По мнению Иоава, из всего этого предприятия не могло выйти ничего хорошего; вместе с ним против этого плана были и другие наиболее преданные Давиду друзья его. «Господь, Бог твой», говорил Иоав от лица их Давиду, «да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего, царя, да увидят это; но для чего господин мой, царь, желает этого дела?» Но все было напрасно; Давид оставался непреклонным, и назначенные для исчисления сановники отправились для исполнения своего поручения, которое и исполнили с тщательностью, занося в список всех мужчин подлежащих воинской службе по возрасту. Дело это они начали по восточную сторону Иордана, в колене Гадовом, в Ароере, местечке, называющейся теперь Айре, лежащем на правом берегу вади Шаим, между Беф-Нимрой и Рамофом Галаадским. Оттуда они двинулись к северу, к Галааду, и к подошве горы Ермона, до Дана, самого северного города Израильского государства. Повернув оттуда, они затем направились на запад, к Сидону, и морскому берегу до Тира, так как эти города находились в военном союзе с израильтянами, посетили города в коленах Неффалимовом, Завулоновом и Иссахаровом, – тот округ, который в позднейшее время назывался Галилеей, и наконец, исчислив как центральные колена, так и южные до самой Вирсавии, там и закончили свои труды. Для совершения этого исчисления потребовалось почти десять месяцев, и даже теперь еще оно не совсем было закончено, так как в исчисление не вошли еще колено Левиино и колено Вениаминово, если только последнее не исчислено было вместе с населением Иерусалима. По-видимому, внезапно появилась чума, которая заставила прекратить это дело, равно как она же воспрепятствовала и точной сводке собранных чисел и внесению их в царские архивы (1пар. 27:23). Отсюда и возникло разногласие в цифрах касательно произведенного исчисления, как они значатся во 2-й книге Царств и в и-й книге Паралипоменон, причем, но свидетельству первой, способных к битве в Израильских коленах оказалось 800,000 человек, а в колене Иудином 500,000, между тем, как в последней (21:5) Израилю приписывается 1.100,000 и колену Иудину только 470,000.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Но вот приблизилась и кончина, когда должен был угаснуть «светильник Израилев». Чувствуя приближение смерти, Давид еще раз призвал своего преемника и с своего смертного одра еще раз увещевал его исполнять заповеди Божии и законы Моисеевы, дав ему в то же время несколько мудрых советов касательно приближенных, из которых Соломон одних должен был удалить (и между ними беспокойного Иоава), а других приблизить и наградить 99 . И затем, вознеся последнюю пламенную молитву о благоденствии своего сына-преемника, воспел последнюю боговдохновенную песнь. В ней он называет себя «мужем, поставленным высоко, помазанником Бога Иаковлева и сладким певцом Израилевым», и говорит о своем пророческом даре, как исходящем от Духа Божия. Бог, как скала Израилева, преподал ему урок, что «владычествующей над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием». Такой справедливый правитель есть безоблачный свет утреннего солнца и нужная трава, которая произрастает и блистает под солнечным сиянием после дождя. Он выражает убеждение, что Бог положил с ним завет вечный, твердый и непреложный, так что исполнятся все его желания. Правда, в его роде будут и нечестивые, но они будут как выброшенное терние, которого не берут рукою; «но кто касается его, вооружается железом или деревом копья, и огнем сожигает его на месте» ( 2Цар. 23:1–7 ). «И умер Давид в доброй старости, насыщенный жизнью, богатством и славою». Он мирно отошел к вечному упокоению на 71-м году своей жизни, в 1018 году до Р. X., процарствовав сорок лет, из них семь над коленом Иудиным в Хевроне и тридцать три над всеми двенадцатью коленами в новой столице, Иерусалиме. Кончина его земной жизни постигла его уже тогда, когда все дело его жизни было счастливо закончено, прошлое забыто и изглажено, будущее благоразумно предусмотрено и самый характер, подвергавшийся стольким испытаниям от внешних обстоятельств, был очищен страданием. Свидетельство об этом событии трогательно по самой своей простоте. «И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давидовом» ( 3Цар. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

в царской долине. Эта долина находилась, вероятно, где-то в окрестностях Иерусалима ( Быт. 14,17 ). нет у меня сына. Три сына Авессалома, упомянутые, но не названные в 14,27, ко времени воздвижения им стеллы либо еще не родились, либо уже умерли. 18 Ахимаас. Ахимаас уже служил Давиду вестником прежде (15,27.36; 17,15–21) и теперь вновь высказывает желание быть им. 18 не будешь ты сегодня добрым вестником. Как можно заключить из ст. 27, выбор гонца зависел от характера сообщаемого известия. Один и тот же гонец не мог служить для передачи как добрых, так и дурных вестей. Нежелание Иоава отпускать Ахимааса к Давиду продиктовано не только опасениями за судьбу гонца, принесшего плохую весть, но и стремлением скрыть собственную радость по поводу кончины Авессалома (ст. 22). 18 если один, то весть в устах его. Т.е. добрая весть, так как в противном случае гонец был бы не один и не приближался бы столь уверенно и безбоязненно (ср. 19,3: «И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство»). 18 это человек хороший и идет с хорошею вестью. См. ком. к ст. 20. 18 я видел большое волнение... но я не знаю, что там было. Воспользовавшись тем, что он прибыл раньше Хусия, Ахимаас предстает перед Давидом добрым вестником и скрывает от него участь Авессалома, о которой Ахимаас, безусловно, знал (ст. 20). 18 да будет... то же, что постигло отрока. В отличие от Ахимааса, Хусий не пытается скрыть от Давида смерть Авессалома, но сообщает об этом не прямо, а используя распространенный риторический оборот ( 1Цар. 25,26 ), понять который для Давида не составило труда (ст. 33). 18 сын мой Авессалом. Пять раз повторяет Давид «сын мой» и трижды «Авессалом», что свидетельствует о глубине горя, причиненного ему смертью сына (19,4). Невзирая на все зло, которое ему сделал и еще мог бы сделать Авессалом, Давид простил вероломного сына, как прежде простил и оплакал Саула. Глава 19 19 ты в стыд привел сегодня всех слуг твоих. Горе и отчаяние Давида было бы понятно, если бы он был простым человеком, потерявшим сына, а не царем, одержавшим победу над мятежником. Поэтому Иоав прямо указывает Давиду на то, что его реакция на гибель Авессалома деморализует тех, кто спас ему жизнь и сохранил за ним престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Таков конец и всех обещаний и надежд мира сего. Не обещал ли дух мира нечестивому Аману славы и почестей, не обещал ли сделать его вторым после царя, и что исполнил? Возвел его на виселицу! И кому только не лжет этот мир? На словах – мед, а на деле – желчь; обещает много, а ничего не дает; кормит надеждами, а есть велит камни. Похож этот мир на учителя и наставника своего – князя тьмы, отца лжи. Таков и ученик своего учителя, – мир этот нищ, так как все, что имеет он, временно, превратно и обманчиво; лжив, так как ничего не исполняет из того, что говорит, что обещает. И вот все, делающие неправду, любящие ложь и лесть, коварствующие против ближнего, – все эти носят в себе не Духа Господня, а духа мира, духа лжи. «Слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи», 64 говорит о таких пророк Давид. Мягко слово, но остра злоба на сердце; мягка беседа льстеца, но остр коварный замысел; мягка лицемерная дружба, но остро предательство. На словах: «радуйся, Равви»!, 65 а на деле: «Тот и есть, возьмите Его». 66 На словах: здоров ли, брат? А на деле, – убийство, смерть. Последнее относится до Иоава, полководца Давидова; он, увидевши, что Амессай лучше его, подошел к нему, приветствуя: «Здоров ли, брат?» и потом, взявши рукою за бороду, как бы желая поцеловать, ударил ножом в живот и убил его до смерти. О, дух мира – льстивый, лукавый, коварный, кому ты сделал добро? Кто, опираясь на тебя, не упал; кто, надеясь на тебя, не погиб; кто, любя тебя, не был обольщен?.. Дух Господень незлобив; укоряемый, – он не укоряет взаимно. Если носящий в себе Духа Божия будет обличен в чем-либо, он не разгневается, а напротив полюбит обличающего; написано же: «Обличай мудрого, и он возлюбит тебя». 67 Не таков дух мира; не говори ему правды, не обличай его, чтобы он не возненавидел тебя; дух мира бежит от правды, боясь обличения. Пример – Понтий Пилат, неправедный судья, осудивший на смерть Господа нашего; когда он услышал от Господа слова: «Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». 68

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мехона , город, в котором Иудеи жили по возвращении из плена ( Неем.11:28 ). Фекоя , близ пустыни того же имени ( 1Мак.9:33 ), отечественный город пророка Амоса ( Ам.1:1 ). Иоав посылал в Фекою за мудрою женщиною, чтобы примирить Давида с Авессаломом. Фекоитянка пришла к Давиду и сказала: «Помоги, царь. Я – вдова; было у меня два сына; они поссорились в поле; некому было разнять их, и убил один другого. Теперь все родство восстало на меня и говорит: отдай убийцу брата своего, мы убьем его за душу брата». Давид сказал ей: «Иди спокойно домой, я дам приказание о тебе: не падет и волос сына твоего на землю». Тогда женщина сказала: «Произнесши это слово, ты себя обвинил, потому что не возвращаешь изгнанника своего». Давид сказал: «Не рука ли Иоава во всем этом?» Она отвечала, что ее, действительно, Иоав научил сказать притчу царю. Тогда Давид сказал Иоаву: «Вот я сделаю по слову твоему; пойди же и возврати Авессалома» ( 2Цар.14:2–21 ). Масада , крепость близ Мертвого моря, на неприступной скале, построенная Ионафаном Маккавеем. Ирод Великий, заметив важность этого пункта, укрепил Масаду еще более. Римляне, после взятия Иерусалима, осадили Масаду, и овладели ею только после невероятных усилий. Кеиль , город, освобожденный Давидом от Филистимлян в то время, когда он с 600 человек скрывался от Саула ( 1Цар.23 ). Зиф , город близ пустыни того же имени, в которой скрывался Давид, когда ушел из Кеиля ( 1Цар.26:2–4 ). Хеврон , один из самых древних городов в мире; он назывался прежде Кириаф-Арба ( Быт.23:2 ). Первоначально он был назначен колену Иудину, но потом был отдан Халеву ( Нав.14:15 ). Не знают, с которого времени он стал называться Хевроном; некоторые думают, что с тех пор, как был отдан Халеву, который будто бы назвал его Хевроном по имени одного из сыновей своих; но он назван так уже в первой книге Моисея ( Быт.13:18 ). Хеврон был местопребыванием Авраама, Исаака и Иакова. По завоевании земли Ханаанской, Хеврон был назначен для жительства левитов, потомков Каафовых, и был объявлен городом убежища ( Нав.21:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

—358— с переводом LXX: et Dominus faciet tecum misericordiam et veritatem. 2Цар.15:18 . Священный писатель, описывая бегство Давида во время восстания Авессалома, говорит: «и все слуги его (т. е. Давида) шли по сторонам его, и все Хелефеи и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя». В повествовании этом представляется странным, каким образом в числе преданных Давиду лиц, решившихся с ним переносить разразившееся над ним бедствие, оказались иностранцы, именно Гефяне – Филистимляне, в числе 600 человек? Когда, каким образом и откуда явились у него эти 600 человек? Историю этих 600 человек мы можем проследить шаг за шагом от самого начала ее по тем же книгам царств. Когда Давид, гонимый Саулом, пришел в пещеру Адолламскую, то «собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около 400 человек» ( 1Цар.22:1–2 ). В скором времени во время борьбы Давида с Филистимлянами еще в царствовании Саула число преданных ему людей увеличилось до 600 ( 1Цар.23:13 ). Когда Давид решился отомстить Навалу за оскорбление, то «пошли за Давидом около 400 человек, а 200 остались при обозе» ( 1Цар.25:13 ). Опасаясь преследования со стороны Саула, Давид «и 600 мужей, бывших с ним», ищут убежища у Гефского царя Анхуса и поселяются в Гефе ( 1Цар.27:2–3 ). Из Гефа они перешли в Секелаг ( 1Цар.27:8 ). По смерти Саула Давид со своими людьми переселяется в Хеврон ( 2Цар.2:3 ) и наконец в Иерусалим ( 2Цар.5:6 ). Они остаются при нем во все его царствование в качестве самого преданного отряда под именем «храбрых» (гибборим). Их посылает Давид под начальством Иоава против Аммонитян ( 2Цар.10:7 ). По смерти Авессалома при возмущении израильских колен во главе с Савеем против Давида, под начальством Авессы «Хелефеи и Фелефеи и все храбрые (гибборим) пошли из Иерусалима преследовать Савея» 20:7). Не ясно ли отсюда, что те 600 —359— человек, которые сопровождали Давида при возмущении Авессалома вместе с Хелефеями и Фелефеями, были известные уже нам «притесненные и огорченные душою», ставшие потом войском храбрых – гибборим? Может ли быть речь об их филистимском происхождении? Очевидно, следовательно, что в мазоретском чтении 2Цар.15:18 Гефяне явились по ошибке переписчика.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В-третьих, изображение Иеговы, введенное художником в круг предметов обыденной жизни, необходимо должно было сделаться предметом ложного богопочитания и заставило бы забыть о его Первообразе. Поэтому-то Богу и неугодно было открыть Себя всему народу в видимом образе. В 5 и 6 стихах, чтобы побудить к точному исполнению заповеданного, Бог изрекает угрозу и обетование: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня... Бог ревнитель не терпит, когда слава, Ему одному принадлежащая, переносится на предметы тварные, недостойные поклонения, и потому строго карает ослушников: гнев Его простирается не только на преступников лично, но и на потомство их в третьем и четвертом поколении. Издавна толкователей занимал вопрос: не противоречат ли эти слова законам Божественной правды? могут ли дети страдать за проступки отцов? Предложено было несколько попыток истолкования в примирительном направлении... ( Исх.34:7 ; Чис.14:18 ; ср. Иер.32:18 ). 223 Идея искупления и вменяемости. – Ответственность детей за грехи отцов составляет самое общее убеждение не только Еврейского народа,но и других народов древности. – Идея рода, значение личности. – Еврейство и христианство (душа и мир весь). В Свящ. Писании есть и изречения, и факты, подтверждающие это с совершенной ясностью. Лев.10:6 : Аарону же и Елеазару и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество. Чис.1:53 : левиты должны становиться станом около скинии свидения, чтобы не было гнева на общество сынов Изр. 2Сам.24 – перепись Давида. 1Сам.2:30–36 : наказание дома Илия – печальный, нищенский жребий всех его потомков. 2Сам.3:29 : Давид, по поводу убийства Авенира Иоавом, говорит: пусть кровь Авенира падет на голову Иоава и на весь дом отца его... За вину Гиезия Елисей, по 2Цар.5:27 , изрекает ему такой приговор: пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. Закон мздовоздаяния, выраженный в этих фактах, имел применение и в отдельных случаях юридической практики. Нав.7:24–26 – казнь Ахана (побиты камнями и сожжены огнем не только сыновья и дочери преступника, но и весь скот, принадлежавший ему); 2Сам.21,1–9 ) – месть Гаваонитян за недоброжелательство к ним Саула (Давид выдал им семь человек из потомков Саула, и Гаваонитяне повесили их (на солнце) на горе пред Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Он отправился домой, чтобы отдохнуть и найти облегчение прежней скорби своей в детях и женах; но, прибывши, внезапно услышал, что он в неволе у врагов, и увидел огонь, и дым, и кровь мертвецов, и прежде, нежели он оплакал убитых и окончил сетование о плененных, на него напали, свирепее зверей, жители города, и каждый из них хотел найти облегчение своих горестей в его смерти. Как при столкновении на море противных ветров, от их борьбы происходит великая и свирепая буря; так и тогда уныние и страх терзали душу праведника, в которой происходило великое волнение и смущение от этих чувствований, непрерывно то преодолевающих, то преодолеваемых одно другим. Когда же он избавился от этих бедствий и возвратил жен и всех пленных, то прежде, нежели насладился этою победой, опять был поражен горестною вестью о смерти Ионафана, которая так поразила душу его, как можно видеть из его плача: « любовь твоя была для меня », говорил он, « превыше любви женской » (2 Цар. 1:26). Что я говорю об этом плаче? Тот, кто столько плакал об отце Ионафана, своем враге и зложелателе, тысячекратно искавшем его погибели, что мог чувствовать, когда узнал, что разделявший с ним опасности, многократно избавлявший его от козней отца, участвовавший в его тайнах и заключавший с ним много договоров, что этот человек лишился жизни в то время, когда Давид мог воздать ему должное за прежние благодеяния? 8. Когда эта скорбь была еще в полной силе, опять в новую печаль повергает его военачальник (Иоав), не давший Авениру исполнить обещанного, коварно убив того, который обещал легко и без всякого труда предать Давиду все войско. Давид был так огорчен этим убийством, что тогда же проклял Иоава, и во время кончины своей поручил своему сыну отмстить ему за это бесчестное убийство. Самые слова, которыми Давид громко оплакивал Авенира, достаточно изображают нам страдание души его: « царь », говорится в Писании, « громко плакал над гробом Авенира; плакал и весь народ. И оплакал царь Авенира, говоря: смертью ли подлого умирать Авениру? Руки твои не были связаны, и ноги твои не в оковах, и ты пал, как падают от разбойников » (2 Цар.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

Женщина предстала пред Давидом в одеждах сетования; пала пред ним на землю и начала вопиять: «Государь! помоги мне». Царь спросил ее: «что тебе нужно?» Она стала говорить: «я вдова. У рабы твоей были два сына, которые, будучи в поле, расссорились, и некому было унять их; так что один из них ударил другого, и этот умер. И вот теперь все родство наше поднялось на рабу твою и требуют: отдай нам убийцу своего брата: мы предадим его смерти, и не посмотрим, что он наследник! Хотят они потушить искру, у меня оставшуюся: так что и имени моего мужа не останется на земле». Царь сказал этой женщине: «ступай в себе домой: я прикажу сделать распоряжение насчет безопасности твоего сына; ни один волос не пропадет с головы его». Фекоитянка стала просить, чтобы царь именем Божиим подтвердил свое обещание. Он поклялся. Тогда она сказала царю: «Государь! позволь рабе твоей сказать тебе нечто». Он отвечал: «говори». Женщина сказала: «изрекая мне это милостивое слово, царь не говорит ли против самого себя? потому что, находясь в тех же обстоятельствах, он не возвращает своего изгнанника. Бог не лишил же его жизни, и не вовсе отринул от Себя изгнанное тобою». Выслушавши Фекоитянку, царь сказал ей: «скажи мне откровенно: не по согласию ли с Иоавом ты говоришь мне это?» Она созналась, что эти слова были ей внушены Иоавом. Тогда царь обратился к Иоаву и сказал ему: «я готов сделать по твоему желанию: ступай же, возврати Авессалома». Иоав пал перед царем и возблагодарил его за эту милость; после этого отправился в Гессур и привел Авессалома в Иерусалим. Царь велел жить ему в своем доме, но не допустил его к себе на лице. Так прошло два года. Тяготясь домашним заключением, Авессалом послал за Иоавом с тем, чтобы просить за себя его ходатайства перед царем. Иоав не пошел. (Конечно, он убедился, что сыну, которого не прощают, не наследовать родительского престола). Авессалом послал за ним в другой раз: он опять не пошел. Тогда Авессалом сказал своим слугам: «видите ли вы поле Иоава, которое рядом с моим; там у него ячмень: подите, запалите его».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

3Цар. 2:1–11 Когда наступило время кончины Давида, он сделал сыну своему Соломону последнее завещание. «Я отхожу», сказал он, «в тот путь, в который идет все живущее на земле. Ты укрепись и веди себя как муж. Сохрани все, что заповедал Господь Бог твой в законе Моисеевом: тогда ты будешь благоуспешен во всех своих делах и предприятиях; и Господь утвердит то, что Он обещал мне, когда сказал: «если сыны твои будут хранить завет Мой и откровения Мои 90 со всею искренностию сердца, то на престоле Израилевом всегда будет сидеть кто-нибудь из потомков твоих». Между прочим, выставляю тебе на вид Иоава. Ты знаешь, что он сделал со мною, и что сделал с двумя военачальниками Израилевыми, Авениром и Амессаем, которых он убил во время мира: не оставляй же его умереть своею смертию. Напротив, сыновья Верзеллия пусть всегда останутся в числе питающихся за трапезою твоею: потому что они стали мне своими в то время, как я бежал от Авессалома, брата твоего. Еще у тебя тут Семей из Бахуриима, который сыпал на меня горькие проклятия, когда я удалился в Маханаим. Он вышел к Иордану встретить меня; и я поклялся, что не умерщвлю его. Но ты не оставляй его без наказания». После этого умер Давид, среди богатства и славы, в глубокой старости и погребен был в городе Давидовом. Всего царствования его было 40 лет: из них 7 лет он царствовал в Хевроне над одним коленом Иудиным, а 33 года в Иерусалиме над всем Израилем. Жизнь его продолжалась до семидесятн лет. IV. Священные книги избранного народа Божия Сотворение мира, – дела Промысла Божия, явленные в мире, – истины веры и правила святой жизни, сообщенные от Бога роду человеческому,– примеры благочестия избранных Божиих, все это долгое время верно сохраняемо было в преданиях святых патриархов, и преимущественно в потомстве Сима и Авраама. Но потомство Авраама, согласно с обетованием Божиим, возросло в многочисленный народ, и не в каждом семействе были достойные наследники веры и благочестия Авраамова. Знакомство с обычаями языческих народов, и не раз появлявшаяся наклонность подражать их суеверию, могли исказить и совершенно затмить все, что сохранили в устном предании и передавали детям своим, словом и примером, Богобоязненные предки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010