Народ не допустил самого Давида подвергать опасности жизнь свою в битве. «Если мы обратимся в бегство», говорили они, «и даже хотя бы половина из нас пала, неприятели не посмеют хвалиться решительною победою: потому что ты один у нас стоишь десяти тысяч». Давид остался в Махаваиме. Когда выходили полки, он стоял у ворот города, и наказывал Иоаву, Авессе, Еффею и другим военным начальникам, пощадить ему Авессалома: это слышал весь народ. Сражение произошло в лесу. Воины Давидовы одержали решительную победу; они положили на месте 20, 000 мятежников. Сам Авессалом обратился в бегство. Он скакал по дубраве; лошак понес его мимо одного большого, ветвистого дуба; разметанные волосы Авессалома обвились вокруг ветвей; лошак проскакал, а Авессалом остался висеть на сучьях дуба между небом и землею. В этом положении увидел его один воин и донес об этом Иоаву. Иоав сказал: «если ты видел, зачем ты не убил его? и я бы наградил тебя десятью сребренниками 85 и поясом». Воин отвечал: «я не возьму и тысячи; и не наложу руки на сына царского: потому что мы слышали, как царь наказывал тебе, Авессе и Еффею сберечь юного Авессалома». Тогда Иоав сам совершил над Авессаломом затаенную месть: он пустил в него три копья; десять оруженосцев Иоавовых, окруживши несчастного, довершили поражение. Труп бросили в лесу в одну большую яму и накидали сверху огромную кучу камней. Иоав тотчас же прекратил преследование. Остатки разбитого войска Авессаломова рассеялись по домам своим. Давид сидел у ворот и ждал известия об успехе данного сражения. Когда прибывший от Иоава вестник поздравил его с победою, полученною над мятежниками; первым его вопросом было: «а что Авессалом?» Вестник отвечал: «пусть со врагами царя, государя моего, и со всеми, которые умышляли на тебя зло, будет то же, что с этим молодым человеком!» Царь смутился; взошел на горницу, закрыл лицо свое и начал горько рыдать; только и слышны были вопли: «сын мой, Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой! о если бы я умер вместо тебя! Авессалом, сын мой, сын мой!» Возвращавшееся войско, когда узнало, что царь плачет о сыне, пробиралось в город украдкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

По праву старшинства наследие трона принадлежало Адонии, сыну Аггифы. Но Соломон был любимое дитя Давида в дни его старости: он поручил его покровительству своего обличителя, пророка Нафана 332 , а Вирсавии обещал сделать его своим преемником. Человек Божий является к Вирсавии и извещает ее, что важная опасность угрожает жизни ее сына и ее собственной. В эту минуту пир соединил всех сторонников Адонии, и они провозглашали его царем. По совету Нафана, царица пришла в комнату Давида. С царем была молодая и прекрасная девица, Ависага, Сунамитянка. Она распространяла на старость царя прелесть своей девственной красоты, и Давид относился к ней, как к своей дочери. Вирсавия, поклонившись пред царским величием, упала Давиду в ноги. «Что ты?» спросил ее супруг. «Государь мой!» отвечала она, «ты клялся рабе своей Господом, Богом твоим: после меня царем будет сын твой, Соломон, и он сядет на престоле моем. Но вот теперь воцарился Адония; а ты государь мой, царь, и не знаешь. Он заколол множество быков, и откормленного скота, и овец, и позвал всех сыновей царевых, и Авиафара священника, и Иоава военачальника, а Соломона, раба твоего, не позвал» 333 . Народ, прибавляла Вирсавия, ждет, что царь сам назовет его будущего государя… Ужели же Соломон и его мать будут предоставлены мщению принца, которого правами Давид хотел пожертвовать в их пользу? Вирсавия затронула и честь царя, и нежность супруга, и любовь отца. Она еще говорила, послышался голос. «Вот, Нафан, пророк!» 334 извещают. Царица удалилась. Человек Божий подтвердил Давиду все, что говорила Вирсавия. «Да живет царь Адония!» 335 кричали гости Адонии. Этот крик нашел эхо в сердце мужа Вирсавии. «Позовите ко мне Вирсавию!» сказал царь. Царица, возвратившись к своему супругу, становится перед ним и ждет. Давид начинает говорить. «Жив Господь, Который избавляет душу мою от всякого бедствия! Как я клялся тебе Господом, Богом Израилевым, говоря: царем после меня будет сын твой, Соломон, и будет сидеть на престоле моем вместо меня, так и сделаю сегодня».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

И избрал себе Давид моровую язву 386 . Послал Господь язву, и умерло 70000 человек. В третий день язвы Давид увидел между небом и землей, над гумном Орны Иевусеянина, Ангела с мечом в руке, простертым над Иерусалимом 387 . Давид пал на лицо свое и стал молиться Господу о народе своем. Тогда пришел к нему пророк Гад, велел поставить жертвенник Господу на гумне Орны. Давид купил у Орны гумно и всю гору Мориа, на которой стояло гумно; на гумне устроил жертвенник, положил на него жертвы и призвал Господа. Господь услышал его и послал на жертвы его огонь с неба, и язва прекратилась. После этого Давид несколько раз приносил жертвы Богу на этом месте и назначил его для построения храма ( 2Цар. 24; 1 Парал. 21, 22). Помазание на царство Соломона. Завещание и смерть Давида Когда Давид состарился, сын его Адония задумал провозгласить себя царем и привлек на свою сторону первосвященника Авиафара, Иоава и других военачальников. Давид, узнав об этом от Вирсавии и Нафана, повелел первосвященнику Садоку и Нафану помазать на царство сына своего Соломона, которого Бог избрал сидеть на престол царства Господня над Израилем. Садок торжественно, при народе, помазал Соломона на царство. Узнав о помазании Соломона, сообщники Адонии разбежались, а сам Адония бежал в скинию и ухватился за роги жертвенника 388 . Соломон обещал не делать ему вреда, если он будет человеком честным. Под конец жизни своей Давид призвал Соломона и других сыновей своих и начальников народа, убеждал их соблюдать заповеди Господни и завещал Соломону служить Богу от всего сердца и создать Ему храм. После этого наставления он передал Соломону чертежи храма, составленные им по внушению Божию, и материалы, приготовленные для него; пригласил всех к пожертвованиям на храм и помолился Богу о народе своем и о Соломоне. На другой день после этого Соломон во второй раз помазан был на царство. Когда приблизилось время умереть Давиду, он еще сделал Соломону последнее завещание исполнять закон Божий и обезопасить себя от подозрительных людей и умер 70 лет ( 3Цар. 1, 2:1–11; 1 Парал.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

На дороге встретил его Семей, родственник Саула, стал ругать его и бросать в него камнями и землей. Авесса, племянник Давида, хотел убить Семея. Но Давид сказал: «Пусть ругается. Быть может, Господь, увидев, как меня бесчестят, возвратит мне благословение Свое». Давид удалился за Иордан (в город Маханаим). Авессалом, овладев Иерусалимом, со своим войском также перешел Иордан. Здесь произошло сражение в лесу. Мятежники были разбиты и обратились в бегство. Авессалом, скакавший на муле по лесу, своими длинными волосами запутался в ветвях дуба и повис между небом и землею; а мул, бывший под ним, убежал. Иоав, застав его в этом положении, пустил в сердце его три стрелы, а воины Иоава умертвили его, труп его бросили в яму и сложили над ним кучу камней. Давид так был огорчен смертью своего сына, что едва могли убедить его прекратить плач о нем и показаться народу. Вскоре израильтяне раскаялись в своем возмущении против Давида и послали звать его в Иерусалим. Возвращаясь в Иерусалим, Давид оказывал всем милости, простил и Семея, который бранил его и бросал в него камнями и землей. После этого войска Давида четыре раза победили филистимлян. В первом из этих сражений враги едва не убили Давида, поэтому войско просило его не ходить на сражения. Победив своих врагов. Давид прославил Бога благодарственной песнью 384 ( 2Цар. 13–22 ). Среди мира и благоденствия Давиду пришла мысль узнать, сколько у него подданных. Он приказал Иоаву пройти по всем коленам Израилевым и сосчитать народ. Иоав сосчитал народ во всех коленах, кроме Левитина и Вениаминова 385 . После этого Давид сам осознал, что он по тщеславию вздумал сосчитать народ, и стал просить прощения у Бога. Но на другой день приходит к нему пророк Гад и от имени Божия предлагает ему за его грех на выбор одно из трех наказаний: или три года голод в стране его, или три месяца войну и бегство от неприятелей, или три дня моровую язву. Давид отвечал пророку: «Пусть впаду я в руки Господа, только бы не впасть мне в руки человеческие».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Не довольствуясь устроением новой скинии для ковчега Божия, Давид однажды сказал пророку Нафану: «Вот я живу в доме кедровом, а ковчег Божий стоит под шатром». Нафан сказал царю: «Делай все, что есть у тебя на сердце». Но в ту же ночь Господь сказал Нафану: «Пойди, скажи рабу Моему Давиду: “Не ты построишь Мне дом для обитания, потому что ты пролил много крови. Когда ты почиешь с отцами своими, Я после тебя восставлю Семя твое. Он создаст дом имени Моему, и Я навеки утвержу престол царства Его; Я буду Ему Отцом, а Он будет Мне Сыном”» 376 . Нафан пересказал слова Господни Давиду. Давид молитвою возблагодарил Господа за милость Его к нему и его потомству и стал приготовлять все нужное для построения храма Господня ( 2Цар. 7; 1 Парал. 17; 1 Парал. 22:8, 28:3). После дел благочестия Давид более всего занимался внутренним благоустройством своего царства. В управлении царством он всегда руководствовался законом Божиим, данным через Моисея. Закон этот был любимым чтением его: он изучал его день и ночь. Суд производился под строгим надзором его и был правый и милостивый 377 . Победы Давида над соседними народами и распространение царства его. Война Давида с аммонитянами, падение его и раскаяние. Покорение аммонитян За благочестие Бог благословил Давида многими победами над врагами его 378 и распространил его царство. Давид усмирил навсегда филистимлян, покорил моавитян 379 , наложил дань на сирийцев, покорил идумеев и, наконец, аммонитян. Из войн, которыми Давид распространил свое царство, замечательна война с аммонитянами. Она началась по следующей причине: Давид, услышав о смерти Нааса, царя Аммонитского, оказавшего ему некогда благодеяние 380 , послал послов к сыну его, Аннону, утешить его. Аннон принял послов за шпионов, велел обрить им половину бороды 381 , обрезать одежду и отпустил. Когда донесли об этом Давиду, он велел им оставаться в Иерихоне, пока не отрастут бороды, и начал войну с аммонитянами; он послал военачальника своего Иоава с войском взять Равву, столицу аммонитскую, а сам остался в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

22, 28, 29). Начало царствования Соломона. Его мудрость. (4489 год от сотворения мира, 1020 год до Рождества Христова) 389 Соломон начал свое царствование тем, что избавил себя от домашних врагов: казнил Адония, который домогался отнять у него царство; удалил Авиафара 390 и казнил Иоава и Семея; затем обезопасил свое царство извне, женившись на дочери фараона египетского 391 и возобновив союз с царем тирским, Хирамом. Когда утвердилось царство в руках Соломона, он отправился в Гаваон, где была скиния Моисея, и принес здесь Богу тысячу всесожжений. Бог явился ему во сне ночью и сказал: «Проси, что дать тебе». Соломон отвечал: «Ты, Господи, поставил меня царем. Дай мне мудрость управлять народом». Это прошение угодно было Господу, и он сказал: «За то, что ты не просишь себе долгой жизни или богатства, но просишь мудрости, Я дам тебе премудрость, так что подобного тебе по мудрости не было и не будет; сверх этого Я дам тебе, и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь соблюдать повеления Мои, то Я продолжу и жизнь твою». Длина храма была 60 локтей, ширина 20 локтей, высота 30 локтей 394 . Стены храма устроены были из огромных тесаных камней, с наружной стороны обложены были белым мрамором, а с внутренней – кедровыми досками, которые были украшены резными изображениями херувимов, пальм и распускающихся цветов и покрыты золотом. Построен был из кипарисового дерева и покрыт золотом. Внутренность храма разделена была на две части: Святое Святых и Святилище, которые разделялись кипарисовой стеной, украшенной резными изображениями и обложенной золотом. Двери в Святое Святых были сделаны из масличного дерева и закрывались завесой из драгоценной материи с изображениями херувимов, а двери в храм – из кипарисового дерева – были украшены резьбой и обложены золотом. Во Святом Святых поставлены были два изображения херувимов из масличного дерева, обложенные золотом. Крылья херувимов были распростерты, и крыло одного касалось одной стены, а крыло другого – другой стены; другие же крылья их среди Святого Святых сходились крыло с крылом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Вышеприведенные слова Христовы – истинны, следовательно, и заключение, вытекающее из них, – верно, а потому мы ничего не можем сделать для себя лучше, и безопаснее, и спасительнее для души, как совершенно покориться воле Божией, всецело предать свою волю воле Божией, повторяя слова священника Илия: Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит ( 1Цар. 3, 18 ), и слова Иоава, военачальника Давидова: теперь знает раб твой, что обрел благоволение пред очами твоими, господин мой царь, так как царь сделал по слову раба своего ( 2Цар. 14, 22 ), и слова самого царя Давида: Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть Его и жилище Его. А если Он скажет так: «нет Моего благоволения к тебе», то (смиренно возглашу): вот я, сотвори со мной по святой воле Твоей ( 2Цар. 15, 25–26 ), и слова Иуды Маккавея: какая будет воля на небе, так да сотворит Господь ( 1Мак. 3, 60 ). Наконец, помолись, предавая себя всецело воле Божией вместе с Христом Спасителем: Отче Мой (Небесный)! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя ( Мф. 26,42 ). Если Сын Божий столь послушен был и в совершенстве исполнил волю Отца Своего Небесного, говоря о Себе: ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца ( Ин. 6,38 ). Если это требовалось от Сына Божия (как человека), то слугам тем более должно повиноваться своему Господу и Владыке жизни и смерти, всецело последовать Его воле, ни в чем не сопротивляясь Его владычеству. Святая правда требует от нас того, чтобы угодно было каждому человеку то, что от вечности было угодно Богу. Воин в полках, услышав трубный голос или барабанный бой, призывающий к походу, собирает свои вещи; получив же приказ вступить в бой с противником, оставляет все лишнее, что может помешать в бою, возлагает на себя свое вооружение и готов сердцем, очами и ушами внимать речи полководца и все, в ней излагаемое, исполнить в совершенстве. Так и нам надлежит поступать, находясь во всем течении временной нашей жизни, в борьбе с влечениями, плотскими страстями, прельщениями мира и искушениями горделивого духа тьмы. Мы должны быть во всем послушны своему Вождю, Учителю и Наставнику – Спасителю нашему Иисусу Христу, Господу нашему; должны подражать по мере сил наших Его примеру и делам, изображенным в евангельском Его учении. Последуем же, братия христиане, за своим Вождем и Господом охотно и неуклонно, предавши себя всецело Его святой воле, и что бы ни случилось с нами на этом пути скорбного, неудобного или тягостного, – все станем переносить терпеливо, без ропота, благодушно, зная наперед, что на жизненном пути встречаются не одни цветы, но и терния: добрый воин не прячется от пуль и штыков, напротив, с удовольствием исчисляет свои раны и говорит о них, не упрекая своего полководца, но еще больше привязываясь к нему и сердечно любя его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Когда царь Давид убегал от восставшего против него непокорного сына Авессалома, некто Семей, из рода дома Саулова, забежал вперед Давида и стал поносить его жесточайшими словами: «уходи, уходи, убийца... беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты – кровопийца» ( 2Цap. XVI, 5–8 ). Вот поражающий образец человеческой злобы! Авесса, брат Иоава военачальника, видя такое поругание над Давидом, говорит: «зачем этот мертвый пес злословит господина моего царя? пойду я и сниму с него голову». Но царь, усматривая в этом поношении себя изволение Божие, является защитником своего гонителя, говоря своим спутникам: «[оставьте его,] пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты это делаешь?» ( 2Цap. XVI, 9–10 ). – Семей тяжко согрешил, проклиная Давида, потому что, хотя Бог и употребил его, как орудие, для поношения царя, но не был причиной его злобной воли: Он лишь мудро употребил ее в наказание Давиду. Подобно Давиду, каждый из нас должен смотреть на наносимые ему нападения и озлобления злыми людьми, которых самоволие всемилостивый Бог употребляет или для вразумления неповинных, или для наказания виновных. Кротость старца Святой Дорофей повествует, что один старец богоугодной жизни, в течение нескольких дней, не мог принимать пищи по болезни своего желудка. Служитель, желая подкрепить старца пищею, задумал приготовить для него более приятное и питательное кушанье. Он из двух сосудов, похожих друг на друга, взял по ошибке для приготовления пищи тот, в коем хранилось старое прогоркшее масло. Таким образом, при всем своем добром желании угодить старику, он, влив изобильно в его кушанье не мед, но едва ли не самую смерть, приготовил ему такое кушанье, которого не ела бы и голодная собака. Больной едва попробовал принесенной ему пищи, тотчас узнал ошибку приготовлявшего ее, но промолчал и ел чрез силу. Потом, когда желудок его не позволял принимать ему больше этого кушанья, положил ложку, не говоря ни слова о непригодности пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

НА СВОЮ ГОЛОВУ Сделать что-либо такое, в чем приходится раскаиваться; оборот указывает, что происходящее в данный момент с человеком (как правило, какие-либо неприятности) является следствием необдуманных, опрометчивых поступков. Образ, построенный на метонимическом замещении понятия «человек» понятием «голова», широко используется в тексте Б . Содержанием его является основополагающая идея Б . о неизбежном воздаянии за совершенные преступления, о расплате за злонамеренные поступки. Отмщение всегда принадлежит Господу. К Нему обращаются как к справедливому Судии: «…соверши суд над рабами Твоими, воздай виновному, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его» ( 2Пар.6:23 ). Так будет происходить в День Суда: «…близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» ( Авд.15 ). Злу и злодеянию Господь неотвратимо воздает: «И все злодеяния жителей Сихемских обратил Бог на голову их…» ( Суд.9:57 ); «Господь обратил злобу Навала на его же голову» ( 1Цар.25:39 ); «За то и Мое око не пощадит, и не помилую; обращу поведение их на их голову» ( Иез.9:10 ); «Услыши, Боже наш, в каком мы презрении, и обрати ругательство их на голову их…» ( Неем.4:4 ). Как общий жизненный закон формулирует это Псалмопевец: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» ( Пс.7:15–17 ). Иногда этот оборот звучит как проклятие: «Да обратит же Господь злобу твою на голову твою!» ( 3Цар.2:44 ), нередко означает ответственность за убийство. Давид, узнав об убийстве Авенира (своего военачальника) говорит: «…невинен я и царство мое вовек пред Господом в крови Авенира… пусть падет она на голову Иоава и на весь дом отца его…» ( 2Цар. 3:28–29 ); «кровь твоя на голове твоей» ( 2Цар. 1:16 , см. также Нав.2:19 ). См. также 1Пар.12:19 ; Эсф.9:25 ; Притч.25:21–22 ; Иоил.3:4 ; Рим.12:20 . Напрасный труд

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

143 Иосиф Флавий в своей передаче данного события как бы оттеняет эту сторону дела, говоря, что Иоав «прибежал к жертвеннику и надеялся найти для себя безопасное убежище, рассчитывая на благочестие царя в отношении к Богу» (Древн. VIII. 1:4) Thenius и Keil (в Коммент. на 3Цар.2:30 ) также склонны объяснять желание Иоава остаться у жертвенника надеждой, что Соломон побоится умертвить его при жертвеннике 144 Stächelin, 101. Weber находит возможным утверждать, что «со времени смерти Авессалома Адония сделался старшим царским сыном, и считал себя теперь законным наследником престола (Weber, Geschichte des VoIkes Israel. Leipzig. 1867. S. 185 To же самое мы встречаем и у Güthe, (Geschichte des Volkes Israel Freilburg.1899. S.104) 145 Thenius склонен понимать это в том смысле, что Иоав довольно продолжительное время держался стороны Адонии 149 В течение 27 лет исторического существования Израильского царства на престоле его сменилось восемь династий (если не считать Замерия, царствовавшего 7 дней). 2 В таком именно смысле, очевидно, понимает греч. текст и редактор Арабск. 3 перев. текста LXX, который (редактор) в своем переводе даже опустил конец греч. текста 24 стиха, со слов: κα ξω πρς σ… 150 Keil говорит, что «эти поселенцы – священники, левиты и благочестивые почитатели Иеговы, сделали царство Иуды сильным через укрепление религиозной основы, на которой утверждалось царство». (Комментар. на 2Пар.11:17 ) 152 По Keil – не жители северного царства, а Израильтяне, переселившиеся из этого царства в Иудейское. Commet.-üb. Chronik, 352 154 «Муж» – путеводитель прор. Иезекииля в этом видении говорит ему: «сын человеческий! смотри глазами твоими и слушай ушами твоими, и прилагай сердце твое ко всему, что я буду показывать тебе;... все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез.40:4 ) 157 Позволение возвратиться и построить храм являлось для иудеев знаком величайшей милости Бога к ним; «теперь сколь великая, -говорить автор II кн, Ездр., – оказана нам милость от Тебя, Господи Боже, что Ты оставил нам корень и имя на месте святыни Твоей, что открыл нам светильник в дом Господа Бога нашего,… поставил нас в благоволение у царей Персидских, чтобы они дали нам пропитание и прославили храм Господа нашего, и чтобы воздвигнуть был опустошенный Сион» ( 2Ездр.8:75–78 )

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010