вступила в эпоху политической раздробленности. Инициал из рукописи Павла Диакона «Комментарии к Уставу прп. Венедикта Нурсийского» (Cassin. 175. Fol. 3) Инициал из рукописи Павла Диакона «Комментарии к Уставу прп. Венедикта Нурсийского» (Cassin. 175. Fol. 3) Между 702 и 752 гг. арабы часто совершали грабительские набеги на Сардинию; иногда облагали местных жителей единовременной податью. Вероятно, уже тогда на Сардинии стали появляться небольшие изолированные араб. укрепления, поддерживавшие связь с мусульм. Африкой и Испанией только по морю. С нач. IX в. Сардинию неоднократно атаковал флот Аглабидов. Власть на острове принадлежала правителю г. Кальяри, к-рый считался визант. наместником и носил титулы судьи (iudex), архонта и патрикия. Имп. Константин VII Багрянородный (913-959) упоминал о том, что архонты Сардинии признавали власть Византии. Нет сведений о том, как осуществлялось преемство власти на острове, но оно проходило без прямого вмешательства К-поля. Арабское завоевание Сицилии началось ок. 826 г., когда Евфимий, командующий визант. флотом на острове, восстал против визант. имп. Михаила II Травла и обратился за помощью к аглабидскому эмиру Туниса Зиядат-Аллаху I. Мусульмане высадились на юго-западе острова, захватили Палермо, сделав его центром мусульм. владений на острове (831), затем Мессину (843), но контроль над проливом сохранила Византия, флот к-рой базировался на др. берегу, в Реджо (ныне Реджо-ди-Калабрия). В 859 г. арабы захватили Энну (Кастроджованни), в 878 г.- Сиракузы, в 902 г.- крепость Таормина, в 965 г.- острова близ Сицилии. Специфическое положение сложилось на др. территориях, формально признававших власть Византии. В Венеции и Неаполе властвовали бывш. визант. дуксы (дуки), управлявшие соответствующими округами: в IX-X вв. их часто выдвигало местное войско, а император только утверждал. После падения Равеннского Экзархата дуксы фактически приобрели независимость. Дуксы Венеции сохраняли более прочные связи с Византией, там сложилась система выборов дукса (дожа), поэтому смена власти происходила относительно мирно. Неаполь был втянут в местные южноитальянские распри с лангобардскими герцогами Беневенто и Салерно. На рубеже VIII и IX вв. в Неаполе шла борьба за власть, к тому же нек-рые входившие в дукат общины (Гаэта, Амальфи) стремились добиться независимости. В 840 г. в Неаполе был установлен династический принцип передачи власти, династия дукса Сергия I правила в городе до нач. X в. В 877 г. епископ Неаполя Афанасий II, принадлежавший к правящей династии, объявил себя дуксом и консулом.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

О.А. Родионов в своем докладе «“Прото-Филокалия” прп. Паисия Величковского: исихастская книжность в эпоху Просвещения» рассмотрел мотивы формирования корпуса переводов исихастских аскетических текстов, осуществленного в 1750-е–1780-е гг. прп. Паисием Величковским, показав, что большинство текстов, составивших греческую антологию «Филокалия» (Венеция, 1782), было собрано и переведено (или отредактировано) старцем Паисием еще до появления греческого издания. Публикация последнего позволила прп. Паисию приступить к тотальной сверке своих переводов с печатным оригиналом. В докладе также было указано на стремление прп. Паисия опубликовать исихастские тексты в России, с санкции светских и церковных властей, так как это придавало упомянутым аскетическим творениям особый авторитет в глазах оппонентов общин прп. Паисия и близких ему подвижников в Молдавии и за ее пределами. Отвечая на вопрос по окончании доклада, О.А. Родионов рассмотрел также проблему распространенности различных изданий «Добротолюбия» (тиражи которых не всегда были достаточно велики) и рукописных копий переводов прп. Паисия. А.А. Ткаченко представил доклад «Монастырские уставы бенедиктинской традиции», в котором рассмотрел судьбу устава прп. Венедикта Нурсийского в период до возникновения детально разработанных уставных правил (т.е. фактически дo XI cmoлemuя). Докладчик обратил особое внимание на то обстоятельство, что и устав прп. Венедикта, u Regula magismri («Npabuлa учителя», еще один древний устав) были чрезвычайно краткими и не содержали многих привычных для носителей византийской монашеской традиции частей, в частности — описания служб на каждый день церковного года. А.А. Ткаченко рассмотрел различные пути реформирования бенедиктинского устава. Отвечая на вопросы аудитории по окончании доклада, А.А. Ткаченко развил мысль о том, что в отсутствие письменной нормы, регулирующей совершение богослужения, последнее, вероятно, осуществлялось в соответствии с теми книгами, которыми располагала обитель и во многом определялось составом этих книг.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=20&iid=275...

Что пользы человеку от трудов его?,, Задумался философ и, найдя мудрость, обрёл томление духа. Много узнав, нашёл головную боль. И не видел он в мудрости больше ничего, кроме пара рассеивающегося, а в обретении знаний – пасения ветра и погони за ним. Разминулось с тех пор полторы тысячи лет. В итальянском городе Нурсии в богатой семье родился в 480 году сын Венедикт. По уму своему уже в ранних летах был он, как старец. Светские науки и всю мудрость, что есть под солнцем, послан он был изучать в Рим. Однако там, в языческих школах, видел он много развращённых, живших по страстным похотям своим. Оттого и удалился он оттуда, чтобы из-за мелкого книжного обучения не погубить великого разума своей души и, развратившись с людьми порочными, не впасть в пропасть греховную. И сказано в житии прп. Венедикта Нурсийского, отца западного монашества: «Итак, он вышел из школ не наученным мудрецом, а разумным невеждой, и презрел внешнее любомудрие, дабы сохранить внутреннее целомудрие» 14 марта]. Там, в Римской языческой школе, прп. Венедикт вполне постиг, что во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь . Все науки этого мира суть «малое книжное обучение», так легко губящее «великий разум души». Венедикт сумел остаться «разумным невеждой», не погнался за жар-птицей внешнего знания, а Соломон вполне стал «наученным мудрецом». Венедикт познал радость Царствия Божия, а Соломон умножил скорбь. 5 Кстати, не избежали этой дилеммы и протестанты, отказавшиеся от монашеского аскетизма. У них это проявляется в наличии пуританской замкнутости и благочестия одних и открытости миру других, благословению семьи, бизнеса и всех земных благ, кроме греха. Отсюда и деление на фундаменталистов и либералов. 7 Передано не дословно, а как сказал прот. Алексий Сидоренко, проректор Тобольской семинарии, в бытность его студентом МДА. 8 Браво, преподобный Пётр! Ты достойно возвеличил богословие, являющееся не помощником немощным в вере, а целью для совершенных в вере. Верующие часто уничижают богословие, а его защитники робко оправдываются, что оно полезно для начинающих, не окрепших в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Правиле учителя» (Regula Magistri), ориентирующемся на монашескую практику ( Taft. P. 122-130), где указано петь песни Пресв. Богородицы (лат. Magnificat) и Захарии (лат. Benedictus) на утрене между 50-м и хвалитными псалмами, при этом по воскресеньям и праздникам Пс 50 заменяется песнью вавилонских отроков (Regula Magistri. 39//SC. 106. Vol. 2. P. 196-198). Подобная схема утрени приводится и в др., имеющих в своей основе монашескую практику, правилах - свт. Кесария Арелатского (Regula ad monachos 21//PL. 67. Col. 1099-1102) и св. Аврелиана Арелатского (Regula ad monachos//PL. 68. Col. 385-397; Regula ad virgines 69//PL. 68. Col. 397-406). Дальнейшее развитие рим. традиции связано с именем прп. Венедикта Нурсийского . Согласно его «Правилу» (см. Древние иноческие уставы. С. 611, 613, 615), на 3-м из воскресных nocturnae (ночная служба) поются «три песни из пророков» по выбору аббата, с «аллилуия» (Гл. 11), в конце nocturnae исполняется гимн «Te Deum»; далее на утрене перед хвалитными псалмами поются с антифонами «песни из пророков по примеру Церкви Римской, каждая - в свой день»: в понедельник - прор. Исаии (Ис 12. 1-6), во вторник - Езекии, в среду - Анны, в четверг -Моисея из Исх, в пятницу - Аввакума, в субботу - Моисея из Втор, в воскресенье - вавилонских отроков, а в конце утрени, перед литанией,- «евангельская песнь» прор. Захарии (Benedictus) (Гл. 13). Наиболее существенным нововведением «Правила прп. Венедикта» является указание петь «евангельскую песнь» Пресв. Богородицы (Magnificat) на вечерне (Гл. 17), что, вероятно, говорит о стремлении к монашеской унификации вечернего и утреннего богослужения ( de Bhaldraithe. P. 222). В «Правиле прп. Венедикта» не говорится о пении на повечерии (completorium) песни св. Симеона Богоприимца (Nunc dimittis), но в более поздних памятниках она неизменно присутствует на этой службе. Бенедиктинское распределение Б. п. стало основным в Римской Церкви (ср. Elberti. P. 225), хотя у Амалара Симфозия († 850) (De ordine antifonarii 52//PL.

http://pravenc.ru/text/149135.html

Иисус Христос. Свт. Григорий Великий. Лист из рукописи «Толкование на Книгу Иова» свт. Григория Великого (Cassin. 82. Fol. 236) Иисус Христос. Свт. Григорий Великий. Лист из рукописи «Толкование на Книгу Иова» свт. Григория Великого (Cassin. 82. Fol. 236) Наиболее заметным историком X в. стал еп. Лиутпранд Кремонский, тесно связанный со двором имп. Оттона I. В соч. «Антаподосис» (Antapodosis - Воздаяние) он представил историю И. от прихода к власти Гвидо Сполетского и Беренгара I Фриульского до правления Оттона I. Несмотря на тенденциозность, произведения Лиутпранда Кремонского являются ценным источником по истории папства сер. X в. и политики Оттона I по созданию имперской Церкви. Лиутпранд часто заимствовал сюжеты у античных авторов, модернизируя и встраивая их в современный ему контекст. В совершенстве владея греч. языком, он дважды ездил послом в К-поль, где представлял сначала интересы Беренгара II, затем Оттона I, на к-рого возлагал особые надежды, противопоставляя эпохе его правления развал, царивший до 962 г. В агиографии этого периода намечается отход от местного партикуляризма, составляются жития неитал. святых. В сер. X в. апулийский автор Косма из Матеры написал поэму в честь древних вост. мучеников Феопомпа, Феоны и Синесия. По заказу имп. Оттона II Гумбольд, еп. Мантуи (966-981), составил Житие блгв. кн. Вячеслава (Вацлава) Чешского. Агиографическая традиция, сложившаяся в Монте-Кассино, была связана с почитанием прп. Венедикта Нурсийского. После того как аббатство разорили арабы, возрождению традиций монте-кассинской агиографической школы посвятил свою деятельность аббат Дезидерий (впосл. папа Виктор III (май-сент. 1087)). В подражание свт. Григорию Великому он составил соч. «Диалоги», где рассказал о жизни и чудесах святых аббатства Монте-Кассино (прп. Венедикта Нурсийского, св. Схоластики и проч.). На рубеже X и XI вв. в И. создается ряд хроник. В «Хронике» (Chronicon; кон. X в.) мон. Бенедикта из мон-ря св. Андрея на горе Соракта (ныне Соратте, близ Рима) представлен период с момента ухода св.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

2. Вопрос возможности окормления женских обителей священнослужителями из монашествующих. Все церковное предание свидетельствует о том, что с древнейших времен существовала практика, согласно которой представители монашествующего духовенства окормляли женские монастыри, содействовали материальному становлению обители и духовному возрастанию инокинь. Известно, что прп. Пахомий Великий, основав женскую обитель, назначил духовником тавеннисиотского инока Петра . Житие прп. Венедикта Нурсийского содержит подобный пример: «Недалеко от обители преподобного находилось некое селение. В этом селении был устроен женский монастырь. Сюда для наставления инокинь словом Божьим, преподобный Венедикт имел обычай посылать искусных и опытных братий» . Примеры подобного рода существовали и в Византии. В 460 году по благословению прп. Авксентия была образована обитель дев, которую окормлял мужской монастырь, созданный преподобным. Со времен свт. Василия Великого «возникла крепкая и плодотворная традиция великих аскетов, известная на протяжении всего существования Православной Церкви, — создавать наряду с мужскими обителями и женские» . Иноки окормляли эти обители как в материальном, так и в духовном отношении. Об этом свидетельствуют жития прпп. Пахомия, Василия, Иеронима, Авксентия Вифинского, Венедикта Нурсийского, Симеона Столпника, Феодора Сикеота, Стефана Исповедника, Феодора Студита, Евфимия Нового и многих других. В Греции с Χ века существовали женские монастыри-подворья, основанные святогорскими иноками. Подобная практика существовала и на Руси и была повсеместной и непререкаемой многие века, и только в XIX веке она была упразднена Святейшим Синодом, который постановил, чтобы монахинь в женских монастырях исповедовали священники из белого духовенства. Несмотря на это и в Синодальную эпоху существовали примеры окормления женских монастырей представителями черного духовенства. Так, например, летопись Горицкого женского монастыря свидетельствует о том, что духовниками инокинь были иеромонахи из расположенного неподалеку знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря . Духовником Иверской женской обители являлся прп. Варнава Гефсиманский, а Шамординской обители – последовательно старцы Амвросий, Анатолий и Иосиф Оптинские. Саровские насельники (строитель о. Пахомий, а затем и прп. Серафим) окормляли женскую Дивеевскую

http://pravmir.ru/otzyv-preosvyashhennog...

Крупнейшее в мире средоточие правосл. М. находится на Св. Горе Афон в Греции. На Западе На Западе возникновение монашества, следов. основание М. в Европе, как считают мн. исследователи, связано с влиянием вост. монашества, сформировавшегося ранее ( Усков. 2001. С. 61). «В течение IV в. монастыри и еремитории возникают в Палестине и Сирии. Во второй четверти IV в. фиксируется монашество в Западной Европе» (Там же). Вместе с тем, по мнению, напр., М. Вебера (Вебер М. Социология религии: Типы религ. сообществ// Он же. Избранное: Образ общества. М., 1994. С. 198-199), не отрицающего этого влияния, возникновение монашества и на Востоке и на Западе вытекает из самой христ. религии. Возникновение монашества на Востоке или на Западе обусловлено ценностными ориентирами христ. религии, окончательно оформившимися на этапе взаимодействия христианства с греко-римской культурой, к-рая к тому времени располагала значительным запасом разнообразных аскетических доктрин. Т. о., возникновение М. вряд ли можно связывать с к.-л. частью «римского мира» или с к.-л. человеком (см.: Там же. С. 62). Аббатство Санкт-Галлен, Швейцария Аббатство Санкт-Галлен, Швейцария Первые М. на Западе основываются в наиболее христианизированных регионах: Италии, Аквитании, Галлии. Первый М. был устроен в Аквитании, вблизи Пиктавия (ныне Пуатье), в 336 г. Его основателем был св. Мартин (впосл. епископ Турский). С именем св. Мартина Турского исследователи связывают создание 1-го М. в Галлии - Мармутье под Туром (ныне в черте г. Тур), к-рый представлял собой колонию отшельников. В V-VI вв. прп. Венедикт Нурсийский на пустынном месте основал 12 небольших М., в каждом - по 12 монахов, каждый М. управлялся своим настоятелем, высшая же власть над ними принадлежала прп. Венедикту. Удалившись с неск. учениками в горы, прп. Венедикт построил мон-рь Монте-Кассино. Затем прп. Венедикт принялся за составление «Правил жизни монашеской» ( Иванов. 1915. С. 13, 17-18). Ок. 580 г. лангобарды разграбили и разрушили М.; монахи бежали в Рим. Монте-Кассино был восстановлен спустя 130 лет. Папа Захария предоставил Монте-Кассинскому аббатству независимость от епископской юрисдикции (хотя исследователи не единодушны в признании подлинности грамоты с этой привилегией). М. впосл. неоднократно подвергался разграблению, община вынуждена была обитать в др. мон-рях. М. восстанавливался в X в., был разрушен и восстановлен в XIV в.; пострадал во время второй мировой войны. Монте-Кассино - действующий бенедиктинский М., имеет статус территориального аббатства, подчиненного Папскому престолу.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Афанасием Александрийским 410 . «Антоний как врач был дарован Египту. Духовное влияние на людей у Антония Великого было исключительным» 411 . Отношения прп. Антония с его учениками свт. Афанасий сравнивает с отношениями отца и детей: «Отеческое руководительство Антония заключалось в сообщении аскетических опытов своим ученикам, которые для этого все собирались к нему, и по его приглашению расспрашивали его как дети отца, – а также в исповеди искушений и помыслов» 412 . И сам прп. Антоний говорил ученикам: «И вы, как дети, говорите отцу, что знаете; и я, как старший вас возрастом, сообщу вам, что знаю и что изведал опытом» 413 . Уподобление старческого окормления отеческому традиционно для аскетической практики Православия. Именование наставника «духовным отцом», а наставляемого – «духовным чадом» используется применительно не только к монастырскому старчеству, но и к духовничеству в миру. О необходимости и важности старческого окормления писали и другие древние подвижники, на собственном опыте познавшие его благодатную силу и сами ставшие наставниками многих поколений иноков: прп. авва Исаия , свт. Василий Великий , прп. Иоанн Кассиан Римлянин , прпп. Варсонофий и Иоанн , прп. Исаак Сирин , прп. Венедикт Нурсийский , авва Дорофей , прп. Иоанн Лествичник . Богословско-мистическая сторона отношений старца и ученика наиболее подробно описана в сочинениях прп. Феодора Студита и прп. Симеона Нового Богослова . Преподобный Феодор писал о необходимости, значении и сущности старческих поучений, о рождении по духу и о наследовании духовных дарований. Преподобный Симеон описал истинного ученика (Слово 7-е), истинного настоятеля (Слово 8-е) и истинного старца (Слово 9-е) 414 . Цитаты см. в приложении к теме. Монастырское старчество, по всей видимости, уже с самого своего зарождения оказывало влияние и на мирян, которые приходили в обители за духовными наставлениями. Современная дисциплина тайной исповеди и институт духовничества имеют своим истоком монастырское старчество. Переход старчества в духовничество и сближение монастырской тайной исповеди с публичной, совершаемой белым духовенством, относится ко времени гонений на иконопочитание при имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рус. перевод был выполнен в сер. XIX в. свт. Феофаном Затворником . А. А. Турилов Источники, влияния Вернейшую норму (rectissima norma) уклада монашеской жизни В. Н. видит в Свящ. Писании, в земной жизни Самого Спасителя. В Уставе встречаются цитаты почти из всех книг НЗ (кроме 2 Ин, 3 Ин, Кол, 2 Фес, Флм) и мн. книг ВЗ. Наиболее часто В. Н. обращается к Псалтири (37 раз), Евангелиям от Матфея (30 раз), от Луки (13 раз), Книге Притчей Соломоновых (12 раз). То, как В. Н. цитирует библейские тексты, свободно вплетая их в ткань своего сочинения, показывает его глубокое знание Свящ. Писания, к-рое он рассматривает в неразрывной связи со Свящ. Преданием (В. Н. предписывает монахам не только чтение библейских книг, но и толкований на них «православных и кафолических отцов» - Reg. 9). Устав представляет собой переработку предшествовавшего аскетического опыта зап. и вост. монашества: он испытал влияние нравственно-аскетических творений прп. Пахомия Великого, свт. Василия Великого , прп. Иоанна Кассиана Римлянина , блж. Августина , а также анонимного монашеского устава «Regula magistri» (Правила учителя). В. Н. указывает на свое знакомство с творениями прп. Иоанна Кассиана (Reg. 42, 73) и правилами свт. Василия Великого (Reg. 73), отсылая к ним тех, кто стремятся достичь высшего совершенства (Ibidem). Монтекассинский игумен объединил существенные элементы всех этих источников и выработал монашеские правила, отвечающие историческим и культурным условиям христ. Запада: более деятельному и менее созерцательному, чем на Востоке, типу монашества. В Уставе В. Н. «чувствуется сила организующая, дисциплинирующая и устраивающая все благочинно» ( Сидоров. С. 349). Прп. Иоанн Кассиан оказал наибольшее влияние на В. Н. В Уставе насчитывается ок. 112 аллюзий на творения преподобного, из них 68 на «Установления киновитов» и 44 на «Собеседования» ( Schmitz. Col. 1385). Влияние прп. Кассиана прослеживается во мн. аспектах аскетического учения В. Н.: деление монашества на 4 типа (Reg. 1; ср.: Ioan. Cassian. Collat. XVIII 4-8), организация монашеского богослужения (Reg. 16; ср.: Ioan. Cassian. De inst. coenob. II, III), стремление к добродетели из любви к самой добродетели (Reg. 7; ср.: Ioan. Cassian. Collat. XI 8-9) и т. д. Однако В. Н. обращается с материалом прп. Кассиана весьма вольно, легко перерабатывая его. Правила свт. Василия Великого были известны В. Н. скорее всего в лат. переводе Руфина Аквилейского , вероятно также, он был знаком с уставом прп. Пахомия Великого в переводе блж. Иеронима Стридонского . В Уставе В. Н. имеется 22 аллюзии на правила свт. Василия Великого и 28 - на устав прп. Пахомия Великого ( Schmitz. Col. 1385).

http://pravenc.ru/text/150223.html

Первым священником в братстве был прп. Роман, принявший этот сан от свт. Илария Арльского. Подобно прпп. Антонию и Пахомию, первоначальники юрского монашества устроили общину для своей сестры Иолы и ее сподвижниц. Возможно, это была первая на Западе «пустынная» обитель, прежние были основаны вблизи городов. В этом монастыре умер прп. Роман, придя попрощаться с сестрой. Преподобный Лупикин управлял братством еще около 20 лет и почил в глубокой старости, до самого конца пребывая в суровых лишениях. Юрские обители имели духовные связи с Аганаумом 608 , местом мученической кончины знаменитого Фиваидского легиона и его начальника св. Маврикия в III веке. Первым повествованием об этом событии был рассказ прп. Евхерия Лионского, который, несомненно, был известен прп. Роману. В его времена на этом месте была только базилика, к которой прп. Роман совершил паломничество. Впоследствии, в VI в. здесь был основан монастырь «Неусыпающих», устав которого был принесен из Константинополя. Монастырь Кондадиско послал туда сто своих монахов для образования одного из девяти хоров, сменявших друг друга в непрерывном псалмопении 609 . Сейчас на местах подвигов братьев есть две деревни: Сен-Лупикин и Сен-Роман. В приходских церквах хранятся мощи преподобных 610 . С именем прп. Венедикта Нурсийского (ок. 480–543. Память 14 марта) связан завершающий этап становления монашества на латинском Западе. Католики называют его «патриархом западных монахов». Причисление преподобного к лику святых Православной Церкви свидетельствует о величии совершенного им дела 611 . В Греческой Церкви он известен по «жизни прп. Венедикта» свт. Григория Двоеслова , которое, было написано со слов четырех учеников преподобного, в 593 г. Святой Венедикт родился в Нурсии (городок в Италии), в юности оставил школу – «презрел внешнее любомудрие, дабы сохранить внутреннее целомудрие» – и поселился в пещере в пустынной местности Субиако (где прежде были виллы Клавдия и Нерона). Три года провел преподобный в тяжелых подвигах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010