Из этих двух молитв на: освящение елея евхология Сарапиона сакраментальное назначение, видимо, дается в нем первой молитве. По крайней мере, ее помещение в ряду последований других таинств говорит в сильной степени за такое ее назначение. Подобною же молитвой освящался елей и в книге «Апостольские Постановления». В этом памятнике молитва над елеем и водою читается в следующем виде: «Господи Саваоф, Боже сил, творец вод и податель елея, щедрый и человеколюбивый, давший пищу для пития и очищения, и елей, чтобы веселить лицо в радость веселия. Сам и ныне через Христа освяти эту воду и елей о имени принесшего или принесшей, и дай ему силу, содевающую здравие, отгоняющую болезни, прогоняющую бесов, удаляющую всякие наветы, через Христа, надежду нашу, с Которым Тебе слава, честь и почитание и Святому Духу во веки. Аминь» 205 . Как в евхологии еп. Сарапиона сакраментальная молитва на освящение открывала ряд молитв для других таинств, так в рассматриваемом памятнике молитва на освящение елея, наоборот, следует после изложения чинов таинств – крещения, миропомазания, причащения, священства. Такое местоположение данной молитвы в ряду последований других таинств, в связи с ее содержанием и ее совершением непременно иерархическими лицами, притом, по возможности, епископами, не оставляет сомнений, что здесь мы имеем дело также с сакраментальным освящением елея. Третий пример освящения елея для нас сохранился в «Египетских Церковных Постановлениях» 206 . Но здесь мы имеем дело уже с особенностью. Именно, елей больных здесь освящался в связи с евхаристией и в таком виде. Кто при вечере приносит елей, тот должен поступать с ним так же, как с хлебом и вином, так как он возносит благодарение таким же образом. Если же он не произносит тех речей, то он возносит благодарение по своим силам, говоря так: «Освятив этот елей, даруй его тем, которые им помазуются... и тем, которые принимают его... Как Ты помазал священников и пророков, так Ты укрепи их и всякого, который вкушает его, и освяти всех, которые принимают его».

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Молитва: «Боже, Отец всемогущий, по милосердию к человеческим болезням и прегрешениям, пославший Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, в уничижении человеческом, чтобы раною тела Его исцелилась рана плоти и души нашей: излей на вещество это освящение для всякого спасения и врачевство, обретаемое от него благочестивой верой. Пусть помазанная им плоть освободится от всякой болезни. По силе благословения Твоего, всякой отогнанной пагубе и всякой удаленной болезни, да, получит вера плод прошения, плоть милость здравия. Освящение Святого Твоего Духа и благость святых Твоих Космы и Дамиана да наполнят душу изобилием благословения, и тела да получат врачевание спасения». Благословение того же: «Всемогущий Боже, благослови и освяти это помазание, приносящее силу всякого здравия, и излей на него от уст Твоих приятные благовония. Сохрани это помазание, Господи, ароматами освящения: пусть все больные получат лекарство здравия; все помазуемые им приимут прощение прегрешений, милость Твоего благочестия, врачевство здравия. Аминь». После этого диакон делает отпуст: «Месса исполнена. Во имя Господа нашего Иисуса Христа да изыдем с миром». В приведенном праздничном освящении помазания обращает на себя внимание уже само освящаемое вещество. Оно называется здесь «помазанием» (unguentum), а не елеем, и именно потому, что освящаемое вещество представляет смесь елея, приятных благовоний (ладана) и ароматов. Характерно и то, что приятные благовония и ароматы в молитве на благословение помазания представлены освящающими это вещество. Такое сочетание веществ и характер их взаимоотношения придают рассматриваемому освящению несколько необычный вид. Между тем, несомненно, что здесь мы имеем дело с освящением помазания для . больных, и сакраментальное назначение его трудно отрицать. Но чем объяснить тогда примесь к елею посторонних веществ и их значение? Возможно, что эти особенности определились под влиянием местных обычаев заклинания и благословения елея для обычного домашнего употребления, при котором к освящаемому елею легко могли найти доступ посторонние вещества 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Переходя к рассмотрению содержания повседневных служб, должны отметить, что рассматриваемый чин, как и Барберинов евхологии, ограничивается здесь глухими замечаниями. В нем лишь намечены службы, отправлявшиеся в связи с совершением таинства и только. «Собираются семь пресвитеров и творят вечерню, панихиду, и поют канон, написанный в конце книги; подобно и на утрени поют соответствующие каноны». Обращает на себя внимание здесь упоминание о пении канона, по-видимому, в качестве отдельной службы. Автор указывает, что этот канон записан в конце книги, т.е. в данном случае евхология. Между тем, в конце евхология мы, действительно, имеем запись канона и в таком роде: канон святого елея, имеющий такой акростих: молитву елея поем от Арсения (υχς λαου ψλλομεν ξ ρσενου) Таким образом, в рассматриваемом последовании елеосвящения мы впервые встречаемся с ясным упоминанием о современном каноне на утрени. Но в данном чине пение канона составляло, как сказали, особую службу, и на утрени указываются свои «соответствующие каноны». Мы уже отметили чтение акростиха Арсениева канона в рассматриваемой рукописи. Наряду с таким чтением существовали и другие, правда, в рукописях позднейшего времени. В значительном числе рукописей акростих был принят в таком виде: εχ λαου, ψαλμς ξ ρσενου 275 . Такое чтение акростиха передается и в современном славянском требнике в чине елеосвящения: молитва елея, пение Арсениево. Третье чтение акростиха состояло в незначительном видоизменении только что приведенного чтения. В рукописях с этим новым чтением акростиха вместо εχ читалось εχς 276 . Чтение акростиха рассматриваемой рукописи заключает 29 букв, второе чтение – 26 букв, третье – 27 букв. Между тем тропарей в каноне всего 32, по четыре тропаря на каждую песнь. Отсюда, число букв ни в котором чтении акростиха не совпадает с количеством тропарей в каноне. Чтение акростиха рассматриваемой рукописи не только не обнимает всех тропарей канона, но и, по-видимому, неверно. Составленное из акростиха слово ψλλομεν не отвечает составу тропарей в каноне, как он приводится теперь. Между тем, канон как раз читается в современном составе тропарей и в рассматриваемой рукописи. Это заставляет предполагать, что акростих составлен в данном случае неудачно.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

312 Чтение этой молитвы см. на с. 142–3 в первом столбце рукописи Синайской библиотеки 968. Против этой рукописи рукопись 960 имеет лишние слова: ...Духом Твоим Святым. Сам, Владыко, Господи, дай благодать... Самуилу возлюбленному Твоему, Иоанну избранному Твоему... Конец: через освящение его. Возглас: Милостию и человеколюбием... 313 Как она входит в состав нынешней четвертой молитвы, об этом скажем при анализе современной группы молитв на чтениях. 317 В рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Синайской библиотеки 985 этот седален не пометен. 322 В рукописи библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 189 он упоминается в качестве единственного канона, а в рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Афоно-Пандократорской библиотеки 149, Синайской библиотеки 985 он помещен вторым каноном. 332 Эта молитва, в отличие от одноименной и указанной несколько выше молитвы, включает в свой состав еще молитву. 335 См. Geitler. Euchologium 45–50. Императорская Публичная библиотека. Q2. 1 24 (лл. 17–21). Софийская библиотека 837, 867 (лл. 63–64, 327–335, 128–134). 338 Три просфоры на проскомидии едва ли могут служит характерным выражением литургической практики по отношению к чину елеосвящения. Число просфор на проскомидии вообще было неустойчиво в 12–14 веках, к какому времени принадлежат рассматриваемые списки. Применялись на проскомидии три просфоры и независимо от чина елеосвящения. См. С. Муретова . Исторический обзор чинопоследования проскомидии. Москва, 1895. С. 248–255. 340 Но иногда и просто помещалась в собраниях врачевальных молитв без указанного заголовка. См. в рукописи Q. 2. 1 (Императорская Публичная библиотека) (лл. 20–21 об.). 342 См. рукописи Синайской библиотеки 965, 981 и 980, библиотеки Афоно-Кутлумушского монастыря библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского Святогробской Константинопольской библиотеки библиотеки Афоно-Пантелеимоновского монастыря Патриаршей Иерусалимской библиотеки 375, Афоно-Иверской библиотеки 780, Афоно-Дионисиатской библиотеки Александрийской в Каире Патриаршей библиотеки См. Дмитриевский. Описание. 2, 320, 334, 432, 353, 443, 720, 827, 929, 370, 383, 667.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Заступи... Пресвятую... Яко подобает... Затем, каждый из семи иереев поочередно вливал елей в лампаду и читал молитву на освящение его: Господи, милостию и щедротами Твоими (Goar. 335). Необычный состав прошений великой ектении объясняется тем, что лишние прошения с шестого по десятое заимствованы из великой ектении в чине «Освящения воды святых Богоявлений» и «Малого освящения воды». В этих прошениях заменено слово «вода» словом «елей». Что же касается состава апостольских и евангельских чтений, то он, в общем, в данных рукописях один и тот же. Различен лишь порядок их размещения в рукописи библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 189 от рукописи Синайской библиотеки 960. В рукописи библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 189: Апостол – Иак. 5: 10–16 ; евангелие – Лк. 10: 25–37 . Апостол – Рим. 15: 1–7 ; евангелие – Мф. 10: 1, 5–8 . Апостол – 2Кор. 6: 16–18; 7: 1 ; евангелие – Мф. 8: 14–23 . Апостол – Еф. 2: 4–10 ; евангелие – Лк. 9: 1–7 . Апостол – Гал. 5: 22–26; 6: 1–2 ; евангелие – Мф. 15: 21–25 . Апостол – 1Кор. 1: 8–11 ; евангелие – Мф. 25: 1–13 . Апостол – 1Фес. 5: 14–23 ; евангелие – Мф. 9: 9–13 . В рукописи Синайской библиотеки 960 и др.: Апостол – Иак. 5: 10–16 ; евангелие – Лк. 19: 1–10 . Апостол – Рим. 15: 1–7 ; евангелие – Лк. 10: 25–37 . Апостол – 2Кор. 6: 16–18; 7: 1 ; евангелие – Мф. 10: 1, 5–8 . Апостол – 1Кор. 1: 8–11 ; евангелие – Мф. 15: 21–25 . Апостол – Еф. 2: 4–10 ; евангелие – Мф. 25: 1–13 . Апостол – Гал. 5: 22–26; 6: 1–2 ; евангелие – Мф. 8: 14–23 . Апостол – 1Фес. 5: 14–23 ; евангелие – Мк. 6: 7–13 . Как можем видеть, в отношении состава лишь четвертое евангелие от Луки в рукописи библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 189 отлично, но оно параллельно по содержанию седьмому евангелию от Марка в рукописи Синайской библиотеки 967. Из современных чтений в обеих рукописях не встречаются только третий апостол и седьмое евангелие. Затем, в более поздних рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Афоно-Пандократорской библиотеки 149, Синайской библиотеки 985 удерживается состав апостольских и евангельских чтений, принятый в рукописи Синайской библиотеки 960, только шестое и седьмое чтения имеют обратный порядок по сравнению с этой рукописью. В отношении молитв на апостольских и евангельских чтениях должно отметить, что в рукописях данной группы приводится состав их, только для этих рукописей и характерный: Боже великий и дивный. Буди елей сей елей радования.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Этим, оказавшим большое влияние на последование таинства, элементом и было семикратное чтение апостола и евангелия. Появление его в чине, вероятно, находится в связи с перемещением помазания больного елеем к моменту чтения литургийных апостола и евангелия. В этом отношении чин елеосвящения имеет для себя близкую параллель в чине венчания. Как при совершении венчания, так и при совершении елеопомазания на литургии, апостол и евангелие на литургии читались не рядовые, а приспособленные в том и другом случае к характеру таинства. Отсюда, с течением времени апостол и евангелие стали рассматриваться уже как составные части того и другого последования. Следствием этого было то, что, когда венчание обособилось от литургии, то удержало в своем составе чтение апостола и евангелия. То же случилось и с последованием св. елея. Когда оно стало совершаться во второй своей половине после литургийных апостола и евангелия, то последние, по содержанию давно уже сходные с последованием таинства 285 , и по времени совершения приблизились к елеопомазанию и потому, естественно, стали рассматриваться уже как составная и, притом, начальная части процесса елеопомазания. Дальнейшим же следствием было то, что чтение апостола и евангелия вместе с помазанием больного елеем подверглось влиянию седмеричной системы, т.е. стало повторяться семь раз по числу пресвитеров, совершителей таинства. Возникши, семикратное чтение апостола и евангелия, осложненное, несомненно, не сразу чтением семи молитв, по одной молитве на каждое чтение, сначала заняло посредствующее положение между помазанием больного елеем и освящением последнего, однако не без влияния на то и другое. На состав помазания больного елеем этот новый элемент в последовании таинства повлиял в том отношении, что с появлением его в видах объединения последования таинства и придания ему большей стройности помазание больного елеем получило большую наклонность к соединению с семикратным чтением апостола и евангелия в одну часть. С другой стороны, вполне естественно, что и освящение елея при существовании семи чтений из апостола и евангелия с присоединением еще по одной молитве на каждое чтение устойчиво стало совершаться простым способом уже из одного того побуждения, чтобы не загромождать и так очень сложный чин св. елея.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

С таким характером и предстает перед нами чин елеосвящения в указанных рукописях, проредактированный в этом направлении на основе списков предшествовавшей редакций чина св. елея. Именно, в этих рукописях по указанным выше причинам утреня, или молебное пение, действительно, тесно примкнула к самому чину таинства и вследствие этого образовала в нем его теперешнюю первую часть, удержав обычный свой порядок: начало, чтение псалма 142, малая ектения, пение «Бог Господь» или «Аллилуия», смотря по дню, и современных тропарей, чтение Арсениева канона и пение современных стихир. И после стихир сразу же следовало освящение елея – вторая часть последования таинства: каждый из иереев, вливая елей и вино в сосуд, читал молитву и на освящение его «Господи, милостию и щедротами», причем во время этого процесса исполнялся псалом 50. Третью часть составили в нем апостольские и евангельские чтения, объединенные теперь с семикратным помазанием больного елеем в таком порядке: прокимен, апостол, аллилуарий, евангелие, сугубая ектения, молитва; после молитвы пресвитер дул трижды в сосуд с елеем, делая в то же время и знак честного креста, произносил тропарь «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси», помазывал болящего елеем при произнесении стиха «Помощь наша во имя Господа» или молитвы «Отче Святый», и, сделав поклон иереям, отходил на свое место; и таким образом поступали все семь иереев. В силу отнесения помазания больного елеем к чтениям из апостола и евангелия четвертая и, вместе с этим, заключительная часть последования таинства приняла такой вид: возложение евангелия и чтение молитвы «Благоутробне, неизменне, сокровенне, многомилостиве Господи Боже наш», к которой уже в виде пережитка присоединялось чтение молитвы «Отче Святый» 324 ; пение стихир: Источник исцелений... Подаждь утешение... 325 ; ектения: Помилуй нас Боже... 326 и отпуст: Христос, истинный Бог наш... В заключение болящий трижды говорил: Благословите, владыки святые, и простите мне грешному 327 . Со стороны содержания рассматриваемая редакция чина елеосвящения обращает на себя внимание своеобразным опытом образования круга молитв на апостольских и евангельских чтениях. В значительной степени молитвы здесь построены на принципе объединения отдельных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Затем Аркудий высказывает и то, что в древности, кроме первого, остальные пресвитеры были соприсутствующими и возносили молитвы к Богу о болящем, чтобы успешнее доставить ему прощение грехов и здравие тела. Однако это выполнялось без многократного повторения материи и формы. В поставлении епископа обычно также соприсутствуют два иных епископа ради чести. Но если мы признаем такой порядок дела истинным, добавляет Аркудий, то должны признать его и в таинстве елеосвящения, следовательно, помазание остальных пресвитеров, кроме первого, будет ложным и злоупотреблением 252 . Наконец, Аркудий допускает, что могло (и многократно) помазываться место, пораженное болезнью, и прочитываться молитвы, однако без повторения формы и без помазания различных частей по образу таинства. В таком виде практика существовала 253 и в других церквах. Матфей Гален в своем катехизисе в отделе о таинстве елеосвящения замечает « (Таинство св. елея) не совершалось кое-как и поспешно, но где болящий не чувствовал себя лучше, туда приходили священники в течение семи дней для помазания, конечно, не повторяя столько раз таинства, но установленными молитвами и помазанием врачуя болящие члены и доставляя святейшую евхаристию» 254 . «Отсюда мы научаемся, что некогда не частично производилось (помазание), как теперь, но все тело обливалось, и не только органы чувств, но все те части помазывались, в которых всего сильнее свирепствовала болезнь. И это иногда совершалось в течение семи дней и не только священниками, но также и самими болящими и даже их друзьями, если только оно не было таинством 255 . Таким образом, Аркудий, выясняя возможные формы древней литургической практики совершения таинства елеосвящения многими пресвитерами, старается показать, что семикратное повторение материи и формы, если и возникло на почве какой-либо из них, то все же по своему характеру и существу является неоправдываемым злоупотреблением. Но едва ли можно признать непосредственную зависимость от древней практики семикратного повторения материи и формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

По исполнении заамвонной молитвы раздробления хлебов не бывает, но сразу же иереи погружают заготовленные стручцы в сосуд, и во время пения не только иереями, но и обитателями дома стихиры «Источник исцелений», иереи, начиная с литургисующего, исполняют для хозяина дома и живущих с ним молитву «Отче Святый, врачу душ и телес» и после возгласа «Яко Твоя есть сила» помазуют их лицо, грудь и руки. И, помазав всех, иереи снова погружают свои стручцы в сосуд и помазуют весь дом, делая елеем кресты на отдельных его частях при пении стихир: Источник исцелений, Святии бессребреницы, Благодать исцелений. Помазав дом, возвращаются и собираются в комнату, в которой по обыкновению находится празднующий, и поют: Благодать приимше. Затем, один кадит, другой говорит: «Премудрость, прости, услышим...» И литургисующий читает евангелие от Луки (19: 1–10). Ектения: Помилуй... О благочестивейших... О еже милостиву... О еже проститися нам всякому прегрешению... Еще молимся о рабах Божиих... Господи, помилуй (40 раз) и возглас: «Яко милостив...» И происходил отпуст. «И возвращаются в домовый храм; произносят: Благословлю Господа... и бывает раздробление хлеба и раздаяние. Все берут по частице и отходят. Если же есть на большее произволение призвавшего, то и вкушают с ним. Должно знать, что литургисавший по окончании последования гасит свою светильню и оставляет (остальные) шесть; так поступают и прочие: тоже гасят после литургии; а литургию каждый совершает по одной и так до семи. Если последование бывает в субботу четыредесятницы, то употребляются преждеосвященные; если же вне четыредесятницы, каждый раз совершается проскомидия». Приведенное последование св. елея показывает как началось развитие чина елеосвящения в обоих характерных для рассматриваемого периода отношениях: 1) в сближении между собою исторически сложившихся частей его и 2) в семикратном повторении их под влиянием седмеричной системы. В отношении сближения главных выработавшихся исторически частей его – освящения елея и помазания им больного – здесь наблюдается следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Второе и третье чтение акростиха также не охватывает всех тропарей. Лишними в том и другом чтении оказываются богородичные тропари после третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой песни; а при чтении εχ еще лишний и первый тропарь после третьей песни 277 . Этот акростих не противоречит составу тропарей в их современном виде и имеет законченный смысл. Это говорит в некоторой мере за то, что и по первоначальному замыслу он мог быть в таком виде, следовательно, не все тропари и при первоначальном составлении канона могли входить в счет акростиха. Действительно, акростих разбит лишними тропарями с некоторой планомерностью, таким образом: ευχης ελαιου ψαλμος εξ Αρσενιου. Легко видеть, что акростих разбит на средине и так, что через каждые три тропаря поставлен лишний против акростиха богородичен. Отсюда акростих получился не столько испорченный, сколько закрытый, не ясный лишь для первого взгляда. С другой стороны и тропари, не вошедшие в счет акростиха, по своему содержанию и способу изложения нисколько не говорят за другого их автора. За их первоначальное существование в каноне в современном виде говорит и их устойчивое местонахождение в нем, как в греческих, так и в славянских 278 рукописях и именно в современном виде. В силу этого можно допустить, что Арсениев канон и вышел из рук автора в том составе тропарей, в каком он существует теперь. Но кто же был Арсений, творец современного канона? Из исторически известных лиц с именем Арсения, с которыми связывалось, или можно связывать современный канон в чине св. елея, должно отметить следующих: Арсения, архиеп. Корфского (9 в.); Арсения, патриарха Константинопольского (13 в.); Арсения, еп. Монемвасийского (15 в.). Всего менее мог принадлежать канон Арсению, еп. Монемвасийскому. Существование канона в 12 веке не позволяет приписывать его автору, жившему в 15 веке. Не мог принадлежать по той же причине канон и Арсению, патриарху Константинопольскому, хотя о его близком отношении к чину св. елея выразительно свидетельствует патриарх Константинопольский Никифор 2 279 .

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010