Б   Баана и Рихав • Багряница • Баит • Бальзамирование • Бальзам • Бараны • Барс • Басня • Бахурим • Башни • Башня стада • Башня Силоамская • Бдолах • Бегемот или гиппопотам • Бедный • Беероф • Беер-Шива • Бездна • Бела • Бене-Яакан • Бера • Берот • Бес • Бессмертие • Бесплодие • Бет-Арбел • Алмон-Дивлафаим, Бет-Дивлафаим • Беф • Беф-Авен • Беф-Гарам, Беф-Гаран • Беф-Дагон • Беф-Иешимоф • Бефкарем • Беф-Левеоф • Беф-Нимра • Беф-Орон,:Бефорон Бефорон • Беф-Сан, Бефсан • Беф-Таппуах • Беф-Фегор • Беф-Хогла • Беф-Цур • Беф-Шемеш • Бефсамис • Бецер • Беэр • Библия • Бидекар • Бич • Бифья • Благовонное дерево • Благословение, Благословлять • Блуд • Блудницы и блудники • Блюститель • Бог • Бог крепостей • Болезни • Борода • Бохим • Боцец и Сена • Брак • Брат • Братья Иисуса • Бритва, Брить • Бубаст • Буйвол • Бук • Бытие В   Ваал • Ваалаф • Ваалис • Ваал-Гад • Ваал-Гамон • Ваал-Гацор • Ваал-Ермон • Ваал-Иудин • Ваал-Меон • Ваал Цефон • Ваал-Шалиша • Ваала • Ваалаф-Беер • Вааса, Ваеса • Вавилон • Вавилонская земля • Валак • Валаам • Валла • Валтасар • Вамоф • Ванея • Варавва • Варак • Варахий • Варвар • Варнава • Варсава • Вартимей • Варух • Варфоломей • Васан • Васемафа • Вафуил • Вдова • Вдохновение • Веельзевул • Везек • Веелиада • Велиар • Венадад • Венец дома Иоава • Вениамин • Вениаминово колено • Вено • Веон • Верблюд • Вервь • Вереи • Вереника • Веретено • Верзелий • Верия • Веселиил • Ветер и вихрь • Ветоним • Вечер • Вечный и вечность • Веф-Дагон • Вефиль • Вефхором • Вилдад • Вино • Виноградная лоза • Виноградник • Виноград • Вирсавия • Виффагия • Вифавара • Вифания • Вифезда • Вифлеем • Вифиния • Вифсаида • Власт • Власть • Власяница • Внутренности • Воанергес • Вода • Вода города • Водяные ворота • Возложение рук • Вознесение • Возношение • Возрождение • Броня, Война • Волк • Волосы • Волхвы • Волчцы и тернии • Вол • Вооз • Воровство • Вороны • Ворота • Ворота Источника • Ворота Долины • Ворота Ефремовы • Ворота Навозные • Воскресение • Восор • Восток • Восьмиструнная • Врач • Времена года • Время • Вретище • Всадники и скороходы • Вселенная • Второзаконие • Вугеянин • Вуз • Вульгата • Высоты • Высоты Исааковы

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

40. В книге дней (Паралипоменон) читаем: «у Шовала, отца Кариаф – Иарима, были сыновья, которые пророчествовали в половицу». И еще: «а сыновья Салма, отца Вифлеема и Нетофафа венец дома Иоава, и которые пророчествовали, из половины Зараи» 9 и пр. (1 Парал. 2, 52, 54). Конечно они, пророчествовавшие, также были святы, и однако не удостоились получить совершенного пророчества: пророчествовали не о будущем тайнозрительно (secundum tropologiam), а о настоящем по течению событий (juxta historiam). Пророк Аввакум надписывает песнь свою таким заглавием: «Молитва Аввакума пророка о неведениях» (по др. о неведущих) 10 . Ибо он с дерзновением обращался к Господу и говорил: «доколе, Господи, буду взывать и не услышишь? буду вопиять к тебе, терпя насилие, и не спасешь? Зачем ты показал мне нечестие и труд, видеть грабительство и неправду? Против меня состоялся суд и очень сильная вражда: поэтому разорван закон и суд не достиг до конца: ибо беззаконник берет верх над праведным, и оттого издается приговор превратный» ( Аввак. 1, 2 след.) И потому вместо Него (Господа) сам упрекая себя, что по неведению высказал это, пишет песнь покаяния. Если неведенее не было грехом, то излишне пишет он книгу покаяния и напрасно вздумал оплакивать то, в чем нет греха. В последней части книги Иезекииля, где в устройстве храма поставленного на горе изображаются тайны будущей после многих веков Церкви, в первый и седьмой день первого месяца приносятся жертвы за грех всех, за грех , коим согрешили по ошибке или неведению. И в течении семи дней Пасхи постоянно закалается козел за грех. В пятнадцатый день седьмого месяца совершается такой же чин жертвоприношений за грехи. И после весьма многого иного, что не время излагать теперь, написано: «А было там место к западу, и сказал (Господь) ко мне: это место, где священники должны варить жертву за грех и за неведение» (Иезек. 46, 20). Иеремия говорит Богу: «знаю, Господи, что не в воле человека путь его, и не во власти мужа шествие и направление шагов его» (Иерем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

12:27. Водоснабжение. Из-за скудных дождей, выпадающих только в зимние месяцы, жизнь в городах и селениях зависела от колодцев, источников и водохранилищ. Цари Месопотамии с гордостью сообщают в анналах о своих успехах в строительстве каналов, акведуков и устройств для подъема воды (см. также: 4Цар. 20:20 ). Поэтому «овладение водою города» означало скорое прекращение осады. О средствах защиты водоснабжения Раввы ничего неизвестно. 12:28. Участие царя в завершающей стадии операции. В анналах древних царей и фараонов редко упоминаются имена военачальников; обычно победы приписывались богам. Цари не всегда сопровождали войско в походе. Ассирийские хроники сообщают, что иногда царь оставался дома, поручая руководство армией высокопоставленному военачальнику или наследному принцу. Чаще всего это объяснялось неотложными государственными делами, не терпящими отсутствия царя. Отсутствие Давида на поле сражения могло быть истолковано его подданными (или недоброжелателями) как слабость, страх и даже неспособность исполнять обязанности царя. Даже тогда, когда царь руководил проведением военной операции, он находился не в гуще сражения, а в стане, и занимался разработкой стратегии. Однако вступление победителей в завоеванный город по возможности осуществлялось под предводительством царя. Давид на собственном опыте убедился в том, что преданность подданных недолговечна, поскольку взошел на престол благодаря победам, принесшим ему популярность. Напоминание Иоава о том, что городу будет наречено имя того, кто его завоевал, не могло не привлечь внимание Давида, и он незамедлительно прибыл на поле сражения. 12:30. Венец царя. Использованное здесь слово обычно обозначает церемониальный головной убор. Цари и боги часто изображались в островерхих шапках или тюрбанах, расшитых золотой нитью и усыпанных драгоценными камнями. Иногда к такому убору добавлялась золотая диадема. Тяжелый золотой венец, о котором здесь идет речь, вероятно, не предназначался для ношения на голове царя, а украшал статую бога Милхома (допустимый вариант чтения этого места). Головные уборы были принадлежностью многих статуй хананейских богов, так что в подобном украшении аммонитского бога не было ничего необычного. С точки зрения грамматики, не исключена вероятность, что Давид взял драгоценный камень, а не венец весом в 75 фунтов, который был слишком тяжел даже для непродолжительной церемонии. 13:1–22 Амнон и Фамарь

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

К примеру, бейт-ав, упоминаемый в масоретском тексте 98 раз, в Синодальном переводе 52 раза переводится, как «дом отца», 32 раза – «семейство», 3 раза – «племя», 2 раза – «колено» и по одному разу – «род» и «домашние». Четвертая группа недостатков – топонимы, для перевода которых единые правила выработаны не были, что в сочетании с отсутствием общего редактирования всего текста привело к смешению ономастикона славяно-греческого с масоретским. Один и тот же топоним переводится различно, в результате чего, город Бет-Хорон (евр. – ) именуется Бефорон ( 3Цар. 9:17 ), Беф-Орон ( Нав. 16:3, 5; 18:13; 21, 22 ; 1Пар. 6:68; 7:24 ), Вефорон ( Нав. 10:10 ; 2Пар. 8:5; 15:13 ; 1Мак. 3:16, 24; 7:39; 9:50 ) и Ветерон ( Иудиф. 4:4 ). В другом случае, два разных топонима переведены одинаково: Боцра в Идумее (евр. – 1Цар. 30:9, 21 ; 1Пар. 6:78 ; Ис. 63:1 ; Иер. 48:24; 49:13, 22 ; Ам. 1:12 ; Мих. 2:12 ; 1Мак. 5:26, 28, 36 ) и Бецер в Моаве (евр. – . Иер. 48: 21–24 ; 1Пар. 6:78 ) Синодальным переводом одинаково именуются – Восор. В третьем случае, не всегда верно сделан выбор между переводом топонима и его транслитерацией. Так, город Атрот, в котором проживали потомки Иоава (евр. – – Атрот бет-Йоав. 1Пар. 2:54 ) Синодальным переводом, вслед за славянской Библией, именуется «венец дома Иоавова». Вслед за славянской Библией, одним словом – «Вирсавия» – переводится, как топоним – Беер-Шева, так и имя жены Урии Хеттеянина – – Бат-Шева. Пятая группа недостатков – имена собственные, при переводе которых смешение ономастикона славяно-греческого с масоретским приводит к тому, что, как два различных персонажа именуются одним и тем же именем, так и наоборот, разные имена может носить одна и та же личность. Одним именем Мафусал в Синодальном переводе названы два различных человека – сын Мехиаеля и отец Ламеха из рода Каина (евр. – – Метушаэль. Быт. 4:18 ), а также сын Еноха и отец Ламеха из рода Сифа (евр. – – Метушелах. Быт. 5:21, 25–27 ); Амосом именуется как пророк Амос (евр. – Ам. 1:1 ), так и Амоц (евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Ибо некоторые становятся в соприкосновение близко, и не становятся издали; так например: Самуил знал о пропаже ослов, предсказал отыскание их, и предвозвестил Саулу будущее царство ( 1Цар.9:15, 20 ); предсказывает, даже, что Давид будет его преемником, но не предсказывает, что сей будет отцом Царя вечного ( 1Цар.16:12 ). А некоторые становятся в соприкосновение (с духом) издали, и не становятся близко. Так, например, тот же Давид знал о воплощении Единородного Сына Божия, говоря о Сионе: человек и человек родися в нем, и той основа и Вышний ( Пс.86:5 ); разумел и то, что Он вознесется на небеса и сядет одесную Бога Отца, говоря: рече Господь Господеви моему: сиди одесную Мене ( Пс.109:1 ); и однако же не предвидел ближайших событий. Из множества их скажу о немногих: он не знал о замысле слуги Мемфивосфеова, Сивы, против господина своего ( 2Цар.16:3–4 ); а Амессаю обещая говорит: сия ми да сотворит Бог и сия да приложит, аще не будеши князь силы предо мною во вся дни вместо Иоава ( 2Цар.19:13 ), именно по незнанию того, что должно было случится; потому что этот Амессай не только не получил начальства над войском вместо Иоава, но и жизнь свою кончил чрез несколько времени от Иоава ( 2Цар.20:10 ). А когда хотел построить храм Богу, то не зная, что будет вблизи, вопросил о том другого Пророка ( 2Цар.7:3 ). 14 . Но некоторые (Пророки) становятся в соприкосновение (к духу) как издали, так и вблизи. Так Исайя пророчествует о далеком событии в будущем, говоря: се Дева во чреве приимет, и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил ( Ис.7:14 ). О Нем же он опять говорит: Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же начальство бысть на раме Его: и нарецается имя Его велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века, Начальник мира. И велие начальство Его, и мира Его несть предела ( Ис.9:6–7 ). И он же (Исайя), близко поставленный в соприкосновение с духом пророчества, предсказал Царю Езекии, что сей выздоровеет, и сколько еще лет проживет после выздоровления ( Ис.38:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

19 не останется у тебя ни одного человека. Иоав прибегает к сильным средствам, желая заставить Давида взять себя в руки и в настроении, соответствующем победе, предстать перед войском. 19 И встал царь и сел у ворот. Вняв словам Иоава, Давид приходит к воротам Маханаима (см. ком. к 18,4), т.е. на то самое место, где он отдал нарушенный Иоавом (18,14) приказ сохранить жизнь Авессалому (18,5). Повествование о гибели Авессалома, таким образом, окаймляется двумя сценами у ворот, позволяющими сопоставить волю Давида в отношении Авессалома и волю о нем Господа. 19 Амессаю. См. ком. к 17,25. будешь военачальником при мне, вместо Иоава. Назначив Амессаю на место Иоава, Давид явил пример политической мудрости и в то же время удивительной снисходительности к человеку, который заслуживал казни как изменник. 19 Галгал. См. ком. к 1Цар. 7,16; 13,4 . 19 Семей, сын Геры. См. 16,5–14 и ком. к 16,5.8.11.12. Бахурима. См. ком. к 3,16. 19 дома Иосифова. Строго говоря, «дом Иосифа» включал в себя потомков двух его сыновей Ефрема и Манассии ( Быт. 48,5.20 ; Нав. 17,17 ). Это выражение, однако, часто используется для обозначения совокупности племен, населявших север Израиля ( Нав. 18,5 ; 3Цар. 11,28 ; Ам. 5,6 ; Зах. 10,6 ). В данном же случае к «дому Иосифа» причислено и колено Вениаминово, из которого происходил Семей. 19 злословил помазанника Господня. См. ком. к 1Цар. 2,10 . 19 Ныне ли умерщвлять кого-либо в Израиле? Сходные слова почти в такой же ситуации в свое время произнес Саул ( 1Цар. 11,13 ). Давид не желает мстить тем, против кого пытались направить его гнев его советники. 19 ты не умрешь. Давид не изменяет данному им слову, однако на смертном одре он не преминет напомнить Соломону о злословии Семея ( 3Цар. 2,8.9 ). 19 Мемфивосфей. См. ком. к 4,4. не омывал ног своих. Очевидно, дав обет Господу и прося Его даровать победу и с миром возвратить его в Иерусалим. См. также ст. 30. 19 слуга мой обманул меня. См. 16,3. 19 Ангел Божий. См. ком. к 14,17. 19 разделили между собою поля. Не желая вызывать Сиву для наказания за клевету или же не считая доводы Мемфивосфея достаточно убедительными, Давид останавливается на компромиссном решении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 Восстание Савея Вениамитянина, погоня за ним Иоава, поражение Амессая и Савея; 23 главные начальники Давида. 1 Требование Гаваонитян о мщении за зло, причиненное им Саулом; 7 Давид доставил им семь сыновей Саула, которых они повесили; 10 Рицпа, мать двух из них, своей верностью вызывает у Давида сожаление; 12 Давид с почетом похоронил этих семерых, а также кости Саула и Ионафана; 15 главные у Давида в его войнах с Филистимлянами. Песнь Давида, воспетая Господу, его избавителю. 1 Последние слова Давида — песнь хвалы; 8 деяния храбрых у Давида; поступок трех, принесших воду из колодезя Вифлеемского. 1 Давид исчисляет Израиля и Иуду; 10 гнев Господа за это исчисление и покаяние Давида; 15 Господь посылает язву в наказание, и Давид ходатайствует за невинный народ; 18 Давид покупает гумно у Орны и ставит на нём жертвенник; 25 приносит на нем жертву, и язва прекратилась. 3я книга Царств Книга рассказывает о воцарении и укреплении власти Соломона. Он построил великолепный храм в Иерусалиме и приумножил богатства народа, но со временем, потакая женам-язычницам, совратился в идолопоклонство. При его сыне Ровоаме Израиль разделился на два царства, и Северное уклонилось в идолослужение. В Северном Израиле династии несколько раз менялись насильственным путём. Ахав из династии Амврия и его жена Иезавель совратили израильтян в служение Ваалу, и в защиту истинного Богопочитания выступил пророк Илия. Книга содержит также сведения о правлении нескольких царей Иудеи, Южного царства. Всего 22 главы. 1 Ввиду возрастающей слабости Давида сын его Адония стремится стать его преемником; 11 пророк Нафан и Вирсавия, мать Соломона, сообщают о поведении Адонии Давиду, который решает воцарить Соломона; 32 священник Садок помазывает Соломона на царство при народном ликовании; 41 приглашенные Адонией покидают его; он «ухватился за роги жертвенника». 1 Завещание Давида Соломону и осуждение Иоава и Семея; 10 смерть Давида и его погребение; 13 Адония убеждает Вирсавию заступиться за него пред Соломоном, но теряет за это свою жизнь; 26 Соломон отсылает от себя Авиафара и повелевает поразить Иоава даже у жертвенника Господня; 36 Семею воспрещено выходить из Иерусалима; его непослушание стоит ему жизни.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

285. Слово в день венчания и помазания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Успенском соборе августа 22; напечатано в Твор. Св. От. и в Губернск. Вед. 1853 г. и в собрании 1861 г.) 1853 год Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота ( Anok. II. 10 ). С благоговейною радостию мы смотрим ныне на венец, который недосязаемо превознесен над нами, но который осеняет всех нас, и которым все мы хвалиться можем пред народами. Это венец, который двадцать семь лет почивает на главе Благочестивейшего Императора нашего Николая Павловича. Радостен сей венец для нас; поелику он для всех нас есть покров, защита, украшение, слава: но тяжел для Венценосца; потому что это венец избрания и освящения на великие подвиги, а не венец награды и покоя после подвигов. «Тяготы» огромной России «носит...» Благочестивейший Самодержец, «исполняя закон Христов» ( Гaл. VI. 2 ) и закон царский. Какая потребна сила, чтобы поднять, и носить, и направлять в движении силы всей России! Праведно посему, чтобы все силы Россиян соединялись, дабы, по возможности, облегчать бремя, носимое Самодержцем, чтобы все сердца Россиян соединялись, дабы искренними молитвами призывать Ему силу от Того, Которым «царие царствуют» ( Npumч. VIII. 15 ): «Господи, силою Твоею» да «возвеселится Царь, и о спасении Твоем» да «возрадуется зело» ( Псал. ХХ. 2 ). От венца, над нами превознесенного и для нас неприкосновенного, не желаете ли обратить мысль к венцу, который может коснуться главы каждого из нас? – Да, есть венец, который не недосязаем для нас, которого мы можем желать и искать, который обещает, предлагает, почти подает нам Верховный Венцедатель. «Дам ти», говорит, «венец живота». Вслушайтесь хорошо в сие слово. Предлагается «венец живота», венец, с которым соединена жизнь, которым увенчанный не будет бояться смерти. Будет ли кто так нерассудителен, чтобы не пожелать такого венца? Если вы желаете предлагаемого венца, то вы должны принять условие, с которым предлагается венец: ибо Венцедатель не обязан дать вам венец по одному вашему произволу; и сие было бы несообразно с достоинством и Венцедателя и венца. Условие, с которым предлагается венец живота, состоит в том, чтобы вы были верны Венцедавцу Христу, и притом верны до смерти. «Буди верен... до смерти, и дам ти венец живота».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но «кто может, – говорит свт. Димитрий Ростовский, – кто может исчислить все Ее добродетели? Кто может исчислить и высказать то, как и какими и сколь многими добрыми делами Пресвятая Дева угодила Богу Творцу Своему, от юности Своей до блаженной кончины? Скорее изочтем весною цветы, летом колосья, осенью плоды, зимою снег, на голове волосы: скорее изочтем капли в море, звезды вверху, нежели исчислим добрые дела, богоугождения и достоинства Божией Матери». Пречистая Матерь и Дева имеет венец чистых дев , и венец лучший, чем все девы, потому что Своею чистотою превзошла ангелов. Она имеет венец благоплодных жен , каковы Сарра, Елисавета и другие, но венец преукрашенный пред их венцами, потому что, как родившийся от Нее более всех, так и Она блаженнее всех жен. Она имеет венец мучеников : стоя у креста, с душою, пронзенною оружием, Она пострадала более всех мучеников. Она имеет венец пророков , потому что истину прорекла, что Ее ублажат все роды. Она имеет венец евангелистов , потому что Она есть книга Слова Ипостасного. Она имеет венец апостолов , ибо Она принимала участие в распространении Христовой веры, кроме того, сами апостолы хвалятся, говоря: не Иисуса ли Господа нашего видехом? Но кто же яснее видел Его, как не Пресвятая Матерь? Она имеет венец исповедников , ибо твердо исповедала, говоря: величит душа Моя Господа… Сотвори Мне величие Сильный, се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему. Она имеет венец смиренных , потому что изрекла о Себе: яко призре на смирение рабы Своея… Она имеет венец преподобных . Успение Ее пред Господом было честнее смерти всех преподобных Его. Она имеет венец постников , потому что всегда и во всем была чрезвычайно воздержна, и тело покоряла духу Своему. Она имеет венец милостивых , св. Церковь почитает Ее источником милостей, и молит Ее: «милосердия двери отверзи нам». Она имеет венец бессребреников , ибо родила Врача безмездного, давшего силу целения и сказавшего: туне приясте, туне дадите… и Сама есть выну подающая туне благодать просящим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В житии святых мучеников Иулиана и Василисы рассказывается, что отрок Кельсий увидел, как на голову осуждённого христианина «лучезарные юноши» возлагали блестящий венец (21 января); явившийся мученику Ермилу перед его кончиной ангел призывал святого быть мужественным и обещал ему «за страдание пресветлый венец свыше» (26 января); во время пыток на голову святого мученика Трифона с неба спустился венец (14 февраля); мученик Каллиопий просил своих мучителей устроить его мучения более продолжительными, поскольку только тогда он получит «более светлый венец» от Христа за свои страдания (20 апреля); великомученику Георгию Победоносцу в ночь перед кончиной святого Господь возложил на голову венец (6 мая); светлые одежды и венец были обещаны в видении святым мученикам Мавре и Тимофею (16 мая); в видении Симеону Дивногорцу ангелы поднесли венец царский, украшенный драгоценными камнями (6 июня); мученику Иакинфу в темнице перед кончиной святого ангел возложил на голову венец (16 июля); юродивому Симеону и спостнику его Иоанну был обещан пресветлый венец, подобный тому, какой они видели на голове одного из монахов (3 августа); на голову мученика Каллистрата, брошенного мучителями в воду, с неба спустился венец, и слышен был голос, говоривший: «Будь мужествен, Каллистрат, со стадом своим, и иди почить с ними в вечных обителях» (10 октября); великомученица Екатерина увидела над головой своей царицы венец, который держали ангелы, и предрекла ей страдания во имя Христа (7 декабря); над головой мученика Мины ангелы держали венец (23 декабря). 497 Самые ранние сохранившиеся описи новгородского Софийского собора относятся к первой половине XVIII в.; в них при описании оклада на образе Спасителя, находящемся с правой стороны от Царских дверей (а именно там в середине XVII в. располагался «Спас царя Мануила»), фиксируется «прежний венец серебряной сканой, в нем четыре ставки простых» – Комарова, Александров 2003, 414. Новгородский образ «Спаса» был замечен Павлом Алеппским в 1655 г.; путешественник отметил наличие на иконе серебряного оклада – П.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010