5 См. донесение воеводы Киевского Трубецкого к Царю Алексею Михайловичу, напечатанное в Синбирском Сборнике. Т. I. 1845. Дела Малороссийские. 49. стр. 51. О причине нашествия Поляков на Киев. полковника польского Пиво см. Маркевича Истор. Малорос­сии Ч. II. стр. 186. Об опустошениях, производимых этим полковником в окрестностях Киева, см. письмо Варлаама Ясинскаго, игумена Киевобратского монастыря, от 23 мая 1671 г., в Актах Киевской Коммиссии Т. II. 1846. Отдел I. 25. стр. 259. 6 В 1684 г., когда узнали в Киеве о приближении к городу от­ряда татар крымских, сотник Туптало был послан для разведания о неприятеле и принес известия об их отражении стоявшим близ города войскам. См. дневныя записки Гордона, в то время находившегося на службе в Киеве, – под 20 июля, 1684 г., в Российск. магазине Туманскаго 1793 г. Ч. 2. стр. 457. 14 Так отзывается о нем составитель каталога ректоров Киевских. См. Истор. Киев. Академии, стр. 85. 16 «Летописец о первом зачатии и создании св. обители монастыря Густинского», в Чтен. Москов. Истор. Общества. 1848. 8, стр. 63. 18 Гавриил Домецкий, в конце XVII ст. бывший Архимандритом Московского Симонова монастыря, в письме своем к Иову, Митрополиту Новгородскому, 1706 г., защищая труды малороссийских ученых, писал: «сих времен, недавно было наступление на вашу Восточную Церковь от Западной, письмами упорными и посланными, под титлом дву иезуитов: Николая Циховича и Венедикта Боймы, и Митрополита Киприана Жоховского, нарицающе нашу православную веру новою верою и схизматическою и укоряюще Флоренским Собором, и проч. И от Малороссийския Церкве Православныя на то были избраны известные Богословы: Архиепископ Черниговский Лазарь да Архимандрит Иоаникий Голятовский которые и учинили им, чином философским и богословским, ответ подобающий». 20 Там же I, 230. Иоанникия Лазарь Баранович в 1669 г. Сделал архимандритом Успенского Елецкого монастыря в Чернигове. В своей благословенной грамоте Архиепископ называет его мужем «отличным и способным к Божией службе, в науке Св. Писания искусным и в житии иноческом достойным». Истор. Иерарх. Рос. VI, 503.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Архимандрита Аристарха и иеромонаха Родиона из храма Нерукотворного Спаса в Норках скальпировали. В Оренбургской губернии под пытками скончался священник Феодор. Пермского священника Игнатия схватили во время богослужения, вывели на улицу, привязали к хвосту лошади, и погнали лошадь по полю. В Тобольской епархии священника Феодора Богоявленского водили по селу, заставляя играть на гармошке, плясать и петь, а потом убили и скинули в яму. В сентябре, после захвата Казани Красной Армией, в Зилантов монастырь ворвался отряд. Всю братию красноармейцы выстроили у монастырской стены и расстреляли из винтовок. Один только престарелый иеромонах Иосиф чудом остался жив и еле добрался до города. Он нашел приют в Иоанно-Предтеченском монастыре, где и скончался через год. Служа литургию, он неизменно поминал убиенных архимандрита Сергия с братией из Зилантова монастыря. В Шацком уезде крестьяне собрались к зданию ЧК выручать конфискованную Вышенскую икону Божией Матери. Красноармейцы открыли огонь по толпе. Очевидец рассказывал: «Я солдат, был во многих боях с германцами, но такого я не видел. Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка Заступница, спаси и помилуй, все за Тебя ляжем!». Страха уже в них не было никакого»... ...В среду, 5 июля, 1922 г. оглашен был приговор трибунала, но народ в зал не пустили, потому что боялись не получить одобрения присутствующих. Митрополит Вениамин, епископ Венедикт, архимандрит Сергий, протоиереи П. Чуков, Я. Богоявленский, М. Чельцов , а также Ю.П. Новицкий, И.М. Ковшаров, Д.Ф. Огнев и П.А. Елачич были приговорены к расстрелу... ...В 1923 г. были арестованы архиепископы Верейский Иларион (Троицкий) и Тамбовский Зиновий (Дроздов), епископы Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Анатолий (Грисюк) , Вассиан (Пятницкий), Гавриил (Аболымов), Евсевий (Рождественский), Филипп (Гумилевский), Пука (Войно-Ясенецкий) и вернувшиеся из обновленчества Артемий (Ильинский), Киприан (Комаровский), Софроний (Старков), а вместе с ними тысячи священников, диаконов, церковнослужителей и благочестивых мирян. Главным местом ссылки и заключения стал концлагерь на Соловецких островах. В декабре 1923 г. там содержалось более 2000 заключенных, среди них епископы, священники и верующие миряне. Самым страшным местом на Соловках стала штрафная командировка в Голгофско-Распятском скиту на острове Анзер. Там поголовно умирали от голода, холода, избиений и каторжного труда. За 200 лет до создания концлагеря, 18 июня 1718 г., соловецкому иеромонаху Иову на Голгофско-Распятской горе явилась Божия Матерь и сказала: «Сия гора отныне будет называться Голгофою, и на ней устроится церковь и Распятский скит, и убедится она страданиями неисчислимыми»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другие источники будут указаны при самом жизнеописании. 2 Начало диария – Макаров, в 50 верстах от Киева на реке Лович, в то время принадлежал, вероятно, к владениям супруги гетмана Литовского Януша Радзивила, Марии «благочестивой дщери Господаря Молдовлахийского Ио. Василия Лупулы» (Чет. Мин. 4. декабр. прибавление к житию св. великомуче­ницы Варвары). Этим объясняется замечание св. Димитрия о времени и месте своего рождения, в начале диария «в тот час (т. е. на тот час, в то время) была воеводина Радзивилова». 4 Список с портрета его, хранящегося в Московском Чудове монасты­ре, издан Тромониным в его Достопамятностях Москвы, 1845 г. стр. 39. На портрете находится герб Тупталы и надпись: «Савва Туптало, сотник Киевский, и жил в нижнем Киеве городе». Герб представляет собою щит, на котором изображен треугольник. 5 См. донесение воеводы Киевского Трубецкого к Царю Алексию Михайло­вичу, напечатанное в Синбирском Сборнике. Т. I. 1845. Дела Малороссийские. N 49. стр. 51. О причине нашествия Поляков на Киев, полковни­ка польского Пиво см. Маркевича Истор. Малороссии. Ч. II. стр. 186. Об опустошениях, производимых этим полковником в окрестностях Киева, см. письмо Варлаама Ясинского, игумена Киевобратского монастыря, от 23 мая 1671 г., в Актах Киевской Комиссии. Т. II. 1846. Отдел I. N 25. стр. 259. 6 В 1684 г., когда узнали в Киеве о приближении к городу отряда Татар Крымских, сотник Туптало был послан для разведания о неприятеле и принес известия об их отражении стоявшим близ города войскам. См. дневные записки Гордона, в то время находившегося на службе в Киеве, – под 20 Июля, 1684 г., в Российск. магазине Туманского, 1793 г. Ч. 2. стр. 457. 14 Так отзывается о нем составитель каталога ректоров Киевских. См. Истор. Киев. Академии, стр. 85. 16 «Летописец о первом зачатии и создании св. обители монастыря Густинского», в Чтен. Москв. Истор. Общества. 1848. N 8. стр. 63. 18 Гавриил Домецкий, в конце XVII ст. бывший Архимандритом Московского Симонова монастыря, в письме своем к Иову, Митрополиту Нов­городскому, 1706 г., защищая труды Малороссийских ученых, писал: «сих времен, недавно было наступление на нашу Восточную Церковь от Западной, письмами укорными и посланьми, под титлом дву Иезуитов: Николая Циховича и Венедикта Боймы, и Митрополита Киприана Жоховского, нарицающе нашу православную веру новою верою и схизматическою и укоряюще Флоренским Собором, и проч. И от Малороссийския Церкве Православныя на то были избраны известные Богословы: Архиепископ Черниговский Лазарь да Архимандрит Иоанникий Голятовский, которые и учинили им, чином философским и богословским, ответ подобающий».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Митрополит был известен во всем мире еще с 1940-х гг. как участник множества конференций в защиту мира. К тому же он был председателем ОВЦС, то есть ответственным за международные контакты Церкви. Поступить с ним так же грубо и цинично, как с архиепископом Иовом, было невозможно. Устранение иерарха проводилось окольными путями. Во время одной из встреч с патриархом Куроедов заявил, что миротворческая деятельность митрополита Николая неудовлетворительна, а потому он должен быть уволен с поста председателя ОВЦС и со своей кафедры. Попытка патриарха назначить митрополита Николая на другую кафедру была безуспешной – Совет по делам РПЦ настаивал, чтобы архипастырь был отправлен на покой. После увольнения митрополита лишили возможности служить в московских храмах. 13 декабря 1961 г. иерарх скончался в больнице, где находился в полной изоляции. Обстоятельства его смерти не выяснены до сих пор. В 1961 г. был отдан под суд архиепископ Иркутский Вениамин (Новицкий), уже прошедший лагеря в сталинские годы. Из заключения тогда он вышел сгорбленным инвалидом. Теперь были предприняты попытки снова отправить иерарха в заключение. Истинной причиной стало противодействие архипастыря закрытию храмов, но местное руководство обвинило его в незаконной покупке масла. Процесс должным образом освещался в прессе. Хотя архиепископ Вениамин был оправдан, беззаконные властители максимально использовали этот процесс для дискредитации Церкви. В 1963 г. по ложному обвинению в экономических злоупотреблениях и за «безнравственное поведение» был приговорен к восьми годам лишения свободы архиепископ Черниговский Андрей (Сухенко). В том же году под домашним арестом в Кишиневе умер архиепископ Венедикт (Поляков). Странности, сопровождавшие его кончину, дают основания считать, что иерарх был убит. Судебные дела против клириков прошли по всей стране. Пресса умело раздувала эти дела, зная, что за клевету наказаний не будет. Попытки противостоять хрущевскому безумию приводили к нужному результату далеко не всегда. Известно, что прихожане иногда спасали свои храмы от закрытия, забрасывая жалобами Верховный Совет и поднимая шум, доходивший за границу. В таких, очень редких, случаях приход могли оставить в покое. В большинстве же случаев власти находили возможность надавить и на активных прихожан, и на священников, и на правящих архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 апр. 1956 г. принял схиму с именем Лазарь, в честь св. прав. Лазаря Четверодневного. Отпевание совершил Ивановский и Кинешемский архиеп. Венедикт (Поляков) . Погребен на Ярославском кладбище на Туговой горе. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 37. Дело архиеп. Ярославского и Ростовского Дмитрия (Градусова Владимира Валериановича). Л. 42; ГА Рязанской обл. Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 1090. Л. 5; Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 1801. Л. 6; Архив канцелярии Рязанского ЕУ. Борисоглебский кафедр. собор. Б/н; Архив ЦНЦ ПЭ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 4: Личное дело архиеп. Ярославского и Ростовского Димитрия (Градусова); Личный архив архим. Авеля (Македонова), в схиме Серафима; Личный архив иером. Романа (Сизова), настоятеля Скорбященского храма г. Рязани. Соч.: Справочник по пенитенциарной части (для губ. правлений). Ярославль, 1910; Церковь Родине//Правда о религии в России. [М.], 1942. С. 188-190; Восточные патриархи молятся за наших воинов//Там же. С. 277-278; Жребий св. Кукши//ЖМП. 1944. 3. С. 31-32; День св. Афанасия: (Памяти патриарха Сергия)//Там же. 6. С. 45-46; «Утоли моя печали»: Слово, произнесенное 7 февр., в день празднования иконы Б. М., за службой в Николо-Кузнецкой ц. г. Москвы//Там же. 1945. 3. С. 19-20; Отображение Павлово-Тимофеевской дружбы: К избранию Свят. Патриарха Алексия//Там же. 3. С. 25-26; Гордость Рязани - митр. Стефан Яворский//Там же. 1946. С. 45-53; Послания Свят. Патриарха Сергия//Патриарх Сергий и его духовное наследие. [М.], 1947. С. 77-91; Христос Воскресе!//ЖМП. 1947. 4. С. 21. Лит.: Хороший почин//Известия. 29 июля 1941; Осуждение изменников вере и Отечеству//ЖМП. 1943. 1. С. 16; Деяния Собора Преосвященных Архиереев РПЦ 8 сент. 1943 г.//Там же. С. 17-18; Акт о восстановлении обновленческого еп. Корнилия (Попова)//Там же. 4. С. 10-11; Корреспонденции с мест//Там же. 1944. 3. С. 45-46; Назначение на архиерейские кафедры: Еп. Ульяновский Димитрий (Градусов) назначен еп. Рязанским и Шацким//Там же.

http://pravenc.ru/text/178153.html

Стали распространять исподволь в народе слух, что явившийся в Польше обманщик - именно этот беглый Григорий Отрепьев, но не решались еще огласить об этом во всеуслышание. В сентябре послали в Польшу гонцом дядю Григория, Смирного-Отрепьева, и распространили в народе слух, что его посылают для обличения племянника, но на самом деле послали его с грамотой о пограничных недоразумениях и не дали никакого поручения о том человеке, который назывался Димитрием. Царь Борис, вероятно, рассчитывал, что лучше помедлить с решительным заявлением об Отрепьеве, так как сам не был уверен в его тождестве с названым Димитрием. Он приказал привезти мать Димитрия и тайно допрашивал ее: жив ли ее сын или нет? " Я не знаю " , - ответила Марфа. Тогда царица, жена Бориса, пришла в такую ярость, что швырнула Марфе горящую свечу в лицо. " Мне говорили, - сказала Марфа, -что сына моего тайно увезли без моего ведома, а те, что так говорили, уже умерли " . Рассерженный Борис велел ее отвезти в заключение и содержать с большой строгостью. Между тем, 16 октября, названный Димитрий с толпой поляков и казаков вступил в Московское государство. Города сдавались ему один за другим. Служилые люди переходили к нему на службу. В ноябре он осадил Новгород-Северск, но был отбит посланным туда воеводой Басмановым. После того царь выслал против Димитрия войско под главным начальством Федора Мстиславского. Это войско 20 декабря потерпело неудачу. Долее скрываться перед народом было невозможно. Послушный Борису патриарх Иов взялся объяснить русской земле запутанное дело. Пер-вопрестольник русской церкви, покрывая благоразумным молчанием вопрос о том, как не стало Димитрия, уверял в своей грамоте народ, что называющий себя царевичем Димитрием есть беглый монах Гришка Отрепьев; патриарх ссылался на свидетельство трех бродяг: чернеца Пимена, какого-то Венедикта и ярославского посадского человека иконника Степана; первый провожал Отрепьева вместе с товарищами: Варлаамом и Мисаилом в Литву; а последние два видели его в Киеве и знают, что Гришка потом назвался царевичем.

http://sedmitza.ru/lib/text/435618/

В 1929 г. католич. Церковь в Польше инициировала дело о ревиндикации (отчуждении) храмов и имущества правосл. Церкви, принадлежавших до 1839 г. униатам. В Гродненской епархии католики требовали возвращения 174 церквей. Православным в судебном порядке удалось отстоять значительную их часть. Тем не менее у Гродненской епархии было отнято ок. 100 храмов, в т. ч. кафедральный Софийский собор, храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мурованке. В 1938 г. в Гродно была разобрана ц. во имя св. кн. Александра Невского. Имели место случаи насильственного захвата правосл. церквей католиками. Польск. правительство совместно с католич. духовенством осуществляло политику полонизации правосл. Церкви и возрождения униатства, в т. ч. в пределах Гродненской епархии. В 1924 г. недалеко от Слонима был организован неоуниат. миссионерский центр Альбертин , в дер. Сынковичи действовал его филиал. Власти добивались использования польск. языка в правосл. богослужении, в проповедях, в преподавании Закона Божия. Несогласных священнослужителей лишали приходов, облагали денежными штрафами, арестовывали, депортировали в концентрационный лагерь в Берёзе-Картусской. Полонизации правосл. Церкви содействовали «общества православных поляков», а также созданный в Гродно в 1938 г. при поддержке властей «Польский православный научно-издательский институт». Ковчег с частицей мощей мч. младенца Гавриила в соборе в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. Фотография. 2006 г. Ковчег с частицей мощей мч. младенца Гавриила в соборе в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. Фотография. 2006 г. В окт. 1939 г. территория епархии оказалась в составе БССР. Незадолго до введения советских войск в Зап. Белоруссию Гродненский еп. Савва (Советов) эмигрировал. Г. е. возглавил архиеп. Пантелеимон (Рожновский) , прежде находившийся на покое: он был уволен за непризнание автокефалии правосл. Церкви в Польше. Патриарший Местоблюститель митр. Сергий (Страгородский) утвердил его правящим архиереем Пинско-Новогрудской епархии, в состав к-рой были включены гродненские земли. 24 июня 1940 г. указом митр. Сергия Гродненская епархия была восстановлена с названием Гродненская и Вилейская. Епархия объединила территорию бывш. Гродненской, Виленской и Пинско-Новогрудской епархий, кроме территорий, отошедших Литве, и включала 307 приходов. В окт. 1940 г. епархия вошла в Экзархат Зап. Украины и Зап. Белоруссии. 24 марта 1941 г. в епархии было учреждено Брестское викариатство во главе с еп. Венедиктом (Бобковским) .

http://pravenc.ru/text/168161.html

Венедикт (Поляков; 15.07.18846.12.1963). В 1905 окончил Кишиневскую ДС, недолгое время учился на юридич. ф-те Юрьевского ун-та. 1905 – иерей, служил на приходах Кишиневской епархии. 1914 – окончил КДА, канд. богосл., инсп. дух. училища в Белгороде. 1918 – участвовал в работе Всеукраинского церковного собора. Служил в различных епархиях, подвергался арестам, овдовел. С 1923 служил в Кишиневе, был сторонником единения с Русской Церковью. Объявлен врагом румынского народа и с 1928 жил во Франции и др. европейских странах. В 1930 после отмены приговора вернулся в Кишинев. В 1935 возглавил «Союз русского меньшинства в Румынии». 1947 – иеромонах, еп. Кишиневский и Молдавский. 1948 – еп. Ивановский и Кинешемский (1953 – архиеп.). В 1956 из-за конфликта с уполномоченным, связанным с открытием храмов и созданием пастырских курсов, назначен архиеп. Житомирским и Овручским. В 1958 уволен на покой, жил в Кишиневе под домашним арестом – по некоторым сведениям, за публикацию на Западе протеста против закрытия храмов (ПЭ VII. 583). 1678 Алексий (Симанский; 27.10.187717.04.1970). Окончил Московский Николаевский лицей, в 1899 – юрид. ф-т Московского университета. Служил в гренадерском полку. 1902 – иеродиакон. 1903 – иеромонах. 1904 – окончил МДА, канд. богосл., инсп. Псковской ДС. 1906 – архимандрит, ректор Тульской ДС. 1911 – ректор Новгородской ДС и наст. Антониева м-ря в Новгороде. 1913 – еп. Тихвинский, вик. Новгородской епархии. 1921 – еп. Ямбургский, вик. Петроградской епархии. 1926 – архиеп. Хутынский, упр. Новгородской епархией. 1927 – постоянный член Врем. Патриаршего Синода. 1932 – митр. Новгородский и Старорусский 1933 –Ленинградский и Новгородский. 1944 – патр. местоблюститель. 1945 – патриарх (Мануил. I. 157172). 1681 По этому письму патриарха мы и судим о содержании письма святителя Луки (Совершенно секретная. 154158; Секретно. 227231). 1684 Серафим (Шарапов ; 12.02.187822.08.1959). Окончил Орловскую ДС, МДА (1904), магистр богосл. (1912). 1904 – инсп. Харьковской ДС. 1906 – препод. Каменец-Подольской ДС. 1909 – инсп. народных училищ Вологды и Вологодского уезда. 19121918 – директор Вологодского учительского института. 19181943 – зав. уч. частью Елецкого педагогического техникума, преподавал в различных светских уч. заведениях. В 1943 овдовел. 19431946 – служил в сане священника в Полтавской и Харьковской епархиях. 1946 – иеромонах, архимандрит, еп. Ростовский и Таганрогский. 19471952 – еп. Ульяновский и Мелекесский. 19521958 – еп. Полтавский и Кременчугский. Уволен на покой по болезни (Мануил. VI. 8889).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Все надеюсь посетить Вашего Преосвященства «северную Коливию», но не знаю, когда угодно будет Богу исполнить это мое желание. Примите, Ваше Преосвященство, от нас всех самые лучшие пожелания доброго здоровья, спокойной душевной жизни и всех благ. Надеемся на молитвы Вашей доброй души, которую здесь часто я вспоминаю с нашими сожителями прежних мест. Целуем Вашу добрую святительскую руку и просим Ваших молитв. Ваш недостойный послушник Прот[оиерей] Николай Куприянов с семьей. P. S. Преосвященный Иоанникий с Епископом Феодором, бывшим Аргентинским, проживают вместе в нашем Кицканском монастыре, возле города Бендер, но я вот уже два года, как не был там. Прот[оиерей] Николай Куприянов. 10 января 1962 г. Д. 53. Л. 27–28. Подлинник. Автограф. 16. (от протоиерея Н. Куприянова) 20 апреля 1962 г. Христос Воскресе! Ваше Преосвященство, Дорогой Владыко Афанасий! Примите пасхальное поздравление от меня и от всей моей семьи, которая, Благодарение Богу, вся жива и здорова, чего желаем и Вашему Преосвященству от всего чистого нашего сердца. Живем мы по-старому в Кишиневе и, конечно, стареем, а со старостью приходят и немощи, но больше приходится болеть за церковные дела, которые все больше отягощаются нашими собратьями да и разными давлениями со стороны. Будем надеяться, что Господь не допустит Ея полного разрушения. О новостях нашей церковной жизни могу сообщить, что у нас правящий все архиепископ Нектарий, а в Кицканском монастыре проживают: епископ Иоанникий Сперанский и епископ Феодор, бывший Аргентинский, а в городе проживает архиепископ Венедикт Поляков, бывший Ивановский и Кашинский. Он уроженец Бессарабии, проживает у себя в доме, но очень болеет. Церквей у нас в Кишиневе еще четыре да в окружающих селах еще есть, но все-таки в Великом посту – неимоверная давка, а священники не успевают исполнять своих обязанностей. Я посещаю нашу кладбищенскую церковь , где и пою на клиросе и в хоре, а с управления хором меня сняли, так как запретили пенсионерам занимать эту должность. Вообще делается много несуразного, но никак не понять, откуда и от кого исходят все эти указы и приказы, так как все это словесные указания. О наших сострадальцах не имею никаких сведений. Жизнь, как и после школьной семьи, разметала всех по разным уголкам родины, и теперь каждый из нас завернулся в собственную кожуру и живет своею жизнью по своей силе и возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Во время Стефана и Болеслава границы Польши шли: берегом Дуная, оканчиваясь у Острегома (т. е. тут занята была на время земля словенская и русская); затем к Ягеру (Agra, Erlau), отсюда по Тиссе и реке Тепле до крепости Галис. 674 Близь Сана или Буга шла граница Руси с Польшей. Если сверим с картою границы пражской епископии, то увидим, что провинция по реке Вагу до Татр включена была и до 999 г. состояла под пражской епископией, а отсюда прямой вывод, что большая часть завоеваний Болеслава сделана была на счет Чехии. 675 Столько важных событий принес для Поляков 999 г.; еще знаменательнее был для них следующий. В конце декабря 997 г. император Оттон III предпринял путешествие в Италию, куда призвали его волнения и смуты, произведенные главою недовольной им в Риме партии. Кресцентий овладел Римом, посадил на папский престол своего приверженца, Uoahha XVI ; но узнав о приближении Оттона, он заперся в крепости Ангела, а возведенный им в папы Иоанн XVI бежал из Рима. 676 Суровая месть ожидала виновников смут: Иоанн был схвачен, посажен на осла лицом назад и возим в таком виде по городу, потом лишен зрения и изувечен; Кресцентий и его сообщники были обезглавлены. Вскоре за тем прибыли в Рим: Гауденций, брат Войтеха и пресвитер Венедикт, единственные свидетели его мученичества, не разлучавшиеся с ним до конца его жизни. Рассказы о подвигах мученика, о чудесах над его гробом в Гнездне, должны были сильно подействовать на восприимчивую душу Оттона; может быть, тогда же было решено у него с папой устроить архиепископию в Гнездне и посвятить её имени св. Войтеха. 677 Иоанн Канапарий, монах из монастыря св. Бонифация, составил жизнеописание Войтеха, и папа придал ему санкцию. Несколько ранее того князь польский Болеслав отправил в Рим посольство, с просьбою прислать ему священников. Св. Ромуальд, основатель ордена Камедулов, согласился выслать к нему своих монахов, Иоанна и Венедикта. Все эти лица поддерживали довольно нередкие сношения Рима со столицей польского князя, и могли многое рассказать в Риме и о самом Болеславе, и о чудесных знамениях при гробе св. Войтеха. К этому присоединились печальные для Оттона известия о смерти близких родственниц, – тетки его Матильды и бабки Адельгейды, – которые глубоко потрясли его восприимчивую душу и настроили на благочестивые мысли. 678 Под такими впечатлениями предпринял Оттон III путешествие в Гнездно на поклонение мощам св. Войтеха. 679

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010