КМЗ КОК, КГОХМ – аббревиатура Костромского объединенного историко-архитектурного и художественного музея – заповедника. Подлинник иконописный. Месяц май, 5 день. Издание С.Т. Большакова под редакцией А.И. Успенского. М., 1998. с. 95. Румянцев П . Указ. соч. С. 32-33. Вероятно, речь идет о тех самых 3 клеймах жития, описываемых у Жукова. МДА. XIX выпуск 1963-1967 гг. иеромонах Давид (Кузьмич). Курсовое сочинение по кфедре церковной археологии на тему: учники преподобного Сергия создатели русских обителей. Троице-Сергиева Лавра 1966-67 гг. г.Загорск. С. 89. Здесь автор ссылается на Троицкий патерик. ГАКО Р – 6. Оп. 1. Д. 1230. ФП. Акты и переписка с Буйским уисполкомом о ходе работы по отобранию ценного церковного имущества в Буйском уезде. С. 47. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/1559953

радуйся, яко от всех бед и напастей нас избавляеши. Радуйся, яко скорбящим и унывающим утешение подаеши; радуйся, яко вдовицам и сирым покровитель являешися. Радуйся, яко обидимых и невинно гонимых защищаеши; радуйся, яко обитель твою своими молитвами ограждаеши и сохраняеши. Радуйся, яко духовная чада своя присно посещаеши; радуйся, яко и окрестныя веси твоим предстательством от находящих зол невредимы сохраняются. Радуйся, твоим бо ходатайством от губительных болезней избавляются. Радуйся, Иакове, богомудре отче наш. Кондак 11 Светозарный светильник явился еси, Преподобне Иакове, не точию в Костромских пределех, но и всей Российстей земли; лучи бо чудес от цельбоноснаго образа твоего истекающии, достигают и дольних пределов. Темже прославляюще Прославльшаго тя Господа Бога, воспеваем Ему: Аллилуиа. Икос 11 Предстоя Престолу Царя Славы вкупе с лики Ангельскими и всеми святыми, не презри присно, отче, моления нашего, и не забуди нас, вопющих ти сицевая: радуйся, в теплейшей к Богу любве земное поприще твое скончавый. Радуйся, в час кончины твоея Пресвятаго Тела и Пречестныя Крове приобщивыйся; радуйся, в мире дух твой в руце Бога Отца предавый. Радуйся, от земныя юдоли в Небесное Царствие преселивыйся; радуйся, с лики Ангельскими на Небеси торжествуяй. Радуйся, сонму Преподобных отец и постников сопричтенный; радуйся, со всеми святыми неизреченнаго веселия наслаждаяйся. Радуйся, от Ангелов с торжеством в радость Господа твоего введенный; радуйся, венец Царствия от Христа, Царя Славы, по достоянию подвигов твоих приемый. Радуйся, яко царствуеши на Небеси со Христом, Емуже сраспинался еси на земли; радуйся, ублажаемый на земли. Радуйся, прославляемый на Небеси. Радуйся, Иакове, богомудре отче наш. Кондак 12 Благодать Божия и доныне изливается от целебнаго образа твоего на всех, с верою и любовию приступающих к нему, и молитвенно в скорбех, в болезнех же и злых обстояниих тя призывающих, Богу же вопиющих: Аллилуиа. Икос 12 Поем твоя подвиги, ублажаем равноангельное житие твое, почитаем память твою, дивный угодниче Христов Иакове; от избытка сердца вопием ти сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

радуйся, яко ни к чемуже от сущих в мире сердцем твоим прилепился еси. Радуйся, яко Духом Святым от сует земных воззван был еси, во еже работати Господеви; радуйся, яко в воинство слуг Христовых вписатися преискренне восхотел еси. Радуйся, яко куплями житейскими не обязался еси, да Небесному Воеводе угоден будеши; радуйся, яко иноческое житие зело возлюбил еси. Радуйся, яко богомудраго наставника на путь спасения взыскал еси; радуйся, яко преподобному и богоносному Сергию всеусердно в послушание себе предал еси. Радуйся, яко к богособранному стаду духовных чад его причтен был еси; радуйся, яко благий ярем иноческаго жития от преподобных рук его с радостию восприял еси. Радуйся, яко труды, скорби и тесноты иноческаго жития ради Господа Иисуса понесл еси до конца. Радуйся, Иакове, богомудре отче наш. Кондак 3 Сила Божественныя любве, еюже измлада исполнено бысть сердце твое, толико укрепи тя в подвизех, яко возложь руку твою на рало, никакоже вспять обратился еси, радостно воспевая Богу: Аллилуиа. Икос 3 Зряще равноангельное твое житие, како кто возможет поведати глубину твоего смирения, высоту самоотречения и широту твоея любве, яже к Богу; по силе же нашей, хвалебными песньми ублажающе, зовем ти: радуйся, мужу желаний Господних. Радуйся, Царства Небеснаго искренний искателю; радуйся, столпе благочестия непоколебимый. Радуйся, верный исполнителю Уставов Святыя Церкве; радуйся, многосуетнаго мира любве ради Божия отрекийся. Радуйся, благое иго Христово на себе восприявый; радуйся, вечное спасение души твоея паче всего взыскавый. Радуйся, в богомыслии и памятовании смерти всю жизнь препроводивый; радуйся, горняя мудрствовати, а не земная, от ранняго возраста научивыйся. Радуйся, водительству Небесныя Мудрости всего себе вручивый; радуйся, всякое плотское мудрование далече от себе отринувый. Радуйся, не имевый зде пребывающаго града, но грядущаго взыскавый. Радуйся, Иакове, богомудре отче наш. Кондак 4 Бурею уныния и туги сердечныя, яже воздвиже на тя ненавидяй всякаго добра диавол, никакоже сокрушити возможе крепкаго твоего произволения, еже работати Господеви, ни воспретити от благаго твоего начинания; надеждею бо на помощь укрепився, Спасающему тя от малодушия и от бури, взывал еси Богу: Аллилуиа. Икос 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Однако Вратислав не обратил внимания на волю папы: славянская служба продолжалась в Созавской обители (см. подр. 16 сентября). Память святителя Мелигона, епископа Сардийского, в Лидии, Малой Азии Для получения понятия о личности сегодня вспоминаемого Свя­тою Церковью епископа Мелитона – не ближе ли всего и не доступнее ли всего будет познакомиться с его образом мыслей, который выра­жается, например, в письме его к Римскому императору Антонину: «Бесстыдные доносчики, – пишет между прочим святитель Мели- тон, – жадные до чужого, находя благоприятный для них повод в им­ператорских указах, явно разбойничают, днем и ночью грабят невин­ных людей... Если это делается по твоему повелению, пусть делается в порядке; но быть не может, чтобы император справедливый захотел несправедливого. Мы охотно получаем награды за такую смерть, но просим тебя об одном, чтобы ты сам наперед узнал подвижников такой твердости... наша философия первоначально процвела среди варваров; потом – в могущественное правление Августа, предка твоего, встре­тилась с подвластными ему народами и – стала добрым покровом для твоего царства». Напомнив потом, что христиан гнали только такие люди, как Не­рон и Домициан, продолжает: «Мы не чтим камней бесчувственных, но чтим Единого Бога, Который прежде всего и выше всего, и Христа Его – истинного Бога, предвечное Слово. Трудно вводить на путь ис­тины того, кто долгое время находился в заблуждении. Но это – возможно. Кто понемногу начинает признавать заблуж­дение, тот начинает вспоминать об истине. Некоторые думают, что если они заблуждаются вместе с другими, то не оскорбляют правды. Нет, не могу извинить их. Если велика глупость одного, тем тяжелее глупость многих. Глупостью называю, если человек отступает от ис­тины и принимает то, чего нет. Действительность же подлинная есть то, что есть Бог . Все существует Его силою; Он не создан и не начинал быть, Он – от вечности и до века. Он пребывает неизменный, когда все изменяется, незрим очами, необъемлем умом, неизобразим словом...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Удивлял самих подвижников своею почти бесплот­ною ангельскою жизнью: пост его, бдения, всенощные стояния, не­престанные псалмопения и молитвы превосходили всякое описание. Казалось, он спорил с природою, желая вещественное тело свое сделать невещественным... » А вот и слова самого Григория в ответ на вопросы об умственном делании, с которыми обратился к нему один из учеников его: «Когда душа употребляет все свое усердие и подвизается посредством деятель­ных добродетелей, при должном рассуждении, тогда она низлагает все страсти и подчиняет их себе. А если страсти покорены, то ее окружают естественные добродетели и следуют за нею, как тень за телом; и не только следуют, но и учат ее и наставляют тому, что выше естества, учат как бы восхождению по духовной лестнице. Когда же ум, благодатью Христовою, взойдет к тому, что выше естества, тогда, просвещаемый Святым Духом, он простирается к яс­ному видению; тогда, сделавшись выше самого себя, по мере данной ему от Бога благодати, весьма ясно и чисто видит сущность вещей, и уже совсем не так, как умствуют о том внешние мудрецы, кидаю­щиеся только за тенью вещей, а не старающиеся как должно следовать существенному действию природы. Ведь и Божественное Писание го­ворит: Посуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели ( Рим. 1, 21–22 ). Потом душа, принявшая благодать Святого Духа, по причине множества видений, какие ей открываются, мало-помалу оставляет прежние и переходит к высшим и Божественнейшим, как говорит апостол Павел: Забывая за­днее и простираясь вперед ( Флп. 3, 13 ), – и таким образом поистине от­брасывает всякую боязнь и страх и, прилепившись любовью к Христу, видит, что природные ее помыслы совершенно умолкают и, по писанию святых отцов, остаются назади. Достигнув безвидной и неизреченной красоты, она теперь, осияваемая сиянием и благодатью Святого Духа, беседует только с Богом, а просветившись этим беспредельным светом и имея стремление к одному Богу, она, по причине своего нового и чуд­ного изменения, совсем уже не чувствует своего смиренного, земного и вещественного тела, ибо является чистою и светлою – без всякой примеси вещественного пристрастия, является существом собственно умным, каким был до грехопадения первородный Адам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда по смерти Платониды Вриенна стала настоятельницею общины, Февронии приказано было читать по пятницам Священ­ное Писание. Поскольку же из города собиралось много посетитель­ниц слушать слово Божие, то Феврония читала за занавесом, чтобы скрыть свою красоту даже и от особ своего пола. Чтение обыкновенно сопровождалось кратким объяснением, и Феврония так ясно и от­четливо говорила о смысле того или другого отделения Писания, что в целом городе стали говорить об уме толковницы. К этим случаям присоединялись похвалы сестер добродетелям и красоте Февронии. От того любопытство городских жительниц было раздражено, и они спешили слушать Февронию. Особенно сильно заинтересована была Февронией Иерия, вдова сенатора, лишившаяся мужа на восьмом месяце замужества. Она была еще язычница, но искала истину и добро. Рассказы о Февронии вос­пламенили ее желанием – познакомиться с редкою девушкою. Она явилась в обитель; Вриенна встретила ее с почестью, приличною ее сану; но она бросилась к ногам ее и со слезами просила дозволить ей язычнице видеться и поговорить с Февронией; при этом объяснилась она, что родные вынуждают ее избрать другого супруга, потому имеет она душевную нужду в совете искренне-доброй души. Вриенна отве­чала, что племянница ее не может видеться ни с кем – таково правило жизни ее! «Я приняла ее, – говорила настоятельница, – от родителей на третьем году ее жизни, теперь ей 18 лет и по редкой красоте ее она доселе не показывалась никому из светских людей». Иерия со слезами уверяла в чистоте своих намерений. На слезную, настойчивую просьбу ее Вриенна согласилась, но предложила условие: снимет свой богатый светский убор и явится в одежде послушницы, так как Фев- рония никогда не видала светских нарядов. Иерия с радостью приня­ла условие. Они вошли к девственнице. Феврония, приняв Иерию за странницу-отшельницу, пала к ее ногам и обняла ее как сестру о Христе. После краткого разговора Феврония начала читать, и Иерия с такою жаждою слушала поучения, что вся ночь прошла в святом упражнении. На следующее утро настоятельнице стоило большого труда убедить Иерию расстаться с Февронией. Нежно обняв свою юную наставницу, Иерия возвратилась к себе. Сообщив родным о небесных поучениях, слышанных ею, она упрашивала их покинуть язычество и принять хри­стианскую веру. Сама она тогда же приняла христианство и стала самою искреннею исповедницею Христовою. И родители ее, по ее убеждению, также были крещены со всеми домашними их.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Жених мой, – отвечала Феврония, – бессмертен. На Него не про­меняю никого. Никакие лестные обещания и никакие угрозы не пере­менят моего решения. Не нужно вам и тратить слов». Не ожидавший такого твердого ответа, гордый Селений приказал сорвать с Февронии одежды ее и набросить лохмотья. Сквозь дырявую ветошь видна была нагота Февронии. Селений с хохотом сказал: «Не стыдно ли быть в таком виде пред нами?» «Если ты к этому оскорбле­нию, – отвечала Феврония, – присоединишь пытки железом и огнем, я готова и на них. Он, Господь мой, столько страдал за меня. Мне ли не терпеть за Него». «Бесстыдная девушка! – закричал Селений. – Ты, гордясь красотою твоею, величаешься тем, что выставлена эта красо­та напоказ всем». «Нет, – отвечала Феврония твердо, – нет, доселе ни одному мужчине не дозволяла я видеть лица моего; теперь же ре­шаюсь терпеть и пытки – только для Господа моего». «Хорошо! – за­кричал рассвирепевший Селений. – Пусть узнает пытки!» Он прика­зал привязать ее между четырьмя столбами и разложить тут же огонь, и в то же время, как будет жечь ее огонь, осыпать ее градом ударов. Это выполняли с такою зверскою жестокостью, что кровь полилась ручьями, и тело падало клочками. Многие из зрителей падали без чувств, другие громко требовали прекратить зверство. Но Селений был бесчеловечен. Уже тогда, как сказали, что Феврония умерла, приказал он остановить мучение. Фомаида лежала без чувств; Иерия громко кричала: «Феврония – наставница моя! Тебя отнимают у меня; и Фомаиды лишаюсь я». Стра­далица приведена была в чувство водою. Судья сурово сказал: «Удачен ли твой первый бой, Феврония? Как находишь ты его?» «Ты можешь сам судить, – отвечала Феврония, – жестокость твоя победила ли мою слабость?» «Повесить ее, – сказал мучитель, – драть бока ее железными ког­тями и жечь до костей». Палачи принялись за работу. Тело лилось вместе с кровью, огонь проникал до внутренностей. Святая сперва говорила: «Спаситель мой! Не покинь меня в страшный час». Потом страдала молча. Многие из присутствовавших поспешили выйти из судебной па­латы, другие говорили страшному судье, чтобы приказал, по крайней мере, отнять огонь. Селений согласился и потом стал допрашивать мученицу. Феврония не в состоянии была отвечать. Судья велел за дерзость отрезать язык. Но судью остановили. Селений приказал вы­рвать зубы, и это исполнили.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Народ со слезами обращался к Иову: «Пастырь добрый! Прости нас, словесных овец бывшего стада твоего... Мы сами уклонились от те­бя, заблудились в дебрях греховодных, сами отдали себя на съедение лютому зверю, всегда готовому губить души человеческие. Исхити нас из нерешимых уз по данной тебе Божественной благодати». На амвон вышел архидиакон Алимпий, стенания народа постепенно угасли, и он по благословению патриарха Гермогена стал читать челобитную, на­писанную от лица народа и обращенную с покаянными исповеданиями и мольбами к патриарху Иову. В ней было сказано: «Мы все от мала до велика прельстились, ложь приняли за истину, отступили от клятвы и изменили крестному целованию, приняв на царство Отрепьева и выдав ему на смерть семейство Бориса, которому клялись в верности. Он умерт­вил их, тебя, отца нашего, отринул от нас, разлучил пастыря с овцами... Как тогда от твоей святости мы были связаны, так и ныне от твоей же святости ищем разрешения и просим не только за присутствующих в хра­ме сем, но и за все Русское царство, не только за живых, но и за умерших. Просим разрешить нас всех от мала до велика. И ты, государь, Святей­ший Иов патриарх, не отвергни нас, кающихся, не оставь нас умереть в отчаянии. Дай нам прощение и разреши нас от клятвенного греха». По прочтении челобитная была подана в руки старца-патриарха. Затем архидиакон зачитал разрешительную грамоту Святейшего Иова, патриарха Московского и всея Руси. В грамоте напоминалось о еди­нодушном всенародном избрании царя Бориса, о всенародной клят­ве верности ему, говорилось об изменах и всевозможных бедствиях в лжеправление самозванца; говорилось, что покаяние народное при­нимается Богом. По прочтении разрешительной грамоты святитель Иов обратился к народу с последним увещеванием. Земные подвиги патриарха Иова бы­ли завершены, он как жил в этом мире в смирении и чистоте, так и уходил из него в совершенной простоте, без всякого стяжания и вдали от двор­цовых и мирских смут. Спустя четыре месяца по возвращении в Старицу после всенародного покаяния, 19 июня 1607 года, в ночь на воскресенье патриарх Иов отошел в мир иной. На погребение Святейшего прибыли митрополит Крутицкий Пафнутий и архиепископ Тверской Феоктист.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Блаженный Варсонофий родился в 1495 году, в городе Серпухове 572 от иерея Василия и в Святом Крещении наречен был Василием 573 . Отцу его не было довольно времени обучать сына грамоте, и он отдан был для обучения благоговейному учителю. Юный Василий одарен был отличными способностями ума, «бе глубок ум имея», потому скоро изучил Псалтирь, которая, по словам святого Василия, содержит в себе все полезное; Василий научился и церковному пению так хорошо, что мог и сам петь правильно, и управлять другими. В 1512 году сыно­вья хана Менгли-Гирея опустошили берега Оки и захватили многих в плен 574 ; в том числе взят был в плен и Василий. Горько было положение пленника; но слезы, какие проливал он в тяжком плену, были то же для сердца его, что поливка для дерева. Зная на память псалмы Дави­довы, он взывал к Богу отцов своих: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего ( Пс. 88, 27 ); избавь меня от руки сынов иноплеменных ( Пс. 143, 7 ). Молитва и богомыслие не только облегчали скорбь его, но доставляли сердцу его такое утешение, какого не чувствовал он в доме родительском. В нем росла любовь к Богу, а с нею и преданность воле Его. В таком расположении души молодой Василий работал неверным со всем усердием и обучался послушанию безответному, терпению и не­злобию. Пост, сперва невольный, обратился в дело воли его. Утомитель­ные работы невольника занимали у него все время дня, и он посвящал ночь молитве, ставшей потребностью души его. Всегдашняя готовность к услугам, верность и жизнь чистая смягчали сердце варваров; на другом году плена облегчили ему тяжесть трудов и дали некоторую свободу. Василий изучил разговорный язык татарский; по своей даровитости он узнал его столько, что мог излагать мысли свои на письме татарском. Мало и того: имея теперь более свободы, он изучал основания магоме­танской веры, так что мог отчетливо говорить как о содержании этой веры, так и об ошибках и заблуждениях ее. Основательным познанием языка и веры татар исполнилась премудрая цель, для которой Господь попустил рабу Своему быть в плену. И вот, спустя три года плена, отец нашел средства выкупить дорогого сына из неволи татарской.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дело легко обходится и без них. Вместе с готами жили в Крыму еще в IV в. русские славя­не; впоследствии первые большею частью разбрелись по Европе, а остались славяне русские. Русский, живший в Крыму вместе с готами, легко мог читать и объяснять философу Ульфилоф перевод, тем более, что в этом переводе много слов славянских. Письмена названы русскими только потому, что их объяснял русский. Слова: «бесе- дова с ним и силу речи прием», вовсе не требуют того смысла, что будто Константин беседовал по-готски, – беседа была русского славянина с македонским – о переводе Ульфилы. На возвратном пути в Царьград святые опять были в Херсоне. Константин предсказал близкую смерть Херсон. епископа. Тогда же были они в Фулле. В XIII в. архиепископ Сугдеи назывался Сугдео-Фулльским. Так видно и по заметкам Сугдей- ского грека (Херсонские Епархиальные Ведомости. 1865. 4). Следовательно, Сугдея, иначе Судак и Сурож, не вдали была от Фуллы. А так как Херсонский архиепископ раз хотел было включить Фуллу в округ своей епархии, то Фуллу надобно полагать не вдали и от Херсона. Жители Фуллы, по житию св. Кирилла, хотя были христиане, боготворили огромный дуб. Св. Константин, доказав им нечестие суеверия их, довел до того, что дуб был срублен и сожжен самими фуллянами. 527 Древняя служба св. Кириллу: «сонм Еврейский, присоединившийся к Коза- рам в градах северных, рассеяв острым оружием твоего слова». Припомним то, что, по житию, проповедники были в Крыму на пути в Хазарию и из Хазарии; по словам канона видим, что хазары, у которых были проповедники, жили на севере от Крыма. 528 Житие Климента: «еще прежде (до пребывания в Моравии) сотворил он учеником своим владетеля Болгарского Бориса, возбудил любовь к прекрасному отечественному языку и тогда же одарил его дарами наставлений, которые твердил ему непрестанно». Переводчик тут неверно понял и передал слова подлинника. Ср.: Шафарик. Славянские древности. Т. 2, кн. 2. 529 Текст синаксаря в Изв. акад. VI, 384. Действительность и время этого события оправдываются и повествованием о перенесении мощей Струмницких мучеников в Бре­гальницу (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010