При этом подчеркивается важность того, чтобы игумен был безупречной жизни и смог стать истинным отцом для монахов. Так, святитель Василий Великий пишет: «Началовождем в благообразии жизни да будет поставлен один, избранный из прочих по испытании его жизни, нравов и благоустроенного во всем поведения и по принятии во внимание при этом предпочтении лет его Преподобный Венедикт Нурсийский в своем уставе законополагает: «Относительно поставления Аввы да соблюдается всегда закон, чтобы поставлять того, кого изберет согласно все братство, в страхе Божием, по здравому совету» Об этом же говорит и прп. Феодор Студит в Завещании , а также прп. Никодим Святогорец: «Епископ должен поставлять того, которого все монахи, или наиболее добродетельные, изберут, не по дружбе или для угождения, но зная, что выбирают православного, рассудительного и достойного хорошо управлять монастырем и монахами. То же самое относится и к избранию игумении в женском монастыре» Преосвященный Артемий, епископ Петропавловский и Камчатский лаконично и категорично высказал свое мнение:  «Опираясь на свой личный опыт наместничества в обители, полагаю, что выборность руководящих должностей в монастыре является пагубной для жизни монашествующих» Преосвященный Вениамин, епископ Борисовский, апеллировал к отеческой традиции:  «Поскольку настоятель монастыря должен быть отцом братству (это отражено и в тексте обсуждаемого проекта «Положения»), необходимо определить принципы его избрания братством и поставления архиереем в соответствии с монашеской традицией. Известно, что вся отеческая традиция, начиная с преп. Пахомия Великого, заповедует добровольное избрание братией своего духовного наставника. «Любимый братией, угоден и Богу», — говорит святитель Алексий Студит в своем монастырском «Уставе», который, по свидетельству историков, получил на Руси самое широкое распространение» Преосвященный Максим епископ Барнаульский и Алтайский с большим недоверием воспринял выборность, опасаясь негативных последствий:  «Что касается вопросов автономии монастырей от правящих архиереев, а также выборности игуменов обителей, по моему мнению, данная практика в современности может привести к весьма печальным результатам.

http://pravmir.ru/vyibornost-v-sovremenn...

Поскольку созданный И. Ф. устав флорского ордена не сохранился, о нововведениях И. Ф., относившихся к практике монашеской жизни, можно лишь догадываться. Вместе с тем, несомненно, что его устав был направлен на придание большей строгости распространенному классическому монашескому уставу, составленному прп. Венедиктом Нурсийским. И. Ф. с горечью отмечал, что в большинстве совр. ему мон-рей этот устав принимался лишь формально, тогда как на практике допускались многочисленные послабления для монахов. Находя это недопустимым, И. Ф. призывал следовать во всем букве монашеского устава, обосновывая это его богодухновенностью: «Если он (т. е. прп. Венедикт.- Д. С.) говорил не от себя, но от Святого Духа... то кто не согласится, что безрассудны те извратители, которые, живя по этому уставу, упраздняют наиболее суровые повеления устава?» ( Ioachim Florensis. In Apoc. Fol. 80; ср.: Concord. V 63). И. Ф. решительно утверждал: «Не тот, кто зовется монахом, получит награду, но тот, кто действительно есть монах» (Psalt. S. 184). В различных трактатах И. Ф. выделял неск. внешних признаков истинного монашества, к-рые отличают его от ложного монашества: отречение от мира, отказ от любого имущества, абсолютная бедность ( Baraut. 1974. Col. 1194). Последний признак И. Ф. ставил особенно высоко: «Среди всех признаков добродетелей, которыми украшено сословие монашествующих, прежде всего надлежит поставить бедную и смиренную жизнь, не оставаясь глухими к словам апостола: мы ничего не принесли в этот мир» ( Ioachim Florensis. Tractatus super quatuor Evangelia. P. 53; ср.: 1 Тим 6. 7). Внутренним свойством истинного монаха, по словам И. Ф., является прежде всего чистота сердца: «Не может отрешенно хвалить Бога то сердце, которое занято образами вещей и мирскими попечениями... Тогда будем мы сладостно воспевать в сердце нашем, движимые верой, надеждой и любовью, когда душа наша не будет занята никаким вожделением» (In Apoc. Fol. 183, 172). Вершина монашеского пути и характерная черта истинного монаха - духовное созерцание: «Отличительной особенностью (proprium) монахов является содержание самих себя посредством молчания в тишине созерцания, дабы слышать то, что в них говорит Господь Бог» (Concord. V 62). Верно идущий по монашескому пути отображает в себе жизнь Христа и является наиболее совершенным Его подражателем (In Apoc. Fol. 175).

http://pravenc.ru/text/578138.html

В противном случае данная практика не имела бы широкого и долговременного распространения в истории Вселенской Церкви. Убежден, что за четверть столетия, в течение которого мы стали свидетелями бурного возрождения монастырей в Русской Церкви, сформировались объективные условия для признания права монашеской общины на избрание игумена (игуменьи) нормой церковной жизни» . В своем отзыве преосвященный Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, написал: « Что касается традиции выбора настоятеля монастыря из числа братии, о ней свидетельствуют многовековое Предание Церкви и творения святых отцов. При этом подчеркивается важность того, чтобы игумен был безупречной жизни и смог стать истинным отцом для монахов. Так, святитель Василий Великий пишет: «Началовождем в благообразии жизни да будет поставлен один, избранный из прочих по испытании его жизни, нравов и благоустроенного во всем поведения и по принятии во внимание при этом предпочтении лет его Преподобный Венедикт Нурсийский в своем уставе законополагает: «Относительно поставления Аввы да соблюдается всегда закон, чтобы поставлять того, кого изберет согласно все братство, в страхе Божием, по здравому Об этом же говорит и прп. Феодор Студит в а также прп. Никодим Святогорец: «Епископ должен поставлять того, которого все монахи, или наиболее добродетельные, изберут, не по дружбе или для угождения, но зная, что выбирают православного, рассудительного и достойного хорошо управлять монастырем и монахами. То же самое относится и к избранию игумении в женском . Преосвященный Артемий, епископ Петропавловский и Камчатский лаконично и категорично высказал свое мнение: «Опираясь на свой личный опыт наместничества в обители, полагаю, что выборность руководящих должностей в монастыре является пагубной для жизни монашествующих» . Преосвященный Вениамин, епископ Борисовский, апеллировал к отеческой традиции: «Поскольку настоятель монастыря должен быть отцом братству (это отражено и в тексте обсуждаемого проекта «Положения»), необходимо определить принципы его избрания братством и поставления архиереем в соответствии с монашеской традицией.

http://bogoslov.ru/article/4294179

Очень большое значение имеет высказанная вчера мысль: монашество – это предание. В течение последних лет не только среди вас, но и среди нас существовали особые любители монашества, которые хотели основать свои собственные монастыри со своими братствами. Некоторые добились успеха, хотя и не имели старца, то есть не были глубоко укоренены в монашеском предании. Но таких было малое число, и они обладали духом смирения и духом ученичества. Большая же часть создала ненадежные произведения своих собственных рук. Произошло то же, что с туристом, который хочет посетить город, не прибегая к помощи опытного экскурсовода. Тот, кто имеет экскурсовода, то есть старца, гораздо лучше познает монашество. Патриарх православного монашества, преподобный Антоний Великий, основатель пустынножительства, не осмелился сразу пойти в глубокую пустыню, прежде чем не научился и не получил благословение от подвижника Паламона, жившего рядом с его деревней. Вы знаете, вероятно, что монашество в Палестину принес ученик прп. Антония прп. Иларион. На Крите очень рано возникло монашество, потому что через Крит проходили и некоторое время находились там египетские подвижники. Таким образом, монашество – это действительно предание. И насколько каждый черпает из этого предания, настолько он может жить истинно монашеской жизнью. На Западе монашество получило свое начало от свт. Афанасия Александрийского, когда, в очередной раз будучи изгнанником, он находился в Риме. Здесь же мы имеем прекрасный пример старца, который никогда сам не учился у старца. Это пример прп. Венедикта Нурсийского, оставившего очень полезное законодательство для монашества. Вот что в общих чертах хотелось бы добавить к сказанному. Упомяну о чине трудников, о которых также шла речь. Этот чин совершенно не известен монастырям греческого мира. Конечно, некоторые люди трудятся в монастырях, но это не означает, что они поступят в монашество. Хорошо было бы, если б монастыри были самодостаточными, то есть имели собственные рабочие руки, – чтобы монахи и монахини не смешивались с мирскими людьми. Многие монахи, в том числе и на Святой Афонской Горе, так и не смогли достигнуть преуспеяния в духовной жизни, потому что имели тесное взаимодействие с такими людьми. Например, на Афоне много дровосеков, которые занимаются лесом и совершенно безразличны к Церкви. Общаясь с ними, монахи не смогли преуспеть. Я думаю, что к этому вопросу требуется очень большое, усиленное внимание. Св. старец Амфилохий Патмосский говорил монахиням, которых окормлял: будьте внимательны, потому что одних людей Бог посылает в монастырь, а других посылает дьявол.

http://bogoslov.ru/article/3570213

Король, епископы и духовенство Толедо. Миниатюра из «Codex Conciliorum Albeldensis seu Vigilanus». 976 г. (Escorial. d. I.2. Fol. 344) Король, епископы и духовенство Толедо. Миниатюра из «Codex Conciliorum Albeldensis seu Vigilanus». 976 г. (Escorial. d. I.2. Fol. 344) С кон. IV в. в испанских источниках встречаются упоминания о монашествующих. Изначально организаторами монашеской жизни выступали епископы (см. 3-й канон Илердского Собора), однако из-за распространения арианства число мон-рей в Вестготском королевстве было невелико. Во 2-й пол. VI - нач. VII в. в И. распространялись местные монашеские уставы, основанные на восточных традициях. Самые известные уставы были составлены епископами Леандром Гиспальским († ок. 600), Исидором Гиспальским и Фруктуозом Бракарским († 665). В основе этих уставов лежат как вост. образцы (напр., Устав прп. Пахомия Великого), так и западные (монашеские правила блж. Августина (см. Августина устав ), прп. Иоанна Кассиана Римлянина и прп. Венедикта Нурсийского ). Большое значение для активизации монашеской жизни имела деятельность св. Мартина , еп. Бракарского, к-рый основал неск. мон-рей в Галлеции. Помимо муж. и жен. мон-рей в вестгот. И. существовали т. н. фамильные мон-ри, основанные на средства знатных родов (в таких мон-рях часто проживали представители этих родов с друзьями и родственниками). В И. возникло большое количество «двойных» мон-рей, где раздельно жили монахи и монахини (на Востоке такая форма общежития осуждалась с IV в.). Также в И. было много анахоретов и отшельников, которые не подчинялись ни местным епископам, ни аббатам монастырей. С сер. VII в. аббатов крупных монастырей приглашали к участию в поместных Соборах. В VI в. начинается процесс унификации богослужения. Испан. литургическую традицию доислам. эпохи принято называть древним испанским или вестготским обрядом (см. Испано-мосарабский обряд ). Богослужение в этот период было представлено 2 типами - кафедральным и монастырским. Поместные Соборы предписывали приходским храмам брать за образец богослужение кафедральных соборов (1-й канон Герундского Собора (517) для Тарраконской пров.; I Бракарский Собор (561) для Галлеции). Ответственность за сохранение единой богослужебной практики возлагалась на епископов. Службы совершались ежедневно. Среди составителей молитвословий и литургических книг (Сакраментария, Антифонария, Лекционария и др.) были Гиспальские епископы Леандр и Исидор, Иоанн, еп. Цезаравгусты, Толетские епископы Евгений II, Ильдефонс , Иулиан и др. Сохранились неск. испанских пенитенциариев VI - нач. VIII в. (CPL, N 1881-1884), свидетельствующих об усложнении покаянной практики: совершившие тяжкие грехи, но желавшие вернуться в церковное общение должны были проходить длительное испытание и вести аскетический образ жизни, иногда в течение десятилетий. В связи с трудностью несения пожизненного покаяния 4-й канон XVI Толедского Собора (693) ограничил этот период 2 месяцами.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕНЕДИКТ АНИАНСКИЙ [лат. Benedictus Anianensis] (ок. 750 - 11.02.821, мон-рь Инден (совр. Корнелимюнстер)), св. (пам. зап. 11 февр.), реформатор католич. монашества. Основным источником сведений о святом является житие, написанное его учеником Ардоном Смарагдом вскоре после смерти Б. А. Вестгот по происхождению, он род. в семье Айгульфа, каролингского гр. Магелона (Септимания) и был назван именем Виттица. Образование получил при дворе франк. кор. Пипина Короткого . Потом находился на военной службе у Пипина и Карла Великого . В 773/74 г., во время военной кампании Карла в Италии, Виттица чуть не утонул, спасая своего брата, и дал обет уйти от мирской жизни. В тот же год он принимает постриг в мон-ре св. Секвана в Бургундии, взяв имя Бенедикт. После смерти настоятеля (779) ему было предложено занять это место, но он отказался и удалился из мон-ря. В одном из фамильных владений, на р. Аньян (близ совр. Монпелье), основал мон-рь в честь Спасителя (общепринятое название Аниан), где поначалу пытался установить строгое общежитие, основанное на правиле прп. Пахомия Великого . Его первые сподвижники, не вынеся строгости устава и требовательности настоятеля, разбежались по др. мон-рям. Вторая община, собравшаяся в Аниане, оказалась более стойкой. Б. А. оставался приверженцем традиций вост. аскетов: прп. Пахомия Великого, свт. Василия Великого , Иоанна Кассиана Римлянина , однако неск. смягчил строгость монастырского устава как в части распределения времени (братии отводилось больше личного времени на размышление и занятия), так и в том, что сохранялись определенные права на имущество, к-рым обладал каждый до вступления в мон-рь. Имя настоятеля Аниана становится со временем известно в мон-рях на юге Франкского королевства, Б. А. посещал окрестные мон-ри, повсюду проповедуя и увещевая монахов обратиться к строгому аскетическому образу жизни. После того как Б. А. стал настоятелем и его первый идеалистический опыт потерпел неудачу, при устройстве своей второй анианской обители Б. А. склоняется к уставу св. Венедикта Нурсийского. Грамота Карла Великого, данная Анианской обители в 787 г., свидетельствует, что к этому времени мон-рь жил уже по бенедиктинскому уставу. Анианское аббатство постепенно начинает выполнять функции образцового мон-ря в Каролингском гос-ве. В 787 г. Б. А. выстроил прославившуюся за пределами Септимании новую ц. Св. Троицы, отличавшуюся богатством украшения, к-рую современники сравнивали с храмом Соломона. В дальнейшем Б. А. стал одним из главных лидеров каролингской церковной реформы, суть к-рой состояла в стандартизации церковной жизни во всех областях - догматической, литургической, этической, экономической и т. п.

http://pravenc.ru/text/78058.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕОДАТ [лат. Deodatus; франц. Dieudonné, Dié] (2 пол. VII в.), св. (пам. зап. 19 июня), еп. г. Невирн (совр. Невер, Франция), основатель ряда мон-рей в горах Восег (совр. Вогезы). Сохранилось Житие Д., созданное в 1049 г. мон. Гумбертом (впосл. кардинал, епископ Сильва-Кандиды) на основе откровений мон. Вальканду, а также более ранних текстов (не сохр.). Житие рассматривалось на Соборе в Риме (1049) и было одобрено Римским папой Львом IX . Согласно Житию, Д. из любви к монашеской жизни решил оставить епископскую кафедру в Невирне и вместе с учениками Арбогастом (впосл. епископ Аргентората (совр. Страсбур, Франция)) и Флоренцием отправился в горы Восег на поиски уединенной пустыни. К нему присоединились др. ученики, в т. ч. святые Виллигод и Домнул. Д. остановился в Ромоне, однако вскоре перебрался в лесистую местность Хейлигесфорст (близ совр. Агно). Св. Виллигод остался в Ромоне и построил там церковь. В Хейлигесфорсте для постройки мон-ря Д. оставил св. Арбогаста, а сам отправился в местность Аргентилла и построил ц. во имя апостолов Петра и Павла (на месте совр. сел. Эберсмёнстер), но вскоре был изгнан местными жителями. После этого Д. поселился на берегу р. Вильра, где при помощи местного землевладельца Ганона и его жены св. Гуны воздвиг ц. во имя ап. Иакова Зеведеева. После 30 лет скитаний Д. выстроил келью в верховьях р. Морта (совр. Мёрт), в долине Галилея (Vallis Galilaea). Впосл. он воздвиг там часовню во имя свт. Мартина Милостивого , еп. Турского. К святому начали стекаться любители отшельнической жизни, жаждавшие духовных наставлений. Д. был вынужден основать возле пустыни киновию во имя Богоматери, где был введен устав на основе уставов прп. Венедикта Нурсийского и прп. Колумбана . Крестник Д. св. Деодат Младший, сын Ганона и Гуны, покинул его и вместе с др. монахами построил мон-рь в Аргентилле (впосл. аббатство Эберсмёнстер). Кор. Австразии Хильдерик II даровал обоим мон-рям различные привилегии (669).

http://pravenc.ru/text/171715.html

к. нигде не встречается в пассивной форме ( Morard. 1973. S. 379). Нек-рые исследователи предлагают этимологию от (странник, бродяга) ( Choat. 2002. S. 17-23). Сарабаиты, по мысли прп. Кассиана, устранялись от сожительства в киновиях и заботились каждый отдельно о своих нуждах, живя по своей воле и на своем иждивении (по-видимому, тождественны с упоминаемыми Иеронимом remnuoth) ( Ioan. Cassian. Collat. 18. 4). То же самое деление на 3 группы приводит прп. Венедикт Нурсийский . У него сарабаиты названы гировагами (gyrovagi, бродяги) (Reg. Ben. 1). Исидор Севильский дает более подробный каталог форм монашеской жизни, выделяя 6 ее типов, из которых 3, а именно киновиты, пустынники и отшельники, достойны подражания, а 3 другие, т. е. псевдоотшельники, киркумкеллионы (catopitae) и sarabaitae/remobothitae, заслуживают всяческого порицания ( Isid. Hisp. De eccl. offic. II 16; Idem. Etymol. VIII 5. 53). Во всех перечисленных классификациях выделение особой категории лжемонахов выглядит довольно искусственным. В отличие от др. терминов уничижительные remnuoth и sarabaita никогда не использовались как самоназвания. Нет никаких доказательств того, что егип. христиане связывали с этими терминами конкретную форму монашеского жития. В манихейских текстах rMNouwt имеет явно пейоративное значение и указывает на человека, к-рый принимает пищу один и ходит в одиночку, отвергая советы своих учителей (Kephalaia (I). 98. 20). В поздней монашеской лит-ре, в период, когда М. уже приобрело более развитые организационные формы, так, вероятно, начали называть представителей ранней монашеской традиции странничества, к-рая продолжала распространяться, несмотря на появление более разработанных и институализированных моделей М. Т. о., этими терминами обозначается не столько определенная категория аскетов, сколько монахи за пределами господствующей традиции. Употребление термина ποτακτικς по отношению к монахам-отшельникам, по-видимому, связано с евангельскими словами: «...всякий из вас, кто не отрешится (ποτσσεται) от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк 14.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Антония, беседующего с Феодором, такие слова сожаления: «Ведь когда я стал монахом, еще не было на земле общежития, чтобы я мог жить в общежитии поэтому я стал жить в уединении; затем путь апостольский явился на земле, т. е. то дело, которое предпринял наш могучий авва Пахом; он стал гаванью для каждого, кому грозила опасность от того, кто изначально чинит людям зло…» (S5: Lef. 2. Р. 178. 5 sq.; ср.: G1. 120). К этому времени Пахомиевы мон-ри возникли уже и на севере Египта (так, в пригороде Александрии ок. 390 еп. Феофил на месте разрушенного святилища Сераписа основал «монастырь возле Канопа», позднее переименованный в «Покаяние» (Μετνοια), устроенный по Пахомиеву уставу (первое упоминание у блж. Иеронима Стридонского: Regula S. Pachomii. Praef. 1; подробно см.: Gascou. 1991). С тех пор, не в последнюю очередь под влиянием образа жизни пахомиан, общежительные мон-ри, правда уже со своими уставами, появляются повсюду в Византийской империи, постепенно вытесняя др. формы монашеской жизни (напр., общежитие Шенуте в Египте, мон-ри свт. Василия Великого в М. Азии или мон-ри прп. Венедикта Нурсийского в Италии; подробно см.: Bacht. 1950; Idem. 1952; Dunn. 2003). В 30-х гг. VI в. имп. Юстиниан I издал закон, согласно которому все мон-ри должны были быть общежительными (см.: Frazee. 1982). Хронология Первоначальное несохранившееся греч. Житие VP возникло, по всей видимости, в кон. IV в. (ср.: Chitty. 1966. Р. 8). Автором текста был анонимный двуязычный автор, живший в одном из монастырей общежития (ср. «в Тавенниси»: Heussi. 1936. S. 116). Главным источником для его сочинения помимо уже существовавших лит. образцов (напр., Житие прп. Антония, написанное свт. Афанасием I Великим после 356: влияние этого сочинения на VP доходит иногда вплоть до дословных совпадений, см.: Bousset. 1923. S. 258-60; Chitty. 1954. Р. 68; D ö rries. 1966. S. 202) служили богатые устная, а затем и письменная - как греческая, так и коптская - традиции о П. В., имевшие хождение в Пахомиевых мон-рях; свидетельства этому находятся в VP.

http://pravenc.ru/text/Пахомий ...

В визант. монашестве К. числился среди «первых монахов» после игумена. Привилегированное положение, нек-рая власть, а также свободный доступ к еде и деньгам делали для монаха послушание К. весьма трудным и сопряженным с целым рядом искушений. В прохождении келарской службы существовала опасность развития тайноядения, своеволия, пристрастия к материальным благам, пренебрежения молитвой и богослужебной жизнью монастыря под предлогом хозяйственных забот. По этой причине в монашеской лит-ре возникли рекомендации как игуменам о выборе кандидатуры на должность К., так и самим К. о богоугодном прохождении данного послушания. Игумен должен следить, чтобы на должность К. был поставлен человек опытный в монашеской жизни, способный «хранить совесть пред Богом и собранием, чтобы он не впал в осуждение и сеть диавольскую», не подверженный тайноядению или утаиванию чего-либо, «чтобы ему не погубить душу свою» ( Ioan. Chrysost. Epistula ad abbatem [sp.]// Νικολπουλος Π. Γ. Αι ις τν Ιωννην τν Χρυσστομον σφαλμνως ποδιδμεναι πιστολι. Αθναι, 1973. Σ. 455-478). Большое значение К. в жизни мон-ря придавал свт. Василий Великий , один из основоположников вост. общежительного монашества. По его мнению, в задачи К. входит не просто обеспечение пищей братии, но в целом хозяйственное процветание монастырской общины ( Morison. 1912. Р. 115). От служения К. зависит благочиние в мон-ре, поэтому игумен заботится не только о поставлении достойного монаха в К., но и о преемстве в этой должности, своевременно подыскивает ученика для К. ( Basil. Magn. Asc. br. 156). Сам К., чтобы избежать искушений, должен беспрекословно подчиняться игумену и вдохновлять себя словами Христа: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (Ин 5. 30). В отношениях же к братии «должен иметь в виду потребность каждого, потому что написано: «Каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян 4. 35)» ( Basil. Magn. Asc. br. 148). В Уставе прп. Венедикта Нурсийского сообщается, что К. занимается не только снабжением братии, но также раздает милостыню: «О больных, о детях, о странниках и бедных пусть печется со всем усердием; несомненно ведая, что в день суда даст строгий отчет, если неправо и немилостиво поступит в отношении к ним» (Reg. Ben. 31). К. должен «о всех иметь попечение, но ничего не делать без позволения аввы». На все монастырское имущество К. обязан смотреть как на священные церковные принадлежности - это убережет его и от скупости, и от небрежности (Ibidem). Прп. Дорофей Газский , наставляя К., заповедует ему: «Если не хочешь впадать в раздражительность и злопамятность, то отнюдь не имей пристрастия к вещам и не заботься о них чересчур; но и не пренебрегай ими как маловажными и ничтожными: но когда кто просит их у тебя, давай... Достигнуть же сего ты можешь только тогда, когда будешь распоряжаться монастырскими вещами не как своими собственными, но как вещами, принесенными Богу и только вверенными твоему попечению» ( Doroth. Doctrinae. 18).

http://pravenc.ru/text/1684125.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010