ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ну, в голову может быть, не приходит, но всё равно он себя кем-то ощущает, я думаю. АЛЕКСАНДР ВЕРХОВСКИЙ: Но непрерывно же он об этом не думает! В разных ситуациях актуализируется та или иная его идентичность. Если мы будем всё время упоминать это советское национальное деление, тем более, Юрий Михайлович, выводить его по каким-то биологическим корням, по писателю-фантасту Гумилеву, то вот это… ЮРИЙ ПОЛЯКОВ: А что, якуты - русские, что ли? Ну, как вы якуту объясните, что он русский? Он всё равно будет якутом. АЛЕКСАНДР ВЕРХОВСКИЙ: А зачем ему объяснять? Во-первых, есть якуты, которые считают себя русскими. Вы скажете, что он якут, а он скажет, что он русский. ЮРИЙ ПОЛЯКОВ: Но их меньшинство, понимаете? И это нарастание ощущения своей идентичности, оно же идет не из Москвы, оно идет оттуда - из Якутии, из Казани и так далее. Ведь там после 91-го года - даже раньше, где-то с 87-го, - началось нарастание национализма при сопротивлении центра. Это естественный процесс. Как вы с ним будете бороться? Вы что, русификацией там займетесь? Займитесь русификацией, я думаю, у вас получится. АЛЕКСАНДР ВЕРХОВСКИЙ: В Якутии и без меня русификацией занимались немало. ЮРИЙ ПОЛЯКОВ: И не надо, я думаю, этого больше делать. АЛЕКСАНДР ВЕРХОВСКИЙ: Но дело-то не в этом. Дело в том, что сейчас, уже после всего, что там случилось плохого и хорошего за длительное время, там есть разные люди. Есть якутские националисты, которые бьют себя в грудь и культивируют то, что они в первую очередь… ЮРИЙ ПОЛЯКОВ: Почему националисты? Есть люди, которые чувствуют себя якутами. АЛЕКСАНДР ВЕРХОВСКИЙ: Не перебивайте меня, пожалуйста! Есть люди, которые считают, что они сейчас возглавят якутский народ, который, может быть, об этом их не просил. Но так обычно и бывает, честно говоря, с любыми националистическими лидерами. И вы им подыгрываете. А есть просто обычные люди, которые… ЮРИЙ ПОЛЯКОВ: Чем я подыгрываю? Объясните мне, чем я подыгрываю? АЛЕКСАНДР ВЕРХОВСКИЙ: Подыгрываете тем, что вы своими рассуждениями делите…

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-russkiy-n...

Надеюсь, что это произойдет, и это очистит атмосферу, думаю, что многим полякам это бы помогло. Не обвинять друг друга, а честно, с научной точки зрения вести дискуссию о причинах этой катастрофы. Это то, что обижает поляков. Мы помним также 17 век, когда Польша вела войны и с Россией, и с Швецией, и с казаками Богдана Хмельницкого, потом с турками. Эти войны разорили Польшу. Мы это помним хорошо. Грехи внутренние и эти войны, которые ни к чему хорошему нас не привели. Этому учит нас история. И из-за этого нужно подписать такой документ. Еще раз хочу вернуться к польско-немецкому документу 1965 года. В нем немцы хорошо определили и осудили свой тоталитаризм, гитлеровский тоталитаризм. Никто в Германии не говорит, что это хорошо. Есть там какие-то группы, но есть даже запрет на эти группы. А, по мнению поляков, тоталитаризм Сталина не был осужден в России до конца. С одной стороны, есть осуждение – богоборческая, атеистическая система, а потом, когда приходит к чему-то – не трогайте наших. По мнению поляков, в этом есть чувство внутренней шизофрении. Я лично тоже так считаю. Я приведу пример. 600 тысяч советских солдат отдали жизни за освобождение Польши от этой черной системы немецкого гитлеризма. Я помню, как моя покойная тетя, сестра моего отца, которая жила недалеко от Гнезна, рядом с Познанью, говорила, что когда пришли русские солдаты, все бросались к ним с цветами, все радовались им, приветствовали их, но через год все поменялось. Я думаю, что русским нужно задуматься о том, почему через год все поменялось, почему в Польше не хотят праздновать 9 мая. Конечно, это день окончания войны, но по мнению многих, началась вторая оккупация, навязанная система сталинского тоталитаризма. И, по мнению многих, они очень похожи. Безусловно, есть отличия, и никто не может говорить, что их нет. Тоже Солженицын в «Архипелаге Гулаг» говорит, что есть эти различия, но с точки зрения многих поляков, это была такая же тоталитарная система, которая угнетала народ и навязывала идеологию, которая не была близка ни для русских, ни для поляков.

http://pravmir.ru/rossiya-i-polsha-vmest...

Есть письмо некоего Людовика Лянсе к великому магистру ордена Меченосцев от 20 декабря, следовательно, чрез три недели после Морахвской битвы, в котором тот извещает, что Свидригайло получил сведение, что Феодор положил под Коперштилем двадцать тысяч поляков, между которыми одной шляхты было душ четыреста. Кроме этого, по свидетельству Зубрицкого, поляки тоже усеяли своими трупами окрестности Мурафы, и преследуемые татарами, и бессарабами с трудом, и притом в небольшом количестве воротились в границы Польши. Если войско Феодора действительно пострадало на берегах Мурафы, то это надобно сказать только о находящихся в его полках – «Волохах», которые по словам летописца южнорусского, в то время были на, «лупезстве», т.е. занимались ограблением побитого польского войска. По свидетельству того же летописца, «их точно побито от ляхов и погибнуло много. Но зато и по делам, за грабеж беззаконный». После этого Острожский князь провел зиму в окрестностях Каменца Подольского. выжидая дальнейших действий Свидригайла. И как только весною (1434) Свидригайло снова пошел против поляков, в то же время вместе с ним поднялся и Феодор, и, нимало не медля, отправился прежде всего в пределы земли Волынской к тогдашнему столичному Волынскому городу Луцку. Город этот находился в руках поляков и был укреплен двумя оборонительными замками, возвышающимися на двух взгорьях. Не смотря на это, Феодор овладел городскими укреплениями, и, отняв Луцк у поляков, покорил его своему союзнику Свидригайлу. За тем в том же году (1433) мы снова видим Феодора на Подольи под стенами Каменецкой крепости, остававшейся еще во власти поляков под начальством, молодого рыцаря» (по Нарбуту) и знаменитого военачальника (по Зубрицкому) Теодорика Бучацкого. Чтобы, по обычаю, не проливать напрасно крови там, где можно было рассчитывать на воинское искусство, Феодор устроил под Каменцом засаду. С этою целью он начал подсылать под стены замка небольшие отряды татар, которые должны были нападать и грабить окрестности, чтобы выманить неприятеля в открытье поле.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Я что-то не понял: а какое отношение расстрел поляков под Смоленском (Катынь) имеет к событиям в Калужской области (Оптина пустынь)?.. В Катынском лесу какое-то количество поляков погибло в результате деятельности НКВД. Это факт. В Нюрнберге катынский расстрел на нацистов не " повесили " . Это факт. В наше время в Страсбурге поиском виновного за события под Катынью вообще не занимались. Это факт. В общем, статья, которая вроде как должна была внести ясность, в итоге еще больше запутывает читателей. 10. Ответ на 9., Vitas: Сложно сейчас что утверждать точно утверждать о расстрелах поляков.Как показывает ЖИЗНЬ история как река ,практически всегда меняет свое направление.Что там фашисты изучали и описывали то уверен это БРЕД.Отдельные типажи пишут мол как так,расстреляли невинных поляков.А кто то задумывался сколько погибло наших военнопленных с 1919—1920х,В результате польско-советской войны?В те годы крупнейшими лагерями, где содержались красноармейцы были большой лагерь в Стшалкове, Щипёрно (польск. Szczypiorno), четыре лагеря в Брестской крепости, лагерь в Тухоли. Достаточно указать на то, что в течение двух лет из 130 000 русских военнопленных в Польше умерло 60 000».Ляхи народ мутный,меня больше волнует судьбы наших военнопленных.Хотя на месте лагерей в Польше запретили возводить мемориалы.Хотя правительство РФ обращалось к правительству Польши,но был получен отказ.История это хорошо,но мы прежде должны думать о своих бойцах каторые не вернулись. Вы правы. Но некоторым " историкам " наплевать на судьбы пленных красноармейцев, прислужников " сатанинского большевицкого режима " , то ли дело ясновельможные польские паны-офицеры, рыцари Второй Речи Посполитой Пилсудского-Смыгли. Позиции поляков удивляться нечего, разумеется, они всё будут отрицать и прикрывать свои преступления Катынью и мифом о " подлом ударе в спину " в сентябре 39-го в тот момент, когда они готовы были перейти в контрнаступление и гнать немцев до Берлина. Проклятый Сталин сорвал окончание Второй мировой в октябре 39-го. Ну-ну. И позиции солониных, буничей, сванидзе, радзинских, волкогоновых, соколовых и иже с ними, имя коим легион, тоже не стоит удивляться. Эта типичная пятая колонна.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/10/...

Договор этот не мог разрешить спорных вопросов по желанию поляков. Число исключенных из казацкого звания значительно превышало число реестровых и еще увеличивалось вновь составляемыми шайками. Непокорные хлопы бежали толпами в Сечу. По смерти Дорошенка, убитого в битве с татарами, поляки назначили над реестровыми казаками предводителем Грицка Черного, человека преданного полякам; но самовольные казаки, собравшись в Сечи, избрали гетманом Тараса и двинулись на Украину. Реестровые казаки выдали Грицка Черного Тарасу; запорожцы совершили над ним жестокую казнь за то, что он принял унию. Тарас, признанный реестровыми, распустил по Украине универсал и убеждал весь народ подняться и идти на поляков во имя веры. Многие духовные возбуждали русских к защите веры и жизни, потому что в те времена раздраженные поляки кричали, что надобно уничтожить схизму и истребить весь мятежный народ, а Украину заселить поляками. Польские историки уверяют, будто и Петр Могила, будучи еще печерским архимандритом, возбуждал народ к восстанию. Поляки совершали тогда ужаснейшие варварства. Самуил Лащ, коронный стражник (блюститель пограничных областей) обрезывал людям носы и уши, отдавал девиц и женщин на поругание своим солдатам, и в первый день Пасхи 1639 г. в местечке Лысяпке вырезал поголовно всех жителей, не разбирая ни пола, ни возраста: многие из них были побиты в церкви. Для внушения народу страха, и в других местах делалось то же. Тарас сосредоточил свои силы на левой стороне Днепра, у Переяславля. Конецпольский вступил с ним в битву, которая была так неудачна для поляков, что, по свидетельству их самих, у Конецпольского в один день пропало более войска, чем за три года войны со шведами. К сожалению, исход этой войны для нас остался неизвестным. Тарас каким-то образом попал в руки поляков и был казнен. Через два года умер Сигизмунд III. Реестровые казаки, при сыне его Владиславе, участвовали в походе против Москвы, но зато другие казаки самовольно спустились в Черное море, делали нападения на турецкие владения и собирались на днепровских островах, чтобы снова идти войной на поляков.

http://sedmitza.ru/lib/text/435657/

Любомирский знал, что Хмельницкий и старшины вовсе не желают помогать Шереметеву, но знал также, что простые казаки ненавидят поляков, а старшины их не любят и только; по временному нерасположению к москалям, они могут стать на сторону Польши, а при малейшем благоприятном ветре от Москвы всегда предпочтут её Польше. Любомирский поэтому и хотел повести дело так, чтобы потом можно было законно уничтожить гадячский договор и ссылаться на то, что казаки оружием поляков потеряли приобретённое своим оружием от поляков. Негодование при виде врагов, от которых стались все неисчислимые беды польской нации, закипело у панов и шляхты. Не вошли еще предводители в переговоры, а уже половина войска, пришедшего с Любомирским, принялась мостить плотину через луг. Воевода киевский, бывший гетман Выговский, отличался перед всеми против своих прежних соотечественников и прежних подчинённых. Предприятие полякам не удалось так легко, как полагали. Казаки колебались было при виде поляков, но увидя, что поляки наступают на них с оружием, стали защищаться и отбили с уроном тех, которые лезли на казацкий табор через развалины местечка; а те, которые шли через луг, забились в болото и принуждены были повернуть назад, преследуемые казацкими выстрелами. Но в казацком лагере дела направлялись, без боя, в пользу поляков. Там поднялась неописанная неурядица; старшины упрекали Юрия, обвиняли один другого, спорили, кричали, советовали и так сбили с толку гетмана, что он, будучи вдобавок в первый раз в битве, совсем потерялся и кричал: – Господи Боже мой! Выведи меня из этого пекла; не хочу гетмановать, пойду в чернецы! Буду Богу молиться. За что я через вероломство других терпеть буду! Если меня Бог теперь избавит, непременно пойду в чернецы! – Отложи, пане гетмане, своё благочестие на будущее время, – сказали ему старшины, – лучше подумай, как спасти себя и всю Украину. О чернечестве подумаешь на воле, когда опасность пройдёт, а теперь давай-ка лучше ударим сами себя в грудь, да и пошлём к полякам просить мира; пообещаем им верность и подданство а москаль пусть себе, как знает, так и промышляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В 1935 г. в Белостоке было образовано «Коло православных поляков имени маршала Пилсудского», во главе движения стал Савицкий. Разумеется, это коло пользовалось поддержкой правительства. По официальным статистическим данным, в Польше насчитывалось 588 068 поляков православного вероисповедания. По большей части это были люди смешанного либо чисто русского происхождения, предки которых, однако, в нескольких поколениях были католиками и людьми польской культуры, потом вернулись в лоно православия. Были среди так называемых православных поляков и русские, без всякого католического наследства, но полонизированные за годы существования возрожденной Польши. Употребление русского языка или местного, т. е. белорусского, наречия, по официальной терминологии, принятой в Польше, в проповеди и церковнославянского за богослужением власти квалифицировали ни много ни мало как злокозненные усилия, направленные на денационализацию православных поляков. С «Колом православных поляков» тесно сотрудничал основанный в Гродно Научно-издательский православный институт, который в своих публикациях пользовался польским языком.    Усилия полонизаторов встречали отпор со стороны более сознательной и энергичной части православного духовенства, но иерархия считала себя вынужденной отвечать на протесты прещениями. Так, Гродненский благочинный Захайдаковский, выступивший против полонизации православной Церкви, переведен был в глухой сельский приход на Волынь. В прощальной проповеди перед отъездом он сравнил Гродненского епископа Савву с Иудой Искариотом. 2 февраля 1937 г. в газете «Новая искра» напечатано было обращение «В Священный Синод православной Церкви в Польше»: «Мы, нижеподписавшиеся жители деревень Коптевка, Полоткова, Горница, Кориневичи, Колпаки, Соломянка, Гривка, настоящим обращаемся в Синод с протестом против посягательств на церковнославянский язык в нашей святой православной Церкви и замены его языком польским». Под этим обращением стоят 842 подписи. Народ свое возмущение выражал порой в крайне острых формах: так, в 1938 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Тогда в Польше польские националисты создавали польские вооружённые подразделения против украинцев [ 38 ]. (Сравните: Львов сегодня готов создать штурмовые отряды " свободы " , нео УНА-УНСО, против русинов Закарпатья). К этому заметим, что программа " федерализма Юзефа Пилсудского " воспринимала создание Украины как угрозу целостности Польши [ 39 ] (как сегодня Киев считает автономию Закарпатья – расколом страны). Модернизированная Федеральная программа, как доктрина " польского прометеизма " , в канун мировой войны предусматривала унии всей Украины с Польшей, но только без Галиции, потому, что та попросту оставалась реально польской на 70% [ 40 ]. Политические партии Польши сохраняли шовинизм по отношению к украинцам (как сегодня украинские партии по отношению к русинам). Совсем перечеркивалось право на существование украинцев в Холмщине, Полесье, Подляшье [ 41 ]. Многие исследователи упрекают поляков в том, что они, как и украинцы сегодня, не заботились об справедливых этнических пределах своего государства, а настаивали на " исторических " границах Польши, что и привело к падению их. Разрешение этого национального узла проблем усматривалась галицкими украинцами в том, что разговаривать о мирной жизни с поляками украинцам можно будет лишь тогда, когда в их, украинских, руках будет так же (военная) сила, как и у поляков [ 42 ]. Польская ненависть или " духинский бред [ 43 ] " к русским Московской Руси у поляков традиционно сопровождается страхом, а по отношению к русским Киевской Руси, она всегда сопровождалась презрением. Во время Речи Посполитой они малороссов презирали как своих холопов. И сегодня поляки считают украинцев, как свою неудачную фантазию, благодаря которой ими были выведены в своей галицийской этнолаборатории " украинцы " [ 44 ]. Вследствие этого, этническая чистка поляков, известная как волынская резня поляков и евреев , пресловутая деятельность ОУН-УПА, формат " бандеровщины " у галицких " новоукраинцев " , русофобия и русинофобия, могут быть названы, как преднамеренный результат польско-австрийского " формата украинской нации " .

http://pravoslavie.ru/37589.html

Но после Первой мировой войны галицко-русское движение снова возродилось, и в Польше в 1931 г., как видим, употреблялось и то и другое наименование. Преобладали тогда уже украинцы, которые во Львове более чем вдвое превышали число тех, кто продолжал считать себя русинами. В то же время по данными переписи населения 1931 г. по трем воеводствам - Львовскому, Тарнопольскому и Станиславовскому общий перевес украинцев над русинами был не столь велик, так как среди греко-католиков в этих трех воеводствах к украинцам себя причислили 1.660.826 человек, к русинам - 1.116.166 человек. Также требует пояснения тот факт, что в сумме численность украинцев и русинов меньше численности греко-католиков. Это следствие того, что национальность определялась по языку, и означает, что остальные греко-католики подали своим разговорным языком польский и причислены к польской национальности. Этим же объясняется то, что евреев меньше, чем лиц моисеевого вероисповедания, а поляков больше, чем римокатоликов. Среди жителей Львова людей, сознательно считавших себя украинцами, было всего лишь 7,8%, но в подсчетах, проведенных д-ром В.Огоновским за основу взят конфессиональный признак, и термин " украинцы " применяется ко всем греко-католикам, составлявшим, как указано, 15,9% всего населения Львова. Какова же была тогда социальная и профессиональная структура населения Львова? Количество грамотных среди поляков и евреев старше 10 лет достигало во Львове 92%, среди украинцев - 77%. Среди работающих украинцев 73% были работниками физического труда, среди поляков - 50%, среди евреев - 32%. Работников умственного труда среди работающих поляков и евреев было по 20%, в то время как среди украинцев только 7%. Поляки во Львове преобладали в администрации (71%), на транспорте и в связи (76%), в сфере образования и промышленности. Евреи доминировали в торговле - 62%; поляков в торговле было занято 27%, украинцев 11%. В адвокатуре, нотариате, среди практикующих врачей евреи составляли 71%. тогда как украинцы по 7%.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

Поэтому и стали появляться после войны 1941-1945 годов живые люди из числа объявленных мертвыми. Не доложили и о том, что следователи злоупотребляли служебным положением, выезжали на отдых в Польшу, для них устраивались застолья, они получали подарки, а, в конечном счете, все были награждены польскими государственными наградами. Только поэтому, основываясь на международном праве и практике, постановление следователей по гибели польских пленных должно быть объявлено несостоятельным, не порождающим никаких правовых последствий. Советский Союз обвиняют в расстреле десятков тысяч поляков, но предварительным расследованием проведена эксгумация лишь 1803 трупов поляков, а обстоятельства их гибели, как и других, так до конца и не установлены. Если нет трупов, то не может быть и обвинения в убийстве. Вам видимо не доложили, что все польские офицеры под Катынью были убиты немецкими пулями из немецкого оружия. В материалах Нюрнбергского трибунала имеются убедительные доказательства, представленные советской комиссией Н.Бурденко о расстреле поляков немцами, которых трибунал не оправдал и не возложил ответственности за эти злодеяния на СССР» - перечисляет депутат. То, что происходит сейчас, убежден В.Илюхин – «это уже наглая попытка ревизии истории, пересмотра приговора трибунала»: «В его материалах есть показания начальника лагеря Ветошникова В.М., который за несколько часов до оккупации немцами Смоленска прибыл в город и просил выделить ему 75 вагонов для вывоза поляков в глубь страны. Вагонов ему не выдали из-за сложности положения, а сам он уже не смог вернуться в лагерь. Значит, поляки были еще живы, а не расстреляны НКВД СССР весной 1940 года, как утверждается сейчас. И таких показаний достаточно, в том числе собранных и после войны 1941-1945 годов. В материалах трибунала есть показания Михайловой О.А., Конаховской З.П., Алексеевой А.Н., которые осенью 1941 года работали на кухне столовой 537-го немецкого полка, оккупировавшего район Катынь под Смоленском. Они пояснили, что были очевидцами доставки в это местечко пленных поляков и расстрела их немцами.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/08/et...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010