Что касается преобразованной Киевской духовной академии, то здесь первый случай приема на обучение иностранного студента зафиксирован еще в 1839 году. 20 июля 1839 года Молдавский митрополит (в юрисдикции Константинопольского Патриархата) Вениамин (Костаки) направил письмо Киевскому митрополиту Филарету (Амфитеатрову), в котором просил принять на обучение в КДА одного из лучших воспитанников Ясской семинарии Василия Скрибана-Попеску. Просьба митрополита Вениамина была исполнена. Василий Скрибан-Полпеску был принят в КДА. За два года он окончил полный курс Академии и в 1841 году получил степень магистра богословия . В Киеве же он принял монашеский постриг с именем Филарет. Вернувшись на родину, он достиг епископского сана и стал одним из выдающихся иерархов Румынской Православной Церкви XIX века. С 1850-х годов в списках студентов и выпускников духовных академий Русской Церкви регулярно встречаются имена болгар, сербов, румын, черногорцев, греков, сирийцев, чехов и даже японцев. Хотя иностранные студенты обучались во всех четырех духовных академиях, все же наиболее высоким процент иностранцев был в Киеве. Именно в Киевскую академию (как самую южную) направляли для обучения большинство выходцев с Балкан и Ближнего Востока. Кроме того, нередко иностранные студенты, направленные для обучения в академии на территории современной России, закончив один-два курса, подавали в Синод прошение о переводе в Киевскую академию, поскольку климат в Санкт-Петербурге, Москве и Казани оказывался для них слишком суровым. Особо заметным увеличение в Киеве количества иностранных студентов стало в последние полтора десятилетия XIX века. Так, если в 1883 году в КДА обучалось лишь 6 иностранцев (4 болгарина, 1 черногорец и 1 грек), то в 1887 году иностранных студентов здесь было уже 25 человек (11 сербов, 7 болгар, 6 румын и 1 японец), а в 1897 году в КДА обучалось 43 иностранца (10 греков, 11 болгар, 13 сербов, 5 румын, 2 черногорца и 2 сирийца). Если учесть, что в 1890-е годы общее количество студентов КДА колебалось от 180 до 190 человек, то станет очевидно, что иностранцы могли составлять почти четверть от общего числа студентов академии .

http://bogoslov.ru/article/1432252

В возникшем в тот период в придунайских княжествах споре между румын. певчими, придерживавшимися местной традиции, и греч. певчими, последователями новой к-польской школы, М. был на стороне первых, критикуя пение в К-поле за излишнюю восприимчивость к влиянию светской музыки, в частности тур. песен, в то же время М. допускал умеренные заимствования такого рода, как, напр., у Петра Пелопоннесского. М., как и некоторые румын. иерархи и церковнопевческие деятели 1-й пол. XIX в. (еп. Кесарий, иеродиак. Нектарий (Фриму), Панн), считал румын. церковное пение частью единой традиции, идущей от преподобных Иоанна Дамаскина и Иоанна Кукузеля. Возвратившись на родину в 1823 г., М. стал обучать пению по Новому методу на румынском языке в церквах, мон-рях и школах Молдавии, Трансильвании и Баната. В 1827 г. издал в Бухаресте 2-й том Анфологии . в к-рый вошли песнопения утрени Петра Пелопоннесского, хартофилакса Хурмузия , протопсалтов Григория († 1821) и Иакова , а также самого М., Дионисия Мораита и Михаила Молдовяну (см. также аналогичную ркп. на греч. языке, которой владел М.: Bucur. Acad. Rom. m. g. 743). В 1829 г., после смещения с кафедры митр. Унгро-Влахийского Григория IV (Даскэла) , М. был вынужден покинуть Бухарест. Вскоре митр. Вениамин (Костаки) поставил М. игуменом мон-ря Бырнова (близ Ясс), рассчитывая на его содействие в распространении в Молдавии пения по Новому методу. В 1830-1833 гг. М. жил в Нямецком мон-ре, где обучал монахов пению и написал Калофонический Ирмологий, в к-ром после каждого ирмоса поместил кратимы поствизант. мелургов Петра Пелопоннесского, протопсалта Григория, протопсалта Петра Византийского († 1808), Георгия Критского († 1815). В этом монастыре М. вместе с иером. Виссарионом работал над созданием новых правил музыкального экзегесиса (см.: http://analogion.com/site/html/Macarie.html). В 1833-1834 гг. по приглашению еп. Кесария жил в г. Бузэу. В 1834 г. митр. Григорий (Даскэл) назначил М. директором типографии мон-ря Кэлдэрушани, поручив ему возглавить подготовку издания Житий святых. В 1836 г. М. издал в Бузэу певч. последование «Чина Погребения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа для пения в Святую и Великую пятницу». В том же году он собирался издать в Вене еще один том Анфологии, но был парализован и перевезен в монастырь Вифорыта, игуменией которого была его сестра, где М. и скончался. Свои книги и муз. рукописи он завещал передать еп. Кесарию Бузэускому, к-рый впосл. передал их своему ученику Иосифу (Наниеску).

http://pravenc.ru/text/2561374.html

В отличие от других земель, подвластных Османской империи, в Валахии и Молдове при покровительстве местных господарей сохранялась полная свобода богослужения, разрешалось строить новые храмы и основывать монастыри, созывать церковные Соборы. Церковная собственность оставалась неприкосновенной, благодаря чему Восточные Патриархаты, а также Афонские монастыри приобретали здесь имения и открывали подворья, служившие важным источников их дохода. В 1711 году Молдавия, а в 1716 году Валахия перешли под управление князей, назначаемых султаном из нескольких семей греков-фанариотов. Церковная жизнь подверглась значительной эллинизации: церковнославянский язык был заменен в городах на греческий, а в деревнях его вытеснил румынский язык. В 1776 году Валашскому митрополиту был пожалован титул «Наместника Кесарии Каппадокийской» — самой старшей по чести кафедры Константинопольского патриархата, которую в IV beke возглавлял святитель Василий Великий. По итогам русско-турецких войн в половине XVIII века Россия получила право покровительства православным на данных территориях. В 1789 году, во время русско-турецкой войны 1787—1792, российским Святейшим Синодом была учреждена «Молдо-Влахийская экзархия», местоблюстителем которой 22 декабря того же года был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Амвросий (Серебреников) († 13 октября 1792 г.). В 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии был назначен Гавриил (Бэнулеску-Бодони); но в 1793 году, после заточения в Константинополе и осуждения со стороны Синода Константинопольской Церкви, он был назначен на Екатеринославскую кафедру с сохранением за ним титула «экзарха». Известным деятелем начала XIX века был митрополит Молдавский (1803 — 1842 годы с перерывами) Вениамин (Костаки), выступавший против власти фанариотов и приветствовавший переход Молдавии под власть России. В период оккупации русскими войсками (1808—1812) Молдавии и Валахии была осуществлена церковная аннексия территории княжеств: в марте 1808 года российским Святейшим Синодом было определено находившемуся на покое бывшему Киевскому митрополиту Гавриилу (Банулеску-Бодони) «именоваться паки членом Святейшего Синода и оного экзархом в Молдавии, Валахии и Бессарабии». По заключении Бухарестского мирного договора Бессарабия отошла России, где в 1813 году была учреждена Кишинёвская и Хотинская епархия, которую возглавил митрополит Гавриил.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Румы...

Главное отличие от прототипов - отсутствие «гропницы», т. е. погребальной камеры, обычно располагавшейся между наосом и нартексом. Др. особенностью храма является глубокая вима, отделяющая апсиду от средокрестия. Восьмигранный барабан главы опирается на характерную для архитектуры Молдовы конструкцию из 2 ярусов подпружных арок; снаружи она оформлена как 2-ярусная звездообразная база. Барабан декорирован нишами и глазурованными многоцветными дисками - последний пример применения подобного декора в церковном молдав. зодчестве. Два ряда ниш одного размера проходят и по всему периметру храма, под карнизом. Стена между наосом и нартексом была разобрана в 1796 г. Притвор был построен одновременно с храмом. Ранее считалось, что он является пристройкой 1579 г., при этом исследователи ссылались на находящуюся там надпись, из которой следует, что притвор был пристроен в 1579 г. «во славу мощей св. Иоанна Нового». Эта надпись появилась здесь при реставрации церкви в кон. XIX в.; ее перенесли из притвора храма св. Георгия Мирэуци, где мощи находились до 1589 г., и отношения к монастырскому храму она не имеет. В 1837 г., при Митрополите Молдавском Вениамине (Костаки), к нартексу с сев. стороны было пристроено крыльцо. Кровля собора сохраняет первоначальную форму. Покрытие неоднократно менялось: в XVI в. оно было свинцовым, в XVII в.- гонтовым, после 1904-1910 гг.- из разноцветной глазурованной плитки. Храм был расписан в правление господаря Штефэницэ (1517-1527). Живопись отличается мягкой, неяркой тональностью. В притворе и нартексе - изображения святых и евангельские сцены. В люнете над входом в нартекс находится образ Богоматери Гликофилусы. В скуфье купола представлен Христос Пантократор, в парусах - символы евангелистов. Ниже следуют ряды ангелов, пророков, апостолов в торжественной композиции «Небесная литургия». Согласно исследователю П. Анри, это одно из самых ранних изображений Божественной литургии. В конхе главной апсиды представлены «Вознесение Господне» и Деисус, в конхе жертвенника - «Распятие», в нише - «Оплакивание».

http://pravenc.ru/text/577904.html

Главным в деятельности митр. Каллиника (Миклеску) стало укрепление дисциплины среди белого духовенства и монашествующих, пошатнувшейся ввиду многочисленных преобразований в переходный период. Его попытки реанимировать богословский фак-т Ясского ун-та не дали желаемого результата. После смещения Кузы в 1866 г., во время т. н. господарского регентства, митр. Каллиник оказался вовлеченным в ясское антиунионистское движение, в связи с чем на 2 месяца был отстранен от кафедры. 31 мая 1875 г. его избрали митрополитом-примасом Румынии, а митрополитом Молдавским 10 июня был поставлен еп. Арджешский Иосиф (Наниеску) родом из Бессарабии. С его именем связано завершение строительства митрополичьего кафедрального собора в Яссах, начатое при митр. Вениамине (Костаки) . Работы были возобновлены 15 апр. 1881 г., а 23 апр. 1887 г. состоялось освящение собора, в к-ром были устроены 3 придела: во имя прп. Параскевы Тырновской, в честь Сретения Господня и во имя вмч. Георгия. Также при митр. Иосифе были начаты работы по реставрации церквей мон-ря во имя Трех святителей и свт. Николая в Яссах (франц. архит. А. Леконт дю Нуи). В последние годы предстоятельства митр. Иосифа в архитектурном комплексе Молдавской митрополии были построены новые здания для канцелярии и служебного персонала митрополичьего собора. Выкупив дворец молдав. господаря Михаила Стурдзы в Яссах и построив при нем неск. зданий, митр. Иосиф перевел из мон-ря Сокола в новый комплекс Сокольскую (Вениаминову) семинарию. На средства митр. Иосифа под редакцией профессоров Вениаминовой семинарии К. Ербичану и Дж. Деметреску в 1883-1887 гг. в Яссах издавался «Богословский журнал». В 1885 г. была основана Румынская православная ассоциация под председательством Молдавского митрополита. По просьбе церковного композитора и регента кафедрального собора Г. Музыческу (1847-1903) митр. Иосиф впервые в истории РумПЦ разрешил женщинам участвовать за богослужением в клиросном хоровом пении. Широкая благотворительная деятельность митрополита сделала архиерея особенно популярным среди паствы. После смерти митр. Иосифа (26 янв. 1902) произошла его «народная канонизация». Во время похоронной процессии народ восклицал: «Святой Иосиф!» Так правосл. румыны называют митр. Иосифа и по сей день, он похоронен у юж. стены митрополичьего собора.

http://pravenc.ru/text/2564050.html

К нач. XIX в. наполеоновская Франция усилила позиции в Османской империи, франц. войска одержали победу над российскими под Аустерлицем (1805), тур. султан Селим III под давлением Франции закрыл для российских судов проход через черноморские проливы. Это привело к началу новой русско-тур. войны (1806-1812). Непосредственным поводом к войне стало осуществленное султаном в авг. 1806 г. отстранение от власти господарей молдавского Александру Мурузи и валашского Константина Ипсиланти без предварительных консультаций с Россией, предусмотренных Ясским мирным договором 1791 г. Российский посол А. Я. Италинский вручил представителю тур. стороны ультиматум о разрыве дипломатических отношений в случае, если в Дунайских княжествах не будет восстановлена прежняя власть. Несмотря на уступки Порты, выразившей готовность вернуть к власти господарей, российский имп. Александр I в окт. 1806 г. дал приказ о вступлении российских войск в Дунайские княжества без объявления войны. В дек. Османская империя объявила войну России. Изначально предполагалось превращение Дунайских княжеств в находящиеся под контролем России т. н. буферные гос-ва. В соответствии с Тильзитским миром (июнь 1807) Франция дала согласие на вхождение этих княжеств в российскую сферу влияния. Предварительно во главе объединенных княжеств должен был встать Ипсиланти. Позже в интересах более эффективного обеспечения потребностей оккупационной армии в жилье, продовольствии, фураже и т. д., а также в целях преодоления коррупции было принято решение о его смещении и реорганизации всей системы адм. управления княжествами. Полнота власти была передана диванам (сословным собраниям) княжеств под общим председательством российского чиновника, наделенного большими полномочиями (с июня 1807 С. Л. Лашкарёв, с февр. 1808 С. С. Кушников, с мая 1810 В. И. Красно-Милашевич). Как диванам, так и чиновникам было выдвинуто условие присяги на верность российской короне. 20 февр. 1808 г. митр. Молдавский Вениамин (Костаки) покинул кафедру и поселился в мон-ре Слатина, затем в Нямецком мон-ре, временно устранившись от активного участия в церковной жизни. Во главе Унгро-Влахийской митрополии до нояб. 1809 г. продолжал оставаться близкий к фанариотским кругам К-поля престарелый митр. Досифей (Филитти) , противившийся усилению российского влияния и любого рода церковным реформам. Согласно рескрипту Александра I от 27 марта 1808 г., был образован М.-В. Э. Впервые в своей истории Молдавское и Валашское княжества объединились в церковном отношении. Во главе Экзархата был поставлен митр. Гавриил (Банулеску-Бодони), находившийся к этому времени на покое; он был введен в состав Синода РПЦ. 23 мая был подписан имп. указ о назначении митр. Гавриила на кафедру Молдавской митрополии. Своим местопребыванием экзарх избрал столицу Молдавского княжества, г. Яссы, куда и прибыл в начале мая. Периодически митр. Гавриил выезжал и в Бухарест.

http://pravenc.ru/text/2564048.html

Куза (1859-1866) провел реформы, в т. ч. секуляризацию монастырских владений и имущества. Его действия привели к возмущению в монастырской среде, важную роль сыграла братия Н. В. м. и монастыря Секу. 12 июня 1859 г. в Н. В. м. в сопровождении жандармов с целью конфискации земельных владений прибыла специальная комиссия. Братии был зачитан декрет Кузы, в к-ром помимо объявления о секуляризации содержалось требование прекратить совершение богослужений на церковнослав. языке и отменить празднование памяти рус. святых, что входило в прямое противоречие с уставом прп. Паисия. Настоятель Н. В. м. игум. Герасим (Мирон; 1856-1860) оказал сопротивление, однако имущество мон-ря все равно было инвентаризировано и продано на аукционе ( Ириней (Тафуня). 2004. C. 10-11). Часть братии Н. В. м. и мон-ря Секу эмигрировала на Афон, часть (32 монаха и духовник обители иером. Андроник (Попович-Баденский)) - в Российскую империю, где 10 нояб. 1860 г. имп. Александр II Николаевич подписал проект указа Совета министров о возвращении Н. В. м. сел Кицканы и Копанка, что давало нямецким монахам возможность создать новую обитель. 1 окт. 1861 г. братия поселилась в принадлежавшем мон-рю с. Немцени, в дек. 1862 г.- в Кицканах, где монахами был основан Новонямецкий мон-рь. Н. В. м. не закрывался, однако в коммунистический период в Румынии община значительно сократилась: еще в 1948 г. в мон-ре подвизалось 500 монахов, после 1956 г.- 30. Все скиты Н. В. м. были закрыты. После 1964 г. монахам разрешили вернуться в свои обители. На сегодняшний день 63 монаха подвизаются в Н. В. м., 50 - в его скитах. Настоятель Н. В. м.- архим. Венедикт (Саучук; с 1997), подвизающийся в монастыре с 1982 г. В 2003 г. был открыт культурно-паломнический комплекс с гостиницей (100 мест), трапезной (120 мест), залом для конференций (900 мест) и информационным центром, к-рый при поддержке настоятеля и братии занимается организацией различных духовных и научных мероприятий. При Н. В. м. действует ДС во имя митр. Молдавского Вениамина (Костаки) (1803-1842), где обучаются 400 студентов, 150 из них - монахи.

http://pravenc.ru/text/2578019.html

После присоединения в 1918 г. Бессарабии к Румынии Д. м. входил в состав Кишинёвской епархии Румынского Патриархата, с 1923 г.-в состав новообразованной Хотинской епархии Румынского Патриархата. В 1925 г. в Д. м. проживало 95 насельников (архимандрит, иеросхимонах, 11 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 37 монахов, в т. ч. 4 рясофорных, и 39 послушников), в 1959 г.- 55 насельников. В Д. м. в 1937 г. принял постриг буд. архим. Софиан (Богиу; † 2002), наместник румын. муж. мон-ря Антим , духовник Бухареста, богослов, иконописец. По благословению Хотинского еп. Виссариона (Пую; † 1964) в Д. м. была основана школа псаломщиков. Возглавлял ее настоятель архим. Евгений (Лай). Помимо богословских занятий и клиросного служения ученики трудились в монастырских мастерских и на др. послушаниях. Согласно протоколу, составленному членами экзаменационной комиссии 7 июля 1925 г., «среда монастырской жизни и внимательное наблюдение директора школы, без лишних формальностей и шума, заметно изменили душевное состояние учащихся и их внешний вид, за такой короткий срок - несколько месяцев. Учащиеся представили удовлетворительно свои знания. Интенсивные занятия, которые прошли, до сих пор замечены нами по слегка уставшим лицам учащихся и преподавательского состава» (НАРМ. Ф. 1217. Оп. 1. Д. 119. Л. 27-27 об.). В 1925-1931 гг. на территории Д. м. существовала типография. Б-ка Д. м. до закрытия в 1959 г. считалась одной из богатейших среди правосл. книжных собраний Бессарабии, содержала редкие экземпляры богослужебных и духовно-нравственных книг, напечатанных большей частью в Румынии в XVII-XVIII вв. Основной ктитор б-ки митр. Молдавский Вениамин (Костаки) подарил Д. м. «книги, которые были отпечатаны в Яссах и в монастыре Нямц» ( Lovin Glicherie, Protosinghel. Acte de la mnstirea Dobrua (jud. Soroca)//Arhivele Basarabiei. An. II. Nr. 1: Ianuarie-Martie 1930. P. 114). Архив Д. м. находится в монастыре Черника (Румыния). 1 июля 1925 г. по инициативе еп. Виссариона (Пую) в имении Сербешты был основан скит Д.

http://pravenc.ru/text/178689.html

схим. Митрофан сообщает, что ему 74 года . Отец его казак Иоанн из города Витебска, мать Параскева. Причем из записи к рукописи из библиотеки монастыря Хиландар 787/684 узнаем, что свою фамилию Митрофан выводит из места жительства — «Витебский» . Он с рождения православного греко-российского исповедания, учился в Переяславле и проходил «риторику два года на русском и латинском» . Не закончив образование, Митрофан поступил к купцу в лавку приказчиком и проработал так два года. В 1766 г. по паспорту вышел в Молдавию и вступил в Драгомирнский Свято-Духовский монастырь. Был послушником два года, пострижен св. Паисием в 1768 г. Потом схим. Митрофан перешел со старцем в Секульский Предтеченский монастырь, а напоследок и в Нямец, где и находился на момент написания автобиографии. Уже с 70-х годов схим. Митрофан служит переписчиком в монастырском скриптории. В продолжении жизни старца Паисия Митрофан ходил по его поручению на гору Афон и там был пострижен в схиму. Потом возвратился в Молдо-Влахию и был при старце писарем им переведенных книг . Ни одна из них не была напечатана при жизни св. Паисия, хотя во время его управления обителью печатное оборудование было приобретено. Лишь в 1807 г. стараниями другого ученика св. Паисия, митрополита Вениамина (Костаки), монастырская типография заработала. Первые издания осуществлялись на молдавском (валашском) наречии славянским набором . Схим. Митрофан сам трудился в типографии вместе с монахом Игнатием. Он стремился издать переводы своего уважаемого учителя. Начинает он с «Подвижнических слов» прп. Исаака Сирина, с изданием которых последовали серьезные испытания. Согласно объяснениям Иоанна, архимандрита монастыря, данным в связи с печатью книг, начать дело издания святоотеческих трудов на церковнославянском языке решил собор братьев обители по причине многочисленных просьб из России, а также ввиду «оскудения» переписчиков. Начать печатание переводов св. Паисия было решено с двух сочинений: «Слова подвижнические» св. Исаака Сирина и «Огласительные слова» св.

http://bogoslov.ru/article/6194467

На родине он был радушно встречен Вениамином Костаки, который вскоре рукоположил его в иеродиакона, затем в иеромонаха и возвел в сан архимандрита с назначением его ректором Сокольской семинарии. В должности ректора Филарет Скрибан состоял 20 лет, сначала в сане архимандрита, а с 1852 года в сане епископа Ставропольского. Вскоре же по вступлении его в должность ректора Сокольской семинарии, он приступил к ее коренному реформированию: преобразовал ее в 8-классную полную семинарию; значительно обогатил семинарскую библиотеку; основал типографию. По его предложению, профессора семинарии должны были проповедовать в разных храмах города в воскресные и праздничные дни. Кроме того, сам он настойчиво концентрировал внимание на обучении студентов произнесению проповедей. Будучи в течение двадцати лет ректором семинарии, епископ Филарет положил начало возрождению духовного просвещения в Румынии, создав тем самым значительный противовес многочисленным в то время «возродителям румынской народности», которые уже слишком далеко зашли в своей деятельности, подрывая православную основу образования. Лучших учеников семинарии он поощрял принимать монашеский постриг, причем часто давал им имена в честь великих русских архипастырей. За его образованность и прекрасные проповеди, его иногда называли «профессором профессоров». Роль епископов Филарета и Неофита Скрибанов в церковной жизни Румынии XIX века понятна лишь на фоне происходивших в то время серьезных преобразований, коснувшихся всех сторон государственной жизни. Дело в том, что 1821 год отмечен в румынской истории как год освобождения от гегемонии греков-фанариотов (от исторической части Стамбула – Фанара), находившихся на ключевых государственных постах в течении более чем ста лет. В 1822 г. с разрешения Константинополя были избраны местные господари: Иван Стурдза для Молдавии и Григорий Гика для Валахии. Одновременно с этим началось возрождение национальной культуры, образования, языка. На волне национального подъема и оживления интенсивно изгонялось все так или иначе напоминавшее о греках. А так как наиболее устойчивой ассоциацией с греческой культурой являлось Православие, то по отношению к нему все более нарастала враждебность, особенно в среде интеллигенции.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010