В заключение сказал: «простите меня, добрые люди, мои чада, простите меня, смиренного и убогого монаха Вениамина, который ничего теперь не берет с собою от той славы, какую имел, кроме грехов, содеянных им в этом мире». а) Преосвященный Неофит, в миру Николай, родился в 1803 году. Первоначальное образование получил в Сочаве, древней столице Молдавии; потом учился в монастыре Феодоренах, преклоненном 9 греческому Афонскому Ксиропотаму, находящемся в родных Бурдужанах и основанном господарем Симеоном Могилою, родным братом знаменитого Петра Могилы . С 1817 по 1821 год Николай Скрибан учился в Греческой Академии, в монастыре Трех Святителей в Яссах, основанной господарем Василием Лупу. С 1821 года, по случаю греческой гетерии, Скрибан принужден был оставить греческую академию и продолжал заниматься у частных учителей науками богословскими, философскими, историко-филологическими, причем, изучил новейшие европейские языки, а в числе их и русский. В 1828 году митрополит Вениамин Костаки, заметив выдающиеся способности молодого Скрибана, приблизил его к себе, постриг в иночество, рукоположил во иеродиакона и назначил учителем греческого и латинского языков при Трехсвятительской школе, а вскоре возвел в сан иеромонаха. С некоторыми перерывами, проведенными в Букуреште, где он пополнял свое образование в коллегиуме Св. Саввы, Неофит пробыл в этой должности до 1841 года, пользуясь общим уважением и известностью. В этом же году враги оклеветали его пред митрополитом, обвинив его в безбожии, в чтении сочинений Вольтера, «в игре на скрипке», как это видно из письма к брату Филарету, учившемуся в то время в Киевской Академии. У него отняли библиотеку, заключавшую более 300 томов, и отправили в заточение в монастырь Секул, зависящий от Нямца. Спустя год, он был отправлен в г. Фольтичены, в Сочавском округе, где основал школу, способствовавшую возрождению румынской народности. Но его враги, видя и здесь успехи Скрибана, снова оклеветали его пред митрополитом во всевозможных преступлениях, и Скрибан снова был сослан в Нямецкий монастырь, где основал школу для молодых иноков, в которой сам преподавал богословие и греческий язык. В конце 1846 года он был призван в Яссы, где назначен директором Трехсвятительской школы и настоятелем церкви Св. Василия. С 1848 по 1862 г. Неофит состоял учителем истории, риторики и философии в Ясской Сокольской семинарии (где брат его Филарет, окончивший курс Киевской Академии, был ректором), сначала в сане архимандрита, а с 1857 года – епископа Едесского, а с 1862 года, кроме того, и ректором этой семинарии, для которой он весьма много сделал со своим братом 10 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

В монастыре их встретил отец Иларион, скитский эконом. – Чего вы хотите, братия? Мы хотим остаться в монастыре, отче, и стать монахами. – Хотите посвятить жизнь Христу? – Да, с помощью Божией, преподобный отче. – Подождите здесь, пока я поговорю с отцом настоятелем. Старец, услышав о приходе братьев, сказал эконому: – Отведи их в архондарик 12 , дай им поесть, а начиная с завтрашнего утра пусть стоят три дня и три ночи у ворот монастыря и каждый пусть бьет палкой бревно у ворот, непрестанно повторяя молитву Иисусову, и не давайте им еды до третьего дня. Если они проявят терпение, примем их в монастырь. Эконом вернулся к братьям и провел их в архондарик, где они отдохнули. В полночь они пошли на утреню, а на другой день их привели к монастырским воротам, где они молились целый день, колотя палкой по обрубку ели. Ударяя по бревну, они произносили молитву «Господи Иисусе…». Монахи и послушники проходили мимо них, но никто не спрашивал их ни о чем. Вечером вернулся эконом и спросил их: – Ну как, братия, дерево сказало вам что-нибудь? – Нет! – ответили они. – Дереву не хочется есть? – Нет! – сказали они. – Вот так же должен терпеть и монах в монастыре! Ступайте в архондарик и, после того как совершите правило, отдохните немного. В следующие два дня они делали то же самое. На третий день вечером к воротам монастыря пришел настоятель Иоанникий Морой, благословил двух братьев, потом отвел их в церковь и велел им поклониться чудотворной иконе Матери Божией. Затем они исповедались с самого детства, приняли великую агиасму 13 и немного еды, а на следующий день причастились Пречистых Таин Христовых. Наконец братья Василий и Константин были посланы настоятелем пасти овец, а брат Георгий – коров. Но три месяца им нельзя было видеться в разговаривать друг с другом. Так были приняты в монастырь эти братья, благословенные Богом и Пресвятой Богородицей. Духовный авторитет настоятеля Иоанникия Мороя Основанный в 1655 году святым исихастом 14 Афанасием и его учеником скит Сихастрия подчинялся монастырю Нямц до 1947 года, когда он стал самостоятельным монастырем. Скит был обновлен в 1734 году епископом Хушским Гедеоном и во второй раз – в 1824 году, после восстания етеристов 15 , митрополитом Вениамином Костаки. После секуляризации 1861–1863 годов 16 скит почти опустел.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Вениамин Костаки представляет собой весьма отрадное явление в истории румынской церкви первой половины ХГХ века. Будучи, в сане митрополита, по весьма счастливой и редкой случайности природным румыном, он энергично противодействовал пагубному влиянию фанариотов на народ. С этой целью он, между прочим, учредил в 1804 году духовную чисто-румынскую семинарию в монастыре Сокола в 5 вёрстах от г. Ясс 153 , часто говорил проповеди и издал много книг догматического и религиозно-нравственного содержания на румынском языке. Его церковные и гражданские реформы имели своею целью поднять умственный и нравственный уровень румын. Понятно, что подобная деятельность знаменитого митрополита не могла нравиться фанариотам, и с их стороны не замедлили выступить направленные против него всевозможные интриги и лукавые наветы. В 1806 году, когда во время войны России с Турцией, Румыния была занята русскими, на него посыпались доносы и жалобы, будто бы он, окружив себя молодыми и неопытными в церковных делах людьми, производит много беспорядков и замешательств как в церковном, так и политическом управлении. Хотя русское правительство, зная митрополита Вениамина с наилучшей стороны, как человека, оказавшего великие заслуги молдавской церкви, не обращало внимания на изветы и клеветы бояр-фанариотов, но сам митрополит счёл за лучшее удалиться на покой, так как хотел предать дело борьбы с фанариотством более свежим силам. Тогда, не видя другой возможности умиротворить румынскую церковь , русское правительство порешило соединить её с русской под главенством Св. Синода. Выбор его пал на бывшего митрополита киевского Гавриила Банулеску-Бодони, находившегося на покое в Дубоссарах (херс. губ.). В 1808 г. 27 марта последовал указ импер. Александра I, повелевающий Гавриилу «именоваться паки членом Св. Синода и оного экзархом в Молдавии, Валахии и Бессарабии». Подчинение всей молдовалахской церкви Всероссийскому Синоду и назначение в экзархи её митрополита Гавриила является актом весьма мудрой и глубоко продуманной политики России по отношению к Молдавии и Валахии, столько зол, как мы видели претерпевших от фанариотских князей, бояр и духовенства. Во-первых, княжества освобождались от константинопольской патриархии, находившейся в то время в руках фанариотов; во-вторых, румынам давался умный и энергичный церковный управитель в лице Гавриила. Выбор экзарха был как нельзя боле удачен и вполне соответствовал потребностям церкви в тогдашних Дунайских княжествах. И история должна отметить плодотворную деятельность Гавриила Банулеску в уврачевании духовных ран румынской церкви 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Высокие личные достоинства его нам ведомы, так как мы имели честь лично знать его и пользоваться его гостеприимством во время путешествия нашего по Румынии. В виду сего мы почитаем нужным и уместным сказать о нём несколько более, чем принято обыкновенно в «обозрениях», связав имя его с современной церковной жизнью в Румынии, главным деятелем которой он и был в последнее время. Преосвященный Сильвестр, в мире Симеон Васильевым Баланеску, родился 16-го июля, 1838 года, в селе Пынгорацах, в северной части Молдавии, у подошвы Карпатских гор. Местность это изобиловала монастырями, которых до 1859 года, печального времени Кузы, было до 30-ти; из них затем осталось только пять, и в числе их знаменитая Нямецкая лавра. Такое обилие монастырей, которые неоднократно посещаемы были юным Симеоном, не могло не оказать влияния на его впечатлительную душу: ещё тогда быть может зародилась в нём мысль об отречении от мира. Такое настроение в нём всё более и более утверждалось, когда он, оставшись сиротой, нёс послушание в разных монастырях, пока, наконец, не поселился в Нямецкой Лавре, имеющей такое же значение для Румынии, как Киевская или Троице-Сергиева Лавры для России. Духовный Собор Лавры, усмотрев недюжинные способности в молодом послушнике, решил отправить его для получения систематического образования в славившуюся в то время восьмиклассную Сокольскую семинарию, в 5-ти верстах от Ясс, основанную знаменитым Молдавским митрополитом Вениамином Костаки († 1846 г.). Ректором семинарии был в то время известный Филарет Скрибан, титулярный епископ Ставропольский, магистр Киевской академии, выпуска 1841 г. Это было время самого высшего процветания семинарии, находившейся под управлением такого учёного святителя, аскета. Перед окончанием курса он постриг в монахи Симеона с именем Сильвестра, в 1862 году, а затем до 1868 года он был оставлен преподавателем семинарии по разным предметам. Жажда духовного знания устремляла взоры молодого инока – педагога туда, где его начальник – святитель довершил своё

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из актового зала все семинаристы вышли на улицу, освещенную ярким и теплым солнцем, и продолжали петь и махать руками, пока наши машины не скрылись за поворотом, ведущим через г. Тыргул Нямц в женские монастыри Вэратэк и Агапия. Оба эти монастыря расположены в красивейшем месте – среди гор, покрытых густым лесом: елью, буком, березами. Вэратэк (в переводе – летнее место) основан в 1785 г. монахиней Олимпиадой. В монастыре три храма. Соборный храм во имя Успения Божией Матери построен в 1808 г. Живопись храма исполнена румынскими художниками при участии монахинь. Богослужение совершается по уставу преподобного Саввы Освященного. Монахинь в обители 350. Кроме ежедневного участия в общественной молитве, они работают в поле, в мастерской по изготовлению ковров, учатся здесь же в монашеской школе, а некоторые из них затем – в Нямце и в богословских институтах Бухареста и Сибиу. В музее монастыря хранятся иконы XV, XVI, XVIII веков, шитье XVIII–XIX вв. – епитрахили, ризы, облачение митрополита Молдовы Вениамина Костаки (начало XIX в.), известного выразителя дружеских чувств румынского народа к русскому, книги XVI–XIX вв., дары княгини Савты Бринковяну (†1857) – дальней родственницы Валашского князя Константина Бринковяну (обезглавлен турками в 1714 г.): чаша, дискос и др. В монастыре похоронена Вероника Микле – жена румынского поэта Михаила Эменеску (XIX в.)... Приветствуя гостей, игуменья Назария отметила добрые встречи румынских монахинь с русскими в разных местах: в Киеве, Иерусалиме, Ванкувере, упомянула также о полученном ей лично благословении от Святейшего Патриарха Пимена в Москве, Иерусалиме, а ныне попросила преподать благословение и всем подвизающимся здесь. Его Святейшество благословил инокинь, пожелал им такой красивой и чистой жизни, как стоявшие в большой вазе цветочки и попросил их молиться за весь народ нашей великой Страны. Утешили инокини гостей и своим мелодичным пением, в то время как другие угощали нас кофе. Название «Агапия» монастырь получил от имени отшельника Агапия (XIV–XV), основавшего монашескую обитель в том месте, где ныне расположен скит Агапия Веке (Старая Агапия), в котором подвизается 40 инокинь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Митрополит Гавриил всеми силами старался улучшить положение духовенства, поднять его авторитет. Конечно же, реформы Гавриила встретили сильный отпор со стороны фанариотов. Начавшаяся война с Наполеоном положила конец плодотворной деятельности владыки Гавриила. Четырехлетнее управление Молдово-Валашским Экзарахтом митрополитом Гавриилом вообще является замечательной эпохой в истории Румынской Церкви. Опираясь на сильную и могущественную власть русского императора и Святейшего Синода, любя свое стадо, как истинный пастырь Христов, Экзарх Гавриил провел реформы по всем отраслям церковной жизни. В 1812 г. Молдавским митрополитом вторично стал Вениамином (Костаки), а в 1823 г. митрополитом Валахии – Григорий IV (1823 – 1833), постриженный игуменом Нямецкой Лавры прп. Паисием Величковским . Владыка Вениамин поддерживал живые связи с Россией, посылал туда молодых румын для получения высшего богословского образования; также он начал сооружение в Яссах величественного Сретенского собора. Митрополит Григорий занимался переводческой деятельностью – перевел на румынский язык ряд сочинений Григория Богослова . Душеполезную книгу, Поучение к духовнику (сочинения Иоанна Постника ), Толкование на Евангелие Экзарха Болгарского Феофилакта, Откровение православной веры Иоанна Дамаскина и др. В годы греческого восстания (1821 – 1829) румыны выступили на стороне турок – такова была ненависть румын к грекам-фанариотам. В благодарность за поддержку турецкий султан в 1822 г. восстановил для румын право самостоятельного избрания румынских господарей из своей среды. С этого момента начинается новая эпоха для Дунайских княжеств. Господство фанариотов было закончено. Начинает постепенно ослабевать и политическая зависимость от Турции. В первой половине XIX в. в Дунайских княжествах начинается сильное просветительское движение в чисто национальном духе. Это выразилось в учреждении румынских школ для народа, вытеснением греческого языка из богослужения и замена его румынским, издательством целого ряда газет и журналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Например, ходатайство к митр. Молдовалашскому Вениамину Костаки о помощи некой бедной обители учеников прп. Паисия Величковского ( Феоклит Дионисиатский, мон. 2005 . С. 364-366). В предисловие входят следующие темы: об избрании епископов, о понятии «исихия» и о послушании (Σ. 19-26). Ign . Ant . Ep. 7, 9, 2:2-5: «Почитай Бога как виновника и господина всех, а епископа - как священноначальника (архиерея), носящего образ Божий: в отношении начальствования - Божий, в отношении священства - Христов» (τμα πσκοπον δ ς ρχιερα, θεο εκνα φοροντα κατ μν τ ρχειν θεο, κατ δ τ ερατεειν Χριστο). Ср.: Aelian . Var. hist. 14, 30:1-14 (hrsg. v. R. Hercher. Leipzig, 1866. TLG 545/2). Однако в «Различных историях» Элиана героем данного повествования оказывается Аннон, а не Софон. Быть может, прп. Никодим использовал имя Софон (Σφων) с намеком на тщетность и тщеславность земной мудрости (σοφα). Dion . Ar. De cael. hierar. 8, 2 (hrsg. v. G. Heil, A. M. Ritter . Berlin, 1991 (PTS 36). S. 34:14-16. TLG 2798/1). Ср. рус. пер.: Дионисий Ареопагит . НИ. С. 83. Dion . Ar. De eccl. hierar. 1, 2 (hrsg. v. G. Heil, A. M. Ritter . Berlin, 1991 (PTS 36). S. 64:23-65:1. TLG 2798/2). Ср. рус. пер.: Дионисий Ареопагит . НИ. С. 15, 17. Девятичинная церковная иерархия, описываемая прп. Никодимом, отличается от иерархии Ареопагита, состоявшей, как известно, из шести чинов («иерархи», «иереи», «служители» или диаконы, монахи, «священный народ», т. е. миряне, а также «множество недопускаемых к священнодействию», под которым согласно толкованию прп. Максима Исповедника следует подразумевать «оглашенных, кающихся и одержимых». Dion . Ar . De eccl. hierar. 5, 5-7; 6, 3. 2. 1. P. 107-110, 116:4-8, 115:5), а также от девятичинных иерархий в описаниях последующих авторов - прп. Никиты Стифата ( Nic . Steth . De hierar. 22/Ed. J . Darrouz è s . Paris, 1961. SC 81. P. 326) и прп. Петра Дамаскина ( Petr . Dam . De differentia cogitationum et applicationum//Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. Τ. 3. θναι, 4 1976. Σ. 110:23-27) и от семичинной церковной иерархии, упомянутой в трактате прп. Григория Синаита «О четырех иерархиях» ( Greg . Sin . De quattuor hierar. 3:5-8// Rigo A. Il monaco, la chiesa e la liturgia: I capitoli sulle gerarchie di Gregorio il Sinaita. Firenze, 2005. P. 4), в любую из которых входили представители высшего церковного клира - епископата. В «Похвальном слове» епископ не входит в состав церковной иерархии, но находится над ней, чем еще сильнее подчеркивается особое значение его служения.

http://bogoslov.ru/article/573148

Но так как Агапия Веке находится на холме и к ней трудно было подъезжать, то в 1642–1647 гг. была построена на средства гетмана Гавриила (брата Молдовского господаря Василия Лупу – в 1634–1653) и его супруги Лилианы Агапия Ноуэ (Новая Агапия). Посредине монастыря стоит стройный храм во имя св. Воевод (1642), сохраняющий первоначальный – XVII в. – архитектурный стиль. Величайшую ценность этого памятника составляет внутренняя роспись – творение знаменитого румынского художника Николае Григореску (1838–1907). Благодаря реставрационным работам в 1970 г. эта роспись предстала как подлинная песнь красок. Монастырский двор окружается кельями, вдоль которых идет открытая галерея с аркадами. Вне монастыря имеется 148 домов. Во всех постройках монастыря проживает 354 монахини. Также как и монахини в других монастырях они, кроме несения подвига молитвы, трудятся в сельском хозяйстве, в мастерской ковров, шитья, вязки и проч. Нам сказали, что одна монахиня изготавливает ковер за полгода... Монастырский музей содержит старинные иконы XV–XVIII вв., выполненные жителями обители, картины и иконы Н. Григореску (есть написанные им в 12 лет), портреты митрополита Вениамина Костаки, здесь работавших писателей, молдовского стиля ковры (с букетами роз) и др… В своей приветственной речи игуменья Евстокия обратила внимание на то, что многие исторические документы доказывают существующие между нашими Церквами братство, любовь, понимание, помощь. Святейший Патриарх Пимен передал насельницам обители приветствие от Русской Православной Церкви и напомнил слова епископа Игнатия (Брянчанинова) о том, «что Спаситель мира указал два пути, два образа жизни верующих в Него: жизненный путь, доставляющий спасение, и путь совершенной жизни. Условием ко спасению служит вера во Христа, исполнение заповедей Божиих и покаяние; условием для совершенной жизни служит последование Христу через уподобление самой жизни Богочеловека... И сегодня отрадно отметить, что в братской Румынской Православной Церкви обилие св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

пиастров ( P curariu. 1997. Vol. 3. P. 117). 22 янв. 1862 г. в Бухаресте было создано единое правительство и созвано Представительное собрание (Парламент), что заложило основы для создания единого национального гос-ва, получившего офиц. название Румыния. 18 июня 1863 г. была произведена инвентаризация ценностей и документов преклоненных мон-рей. Не использовавшиеся во время богослужения ценные предметы утвари следовало сдать на хранение в мон-рь Голия в Яссах под военную охрану. В авг. того же года представитель Румынии в К-поле подал Порте проект решения вопроса о секуляризации земель преклоненных мон-рей. Согласно проекту, св. места должны были получить компенсацию в размере 80 млн тур. пиастров, из них изымался накопившийся долг (ок. 29 млн). Кроме этого, Румынское гос-во предоставляло 10 млн тур. пиастров на основание светской школы и госпиталя в К-поле. Однако представители св. мест отвергли это предложение. 13 дек. 1863 г. была самопровозглашена автокефалия Румынской Православной Церкви, М. м. вышла из юрисдикции К-польской Патриархии и с тем же названием вошла в юрисдикцию новообразованной национальной Церкви (см. в ст. Молдовы и Буковины митрополия ). Митрополиты М. м. Иосиф (ок. 1387-1388 - ок. 1415), не принятые в княжестве - Феодосий (после 1388 - до 1392/93) и Иеремия (1392/93 - ок. 1410), Макарий, Григорий, Дамиан (1437-1447), Иоанникий (1447-1453), Феоктист I (1453-1478), Георгий I (1478-1508), Феоктист II (1508-1528), Каллистрат (1528-1530), Феофан I (1530-1546), Григорий I (Рошка) (1546-1551), Георгий II Бистрицкий (1551-1552), Григорий II Нямецкий (1552-1563), Феофан II (1563-1572, 1578-1579, 1582-1588), Анастасий (1572-1577), местоблюститель митрополичьего престола, епископ Романский Никанор (1579-1582, митрополит в 1591-1594), Георгий III (Мовилэ) (1588-1591, 1595 - май 1600, сент. 1600-1605), Митрофан (1594-1595), Мардарий (1595), Дионисий (Ралли-Палеолог) (май-сент. 1600), Феодосий (Барбовский) (1605-1608), Анастасий (Кримка) (1608-1617, 1619-1629), Феофан III (1617-1619), Афанасий (1629-1632), свт. Варлаам (1632-1653), Гедеон (1653-1659, 1664-1671), Савва (1659-1664), свт. Досифей (Барилэ) (1671-1674, 1675-1686), Феодосий из Брази (1674-1675), Каллистрат (Вартик) - местоблюститель (1686-1689), Савва Романский (1689-1701/02), Мисаил (1701/02-1708), Гедеон (1708-1722), Георгий IV (1722-1729), Антоний (1730-1739), Никифор (1739/40-1750), свт. Иаков I Путнянский (1750-1760), Гавриил (Каллимаки) (1760-1786), Лев (Леон) (Геукэ) (1786-1788), Иаков II (Стамати) (1792-1803), Вениамин (Костаки) (1803-1808, 1812-1821, 1823-1842), Мелетий (Лефтер) (1844-1848), Софроний (Миклеску) (1851-1860). Архитектура и искусство М. м.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Письмо высокопр. Вениамина. «Сведав, что богословские науки, содержащие святую нашу восточную Церковь , процветают иод архипастырским надзором вашего высокопреосвященства, и предлагаются на основании и по учению наших святейших догматов, мы, при посредстве Императорского Российского Консульства, были обнадежены, что молодой человек, кандидат богословия, окончивший с похвалою курс философских наук в нашей Ясской академии, дворянин. Василий Попеску-Скрибан, будет принят в оную Киевскую духовную академию, с целью образовать себя в науках богословских с тем, чтобы со временем преподавать оные в здешней семинарии, основанной для лучшего воспитания духовенства (clericrum). После переписки о сем, консульство официально дало нам знать, что когда наша всепокорнейшая просьба была повергнута на усмотрение министерства, Его Священнейшее Величество, Августейший Император и протектор Молдавии всемилостивейше повелел означенного кандидата принять в Киевскую духовную академию, в которую посланы уже о том надлежащие указы. Сердечно радуемся мы о всемилостивейшем принятии (ratificatione) нашей просьбы и вместе с тем вполне надеемся, что благодеяние, которое чрез Киевское свято-освящённое училище пойдёт и н наше отечество, будет продолжением того же содействия, которым пользовалась наша страна ещё в XVII веке, когда высокопреосв. Киевский митрополит Пётр Могила, наш учёнейший соотечественник, по особенной заботливости блаженной памяти Государя Василия, царствовавшего тогда здесь господаря, присылал сюда из Киева наставников, отличных как своею учёностью, так и нравственностью, которые исполнением своей обязанности много способствовали воспитанию и образованию нашего юношества. Полагаясь на архипастырскую заботливость и внимание, с которыми ваше высокопреосвященство относитесь к увеличению успехов в науках, устрояющих спасение нашей христианской паствы, усерднейше и всепокорнейше просим ваше высокопреосвященство, с свойственным вам благоволением, принять вышесказанного молодого человека, кандидата богословия, под сильную свою протекцию и определить его на соответственное его познаниям место, и во исполнение нашего искреннейшего прошения, не лишить его своих попечений и расположенности. За что, кроме чувства глубочайшей нашей благодарности, мы будем всегда прославлять имя и престол (Altum) вашего высокопреосвященства, благоговейно сохраняя оные в нашей памяти; а паче не престанем молить Всемогущего Бога, да пошлёт Он вам свыше, ради славы и спасения святой паствы, вверенной вашему высокопреосвященству Духом Святым, жизнь долгую, спокойную, безмятежную и счастливую. С братскою во Христе любовью остаюсь навсегда вашего высокопреосвященства покорнейший во Христе брат Вениамин Костаки, архиепископ и митрополит Молдавии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010