По окончании начальной школы в родном селе в возрасте 9 лет продолжил обучение в церковной школе при ц. во имя св. Иоанна в г. Пьятра-Нямц, через 2 года - в Сокольской ДС (др. название - Вениаминовская ДС) в Яссах, самом авторитетном учебном заведении РумПЦ, учрежденном митр. Молдавским Вениамином (Костаки) . Прервав в 1841 г. обучение, служил учителем в начальной школе в с. Шербешти (ныне Штефан-чел-Маре, жудец Нямц). Вернулся в ДС в 1842 г., окончил курс обучения в 1843 г., овладел древними (древнегреческий, латынь, древнееврейский) и совр. языками (французский, немецкий). По рекомендации ректора ДС, видного деятеля РумПЦ, теолога и публициста архим. Филарета (Скрибана) (с 1852 г. епископ Ставрупольский), с 1842/43 уч. г. исполнял обязанности профессора ДС на кафедре риторики, пасторали и национальной истории. В дек. 1842 г. принял постриг (по нек-рым сведениям, был пострижен митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым) ). В 1848 г. с разрешения молдав. господаря Михайла Стурдзы продолжил богословское образование в КДА. В 1851 г. в сане иеромонаха подвизался в Киево-Печерской лавре . Выезжал в Москву и в Троице-Сергиеву лавру , где изучал источники по истории русско-румынских церковных связей. В 1852 г. окончил КДА со степенью магистра богословия и словесности, получил сан протосинкелла и вернулся на родину. В Яссах, в Вениаминовской ДС, стал профессором и преподавал герменевтику, библеистику, историю Церкви, гомилетику, догматику, латынь и древнеевр. язык. По рекомендации еп. Хушского Мелетия приказом господаря Молдавии от 5 марта 1856 г. был назначен ректором и профессором Хушской ДС. Возведен в сан архимандрита в 1853 г. 29 авг. 1857 г. был избран членом Дивана ад-хок (парламента) Молдавского княжества, к-рый занимался подготовкой объединения румын. княжеств. После объединения в 1859 г. Молдавского и Валашского княжеств под властью Александру Иоана Кузы М. 30 апр. 1860 г. по рекомендации представителя румын. либерального движения за объединение Дунайских княжеств М. Когэлничану был назначен министром просвещения и религиозных конфессий Румынии. Однако под давлением нек-рых представителей правящей элиты, указывавших на низкое социальное происхождение М., через неск. дней подал в отставку.

http://pravenc.ru/text/2562934.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Наниеску) [румын. Iosif Naniescu] (15.07.1818, с. Рэзэлэй, близ г. Бельцы, Бессарабия - 26.01.1902, Яссы), митр. Молдавский. Род. в семье священника. В крещении Иоанн. Рано осиротел и был отдан на попечение своего дяди иеродиак. Феофилакта. В 1831 г. мальчик поступил в монастырь свт. Спиридона Тримифунтского в Яссах. Здесь он выучился грамоте и церковному пению. В 1834 г. иеродиак. Феофилакт был поставлен настоятелем монастыря во имя прор. Самуила в Фокшани, дядя взял с собой племянника. В нач. 1835 г. иеродиакон стал экклисиархом Бузэуской епископии, а 23 янв. того же года в кафедральном соборе Иоанн был пострижен в монашество и на следующий день рукоположен во диакона еп. Бузэуским Кесарием . В 1836-1840 гг. учился в Бузэуской ДС, в 1840-1847 гг.- в коллегии св. Саввы в Бухаресте. В 1849 г. стал настоятелем в мон-ре Шербэнешти-Морунглав (совр. жудец Вылча), 29 авг. 1850 г. в Бухаресте рукоположен во иерея, 30 нояб. 1852 г. возведен еп. Рымникским св. Каллиником в сан протосинкелла. В окт. 1857 г. назначен настоятелем монастыря Гэйсени (совр. жудец Джурджу). В 1861 г. И. возведен в сан архимандрита. В 1863 г. становится настоятелем монастыря Сэриндар в Бухаресте. Был преподавателем Закона Божия в гимназии Г. Лазэра в 1864-1866 гг. и в лицее Матея Басараба в 1866-1873 гг. (все в Бухаресте). В 1870-1871 гг.- директор бухарестской Центральной ДС. 23 апр. 1872 г. хиротонисан во епископа Мир Ликийских, 18 янв. 1873 г. выбран епископом Арджешским. 10 июня 1875 г. И. был выбран митрополитом Молдавским, 6 июля в старом митрополичьем соборе во имя св. Георгия Чудотворца г. Яссы состоялась его интронизация. Во время войны за независимость 1877-1878 гг. И. обратился к настоятелям и настоятельницам монастырей с просьбой о посылке монашествующих во фронтовые госпитали и медицинские части. Одновременно разослал циркуляры благочинным и игуменам о проведении в митрополии сбора средств для армии; выступал с патриотическими проповедями, оказывал личную помощь. После окончания войны И. добился от румын. правительства выделения денежных средств для строительства кафедрального собора Сретения Господня в Яссах, которое было начато 15 апр. 1881 г. В дек. 1886 г. из мон-ря Слатина в собор были перенесены останки митр. Молдавского Вениамина (Костаки) , при к-ром началось возведение собора, а 23 апр. 1887 г. состоялось торжественное освящение собора 12 архиереями в присутствии кор. Кароля I и его супруги Елизаветы, др. офиц. лиц и десятков тысяч верующих.

http://pravenc.ru/text/578461.html

Богословское образование в XIX- нач. XX вв. HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Юрий Рой Богословское образование в XIX- нач. XX вв. После долгого периода существования периодических курсов и различных богословских школ с недолгим веком их бытия, с начала XIX века в Румынии появляются первые Семинарии. В 1803 году трудами митрополита Вениамина Костаки открывается Семинария в монастыре Сокол. Через некоторое время в Семинарии вводится восьмилетняя программа обучения, и для работы в ней привлекаются лучшие педагогические кадры. Монастырь Сокол / После долгого периода существования периодических курсов и различных богословских школ с недолгим веком их бытия, с начала XIX века в Румынии появляются первые Семинарии. В 1803 году трудами митрополита Вениамина Костаки открывается Семинария в монастыре Сокол. Через некоторое время в Семинарии вводится восьмилетняя программа обучения, и для работы в ней привлекаются лучшие педагогические кадры. С 1846 по 1859 годы в Молдавии действовало 12 катехизических школ. Некоторые из них были впоследствии преобразованы в Семинарии. В 1852 году на средства высокопоставленного чиновника Нифона Балашеску учреждается Семинария в Хуше. В 1858 году по инициативе священника Димитри Маткаса открывается Семинария в Романе. Обе школы имели четырехгодичную программу обучения. В 1856 году игумен Дионисий Романо открывает четырехклассную монашескую школу в Нямце. [Лашков Н. Молдовалахийские государи, деятельность их для просвещения румын и Православия Румынской Церкви.//Кишиневские епархиальные ведомости. 1885, 4, С.14] В Бухаресте с 1797 по 1847 год при монастыре святого Анфима действовала священническая школа. В 1836 году открывается епархиальная Бухарестская Семинария. Первым ее профессором был Николай Нифон Балашеску. В это же время учреждаются Семинарии в Бузау, Аргеше и Римнице. Все эти школы имели четырехгодичную программу обучения. После принятия 25 ноября 1864 года государственного закона об открытом образовании произошли изменения и в системе церковного обучения. Закон предполагал существование Семинарий двух типов: епархиальные - с четырехгодичной программой (Рымницы, Аргеш, Бузау, Роман, Хуш, Исмаил), и общецерковные - с семилетней программой обучения (Бухарест, Сокол). Все Семинарии были на частичном балансе и под контролем министерства культуры. До сих пор образование духовенства было делом исключительно церковным.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Борьба братьев Скрибан за канонический строй Румынской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Геннадий Большаков Борьба братьев Скрибан за канонический строй Румынской Церкви Период ожесточенной борьбы Скрибанов сначала с реформами правительства Кузы, а потом Карла, известен в истории Румынской Церкви под именем борьбы за канонический строй Церкви. Родные братья епископы Ставропольский Филарет и Эдесский Неофит выступили мужественными защитниками канонического строя и традиций Румынской Церкви в XIX веке. Епископ Ставропольский Филарет (Скрибан) / Епископ Филарет (Скрибан), в миру Василий родился в 1811 году в местечке Бурдужени, расположенном на границе с Австрией. Начальное образование он получил в доме своих родителей и у греческих монахов Федоровского монастыря. Затем он отправился в Яссы, где очень успешно окончил курс Ясской академии. Как выдающийся студент он был оставлен в академии в качестве профессора географии и французского языка. Серьезный, вдумчивый и глубокий знаток румынской истории и народа, Василий Скрибан был одним из немногих в то время, кто отчетливо понимал, что душу этого народа составляет православная вера, что вне Православия невозможно его здоровое развитие и самобытная национальная жизнь. Уже будучи профессором Ясской академии, он покидает кафедру и в качестве простого студента поступает в Киевскую духовную академию, основанную его соотечественником Петром Могилой. За два года, проведенные в академии, Василий успел прекрасно изучить русский язык и получить степень магистра богословия. Здесь же, в Киеве, сразу по окончании академии он с согласия митрополита Вениамина Костаки был пострижен в монахи с именем Филарета. Прежде чем отправиться на родину, он поехал в Москву и там, в течение двух месяцев, жил у митрополита Филарета. Позже он часто вспоминал о том, насколько важны были для него беседы с московским святителем. Прощаясь со Скрибаном, митрополит Филарет подарил ему панагию - в знак того славного архиерейства, которое с великой честью и пользой для Церкви проходил Филарет Скрибан.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Костаки) (20.12.1768, Рошиешти, жудец Васлуй - 18.12.1846, мон-рь Слатина), митр. Молдавский в 1803-1842 гг. В крещении Василий. Родители В.- Григорий Костаки и Мария Канта - принадлежали к древней и знаменитой в истории Молдавии фамилии Болдур. Получив начальное домашнее образование, Василий продолжил учение в греч. школе при мон-ре Трех святителей в Яссах. Г. Костаки, видя устремленность сына к монашеской жизни, отдал его на попечение еп. Хушского Иакова (Стамати), к-рый постриг его в 1783 г. в монашество с именем Вениамин в честь младшего сына ветхозаветного патриарха Иакова. Спустя три года В. был рукоположен во иеродиакона. В 1788 г. митр. Молдавский Леон (Геукэ) призвал В. на службу в митрополию, в Яссы, рукоположив во иеромонаха и сделав его великим экклисиархом кафедрального собора. Вскоре он был возведен в сан архимандрита и в марте 1789 г. назначен игуменом в мон-рь св. Спиридона в Яссах. 26 июня 1792 г. был выбран во епископа Хушского вместо еп. Иакова, ставшего Молдавским митрополитом. Хиротония В. состоялась 27 июня в монастырском храме св. Спиридона. После смерти правящего архиерея Романской епархии В. был избран 1 июня 1796 г. на вдовствующую кафедру. 18 марта 1803 г. еп. Романский В. был выбран митр. Молдовы и Сучавы. Он управлял митрополией ок. 40 лет вплоть до 18 янв. 1842 г., за исключением периода 1808-1812 и 1821-1823 гг. В. был также гос. деятелем: в 1807 и 1821 гг. являлся наместником господаря, председателем Государственного совета Молдавского княжества, затем - Общественного собрания. Последние годы жизни провел в мон-ре Слатина, где и был похоронен. 30 дек. 1886 г. его останки были перенесены в новый кафедральный собор в Яссах. Митр. Вениамин (Костаки) Митр. Вениамин (Костаки) В. способствовал изданию духовной и богослужебной лит-ры, реорганизовал типографию митрополии в Яссах и открыл в 1807 г. в Нямецком мон-ре новую типографию. Всего было напечатано ок. 130 книг, более 100 из них - при материальном содействии В. (труды св. отцов Афанасия Великого, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, более поздних богословов Феофилакта Охридского и Никифора Каллиста (Ксанфопула), греч. богословов XVIII в. архиепископов Никифора (Феотоки) и Евгения (Булгариса) , проповедника еп. Илии (Миньятиса) и др.). Были переведены и увидели свет богословские и богослужебные книги. После кончины В. были опубликованы его переводы Толковой Псалтири Евфимия Зигабена (в 2 т. Яссы, 1852-1862), «Церковной истории» Феодорита Кирского (Бухарест, 1894), «Толкования на Послания св. ап. Павла» Феофилакта Охридского (в 3 т./Пер. с новогреч. текста Никодима Святогорца. Бухарест, 1904-1906).

http://pravenc.ru/text/150295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ IV (Даскэл) (1765, Бухарест - 22.06.1834, там же), свт. (пам. 22 июня), митр. Унгро-Влахийский (1823-1829 и 1833-1834). В крещении Георгий. В бухарестской Академии св. Саввы изучал греч. и лат. языки и богословие. Ок. 1790 г. Георгий вместе с 2 выпускниками академии Геронтием и Дорофеем поступил в Нямецкий мон-рь, где старец св. Паисий (Величковский) постриг послушника в монашество с именем Григорий. Вскоре Г. был рукоположен во диакона и вместе с Геронтием приступил к переводу с греч. языка на румынский учительных книг. Нек-рое время они совместно трудились в Нямецком мон-ре, затем переехали в Бухарест. Здесь, в митрополичьей типографии, по благословению митр. Унгро-Влахийского Досифея (Филитти) были напечатаны переведенные ими «Книга полезная для души» (Carte folositoare de suflet. 1799) и «Кириакодромион» архиеп. Астраханского Никифора (Феотоки) (Chiriacodromionul la Evangheliile duminecale. 1801). Последняя неоднократно переиздавалась (в 1839 в Бузэу, в 1840-1841 в Яссах, в 1857 в Бухаресте и др.). Помимо переводов Г. был поставлен заведовать б-кой Митрополии. Григорий IV (Даскэл), митр. Унгро-Влахийский. Посмертный рисунок. Ок. 1834 г. Григорий IV (Даскэл), митр. Унгро-Влахийский. Посмертный рисунок. Ок. 1834 г. В 1802 г. оба инока возвратились в Нямецкий мон-рь, и митр. Молдавский Вениамин (Костаки) поручил им перевод новых книг, к-рые были отпечатаны в митрополичьей типографии в Яссах: «Некоторые богословские вопросы и ответы» свт. Афанасия (Întrebri i rspunsuri oarecare bogosloveti. 1803), «Толкования Феофилакта, архиепископа Болгарии, к четырем Евангелиям, с добавлениями Евфимия Зигабена» (Tâlcuire la cele patru Evanghelii a lui Theofilact. arhiepiscopul Bulgariei, cu însemnri oarecare de la Evthimie Zigabinos adugit. 1805; использовалась в качестве учебника догматики в Сокольской ДС), «Подробное изъяснение православной веры свт. Иоанна Дамаскина» (Descoperire cu amnuntul a pravoslavnicei credine a Sf. loan Damaschin. 1806).

http://pravenc.ru/text/166788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОДИМ Никодим (Мунтяну), патриарх Румынский. Фотография. Кон. 30-х - 40-е гг. XX в. Никодим (Мунтяну), патриарх Румынский. Фотография. Кон. 30-х - 40-е гг. XX в. [Румын. Nicodim] (Мунтяну Николае; 6.12.1864, с. Пипириг, жудец Нямц, Румыния - 27.02. 1948, Бухарест), патриарх Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (30 июня 1939 - 27 февр. 1948). Жизнь Деятельность Н. до второй мировой войны. Н. род. в зажиточной крестьянской семье. Родители Н. в старости приняли постриг: отец с именем Варнава - в Нямецком в честь Вознесения Господня монастыре , мать с именем Митрофана - в Агапия женском монастыре . В 1882-1890 гг. Николае обучался в Вениаминовой семинарии при мон-ре Сокола в г. Яссы, названной в честь ее основателя, митр. Молдавского Вениамина (Костаки) . За годы учебы заслужил благосклонность митр. Ясского Иосифа (Наниеску ; впосл. митрополит Молдавский), к-рый в дек. 1890 г. направил юношу для продолжения обучения в КДА, дав ему задание не только получить высшее богословское образование, но и в совершенстве овладеть рус. языком, чтобы затем иметь возможность заниматься переводами на румын. язык рус. богословской и иноязычной лит-ры. 21 янв. 1891 г., после успешной сдачи вступительного экзамена, Николае был зачислен на 1-й курс КДА. 1 авг. 1894 г., во время каникул, принял постриг в Нямецком мон-ре и 6 авг. рукоположен во диакона. Весной 1895 г. подал в Совет КДА диссертацию «Латино-униатская пропаганда у румын (Молдавии, Валахии и др.) с пол. XIII в. до настоящего времени» (НБУВ ИР. Ф. 304. Дис. 1398), к-рая получила позитивные отзывы профессоров И. И. Малышевского и А. И. Булгакова . Постановлением Совета КДА от 14 июня 1895 г. (утверждено митр. Киевским Иоанникием (Рудневым) 11 июля 1895) Н. присвоено звание кандидата богословия. Митр. Никодим (Мунтяну) у входа в кафедральный собор в Бухаресте. Фотография. 2-я пол. 30-х гг. ХХ в. Митр. Никодим (Мунтяну) у входа в кафедральный собор в Бухаресте. Фотография. 2-я пол. 30-х гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/2565576.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУРЭУ Дурэу [румын. Duru], жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Ясской архиепископии митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви. Находится в жудеце Нямц, в 65 км к юго-западу от г. Тыргу-Нямц, в долине р. Бистрица, у подножия гор Чахлэу. В нач. XVII в. был основан жен. скит, все строения к-рого были деревянными. В 1802 г. по инициативе буд. митр. Молдавского Вениамина (Костаки) скит преобразовали в муж. (в наст. время в скиту сохр. дом, в к-ром была резиденция митрополита). В 1830-1835 гг. мон. Гервасий по благословению митр. Вениамина и при помощи купцов братьев Георге и Йоана Просие и Василе построил каменную ц. Благовещения Пресв. Богородицы по традиц. для молдав. архитектуры схеме. Это триконх с нартексом и внешним притвором. Как и мн. др. молдав. храмы XVII-XIX вв., он увенчан 3 главами в ряд. Благодаря тому что эти главы глухие, 2 из них (обычно расположенные над наосом и нартексом) оказалось возможным сместить к западу для достижения равновесной композиции (3-я венчает алтарь). В 1835 г. был расписан притвор и возведен деревянный резной иконостас. Въездная массивная 3-ярусная башня-колокольня построена в нач. XX в. В 1-м ярусе расположена постоянная экспозиция церковного искусства, важная часть к-рой - иконостас XVIII в. и иконы, написанные на дубовых досках, отличающиеся простой и динамичной композицией. В мон-ре сохранилась также деревянная колокольня XVIII в. В 1935-1937 гг. церковь расписали в технике энкаустики учащиеся и выпускники Ясской академии изящных искусств под рук. Н. Тоницы. Д. часто посещали видные представители румын. интеллигенции - писатели А. Влахуцэ (1858-1919), Э. Гырляну (1878-1914), Б. Делавранча (1858-1918), Й. Л. Караджале (1852-1912), М. Садовяну (1880-1961), худож. А. Бэешу (1896-1928), политики и артисты. Постоянным благотворителем мон-ря был политический деятель и журналист Г. Пану (1848-1910), на протяжении 20 лет приезжавший в Д. В 1959 г. Д. был закрыт, храм стал приходской церковью. После 1989 г. был возрожден как муж. скит. С марта 1991 г. жен. мон-рь, куда переехали 20 монахинь из мон-ря Вэратек. В 1992-1996 гг. на территории Д. был построен Пастырско-культурный центр св. Даниила Пустынника. 30 окт. 1995 г. состоялось его освящение, в торжествах принимал участие Патриарх К-польский Варфоломей I. Инокини Д. основали 2 скита: св. Феодоры из Сихлы (коммуна Чахлэу) и св. Параскевы (коммуна Борка, жудец Нямц). Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180610.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ II [румын. Iacob] (Стамати Йон; 24.06.1749, с. Гледин, совр. жудец Бистрица-Нэсэуд, Румыния - 11/12.03.1803, Яссы), митр. Молдавский (1792-1803). Из крестьянской семьи. Был внуком еп. Романского Пахомия (причислен к лику святых Свящ. Синодом Румынской Православной Церкви в 2007). И. поступил в Нямецкий мон-рь, здесь же обучился грамоте. В 1764 г. был пострижен в монашество. С 1774 г. стал экономом в Нямецком мон-ре, затем в митрополии. 9 дек. 1782 г. был избран еп. Хушским. Хиротонисан во епископа 10 дек. и интронизован 18 дек. Построил в Хуши новую епископскую резиденцию, снабдил соборную церковь всем необходимым: священническими облачениями, литургическими сосудами, иконами. 21 июня 1792 г. И. был интронизован в митр. Молдавского. Занимал кафедру до кончины. Был духовным отцом митр. Молдавского Вениамина (Костаки) . Построил в Яссах митрополичью резиденцию с ц. Всех святых, перестроил церкви Сретения (1682) и св. Георгия (1761) и возвел ц. Бану (Всех святых) (1800, архит. Х. Леопольд, иконописец Э. Алтини). В ясской типографии И. напечатал богослужебные и церковные книги: Служебник (1794), Псалтирь (1794), Часослов (1797), Краткий молитвенник (Prvlioar, adic Molitvelnicul în scurt, 1802). Издал книги еп. Хотинского Амфилохия «Богословская грамматика», «Общая география» и «Элементы арифметики» (1795). Будучи председателем Попечительского совета школ, И. в 1800 г. представил господарю К. Ипсиланти рапорт о состоянии образования в Молдавии, в котором изложил свои дидактико-педагогические и практические рекомендации по его усовершенствованию. Был известен широкой филантропической деятельностью. Похоронен в ц. св. Георгия в Яссах (Старая Митрополия). В 1805 г. в Германштадте (ныне Сибиу, Румыния) вышла книга биографа И. врача А. Вольфа, подробно рассказывающая о жизни и деяниях молдав. Предстоятеля. Лит.: Wolf A. Beiträge zur einer statistische-historischen Beschreibung des Fürstenthums Moldau. Hermannstadt, 1805. 2 Tl.; Ciurea A. I. Figuri de ierarhi moldoveni: Iacob Stamati (1749-1803): Tez de doctorat. Iai, 1946; P curariu. IBOR. Vol. 3. P. 450-454. Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200297.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Успения пресв. Богородицы мон-ря Вэратек. 1808-1812 гг. Вэрáтек [румын. Vratec], жен. мон-рь с главным храмом в честь Успения Пресв. Богородицы в Ясской архиепископии (Митрополия Молдовы и Буковины) Румынской Православной Церкви. Расположен в холмистой местности вблизи с. Пояна-Вэратек, в 12 км к юго-западу от г. Тыргу-Нямц (жудец Нямц). Основан в кон. XVIII в. мон. Олимпиадой (мирское имя Бэлаша), дочерью приходского священника ц. свт. Николая в г. Яссы. Наставником Олимпиады, до принятия монашеской схимы подвизавшейся в скиту Тополица, был прп. Паисий (Величковский) . Румын. историк Н. Йорга называет прп. Паисия ктитором мон-ря. Строительство деревянной ц. в честь Успения Пресв. Богородицы началось в июне 1785 г. Через 2 года В. объединили со скитом Тополица, в нач. XIX в. в него перешли монахини из скита Дурэу. По указу митр. Вениамина (Костаки) от 10 июля 1803 г., подписанному боярами господарского совета, В. объединили с мон-рем мон-рем Агапия , открыли общеобразовательные школы и мастерские по пошиву церковных облачений. В 1811 г. там было 273 монахини. Каменная ц. Успения Богородицы, к-рую построили и освятили в 1812 г. при настоятельнице Назарии, двуглавая, с вытянутыми цилиндрическими барабанами куполов, прямоугольная в плане, с полукруглой апсидой; строгие, лишенные декора стены поддерживают 4 небольших контрфорса. Церковь расписали к 1841 г., вторично в 1882 г. В 1-й пол. XIX в. вокруг монастырских строений возвели мощные стены, над въездными вратами - двухъярусную башню-колокольню с часовней свт. Николая Чудотворца, построили трапезную и кельи, в 1817 г. на монастырском кладбище поставили деревянную ц. св. Иоанна Предтечи (с 1877 каменная). В 1839 г. В. стал самостоятельным мон-рем, отделившись от Агапии. В 1845-1847 гг. на территории мон-ря возвели Преображенскую ц. Для музея церковного искусства, расположенного в мон-ре, в 60-х гг. XX в. построили отдельные помещения. Его собрание составляют коллекции икон XVI-XVII вв., монастырского шитья, богослужебных книг, крестов. В 1962-1971 гг. в В. были проведены капитальные реставрационные работы. В 2002 г. в мон-ре проживали 504 насельницы. Лит.: Chiper-Dinograncea Gh. Mnstirea Vratec//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1958. 7/8; Monumente istorice bisericeti din Mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1974; Ioanichie (B lan), ierom. Vetre de sihstrie româneasc. Bucureti, 1982. Свящ. Ион Викован Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161141.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009