Архив Пн Преставился ко Господу архиепископ Амвросий (Щуров) 8 ноября 2016 г. 11:31 8 ноября 2016 года в пять часов утра на 87-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончался архиепископ Амвросий (Щуров) .  С 1977 по 2006 годы Преосвященный архиепископ Амвросий был правящим архиереем Ивановской  (с 2002 года — Иваново-Вознесенской) епархии. Архиепископ Амвросий, в миру Анатолий Павлович Щуров, родился 28 марта 1930 г. в д. Киселево Кашинского р-на Калининской (Тверской) обл. в крестьянской семье. В 1949 г. по окончании школы поступил в  Московскую духовную семинарию . В 1952 г. окончил Московскую духовную семинарию и 23 июня того же года архиепископом Ярославским Димитрием (Градусовым) рукоположен во диакона, а 29 июня архиепископом Ивановским Венедиктом (Поляковым) рукоположен во иерея и назначен настоятелем Воскресенского храма с. Толпыгино Ивановской епархии. 17 декабря 1954 г. архиепископом Ивановским Венедиктом пострижен в монашество и определен настоятелем Крестовой церкви при епархиальном управлении. С 31 декабря того же года — настоятель Воскресенской церкви с. Толпыгино. 24 сентября 1961 г. назначен настоятелем Благовещенской церкви с. Воронцово Пучежского р-на Ивановской области. 11 мая 1962 г. вновь переведен настоятелем Воскресенской церкви с. Толпыгино. 26 июля 1965 г. назначен священником Преображенского кафедрального собора г. Иваново, а 4 декабря 1966 г. — настоятелем этого же собора. В 1966 г. возведен в сан архимандрита. 18 октября 1977 г. хиротонисан во епископа Ивановского и Кинешемского. Хиротонию совершили:  митрополит Таллинский и Эстонский Алексий  (будущий Патриарх Московский и всея Руси), архиепископ Калужский и Боровский Никон,  архиепископ Волоколамский Питирим ,  архиепископ Дмитровский Владимир , епископ Звенигородский Анатолий и епископ Рязанский Симон. С 24 июня по 4 июля 1983 г. посетил Святую Землю и Иерусалим. 25 февраля 1991 г. возведен в сан архиепископа. С 13 марта 2002 г. — Иваново-Вознесенский и Кинешемский. Решением Священного Синода от 19 июля 2006 г. ( журнал 79 ) почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста.

http://patriarchia.ru/db/text/4664144.ht...

Жизненный путь архиепископа Амвросия 28.03.1930 В крестьянской семье Щуровых в деревне Киселево Кашинского района Калининской (Тверской) области родился сын Анатолий Анатолий Щуров поступил в Московскую духовную семинарию Окончание Московской духовной семинарии 23.06.1952 архиепископом Ярославским Димитрием (Градусовым) Анатолий Щуров рукоположен в сан диакона 29.06.1952 архиепископом Ивановским Венедиктом (Поляковым) рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Воскресенского храма с. Толпыгино Ивановской и Кинешемской епархии 17.12.1954 архиепископом Ивановским Венедиктом пострижен в монашество с именем Амвросий и определен настоятелем Крестовой церкви при епархиальном управлении 31.12.1954 назначен настоятелем Воскресенского храма с. Толпыгино 24.09.1961 назначен настоятелем Благовещенской церкви с. Воронцово Пучежского р-на Ивановской области 11.05. 1962 вновь переведен настоятелем Воскресенской церкви с. Толпыгино 26.07. 1965 назначен священником Преображенского кафедрального собора г. Иваново 4.12.1966 назначен настоятелем Преображенского кафедрального собора г. Иваново возведен в сан архимандрита 18.10. 1977 хиротонисан во епископа Ивановского и Кинешемского в Ивановской и Кинешемской епархии 44 прихода 25.02. 1991 возведен с сан архиепископа открытие первых монастырей в Ивановской и Кинешемской епархии; всего за время управления епархией архиепископом Амвросием их открыто 12 23.12.1997 присвоено звание почетного профессора Шуйского государственного педагогического университета издание книги архиепископа Амвросия (Щурова) «Слово архипастыря» 30.06.1998 награжден орденом «Почета» 27.06.2000 присвоено звание «Почетный гражданин города Иванова» 13.03.2002 архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский 17.06.2002 открытие Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии издание книги «Архипастырь» к 25-летию архиерейской хиротонии архиепископа Амвросия и 50-летию его служения в священном сане 24.03.2005 награжден орденом «Дружбы» 19.07.2006

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/27/...

В своем отчете Смогоржевскому о визите Туркевич, между прочим, писал: «В этих пограничных местах я достаточно исследовал, почему простой народ льнет к не униатам? Единственно из-за древнего обряда в богослужении. Ни один крестьянин на вопрос: уния или благочестие (православие) было здесь прежде? не ответит, что «благочестью прымалы» или «по благочестывому вирылы», а скажет: «благочестыя правилася (по православному служили).» Вовремя визита, на вопрос, как древня церковь , какие при ней были первые священники и от кого зависели, старейшие крестьяне чаще всего отвечали: «перши (первый) священник наш належав до тутейшого консистора», или митрополиты и столове (подать столовая) тут отдавав, але (но) благочестыю еще правыв.» Я помню еще из моего детства, когда я был в Подбережье, что когда изданы были унеятские служебники, то между народом, а особенно между дьяками и более простыми священниками, поднялся великий ропот. «Вот уже издана уния», говорили они. И так, если, с одной стороны, это только нужно простому народу, а даже и священникам, и древнеправославным и недавним отступникам (от унии), как об этом говорили со мною некоторые протопопы, и этого лишь требовали и под этим лишь условием обещали перейти под власть вашего преосвященства; если, с другой стороны, апостольский престол в правление блаженной памяти Венедикта XIV этот обряд утвердил и всем предложил служить так, как это пространно излагает имеющаяся у меня энциклика того же блаженной памяти Венедикта XIV, то я не вижу, какое может быть препятствие восстановить этот обряд, как он уже восстановлен в пределах цесаревских (австрийских). Если имеется в виду соблазн поляков, то можно написать в Рим, представить уважительные причины, почему нужно так сделать и, наверное, Рим дозволит, а затем резолюцию его напечатать по-польски и по-латыни и всюду разослать. Преобразование это нужно бы прежде всего произвести в архиепископии (митрополичьей епархии), а потом обязать к этому и другие епархии. Если бы это было сделано, то я готов отдать душу про заклад, что все бы (православные) возвратились (к унии). Поручаюсь лишь за монастырки, потому что они больше любят свободу, нежели иноческое послушание.» 970

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Амвросий, архиепископ (Щуров Анатолий Павлович) Дата рождения: 28 марта 1930 г. Дата смерти: 8 ноября 2016 г. Дата хиротонии: 18 октября 1977 г. Дата пострига: 17 декабря 1954 г. День ангела: 20 декабря Страна: Россия Биография: Родился в д. Киселево Кашинского р-на Калининской (Тверской) обл. в крестьянской семье. В 1949 г. по окончании школы поступил в Московскую духовную семинарию . В 1952 г. окончил Московскую духовную семинарию и 23 июня того же года архиепископом Ярославским Димитрием (Градусовым) рукоположен во диакона, а 29 июня архиепископом Ивановским Венедиктом (Поляковым) рукоположен во иерея и назначен настоятелем Воскресенского храма с. Толпыгино Ивановской епархии . 17 декабря 1954 г. архиепископом Ивановским Венедиктом пострижен в монашество и определен настоятелем Крестовой церкви при епархиальном управлении. С 31 декабря того же года — настоятель Воскресенской церкви с. Толпыгино. 24 сентября 1961 г. назначен настоятелем Благовещенской церкви с. Воронцово Пучежского р-на Ивановской области. 11 мая 1962 г. вновь переведен настоятелем Воскресенской церкви с. Толпыгино. 26 июля 1965 г. назначен священником Преображенского кафедрального собора г. Иваново, а 4 декабря 1966 г. — настоятелем этого же собора. В 1966 г. возведен в сан архимандрита. 18 октября 1977 г. хиротонисан во епископа Ивановского и Кинешемского. Хиротонию совершили: митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (будущий Патриарх Московский и всея Руси), архиепископ Калужский и Боровский Никон, архиепископ Волоколамский Питирим , архиепископ Дмитровский Владимир , епископ Звенигородский Анатолий и епископ Рязанский Симон. С 24 июня по 4 июля 1983 г. посетил Святую Землю и Иерусалим. 25 февраля 1991 г. возведен в сан архиепископа. С 13 марта 2002 г. — Иваново-Вознесенский и Кинешемский. Решением Священного Синода от 19 июля 2006 г. ( журнал 79 ) почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Являлся почетным гражданином г. Иваново. Скончался 8 ноября 2016 г. Отпевание состоялось 10 ноября в Преображенском храме г. Иваново. Погребен на Балинском кладбище в Иваново. Образование: 1952 г. — Московская духовная семинария. Научные труды, публикации: Речь при наречении во епископа Ивановского и Кинешемского. ЖМП. 1978, 1, с. 34. Награды: Церковные: Светские: Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244928...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Щуров Анатолий Павлович; 28.03.1930, дер. Киселёво Кашинского р-на Тверской обл. - 8. 11. 2016, Иваново), архиеп. Иваново-Вознесенский и Кинешемский (с 13 марта 2002 г.). Из крестьянской семьи. В 30-х гг. отец был раскулачен, А. Щуров с матерью и братом переехали в Москву. После начала Великой Отечественной войны вместе с матерью вернулся в Калининскую обл., в 16 лет крестился. Амвросий (Щуров), архиеп. Ивановский Амвросий (Щуров), архиеп. Ивановский В 1949 г., окончив школу, А. Щуров поступил в МДС. Особое влияние на него оказал инспектор семинарии архим. Вениамин (Милов) , а также профессора Н. П. Доктусов , С. Савинский , Д. Н. Боголюбов . 23 июня 1952 г. архиеп. Ярославским Димитрием (Градусовым) рукоположен во диакона, по окончании МДС, 29 июня 1952 г., еп. Ивановским Венедиктом (Поляковым) - во священника, назначен настоятелем Воскресенского храма с. Толпыгина Приволжского р-на Ивановской обл. Храм, в к-ром до назначения свящ. Анатолия не совершались богослужения, попечением настоятеля был отремонтирован, восстановлено оскверненное кладбище. 17 дек. 1954 г. архиеп. Венедиктом свящ. Анатолий Щуров был пострижен в монашество с именем А. Одним из духовных наставников А. в те годы был служивший в с. Михайловском Ивановской обл. старец архим. прп. Леонтий (Стасевич) , предсказавший А. буд. архиерейское служение. С нояб. 1961 по май 1962 г. А. служил настоятелем Благовещенского храма с. Воронцова Пучежского р-на, затем - вновь настоятелем Воскресенского храма с. Толпыгина. 26 июля 1965 г. А. был зачислен в клир Преображенского кафедрального собора г. Иваново, 4 нояб. 1966 г. назначен его настоятелем. С марта 1965 г. служил последовательно благочинным храмов Приволжского, Юрьевецкого, Кинешемского и 1-го округов Ивановской епархии. С 1965 г. член епархиального совета, с 1967 г. его председатель. В 1966 г. возведен в сан архимандрита. 18 окт. 1977 г. в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы хиротонисан во епископа Ивановского и Кинешемского. 25 февр. 1991 г. возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/114416.html

Лицо его, помимо того, что дышало здоровьем, носило на себе явственную печать ласковости и доброты, а ум и живость, светившиеся в его глазах, не могли остаться не замеченными внимательным наблюдателем. Эти обворожительные качества сложили у моей жены очень хорошее мнение о священнике с. Григорьева, и она прониклась к нему большим расположением. К тому же изящно одетый. Появление его в вагоне для курящих произвело сразу положительную реакцию: женщины прекратили болтовню и пустословие, мужчины кончили курить, дети школьного возраста с разинутыми ртами устремили свои взоры на выдающегося пассажира. Обаятельная личность священника привела всех в оцепенение. По отзыву А[нны] С[ергеевны] – случай, не имеющий прецедента в ее жизни. В вагоне сразу воцарилась какая-то торжественная тишина и спокойствие... Быв в Иванове, наслышан, что правящий архиерей, одержимый астмой, очень мало служит, чем по недомыслию людей возбуждает к себе враждебные чувства. Его предшественник архиепископ Венедикт (Поляков), кандидат Киевской духовной академии выпуска 1909 г. (ныне Волынский и Житомирский), был полной тому противоположностью: был службистом, знатоком церковного ритуала, любителем помпы. Как хороший администратор и блюститель порядка и дисциплины, он требовал подтянутости от подчиненных. Если он приезжал служить в Спасо-Преображенский Собор, то его обычно встречали все 9 соборных иереев с диаконами и псаломщиками. Епископ Роман 557 этого не требует, его встречают только те священники, которые отправляют чреду. А[рхиепископ] Венедикт – хороший хозяйственник: в доме Еп[архиального] Упр[авления] он замечательно оборудовал домовую церковь (чего стоит один иконостас!). По отзыву наблюдателей, заметно снизилось посещение собора верующими. Благодаря такому индифферентному отношению со стороны епископа обнаруживается мерзость запустения на месте святе: церковный Совет вынес решение об отстранении от должности регента правого клироса, а собрание двадцатки потребовало увольнения настоятеля Собора (правда, эти решения пока не санкционированы епископом).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Архиепископ умер после тяжелой продолжительной болезни 8 ноября. ПРАВМИР. Сегодня утром после тяжелой продолжительной болезни скончался пребывавший на покое архиепископ Амвросий (Щуров). Как сообщает пресс-служба Ивановской митрополии, о времени и месте его погребения будет сообщено дополнительно. Будущий архиепископ Амвросий , в миру Щуров Анатолий Павлович, родился 28 марта 1930 года в деревне Киселево Кашинского района Калининской (Тверской) области в крестьянской семье. В 1949 году по окончании школы поступил в Московскую духовную семинарию. Окончив Московскую духовную семинарию, был рукоположен архиепископом Ярославским Димитрием (Градусовым) во диакона, а архиепископом Ивановским Венедиктом (Поляковым) рукоположен во иерея и назначен настоятелем Воскресенского храма села Толпыгино Ивановской епархии. 17 декабря 1954 года архиепископом Ивановским Венедиктом пострижен в монашество и определен настоятелем Крестовой церкви при епархиальном управлении. С 31 декабря того же года — настоятель Воскресенской церкви села Толпыгино. В 1961 году назначен настоятелем Благовещенской церкви с. Воронцово Пучежского р-на Ивановской области. В следующем году вновь переведен настоятелем Воскресенской церкви села Толпыгино. В 1965 году назначен священником Преображенского кафедрального собора Иваново, а в следующем году — настоятелем этого же собора. В 1966 году возведен в сан архимандрита. В 1977 году хиротонисан во епископа Ивановского и Кинешемского. В 1991 году возведен в сан архиепископа. С 13 марта 2002 года — Иваново-Вознесенский и Кинешемский. Решением Священного Синода от 19 июля 2006 года почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Владыка Амвросий являлся почетным гражданином города Иваново. «Память о почившем надолго сохранится в сердцах всех знавших его людей», — говорится на сайте епархии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/na-87-godu-zhizni-skon...

В авг. 1944 г., во время Ясско-Кишинёвской наступательной операции советских войск, митр. Ефрем переехал в Румынию. Вслед за ним Молдавию покинули настоятели монастырей Жапка, Каларашовского в честь Успения Пресв. Богородицы (Кэлэрэшеука), Кошелевского, Добрушского, Фрумоаса, Хынку, Циганештского (Цигэнешть) в честь Успения Пресв. Богородицы , Курковского в честь Рождества Пресв. Богородицы (Куркь) и Симеона Столпника (Хировского, Хирова), половина белого духовенства. Часть священников, в основном клирики болг. происхождения из юж. болг. приходов Молдавии, переселилась в Болгарию. Подавляющее большинство монашествующих осталось в Молдавии. 1944-2014 гг. 31 дек. 1944 г. во епископа Кишинёвского был хиротонисан Иероним (Захаров) , занимавший кафедру до 13 янв. 1947 г. (смещен за неумение налаживать контакты с местным духовенством, а также за финансовые злоупотребления). 12 мая 1945 г. еп. Иероним посетил Румынию, где согласовал с Румынской Патриархией вопросы, связанные с переходом храмов К. е. в юрисдикцию РПЦ. Тогда же еп. Иероним достиг с Румынским патриархом Никодимом договоренности о том, что переехавшие в Румынию клирики не будут приняты в клир Румынской Церкви и будут отсылаться в Молдавию. В письме, отправленном 20 мая 1945 г. патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, патриарх Никодим обещал, что будут приложены все усилия к возвращению церковной собственности, вывезенной из Бессарабии бежавшими румын. частями: «Мы слишком поздно узнали о некоторых фактах, имевших место во время войны, о чем искренне сожалеем и печалимся... Все, что было изъято в церквах Бессарабии и Приднестровья, должно быть возвращено. Контрольная комиссия по претворению в жизнь условий перемирия действует в этом духе, и дело споро продвигается в этом направлении». Возвращение К. е. в юрисдикцию Русской Церкви было подтверждено Румынским патриархом Никодимом (Мунтяну) и Московским патриархом Алексием I (Симанским) в 1946 г. в Москве. С 18 февр. 1947 по 3 июня 1948 г. К. е. управлял еп. Венедикт (Поляков) . Ему удалось нормализовать отношения с молдав. духовенством. Еп. Венедикт добивался издания епархиального бюллетеня и открытия Кишинёвской ДС, но получил отказ от властей. В июне 1948 г. была предпринята попытка создать для левобережных районов Молдавии Тираспольскую епархию. Епископом Тираспольским и временным управляющим Кишинёвской епархией 3 июня 1948 г. был назначен Нектарий (Григорьев) . Однако этот план не осуществился, и уже в июле 1949 г. еп. Нектарий стал епископом Кишинёвским и Молдавским.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Решением Свящ. Синода от 20 июня 1946 г. Ивановская обл., «входящая в состав Владимирской епархии», была выделена в самостоятельную Ивановскую и Шуйскую епархию (Арх. ЦНЦ ПЭ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 15. Л. 18), во главе к-рой был поставлен еп. Кирилл (Поспелов) . 27 янв. 1947 г. на Ивановскую кафедру был назначен еп. Пензенский и Саранский Михаил (Постников) , еп. Кирилл перемещен в Пензенскую епархию. 19 июня 1947 г. был издан указ Свящ. Синода о назначении на Ивановскую кафедру Черниговского и Нежинского еп. Паисия (Образцова) . 25 июня того же года бывш. Ивановский и Кинешемский еп. Михаил (Постников) был арестован в Иванове, обвинен в том, что он «восстанавливал духовенство и верующих граждан враждебно по отношению к советской власти». Особое совещание при МГБ СССР приговорило архиерея к 5 годам заключения, к-рое он отбывал в тюрьме во Владимире. Вместе с еп. Михаилом были арестованы настоятель Преображенского кафедрального собора и др. священнослужители (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 179. Л. 11). 3 июня 1948 г. на Ивановскую кафедру был назначен Кишинёвский и Молдавский еп. Венедикт (Поляков) . Еп. Венедикт безуспешно добивался открытия Введенской ц. в Иванове и храмов в Шуе, Родниках и Приволжске (Там же. Д. 323. Л. 107-108). Собор во имя Св. Троицы в Кинешме. 1838 г. Фотография. 2001 г. Собор во имя Св. Троицы в Кинешме. 1838 г. Фотография. 2001 г. Следующим Ивановским архиереем стал еп. Роман (Танг) , занимавший кафедру с 23 июля 1956 по 9 дек. 1958 г. Сменивший его архиеп. Иларион (Прохоров) принял управление епархией в трудное для Церкви время, когда начался новый этап гонений на нее со стороны гос-ва (см. ст. Хрущёв Н. С.). В 1961-1964 гг. в Ивановской обл. было закрыто 12 храмов (в 1961 - 7, в 1962 - 2, в 1963 - 2, в 1964 - 1), из наиболее значимых - Троицкий собор в Кинешме, изъятый у верующих решением облисполкома 23 янв. 1964 г. и переданный Кинешемскому краеведческому музею (впосл. там разместилась картинная галерея). К 1 янв. 1965 г. общее количество храмов в епархии сократилось до 44 и сохранялось почти неизменным до 1988 г. (в 1988 в епархии насчитывалось 45 храмов). В клире епархии к 1 янв. 1967 г. состояли 85 священнослужителей (Там же. Оп. 6. Д. 24. Л. 71). В 50-70-х гг. ХХ в. в Ивановской обл. продолжалось разрушение уже закрытых церквей. В 1-й пол. 50-х гг. в связи с подъемом уровня Волги из-за строительства Горьковской гидроэлектростанции под воду ушла часть Юрьевца, при подготовке к затоплению здесь снесли Благовещенскую ц. В 1957 г. в Родниках был разрушен Ильинский храм, стоявший в центре города, на Красной пл. (в 1968 на его месте построили кинотеатр «Родник» и памятник Ленину). Во 2-й пол. 60-х гг. на пл. Революции в Кинешме снесли Крестовоздвиженскую ц. (на ее месте построен универмаг «Юбилейный»). 30 дек. 1976 г. в Иванове была взорвана Скорбященская ц. (на ее месте предполагалось строительство спорткомплекса).

http://pravenc.ru/text/200499.html

Скоро Владимир Андреевич умер, не оставив детей; но волости его уже дожидался безземельный князь Владимир Мстиславич, приехавший с северо-востока и живший теперь в Волынском городе Полонном, принадлежавшем Киевской Десятинной церкви. Этот Владимир Мстиславич и получил в удел Дорогобужскую область 57 . В начале 13 века удельным князем в Пересопнице является Мстислав Ярославич Немой – сын Ярослава Луцкого. В 1202 году, когда все Волынские волости подчинились владычеству могущественного Романа Волынского (Мстиславича), одна только Пересопница сохранила свою самостоятельность и имела своего удельного князя – Мстислава Немого, который княжил здесь долгое время, несмотря на разные беспорядки, происходившее на Волыни, несмотря на вмешательства поляков и венгров, часто распоряжавшихся в Волынской земле, как в своей собственной. После смерти Романа Мстиславича, когда Галичем овладели венгры, Галичане были выведены из терпения венгерским Палатином (боярином) Венедиктом Бором, который именем венгер. короля Андрея управлял Галичем так, что его прозвали антихристом: он мучил и бояр, и простых граждан, а сладострастию своему не знал пределов. Угнетённые Галичане послали в 1206 году звать к себе на помощь Мстислава Ярославича, князя Пересопницкого; тот приехал, но не нашёл ещё Галичан готовыми к восстанию, или, что всего вероятнее, дружина, приведённая Мстиславом, была, по мнению Галичан, слишком слаба для того, чтобы с нею можно было восстать против венгров. При этом один из главных бояр Галичских, по имени Илья Щепанович, взведши Мстислава на Галичину могилу 58 что возле Днестра, сказал ему в насмешку: «Князь! ты на Галичине могиле посидел, так всё равно, что княжил в Галиче». Раздосадованный Мстислав отправился назад в Пересопницу. Когда, затем Галицким княжеством овладели Игоревичи – Владимир (в саном Галиче), Роман (в Звенигороде) и Святослав (в Перемышле) и они стали избивать Галицких бояр, то, по просьбе этих бояр, восстали против Игоревичей Андрей – король венгерский и Даниил Романович.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010