В более традиц. стиле жизнеописания епископа-монаха составлено Житие свт. Кесария Арелатского. В работе над этим обширным сочинением в 2 книгах (в 1-й описывается жизнь святого, во 2-й - его чудеса) участвовали 5 соавторов. На основе воспоминаний современников настоятель мон-ря Лукуллан близ г. Неаполя (Кампания) Евгиппий составил Житие св. Северина, аскета и политического лидера кон. V в., объединившего вокруг себя романское население придунайской пров. Норик. Видным италийским агиографом остгот. периода был свт. Эннодий , еп. Тицина (Папии, ныне Павия), автор Житий прп. Антония Леринского и свт. Епифания, еп. Тицинского. С сер. VI в. в лат. Ж. л. складываются региональные агиографические школы (главные из них - итало-византийская, испано-вестготская и франко-германская). Этот процесс в значительной степени стал результатом завоевательной политики имп. Юстиниана I на Западе, а также усилившейся дезинтеграции регионов бывш. Римской империи. Подчинение Африканской Церкви Александрийскому Патриархату неблагоприятно сказалось на развитии там лат. Ж. л.: африкан. агиографическая традиция постепенно затухает со 2-й пол. VI в. В Италии, оказавшейся тесно связанной с вост. провинциями, прослеживается сильное влияние вост. (и, вероятно, не только греч.) Ж. л. Наиболее значительным агиографом кон. VI в. был папа Римский свт. Григорий I Великий. Самым известным его сочинением стали «Диалоги о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души». В этом сочинении, за редким исключением (прп. Венедикт Нурсийский , к-рому посвящена вся 2-я кн. «Диалогов», единственный ранний источник об этом святом), Григорий Великий не дает полного жизнеописания святых, а сообщает о множестве чудес или видений, используя их для богословских рассуждений (напр., о бессмертии души и ее загробной участи, о чистилище ). В VII в. оформилась римская агиографическая школа, возникшая на рубеже V и VI вв. Традиции этой школы сохранялись в Италии до кон. IX в. В рим. мон-рях, многие из к-рых были смешанными, греко-латинскими, происходило активное усвоение вост.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЙНРАД [Мегинрат; лат. Meinradus, Meginratus; нем. Meinrad, Meginrat] († 21.01.861/3), св. (пам. зап. 21 янв.). Сведения о М. собраны в его Житии, составленном в X в. в аббатстве Райхенау (BHL, N 5878; изд.: MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 445-448). Род. в кон. VIII в. близ совр. г. Роттенбург-ам-Неккар; его родители были алеманнами. Автор Жития отметил, что они «были более известны благородством нравов, нежели преходящим богатством» (morum nobilitate magis conspicui quam divitiis perituris - Vita S. Meginrati. 2), что дает основание совр. исследователям говорить о незнатном происхождении М. (см.: Henggeler. 1967. Col. 273). Приведенная в «Хронике монастыря Райхенау» (2-я пол. XV в.) информация о том, что отец М. был графом ( Gallus Oheims Chronik von Reichenau/Hrsg. K. A. Barack. Stuttg., 1866. P. 115), не подтверждается. В отрочестве М. был отдан отцом в школу при мон-ре Райхенау; воспитателем М. был приходившийся ему родственником мон. Эрлебальд (аббат в 823-838). В 25 лет М. был рукоположен во диакона, а спустя нек-рое время он стал пресвитером. Это произошло между 814 и 823 гг., т. к. автор Жития датирует эти события временем правления имп. Людовика Благочестивого (814-840), уточняя, что во главе Райхенау находился аббат Хайтон (806-823; впосл. еп. Базеля) (Vita S. Meginrati. 3). Эрлебальд, став настоятелем, убедил М., являвшегося до этого секулярным клириком, начать монашескую жизнь и «подчинить себя уставу» (regulae iugum suscipere - Ibidem; речь идет об уставе прп. Венедикта Нурсийского , к-рый в соответствии с постановлениями Ахенских Соборов (816, 817 и 818/9) стал обязательным для всех монастырей). Вскоре М. стал учителем в школе при монашеской общине (cellula), расположенной в Бенкене (на территории совр. Швейцарии) и подчинявшейся Райхенау. Ок. 828 г. М., желая вести отшельническую жизнь, удалился на гору Этцель; местные жители приносили ему еду. Утомленный большим количеством паломников, приходивших к нему за духовными советами, и стремясь к еще более аскетичному образу жизни, ок. 835 г. М. оставил Этцель и прибыл в Айнзидельн. С собой он взял статую Пресв. Девы Марии, которую получил от Хильдегарды, настоятельницы женского мон-ря в Цюрихе. М. поместил статую в специально построенной им капелле, ставшей вскоре местом паломничества жителей близлежащих селений; приносимые паломниками пожертвования М. раздавал нищим.

http://pravenc.ru/text/2561242.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОСПИТАЛИТЫ [госпитальеры; лат. ordines hospitalarii; франц. hospitaliers], общее название ряда монашеских орденов и конгрегаций, занимающихся опекой нуждающихся в помощи (больные, сироты, престарелые, неимущие, паломники и т. д.). К Г. относятся алексиане , антониты , братья милосердия (бонифратры), иоанниты (впосл. Мальтийский орден ), тринитарии , братья Св. Духа, орден св. Лазаря, Тевтонский (Немецкий) орден св. Девы Марии , орден св. Екатерины Александрийской и др.; в широком смысле к Г. принадлежат также светские католич. орг-ции, занимающиеся подобной деятельностью. До появления орденов и конгрегаций Г. приют и помощь странникам, неимущим и больным оказывали в монастырских госпиталях, к-рые стали возникать на рубеже V и VI вв. Определяющую роль для зап. монашества играл устав прп. Венедикта Нурсийского . В пункте 4 среди проч. форм «благих деяний» указывается на необходимость «бедных - насыщать, раздетых - одевать, больных - посещать, мертвых - хоронить» (pauperes recreare; nudum vestire; infirmum visitare; mortuum sepelire). В X-XI вв. под влиянием клюнийской реформы благотворительность и опека нуждающихся в помощи были провозглашены одними из важнейших обязанностей монахов. Большое значение заботе о бедных и немощных придавал возникший в нач. XI в. под влиянием клюнийского движения орден цистерцианцев . Госпитали существовали и в городах, находясь под опекой епископов и кафедральных капитулов. В 836 г. Собор в Ахене предписал каждому городу иметь госпиталь, но до XII в. это постановление носило скорее декларативный характер. В X в. наряду с епископскими госпиталями, к-рые имели частный характер, возникали госпитали при капитулах, к-рые содержались канониками. Оба типа учреждений сочетали функции приюта для всех нуждающихся и клиники. В средние века госпитали и странноприимные дома строились в местах, наиболее посещаемых паломниками. Выделение в особую группу общин Г., впосл.

http://pravenc.ru/text/166293.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВУЛЬФСТАН [латиниз. Wulstanus; Вульфстан, Вулстан, Ульфстан; англ. Wulfstan, Wulstan, Ulfstan] (ок. 1008, Итчингтон (ныне Лонг-Итчингтон), графство Уорикшир, Англия - 19.01.1095, Вустер, Англия), зап. св. (пам. 19 янв.), еп. Вустера. Род. в англосакс. семье, образование получил в аббатствах Ившем и Питерборо. В 1033 г. переехал в г. Вустер, где находился в окружении еп. Брихтиха, к-рый рукоположил его во пресвитера (ок. 1034). Ок. 1050 г. стал приором кафедрального собора в Вустере, проявил себя как талантливый проповедник. После назначения еп. Вустерского Альдреда (Олдреда) архиепископом Йоркским В. был возведен на Вустерскую кафедру (1062), но продолжал вести монашеский образ жизни по уставу прп. Венедикта Нурсийского . Он был одним из немногих англ. прелатов, систематически объезжавших свое еп-ство, заботился о поддержании монашеской жизни, об устроении новых церквей, был ревностным поборником целибата. Во время епископата В. Вустер стал одним из духовных центров Англии. Епископ своим авторитетом способствовал распространению почитания древних англ. святых Беды Достопочтенного , Дунстана Освальда Вустерского. В. одним из первых выступил против древней традиции в Англии сооружать алтари из дерева и настаивал на употреблении каменных алтарей по рим. образцу. В 1066 г. В. от имени англосакс. кор. Гарольда II посетил Нортумбрию, чтобы удостовериться в верности этого региона королевской власти. После поражения Гарольда в битве при Гастингсе (14 окт. 1066) В. стал одним из первых англ. епископов, признавших королем герц. Нормандии Вильгельма I Завоевателя (1066-1087). В. оказал поддержку ему и кор. Вильгельму II Рыжему (1087-1100) во время восстания баронов (1075, 1088). В 1072 г. В. вместе с др. англ. епископами подписал определение о примате архиепископа Кентерберийского во всей Церкви Англии. Но на поставлении архиеп. Кентерберийским св. Ансельма (дек. 1093) В. не присутствовал из-за болезни. Погребен в кафедральном соборе Вустера. Почитание святого началось сразу после смерти. Канонизирован папой Иннокентием III в 1203 г. Мощи обретены 7 июня 1218 г.

http://pravenc.ru/text/161023.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЬГЕЛЬМ Св. Вильгельм. Скульптура из базилики на о-ве Сан-Джулио (Пьемонт. Италия) Св. Вильгельм. Скульптура из базилики на о-ве Сан-Джулио (Пьемонт. Италия) [Гильом; лат. Gullielmus, Willelmus; франц. Guillaume de Volpiano] (962-1031), св. (пам. зап. 1 янв.), аббат мон-ря Сен-Бенинь (Дижон, Франция), один из активных проводников клюнийской реформы . Основным источником о жизни В. является житие, написанное в сер. XI в. клюнийским мон. и учеником св. Рудольфом Глабром (Vita Sancti Guillelmi abbatis Divionensis//PL. 142. Col. 697-720). Согласно сочинению Глабра и др. жизнеописаниям (Chronicon St. Benigni/Ed. Bougaud. Dijon, 1875//Analecta Divionensia. T. 9; PL. 141. Col. 851-870), В. был сыном графа Роберта ди Вольпиано, а его крестным был герм. имп. Оттон I . Род. в фамильном замке на о-ве Сан-Джулио (оз. Орта, к северу от Новары, Пьемонт, Италия). В возрасте 7 лет был отдан в бенедиктинский мон-рь Сан-Микеле ди Лучедио близ Верчелли, где получил образование и принял постриг. В 987 г. перешел в Клюни к аббату св. Майолю , к-рый годом позднее поручил В. восстановление мон-ря св. Сатурнина на Роне близ Авиньона. Бруно, еп. Лангрский, оценив организаторские способности В., попросил его возглавить пришедшее в упадок аббатство Сен-Бенинь (названное в честь св. Бенигна , просветителя Дижона). В 990 г. В. был рукоположен во священника и назначен аббатом Сен-Бенинь. В результате его активной деятельности возросло число монастырской братии, возродился духовный авторитет аббатства. Вскоре еп. Бруно поставил В. во главе всех мон-рей своего диоцеза, т. о. под началом святого находилось ок. 40 обителей и 1200 монахов. Ок. 1001 г. В. основал аббатство Фруттуария в честь св. Бенигна и составил свод монашеских правил, получивший название «Consuetudines Fructuarienses». Свод относится к т. н. клюнийской группе монашеских правил, но отличается особой строгостью и более, чем др., близок к Уставу прп. Венедикта Нурсийского . «Consuemudines» быстро распространились на территории Ломбардии, Лотарингии, Бургундии и Нормандии и были приняты в ряде мон-рей, таких как св. Аполлинария в Равенне, св. Амвросия в Милане, св. Иуста в Сузе, а также оказали влияние на уставы нек-рых мон-рей в Германии, Англии и Польше.

http://pravenc.ru/text/158652.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЛИБАЛЬД [нем. Willibald; лат. Willibaldus. Villibaldus] (ок. 700, Уэссекс - 7.07.787, Айхштетт), св. (пам. зап. 7 июля), брат св. Виннебальда и св. Вальпурги . Происходил из англосаксон. знатного рода и являлся родственником св. Бонифация (Винфрида). С 5 до 20 лет в качестве послушника (puer oblatus) жил в мон-ре Уолтем (совр. Бишопс-Уолтем в Гэмпшире). Стремление найти идеал монашеской жизни привело В. к решению совершить паломничество в основные христ. центры: Рим, К-поль и Иерусалим. По достижении 20-летнего возраста В. отправился в Рим вместе с отцом и братом, где прожил до 723 г., ведя монашеский образ жизни. В 723-727 гг. В. совершил паломничество в Св. землю, а затем - в К-поль (727-729). Осенью 729 г. он прибыл в мон-рь Монте-Кассино , где провел 10 лет, достигнув должности декана. Во время поездки в Рим (739) В. по настоянию папы Григория III (731-741) примкнул к миссии Бонифация. Вероятно, именно благодаря В. Бонифаций и его сподвижники познакомились с уставом прп. Венедикта Нурсийского . В 740 г. В. был посвящен во пресвитера, а затем во епископа (741). В историографии остается дискуссионным вопрос о том, где Бонифаций намеревался разместить новую кафедру В.: в Айхштетте или Эрфурте (видимо, в 741 в Эрфурте, а после 745 - в Айхштетте). В Айхштетте В. основал мон-рь, в к-ром по примеру Монте-Кассино был введен бенедиктинский устав. В соответствии с ирланд. традицией существования епископов при мон-рях В. называл себя «епископом мон-ря Айхштетт» (episcopus de monasterii Achistadi), и в источниках IX-X вв. Айхштетт фигурировал как общежительный мон-рь (coenobium), не будучи ни разу названным епископской кафедрой (episcopium). Т. о., если В. был рукоположен во епископа Эрфурта, то его деятельность в Айхштетте представляется не связанной с планами Бонифация. В., став епископом, вынужден был заботиться о просвещении и катехизации местного населения, о подготовке новых кадров. Айхштеттский мон-рь был и школой для буд. священников Баварии, т. к. во многом напоминал обители Бонифация и его последователей.

http://pravenc.ru/text/158644.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ III Григорий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († 28.11.741), св. (пам. зап. 10 дек.), папа Римский (с 18 марта 731). Согласно Liber Pontificalis , по происхождению сириец; в Веронском каталоге пап (кон. VIII в.) назван римлянином. До избрания папой служил пресвитером в рим. ц. св. Хрисогона. В Liber Pontificalis, а также у рим. каноника Флодоарда указывается, что Г. был избран на Папский престол рим. народом после смерти папы Григория II и утвержден через 35 дней экзархом Равенны (представителем визант. императора в Италии). Заняв Римскую кафедру, Г. продолжил борьбу с иконоборчеством, ставшим частью социальной и церковной политики Византийской империи. Признавая визант. императора высшим светским правителем, Г. направил в К-поль пресв. Георгия, дабы уведомить императоров Льва III Исавра и Константина V Копронима о своем избрании и передать письменное увещание против иконоборчества. Опасаясь гнева императоров, папский посол не сделал этого, за что по возвращении в Рим Г. хотел лишить его сана, но по решению Римского Собора (весна 731) приговорил лишь к публичному покаянию. Вскоре папа вновь направил пресв. Георгия в К-поль с посланием против иконоборчества, о чем стало известно в столице Византии, и Георгий был задержан имп. чиновниками на о-ве Сицилии. 1 нояб. 731 г. Г. созвал в Риме новый Собор, объявивший анафему всякому, кто оскверняет или хулит иконы и священные изображения. Согласно эпитоме Кассинской Хроники, приписываемой Анастасию Библиотекарю (IX в.), тот же Собор потребовал от жителей еп-ств Аврелиана (совр. Орлеан, Франция) и Ценоман (совр. Ле-Ман, Франция) вернуть в Кассинский мон-рь (совр. Монте-Кассино ) мощи прп. Венедикта Нурсийского и его сестры св. Схоластики , к-рые в период запустения мон-ря (с кон. VI до нач. VIII в.) были перенесены в Галлию монахами аббатства Флёри . Для оповещения императоров о решениях Собора папа направил в К-поль дефенсора Константина с посланием, требовавшим восстановления иконопочитания; от итал. епископов с теми же требованиями был направлен патрикий Сергий, но оба посла были задержаны на о-ве Сицилии и заключены в тюрьму. В 732/3 г. Г. направил к императорам и к К-польскому патриарху Анастасию дефенсора Петра (сведения о миссии не сохр.).

http://pravenc.ru/text/166747.html

Аббатство Сен-Ван в Вердене. XIII в. [Франц. mauristes], монахи франц. католич. конгрегации св. Мавра, входившей в орден бенедиктинцев . Создание конгрегации М. стало частью масштабной реформы католич. монашества в период после Тридентского Собора (1545-1563). Ко 2-й пол. XVI в. бенедиктинское монашество в Зап. Европе находилось в упадке: в результате Реформации были ликвидированы мн. мон-ри в Германии и все - в Англии и в Скандинавских странах. Во Франции по Болонскому конкордату (1516) право назначения аббатов перешло к королю, широкое распространение получила практика комменды ; многие мон-ри были уничтожены во время религиозных войн во Франции (1562-1598). Одним из центров движения за обновление монашества путем возвращения к строгому соблюдению первоначального бенедиктинского устава стал мон-рь Сен-Ван в Вердене (Лотарингия). В 1601 г. к реформе присоединился Сент-Идульф в Муайенмутье (ныне деп. Вогезы). В 1604 г. папа Римский Климент VIII объединил оба мон-ря в конгрегацию святых Витона и Хидульфа (ваннисты). Уже через неск. лет конгрегация включала более 40 мон-рей. Во Франции распространению реформы способствовал, в частности, Лоран Бенар (1573-1620), приор коллегии Клюни в Париже. Однако из-за того что в нач. XVII в. Лотарингия относилась к Свящ. Римской империи, а не к Французскому королевству, присоединение французских мон-рей к конгрегации святых Витона и Хидульфа оказалось затруднено. В 1618 г. на генеральном капитуле ваннистов было принято решение о создании во Франции самостоятельной конгрегации реформированных бенедиктинских мон-рей. Это решение получило поддержку французского кор. Людовика XIII и кард. А. Ж. дю Плесси де Ришелье . Новая конгрегация, названная во имя св. Мавра , ученика прп. Венедикта Нурсийского , была официально утверждена папой Римским Григорием XV (булла от 17 мая 1621). Центром конгрегации М. стало аббатство Блан-Манто (до 1631), а затем аббатство Сен-Жермен-де-Пре (оба в Париже). Название в честь св. Мавра подчеркивало приверженность М. традициям первых бенедиктинцев и одновременно не вызывало ассоциаций с к.-л. определенным мон-рем. Лишь в 1750 г. мощи св. Мавра были перенесены из упраздненной коллегиальной церкви Фоссе (ныне Сен-Мор-де-Фоссе, деп. Валь-де-Марн) в аббатство Сен-Жермен-де-Пре (уничтожены осенью 1793 вместе с др. монастырскими святынями и церковным убранством).

http://pravenc.ru/text/2561154.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИЙ III РИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Григорий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий III (+ 741 ), папа Римский , святитель Память 28 ноября (Итал. ) Согласно Liber Pontificalis, по происхождению сириец ; в Веронском каталоге пап (кон. VIII в.) назван римлянином . До избрания папой служил пресвитером в римской церкви св. Хрисогона . В Liber Pontificalis, а также у римского каноника Флодоарда указывается, что Григорий был избран на папский престол римским народом после смерти папы Григория II (+ 11 февраля 731 ) и утвержден через 35 дней экзархом Равенны (представителем визант. императора в Италии).  Заняв Римскую кафедру, Григорий III продолжил борьбу с иконоборчеством , ставшим частью социальной и церковной политики Византийской империи. Признавая византийского императора высшим светским правителем, Григорий III направил в Константинополь  пресв. Георгия, дабы уведомить императоров Льва III Исавра и Константина V Копронима о своем избрании и передать письменное увещание против иконоборчества. Опасаясь гнева императоров, папский посол не сделал этого, за что по возвращении в Рим Григорий III xomeл лишить его сана, но по решению Римского Собора (весна 731) приговорил лишь к публичному покаянию. Вскоре папа вновь направил пресв. Георгия в Константинополь с посланием против иконоборчества, о чем стало известно в столице Византии, и Георгий был задержан имп. чиновниками на острове Сицилии. 1 ноября 731 года Григорий III созвал в Риме новый Собор , объявивший анафему всякому, кто оскверняет или хулит иконы и священные изображения. Согласно эпитоме Кассинской Хроники, приписываемой Анастасию Библиотекарю (IX в.), тот же Собор потребовал от жителей епископств Аврелиана (совр. Орлеан , Франция) и Ценоман (совр. Ле-Ман , Франция) вернуть в Кассинский монастырь (совр. Монте-Кассино ) мощи прп. Венедикта Нурсийского и его сестры св. Схоластики , которые в период запустения монастыря (с конца VI до начала VIII века) были перенесены в Галлию монахами аббатства Флёри. Для оповещения императоров о решениях Собора папа направил в Константинополь  дефенсора Константина с посланием, требовавшим восстановления иконопочитания; от итальянских епископов с теми же требованиями был направлен патрикий Сергий, но оба посла были задержаны на острове Сицилии и заключены в тюрьму. В 732/3 году Григорий III направил к императорам и к Константинопольскому патриарху Анастасию дефенсора Петра (сведения о миссии не сохранились).

http://drevo-info.ru/articles/13681323.h...

В настоящее время Великий пост рассматривается как период сугубого покаяния, как акт подражания 40-дневному посту Спасителя в пустыне и как средство подготовки к празднованию Пасхи. Значимость духовного поста отражена в песнопениях Постной Триоди: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!». И в другом месте: «Братья! Постясь телом, будем поститься и душою, разрешим всякие несправедливые узы, разорвем сети насильственных долговых обязательств, раздерем всякую несправедливую запись, дадим хлеб алчущим, и нищих, не имущих крова, введем в свои дома, чтобы от Христа Бога получить нам великую милость». Девизом Великого поста можно назвать слова свт. Иоанна Златоуста : «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». Прп. Венедикт Нурсийский рассматривал Великий пост, как время, когда нужно загладить «святостью сих дней небрежение прочих времен». Подобным образом рассуждает и прп. Дорофей Газский, считая Четыредесятницу «десятиной всего лета», которая назначена для покаяния и очищения грехов всего года. На время Великого поста православные христиане стараются воздерживаться от обычных развлечений (например, посещения театров и кино), чтобы больше времени посвятить душеполезному чтению, делам милосердия и участию в богослужении. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина . Полная литургия совершается только в неделю и субботу, а также на праздник Благовещения, на какой бы день седмицы он ни пришелся. Во время Четыредесятницы в среды и пятницы, в четверг пятой седмицы, а также в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. В первые 4 дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского . Канонические предписания о Великом посте

http://azbyka.ru/velikij_post

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010