Вот эта-то наглость лицемерия и возмущает больше всего, ибо ясно становится, что в этой черной душе нет ни признака, ни тени сознания того, что он поступает дурно. Если что и беспокоит его в этот момент, то лишь опасение, что его предательство раскроется перед учениками Господа, и они отомстят за это. Напрасные опасения! Его ожидает более страшный суд Того, Кого обмануть невозможно. Правда, лицемерие как будто было в характере еврейского народа времен упадка и многие подвиги их национальных героев отмечены печатью хитрости и коварства; Вот, например, рассказ книги Царств об одном из подвигов Иоавова, начальника войск царя Давида: когда изменил Давиду Амессай и перешел на сторону Савея, отложившегося от царя, Давид послал слуг своих для преследования их.  И вышли... люди Иоавовы, и Хелефеи и Фелефеи, и все храбрые пошли из Иерусалима преследовать Савея, сына Биусри. И когда они были близ большого камня, что у Гаваона, то встретился с ними Амессаи. Иоав был одет в воинское одеяние свое и препоясан мечом, который висел при бедре в ножнах и который легко выходил из них и входил. И сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его: Амессаи же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот, так что выпали внутренности его на землю, и не повторил ему удара, и он умер (2 Цар. XX, 7-10). Приблизительно то же рассказывается в Книге Судей о подвиге Аода, убившего Еглона, царя Моавитского, покорителя Израильтян, которому они служили восемнадцать лет (Суд. III, 12-30). В этих случаях мы также видим примеры коварства и лицемерия, но здесь оно оправдывается целью национального освобождения. У Иуды нет этого оправдания: он предает не врага, но Учителя, относившегося К нему всегда с глубокой любовью и заботливостью, не делавшего никакого различия между Своим предателем и другими учениками, наравне со всеми давшего ему дар и силу чудотворений и всегда призывавшего его только к добру, к свету, к правде. Вот почему нас возмущает предательство Иуды; вот почему его поступок в песнопениях церковных называется " ножом, намазанным медом " ; и вот почему в христианской иконографии он помещается в аду на коленях у сатаны, который и сам " ложь есть и отец лжи " и которому души лживые потому наиболее родственны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

И вот Иоав отправляется, чтобы увидеть Авессалома. И берет в свои руки три стрелы и подъезжает к Авессалому, который все еще висит на дереве. Наверное, в тот момент Авессалом думал: «Зачем же я сжег его поле?!» Самые серьезные проблемы начинаются именно с мелочей, запомните это. В тот момент, когда Авессалом был один на один со своим врагом Иоавом, он, наверное, думал: «Зачем я ослушался своего отца? О, если бы рядом со мной был сейчас мой отец, он простил бы меня, он сжалился бы надо мною!» Да, действительно, отец простил бы его, мы еще увидим реакцию Давида на смерть Авессалома и поймем из нее, что Давид продолжал любить сына, несмотря ни на что – несмотря на то, что он обесчестил его жен, несмотря на то, что он узурпировал его власть. Но вот три стрелы вонзаются в этого краси­вого человека, о котором Библия говорит нам, что не было изъяна в его теле от темени головы до подошвы ног. И его прекрасные волосы, и его красота, и его креп­кое здоровье – все это оказывается тщетою. Три стрелы Иоава вонзились в сердце, и беспомощный, мертвый Авессалом повис на древе. Не дай Бог, если и наши дети повиснут «между небом и землею», так и не найдут Церкви Божией, так и будут всю жизнь метаться, искать колесницы, искать удовольствий, славы, богатства и провисят между небом и землей до самой своей смерти. Не дай Бог, чтобы с нашими детьми случилось то, что случилось с Авессаломом, сыном царя Давида. И вот бегут к Давиду, псалмопевцу Давиду, чтобы обрадовать его, чтобы сказать ему, что враг его убит. Но для него это не враг, это отрок его, сын его. В Священном Писании говорится: «И сказал царь Хусию: благополучен ли отрок Авессалом?» ( 2Цар.18:32 ). А Хусий, один из сановников царских, уже знал судьбу Авессалома, и он отвечает Давиду: «Да будет с врагами господина моего царя и со всеми, злоумышляющими против тебя то же, что постигло отрока! И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» ( 2Цар.18:32–33 ). Но все было уже кончено, Авессалом погиб, погиб безвозвратно…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

То, что Авессалом убил Амнона, связано, по-видимому, не только с желанием отомстить за сестру, но и с намерением тем самым избавиться от соперника, поскольку после этого убийства он становился самым старшим сыном. Здесь мы видим второе последствие греха Давида с Вирсавией. Нравственное разложение среди сыновей одной из причин имело грех их отца. Сам Авессалом после совершенного им убийства бежал за пределы царства Давида, в Гессур, и прожил там три года. После чего, по ходатайству Иоава (напомню, что Иоав и Авесса были племянниками Давида, сыновьями его сестры, и таким образом Авессалом приходился Иоаву двоюродным братом), Давид возвращает Авессалома в Иерусалим. Однако не встречается с ним, показывая, что тот находится в опале. Только через два года Давид наконец примиряется с Авессаломом, впрочем, себе на беду, поскольку честолюбие Авессалома было выше всех родственных чувств. Пользуясь изменением своего положения, Авессалом начинает привлекать к себе сердца израильтян. Будучи очень красивым внешне и, видимо, человеком обаятельным, он, сидя у ворот, встречал тех, кто шел к царю ради суда или ради решения каких-то вопросов, и говорил: «дело твое доброе и справедливое, но у царя не­кому выслушать тебя... О, если бы меня поставили судьей в этой земле! ко мне ходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде... Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян» ( 2Цар. 15:3–6 ),– еще одна вариация на тему Каина и Хама. Наконец, приобретя достаточное количество приверженцев, Авессалом, выйдя из Иерусалима и придя в Хеврон, объявляет себя царем. Если вникнуть в слова Авессалома, то, возможно, выбор именно этого города – старой столицы – должен был символизировать возврат к патриархальной простоте нравов в противоположность «официальному быту» Иерусалима. Давид оказывается к этому совершенно неготовым и не хочет верить, что это действительно так, но когда он получает подтверждение, то вынужден с ближайшими соратниками и слугами пешком срочно бежать из Иерусалима ( 2Цар. 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

Реализация плана Ахитофела сулила гибель Давиду и его людям. Бог не оставил их, и Хусию удается отговорить Авессалома от подобных действий. Тогда Ахитофел понимает, что поскольку Авессалом его не послушался, не погнался за Давидом и не убил его сразу, то дело его проиграно. И не только в военном отношении. Ведь Авессалом обещал, что при нем будет лучше, чем при Давиде. Однако за счет чего это могло произойти? Поэтому в период исполнения обещаний будет ясно, что при Давиде было лучше, и народ снова захочет видеть его царем. Соответственно проиграно и дело самого Ахитофела. «И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер» ( 2Цар. 17:23 ). Это единственное место в канонических книгах Ветхого Завета, где говорится о подобном самоубийстве 163 , поэтому оно значительно и указывает на смерть Иуды. Собственно, образ Ахитофела здесь толкуется как изображение сатаны, который вложил в сердце Иуды погубить Христа, и самого Иуды, который предал своего Господина и Учителя 164 .      О том, что всё это восстание было делом диавольским, свидетельстует не только то, что Авессалом клеветал на отца, но и то, что он при жизни поставил себе памятник ( 2Цар. 18:18 ). Значит, не искание справедливости, а именно гордость была причиной его действий. Какой разительный контраст по сравнению с действиями Давида по отношению к Саулу. Притом что Давид был помазанником, а Авессалом – нет. После того как Давиду удалось уйти за Иордан, он собрал вокруг себя верных людей, организовал их в войско и дал сражение войскам Авессалома. Своим военачальникам и воинам он дал указание сохранить жизнь Авессалома, привести его живым. Несмотря на это, Иоав, который имел для этого полную возможность, хладнокровно Авессалома убил. Узнав об этом, Давид был до крайности огорчен и плакал о погибшем сыне ( 2Цар. 18:33 ). Однако свою скорбь Давид вынужден был скрыть по требованию Иоава, который заявил, что царь, оказывается, больше заботится о своих врагах, чем о друзьях, и в тот день, когда одержана победа, царь устраивает день скорби. Тем самым он заставляет Давида выйти, приветствовать народ и поздравлять его с победой. 14.8. Восстановление власти Давида

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

Так совершенно бесславно окончилось его царствование, и лучшие из его сыновей, которые могли быть наследниками, также погибли. Израиль остался обезглавленным, филистимляне торжествовали ( 2Цар. 1:1–12 ). Глава 14. Царство Давида 14.1. Начальный период царствования Давида в Хевроне Известие о гибели Саула застало Давида в филистимлянском городе Секелаге, где он находился со своими людьми. О ней Давида известил один амаликитянин, пришедший к нему с целью снискать милость Давида и сообщивший, что он лично убил Саула на поле брани. Желаемой цели он не достиг, поскольку Давид ответил ему: «Как не побоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня?» ( 2Цар. 1:14 ). Он велел казнить этого самовольного «благовестника» и воспел трогательную песнь на смерть Саула и своего друга Ионафана ( 2Цар. 1:19–27 ). После этого Давид вместе с отрядом по прямому указанию Божию перемещается в Хеврон, где становится царем над коленом Иудиным, приняв помазание от людей этого колена. В это же время военачальник Саула Авенир воцарил над Израилем сына Саула Иевосфея. Начинается гражданская война между коленом Иудиным и теми, кто считал потомка Саула законным наследником царского престола. Во главе войска Давида помимо него самого стоят его племянники Иоав, Авесса и Асаил, во главе войск Иевосфея – Авенир. Гражданская война всегда является трагедией, поскольку братья сражаются против братьев. Во время первого же сражения, произошедшего у Гаваонского пруда, когда брат Авессы и Иоава Асаил преследовал бегущего Авенира, тот просил его: «Отстань от меня, чтоб я не поверг тебя на землю; тогда с каким лицом явлюсь я к Иоаву, брату твоему?» ( 2Цар. 2:22 ). Он понимал, что, как гораздо более опытный, сильный воин, выйдет победителем из поединка. Однако Асаил не внял и был убит Авениром. Так личные взаимоотношения между начальниками двух враждующих лагерей были навсегда испорчены. Авенир был главной опорой потомков Саула в этой войне. Он имел весьма большие притязания и не исключал возможности самому стать царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

Пришел и Мемфивосфей, не умытый, в грязных одеждах, с отращенною бородою, с большими ногтями, со всеми знаками скорби по случаю войны против Давида. Царь спросил его, почему он не пошел вместе с ним. Он отвечал, что он просил Сиву, слугу своего, посадить его на осла, — а Мемфи­восфей был хром, — но тот не сделал этого. Тогда Давид повелевает ему и Сиве разделить между собою поле. Верзел­лия, который многим снабжал царя во время войны, Давид хотел взять с собою; но тот отказался по старости; потому вместо него Давид взял его сына. Тогда войско разделяется и многие переходят к Савею. Давид посылает Амессу вое­вать против него; но Иоав коварным образом убивает Амессу и осаждает город, в который удалился Савей. Бывшие в городе, по совету женщины, отрубив голову Савея, бросили ее со стены Иоаву и таким образом избавились от войны. Наступает на земле голод; для прекращения голода нужно было выдать гаваонитянам некоторых потомков Сауловых; при этом Давид спасает Мемфивосфея ради клятвы, данной Ионафану. Он выдает сынов и внуков Саула, и погребает Саула и Ионафана во гробе Киса. После того происходят войны. Давида не пускают на войну, чтобы он не подвергся опасности. Тогда он произносит 17-й псалом. Исчисляются заслуги и подвиги начальников Давидо­вых, Иоав получает повеление исчислить народ, и исчисляет. Оказалось израильтян 900000 и иудеев 400000, способных носить оружие. Тогда приходит пророк Гад, предлагая Да­виду выбрать одно из трех наказаний, которому он должен подвергнуться: или три года голода, или три месяца бегства от преследующих неприятелей, или три дня моровой язвы. Он избрал три дня моровой язвы, и умерло, с утра до обеда, 70000 человек. Тогда Давид говорит: вот, я согрешил, я пастырь поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего (2Цар.24:17). Наказание прекратилось. Давид получает повеление поставить жертвенник на гумне Орны и принести жертву; он так и сделал. Адония (имя Адонии у св. И. Златоуста читается Орния), сын Дави­дов, угощает приверженцев Иоава и Авиафара, как бы буду­щий царь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Соломон, казнив смертью Адонию, Иоава и Семея и изгнав Авиафара, которые злоумышляли против отца его и против него самого, утвердил свое царство и заключил союз с фараоном, царем еЕгипетским, женившись на его дочери. Соломон всем сердцем возлюбил Господа и жил по наставлениям отца своего. Однажды он принес в Гаваоне в жертву Богу тысячу всесожжений; после этого жертвоприношения Господь явился ему в ночном видении и сказал ему: «Проси у Меня всего, чего хочешь». Соломон в ответ на это благословил милосердие Господа, которое так щедро было изливаемо на отца его Давида и на него самого, и просил только единой мудрости. Господь принял с благоволением молитву Соломона и сказал ему: «Так как ты не пожелал ни долголетия, ни богатства, ни погибели врагов твоих, но пожелал единой мудрости, чтобы отличать правду от неправды, Я исполню твое желание и дам тебе сердце столь мудрое и разумное, что никогда не было и не будет мужа равного тебе. Но Я дам тебе еще и то, чего ты не просил у меня, – богатство и славу выше всех царей. Если ты будешь идти путем Моим и будешь исполнять волю Мою, подобно отцу твоему, и долголетие дам Я тебе». Проснувшись и размыслив о виденном во сне, Соломон отправился в Иерусалим, принес всесожжение перед Кивотом Завета и устроил великий пир для всех служителей своих. В это время две женщины пришли к нему, и одна из них сказала ему: «Государь! Окажи милость – выслушай меня! – Мы обе жили в одном доме, и в нем не было никого, кроме нас; я родила дитя в той комнате, которую мы занимали вместе с этой женщиной, и она родила, спустя три дня после меня. Сын этой женщины умер ночью – она задушила его во сне: пользуясь сном моим, она встала ночью, взяла моего сына, спавшего подле меня, положила его с собой, а мне подложила своего мертвого младенца. Вставши утром и взявши младенца, чтобы кормить его, я заметила, что он мертв, а рассмотрев его внимательно, увидела, что это не сын мой». Другая женщина отвечала ей: «То, что ты говоришь, не правда: мой сын живой, а твой мертвый». Первая возражала ей напротив: «Нет, ты лжешь: мой сын живой, а мертвый – твой». Таким образом они спорили перед царем. Наконец, Соломон повелел принести меч и сказал: «Рассеките пополам живое дитя и отдайте им по половине». Тогда женщина, которой действительно принадлежал живой младенец, желая спасти сына своего, сказала: «Государь! Умоляю тебя, отдай этой женщине живое дитя и не убивай его». Другая говорила напротив: «Не хочу, чтобы младенец достался мне или тебе одной: разделите нам его!» Услышав это, царь сказал: «Отдайте той живое дитя, ибо она мать его». – Весь Израиль узнал о сем суде Соломона, и все стали благоговеть перед ним, видя, что Премудрость Божия изрекает суд устами его. Назидательные размышления

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В самом деле, какое познание принесло Адаму вкушение от древа? Он узнал, что послушание Богу – добро, а непослушание – зло. Вот это и есть – познание добра и зла, и больше ничего. Какое познание добра мог он получить тотчас, когда отверзлись очи его? Какое другое увидел добро? Милостыню? Но откуда было там взять нищих? Что он увидел? Что человеколюбие – добро? Но в чем могло обнаружиться его человеколюбие? Что же открылось ему? Что повиноваться – добро, а не повиноваться благодетелю – зло. Откуда это видно? Писание говорит: «о, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим», «чтобы ты боялся Господа, Бога твоего» ( Мих. 6:8 ; Второз. 10:12). Видишь, что страх Божий – добро, а преслушание Бога – зло? Ужаснулось небо, говорит пророк, и вострепетала земля, «два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили» и дальнейшее ( Иер. 2:12–13 ). Почему же, говорят, сказал: не прикасайся к этому древу; если же вкусишь от него, то через преслушание узнаешь добро и зло? Почему? Я объясню тебе и дам ответ вкратце. Писание всегда охотно дает предметам такие имена, какие соответствуют обстоятельствам. Например: Исаак выкопал колодец; пришли филистимляне и стали враждовать из-за колодца и присвоять его себе, пользуясь чужими трудами. Что же Исаак? Он дал этому колодцу имя: «Ситна» – вражда ( Быт.26:21 ). Не колодец породил вражду, но по поводу его возникла вражда, и поэтому колодец сделался колодцем вражды. Устроил он другой колодец; и тот отняли у него; и назвал он его колодцем обиды ( Быт.26:20 ), – не потому, что он был колодцем обиды, но так как он послужил поводом к обиде. Точно также слуги Иоава и Авенира, как знают сведущие в Писании, сойдясь при источнике, коварно умертвили друг друга, и назвалось имя месту тому: «часть наветников» ( 2Цар. 2:13, 16 ). Опять и здесь не место породило коварство, но обнаружение коварства сообщило имя месту. Так было и с Адамом .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Со смертью Авессалома, главного виновника возмущения против Давида, возмущение прекратилось. Израиль снова обратился к Давиду. Мысль о восстановлении Давида на царство явилась, прежде всего, у израильтян прежнего Иевосфеева царства. Иудеи оставались пока в стороне. Почему? Некоторые думают, что колено Иудино «стыдилось своего поступка (т. е. возмущения). Его представителям совестно было явиться на глаза Давиду с повинной, и с предложением верноподданства, сделавшегося столь сомнительным, и они медлили». 34 Другие думают, что оно боялось мести со стороны Давида зачинщикам мятежа, особенно главнокомандующему Амессаю. 35 Но возможно и иное объяснение. Колено Иудино подняло возмущение из недовольства тем, что Давид не оказывал ему предпочтения перед другими коленами. Причина эта оставалась и теперь. Недовольное прежде, оно и теперь не имело того, чем бы быть ему довольным. Очень возможно, что оно заняло выжидательное положение. Давид, узнавши о намерении северных колен возвратить его на престол, и не видя этого со стороны Иудина колена, и желая положить скорее конец смуте, сам обращается к нему через посредство Садока и Авиафара, с приглашением присоединиться к нему, и делает это, по-видимому, в том духе, которого оно давно желало. Он повелел сказать Иудеям: «Вы братья мои, кости мои и плоть моя, зачем хотите вы быть последними в возвращении царя в дом его? И Амессаю скажите: не кость ли моя, и плоть ты моя? Пусть то и то сделает со мною Бог , и еще больше сделает, если ты не будешь военачальником при мне, вместо Иоава навсегда» ( 2Цар. 19:12–13 ). Такое нарочитое упоминание со стороны Давида о своей особенной близости к колену Иудину, и прямое обещание, бывшего в то время у них в почете Амессая, поставить своим военачальником, как бы доказательство фактическое этой близости, возымело свое действие. Старейшины Иудины послали приглашение Давиду возвратиться, а представители его, в своем усердии к Давиду, превзошли даже представителей северных колен. Кажется, было условлено всем ожидать царя на западной стороне Иордана в Галгале.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

Весть о погибели Авессалома должна была сильно опечалить Давида, и возбудить в последнем гнев на Иоава. Это сознает и сам Иоав, и в дальнейшем своем поведении поступает согласно с этим сознанием. Он не хочет вводить Давида в заблуждение относительно исхода дела с Авессаломом, и подвергает его разочарованию, и старается отклонить гнев Давида от лица ему близкого. В то древнее время, когда известия передавались через нарочитых вестников, установился, кажется, обычай – добрые вести передавать через одних вестников, дурные через других, так что существовали добрые вестники и дурные вестники (Цар. 1:42). При появлении на горизонте того или другого вестника, уже наперед догадывались о характере приносимых ими известий. При предположении существования таких различных вестников, понятным становится библейский рассказ об извещении Иоавом Давида об исходе сражения с Авессаломом. После сражения, окончившегося гибелью Авессалома, «Ахимаас, сын Садока, сказал Иоаву: побегу я, извещу царя, что Господь судом своим избавил его от рук врагов его. Но Иоав сказал ему: не будешь ты сегодня добрым вестником; известишь в другой день; ибо умер сын царя». Вместо Ахимааса Иоав послал Хусия сообщить Давиду об исходе сражения. «Но Ахимаас настаивал и говорил Иоаву: что бы, ни было, но и я побегу за Хусием. Иоав отвечал (ему): зачем бежать тебе, сын мой? Не принесешь ты доброй вести. Пуст так, – сказал Ахимаас, – но я побегу. Тогда Иоав сказал ему: беги. И побежал Ахимаас другой дорогой, и обогнал Хусия». Сторож, заметив издали Ахимааса, сообщил об этом Давиду. «И сказал царь: это человек хороший и идет с хорошей вестью». И Ахимаас оказался, действительно, добрым вестником. Он сообщил Давиду только о счастливом исходе сражения; на вопрос же царя: благополучен ли отрок Авессалом? отозвался неведением, предоставив Хусию сообщить ему печальную весть о смерти Авессалома. Весь этот эпизод с вестниками открывает перед нами душевное состояние, в котором находился Иоав во время и после умерщвления Авессалома. Это состояние серьезного размышления и грусти. Из него не видно, что Иоав умертвил Авессалома по побуждениям мести или честолюбия. Такое состояние душевное вполне естественно у человека, который исполнил тяжелую обязанность, и за которую он ждет себе не награды, а наказания. Из него объясняется хорошо и выбор вестников, и, особенно, та трогательная сердечная нежность, с которой он отклоняет Ахимааса от принимаемой им на себя неприятной обязанности сообщить царю печальную весть: зачем бежать тебе, сын мой? Не принесешь ты доброй вести.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010