Книги Царств и Паралипоменон 12.2. Первосвященник Илий 12.3. Песнь Анны-пророчицы 12.4. Призвание Самуила (1 Цар. 3) 12.5. Поражение от филистимлян. История ковчега 12.6. Самуил – судья Глава 13. Царство Саула 13.1. Воцарение Саула 13.2. Победы и отступление Саула 13.3. Окончательное отвержение Саула 13.4. Помазание Давида 13.5. Давид и Саул 13.6. Гибель Саула Глава 14. Царство Давида 14.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010