Седьмая молитва – «Боже сильный и милостивый» – имеет одно и то же чтение во всех рукописях данной группы. Что же касается седальнов, предварявших апостольские и евангельские 314 чтения в рукописях данной группы, то состав их представляется в следующем виде. На первое чтение, глас 1 Судище Твое страшно... Объятия отча отверсти ми потщися... Матерь Тя Божию молим вси... 315 На второе чтение, глас 2 По рукописи Синайской библиотеки По рукописям Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Синайской библиотеки Аз есмь древо неплодное... Яко волны морские... Вся паче смысла... Помилуй мя, рече Давид... Помилуй мя Боже, помилуй мя, плакася Давид о двою греху... Господи, не предай мя, требующего заступления... На третье чтение, глас 3 Живущи на земли, душе моя, покайся... Доколе душе моя пребываеши в согрешениях... Каждый иде же спасается, тамо праведно и притечет 316 . На четвертое чтение, глас 4 Смиренную мою душу посети, Господи... Преплывая пучину настоящего жития... К Богородице прилежно... 317 . На пятое чтение, глас 5 По рукописи Синайской библиотеки По рукописям Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Синайской библиотеки Судии седящу... Душе, яже зде временна, тамо же вечна... Слава и ныне. Судии седящу и ангелом предстоящим... На одре слежу согрешений многих... Скорое Твое заступление... На шестое чтение, глас 6 Помилуй нас, Господи, помилуй нас... Милосердия двери... На седьмое чтение, глас 8 Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение... Яко судии сущу, попецыся душе.,. Тя стену и утверждение... . Употребление «умилительных седальнов» на апостольских и евангельских чтениях составляет тоже весьма характерную особенность рукописей данной группы. Как увидим потом, эти седальны в других рукописях употреблялись в качестве покаянных и богородичных тропарей. Как умилительные седальны они находятся в октоихе под соответствующими гласами на утрени (понедельников), исключая богородичны. Апостольские и евангельские чтения рукописей Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Афоно-Пандократорской библиотеки 149, Синайской библиотеки 985 сопровождаются возложением евангелия на главу болящего и чтением молитв: Царю Святий, благоутробне и многомилостиве... (Дмитриевский. Богослужение в русской церкви. Прил. 133), Господи Боже наш, наказуяй и паки исцеляяй... (Goar. 342), Благодарим Тя, Господи Боже наш... (Goar. 343). Прежде всего, само возложение евангелия в этих рукописях объясняется их более поздним происхождением, из 15 века, когда возложение евангелия стало уже обычным явлением в рукописях других групп; затем и само обилие молитв объясняется тем же. Вторая и третья из указанных молитв давно уже утвердились на апостольских и евангельских чтениях. Между тем, рассматриваемые рукописи на этих чтениях удерживают круг молитв, свойственный рукописям 13 века, и не дают здесь применения этим молитвам. Вместо этого они, очевидно, и помещены в качестве добавочных молитв на возложение евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

При существовании же отпуста на утрени начинать следующую часть для них было естественно особым начальным возгласом. Неустойчиво занимали свои места и следовавшие за великой ектенией молитвы на освящение елея: «Господи, милостию и щедротами» и «Безначальне, вечне». Обычно, во время чтения первой молитвы пресвитеры совершали влияние елея в сосуд, а вторая молитва прочитывалась уже в самом конце второй части, после пения отпустительных тропарей или антифонов 352 . Но в рукописях Афоно-Дионисиатской библиотеки 353 и Московской Синодальной библиотеки 498 354 обе молитвы непосредственно следовали одна за другой, а в рукописи Синайской библиотеки 988 порядок следования их был обратный 355 . Ближе к современному порядку освящения елея стоят рукописи, в которых на освящение елея прочитывалась только одна молитва «Господи, милостию и щедротами Твоими». И к рукописям с одной освятительной молитвой относится оставшееся большинство рукописей второй группы. Но, с другой стороны, почти во всех них, в отличие от современного способа освящения елея, молитву произносили пресвитеры, по очереди, и каждый вслух, вливая в то же время елей в заготовленный сосуд. Но в рукописях Афоно-Есфигменской библиотеки 208 и Афоно-Ватопедской библиотеки 133 356 лишь первый пресвитер совершал влияние елея в сосуд и читал молитву на освящение его. Оставшиеся части освящения елея – пение тропарей и кондаков, приход больного и испрошение им прощения грехов – были тесно связаны между собою. Именно, пение тропарей с кондаками и испрошение больным прощения грехов, как видели, были вызваны появлением больного в этот момент в храме, или в том месте, где совершалось таинство. Этим же поддерживалось и существование их, ибо появление больного после освящения елея удерживалось в рукописях довольно твердо. Однако, быв вызвано практическими целями и получив широкое распространение, пение тропарей с кондаками устойчиво сохраняло свое место и с исчезновением причины, вызвавшей их появление здесь, т.е. с перенесением прихода больного к началу или освящения елея или всего последования.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Первая группа молитв имеет такой состав 408 : Благоприменителю Господи. Владыко, Господи Боже Вседержителю, Святый Царю славы. Блаже и человеколюбие. Господи Боже наш, наказуяй и паки исцеляяй. Благодарим Тя, Господи Боже наш. Владыко, Господи Боже наш, врачу душ и телес наших. Боже Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном. Вторая группа молитв образовалась через новую седьмую молитву: Богатый в милости и многий в благости 409 . Третья группа молитв получилась через новую первую молитву «Безначальне, вечне». Эта молитва первоначально занимала место на освящении елея в качестве второй молитвы. Но чтение второй молитвы на освящение елея постепенно было оставлено. В силу этого молитва «Безначальне, вечне» была продвинута вперед и заняла первое место на чтениях из апостола и евангелия. Поэтому молитвы первой и второй группы подвинулись на одну вперед, и образовался следующий состав их в третьей группе: Безначальне, вечне. Благоприменителю Господи. " Владыко, Господи Боже Вседержителю, Святый Царю славы. Блаже и человеколюбче. Господи Боже наш, наказуяй и паки исцеляяй. Благодарим Тя, Господи Боже наш. Владыко, Господи Боже наш, врачу душ и телес наших. От современного состава молитв эта третья группа отличается тем, что во второй молитве недостает нынешней первой половины, а в четвертой молитве – второй половины. Но и это было сделано в рукописи Синайской библиотеки 1566 г. 410 , в которой мы имеем современный состав молитв на евангельских чтениях. Как и выше сказали, современный состав молитв на чтениях из апостола и евангелия в значительной степени тоже получился в результате объединения отдельных молитв. Для образования первой молитвы на чтениях было объединено целых три молитвы: 1) Безначальне, вечне; 2) Боже, великий и дивный; 3) Буди елей сей. Первая молитва первоначально служила для освящения елея; последние две молитвы первоначальным назначением имели служить для освящения крещального елея, и о них речь уже была у нас. При получившейся в силу этого разнородности первой и последних двух молитв, они так и не примкнули тесно друг к другу. После молитвы «Безначальне, вечне» следует перерыв и замечание: «Ведомо буди, яко нецыи молитву убо сию даже до зде глаголют токмо... Нецыи же даже до конца глаголют». И далее следуют вторые две из указанных молитв. Из этого обстоятельства видно, что и в современной редакции чина елеосвящения обязательное чтение последних двух молитв ставилось под сомнение. И это вполне понятно при первоначальном назначении этих молитв для таинства крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

По содержанию чин елеосвящения тоже характеризуется неустойчивостью подбираемых элементов и в силу этого значительным их разнообразием в рукописях второй группы. В содержании утрени это разнообразие простирается на все подбиравшиеся из богослужебных книг песнопения. И это прежде всего нужно сказать относительно тропарей на «Бог Господь» или «Аллилуия». В целом ряде рукописей положен тропарь «Скорый в заступлений един сый Христе» 372 , в редких случаях с присоединением к нему тропаря «К Богородице прилежно ныне притецем» 373 . Наряду с этим имели применение и другие тропари: «Скорый Твой покров и помощь» 374 , «К Богородице прилежно» и «Не умолчим никогда» 375 . Но уже вместе со всеми этими тропарями получили не меньшее распространение и современные тропари 376 . Относительно канона на утрени нужно заметить, что за редкими исключениями в рукописях приводится Арсениев канон. Это, конечно, объясняется самыми свойствами Арсениева канона: при нарочитом составлении для таинства елеосвящения он обладал особой выразительностью и высокой художественностью в изложении. Из других канонов можем отметить следующие. В рукописи Синайской библиотеки 988 377 отмечается канон восьмого гласа с ирмосами: Воду прошед... и тропарями: Многими содержим напастьми... Страстей мя смущают прилози (=приступы)... Спасителя родшую Тя... В рукописи Синайской библиотеки 995 378 – второго гласа с ирмосами: Во глубине постла иногда... и тропарями: Радуйся, воистину всех радосте... Относительно хвалитных стихир в общем в рукописях твердо удерживается современный состав их. Лишь в нескольких рукописях вместо современных положены совершенно другие стихиры в честь Божией Матери 379 : Небес пространнейшая, херувимов и тронов честнейшая... Гимнов уст моих не презри... Бесчувственные сердцем... Безнадежных надежда твердая... Слава: Плачь душе моя... И ныне: Всеблагому Твоему промышлению 380 ... Больше разнообразия замечается в употреблении тропарей после Трисвятого. Всего менее был распространен тропарь «К Богородице прилежно ныне притецем», встречающийся лишь в нескольких рукописях 381 . Более применения имели другие тропари: Помилуй нас, Господи, помилуй нас... Слава: Господи, помилуй нас... И ныне: Многая множества... Упоминание об этих тропарях мы встречаем в целом ряде греческих рукописей 382 . Но уже наряду с последними тропарями вошел в употребление и современный тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе».

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Прежде всего, число просфор на проскомидии устанавливается семь и именно потому, что семь пресвитеров совершают таинство. Затем семь раз совершается и сама литургия по одной на день каждым участником совершения таинства. Но каким содержанием заполнена схема рассмотренного чина св. елея? Какого характера взяты сюда элементы? Не можем не отметить, что и со стороны содержания рассматриваемый чин замечателен. Так, взятые для процессов освящения елея и помазания им больного молитвы читаются в редакции, отвечающей первоначальному их виду. Во всяком случае, можно полагать, что варианты, возможные в чтении той и другой молитвы, несущественного характера. Молитва на освящение елея Молитва на помазание Господи, милостию и щедротами Твоими, исцеляющий сокрушения душ и телес наших, Сам, Владыко, освяти елей этот, чтобы быть (ему) помазывающимся от него в уврачевание и отгнание всякого страдания, болезни телесной, осквернения плоти и духа, и в устранение всякого зла, чтобы и в этом прославилось пресвятое имя. Возглас. Твое бо есть... Отче Святый, врачу душ и телес, пославший Единородного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего от одержащих его телесных болезней по благодати Христа Твоего и оживотвори его по Твоему благоволению, должное Тебе благодарение во благих делах исполняющего. Яко Твоя держава... Теперь мы должны отметить, что в таком виде та и другая молитвы читаются в Порфирьевом евхологии, а вторая молитва сверх этого такое же чтение имеет и в наиболее ранних списках, где она приводится вне чина 263 . Это подкрепляет высказанную выше мысль о близости к первоначальному виду чтения той и другой молитвы. На вопрос же, почему эти молитвы занесены в чин, можно ответить следующее. Выше, при рассуждении об употреблении елея в христианской древности было показано его широкое применение христианами для врачевальных целей, а вместе с этим и то, что и в последнем случае елей освящался церковью. Этим вызывалась необходимость особых врачевательных молитв для освящения елея, употребляемого христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Второе же замечание появилось в указанной выше рукописи под влиянием другой практики. Для правильного понимания его нужно доставить в связь с подобным же указанием рукописи Синайской библиотеки 960, 13 в. 432 . В этой рукописи указано, что больной хранит себя неомывшимся в течение семи дней и только по истечении семи дней снимает с себя одежды, в которых над ним совершено было таинство, и омывается. Но вместе с этим здесь отмечено и то, что эти семь дней больной должен провести в храме, где каждый день для него совершалась литургия. Это пребывание больного в храме и делало для него удобоисполнимым предписание не омывать себя известное время, и нужно думать, что оно и возникло в связи с семидневным пребыванием больного в храме. Но .возникший в связи с семидневным пребыванием больного в храме обычай хранить его семь дней неомытым от елея поддерживался и в последующее время, уже независимо от пребывания его в храме. Указание на это мы находим в рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 8, 15 в., Синайской библиотеки 985, 16 в. 433 . В этих же рукописях отмечается и другая особенность, видимо, обязанная своим существованием тому же пребыванию больного в храме, – это указание на то, что больной в течение семи дней не должен есть мяса. При пребывании больного в храме, где для него служились литургии и где он, вполне возможно, приобщался Св. Таин, пост, хотя бы и относительный, был вполне естественен для него. Имея такую причину своего происхождения, обычай поститься поддерживал свое существование потом, уже просто по традиции. Затем, следует отметить, что самое отправление больного домой иногда сопровождалось целой церемонией. Указание на нее мы находим в рукописи Синайской библиотеки 973 434 . Здесь отмечается, что больной по совершении над ним таинства отправлялся домой в сопровождении совершителей таинства и при пении тропаря: К Богородице прилежно ныне притецем; по прибытии в дом произносился псалом 50; дом больного помазывался елеем, и читалось евангелие Лк. 19: 1–10 . Чтением евангелия, по-видимому, церемония и оканчивалась; по крайней мере, рукопись более ничего не добавляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Вторая часть последования таинства – освящение елея, тесно примыкая к утрени, начиналась великой 438 или малой 439 ектенией, и затем следовала молитва над елеем: Господи, милостию и щедротами Твоими..., вместе с ектенией повторяемая иногда каждым священником отдельно 440 . Третья часть чина елеосвящения характеризуется тем, что в нее вошли одни апостольские и евангельские чтения с соответствующими молитвами, так как помазание больного елеем еще не было объединено с ними. В силу этого заключительная часть последования представляла такой порядок: на больного возлагалось евангелие, и читался ряд молитв; после этого каждый из пресвитеров помазывал чело, перси и руки больного при чтении молитвы «Отче Святый», и произносилась ектения «Помилуй нас, Боже»; в заключение один из иереев оставшимся елеем намазывал все члены больного. К этой схеме чина елеосвящения рукописи добавляют упоминание о литургии. Именно, в рукописи 198 после помазания всех членов больного читаем по записи у прот. Кекелидзе: «После сего доканчивают литургию, на которой вместо «Да исполнятся уста наша» говорят: «Слава Тебе, Царю веков, Единородное Слово Отчее, яко сподобил еси нас, недостойных раб Твоих, придти пречистое Твое таинство во оставление грехов и жизнь вечную» 441 . Но это упоминание о литургии слишком обрывистое и неожиданное для предшествующего изложения чина и этим делает неясным характер его существования. Вполне могло быть, что оно в данном случае представляет собою просто отголосок той практики, когда чин елеосвящения еще совершался на литургии в строгой последовательности 442 . Напоминания о такой практике могли сохраняться и в последующее время, когда чин елеосвящения уже освободился от литургии. Одним из таких напоминаний о некогда существовавшей практике, возможно, и служит приведенное выше замечание. По своему содержанию чин елеосвящения в разбираемых памятниках имеет особенности, не встречавшиеся нам в известных греческих рукописных чинах елеосвящения. Из состава утрени должно отметить применение канона со следующими тропарями: Немощи человеческие природы приял еси Спасе... Не посрами мене, Избавителю, в надежде моей... О Всеблагий, по неизведному Твоему человеколюбию облегчение болящему даруй... Бездна исцелений Ты еси, Богородице... 443 Своим содержанием канон не оставляет сомнения в том, что он был из числа канонов, предназначавшихся для молебна за болящих. Однако такое его местоположение нам определить не удалось. Затем следует отметить применение особых богородичных стихир или на «Бог Господь» 444 или после канона 445 : Ты еси надежда безнадежным, помощь беспомощным и утешение скорбящим; Всех милуеши, Всеблагая Дево, и прибегающим к Тебе просимое даеши; Мать милует сына, взывающего к ней; Спаси от бед, Мати Христа Бога, рождшая Творца всех; Ходатайца буди нам, Благодатная; Архангельским гласом воспоим, вернии, небесному храму; Под Твой кров прибегаем; Покров Твой, Богородице Дево.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Помимо указанных сейчас молитв должно отметить применение в заключительной части еще молитвы «Господи Боже наш, исцеливый человеческое естество от Адамова преступления» 425 . Относительно стихир в заключительной части должно отметить, что в рукописях твердо удерживается современный состав их. И лишь в немногих рукописях наблюдаются уклонения от него присоединением третьей стихиры «Твоих даров» 426 . Затем в рукописи Синайской библиотеки 988 обычно помещавшиеся на утрени стихиры: Дал еси благодать... и др. перенесены в заключительную часть, потому что на утрени вместо них были помещены другие стихиры 427 . Обычный составь прошений сугубой ектений был следующий: Помилуй нас Боже... Еще молимся о милости, жизни, мире... Господи, помилуй (40 раз). Еще молимся о еже милостиву, кротку и благоуветливу быти... Современный состав прошений данной ектении редко встречается в рукописях 428 . В отпуст обычно входили возглас: «Услыши ны, Боже» и молитва «Владыко многомилостиве». Современный способ окончания утрени через один отпуст «Христос, истинный Бог наш», видимо, встречается лишь в рукописях с современным чином елеосвящения 429 . Прибавление в рукописях Синайской библиотеки 972 и библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 103 после отпуста тропаря «Источник исцелений» и молитвы «Отче Святый» составляет индивидуальную особенность этих рукописей 430 . Рассмотрение действий, примыкавших к чину елеосвящения по греческим рукописям С последованием таинства елеосвящения в греческой церкви иногда соединялись и действия, не связанные тесно с чином таинства. Сюда принадлежит смытие с болящего елея по совершении над ним таинства. В отношении времени, когда больной должен был сделать это, практика была различной и указания рукописей противоречивы. Так, в рукописи Синайской библиотеки 973, 1153 г. сначала указывается, что болящий должен «омыться и так отправиться домой». Но к этому указанию в рукописи добавляется следующее: «Должно знать, что в течение семи дней (больной) хранит себя неомывшимся подобно новопросвещенным» 431 . Первое указание рукописи и нужно считать первоначальным. Оно вполне соответствует изложенному в рукописи чину елеосвящения, согласно которому «по окончании всего» с болящим отправлялись в его дом. При отправлении же домой больному естественно было омыться от елея, так как хранение им себя неомывшимся на дому могло представлять немало неудобств.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Это совершение «вечером» одной лишь утрени осталось здесь как след практики прежнего времени, когда совершение таинства елеосвящения предварялось целым кругом суточных служб. И тогда было естественно делать перерыв между отдельными службами и отправлять часть их накануне совершения таинства. Теперь же совершение отдельно утрени и под указанным условием потеряло свой практический смысл и при совершении таинства елеосвящения в частных домах вызывало одни лишь неудобства; поэтому оно и наблюдается всего лишь в двух указанных выше рукописях второй группы. Однако более тесное сближение утрени с прочими частями последования таинства привело не только к совместному ее совершению с ними, но и к устранению всего, что придавало ей вид отдельной службы. Более согласным с прежним характером утрени, как отдельной службы, было завершение ее особым отпустом. Такой способ окончания утрени и был почти общепринятым в рукописях второй группы 342 . Но если особый отпуст для утрени соответствовал ее прежнему положению, то он потерял свое значение, когда утреня стала первою составною частью последования таинства. В этом случае было уже более уместно ее присоединение к освящению елея без всякого отпуста. Действительно, в рукописях Синайской библиотеки 988 и 996, Афоно-Дионисиатской библиотеки 452, Патриаршей Иерусалимской библиотеки 15–16 вв. 343 утреня без всякого отпуста и была присоединена ко второй части последования – освящению елея. Затем и по своей схеме утреня имела индивидуальные особенности. Так, в рукописи Синайской библиотеки 994 344 ей придан весьма своеобразный характер. Начиналась она здесь богородичными стихирами «Матерь Тя Божию» и др., за которыми следовала великая ектения и читалась современная молитва над елеем «Господи, милостию и щедротами». За молитвою следовали стихиры «Дал если благодать» и др., помещаемые теперь после канона, и канон Арсения, которым и оканчивалась утреня. Такое необычайное последование утрени и встречается всего в одной рукописи и представляет собою один из опытов построения утрени с привнесением в нее элементов, взятых из освящения елея, и необычным расположением элементов, относящихся к самой утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Наряду с апостольскими и евангельскими чтениями для последующей судьбы последования св. елея имело значение и следующее обстоятельство, весьма характерное, – это постепенное уменьшение круга суточных служб, привлекаемых к елеосвящению. И как связь чина елеосвящения с суточными службами установилась с литургии, так и процесс освобождения от них начался тоже с литургии. Почему этот процесс начался с литургии, будет ясно из следующей заметки в рукописи с чином елеосвящения, уже освободившимся от литургии. «И должен желающий творить св. елей призвать семь пресвитеров вечером и (должно) петь следующее, где пожелает, в церкви или в доме своем 286 ». Из этой заметки можно видеть, что связь елеосвящения с литургией, требовавшая его совершения непременно в храме и потому сделавшая затруднительным его применение в широких размерах, стала стеснительной и, естественно, привела его к освобождению от приковывавшей его к храму службы. Но помимо этого и на самом последовании св. елея отразилось его освобождение от литургии. Но какой именно вид приняло последование св. елея: 1) по привнесении в него семикратного апостольского и евангельского чтения и 2) по освобождении его от литургии, – представление об этом дают нам рукописи библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 189, Синайской библиотеки 960, Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Афоно-Пандократорской библиотеки 149, Синайской библиотеки 985 287 , в которых чин елеосвящения предстает перед нами с обеими характерными чертами. В чине елеосвящения указанных рукописей апостольские и евангельские чтения действительно сначала занимают среднее место между освящением елея и помазанием им больного, и само выполнение их здесь предварялось седальнами 288 и сопровождалось чтением соответствующих молитв, по молитве на каждое чтение. В силу же устремления преимущественного внимания на изложение нового элемента – апостольских и евангельских чтений – другие части елеосвящения отступают на второй план и излагаются просто. А второстепенные части, не имевшие большого значения для последования, по возможности, объединяются с другими частями. Отсюда, влияние елея в сосуд, как особый седмеричный круг, в них не имеет места. Теперь, каждый пресвитер, вливая елей в сосуд, читал молитву и на освящение его. А возжжение светилен лишь в рукописи Синайской библиотеки 960 289 совершалось особо. Но и здесь оно отправлялось просто: пресвитеры по очереди зажигали свои светильни без произнесения каких-либо молитв. Во всех же других рукописях оно было объединено с апостольскими и евангельскими чтениями таким образом: каждый пресвитер по прочтении своего апостола, евангелия и молитвы зажигал свою светильню и отходил на свое место. В свою очередь, гашение светилен, хотя в данных рукописях о нем и не упоминается, могло быть объединено с помазанием больного елеем или же совершаться по окончании всего последования.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010