Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Духовное наследие преподобного Иакова Железноборовского Апробационная статья соискателя ученой степени кандидата богословия выпускника Московской духовной академии игумена Ферапонта (Кашина) посвящена жизни и духовному наследию преподобного Иакова Железноборовского. Статья История Железноборовского монастыря берет свое начало с конца XIV века. Именно тогда неподалеку от селения Железный Борок поселился отшельник по имени Иаков. Сведений о жизни преподобного Иакова сохранилось немного. Известно лишь, что он происходил из древнего рода бояр Аносовых. Лишившись рано своих родителей, после которых осталось значительное имение, Иаков, исполняя свое давнее желание и стремление, раздал имение бедным и отправился в Троицкую обитель к преподобному Сергию, где и принял монашеский постриг. Спустя некоторое время, приблизительно в 1390 г., по благословению преподобного он удаляется в родные Костромские пределы и поселился близ Железного Борка в 40 верстах от Галича. В период царствования великого князя Василия Дмитриевича, сына святого благоверного князя Дмитрия Донского, преподобный Иаков посетил Москву, где узнал о том, что супруга Василия Дмитриевича великая княгиня София Витовтовна находилась при смерти перед родами. Великий князь Московский просил преподобного помолиться о здравии супруги. Иаков отпустил посланцев государя со словами: «Пусть молится Богу и Пречистой Матери Его, а о княгине пусть не скорбит; будет она здорова и в нынешний же вечер родит ему наследника» . Предсказание исполнилось, после чего признательный великий князь щедро одарил обитель преподобного Иакова вотчинами, угодьями и разными вкладами, чем и обеспечил дальнейшее ее существование. В 1425 году скончался московский князь Василий Дмитриевич, почитавший преподобного за его помощь при рождении сына, на престол вступил его сын Василий Васильевич. С этого времени началась распря между московскими и галичскими князьями за овладение великокняжеским престолом. Поскольку дорога из Москвы в Галич пролегала через Борок, обитель преподобного Иакова оказалась в гуще событий этой усобицы. Когда в 1433 году Юрий Шемяка занял Москву, князь Василий Васильевич удалился в Кострому и отсюда «нередко посещал Железноборовскую обитель», где в одно из посещений оставил свою кольчугу.

http://bogoslov.ru/article/1559953

После многих лет совместных подвигов иноки просили преподобного Иакова быть их игуменом. Он смиренно покорился их просьбе и поехал в Москву, где был облечен священным саном. Железноборовскому монастырю покровительствовали московские князья. В 1415 году, когда супруга князя Василия I Дмитриевича София Витовтовна тяжело страдала в родах, преподобный Иаков предсказал ей благополучное разрешение от бремени и рождение наследника. Вскоре наследник, будущий великий князь Василий Васильевич, появился на свет, и Василий I b благодарность пожертвовал Железноборовской обители земли и средства на строительные работы в монастыре. В 1420 году в Галичской земле случился голод. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось при обители. Во время набега татар на Костромскую землю в 1429 году Железноборовский монастырь был сожжен дотла, иноки укрылись в окружавшем монастырь бору. Позже они вернулись на то же место и построили новую обитель. Железноборовский монастырь не раз был сожжен во время татаро-монгольских и польско-литовских нашествий, но неизменно восстанавливался и отстраивался заново. Первоначальные деревянные постройки обители уничтожены пожаром в Смутное время, позже здесь были возведены два каменных храма — Иоанна Предтечи и Рождества Пресвятой Богородицы. После революции Железноборовский монастырь был закрыт. Мощи преподобного Иакова исчезли из монастыря в 1919 году, в ходе кампании по «вскрытию святых мощей» (считается, что они были спрятаны монахами и находятся под спудом в монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы). В 1995 году полуразрушенный комплекс возвращен Церкви, на его территории вначале разместилось подворье Ипатиевского Троицкого монастыря, а в 2004 году оно преобразовано в самостоятельный Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь.  Восстановительные работы в монастыре еще ведутся. Дальше других на северо-восток, в окрестности Чухломы, ушел из Радонежской обители преподобный Авраамий Галичский (также его называют Авраамием Городецким и Чухломским). В XVI-XIX веках Авраамий был одним из самых почитаемых святых на Северо-Востоке России, в его честь были освящены десятки храмов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Прп. Иаков Железноборовский. Икона. Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Рождества Христова, с. Борок Буйского р-на Костромской обл.) († 11.04.1442, Железноборовский Иоанно-предтеченский мон-рь), прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Железноборовский, основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря. Основные сведения о святом содержатся в его житии, составленном в 1598 г. игум. Железноборовского мон-ря Иосифом. В наст. время житие известно в единственном списке (в составе конволюта из разновременных тетрадей кон. XVIII - нач. XIX в.: РНБ. Тит. 3800. Л. 50-55) и в пересказах историков и краеведов XIX - нач. XX в., в чьих работах отразилась разновидность Жития, отличающаяся от списка РНБ. Тит. 3800. В XIX - нач. XX в. была известна более подробная редакция текста, нежели та, что отразилась в сохранившемся списке; утраченная редакция Жития содержала сведения о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., об учениках И., в частности о прп. Иакове Брылеевском, и др. Согласно житию, И. происходил из рода галичских служилых людей Аносовых. После кончины родителей он поселился в Троице-Сергиевом мон-ре, где принял постриг от прп. Сергия Радонежского. Прожив в мон-ре нек-рое время, И. по благословению прп. Сергия отправился в Галичское княжество. На берегу р. Тёбзы (левый приток Костромы), у с. Железный Борок (ныне с. Борок Буйского р-на Костромской обл.), И. остановился для отдыха и в тонком сне увидел чудесный свет. Приняв видение за знамение свыше, преподобный основал на этом месте мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи. Согласно пересказам жития, в 1390 г. И. получил от митр. Киевского и всея Руси св. Киприана благословенную грамоту на строительство деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи ( Румянцев. 1873. С. 12-15). Житие связывает с заступничеством И. чудо благополучного разрешения от бремени вел. кнг. Софии Витовтовны в 1415 г., известное по летописям (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 40-41; Т. 11. С. 225-226). Вел. кн. Василий I Димитриевич просил некоего старца (в летописях его имя не названо) из «монастыря святого Иоанна Предтечи под бором за рекою», к которому имел большую любовь и доверие, молиться о здравии своей тяжко страдавшей в родах жены. Старец предсказал благополучное рождение наследника. 10 марта 1415 г. в великокняжеской семье родился сын - буд. вел. кн. Московский Василий II Васильевич . Железноборовский монастырь пользовался покровительством московского великокняжеского дома. Василий I Димитриевич пожаловал обители землю и средства на строительные работы. В 1450 г., во время междоусобной войны с кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой, вел. кн. Василий II разместил в монастыре свою ставку и за взятие Галича «молебная совершал во церкви Ивана Предтечи», благодаря «Бога, и Пречистую Его Матерь, и великих чудотворец» (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 123-124).

http://pravenc.ru/text/200169.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Ферапонт (Кашин), иг., митрополит Костромской и Нерехтский В статье кандидата богословия, заведующего кафедрой богословских дисциплин Костромской духовной семинарии митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта (Кашина) излагается история ранее неизвестной редакции «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери», составленной около 1777 года как приложение к богослужебному последованию в честь чудотворного образа, и публикуется ее текст. При рассмотрении Святейшим Синодом этого последования в 1777 году текст Сказания в данной редакции решено было не публиковать, поэтому печатное издание новой службы (1778 год) сопровождалось лишь краткой редакцией Сказания из печатного Пролога 1662 года.До настоящего времени текст Сказания в редакции 1777 года, сохранившийся в единственной рукописи в архивном деле Святейшего Синода, не был известен исследователям. Составитель этого текста в источнике не указан, но можно с большой вероятностью предположить, что им являлся протоиерей Иоанн Красовский-младший (1746–1810), уроженец Костромы, сакелларий большой придворной церкви в Санкт-Петербурге и член Российской академии наук. Апробационная статья соискателя ученой степени кандидата богословия выпускника Московской духовной академии игумена Ферапонта (Кашина) посвящена жизни и духовному наследию преподобного Иакова Железноборовского. Апробационная статья соискателя ученой степени кандидата богословия выпускника Московской духовной академии игумена Ферапонта (Кашина) посвящена анализу двух архивных документов, посвященных истории Иаково-Железноборовского монастыря: «Опись имущества Железноборовского монастыря» и «Рапорты благочинных с приложением сведений об имеющихся в монастырях предметах церковно-археологического характера». Статья публикуется в авторской редакции. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/1507769

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. На Богословском кладбище Санкт-Петербурга найдена могила духовника Иаково-Железноборовского монастыря Костромской епархии схиархимандрита Серафима (Сазанова). 20 октября на безымянном захоронении впервые была отслужена заупокойная лития. Ее совершил нынешний наместник обители игумен Ферапонт (Кашин). Отец Ферапонт приехал в Петербург из села Борока Буйского района Костромской области и сразу с вокзала отправился к могиле старца. Пока на кресте нет имени погребенного, но свидетельства подтверждают, что именно здесь покоится отец Иосаф (Сазанов), впоследствии принявший схиму с именем Серафим. «У нас есть фото могильного креста и свидетельства настоятельницы Макариево-Писемского монастыря схиигумении Макарии. Будучи девочкой, она застала батюшку живым и, кроме того, помнит ориентиры, по которым стало возможным найти его могилу», — рассказал игумен Ферапонт. За безымянным захоронением ухаживали. Долгие десятилетия за могилой приглядывала пожилая благочестивая женщина Евдокия, ее служение стало продолжением семейной традиции. Во времена богоборчества верующие вели потаенную религиозную жизнь, которая включала также уход за могилами священников и монахов. Продолжать это дело они завещали своим детям. Рядом с найденной могилой находятся еще два надгробия неизвестных монахов. Их личности предстоит установить. Игумен Ферапонт планирует также продолжить сбор материалов для возможной канонизации схиархимандрита Серафима. Отец Иосаф, в схиме Серафим (Сазанов) был духовником Свято-Предтеченского Иаково-Железноборовского монастыря Костромской епархии с 1917-го по 1924-й год вплоть до ареста и ссылки в Соловецкий лагерь. Почил в Ленинграде после освобождения из заключения. Сохранились свидетельства, что при жизни по его молитвам происходили чудеса исцелений. «Вода живая», 20.10.11

http://old.aquaviva.ru/news/2011-10-20/2...

В 1676 г. отмечено: " писать Покрова Пресв. Богородицы, да в приделе арх Михаила в селе Леонтьевском, Контеево тож " . В 1718 г. упоминается " Галицкаго уезда Корежской волости церковь арх. Михаила села Контеева " . В марте 1721 г. " села Контеева церковный староста Василий Андронов в поданном в патр. казен. приказ прошении писал: " в прошлых годех по указу в Галич. уезде Железноборовскаго монастыря в вотчине в селе Контееве построена церковь Божия во имя арх. Михаила и та церковь Божия ныне ко освящению в готовности, и прошу тое церковь освятить тогож Железноборовскаго монастыря игумену Иосафу и о том дать освященную грамоту и антиминс и указ учинить " . В январе 1735 г. " выдан указ о освящении церкви Галич. уезда Железноборовскаго монастыря игумену Феодосию по челобитью онаго монастыря вотчины села Контеева церкви арх. Михаила попа Симеона Иванова, велено оную Архангельскую церковь на новопечатном антиминсе освятить ему игумену понеже в прошлом 1734 г. октября 28 во время пожарное из той церкви с престола одежда и срачица снята " . http://www.old-churches.ru/bu_003.htm Незаурядный архитектурный комплекс, отражающий в своих постройках различные стилевые и типологические тенденции, присущие костромскому культовому зодчеству на протяжении около столетия со 2-й пол. 18 до 2-й пол. 19 в. Село известно с 1415 г., когда вместе с другими селами и деревнями Корежской волости было пожаловано великим князем Василием Темным Железноборовскому монастырю. По писцовой книге 1628 г. в селе значились «храм во имя Архангела Михаила вверх шатром, да другой храм теплый Покрова, древян клецки». Храмы, часто горевшие неоднократно возобновлялись. В 1764 г. по екатерининскому указу село в числе многочисленных монастырских вотчин было взято в казну. Комплекс расположен в центральной части села. Холодная каменная церковь Покрова с приделами Сретения и Смоленской Божьей Матери была построена в 1771 г. Первоначально отдельно стоящая колокольня была соединена с трапезной переходом, очевидно, в кон.

http://sobory.ru/article/?object=44751

После 1917 года трагична судьба насельников монастыря. В 1927 году иноков из братского корпуса выгнали. По рассказам местных старожилов, они стали жить в подклети церкви Рождества Пресвятой Богородицы в тесноте, холоде и сырости. Было монахов человек 20. Последний инок монастыря (к концу жизни) схиархимандрит Серафим (Борисов) после его закрытия служил в различных храмах Костромской епархии. 8 лет провел в лагерях Архангельской области. По решению Святейшего Синода в 1994 году решено возродить Иоанно-Предтеченский Железноборовский мужской монастырь. И вновь затеплились лампады иноческого жития. На подворье подвизаются 13 человек братии. Наместником монастыря является иеромонах Ферапонт (Кашин). По информации с сайта: kostroma-eparhia.narod.ru Обитель находится близ села, называемого " Железный Борок " (ныне село " Борок " ), на левом берегу реки Тебзы; основана около 1390 г. преподобным Иаковом Железноборовским, происходившим из рода Галичских дворян Аносовых. Храмов два каменных: 1) соборный - в честь Рождества Иоанна Предтечи (освящен в 1757 г.). В 1837 г. с северной стороны собора был устроен придел в честь прп. Сергия Радонежского (освящен в сентябре 1838 г.); 2) в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя прп. Иакова Железноборовского (освящен в 1757 г.). За левым клиросом Богородицкого храма покоятся мощи прп. Иакова Железноборовского, обретенные 5 мая 1613 г.; на гробнице положены: каменный крест и вериги, в которых подвизался прп. Иаков. Известно, что до каменного храма на этом месте в 1689 и 1731 гг. строились деревянные церкви с таким же посвящением. В 1811 г. вокруг монастыря устроена каменная ограда. В 1929 г. Иаково-Железноборовский монастырь был закрыт. В 1995 г. начались работы по возрождению монастыря, в сохранившемся трапезном корпусе устраивается домовая церковь во имя Трех Святителей. В 2004 г. монастырь был возобновлен, как самостоятельная обитель. Расстояние от Костромы 85 в., от г. Буя 15 в. Ближайшие церкви: Христорождественская села Борок в 1/2 в.

http://sobory.ru/article/?object=05009

В XIII в. в Костромском крае появилось 2 первых мон-ря - Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь и Спасо-Запрудненский мужской монастырь в окрестностях Костромы. Во 2-й пол. XIV - нач. XV в. ученики прп. Сергия Радонежского - преподобные Авраамий Галичский , Макарий Писемский , Павел Обнорский , Иаков Железноборовский и Никита Костромской - основали ряд мон-рей, ставших главными духовными центрами Костромской земли: прп. Авраамий Галичский - Успенский Новозаозерский мон-рь, Авраамиеву Ризоположенскую Великую пуст., Авраамиеву Верхнюю в честь Собора Пресв. Богородицы пуст. и Авраамиево-Городецкий Покровский мон-рь; прп. Макарий Писемский - Преображенский Макариево-Писемский мон-рь на р. Письме; прп. Иаков Железноборовский - Иоанно-Предтеченский Иаково-Железноборовский мон-рь на р. Тёбзе; прп. Никита Костромской - Богоявленский мон-рь (с 1863 Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь) в Костроме. В 70-х гг. XIV в. в окрестностях г. Нерехты прп. Пахомий Нерехтский основал Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский жен. мон-рь. В 80-90-х гг. XIV в. в «малой хижине» вблизи Авраамиево-Городецкого монастыря на Чухломском оз., а затем на р. Письме рядом с прп. Макарием Писемским жил прп. Павел Обнорский. По-видимому, в нач. XV в. прп. Павел ушел за р. Кострому в Комельский лес и поселился на р. Грязовице в дупле старой липы. В 1414 г. на р. Нурме он основал Свято-Троицкий Павло-Обнорский муж. мон-рь. В XV в. первые мон-ри стали возникать и на востоке края, в Ветлужско-Унженском междуречье, населенном язычниками-черемисами. Ок. 1417 г. на р. Ветлуге поселился прп. Варнава Ветлужский , после кончины которого на месте его подвигов ученики основали Варнавину во имя Св. Троицы пуст. В 1439 г., после разорения Желтоводского Троицкого мон-ря, прп. Макарий Унженский и Желтоводский основал на р. Унже Свято-Троицкий Макариево-Унженский мон-рь. В нач. 30-х гг. XVI в. прп. Геннадий Костромской и Любимоградский учредил близ впадения р. Обноры в р. Кострому Геннадиев в честь Преображения Господня мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Борок. Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 50-е гг. XVIII в. в Ж. м. строилась 5-главая каменная ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (освящена в 1761). В 30-х гг. XIX в. с сев. стороны храма был пристроен и в сент. 1838 г. строителем иером. Иосифом освящен придел во имя прп. Сергия Радонежского; с вост. и зап. сторон придела находились 2 каменные пристройки, в к-рых размещались ризница и б-ка. По типу постройки храм близок к предыдущему, однако имеет иные пропорции. Его 2-светный четверик более вытянут по вертикали, свод, напротив, ниже, чем был в старом храме, кровля 4-скатная, апсида осталась полуциркульной. Размеры центральной световой главы и боковых глухих глав невелики в сравнении с четвериком; поставленные на 8-гранные барабаны и подножия-рюмочки, вытянутые луковичные главки венчались ажурными коваными крестами (к 2008 г. утрачены все главки и центральный барабан). Декор храма напоминает то, как был украшен предыдущий храм: четверик оформлен плоскими лопатками и зубчатым карнизом, наличники скромные, полуциркульные и треугольные. Но барочным формам придано определенное сходство с допетровским декором: полуциркульные наличники имеют слегка килевидные очертания и снабжены колонками и т. п. К традициям архитектуры узорочья 2-й пол. XVII в. восходит фриз из ложных кокошников, венчающий фасады. С зап. стороны к храму примыкает неглубокий (в одну ось окон) притвор, соединяющий храм с колокольней, к-рая стоит непосредственно за алтарем Богородице-Рождественского храма и образует выразительную вертикальную доминанту, объединяющую ансамбль из 2 храмов. Первоначально многоярусная 8-гранная колокольня была увенчана деревянным шатром (в 1803 г. он был заменен кирпичным). Пропорции колокольни - очень высокая восьмериковая часть с 2 ярусами звона и крутой, относительно невысокий шатер с неск. рядами слухов - характерны для колоколен Костромской губ. По материалам: " Православная энциклопедия, т. 19 " , http://www.sedmitza.ru/text/1157388.html;  http://www.old-churches.ru/bu_056.htm

http://sobory.ru/article/?object=05155

См. Духовский Якобштадский. Яковлевский Железноборовский монастырь См. Железноборовский Галицкий Яковлевский Предтечев. Яковлевский Ростовский монастырь Ставропигиальный. См. История Российской Иерархии, ч. II, стр. 507 и далее. Яковлевский Воздвиженский монастырь Мужской, давно уже упразднённый, обращённый в собор города Холмогор, существовал ещё до учреждения Архангельской Епархии. Якубово-Крыжборский монастырь См. Крыжборский. Якутский Спасский монастырь 3 класса мужской, Иркутской Епархии состоит в конце строения города Якутска близ реки Лены с проливными озёрами. Построен в лето 7163/1660, по прошению бывшего тогда ещё Якутского Острога, (от которого он и прозвание своё имеет) разных чинов людей, по грамоте Преосвященного Симеона, Архиепископа Тобольского и Сибирского. Строителем сего монастыря был служивый Иван Афанасьев. До 1780 года в этом монастыре здания имелись деревянные следующие: 1) Две ЦЕРКВИ, из них: – о двух престолах; первый – во имя Спасителя Нерукотворного Его образа, второй – Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла; – с западной стороны над вратами во имя Знамения Пресвятой Богородицы. 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) Настоятельские КЕЛЬИ. Но в 1780 году от случившегося в ночь на 3 Мая пожара сгорели; при чём из двупрестольной церкви иконостасы, образа и прочая церковная утварь вынесены; от зданий же монастырских остались: две кельи в одной связи ветхие и под ними три амбара. В другой связи – две кельи: прежняя казначейская и келарская и службы, да часть ветхой ограды и вне монастыря одна пустая келья и изба с конюшенным двором. Ныне же имеются в этом монастыре четыре церкви, из которых соборная во имя Преображения Господня, колокольня, кельи и ограда – все деревянные. До Штатов 1764 года было приписано к этому монастырю несколько пустынь с их вотчинами и угодьями, а крестьян имелось и с принадлежащими к оным пустыням 87 душ. Настоятельство было Архимандричье. По Штатам же оставлен он на своём иждивении, но в 1798 году учреждена в нём Архимандрия 3 класса на основании Указа 1797 года; а штат в оный переведён из Селенгинского Троицкого монастыря (который состоял в 3 классе степенью 87, а в 1798 году оставлен на своём содержании). Ямецкая или Яминская Благовещенская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010