Преосвященный Сильвестр, в мире Симеон Васильевым Баланеску, родился 16-го июля, 1838 года, в селе Пынгорацах, в северной части Молдавии, у подошвы Карпатских гор. Местность эта изобиловала монастырями, которых до 1859 года, печального времени Кузы, было до 30-ти; из них затем осталось только пять, и в числе их знаменитая Нямецкая Лавра. Такое обилие монастырей, которые неоднократно посещаемы были юным Симеоном, не могло не оказать влияния на его впечатлительную душу: еще тогда быть может зародилась в нем мысль об отречении от мира. Такое настроение в нем все более и более утверждалось, когда он, оставшись сиротою, нес послушание в разных монастырях, пока наконец не поселился в Нямецкой Лавре, имеющей такое же значение для Румынии, как Киевская или Троице-Сергиева Лавры для России. Духовный Собор Лавры, усмотрев недюжинные способности в молодом послушнике, решил отправить его для получения систематического образования в славившуюся в то время восьмиклассную Сокольскую семинарию, в 5-ти верстах от Ясс, основанную знаменитым Молдавским митрополитом Вениамином Костаки (†1846 г.). Ректором семинарии был в то время известный Филарет Скрибан, титулярный епископ Ставропольский, магистр Киевской Академии, выпуска 1841 г. Это было время самого высшего процветания семинарии, находившейся под управлением такого ученого святителя, аскета. Пред окончанием курса он постриг в монахи Симеона с именем Сильвестра, в 1862 году, а затем до 1868 года он был оставлен преподавателем семинарии по разным предметам. Жажда духовного знания устремляла взоры молодого инока – педагога туда, где его начальник – святитель довершил свое образование. Желание его совпало с желанием преосв. Филарета, который и отправил его в Киевскую академию, курс которой он и окончил в 1873 году по богословскому отделению со степенью кандидата богословия. Возвратившись на родину, он последовательно занимал должности преподавателя (с 1873–76 г. г.) и Ректора восьмиклассной Бухарестской семинарии (с 1876–1886 г.) в сане иеромонаха, архимандрита и наконец епископа, викария Арджеской епархии (с 1879 г.). Одновременно с этим он состоял деканом и профессором догматического богословия и церковного права богословского факультета Бухарестского университета; 10-го декабря 1886 года он быт избран в епископы Хушской епархии, на которой и святительствовал до кончины своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Реформы господарей-фанариотов коснулись и Церкви. Многочисленные пошлины и платежи, к-рыми облагалось ее имущество, привели к обеднению мон-рей. Они в большом количестве переходили под управление обителей в Иерусалиме, на Афоне, на Синае и в др. св. местах и получали статус преклоненных. К нач. XIX в. 11 мон-рей М. к. были подчинены храму Гроба Господня, 26 - мон-рям Афона ( B lan C. Biserica//Istoria românilor. 2002. Vol. 6. P. 342). В 1742 г. Константин Маврокордат освободил от ряда податей местные молдав. мон-ри с условием их финансовой поддержки учебных заведений, находящихся под наблюдением митрополита, а также больниц в периоды эпидемий. Одновременно духовенству предоставлялось определенное число зависимых крестьян, которые освобождались от налогов взамен оказания хозяйственных услуг этим лицам (т. н. скутельники); кроме того, отдельным церквам и мон-рям разрешалось собирать торговые пошлины, особенно в городах. Константин Маврокордат издал ряд грамот, согласно к-рым запрещалось возводить в церковный сан безграмотных лиц; протоиереям, настоятелям храмов в уездных городах запрещалось иметь собственные тюрьмы, ибо они брали деньги с заключенных. Учитывая недовольство монахов деятельностью игуменов-греков, назначенных митрополией, Константин Маврокордат распорядился, чтобы настоятелей избирали пожизненно из числа местных монахов (Domnii rii Moldovei. 2005. Р. 244). В кон. XVIII в. процесс обновления монашества, начатый в России, был продолжен в М. к. усилиями прп. Паисия Величковского . Высшие иерархи Церкви М. к. митрополиты Лев (Леон) (Геукэ) (1786-1788), Иаков II (Стамати) (1792-1803), Вениамин (Костаки) (1803-1808, 1812-1821, 1823-1842) активно участвовали в общественной и культурной жизни княжества: поддерживали протесты против злоупотреблений фанариотских чиновников (восстание 1760 г.), заботились о печатании книг, их создании или переводе на румын. язык, о развитии образования, обновлении монастырей, знакомили население с гражданскими и уголовными законами, выступали за национальные интересы местного населения и против «растворения своего государства в административной системе Османской империи» ( Papacostea. 1983. P. 205-206).

http://pravenc.ru/text/2564044.html

С критикой правительственных антиканонических мер выступили виднейшие деятели Румынской Православной Церкви: митрополит Софроний, епископы Филарет и Неофит Скрибаны, позже епископ Романский Мелхиседек, епископ Хушский Сильвестр, митрополит Молдовы Иосиф и другие представители клира. Митрополит Софроний (1861) был воспитанником Нямецкой лавры, постриженником и учеником митрополита Вениамина Костаки. Возглавляя митрополию Молдовы в годы правления князя А. Кузы, Софроний бесстрашно отдал свой богатый проповеднический талант на защиту Церкви. Румынское правительство отправило его в ссылку, но борьба не прекратилась. Из среды иерархов выступили и другие самоотверженные защитники Православия. Во главе их - великий святитель румынской земли Филарет Скрибан (1873). Характеризуя этого иерарха, румынский академик проф. Конст. Ербичану говорит: «Если в настоящее время Румыния имеет своего защитника, своего аполргета христианства, то это — он; если кто-либо у нас хвалится знанием христианства, то этим всецело обязан ему; если теперь еще кое-где видны светильники в Румынской Церкви, то это его дети; если, наконец, существует еще христианская жизнь между нами, то мы должны всецело быть благодарны за это Филарету». «И эта характеристика, -добавляет А. П. Лопухин, - нисколько не преувеличена» . Родился Филарет в семье приходского священника. Отлично окончив Ясскую Духовную школу, он некоторое время трудился в ней же в качестве преподавателя географии и французского языка, затем за два года успешно прошел полный курс Киевской Духовной Академии . В Киево-Печерской Лавре Филарет принял монашество. Во время пребывания в Москве около двух месяцев был гостем Московского митрополита Филарета. После возвращения на родину Филарет в течение двадцати лет возглавлял Сокольскую Ясскую Духовную Семинарию, которую поднял на высокий уровень. За свою ученость и глубоко содержательные проповеди он получил в Румынии имя «профессора профессоров». Князь А. Куза предложил талантливому епископу пост митрополита Молдовы, а его брату Неофиту — пост митрополита Валашского, желая таким образом привлечь их на свою сторону. Но они оба решительно отказались принять назначение от светского правителя и бесстрашно выступили на борьбу с церковными реформами князя. Однажды во время заседания Синода в присутствии самого князя епископ Филарет обрушил на него церковное проклятие за закон о конфискации монастырского имущества. К Святейшему Синоду Русской Православной Церкви Филарет обращался с просьбой оказать содействие в низложении тех епископов, которые были поставлены волей румынских светских властей.

http://sedmitza.ru/lib/text/441207/

С критикой правительственных антиканонических мер выступили виднейшие деятели Румынской Церкви: митрополит Софроний, епископы Филарет и Неофит Скрибаны, позже епископ Романский Мелхиседек, епископ Хушский Сильвестр, митрополит Молдовы Иосиф и другие представители клира. Митрополит Софроний (1861) был воспитанником Нямецкой Лавры, постриженником и учеником митрополита Вениамина Костаки. Возглавляя митрополию Молдовы в годы правления А. Кузы, Софроний бесстрашно отдал свой богатый проповеднический талант на защиту Церкви. Румынское правительство отправило его в ссылку, но борьба не прекратилась. Из среды иерархов выступили и другие самоотверженные защитники Православия. Во главе их – великий святитель румынской земли Филарет Скрибан (1873). Он окончил Ясскую духовную школу. Уже будучи профессором этой семинарии, он поступает в Киевскую Духовную Академию, успешно ее оканчивает, принимает монашество в Киево-Печерской Лавре. После возвращения на родину Филарет в течение двадцати лет возглавлял Сокольскую Ясскую Духовную Семинарию, которую поднял на высокий уровень – преобразовал ее в 8-классную полную семинарию, значительно обогатил семинарскую библиотеку, основал типографию. За свою ученость и глубоко содержательные проповеди он получил в Румынии имя «профессора профессоров». Князь А. Куза предложил талантливому епископу пост митрополита Молдовы, а его брату Неофиту (1884) – пост митрополита Валашского, желая таким образом привлечь их на свою сторону. Но оба они решительно отказались принять назначение от светского правителя и бесстрашно выступили на борьбу с церковными реформами князя. С борьбой против антиканонических мероприятий правительства братья Скрибаны сочетали и ученую деятельность. Они написали и перевели (главным образом с русского) на румынский язык много трудов. Они составили учебники почти по всем школьным предметам. Кроме того, епископу Неофиту принадлежат: Исторические очерки (по всеобщей истории), Краткая история молдавских митрополитов и доказательство автокефальности Молдавской митрополии (сочинение было использовано для утверждения автокефалии Румынской Церкви), и др. Епископ Филарет написал: Краткую Румынскую церковную историю, Пространную Румынскую церковную историю (в шести томах; материал для этого труда Филарет собирал еще в бытность студентом КДА), различные сочинения критического и полемического направления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта „двоица“ Скрибанов должна быть рассматриваема как „единица“ во всех областях их деятельности: политической литературной, религиозной и национальной. Они были одного духа, одной мысли; работали в согласии при всех тяжёлых обстоятельствах, которыми была полна их жизнь. Различные по темпераментам, – один (Неофит) холерик, другой (Филарет) флегматик – они были вполне гармоничны в идеях, восполняя друг друга в образе —294— своих действий. Вот почему всякое действие, совершаемое одним из них, было совершаемо не без участия другого. Первый известен по преимуществу как общественный деятель, второй – как кабинетный учёный, инок-созерцатель. Братья Скрибаны происходили из местечка Бурдужан, Ботошанского округа в северной Молдавии, на границе с Буковиной. Отец их служил здесь священником. а) Преосвященный Неофит, в мире Николай, родился в 1803 году. Первоначальное образование получил в Сочаве, древней столице Молдавии; потом учился в монастыре Феодоренах, преклонённом 1136 греческому Афонскому Ксиропотаму, находящемся в родных Бурдужанах и основанном господарем Симеоном Могилой, родным братом знаменитого Петра Могилы . С 1817 по 1821 год Николай Скрибан учился в Греческой Академии, в монастыре Трёх Святителей в Яссах, основанной господарем Василием Лупу. С 1821 года, по случаю греческой гетерии, Скрибан принуждён был оставить греческую академию и продолжал заниматься у частных учителей науками богословскими, философскими, историко-филологическими, причём изучил новейшие европейские языки, а в числе их и русский. В 1828 году митрополит Вениамин Костаки, заметив выдающиеся способности молодого Скрибана, приблизил его к себе, постриг в иночество, рукоположил во иеродиакона и назначил учителем греческого и латинского языков при Трёхсвятительской школе, а вскоре возвёл в сан иеромонаха. С некоторыми перерывами, проведёнными в Букуреште, где он пополнял своё образование в коллегиуме Св. Саввы, Неофит пробыл в этой должности до 1841 года, пользуясь общим уважением и известностью. В этом же году враги оклеветали его перед митрополитом, обвинив его в безбожии, в чтении сочинений Вольтера, „в игре на скрипке“, как это видно из письма к брату Филарету, учившемуся в то время в Киевской Академии. У него отняли библиотеку, заключавшую более 300 томов, и отправили в заточение в монастырь Секул, зависящий от Нямца. Спустя год, он был от-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эти последние уже прямо позволяли себе откровенное и даже наглое издевательство не только над обрядами, но и над догматами православия. Когда церковные имущества расхищались, монастыри подвергались ограблению, бесстрашным противником этого насилия явился митр. молдавский Софроний. Достойнейший на молдавской кафедре святитель происходил из древнего боярского рода и по своему направлению принадлежал к славной плеяде приснопамятных владык румынских, его предшественников, каковы были Гавриил Банулеску, Вениамин Костаки и Григорий IV валахский. Воспитанник Нямецкой лавры, получивший там своё пострижение от митр. Вениамина, ученик последнего, блестяще одарённый от природы, Софроний во всей своей деятельности и жизни являлся пастырем, глубоко преданным православию; он доказал своей проповеднической деятельностью и административными распоряжениями на пользу церкви и наконец запечатлел праведной мученической кончиной от рук нечестивых приспешников князя Кузы. Когда вполне обнаружились замыслы этого князя, Софроний мужественно выступил против них и искал поддержки в правосл. России. Он отправил к кишинёвскому архиепископу Антонию, как ближайшему духовно-административному лицу православной державы, записку о гонениях на церковь молдавскую, чинимых княжеским правительством, умоляя преосвящ. Антония ходатайствовать пред Государем Императором о защите церкви и духовенства молдавского против угнетений и преследований. Правительство Кузы посмотрело на протесты митр. Софрония, как на сопротивление княжеской власти и присудило его к ссылке. Вместе с ним подвергся той же участи и настоятель Нямецкой лавры Герасим. Напрасно константинопольский патриарх Софроний, как верховный пастырь молдовалашской церкви, протестовал против подобных насилий румынского правительства: оно продолжало настойчиво идти своим пагубным путём и мстило за протесты новыми гонениями. И трудно сказать, чем бы всё это кончилось, если бы из среды иерархов румынской церкви не выступили и другие самоотверженные борцы за православие, которым, наконец, удалось отстоять древне-историческую святыню и даже дать несколько иное направление общественному мнению – именно к пробуждению в румынском народе здравого исторического самосознания как народа православного и только в православии имеющего гарантию своей национальной самобытности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Положения Органических регламентов были внедрены в М. к. во время правления Михаила Стурдзы. В этот период продолжилась деятельность по модернизации инфраструктуры княжества. В 1835 г. был принят закон о монастырях, согласно к-рому вводился контроль господарской администрации над управлением монастырским имуществом. Господарским актом от 11 апр. 1839 г. была создана дикастерия для управления всем церковным имуществом, что привело к конфликту господаря с митр. Вениамином (Костаки), подавшим в отставку в 1842 г. В марте 1844 г. был принят «Закон об управлении церковным имуществом и о правах церковного ворника (администратора на правах министра культов)». Под контроль государства были поставлены доходы митрополии и епископств. Однако попытка господаря контролировать имущество иностранных мон-рей, находящихся на территории княжеств, вызвала несогласие России, заинтересованной в поддержке ее политики на Балканах Восточными православными Церквами ( Platon Gh. Domniile reglementare, 1834-1848/1849//Istoria românilor. 2003. Vol. 6. Pt. 1. P. 123). В период действия Органических регламентов в Дунайских княжествах были достигнуты значительные успехи в области образования, художественной лит-ры, музыки, театра, печати. В М. к. была создана гос. школьная комиссия во главе с писателем и общественным деятелем Г. Асаки. Был принят школьный регламент, открыты городские школы искусства и ремесла в Яссах, созданы сельские школы и др. В 1835 г. Господарская академия была реорганизована в Михайлянскую академию, включавшую лицей и 3 секции высшего образования: богословия, философии и права. В 1842 г. в академии были открыты Агрономические курсы, а в 1843 г.- курс по национальной истории М. Когэлничану. Продолжала действовать ДС, открытая митр. Вениамином (Костаки) в Соколе. В 1848 г. она имела 5 классов; кроме религ. предметов здесь преподавали математику, историю, логику, риторику и народную медицину. В развитии культуры и науки значительное место занимали различные об-ва: «Литературное общество» (1844), «Общество медицины и истории природы» (Сочиетатя де медичинэ ши историе натуралэ), созданное в 1833 г. Асаки в Яссах, и др. Художественная лит-ра того времени стремилась способствовать национальной эмансипации народа (проза К. Негруцци, А. Руссо, стихи и комедии В. Александри и др.). Развитие театрального и муз. искусства также связано с именем Асаки. В 1834 г. под его руководством в Яссах была открыта консерватория.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Министру Али паше говорено было о существовании гарема на плоской крыше Святогробского храма и об уничтожении его. На это Али отвечал, что он в первый раз слышит об этом гареме, что ему не место там, и что он будет снесен во время перестройки купола, а место его оградится решеткою, дабы никто тут не ходил. В конце концов, Озеров высказал мне еще вот что. – Едва ли греки получат дозволение Порты на перестройку святогробского купола. Порта сама на свой счет починит его (При сем я сказал Озерову: дай-то Бог). – Вы ничего не говорите патриарху Кириллу ни о куполе, ни о гареме, дабы не смущать его преждевременно (Я согласился, но промолвил, что в иерусалимской патриархии, в мегкеме и во всем Св. Городе уже давно поговаривают о том, что Порта исправит купол на свой счет). Синайский архиепископ Константий просил у нас копии хаттишерифа. Мы ее пошлем ему, если он не удовольствуется турецким подлинником, врученным иерусалимскому патриарху. Наше посольство торжествует, получив в свои руки хаттишериф о Св. местах в первый раз с той поры, как оно существует в Константинополе. Теперь мы стоим на граните. От Озерова я вышел не как архимандрит, а как дипломат, и подивившись хитрости и изворотливости дипломатии, идучи домой, говорил про себя: «Блажени нищие духом, яко тех есть царствие Божие. Блажени кротцы, яко тии наследят землю». 9, Середа. Много у меня хлопот. Вчера я занимался в вашем посольстве, а сегодня пришлось вести переговоры с иерусалимским патриархом в святогробском подворье. Он поместил меня в хороших деревянных покоях, в которых жил блаженной памяти патриарх Афанасий. Тут я сочинил и начертил план нового дома для нашей миссии в Святом Граде. Его блаженство видел его и принял от меня, но схитрил, -не сказал мне, где он намерен строить сей дом, а я не допытывал его, держась греческой поговорки μηδν γαν, – ничего черезчур не требуй, и русской пословицы: тише едешь, дальше будешь. 10, Четверток. Дождь идет и задерживает меня в гостях. Дела у меня нет. Скучно, и от скуки рассматриваю висящую на стене моей кельи карту Палестины. На ней читается надпись: Τ μακαριωττ, θειωττ τε κα γιωττ πατριρχ τς γας Πλεως ερουσαλμ κα πσης Παλαιστνης Κυρ Κυρ Πολκαρπ ν Χριστ ταπεινς δελφς Βενιαμν Κοστκης μιτροπολτης Μολδαβας κα ξαρχος Πλαγινν τνδε γεογραφικν τς Παλαιστνης προσφρει πνακα π τν ατο νεψιν Κνκου Καστκης κα Κωνσταντνου Στορδζα σχεδιασθντα τ 1818 σωτηρ τει τ κδ πριλλου μηνς. – Блаженнейшему, божественнейшему и святейшему патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины к νр к νр Поликарпу смиренный во Христе брат Вениамин Костаки митрополит Молдавии и экзарх Пла(н)инский подносит эту географическую Палестины карту, начертанную племянниками его Канком Костаки и Константином Стурдзою в 1818-е лето Господне, в 24 День Апреля месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В XVIII в. в М. к. получила развитие система образования. В 1707 г. была основана и в 1714 г. окончательно организована Господарская академия в Яссах, где преподавали известные греч. педагоги. В нач. XIX в. по настоянию митр. Вениамина (Костаки) в академии как предмет был введен румын. язык. Одновременно действовали школы при мон-рях. В 1766 г. господарь Григоре III Гика основал господарские школы в уездных центрах страны. Во время его правления была создана т. н. эпитропия школ, в функции к-рой входили сбор средств и управление финансовыми фондами, предназначенными для школ. В 1803-1804 гг. наряду со школами, открытыми в Яссах, усилиями господаря Александру Мурузи и митр. Вениамина была открыта ДС при мон-ре Сокола, где преподавали на румын. языке грамматику, риторику, арифметику, логику, богословие, а с 1808 г.- всеобщую историю. В 1805 г. при ДС для сыновей священников были открыты курсы церковного пения ( Bobulescu. 1939; B lan C. Biserica//Istoria românilor. 2002. Vol. 6. P. 749). С кон. XVIII в. развивалась светская лит-ра Нового времени. Наряду с многочисленными переводами народных повестей появились первые произведения оригинальной художественной лит-ры (авторы Николае Димаки, Костаке Конаки и др.). Значительно возросло число книг, изданных на румынском языке. В этот же период в Дунайских княжествах распространились идеи Просвещения. Их особенностью была ориентация на национальные ценности, усиление антиосманской борьбы. В отличие от Зап. Европы в Дунайских княжествах просвещение не носило характер антиклерикальной направленности. Напротив, здесь церковные деятели вели активную культурно-просветительскую работу, открывали школы, создавали дидактические материалы и др. Напр., в Четьи-Минеи, переведенные на румынский язык еп. Рымникским Кесарием (1774-1780), были включены тексты из энциклопедии Д. Дидро и Ж. Лерона д " Аламбера, где говорилось о древних обычаях римлян ( Dragnev D. 1999. P. 139). В кон. XVIII - нач. XIX в. в М. к. проникли также просветительские идеи, распространенные трансильванскими культурными деятелями, объединившимися вокруг национально-культурного движения «Ардяльская школа». Они напоминали о латинском происхождении представителей Дунайских княжеств и их языка, что способствовало пробуждению национального самосознания.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

10 июля 1774 года был подписан Кючук-Кайнарджикский русско-турецкий мирный договор, который учел предложения российской стороны и значительно улучшил положение Дунайских княжеств в составе Турции. Россия, по существу, была признана покровительницей их населения. 10 марта 1779 года подписана Айналы-Кайвакская конвенция между Россией и Турцией, которая юридически подтвердила уступки Порты в пользу Молдавии. В добавление к ним молдавские представители в Стамбуле получили дипломатическую неприкосновенность, и Порта обещала не покушаться на свободу христианского вероисповедания. Однако турецкие власти не раз нарушали свои обязательства. В 1802 году в Санкт-Петербург поступило очередное послание митрополита и бояр Валахии с призывом оказать помощь княжеству. 16 июля 1802 года русский посол в Стамбуле направил турецкому правительству ноту, содержащую конкретные предложения по урегулированию положения в княжествах. Это положило начало переговорам, оформившим русско-турецкое соглашение о правах Валахии и Молдавии, в соответствии с которым права и привилегии Дунайских княжеств в составе Османской империи были не только подтверждены, но и значительно расширены и уточнены. Однако мирный этап решения данного вопроса закончился в 1806 году, когда Россия была вынуждена вновь при помощи армии отстаивать права братских народов Молдавии и Валахии. 27 июня 1807 года митрополит Ясский Вениамин (Костаки) и двадцать авторитетных епископов и бояр обратились к российскому императору Александру I с воззванием: «Истреби несносное турецкое правление, дышащее угнетением бедному сему народу – молдаванам. Соедини правление земли сей с богохранимою державою твоею… Да будет одно стадо и один пастырь… Сие есть от всей души общее народа сего моление». Полностью осуществить многовековые чаяния молдаван и на этот раз не удалось, однако часть исторической Молдавии в 1812 году все же была взята под покровительство России и избавлена от иноверного насилия. Другая часть Молдавии вместе с Валахией позднее составила единое Румынское государство, независимость которого была обретена также при деятельном участии России, отстоявшей в русско-турецкой войне 1877-1878 годов законное право братского народа на самоопределение.

http://patriarchia.ru/db/text/385640.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010