Прп. Иаков Железноборовский получает благославение прп. Сергия Радонежского. Икона. 2008 г. Иконописец мон. Иаков (Руссков) (ц. Рождества Пресв. Богородицы Железноборовского мон-ря) Прп. Иаков Железноборовский получает благославение прп. Сергия Радонежского. Икона. 2008 г. Иконописец мон. Иаков (Руссков) (ц. Рождества Пресв. Богородицы Железноборовского мон-ря) В 1420 г., когда Галичский край постигли голод и эпидемия, И. помогал всем приходившим в его обитель. В 1429 г. мон-рь был разорен казанскими татарами. Спасаясь от нашествия, преподобный с учениками укрывались в лесу. Считается, что незадолго до смерти И. был возведен в сан игумена свт. Ионой , митр. Киевским и всея Руси. В большинстве рукописных святцев кончина И. отнесена к 6950 (1442) г. (см.: Филарет (Гумилевский). 2008. С. 191), однако встречаются и др. даты (6959 (1451) и др.). Перед смертью И. назначил игуменом мон-ря Досифея. Святой был погребен неподалеку от ц. Рождества Пресв. Богородицы, над его могилой поставили часовню. В Смутное время часовня вместе с др. постройками обители была сожжена. 5 мая 1613 г., во время восстановительных работ в мон-ре, совершилось обретение мощей И., вероятно оставленных тогда под спудом. В 1667 г. в Железноборовском монастыре был возведен новый деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы взамен сгоревшего в 1647 г.; в храме имелся придел во имя И., где под спудом почивали мощи святого. 1 марта 1675 г. по благословению игум. Досифея над погребением И. была поставлена деревянная резная гробница. В 1728-1731 гг. построили новую деревянную 5-главую соборную ц. в честь Рождества Богородицы с приделом во имя И. В 1743-1757 гг. на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный 5-главый Рождество-Богородицкий храм с сев. приделом, посвященным И. В 1837 г. над погребением святого установили чеканную медно-посеребренную раку и деревянную вызолоченную сень, в 1912 г. обновили посеребренное покрытие раки и установили над ней стеклянный футляр. Рядом с ракой до 1929 г. хранились двое железных вериг И., каменный крест, обложенный медью (по преданию, принадлежавший И.), и кольчуга, оставленная в мон-ре вел. кн. Василием II. 4-6 мая 1913 г. в связи с 300-летием обретения мощей И. в Железноборовском мон-ре, в г. Буй и в Буйском у. прошли празднования, к-рые возглавил викарий Костромской епархии Кинешемский еп. Арсений (Тимофеев).

http://pravenc.ru/text/200169.html

В 1686 году по именному указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей Железноборвский монастырь с землями, с крестьянами и со всеми его угодьями приписан был в Донской Московский монастырь. Обитель потеряла свою самостоятельность и в таком состоянии находилась до 1701 года., управляясь уже не собственными игуменами, а наместниками донских архимандритов, присылаемыми сюда из иеромонахов Донского монастыря. Монастырь в трудные годы продолжал помогать государству. В 1700 году по грамоте царя Петра I монастырь высылает большую сумму денег на строительство кораблей. В 1701 году монастырю возвращается полная самостоятельность. Но воля Петра, приступившего к осуществлению реформ, отразилась на всех монастырях и в частности на Железноборовском. Когда для изготовления пушек потребовалась медь, и с колоколен храмов снимали для этой цели колокола, тогда и Железноборовский монастырь не избежал этой участи, отдавши один из семи висевших на колокольне колоколов. В 1724 году к Железноборовскому монастырю были причислены со всей землей, крестьянами и угодьями Благовещенский Ферапонтов монастырь на устье реки Монзы и Флоровский Спасский на реке Воче невдалеке от Солигалича. В 1764 году обитель была переведена в число заштатных и из бывшего, далеко не скудного, сделался настолко ограниченным, что не имел возможности содержать более шести человек. В описи 1765 года указано, что в монастыре были две каменные церкви - Иоанна Предтечи и Рождества Богородицы, богато и красиво убранные. Монастырь имел свои подворья в Галиче, Буе и в Костроме. На этих подворьях работало до пятисот монахинь-вышивальщиц. Из добываемой монастырем железной руды выплавлялось железо, из которого ковались гвозди, лемеха, сошники, косы, замки, ключи, топоры и многое другое. Монастырь положил начало развитию кузнечного дела и других ремесел. Особенно же он славился работами вышивальщиц по бархату, атласу, парче - бисером, золотым шитьем, стеклярусом. Мастерицы-монахини, работавшие для монастыря, создавали подлинные произведения искусства.

http://sobory.ru/article/?object=05009

Таким образом, вериги, крест, камень, кольчуга и деревянное Распятие – святыни, связанные непосредственно с преподобным Иаковом, - упоминались монашествующими и исследователями в первую очередь. К другим реликвиям, упоминающимся в книге Воскресенского, относятся два интереснейших креста-мощевика. Первый - небольшой четырехконечный, сребропозлащеный крест с четырнадцатью частицами св. мощей: святителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, митрополитов Московских Петра, Алексея, Ионы, Филиппа, праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы, апостола Фаддея, великомученика Пантелеймона, великомученика Димитрия Солунского, равноапостольного князя Владимира, преподобного Ефрема Сирина и преподобной Марии Египетской. Крест врезан в обложенную серебряной ризой икону (8х7 вершков), находящуюся в металлическом киоте с изображенным вверху Спасом Нерукотворным и 14-ю избранными святыми на полях. Эта святыня была пожертвована в монастырь помещицей г. Нерехты Верой Васильевной Килениной . Второй - восьмиконечный напрестольный крест в серебряном окладе с мощами 23 угодников: святых апостолов Андрея, Матфея, Марка, Иакова, брата Господня, великомученика Димитрия Солунского, мученика Нестора, великомученика Георгия Победоносца, великомученика Меркурия, пророка Даниила, священномучеников Василия Амасийского и Василия Агкирского, праведного Лазаря, святителя Арсения Тверского, великомучеников Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Пркопия, мученика Адриана, святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, преп. Евфимия Великого, великомученицы Евфимии, преподобного Ефрема Сирина и мученицы Феодоры. В верхней части креста вычеканено Распятие Господне, над ним – Господь Саваоф, по сторонам от Распятия Богоматерь и Иоанн Богослов, внизу – голова Адама, еще ниже – ангел с крестом. На лицевой рукоятке креста изображены орудия страстей Христовых. На оборотной стороне крест имел надпись: «В лета 7264 (1778) года Иуня 26 дня построен сей святой крест в пречестную обитель Честнаго и Славного пророка Иоанна Предтечи и Преподобнаго Иакова Игумена Железноборовского Чудотворца тщанием же обители игумена Досифея» .

http://bogoslov.ru/article/1559953

«Обезглавленный труженик сопричислен к лику святых. Христиане купили мученические останки его и с честью погребли в храме святого Георгия. На другой день после погребения, в праздник Троицы, пропо­ведник Дорофей почтил память страдальца назидательным словом» 560 . Дим пострадал в 1763 году 10-го апреля. Господь почтил нетлением верного раба Своего. Мощи его были перенесены в алтарь храма святого Георгия, и много было случаев ис­целения приближавшихся ко гробу его с теплою верою в помощь при­нявшего мученический венец. День одиннадцатый. Память преподобного Иакова Железноборовского В тридцати верстах от Галича, в глухом лесу, у железных рудников, жил (с 1352 г.) в уединенной хижине пустынник, и этот пустынник мо­литвами возвратил к жизни супругу могущественного властителя Рос­сии. Это был преподобный Иаков, ученик великого Серия Радонежского. Супруга великого князя Василия Дмитриевича, София Витовтовна, страдала родами и была при смерти. Преподобному Иакову случилось тогда быть в Москве; он пребывал в монастыре Иоанна Предтечи под бором, за рекою Москвою. Великий князь слышал о его святой жизни и послал просить его помолиться о больной супруге. Преподобный от­вечал: «Молись Богу и Пречистой Матери Его; о княгине не скорби, будет здорова и в этот же вечер родит сына, наследника тебе». София благополучно родила сына Василия. Это было в 1415 году. Признатель­ный великий князь дал блаженному Иакову средства построить на ме­сте уединенных подвигов его, на железном борку, монастырь с храмом в честь святого Предтечи и определил землю на содержание обители 561 . Преподобный родом из Галичских дворян Амосовых 562 , был усерд­ным насадителем иноческой жизни в родной стороне своей. Скоро собрались к нему ревнители уединения. Он устроил строгое общежи­тие, – в обители никто ничего не называл своим; его пример одушевлял учеников к строгой жизни; по примеру наставника ученики благодушно терпели нужду и скорби; блаженный Иаков учил их чистоте душевной и телесной, посту, взаимной любви, смирению и терпению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Один из немногих хорошо сохранившихся в сельской местности Костромской области монастырей, в комплексе которого преобладают формы, связанные с традициями допетровского зодчества, характерными для провинциальной архитектуры сер. 18 в. Живописно расположен на западной окраине села, по обеим сторонам ручья, впадающего в реку Тебза, которая протекает в 100 метрах к северу от монастыря. Основная часть комплекса почти со всеми постройками занимает мысовую возвышенность, омываемую ручьем с юга и востока. Монастырь основан около 1390 г. учеником Сергия Радонежского Иаковом Железноборовским, происходившим из рода бояр Аносовых (Амосовых). При нем были выстроены две деревянные церкви: сначала храм Рождества Иоанна Предтечи (возможно, шатровый), а в 1429 г. – Николая чудотворца с трапезной, а южнее храмов выкопаны два пруда. В течение 15-16 вв. Железноборовский монастырь стал обладателем целого ряда сел и деревень, а также значительных земельных угодий, пожалованных великими князьями и царями. В нач. 17 в. в обители был пострижен в монахи будущий Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев). До сер. 18 в. все постройки комплекса оставались деревянными. В сер. 17 – 1-й трети 18 в. заменялись приходившие в ветхость храмы, возводились новые церкви и прочие строения. В 1650 г., вместо прежней, поставлена новая церковь Рождества Иоанна Предтечи, в 1667 г. срубили церковь Рождества Богородицы с приделом Иакова Железноборовского. В 1716 г. заново возвели теплую церковь Николая Чудотворца, а в 1728 г. – церковь Рождества Богородицы. Некоторое представление об архитектурном комплексе, сложившемся к сер. 18 в., дает монастырская опись 1743 г., в которой упоминаются пятиглавые церкви Рождества Иоанна Предтечи (с папертью) и Рождества Богородицы с приделом Иакова Железноборовского, одноглавые храмы Николая Чудотворца с трапезной и надвратный Трехсвятительский с папертью, восьмигранная шатровая колокольня с боевыми часами. На территории монастыря, окруженной рубленой оградой с пятью башнями, располагались также игуменские и братские кельи со службами.

http://sobory.ru/article/?object=05009

Женщина по имени Фотиния, совсем ослепла. Не надеясь на помощь человеческую, она решила обратиться за помощью к угоднику Божию Иакову. Будучи приведена в обитель преподобного, она усердно молилась. Теплая молитва ее была услышана: тотчас же по окончании молебна Фотиния прозрела, так что не нуждались уже в посторонней помощи. Игумен приказал ей, в благодарность за исцеление, пробыть близ монастыря в чистоте и воздержании в продолжение сорока дней. Однако Фотиния не исполнила заповеди игумена и потому была наказана преподобным: глаза ее закрылись снова. Раскаявшись в грехе своем, она начала опять слезно молиться угоднику Божию, по его ходатайству перед Богом снова прозрела. Благодаря этим чудотворениям с начала XVII века преподобный Иаков стал местно почитаться святым угодником Божиим. Вероятно, содействовало этому обретение мощей преподобного, совершившееся 5 мая 1613 года. В 1628 году при одной костромской церкви был придел во имя преподобного. После обретения честные мощи его погребены за левым клиросом соборного храма. На гробнице положены каменный крест и вериги, в которых подвизался преподобный. Память угодника Божия празднуется дважды в год: в день кончины 11/24 апреля и в день обретения мощей 5/18 мая. Иаков Брылеевский, преподобный Преподобный Иаков Брылеевский (из рода дворян Брылеевых) был учеником преподобного Иакова Железноборовского (память 11/24 апреля) и трудником монастыря (слово «трудник» имеет два значения: «труженик» и «послушник»). Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря по направлению к городу Бую. Преподобный Иаков скончался в XV веке и был погребен во Введенской церкви. Память его отмечается также в день Сошествия Святаго Духа на апостолов. Варсонофий, епископ Тверской Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника. При крещении младенец получил имя Иоанн, по другим источникам Василий. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но помогать другим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Борок. Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь. Церковь Трёх Святителей. Церковь. Действует.   Престолы: Трёх Святителей Год постройки:1811. Трапезная - 1843-1850. Ссылки:   Адрес: Россия, Костромская область, Буйский район, с. Борок, ул. Колхозная, д. 43 Координаты: 58.354314, 41.623438 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1809-1811 гг. каменная ограда с 3 небольшими угловыми башнями сменила прежнюю деревянную; в 4-м сев.-вост. углу к башне с Трехсвятительским храмом (упразднен в 1838) пристроена братская трапезная (1843-1850). Это прямоугольное в плане здание с 3-скатной кровлей. Декор трапезной крайне аскетичен. В XIX в. в Ж. м. были также построены каменные 2-этажный келейный корпус (1825) и др. здания, в т. ч. каменный житный амбар (1811), деревянная гостиница для богомольцев (1819) за стенами обители. Близ мон-ря находилась деревянная часовня. 5 мая 1990 г., в день обретения мощей прп. Иакова, крестный ход от Борков к мон-рю возглавлял еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв). Среди руин обители был совершен праздничный молебен. Указом архи-еп. Александра от 1 мая 1995 г. в бывш. мон-ре было организовано приписное подворье Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря во главе с настоятелем иером. Адрианом (Антиповым). Решением Свящ. Синода от 17 авг. 2004 г. подворье было преобразовано в мон-рь, настоятелем назначен иером. (впосл. игум.) Ферапонт (Кашин).  Регулярные будничные службы совершаются в домовой ц. во имя Трех святителей, устроенной в 1998 г. в трапезном корпусе XIX в.  http://www.sedmitza.ru/text/1157388.html Башня-часовня Трех святителей, 1843-1850 гг., выдержанная в простейших формах позднего классицизма, обладает традиционной для подобных монастырских сооружений композицией «восьмерик на четверике». Шатровую кровлю некогда завершала луковичная главка на тонкой шейке с крестом (в настоящее время установлен только крест). С юга, со стороны монастырского двора к четверику примыкает квадратный в плане притвор, трехскатная кровля которого ныне увенчана главкой (первоначальное завершение – килевидный кокошник, аналогичный тамбуру трапезной). Северный и восточный фасады, имеющие симметричную композицию с тремя прямоугольными окнами, выделены в средней части ризалитом. На северном фасаде в ризалите расположено световое окно, а по сторонам – ложные. На восточном фасаде, наоборот, центр занимает ложное окно, а по сторонам световые. Южный фасад четверика полностью закрыт примыкающей трапезной. Грани восьмерика, расположенные по странам света, расчленены стройными прямоугольными окнами с рамами на восемь квадратов, диагональные грани – ложными проемами. Над окнами помещены сандрики-полочки. В уровне подоконников обоих ярусов проходит полочка. Внутри переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи тромпов.

http://sobory.ru/article/?object=05156

На примерах репрессий священнослужителей Костромской епархии попытаемся раскрыть истинную картину происходившего. В 1928–1929 центром иосифлянской активности Костромской епархии были Костромской (священники В. Сарментов, М. Изюмов, И. Альбов), Буйский р-ны (в основном насельники закрытого в 1927 году Иаково-Железноборовского монастыря иером. Иоасаф (Сазанов), иером. Петр (Серов), иером. Серафим (Борисов)) и Нерехтский районы (последователи епископа Любимского, викария Ярославской епархии Варлаама (Ряшинцева) ), а также территория бывшего Кинешемского викариатства (сторонники епископа Василия Кинеешмского и Николая (Голубева)). Церковная ситуация в Костроме в 20-х – нач. 40-х гг. среди православных была пестрой: были обновленцы и тихоновцы, викториане и григориане, много было иосифлян. 7 сентября 1929 г. была арестована группа «иосифлян», которые проходили по делу Ярославской церковно-монархической организации «Истинное Православие», постановлением Коллегии ОГПУ от 3 января 1930 г. на 3 года лагерей был осужден иеромонах Алексий (Голубев); священники Константин Разумов, Иоанн Румянцев, Михаил Успенский, священник Александр Яковлев были приговорены к 5 годам; священники Иоанн Нарбеков, Василий Добровольский, Николай Доватский – к 3 годам ссылки в Северный край, епископ Николай (Голубев) ко времени вынесения приговора скончался. В 1932 году был арестованы как принадлежавшие к иосифлянам – ИПЦ – бывшие насельники Иаково-Железноборовского монастыря иеромонахи Серафим (Борисов) и Серафим (Груздев) . 29 октября были подвергнуты арестам 20 представителей духовенства и мирян Костромы. Еще ранее, в феврале 1929 г., как активный участник ИПЦ приговорен к ссылке на 3 года епископ Василий (Преображенский), которому по окончании ссылки было инкриминировано, что он: «В 1918 году создал сеть контрреволюционных кружков — филиал ИПЦ (Истинная Православная Церковь), ставивший своей задачей через религиозное антисоветское воспитание религиозных масс свержение существующего строя [...] Организовал и воспитывал кадры тайного моления монашества. Добился в ряде сельсоветов Кинешемского района упадка роста коллективизации, массовых волнений и ухода старых работниц с производств» . В декабре 1932 г. были арестованы священнослужители с. Сидоровское свящ. П. Березин и диакон В. Магер. В июле 1933 года епископ Василий Кинешемский был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Вместе с ним приговорили еще одиннадцать человек, в частности священника Павла Березина, Александра Чумакова и монахиню Виталию — к пяти годам, Марию Андреевну Дмитрову и ее сестру Елизавету — к трем годам лагерей.

http://bogoslov.ru/article/5081610

Большинство икон с изображением святого, упоминаемых в архивных источниках и лит-ре XIX - нач. XX в., не сохранились, поэтому представить развитие иконографии И. можно только по отдельным произведениям, в основном костромского происхождения. В иконописных подлинниках облик И. под 5 мая или 23 окт. (в день памяти ап. Иакова, брата Господня) уподобляется, как правило, облику сщмч. Власия Севастийского: «Подобием сед, брада аки Власиева, в схиме, кудерцы знать, на главе схима, риза преподобническая» (кон. XVIII в.- БАН. Строг. 66. Л. 46 об.); «…подобием сед, брада аки Власиева, в схиме; из под схимы кудерцы знать» (XVIII в.- Филимонов. Иконописный подлинник. С. 53-54). Согласно др. варианту описания, И. сравнивается с рус. преподобным: «Сед аки Евфимий Суздальский, на главе кудерцы знать, в схиме, риза преподобническа» (20-е гг. XIX в.- РНБ. Погод. 1931. Л. 53; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 71 об., 77, 155; Большаков. Подлинник иконописный. С. 37 (9 окт.), 41, 95). Прп. Иаков Железноборовский. Роспись ц. Рождества Христова в с. Борок Буйского р-на Костомской обл. Кон. XIX в. Прп. Иаков Железноборовский. Роспись ц. Рождества Христова в с. Борок Буйского р-на Костомской обл. Кон. XIX в. Наиболее ранним единоличным образом святого является икона-пядница 1-й пол. XVII в. (ГИМ - Прп. Сергий Радонежский/Сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 188-189, 269. Ил. 102): И. представлен в правой части средника, в рост, в молении образу Спасителя в облачном сегменте, одет в охристую рясу, коричневую мантич, синий параман, на голове куколь, правая рука поднята для крестного знамения, в левой развернутый свиток (текст: «Терпите, братие лютые скорби и обрящете покой д[у]шам своим»), борода со значительной проседью. Очевидно, такой иконографический извод был распространен в костромских землях, он встречается, в частности, на храмовой иконе прп. Ефрема Сирина (в молении Св. Троице, без свитка) 20-х гг. XVII в. из ц. во имя этого святого с. Ефремье Парфеньевского р-на Костромской обл.

http://pravenc.ru/text/200169.html

Согласно описаниям раки, «с трех сторон ея вычеканены события из земной и загробной жизни Преподобнаго, а с восточной - осмиконечный крест» (Там же. С. 82); «на верхней доске образ Преподобнаго длиною 2,5 аршина, а шириною 3 четверти, на образе венец серебряный, чеканный позолоченный. В венце, в шести местах стразы, оклад серебряный, риза также серебряная чеканная, весу во оной 7 фунтов 45 золотников: (рака.- Авт.) под балдахином, который раскрашен и местами вызолочен. Вокруг раки слова, с юга: «Первое пророчество Преподобнаго Иакова Князю Василию Дмитриевичу, что он скорбяше и посла к Преподобному Иакову да молит Бога о Княгине его и о разрешении и о рождении Василия, и да будет ей живот»; с запада: «как исцелил села Молвитина крестьянина Кондрата Иванова»; с севера: «Третье чудо, как исцелил Вологодской округи крестьянскую девку именем Ефросинью. Не видела света от рождения своего и привезена к Преподобному и абие прозре»» ( Жуков. 1842. С. 105). В 60-х гг. XIX в. рака И. и верхняя серебряная риза были «вызолочены червонным золотом через огонь, а вокруг нея, на все пространстве верхней доски, вновь сделаны оклады апплике; картины событий из жизни Преподобного прочищены и сделаны над ними соответствующие надписи» ( Румянцев. 1873. С. 32-33). В 1912 г., при игум. Мелхиседеке, рака была заново посеребрена и покрыта стеклянным футляром ( Воскресенский. 1913. С. 82). В наст. время новая деревянная резная рака святого установлена в ц. Рождества Богородицы Железноборовского мон-ря под деревянной резной сенью (воспроизводит формы старой), украшенной в 2008 г. 3 иконами с житийными сюжетами работы мон. Иакова (Русскова). На живописной крышке раки - ростовое изображение И. с развернутым свитком (текст: Гал 5. 22-23) в левой руке и с молитвенно приложенной к груди правой (работа и вклад худож. А. Константинова, 2002). Прп. Иаков Железноборовский. Роспись зап. галереи Троицкого собра Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1912 - 1913 гг. Артель Н. М. Сафонова Прп. Иаков Железноборовский.

http://pravenc.ru/text/200169.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010