Этот монастырь, как в рукописной о житии Преподобного Иакова, в той обители почивающего, истории значится, построен Великим Князем Московским Василием Димитриевичем, сыном Великого Князя Димитрия Ивановича Донского по случаю таковому: когда Супруга Его Великая Княгиня София Витовтовна Великого Князя Литовского Витовта Кестутьевича дщерь, непраздна будучи прежде времени рождения впала в великую и опасную болезнь, и когда все приближённые к ней, видя неослабную жестокость её болезни, заключили, что жизнь этой Великой Княгини находится уже в опасности и отчаянии, в то время помянутый Преподобный Иаков случился быть в Москве; и поскольку ради святости жития своего он довольно был от людей почитаем и уважаем, то Великий Князь о нём известившись просил его, да о здравии Великой Княгини святые к Богу принесёт молитвы. Свят. Иаков, убеждённый прошением Князя, исходатайствовал молитвами Великой Княгине от болезни облегчение и свободу чрез благополучное от бремени разрешение, которым родился сын, наречённый именем своего родителя. Великий Князь Василий Димитриевич в знак своей к Преподобному, паче же к Богу благодарности на том месте, где была уединённая Преподобного близь берега реки Темзы поставленная малая хижина, благоволил устроить обитель; а для содержания иночествующих определил к ней вотчины, которая с того времени и названа обителью Железноборовской. До учреждения в 1764 году Штатов Настоятелями сего монастыря были Игумены, по состоянию же Штатов, когда уже число братии уменьшилось, то этот монастырь оставлен на своём содержании. В 1775 году по смерти последнего Игумена учинено начальство Строительское. До Штатов оных было за монастырём сим 1.361 душа крестьян. Жерновский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в 1740 году в Переславском Рязанском уезде и был приписан к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. Жидичинский монастырь Мужской. Упоминается в 1766 году в Польских владениях. См. Историч. Известие о возникшей в Польше Унии стр. 97 изд. 1805 год. Жиздренский монастырь Упразднённый, мужской. Находился в Брянском уезде при селе, что ныне уездный город Калужской Епархии, Жиздре, и был в 1740 году приписным к Ставропигиальному Донскому монастырю. Житейный Осташковский монастырь Мужской, заштатный, Тверской Епархии. Находится на острове озера Селигера, именуемом Житейный, отчего и монастырь название своё имеет, расстоянием от города Осташкова в 250 саженях. Построен этот монастырь в 1716 году по Указу Государя ПЕТРА I, иждивением осташковских обывателей. Настоятельство в монастыре сем Строительское, учреждённое, вероятно, по Штатам, в 1764 году состоявшимся. Жукова пустынь См. Салдовский монастырь. Читать далее Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815./Ч. 4. - 1812. - 887, V, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Провидев свою кончину, она вместе со старцем Апелианом, бывшем в то время в Ефесе, и шестью благочестивыми мужами пошла за город, нашла на горе пещеру и, войдя в нее, велела спутникам закрыть ход в пещеру тяжелым камнем. Здесь 5 мая святая мученица преставилась ко Господу. На четвертый день христиане пришли к пещере и отвалили камень, но тела святой Ирины там не было. (По другим источникам великомученица Ирина проповедовала Евангелие Христово в славянских землях и была сожжена в Солуни.) Литература: 1 . Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых Православной Российской Церковью, а также чтимых Греческой Церковью. Месяц Май. М., 1885. 2 . Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., изд. Московской Патриархии, 1979. Преподобнаго Иакова Железноборовскаго (Службу зри 11 апреля) Тропарь, глас 4: Небеснаго желая,/земная возненавидел еси/и, взем крест свой, последовал еси Христу/и от Него прием дарования чудес,/исцеляти недужныя;/но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/испроси православным христианом здравие и спасение,/на враги же победу/и не забуди, посещая чад своих,/припадающих к цельбоносному гробу твоему,/Иакове, преподобне отче наш. Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Сердечная очи, досточудне, ко Господу вперив/и телесныя страсти из корене исторгая,/неболезненную жизнь в болезнех восприял еси, преподобне,/болезнем же лютым даеши исцеление просящим с верою у тебе,/темже молим тя, досточудне,/исцели наша болезни душевныя и телесныя, да зовем ти:/радуйся, Иакове Богомудре, отче наш. Преподобный Иаков Железноборовский Преподобный Иаков Железноборовский родился во второй половине XIV века в известной семье Амосовых (Аносовых), жившей в Костромских пределах. С раннего детства, подобно Преподобному Сергию Радонежскому, он отличался постничеством и после погребения родителей раздал имение бедным и ушел в Троицкую обитель. Пройдя великую школу послушания у Преподобного Сергия Радонежского, он был им пострижен в монашество и получил от него благословение на отшельническую жизнь в пустынных костромских лесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Л. 20 об. «Лета ….(1632) украшен сий чудотворный образ многогрешным князем Алексеем Голицыным. » 7) В деревянной часовне, близ монастыря, находится образ Преподобнаго Иакова, с жизнеописанием и чудесами Его, где, между прочим, имеется следующая надпись: «По благословению Всечестнейшаго Господина отца Архимандрита Антония Одиновича, в вотчинном Железноборовском монастыре наместник иеромонах Зоровавель от келейнаго своего имения построил сий образ ….(1700).» Сверх сего, имелись в монастыре два древния Синодика, которые, в 1898 году, по востребованию Епархиального Начальства, отосланы в Канцелярию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Виссариона Епископа Костромскаго и Галичскаго. Все вышеозначенные вещи находятся налицо и тщательно хранятся. Предтеченскаго Железно - Боровскаго монастыря: Настоятель Игумен Паисий Казначей иеромонах Никодим Июля 3 дня 1904 года. Опубликована в: Светоч, Кострома, 2007. С. 101-106.     Басенной, басменный, басебный, басмяный – название металлической пластинки, служившей окладом на икону с тисненым узором, иногда употребляется для обозначения кожи с тисненым узором. Цата – украшение в форме полумесяца, подвешиваемое к венцу в виде ожерелья. Наиболее вероятно предположить, что речь идет о преподобных Авраамии Городецком, Иакове Железноборовском, Макарии Унженском и архиепископе Николае Мирликийском Чудотворце. [iv] Термин «икона на красках» или «образ на красках» употреблялся вплоть до середины XX в., означал как темперную так и масляную живопись. [v] Выбойка – холщовая или бумажная ткань с выбитым отпечатком рисунка в одну краску. [vi] Цка – доска [vii] Кушак – в данном случае, сорт ткани, чаще всего полосатой, затканной шелком или шитой волоченным золотом или серебром [viii] Крашенина – грубый крашеный холст [ix] Штилистовой – обозначение размера иконной доски, равного 6 вершкам (27 см). [x] Далее, на л. 5 – 5 об., следует перечисление предметов шитья: епитрахили, поручи и т.д. , на л. 6 – 6 об. перечисляются книги. Комментарии ( ): Написать комментарий:

http://bogoslov.ru/article/1507772

(КГОИАМЗ). На правом поле иконы изображен И. в такой же позе, с поднятой рукой и с развернутым свитком с текстом: «Терпите брати люты скорби и бря…» (на левом поле - прп. Макарий Унженский и Желтоводский), на голове остроконечный куколь, борода прямая, на конце округлая. В это же время была написана икона «Преподобные Макарий Унженский и Иаков Железноборовский в молении образу Св. Троицы» из ц. Успения Пресв. Богородицы в Костроме (20-е гг. XVII в., ЦИАМ Костромской епархии), где находилась в иконостасе посвященного этим святым придела. И. представлен справа вполоборота к центру, в аналогичном одеянии (ряса тоже охристого цвета), с густой, острой на конце бородой, правой рукой поддерживает икону Св. Троицы; надпись: «ПРПБНЫИ IAKOBЪ Бopobuцkiu чд». Сведения о ранних иконах И. сохранились в архивных источниках и публикациях XIX - нач. XX в. В рукописи «Опись имущества Железноборовского монастыря» кон. XVII-XVIII в. (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 6 (доп.). Д. 212) в части, где перечисляются монастырские иконы и предметы шитья, указан «образ преподобнаго Якова Железноборовскаго оклад басенной ветх. два венчика. Все серебряныя» (л. 1). Далее в описи убранства теплой ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы представлено описание иконостаса придела во имя И.: «…в том иконостасе местные образа по правую сторону царских дверей образ Спасителев на нем венец и поля сребряны и на тех ангелах два венчика сребреные и вызолоченые. Еще внизу в молении предстоящих четыре. Образ Якова Чудотворца Железноборовского оклад чеканной венец и цата серебряныя гладкия тринатцать камешков разных цветов…» (Л. 4). В нач. XX в. в числе святынь и достопримечательностей Железноборовского мон-ря указаны 3 иконы И. ( Воскресенский. 1913. С. 72): чудотворный образ преподобного «надгробный, греческого письма,- дар благочестивого усердия царя Михаила Феодоровича, по нижним краям своим имеющий серебряно-чеканный древний басемный тонкий оклад древней искусной работы; венец, риза и цата сребро-чеканныя… Преподобный изображен старцем, в схимомонашеских одеяниях» (близкий по размерам образ хранился возле надгробия ученика И.

http://pravenc.ru/text/200169.html

В 1919 г. Ж. м. был преобразован в сельскохозяйственную артель, членами к-рой наряду с монахами стали и местные крестьяне. 10 июня 1922 г. из обители было изъято 23 фунта серебра (ГА Костромской обл. Р-6. Оп. 1. Д. 1230). 16 апр. 1923 г. на заседании Борокской волостной партийной ячейки ее члены призывали закрыть артель как «рассадник религии». В докладе зав. подотделом Н. Орманского отмечалось, что в обители «проживают монахи (или по крайней мере часть их), храмы не закрыты, и местная власть, от которой главным образом зависит решение вопроса, смотрит на это спокойно» (Там же. Д. 118. Л. 158-163). Среди братии, проживавшей на территории мон-ря, особую известность приобрел иером. Иоасаф (Сазанов; 1879-1931), духовный наставник окрестного населения. В 1924 г. о. Иоасаф был арестован, судим и 2 года пробыл в СЛОН. Освободившись, он вернулся в Борок. Насельником Ж. м. был послушник Павел, буд. схиархим. Серафим (Борисов; 1906-1994), чтимый в Костромской епархии пастырь. Рака над мощами прп. Иакова Железноборовского (ц. Рождества Пресв. Богородицы). Фотография. 2008 г. Рака над мощами прп. Иакова Железноборовского (ц. Рождества Пресв. Богородицы). Фотография. 2008 г. Окончательному закрытию Ж. м. предшествовал показательный судебный процесс, который выездная сессия Буйского районного суда провела в с. Борок 16 июня 1929 г. Перед судом предстали настоятель иером. Серафим (Гусев), иером. Иоасаф (Сазанов), иером. Сергий (Моряков) и 2 монаха. Всем им было предъявлено обвинение в препятствии коллективизации, в антисоветской агитации, в срыве антирелиг. лекций и т. д. В начале процесса гос. обвинитель потребовал вскрытия мощей прп. Иакова, к-рое в присутствии комиссии из 15 чел. состоялось в тот же день. В ходе раскопок в кирпичном склепе в ц. Рождества Богородицы мощей не обнаружилось: были найдены несколько свежих щепок и 2 медные монеты XVIII и XIX вв. (возможно, предвидя вскрытие мощей, братия заранее извлекла их из-под спуда и спрятала в неизв. месте). Отсутствие мощей прибавило еще один пункт в обвинении подсудимых. В ночь с 16 на 17 июня суд огласил приговор: все подсудимые получили по году принудительных работ и по 1 или 2 года лишения свободы с последующей высылкой из Костромского окр. на 5 лет. Сессия суда поставила перед властями вопрос о закрытии монастыря. В окт. 1929 г. Костромской окрисполком утвердил ходатайство Буйского райисполкома о расторжении договора с Борокской религ. общиной на аренду монастырских храмов и рекомендовал передать их местному колхозу «для культурно-просветительной работы».

http://pravenc.ru/text/182215.html

Тот отвечал чрез посланного великому Князю «о княгине не тужи; здрава будеть и родит тебе сына, в вечер сей, наследника тебе». А когда родился Василий, духовный отец В. Князя, живший в Спасском монастыре близ двора велико-княжескаго, внезапно, неизвестно ог кого, получил извещение о том и вместе повеление наречь новорожденнаго Василием . В одной из наших летописей (так называемой типографской, содержащей историю 1224 –1534 г. М.1784) замечено при этом «мне же о семь (о наречении имени) Стефан дьяк сказа, и о прежнем проречении старца Дементий печатник, а ему повида великая княгиня Мария». стр. 238. Дьяк Стефан упоминается в 1450 г. при В. К. Василии Васильевиче (Акт. Арх. Эксп. Т. 1. стр. 36); Вел. К. Мария должна быть супруга Василия Васильевича, Мария Ярославовна. Предание о св. старце и его предречении относится в некоторых сказаниях к пр. Яакову Железноборовскому, которого монастырь был ущедрен милостями В. К. Василия Дмитриевича. Истор. иерарх. Т. IV. стр. 116. 96 См. Ник. Лет. Т. 5. под указанными годами. В 1427 г. болезнь обнаруживалась в виде прыщей – если были они синии, то предсказывали неизбежную смерть; если красные, то больные выздоравливали. 98 О поучениях см. в прим. 32 к 1 тому дополнений к Акт. Ист., где перечисляются разные сочинения М. Фотия по рукописи, принадлежащей ярославскому архиерейскому дому. См. также оглавление книг, кто их сложил, в чтениях Ист. Общ. 1846 г, N 3. стр. 77. 100 Год открытия мощей св. Алексия замечен в «повести о Алексие Митрополите всея Руси», помещенной в IV ч. Никон. Лет. стр. 65. Хотя вообще и здесь, в особом сказании «о обретении мощей св. Алексея», напеч. в Степен, кн, 1. стр. 470., время пребывания останков св. Алексея в земле полагается 60 лет, но это число только приблизительное. В указанном месте Никон. Летописи обретенье св. мощей Алексия прямо относится к 1431. 101 Никон. Лет. Т. 5. стр. 98, Степеп, кн. ч. 2. стр. 39 В том и другом месте говорится, что видение было в пяток Светлой недели 1430 г, в Никонов, прибавленно еще на память пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Светлой звездой, блеснувшей в этой чуждой ему мгле, явилась дружба с Михаилом Чихачевым, который учился в том же Инженерном училище и, подобно своему новому другу, с детства мечтал о молитве и подвигах. Их дружба затем продолжалась всю жизнь и являет пре­красный образец истинно-христианской дружбы, потому что основой ее были не какие-нибудь земные интересы, а единое стремление служить Христу Спасителю и взаимная поддержка на пути этого служения. Они вместе ходили в храм Божий, вместе молились. В годы учения Димитрий Александрович был желанным гостем во многих великосветских домах. Родственные связи ввели его в дом пре­зидента Академии художеств и члена Государственного Совета Алексея Николаевича Оленина. В его доме на литературных вечерах Брянча­нинов был любимым чтецом и декламатором, а своими литературно­поэтическими дарованиями он приобрел благосклонное внимание А. С. Пушкина, И. А. Крылова, К. И. Батюшкова и И. И. Гнедича. Светское общество заманчиво распростирало навстречу Брянчани­нову свои объятия, но не смогло уловить его. Не мирскими развлече­ниями, а молитвой, посещением храма Божиего и изучением наук был занят пытливый юноша. Более двух лет провел он в усердном изучении наук, и вот, когда перед взором ума его открылась обширная область эмпирических знаний человеческих, когда изучил он химию, физику, философию, географию, геодезию, языкознание, литературу и другие науки, он поставил перед собой вопрос: что, собственно, дают науки человеку? «Человек вечен, и собственность его должна быть вечна. Покажите мне эту вечную собственность, – говорит он, – которую я мог бы взять с собою за пределы гроба!» Но «науки молчали». В это время искатель истины познакомился с монахами Валаам­ского подворья и Александро-Невской Лавры. Они-то и помогли найти то, к чему стремилась его душа. Под руководством иноков Димитрий Александрович начал читать творения святых отцов. Вот как сам он пишет о том благодатном влия­нии, которое произвели на него святоотеческие творения: «Что прежде всего поразило меня в писаниях отцов Православной Церкви? Это их согласие, согласие чудное, величественное».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

иконы. Когда окончен был этот дом, нечестивец собрал в него все иконы и сжег тут» ( Georgius Codinus . De antiquitatibus Constantinopolitanis). По словам Зонары, Копроним «не христианин, не язычник, не жид, а смесь всякого нечестия, дикий Африканский зверь " (loannis Zonarae . Annales XVI). 588 Пролог: «заточена бысть в Малом острове и тамо в глубоцей старости ко Го­споду отыде». Римский мартиролог под 27 июля: «в Константинополе кончина бла­женной девы Анфусы: она при Константине Копрониме за почитание св. икон была бита бичами и, сосланная в ссылку, почила в Господе». Если преподобная и была от­правлена на остров, то этот остров вблизи столицы. У Вершинского (Вершинский Д.С. Месяцеслов) Амфиса – ошибка: такого нет греческого имени. 590 В Константинополе было два дома воспитания сирот, 4 больницы, 13 странно­приимных домов, 16 домов для престарелых ( Du Саще. Сош1ап1;тороН8 Christum). 591 В Константинопольском монастыре св. Евфимии спаслись дочери имп. Василия Македонянина и жена имп. Льва Мудрого Зоя (Du Саще. Constantino- роˆ Chrismiana). У Вершинского (Вершинский Д.С. Месяцеслов) сказано, что Анфуса скончалась в монастыре Евмения. Это ошибка. Такой обители не было в Царьграде. 592 Du Са ng е. Constantinopolis Christom. Кодин прибавляет, что спустя 35 лет имп. Ирина Афинянка возобновила храм и перенесла в него св. мощи, найденные у острова Лемноса ( Georgius Codinus . De antiquitatibus Constantinopolitanis). 595 По греч. синаксарю и по прологу св. Анфуса жила в Омонейском монастыре и не дозволяла другим выходить из обители. Это значит, что здесь она была игу­меньей, тогда как в Евфимиевом монастыре пострижена была в иночество, о чем говорит Менолог Василия. Омонейский монастырь известен особенно тем, что при имп. Феодосии Великом в храме его были заседания Вселенского Собора ( Du Саще. Constantinopolis Christiana). Во время Анфусы, вследствие соборного определения, было большое передвижение иноков и инокинь из одного места в другое. 597 Трулльский собор 692 г. определил: «избравшие подвижническое житие и определенные в монастырь отнюдь да не исходят.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По рукописным святцам преподобный Евфимий «Архан­гельский чудотворец». Мощи его, прославленные чудесами, открыты в 1647 году 651 . Над гробами Антония и Феликса сперва стояла часовня, а с 1749 года существует храм Сретения Господня 652 . День девятнадцатый.Память преподобного Симеона Босого, игумена монастыря Филофея, нового чудотворца Преподобный Симеон, сын священника, в молодых годах принял ино­чество, достиг иеродиаконства и, побуждаемый любовью к безмолвию и уединению, удалился в пределы горы Олимпийской, в монастырь близ Киссары, где и предался суровым иноческим подвигам. Отсюда он пере­шел на Афон и вступил в братство лавры святого Афанасия. По воле на­стоятеля, скоро отличившего ревностнейшего между всеми подвижни­ками, Симеон был рукоположен в иерея. Из лавры перешел он в обитель Филофеевскую, где строгою жизнью изумлял братию и возбудил такое благоговение к себе, что общими просьбами, хотя и против своей воли, убежден был принять звание игумена. Тогда, сознавая свою священную обязанность служить образцом для руководимых им, Симеон еще «воз­высил меру поста, молитвы и других Богоугодных подвигов» и, главное, безленостно и постоянно наставлял иноков спасительными увещаниями. Но так как, при условиях испорченности человеческой природы, среди наибольшей высоты жизни люди подвергаются и наибольшим искушениям, то и среди иноков, хотя и добровольно избравших се­бе истинно высокий образец для подражания, возникло раздражение против строгого подвижника. Симеон, видя неприязнь к себе, терпел, молился, старался любовью побеждать вражду, но не мог ничем обе­зоружить злобствующих против него и потому удалился. Он прибыл на гору Фламурия, смежную с Загорою. Здесь, прию­тившись под яблонею, босой, едва прикрытый ветхою одеждою, обхо­дясь без огня и почти без пищи, отдыхая самое короткое время на голой земле, проводил Симеон жизнь – как бы бесплотную, весь преданный подвигам и высшей духовной борьбе. Непостижимым величием такой жизни прославлял он Творца, и она могла служить мерилом того изобилия Божией благодати, кото­рая изливается в душу, могущую, достойную вместить ее. После трех лет такой сверхъестественной жизни Симеон снова увидел людей. Они нашли его и, привлеченные его высотою, пожелали жить при нем. Трудно было согласиться на это всецело отделившемуся от мира подвижнику, но, полный любви, он уступил желаниям людей, и таким образом поселились с ним семь человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Погиб наместник Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря игумен Андрей (Козлов) Кострома, 15 апреля 2021 г.      Костромская епархия сообщила о трагической гибели наместника Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря (село Борок, Костромская область) игумена Андрея (Козлова). 9 апреля 2021 года игумен Андрей вышел из монастыря в неизвестном направлении и был обнаружен мертвым 15 апреля. Обстоятельства гибели уточняются. Отпевание почившего наместника состоится 18 апреля в 14.00 в Предтеченском Иаково-Железноборовском монастыре. Игумен Андрей (Козлов) родился 28 декабря 1975 г. В декабре 1995 г. зачислен в число братии возрождающегося Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря. Исполнял различные послушания: ризничего, повара, казначея. 4 ноября1995 г. архиепископом Костромским и Галичским Александром рукоположен в сан иеродиакона, 26 сентября 1996 г. — в сан иеромонаха. Постриг в мантию состоялся в 1999 г. С 2013 г. исполнял обязанности настоятеля монастыря. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 июля 2014 г. утвержден в этой должности. Благодаря трудам игумена Андрея и немногочисленной братии в Иаково-Железноборовском монастыре велись масштабные ремонтно-реставрационные работы. Монастырь стал паломническим и духовно-культурным центром северо-востока Костромской епархии. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/138696.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010