Ст. 5–6. Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин... поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю… Что не личная какая-нибудь вражда или месть побуждает умирающего царя Израильского к такому суровому завещанию относительно Иоава, – это видно из самых слов Давида. Преступность Иоава он прямо указывает в кровожадном убиении двух прекрасных вождей войска Израильского: Амессая 420 и Авенира, о котором некогда плакал Давид со всем своим народом 421 . Теперь, умирая, он с горестью припоминает это Соломону, жалуясь, что Иоав пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровию бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих. Хотя Давид мог бы и сам подвергнуть Иоава участи, им заслуженной, но он не делал этого из благоразумного опасения, чтобы казнью Иоава не возбудить народного мятежа, ибо при Давиде Иоав имел сильную партию в народе 422 . С воцарением Соломона, обстоятельства переменились, особенно, после того случая, когда Иоав оказался возмутителем против царственных прав законного наследника Давидова и явился во главе скопища Адониева. По его же наущению, как думает блаж. Феодорит и другие толковники, отстраненный от престола Адония решился домогаться руки Ависагиной, чтобы этим путем снова добиться власти царской. Посему то, говоря словами блаженного Феодорита , умиравший Давид имел полное основание предполагать, что Иоав «или, прикрываясь личиною благожелательства, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Амессая, или вооружится открыто и произведет разделение во Израиле» 423 . После всего сказанного, весьма естественным оказывается, если перед смертью своей царственный отец указывает врагов сыну своему и судьбу их предоставляет его благоразумию. Ст. 8–9. …Вот еще у тебя Семей,., он злословил меня тяжким злословием, когда я шел в Маханаим 424 я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом». Ты же не оставь его безнаказанным,.. чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю… Представляется замечательным, что, готовясь к смерти, когда всего естественнее человек располагается к милосердию, Давид, однако же, завещает казнь Семею. Это, тем более замечательно, что Давид от природы имел кроткое и любящее сердце и, умея сознавать свои собственные ошибки и слабости, отличался необыкновенным великодушием к врагам. Но эти то самые соображения и заставляют предполагать, что Давид не без особых серьезных побуждений сделал завещание о казни Семея. Без всякого сомнения, Семей оказался хитрым и лицемерным врагом не только по отношению к личности Давида, но, вообще, против царской власти, трона и фамилии Давидовой, – что и не укрылось от прозорливого царя. Так что в суровом, по-видимому, завещании Давидовом гораздо более удивительными являются благородство и снисхождепие Давида, умевшего терпеть и миловать ожесточенных врагов и зложелателей до конца своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 28–31. … Слух об этом (т. е. о казни Адонии и низложении Авиафара) дошел до Иоава, – и убежал Иоав в скинию Господню, и ухватился за роги жертвенника... И послал Соломон Ванею военачальника, говоря: пойди, умертви его,... и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и с дома отца моего... Убитые, некогда, Иоавом вожди Израильские Амессай и Авенир 429 были родственники Давида; и, значит, кровь их, не отмщенная родственниками, по духу и смыслу ветхозаветного закона могла лежать тяжелым укором на памяти Давида и на совести Соломона. Посему то, сей последний, казнью Иоава надеется смыть невинную кровь с себя и с дома отца своего. Ст. 34. …И пошел Ванея, сын Иодаев, и поразил Иоава, и умертвил его… около священного жертвенника всесожжения. Сим, однако же, не нарушен был, в сущности, закон Божий; ибо Господь Сам повелевал, что, если кто с намерением умертвит ближнего коварно (как Иоав) и прибежит к жертвеннику, то и от жертвенника Моего бери его на смерть 430 . Если же Соломон, не отвлекая Иоава от жертвенника, повелел казнить его при самом жертвеннике; то, конечно, он полагал, что это будет надлежащей жертвой божественному правосудию, и, значит, делом небеззаконным пред очами Божиими. Ст. 36–37. …И послав призвал царь Семея и сказал ему: построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда; и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь; кровь твоя будет на голове твоей... В этом распоряжении относительно Семея, видно столько же мудрости Соломона, сколько и милости его к Семею. Хитрому льстецу и тайному врагу своему, еще при отце заслужившему смерть тяжким оскорблением царского величества, Соломон дарует жизнь, уважая, конечно, клятву отца, данную сему человеку 431 . Но эту жизнь ставит Соломон в зависимость от неважного и, по-видимому, безразличного обстоятельства, – именно, чтобы Семей безвыходно жил в столице. Мудрая цель была здесь та, чтобы иметь этого лукавого человека всегда на виду и под непрерывным наблюдением, и тем отнять у него всякую возможность к злокозненным замыслам; а с другой стороны, – чтобы подвергнуть испытанию искренность льстивых слов Семея, насчет беспрекословного его послушания царской воле. Это испытание вполне открыло злой нрав и дерзость Семея, которого Соломон по всей справедливости и подверг заслуженной им участи 432 . Глава 3. Испрошение Соломоном мудрости у Бога, и Божьи ему обетования

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

По прибытии в Хеврон, как он сам, так и двадцать его спутников, были приняты с особенною благосклонностью, и им предложено было большое пиршество, которое в действительности было как бы торжественным утверждением предложенного соглашения. Опасаясь суровой ярости и соперничества Иоава, своего главного воина, Давид между тем удалил его на время из Хеврона, отправив преследовать каких-то арабов или филистимлян, которые рыскали в окрестности. Но Иоав, успешно закончив свое поручение и отягченный добычей, к несчастью, прибыл почти вскоре после того, как Авенир с честью был отпущен Давидом, с заявлением всякой дружбы с его стороны. Извинение, что в Хевроне только что был главный поборник Иевосфея и удостоен был царственного приема и пиршества, сразу же пробудило в Иоаве все его худшие страсти. Он не только продолжал носить в себе чувство кровавого мщения к Авениру за убийство своего брата Асаила, но в то же время, по всей вероятности, опасался, как бы Авенир не вытеснил его из занимаемого им положения и не склонил на свою сторону благосклонность Давида. Поэтому, он решился теперь же покончить с своим соперником. Быстро отправив за ним посланных, под тем предлогом, будто бы сам царь желал, чтобы он возвратился, он действительно успел в этом, и Авенир, ничего не подозревая, направился опять к Хеврону. Этого только и нужно было Иоаву. Встретив его у ворот Хеврона, он, под предлогом желания сообщить одну тайну в секретном разговоре, отвел его в сторону и затем, не говоря ни слова, вонзил ему в грудь свой меч. Этим он отмстил за своего убитого брата и вместе с тем окончательно устранил своего возможного соперника. Но такая жестокость и такое вероломство крайне огорчили Давида. Оп впал в глубокую скорбь и, заявляя о своей невиновности в крови Авенира, разразился даже неудержимым проклятием на Иоава, говоря, что «пусть падет эта кровь на голову Иоава и весь дом отца его; пусть никогда не остается дом Иоава без семеноточивого, или прокаженного, или опирающегося на посох, или падающего от меча, или нуждающегося в хлебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

18 Дело объединения колен могло совершенно расстроиться. И Давид, как известно, употребляет все свои усилия на то, чтобы убедить народ в своей непричастности к убийству Авенира. Он торжественно заявляет о своей непричастности к этому убийству, призывает страшные проклятия на Иоава и дом отца его, устрояет пышные похороны Авенира, заставляя присутствовать на них Иоава с войском. Сам идет за гробом, прославляя Авенира, и не принимает никакой пищи до захождения солнца. «И узнал весь народ .и весь Израиль в тот день, что не от царя произошло умерщвление Авенира, сына Нирова». В более тесном кругу своих слуг Давид нашел нужным объяснить свое отношение к Авениру, противоположное отношение к нему сыновей Саруи. Место, где говорится об этом, читается обыкновенно так: «И сказал царь слугам своим: знаете ли, что вождь и великий муж пал в этот день в Израиле? Я теперь слаб () еще, хотя и помазан на царство, а эти люди, сыновья Саруи, сильнее () меня; пусть же воздаст Господь делающему злое, по злобе его» ( 2Цар. 3:38–39 ). При таком чтении последнего (39) стиха, в нем, как бы находится объяснение того, почему Давид не наказал Иоава за коварное умерщвление им Авенира. Причина этого заключалась в том, что Давид чувствовал себя в это время слабым, в сравнении с сыновьями Саруи. Так и понимают это место большинство библеистов. «Наказать Иоава как преступника, Давид не мог, потому что последнее могло выйти горше первого. Иоав был настолько значительным лицом, и по роду, и по занимаемому им положению в государстве, войско так было привязано к нему (да и народ, несмотря на его дерзкий нрав, не мог не ценить его заслуг и бесспорного патриотизма), что осудить его на смерть было бы опасно. Тем более, что у него еще был брат Авесса, столь же решительный и неукротимый, который бы непременно взялся отомстить за кровь своего брата. Поэтому Давид только публично пожаловался на этих людей» (ст. 39). 19 «Это был один из тех дней, когда и самый благонамеренный, и самый сильный царь, к своему глубокому огорчению, чувствует слабость всего человеческого, и границы верховной человеческой власти; потому что как много таковой должен оставлять безнаказанным, чего он не простил бы, если бы он не был человеческим слабым царем».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

«Умертви его и похорони, и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и дома отца моего. Да обратит Господь кровь его на голову его за то, что он убил двух мужей невинных и лучших его. Поразил мечом без ведома отца моего, Давида, Авенира, сына Нирова, военачальника Израильского, и Амессая, сына Иефорова, военачальника иудейского. Да обратится кровь их на голову Иоава, и на голова потомства его навеки, а Давиду, и потомству его, и дому его, и престолу его, да будет мир навеки от господа!» ( 3Цар. 2:31–33 ). Против того, что Иоав наказан был и за прежние его вины, не говорит то, что он ищет спасения себе у жертвенника, у которого убийца беззащитен ( Исх. 21:14 ). Иоав мог искать спасения у жертвенника, потому что он не считал себя убийцей. Авенира и Амессая он убил не из-за личных счетов с ними, или, по крайней мере, и для пользы Давида и государства, как об этом мы говорили выше. Амессая он убил как изменника Давиду, а Авенира, которому же и, по господствовавшему тогда праву кровавой мести, за смерть брата своего, Асаила. Ванея же, хотя быть может, и считал Иоава убийцей, не решился убить его при жертвеннике, без прямого нарочитого царского повеления, именно ради святого места, так как и, по мнению Богородского, казнь Иоава произвела тяжелое впечатление на современников именно потому, что «совершена была у подножия алтаря». 61 Лишенный жизни Иоав был похоронен в доме своем, в пустыне ( 3Цар. 2:34 ). Так печально окончил жизнь свою великий полководец Давидов, Иоав. Верность его Давиду, своему царю, несомненна. Не подлежат сомнению и его заслуги по своему отечеству, но он действовал и там, где следовало, и там, где не следовало, почти только мечом, а потому и сам погиб от меча. 1 Штаде, почему то, считает Иоава старшим бpamoм.Bernhard Stade, Geschichte des Volkes Israel. Berlin. 1887. Band, I. Seite 261. 2 August Köhler. Lehrbuch der biblischen Geschichte. Alten Testamentes. Erlangen 1894. B. II. S. 249, 250. Anm. 2; Богородский. еврейские цари. Казань. 1884. Стр. 170.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

Вторая книга Царств Некто приходит объявить Давиду, что он убил Саула; но Давид умертвил его, и оплакал Саула и Ионафана. Его помазывают на царство, и он посылает послов к жителям Иависа Галаадского похвалить их за то, что они погребли Саула. Авенир, военачальник Саула, поставил царем над израильтянами сына Саулова Иевосфея 6 . А над коленом Иудиным воцарился Давид. Когда сошлись друг с другом Иоав, военачальник Давида, и Авенир, военачальник Саула, и произошло сражение между юношами, Асаил, брат Иоава, погнался за Авениром; и хотя последний неоднократно советовал ему возвратиться, он не слушался. Тогда Авенир убивает его и, призвав Иоава, увещевает прекратить войну. Война продолжалась между домом Сауловым и домом Давидовым, и первый ослабевал, а последний усиливался. Авенир берет себе наложницу Саула; Иевосфей укоряет его. Разгневанный Авенир посылает к Давиду, обещая предать ему весь народ и сам приходит к нему. Давид угостил его. Когда услышал об этом возвратившийся с войны Иоав, то, отозвав Авенира, он коварно умертвил его, мстя за кровь брата. Давид, узнав об этом, проклинает Иоава, оплакивает Авенира и погребает его с великой честью. Рихав и Ваана, тайно убив Иевосфея, пришли к Давиду, думая, что угодили ему этим убийством. Он же умертвил их. Тогда Давид делается царем всего народа и приходит в Иерусалим к Иевусею; хромые заграждают ему путь; он берет крепость и строит себе дом. Ему помогал Хирам, царь тирский. Иноплеменники сделали нападение, но Давид вышел и разбил их. Когда же они опять сделали нападение, Бог запрещает ему идти им навстречу, «Когда услышишь шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев, – говорит Бог , – то двинься, ибо тогда пошел Господь пред тобою, чтобы поразить войско Филистимское» ( 2Цар.5:24 ). Давид переносит ковчег, и умирает Оза, потому что простер руку свою к ковчегу. Когда переносили ковчег, Давид скакал, а Мелхола укорила его. Давид пожелал построить храм, но это было воспрещено ему через пророка Нафана; он молится Богу и благодарит Его за обетования, которые услышал. Давид поразил иноплеменников, и моавитян, и сирийцев, а золотое оружие, которое взял, перенес в Иерусалим, откуда впоследствии взял его Сусаким, царь египетский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И. Златоуста здесь и далее это имя заменено именем внука Саулова, сына Ионафанова, Мемфивосфея). А над коленом Иудиным воцарился Давид. Когда сошлись друг с другом Иоав, военачальник Давида, и Авенир, военачальник Саула, и про­изошло сражение между юношами, Асаил, брат Иоава, погнался за Авениром; и хотя последний неоднократно советовал ему возвратиться, он не слушался. Тогда Авенир убивает его, и, призвав Иоава, увещевает прекратить войну. Война продолжа­лась между домом Сауловым и домом Давидовым, и первый ослабевал, а последний усиливался. Авенир берет себе на­ложницу Саула; Иевосфей укоряет его. Разгневанный Авенир посылает к Давиду, обещая предать ему весь народ и сам приходит к нему. Давид угостил его. Когда услышал об этом возвратившийся с войны Иоав, то, отозвав Авенира, он коварно умертвил его, мстя за кровь брата. Давид, узнав об этом, проклинает Иоава, оплакивает Авенира и погребает его с великою честью. Рихав и Ваана, тайно убив Иевосфея, при­шли в Давиду, думая, что угодили ему этим убийством. Он же умертвил их. Тогда Давид делается царем всего на­рода, и приходит в Иерусалим к Иевусею; хромые заграждают ему путь; он берет крепость и строит себе дом. Ему по­могал Хирам, царь тирский. Иноплеменники сделали нападе­ние, но Давид вышел и разбил их. Когда же они опять сделали нападение, Бог запрещает ему идти им навстречу, Когда услышишь шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев , говорит Бог, то двинься, ибо тогда пошел Господь пред тобою, чтобы поразить войско Филистимское (2Цар.5:24). Давид переносит ковчег и умирает Оза, потому что простер руку свою к ковчегу. Когда переносили ковчег, Давид скакал, а Мелхола укорила его. Давид пожелал построить храм, но это было воспрещено ему чрез пророка Нафана; он молится Богу и благодарит Его за обетования, которые услышал. Да­вид поразил иноплеменников, и моавитян и сирийцев, а золотое оружие, которое взял, перенес в Иерусалим, откуда впоследствии взял его Сусаким, царь египетский. И много при­ношений Давид посвятил Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля священного в приношение Господу для выкупа душ ваших» ( Исх. 30:11–16 ). И римляне приносили умилостивительные жертвы перед исчислением народа (census). 42 Иоав, как ближе стоявший к народу, предвидел возможные волнения и, даже, возмущения в народе, для подавления коих может понадобиться военная сила, и старался отклонить Давида от задуманной им переписи в выражениях умеренных и почтительных. «Да умножит Господь народ свой во сто раз против того, сколько есть его, – говорил он царю. Не все ли они, господин мой, царь, рабы господина моего? Для чего же требует сего господин мой? Чтобы вменилось это в вину Израилю?» ( 1Пар. 21:3 ср. 2Цар. 24:3 ). Из слов Иоава, « не все ли они рабы господина моего» можно заключить, что, по мнению Иоава, а быть может и всего народа, если считать Иоава выразителем народного мнения, перепись предпринималась именно для ограничения каких-либо прав народа, для более прочного им управления. Из слов же «для чего же требует сего господин мой? Чтобы вменилось это в вину Израилю?» видно, что Иоав опасался именно со стороны народа сопротивления переписи, потому что в таком только случае перепись могла вмениться в вину народу, за которую он должен был понести наказание. Ожидание сопротивления со стороны народа следует и из того, что для совершения переписи Иоав «пришел с военачальниками», т. е. во главе нескольких отрядов воинств, конечно, на случай возмущения народа. Опасаясь волнений в народе и желая спокойствия стране, Иоав старался отклонить Давида от переписи. Очевидно, в этом случае он имел в виду только благо самого царя и спокойствие народа. Но слово царя превозмогло, и Иоав, как ни «противно было ему это царское слово», пошел его выполнять. При самом исполнении он делает все для того, чтобы оно произошло, по возможности, спокойнее. Он начинает обход с заиорданской страны, «которая отличалась наиболее спокойным характером и преданностью власти, сравнительно с другими областями и потому, не оказав сопротивления, могла показать пример повиновения другим».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

Подобного рода местью за царя, оскорбленного Амессаем, руководился, надо полагать, и Иоав, умерщвляя Амессая. Как бы то ни было, смерть Амессая, по-видимому, оказалась успокоительным средством. По крайней мере, не видно, чтобы она произвела в народе недовольство. Поставленный у трупа Амессая отрок Иоава кричал: «кто предан Иоаву, и кто за Давида, пусть идет за Иоавом», и народ, слыша имя Иоава, внушавшее более надежды на победу, чем имя Амессая, тотчас же переходил на его сторону и присоединялся к преследовавшим Савея. Так Иоав становится начальником войска из всего Израиля, полагает конец возмущению и возвращается в Иерусалим к царю. Давид, конечно, не мог не быть благодарным за успокоение страны, и оставил его самого в должности главнокомандующего, хотя новое его самовольное умерщвление Амессая, произвело на него глубокое, тяжелое впечатление ( 3Цар. 2:5 ). Несомненно, патриотичным, проникнутым заботой о благе царя и спокойствии государства, является поведение Иоава в деле переписи еврейского народа, задуманной Давидом. Нам нет нужды говорить о том, что именно имел в виду Давид, задумав пересчитать народ. Задумывал ли он какой-то военный поход, например, против Египта, 39 или вообще хотел знать состояние своих военных сил, 40 или же думал обложить народ податью, и вообще хотел несколько подтянуть бразды правления. 41 Для нас важно то, что эта перепись была несимпатична народу, и могла дать повод к народному возмущению. Перепись народа всегда и везде возбуждает недовольство в народе, и нередко сопровождается теми, или иными волнениями, потому что за нею всегда предполагается что-нибудь недоброе для переписываемых. Таким взглядом на перепись объясняется, быть может, и то, что по закону Моисея, всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля священного в приношение Господу, для выкупа своей души. «И сказал Господь Моисею, говоря: когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

«Что ты сделал? – говорил он царю. – Вот, приходил к тебе Авенир, зачем ты отпустил его, и он ушел? Ты знаешь Авенира, сына Нирова; он приходил обмануть тебя, узнать выход твой и вход твой, и разведать все, что ты делаешь». Не успев заставить Давида возвратить Авенира, он сам тотчас посылает за ним гонцов, возвращает его, надо полагать, от имени царя, и в воротах Хеврона, при участии брата своего Авессы, коварным образом убивает его ( 2Цар. 3:20–27 ). Главным побуждением к этому убийству, была, говорят очень многие, именно боязнь Иоава увидеть в Авенире опасного для себя соперника, и желание устранить его с дороги. Отмщение же за кровь своего брата было лишь предлогом. Уже Иосиф Флавий говорит, что Иоав погубил Авенира, «по его собственным словам, в отмщение за брата своего Асаила, умерщвленного Авениром, на самом же деле из боязни, чтобы не лишиться военачальства и чести у своего государя, и чтобы Авенир не получил от Давида первого достоинства степени». 8 За что Иоав убил Авенира? спрашивает блаженный Феодорит . И отвечает: «Предлогом было убиение Асаила, а истинною причиной зависть. Ибо знал, что Авенир будет удостоен военачальства, обратив к царю всех израильтян. Посему любоначалие вооружило Иоава на убийство». 9 «Показной причиной этого дела (убиение Авенира «честолюбивым» Иоавом) было кровомщение за своего, умерщвленного Авениром, брата, худая причина, так как умерщвление последовало на войне, и без вины Авенира, тайною, что Авенир может быть сравнен с ним, или даже предпочтен ему». 10 По словам Эвальда, Иоав «мог представлять дело так, как будто он совершил мщение за своего, павшего при Гаваоне, брата Асаила», но «внутренне он побуждаем был к этому и завистью, так как он предполагал, а быть может уже и знал, что Авенир получит первое место в царстве Давида». 11 «Подозрение и злоба закипели в его (Иоава) неукротимом сердце, когда он узнал о ласковом приеме Авенира Давидом», – говорит Богородский. «Он решился погубить Авенира, во что бы то ни стало, потому что и подозревал в его замыслах опасное для себя, как первого при Давиде, и ненавидел Авенира, как убийцу брата своего».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010