Осенью 1839 г. Н. вернулся в Яссы и получил титул протосинкелла. Речь по случаю открытия учебного года, к-рую он произнес в базилианской гимназии в Яссах, была посвящена апологии образования. Он отметил, что в первую очередь от образования зависит процветание или упадок нации, отстаивал право обучения молодежи на родном языке, высказал убеждение в том, что прогрессом в развитии наук Европа обязана образованию на национальных языках, одновременно с этим подчеркивал необходимость изучения произведений античной классики ( Neofit (Scriban). Cuvinte bisericeti. 1868. Р. 83-99). Летом 1840 г. его заподозрили в пропаганде прогрессивных идей, обвинили в чтении Вольтера и в том, что он играет на скрипке. В письме брату (февр. 1841), к-рый в то время уже учился в КДА, Н. писал, что клеветники ворвались в его келью и забрали ок. 40 книг, а рукописи отдали в Михаилянскую академию для проверки. Пытаясь сохранить книги, Н. сказал, что они принадлежат его брату Филарету, к-рый в свою очередь получил их от своего профессора В. Фабиана-Боба. Тогда Н. велели продать книги, а деньги отправить брату в Киев ( Erbiceanu. 1888. Р. 15-16). Н. на 5 лет был сослан в Нямецкий мон-рь. Обвинения Н. в стремлении внести изменения в церковную жизнь были выдвинуты в то время, когда молдав. господарь Михай Стурдза пытался оказывать давление на молодежь Молдавского княжества , к-рая после 1830 г. начала активно выступать за идеи реформ, равенства и демократические права. Находясь в ссылке, Н. в 1842 г. открыл публичную школу в Фэлтичени и сам преподавал в ней, в 1843 г. основал в Нямецком мон-ре школу для монахов, где до 1846 г. преподавал религ. предметы и древнегреч. язык. В 1842 г. митр. Молдавский Вениамин (Костаки) поручил ему проверить и завершить свою работу - перевод греческого сборника по церковному праву «Пидалион» (1793-1800), который был опубликован в Яссах в 1844 г. В 1846 г. Н. предложили пост директора школы в мон-ре Трех святителей и он вернулся в Яссы; в 1848 г. в качестве профессора был приглашен в Вениаминову семинарию, в которой был ректором и преподавал после своего возвращения из России его брат архим.

http://pravenc.ru/text/2564996.html

В 1889 г. в соборе были положены мощи св. Параскевы. В 1893 г. И. при поддержке гос-ва приобрел в Яссах дворец бывшего господаря М. Стурдзы, переоборудовал здание и разместил в нем ДС «Вениамин Костаки» из монастыря Сокола. Материально поддерживал на свои средства десятки учащихся, среди которых был Николае Мунтяну (впосл. Патриарх Румынский Никодим ). Под патронатом И. французский архитектор А. Леконт де Нуи реставрировал в г. Яссы церкви Трех Святителей и свт. Николая Чудотворца (Господарскую). Были также проведены реставрация многих приходских церквей и консервация храмов, бывших историческими памятниками. И., к-рый сам был церковным певчим, первым среди иерархов Румынской Церкви разрешил женщинам петь в церковном хоре и благословил организацию хоров в приходских церквах. Для этой цели он основал в 1892 г. в Яссах школу церковных певчих. Издавал в 1883-1887 гг. Богословский журнал (Revista Teologic), редакторами которого были профессора К. Эрбичану и Д. Деметреску. Издал несколько своих небольших работ, а также труд свящ. Гавриила «Жизнь и деятельность Его Святейшества отца нашего Нифонта, Патриарха Цареградского» ( Gavriil Protul. Viaa i traiul Sfiniei Sale Printelui nostru Nifon, patriarhul arigradului. Bucur., 1888). В 1885 г. в Яссах И. основал для защиты православной веры Румынскую православную ассоциацию (Asociaie Ortodoxe Române), став ее почетным председателем. В 1888 г. выбран почетным членом АН Румынии. Передал академии свою б-ку (свыше 10 тыс. книг и брошюр, свыше 300 книг старой печати, румын., греч. и слав. древние рукописи, различные документы). И. был похоронен у стен кафедрального собора в Яссах. В памяти верующего правосл. народа духовный пастырь остался как «святой Иосиф». Соч.: Cuvînt zis la sfinirea bisericii monastirii Tîrguor Nou din judeul Prahova. Bucur., 1857; Cuvîntul fcut cu ocaziunea sfinirei bisericei celei mari, Catedralei Mitropoliei din Iai. Iai, 1887; Discurs rostit în ziua de 3 iulie 1891 la înmormântarea marelui brbat de stat Mihail Coglniceanu. Bucur., 1892; Scrisoarea episcopului Kesarie al Buzeului ctre tinerii seminariti. Bucur., 1893; Istoricul pe scurt al începutului seminarilor în România atât în Moldova cât i în ara Românesca. Iai, 1893.

http://pravenc.ru/text/578461.html

Большое внимание в период Экзархата было уделено церковному образованию, в т. ч. учреждению и реформированию духовных школ. Основанная еще в 1803 г. по инициативе митр. Вениамина (Костаки) духовная школа при мон-ре Сокола в 1808 г. была преобразована в ДС по российскому образцу. Ее ректором стал приехавший из России прот. Петр Куницкий, учившийся у митр. Гавриила в Екатеринославской ДС, были приглашены также преподаватели, получившие образование в КДА. Проект создания ДС в рамках Унгро-Влахийской митрополии так и не был реализован. За время существования М.-В. Э. был построен новый архиерейский дом в Яссах с многофункциональной инфраструктурой (трапезная, пекарня, винные погреба и т. д.). Изменились облачения иерархов (были приближены к стандартам РПЦ), были закуплены церковные сосуды для архиерейской ризницы, отлиты новые колокола для кафедрального собора в Яссах. Не без влияния российских правил совершения богослужения была модифицирована литургическая практика: напр., включено поминовение императора и представителей царской фамилии, в окт. 1808 г. в Яссах был образован митрополичий хор во главе с регентом П. Гетопановым, ранее руководившим архиерейским хором в Киеве. Немалое внимание уделялось переводу с рус. языка на румынский богослужебной лит-ры, хотя условия военных лет не благоприятствовали развитию книгопечатания. С 1809 г. по инициативе митр. Гавриила были устроены карнавки (ящики) для сбора приношений в пользу Церкви и бедных. Также экзарх принял меры по сокращению числа духовенства, к-рое было чрезмерным и не соответствовало численности населения и приходов. Митр. Гавриил стремился оградить Церковь от вмешательства светских властей во внутрицерковные дела, произвола и злоупотреблений чиновников. Его политика приводила к конфликтам как с Диванами княжеств, где продолжали играть активную роль сторонники ориентации молдавской и валашской Церквей на К-польскую Патриархию, так и с командованием российской армии. Особенно это стало очевидно в 1811-1812 гг., когда Молдавской армией командовал М.

http://pravenc.ru/text/2564048.html

В течение многих веков, вплоть до сегодняшнего дня, исихазм не перестает находить своих последователей в Румынии. Это проявлялось, в частности, в том, что деятельность по переводам святоотеческой литературы не оборвалась со смертью старца Паисия, но была продолжена его учениками. В наши же дни, великий румынский богослов Думитру Станилоаэ заново переводит и издает весь состав венецианского «Добротолюбия», добавив к нему и ряд новых текстов. Но еще до о. Думитру, святой Паисий Величковский и его школа нашли своих последователей и продолжателей в лице двух архиереев: Вениамина Костаки, Митрополита всея Молдовы, и Григория Даскэла, Митрополита Цары Ромыняскэ, которые, в свою очередь, стали корифеями переводческого дела. Что же касается национальной культуры в целом, то необходимо подчеркнуть, что в течение всего XIX столетия она развивалась под исключительно сильным влиянием паисианизма. Настало время, когда румынский язык занял должное место в жизни нации, и это совершилось в большой степени благодаря исихастам, ученикам святого Паисия Величковского . Подчеркнем снова тот знаменательный факт, что первый перевод «Добротолюбия» был совершен именно на румынский язык; и значение этого события равнялось значению перевода и распространения текста литургии на румынском языке. Необходимо также упомянуть здесь и настоятеля Великой Лавры Черника, старца Георгеа, равно как и другого представителя исихастской традиции, подвижника в подлинном духе Православия, святителя Калиника Черникского. Благодаря их подвигу, паисианизм начал теперь распространяться в Царе Ромыняскэ, на территориях, окружающих Бухарест. Конечно, были и ныне есть также многие другие подвижники, что подвизались на духовную брань с Иисусовою молитвою и тем привнесли славный свой вклад в утверждение румынского Православия. Важно подчеркнуть и ту атмосферу соборности, которая сопровождала эпоху святого Паисия, атмосферу, которая царила благодаря присутствию в румынских монастырях подвижников самых разных национальностей. Безусловно, начало этого феноменального движения не является заслугой исключительно румынских монахов; однако румыны не забросили его, а сумели достойно им воспользоваться и обогатить его, оставив потомкам великий труд – перевод на национальный язык произведений великих отцов Православной Церкви. Эта традиция была продолжена в наши дни по инициативе Патриарха Юстиниана (1948–1977). Начиная с 1978 г., появляется целая плеяда переводчиков и многие издания творений Святых Отцов, объединенные в серию под названием «Отцы и Писатели Церкви» («Prini i Scriitori bisericeti»). Сюда входят многочисленные важные произведения святоотеческой и церковной литературы, как патристического, так и неопатристического периода. Более полную картину румынского исихазма дает представляемая библиография, которая является исключительно румынской 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

И. Кутузов, с которым у митр. Гавриила не сложились отношения: экзарх неоднократно препятствовал как контрибуционным поборам в пользу рус. армии, так и использованию монастырей для постоя солдат. В условиях русско-тур. войны под предлогом снабжения российских войск всем необходимым мон-ри и священнослужители по решению диванов обоих княжеств были обложены большими налогами, заметно превышавшими налоги в пользу Османской империи до начала войны. Зная, насколько это разорительно для Правосл. Церкви, митр. Гавриил опротестовывал эти меры как незаконные. Он обращался, в частности, к обер-прокурору Синода кн. А. Н. Голицыну и просил его ходатайствовать перед императором о снижении обременительного налога. При этом он ссылался на положения Кючюк-Кайнарджийского (1774) и Ясского (1791) мирных договоров, в соответствии с к-рыми мон-ри Дунайских княжеств получали привилегии, освобождавшие их от налогов, податей и повинностей, включая использование духовенства на строительных и проч. работах. В нояб. 1809 г. вслед. вмешательства императора дело временно разрешилось в пользу Церкви ( Ириней (Тафуня). 2009. С. 62-63), однако впосл. проблема неоднократно осложняла отношения экзарха как с диванами, так и с рус. армейским командованием. Тем не менее позитивная оценка российским двором деятельности митр. Гавриила в качестве экзарха проявилась в награждении его в 1810 г. орденом св. Владимира 1-й степени, а в 1812 г.- орденом ап. Андрея Первозванного. После подписания Бухарестского мирного договора между Россией и Османской империей (16 мая 1812) М.-В. Э. был упразднен. Митр. Гавриил покинул Яссы и переехал в Бессарабию, вошедшую в состав Российской империи. 21 авг. 1813 г. для окормления этих территорий была образована Кишинёвская и Хотинская епархия, которую возглавил митр. Гавриил. Опустевшую Молдавскую кафедру, возвращенную в юрисдикцию К-поля, вновь возглавил митр. Вениамин (Костаки). Ист.: Raportul protoiereului Gheorghe Radostat despre starea bisericeasca a Ungrovlahiei, din 18 sept.

http://pravenc.ru/text/2564048.html

Одни иноки нямецкие ушли на святую гору Афон и в другие места, ища себе пристанища для спасения души, другие же, по совету духовных отцов лавры, перешли тайно чрез прутскую границу в Бессарабию, под покров православного Императора России, намереваясь просить у него помощи для защиты прав Молдавской церкви. 5 Глава 2 Бессарабские имения Нямецкой лавры. Иеромонах Феофан Кристи, управляющий Бессарабскими имениями лавры. Прошение иер. Феофана архиепископу Антонию о предстательстве пред русским правительством в защиту лаврских имений в Бессарабии. Полномочие, данное о. Феофану митрополитом Софронием для защиты интересов лавры. Полномочие для защиты интересов всех монастырей Молдавии. Нямецко-Секульскал лавра имела большие поместья в Бессарабии. Нямецкой лавре принадлежали имения: Копанка, Кицканы, Котово, Бурдужены, Шолканы, Высокое, Кричкоуцы, Валя-Руссулуй, Немцены, Мирешты. Духовный собор лавры управлял этими имениями чрез особого уполномоченного монастырей, который назначался нач. монастырской братии. Незадолго до вступления Александра Кузы на престол объединенных княжеств Молдавии и Валахии, и назначения им Разбойнической Комиссии «для отчуждения монастырских имений», в 1858 году старцем монастыря архимандритом Герасимом был определен управляющим лаврскими имениями в Бессарабии иеромон. Феофан Кристя, муж образованный и преисполненный ревности по Боге, и любви к людям. Отец Феофан Кристя родился в 1812г. 2 марта в г. Сочаве в Буковине, от православных родителей Василия Кристи и жены его Марии. В святом крещении наречен был Феодором. Когда Феодору исполнилось 6/2 лет, родители отдали его в школу в г. Сочаве, где он обучался молдавской и немецкой грамоте. 8 июля 1828 г., 16 лет, Феодор Кристя поступил послушником в Нямецкую лавру, и чрез два года, 4 октября 1830 г., был пострижен в монашество с именем Феофан, затем 12 июня 1832 г. был рукоположен в иеродиакона митрополитом ясским Вениамином Костаки, а 8 июня 1833 г., в сане иеродиакона предпринял паломничество по святым местам Афона и Иерусалима, откуда возвратился в Нямецкий монастырь 11 октября 1834 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Паисиевский устав с необходимыми дополнениями соблюдался в Нямце и Секуле со времени вселения братства до 1859 г. Но в это время братству предстоял и новый переезд, который был неожиданно для старца предрешен его просьбой к господарю Константину Мурузи. Весной 1779 г. Секул получил от господаря продукты, в сопроводительном письме к которым правитель поинтересовался нуждами обители. Св. Паисий решился просить у господаря Константина денег на строительство четырех новых помещений. «На строение четырех келий великих, шевни, кравечни, ткачни, и за отца Илариона учителя, обучения ради юных монахов еллиногреческого учения, для преводу книг душеполезных», – так он пишет в Нямец покинувшим ранее обитель ученикам Амвросию, Афанасию и Феофану . Однако по намерению господаря Паисиева община должна была служить образцом общежития и устройства монашеского быта для всех монастырей в округе. Со своей стороны, преподобный предвидел, что поселение в Нямце нарушит уединение общины и повлечет изменения в ритме монастырской жизни. Ведь, несмотря на отсутствие места, Секульский монастырь гарантировал большую изоляцию и условия для мира и молчания, идеальные для духовного формирования монахов. Нямецкий же монастырь был весьма посещаемым паломниками. Помимо необходимости справляться с огромным наплывом гостей, Нямец должен был участвовать и в социально-религиозной жизни целого региона. Переселяясь, таким образом, старец Паисий рисковал духовным состоянием братии и общины. Там к тому же уже было большое братство. Духовники обители утешили старца, помогая распределить братию по спискам – кого оставить в Секуле, кого перевести в Нямец. Старшим в Секуле был назначен духовник о. Иларион, управление же монастырем о. Паисий оставил за собой, с этого времени обители были объединены. Австро-русско-турецкий конфликт 1787–1792 гг. принес новые опустошения и лишения. Паисий открыл двери монастыря для большого числа беженцев, которым он предоставил пищу, заботу и медицинскую помощь в монастырском госпитале . Исход войны, благоприятный для русских, сделал возможным установление более тесных контактов нямецких монахов с Россией и имел значительные последствия для издательско-переводческой деятельности паисиевской школы. Из-за военных действий во время второй седмицы Великого поста братия уходит в леса, а старец с остановившимися в Нямце господами переезжает в Секул. В 1790 г. в Яссы прибывает главнокомандующий русской армией князь Потемкин, а вместе с ним архиепископ Екатеринославский Амвросий (Серебрянников); он возводит старца Паисия в сан архимандрита . В 1792 г. старец добивается разрешения устроить в Нямце типографию, но замысел этот был осуществлен только в 1807 г. заботами и трудами митрополита Вениамина (Костаки).

http://bogoslov.ru/article/6193036

Hermannstatdt, 1805. 2 Bde), содержится много сведений о душевных и духовных качествах митрополита, напр., о том, что он поддерживал нуждавшихся представителей клира и членов их семей, дочери обедневших бояр получали от него довольно значительные подарки, практически заменявшие им приданое и делавшие их свадьбы возможными. Митр. Иаков II скончался в ночь на 12 марта 1803 г., похоронен в ясском митрополичьем соборе во имя вмч. Георгия. Митр. Вениамин (Костаки). Портрет. Кон. Митр. Вениамин (Костаки). Портрет. Кон. 18 марта 1803 г. был поставлен новый митрополит, 34-летний еп. Романский Вениамин (Костаки) . Особой областью попечения митрополита стало духовное образование. Уже в первые месяцы своего предстоятельства митр. Вениамин добился от господаря Александру Мурузи неск. грамот по организации школ в Молдавском княжестве. Были образованы молдав. школа (помимо существующей греческой) при мон-ре Мавромол в Галаце, греческие и молдавские школы в Фокшани и Бырладе. Был увеличен размер бюджетных средств, предназначенных для поддержки школьного образования (сверх уплачиваемого священниками налога), увеличилось число учеников из бедных слоев населения в Греческой академии в Яссах. Под председательством митрополита была образована «епитропия общественного образования». По настоянию митр. Вениамина господарь издал 1 сент. 1803 г. указ, согласно к-рому при мон-ре Сокола близ Ясс была открыта «школа с молдавскими преподавателями» (семинария) для детей священников и диаконов. Все доходы мон-ря планировалось направить на выплаты учителям и на школьные нужды. Также при содействии митрополита господарь выделил семинарии ежегодную субсидию из казны. Соответственно для монахинь, к-рые были перемещены из Соколы в мон-рь Агапия (где игуменией стала сестра митрополита Елисавета (Костаки)), была основана сначала греч. школа, а затем и молдавская. В этих школах могли получать образование и «дочери бояр, мазилов, купцов и других сословий». По сути это были первые жен. учебные заведения в Молдавском княжестве.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Искренним и бесстрашным выразителем, этих стремлений начала XIX столетия является знаменитый молдавский митрополит Вениамин Костаки, которого, по всей справедливости, можно считать самым замечательным из всех молдавских митрополитов. Вениамин Костаки дважды был митрополитом – с 1803 во 1808 г. и с 1812 по 1842 г. Его значение в истории молдавской церкви уже давно получило надлежащую оценку. Как в государственных делах Молдавия имела действительно великого Стефана (князя, известного в истории под именем Стефана Великого), так и в церковных делах имела великого митрополита Вениамина. Как природный румын, истинный друг своего народа, Вениамин Костаки всегда являлся славным выразителем лучших его стремлений, чем и определялись отношения его к России. Когда началась новая русско-турецкая война (1806–1812), и русские войска вступили в Молдавию, то импер. Александру I был подан следующий адрес (от 27 июня 1807 г.), подписанный в Яссах митрополитом Вениамином и 20 знатнейшими боярами: «Истреби несносное правление (турецкое), дышащее угнетением бедному сему народу (молдаванам), присоедини правление земли сей к богохранимой державе твоей... Да будет одно стадо и один пастырь, и тогда да именуем: сей есть златый век состояния нашего. Сие-то есть от всея души общее народа сего моление». Тем прискорбнее было святителю и его народу, когда дальнейшее освободительное движение русских вдруг закончилось слободзейским перемирием, и русские войска отступили за Днестр. Вот что писал по этому поводу м. Вениамин в письме к генералу Апраксину: «С самых древних времён, насколько мы знаем из истории, единственная надежда земель Молдавии и Валахии была на Государя всей России... Каждый житель, видя русские войска, воодушевлялся и благословлял свою судьбу, ибо полагал, что как он, так и его церковь будут избавлены на дальнейшее время от прежнего гнёта... Слух, что русские войска покидают сии княжества, открыл в груди каждого из нас глубокую рану, всякий испуган этим известием и потерял всякую надежду». Повторяя просьбу о принятии княжеств в подданство русское, он писал: «Наша просьба не вытекает из пустой фантазии, но мотивируется глубокими чувствами. Она заключается в следующем: поддержка Его Императорского Величества есть истинный путь счастья сих стран; истинное же счастье сих земель заключается в принятии и присоединении их к Империи, под тенью которой счастливо проводят жизнь народы на протяжении большей части земного шара. Вся страна готова пасть к ногам Его Императорского Величества; вера и народ вопиют о спасении, без которого ни вера, ни честь, ни самая жизнь наша не безопасна» и т. д. И устами митр. Вениамина говорил не лично митрополит, а весь народ, который, действительно, пришёл в ужас от того, что русские войска отступили назад, не освободив их от турок, что повторяется Прутская неудача со всеми ужасными последствиями её для народа. К счастью для румын, слободзейское перемирие было прервано, и освободительная война, к величайшей их радости, продолжилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

В Киеве же сразу по окончании академии Василий Скрибан с согласия митрополита Вениамина Костаки был пострижен в монахи с именем Филарета. Но прежде, чем отправиться на свою родину, он отправился в Москву и там в течение 2 месяцев жил у самого митроп. Филарета московского . Беседы с этим великим святителем, по словам Филарета Скрибана, имели на него весьма благотворное влияние и ещё больше укрепили его в тех добрых началах, которые легли впоследствии в основание его самоотверженной деятельности на пользу церкви и отечества. Филарет Скрибан произвёл на Филарета московского весьма приятное впечатление. Прощаясь со Скрибаном, московский святитель подарил ему дорогую панагию – в знак того славного архиерейства, которое с великой честью и пользою для церкви в последствии проходил Филарет Скрибан. Посетив на короткое время Петербург – памятник величия и внешнего блеска России, произведший на молодого Скрибана впечатление силы и политического могущества России, он уехал на родину, где с распростёртыми объятьями был принят маститым Вениамином Костаки, который вскоре последовательно рукоположил его во иеродиакона, иеромонаха и возвёл в сан архимандрита с назначением его ректором Сокольской семинарии. С этих пор и начинается плодотворная деятельность Филарета Скрибана. В должности ректора Филарет Скрибан состоял 20 лет, сначала в сане архимандрита, а с 1852 г. в сане епископа ставропольского. Вскоре же по вступлении его в должность ректора Сокольской семинарии, он приступил к коренному её преобразованию: преобразовал её в 8-классную полную семинарию; обогатил семинарскую библиотеку множеством книг самого разнообразного содержания, особенно же богословского, на разных языках, а главным образом на славяно-русском; основал при семинарии типографию для перепечатывания старых необходимых книг и напечатания новых; поощряя профессоров семинарии к написанию сочинений богословского содержания. По его предложению, профессора семинарии должны были проповедовать в разных церквах города Ясс во все воскресные и праздничные дни; учеников он сам упражнял в составлении хороших проповедей, приучая их к декламации; точно так же обращено было внимание и на церковное пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010