Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ (1316?, Н. Новгород - 1404/05, суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь), прп. (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Суздальский, основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря . Источники Основным источником сведений о преподобном является его Житие, сохранившееся в неск. редакциях (краткой, пространной и 2 проложных). Наиболее ранней, по-видимому, является проложная редакция, читающаяся в Стишном прологе из б-ки Восточного папского ин-та в Риме (Слав. 5. Л. 37, кон. 10-х - сер. 20-х гг. XVI в., обнаружена А. А. Туриловым ). Исследователь относит создание текста к периоду между 1479 г. и нач. XVI в., считает его псковским по происхождению. По наблюдению Турилова, автор данной редакции располагал о Е. сведениями в объеме месяцесловной памяти и потому построил Житие на почти дословном заимствовании из проложного Жития прп. Венедикта Нурсийского ( Турилов. 2003. С. 21-25). Прп. Евфимий Суздальский. Икона. 20-30-е гг. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в с. Образцове Щелковского р-на Московской обл.) Прп. Евфимий Суздальский. Икона. 20-30-е гг. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в с. Образцове Щелковского р-на Московской обл.) Наиболее ранней редакцией, последовательно излагающей жизнеописание Е., является краткая редакция Жития преподобного, ее старший список - Центр. архив Нижегородской обл. Ф. 2636. Оп. 2. 52. Л. 597 об., 10-е - нач. 20-х гг. XVI в. Введение этого списка в научный оборот Т. В. Черторицкой опровергло мнение В. О. Ключевского о том, что краткая редакция является сокращением пространной, а также предположение В. А. Колобанова о том, что автором обеих непроложных редакций был в 40-х гг. XVI в. инок Спасо-Евфимиева монастыря агиограф Григорий . Скорее всего краткая редакция была составлена в кон. 10-х гг. XVI в. в связи с завершением строительства в Спасо-Евфимиевом монастыре каменного Преображенского храма, в ходе которого были обретены мощи преподобного (собор строился с 1514 до ок. 1517-1518; см. ниже), в ее тексте уже упоминается рака с мощами Е. Краткая редакция сопровождается тропарем и 2 кондаками святому.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Pref. 1). Но если и в мон-рях «всякий порядок уставной жизни (ordo religionis) и христианства обратился в дурное», некому стало бороться против «чудовища зла [мира]» ( Idem. Collat. II 38). К теме духовного разложения (corruptio) монашества в X в. обращались и др. клюнийские авторы. По свидетельству Иоанна Салернского, биографа Одона Клюнийского, в юности тот искал образец для подражания благочестивой жизни, однако пришел к выводу, что не осталось нигде в Галлии истинных монахов (Vita S. Odonis. I 22//PL. 133. Col. 53); то же писал и Одон о св. Геральде Аврилакском, к-рый, не найдя обители, отвечавшей его устремлениям, основал мон-рь св. Петра и, подобно герц. Гийому Аквитанскому, даровал ему «привилегию свободы» ( Odo. Vita S. Geraldi. II 6-9). Аналогичные высказывания содержались и в Житии св. Иоанна из Горце (BHL, N 4396), составленном сторонниками лотарингской монашеской реформы. Целью К. р. было восстановление «истинного порядка» в монастырях, что, по мысли Одона, приведет к восстановлению порядка в жизни как мирян, так и служителей Церкви. Ощутимым следствием К. р. стало институциональное обновление бенедиктинского монашества в форме сообщества реформированных мон-рей (Клюнийской конгрегации), в деятельности к-рых выражалось специфическое «клюнийское» самосознание, особенно отчетливо наблюдаемое в монастырских обычаях (consuetudines), осознание собственного отличия и особой миссии - спасения христиан от «зла мира». Однако никаких принципиально новых идей клюнийцы не предлагали. Все теоретические построения Одона Клюнийского представляют собой переосмысление творений отцов Церкви - прп. Иоанна Кассиана Римлянина , прп. Венедикта Нурсийского , свт. Григория I Великого , папы (еп.) Римского. Не случайно главный трактат Одона «Collationes», где автор размышлял о том, что значит быть монахом (propositum monachi) и христианином, носит то же название, что и сочинение прп. Иоанна Кассиана, одного из основателей зап. монашества, повлиявшего на идеологию бенедиктинцев в целом.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Амвросия Медиоланского). Вдовы и посвященные Богу девы были тесно связаны со служением Церкви и жили за счет церковной благотворительности. Аскетические идеалы егип. монашества стали известны в И. благодаря проповедям свт. Афанасия I Великого в Риме (339 - нач. 342) и в Аквилее (344-346), а также благодаря распространению написанной им «Жизни Антония», дважды переводившейся на латынь, в т. ч. в И. Евагрием Антиохийским (до 378). Центрами распространения монашества в И. были Рим и Аквилея. В г. Верцеллы аскетов поддерживал еп. Евсевий, который был лично знаком со свт. Афанасием Великим и реорганизовал местный клир по монашескому образцу. Свт. Амвросием в Медиолане и свт. Хромацием в Аквилее были устроены общины клириков, живущих по образцу монашеского общежития.Блж. Августин, столкнувшись в Медиолане с подобной практикой, перенес ее в Африку и составил устав, впосл. принятый у регулярных каноников . В Риме монашеские общины были организованы знатными матронами и опекались авторитетными наставниками - блж. Иеронимом Стридонским , Руфином Аквилейским , Пелагием. Особое покровительство общинам оказывал Римский папа Дамас I. Первая такая монашеская община была создана вдовой Марцеллой из знатного рим. рода Цепониев в принадлежавшем ей особняке на Авентинском холме и находилась под духовным рук. блж. Иеронима Стридонского. Он стал также духовным наставником прп. Павлы , вдовы рим. сенатора Токсотия. После кончины Дамаса I блж. Иероним переселился в Палестину, Павла и ее дочь прп. Евстохия последовали за ним и основали в Вифлееме мон-рь, где монахи и монахини занимались изучением Свящ. Писания, заботились о паломниках. В 378 г. вместе со своим наставником Руфином в Палестину из И. приехала Мелания Старшая из рим. рода Антониев, к-рая построила мон-рь на Елеонской горе. Внучка Мелании, Мелания Младшая , и ее муж Пиниан основали монашеские общины в Риме, затем в Кампании и на о-ве Сицилии, а во время нашествия готов (410) бежали в Африку. Прп. Венедикт Нурсийский. Фрагмент алтаря ц.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

«Но, быть может, кто-нибудь спросит: ведь канон Писаний совершенен и с достаточен на все. Почему же нужно присоединять к нему авторитет разумения церковного? – Потому что священное Писание, по причине возвышенности его, не все понимают одинаково, но один толкует слова его так, а другой иначе, так что представляется возможным извлечь из него столько же смыслов, сколько есть голов. Так, иначе изъясняет его Новациан, иначе Савеллий, иначе Донат, иначе Арий… А потому-то именно, что существует такое множество изворотов крайне разнообразного заблуждения, весьма необходимо направлять нить толкования пророков и апостолов по правилу церковного и православного понимания. В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили все, всегда и всюду» (прп. Викентий Лиринский . Перегрин, 1:2) «Какая страница или какое зачало Божественного Писания Нового и Ветхого Завета не представляет вернейшей нормы лучшей жизни для человека? Или какая книга Святых вселенских Отцов наших не указывает, как вернейшим путем достигнуть к Творцу нашему?» (прп. Венедикт Нурсийский . Устав, 73). «Нам надобно заботливо наблюдать, чтобы ложное толкование Священного Писания , подделываясь под чистое золото, не обмануло нас драгоценностью металла. В этом хитрый диавол старался искусить также и Господа Спасителя… Драгоценные изречения Священного Писания лукавым пониманием извращая и выводя противный и вредный смысл, диавол… легко обольщает неопытных и неосторожных. Ибо они (ложные толкования) подражают монетам истинного царя, – в настоящее время кажутся полными благочестия; но они изображены не законными монетчиками, то есть не опытными и православными отцами; происходят не из главной общественной мастерской их собеседования, но воровски, обманом бесов устроенные, распространяются не без вреда для всех неопытных и несведущих… диавол обольщает, когда прикрывается видом святости, но ненавидит же гласа утверждения ( Притч.11:15 ), то есть силу рассудительности, которая происходит от слов и увещания старцев» (Прп. Иоанн Кассиан . Десять собеседований отцов, пребывающих в Скитской пустыне, 1:20).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Впрочем, не только в области богослужебной наблюдается развитие. Те же догматы , хотя и были даны изначально Церкви, но тем не менее раскрывались, актуализировались и выкристаллизовывались именно с течением времени, с ходом церковной истории. Еще более ярко этот процесс наблюдается на примере богослужения. Основные положения истории Церковного устава Перейдем к краткому обзору основных положений истории Церковного устава. В первохристианские времена не существовало строго установленного порядка церковного богослужения, о чем мы уже говорили. Уставы совпадали в главном (это было обусловлено самим содержанием Евхаристии), но расходились в частностях, прежде всего обрядовых. Многое зависело от импровизации совершителя богослужения,в этом-то и проявлялась его харизматичность. Кроме того, зачастую строители и ктиторы храмов и монастырей сами являлись авторами уставов – и такое бывало. Устав – понятие несколько более широкое, чем правила богослужения. Даже если взять современный Типикон, то увидим, что помимо богослужебной части там есть еще и так называемая дисциплинарная часть: как поститься, как себя вести (скажем, монашествующим) и т.д. Конечно, уставы зависели и от данной конкретной обители, в этом смысле русская поговорка «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят» вполне точна. С усилением централизации церковной жизни, с образованием митрополичьих округов и патриархий Церковь стала принимать меры к обеспечению единообразия богослужения и закреплению богослужебных текстов и обычаев. Древнейшие монастырские уставы до нас не дошли, а те обрывки, которые y нас имеются, касаются в основном дисциплинарной части. Впрочем, богослужебная и дисциплинарная части в этих древнейших уставах, во-видимому, не разделялись; но дисциплинарная часть преобладала. Какие здесь можно назвать источники? Во-первых, устав прп. Пахомия Великого , а также «Правило для монахов» св. Василия Великого , сочинения прп. Иоанна Кассиана Римлянина об устройстве общежитий. Если говорить о западных источниках, то здесь наиболее ценным является устав прп. Венедикта Нурсийского, основателя западного монашества. И еще два необычайно ценных источника (если бы их не было, состояние литургической науки было бы существенно более скромным): повествование Софрония Иерусалимского и Иоанна Мосха (того самого, который написал знаменитый «Луг духовный») о посещении ими обители аввы Нила Синайского и «Паломничество» Сильвии Аквитанки. По крупицам сведения о древнем богослужении можно найти в житийных источниках, в агиографии (скажем, в житии прп. СаввыОсвященного).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Венедикт Нурсийский , свт. Григорий Великий (Sacramentarium Bergomense: Manoscritto del sec. IX della biblioteca di S. Alessandro in Colonna in Bergamo/Ed. A. Paredi. Bergamo, 1962. P. 48, 90, 234, 235, 245, 273, 279, 285). Ботта высказывает предположение, что присваиваемый епископам IV в. титул И. связан с ежегодным совершением их памяти в местах, где они были погребены, когда их почитание стало распространяться наряду с почитанием мучеников и сами епископы стали ассоциироваться в литургии с мучениками ( Botte. 1941. P. 147-148). И. могли быть борцы не только с арианством, но и с другими ересями. Блж. Августин употребляет термин confessor, когда в споре с пелагианским еп. Юлианом Экланским говорит о некоем «исповеднике свободы воли и Создателя Бога» (liberi confessor arbitrii et Dei Conditoris - Aug. Contr. Julian. I 73). Неизвестный автор приписываемой свт. Амвросию Медиоланскому «Приготовительной молитвы к литургии» упоминает об И. как о жертвах преследований со стороны еретиков: «Настоятельно прошу молитв мучеников, которые не усомнились пролить кровь за истину… прошу молитв исповедников, которые, испытав войну с врагом, все еще благочестиво проводили жизнь во время всеобщего мира или выдержали в продолжительном бою издевательства еретиков и поэтому, надо сказать по правде, получили бóльшую награду за тайное мученичество» ( Ps.-Ambros. Precatio secunda in praeparatione ad missam. 19//PL. 17. Col. 762). Имели И. не только православные, но и еретики. Так, просветитель готов, арианский еп. Вульфила , сам себя именует исповедником, начиная свое исповедание такими словами: Ego Ulfila episcopus et confessor semper sic credidi… (Я, Ульфила, епископ и исповедник, всегда веровал так… - Hahn A. Bibliothek der Symbole und Glaubensregeln der alten Kirche. Breslau, 18772. S. 199). Прп. Феофан Исповедник. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Фукас Прп. Феофан Исповедник. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Фукас В дальнейшем наименование «исповедники» начинает прилагаться к подвижникам, к-рые святостью жизни засвидетельствовали свою веру.

http://pravenc.ru/text/675007.html

Lyon, 1570). После пожара Е. провел реформу монашеской жизни. При первых настоятелях мон-рь напоминал вост. лавру: монахи вместе трапезничали, собирались на молитву и совместно трудились, но каждый жил в собственной келье и свободно располагал своим временем. При восстановлении мон-ря вместо множества келий Е. построил общий дормиторий (xenodochium). В новых условиях монахи все вещи отдавали настоятелю или эконому для общего пользования; для братии вводилась единая трапеза, послабления допускались только для больных. Согласно Житию, в мон-ре практиковались службы канонических часов и чтение во время трапезы. Этот обычай, известный прп. Иоанну Кассиану Римлянину как каппадокийский ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. IV 17), был введен свт. Иларием в основанном им мон-ре в пригороде Арелата (ныне Арль). Составитель Жития Е., подчеркивая, что преподобный использовал опыт свт. Илария Арелатского и др. выходцев из Леринского мон-ря, был знаком с трудами свт. Василия Великого и прп. Пахомия Великого , вместе с тем отмечал, что преподобный не копировал слепо опыт вост. подвижников, а приспосабливал его к местным особенностям. Т. о., в Кондадисконе возникла особая традиция общежительного монашества, к-рая, возможно, оказала влияние на прп. Венедикта Нурсийского ( Vogüé. 1961. Passim). За полгода до смерти Е. тяжело заболел, однако не ослабил строгости подвижнической жизни, присутствуя на всех уставных богослужениях и вкушая пищу раз в день. Перед кончиной ему было видение преподобных Романа и Лупикина, к-рые готовили для него погребальные носилки. По словам составителя Жития, Е. скончался тихо, как бы уснув. В Житии сообщается, что Е. прожил более 60 лет, поступив в мон-рь в 7-летнем возрасте. По косвенным сведениям можно уточнить годы жизни святого: аллеманы могли нападать на земли пров. Б. Секвания в 70-90-х гг. V в.; под 496 и 515 гг. в Житии упоминается матрона Сиагрия, к-рая была еще жива во время составления произведения. Сохранилось также послание свт. Авита , еп. Вьеннского († ок.

http://pravenc.ru/text/186917.html

Четвероевангелие на грузинском языке. 913 г. (Cod. Iver. geogr. 83) Четвероевангелие на грузинском языке. 913 г. (Cod. Iver. geogr. 83) При жизни прп. Афанасия на А. возникли мон-ри, основанные выходцами из Юж. Италии и с Сицилии, в т. ч. мон-рь, основанный ок. 993 г. Львом Беневентским, братом кн. Беневента Палдольфа II. О приезде Льва в сопровождении 6 спутников на А. упоминается в груз. житии преподобных Иоанна и Евфимия. Беневентанцы жили в Иверском мон-ре, но вскоре организовали мон-рь по уставу прп. Венедикта Нурсийского . Обычно он отождествляется с Амальфитанцев мон-рем , пользовавшимся значительной известностью в XI-XIII вв. В XI в. засвидетельствовано существование крупной рус. монашеской общины в мон-ре Ксилургу, к-рой в 1169 г. был передан мон-рь Фессалоникийца, известный с того времени как Русская обитель (см. разд. «А. и Россия»). В кон. XII в. св. Савва Сербский, сын великого жупана Сербии, основал серб. Хиландарский мон-рь. К той же эпохе относятся первые сведения о болг. иноках (см. разделы «А. и Сербия», «А. и Болгария»). В XI в. А. оказался в центре наметившегося в Византии движения за возрождение монашества. Для визант. общества все большее значение стали приобретать идеалы мистического подвижничества, к-рые проповедовал прп. Симеон Новый Богослов . Они нашли отклик как в деятельности мн. подвижников (св. Лазарь Галисийский , Мелетий Новый и др.), так и в окружении К-польских Патриархов (Алексия Студита, Михаила I Кирулария ) и даже при имп. дворе. В этих условиях в период династического кризиса в XI в. поддержка монахов А. (за к-рым с сер. XI в. было официально закреплено название Св. Гора) стала едва ли не обязательной для сменявших друг друга императоров, стремившихся укрепить свое положение и авторитет. Грузинский перевод Минеи Симеона Метафраста на сентябрь месяц. 1081 г. (Cod. Iver. geogr. 20) Грузинский перевод Минеи Симеона Метафраста на сентябрь месяц. 1081 г. (Cod. Iver. geogr. 20) В 1042 г., в начале правления имп. Константина IX Мономаха , афонские монахи отправили делегацию в К-поль с жалобами на положение дел на Св.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Баварии обнаружены мощи св. Григория Двоеслова 26.03.2012 В одной из часовен монастырской церкви свв. Николая и Елизаветы баварского монастыря Андекс обнаружен серебряный реликварий с мощами св. Григория I Двоеслова , папы Римского (590 -604). Мощи хранятся в т.н. Печальной часовне и находятся рядом с тремя другими серебряными реликвариями, где почивают мощи прп. Венедикта Нурсийского (ок. 480 - 547), прп. Схоластики Нурсийской (480-535) и Льва IX, Папы Римского (1002—1054). История появление части мощей св. Григория в Андексе до конца не выяснена. По данным «Православной энциклопедии», открытие мощей св. Григория произошло в 826 г. в Риме с разрешения императора Людовика Благочестивого. С XVI в. пребывание части главы св. Григория фиксируется в Кёльне. В Андексе мощи св. Григория могли появиться значительно раньше - в конце Х или XII в. Монастырь, расположенный на «Святой Горе», недалеко от озера Аммерзее, является ныне в Баварии вторым по популярности паломническим местом (после Альтэттинга) в Баварских Альпах. Религиозная история Андекса началась в конце Х в., когда граф Рассо (880–954) привез из Святой Земли несколько реликвий: среди них - фрагменты Креста Господня, Тернового венца Спасителя и др., что и положило начало собранию святых мощей в обители - „Heiltums“. Впервые об Андексе (Andehse) упоминают документы 1080 г., а уже в 1128 г. по инициативе графа Бертольда II состоялось первое паломничество для поклонения мощам в Андексе. Граф Бертольд III (ок. 1110/15 - 1188) значительно расширил коллекцию мощей и передал в дар монастырю собрание мощей, полученное им в 1180 г. по наследству от герцога Швабии Оттона II, позже - епископа Бамбергского. Согласно сохранившимся в архиве документам в виде рисунков всех имевшихся реликвий, в этой богатой коллекции «Святых сокровищ» (Heilige Schatz) были такие реликвии, как фрагмент пояса св. Марии Магдалены части облачений св. апостола Петра и св. Николая Чудотворца. В течение столетий монастырская коллекция «Святых сокровищ» расширялась: в 1715 г. в ней насчитывалось 277 реликвий. Однако после секуляризации 1803 г. их осталось всего 40. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 26.03.2012 17:03:03

http://drevo-info.ru/news/12647.html

Таким образом, можно было бы предложить включить в пункт «Деление монастырей по типу подчинения» следующую мысль: Взаимоотношения монастырей и епископов должны строиться на основе как добровольного и сознательного послушания монашествующих священноначалию, так и доверия к монашествующим со стороны епископа. Епископ наблюдает за тем, чтобы монастырь пребывал в православной вере, в нем точно соблюдался канонический и литургический порядок и сохранялось Священное Предание Православной При этом монастырь пользуется свободой в своей внутренней жизни, которую определяет устав обители и правила ее внутреннего распорядка. 5. Что касается традиции выбора настоятеля монастыря из числа братии, о ней свидетельствуют многовековое Предание Церкви и творения святых отцов. При этом подчеркивается важность того, чтобы игумен был безупречной жизни и смог стать истинным отцом для монахов. Так, святитель Василий Великий пишет: «Началовождем в благообразии жизни да будет поставлен один, избранный из прочих по испытании его жизни, нравов и благоустроенного во всем поведения и по принятии во внимание при этом предпочтении лет его Преподобный Венедикт Нурсийский в своем уставе законополагает: «Относительно поставления Аввы да соблюдается всегда закон, чтобы поставлять того, кого изберет согласно все братство, в страхе Божием, по здравому Об этом же говорит и прп.Феодор Студит в а также прп. Никодим Святогорец: «Епископ должен поставлять того, которого все монахи, или наиболее добродетельные, изберут, не по дружбе или для угождения, но зная, что выбирают православного, рассудительного и достойного хорошо управлять монастырем и монахами. То же самое относится и к избранию игумении в женском Традиция избирать игумена изначально существовала в Русской Церкви. В Киево-Печерской Лавре был принят Студийский устав, в котором говорилось  о том, чтобы избираемый во игумена инок должен быть не моложе 33 лет, из постриженников монастыря, а не поступивших из другого монастыря, чтобы не опечалить местную братию необходимостью «от чужаго пасеным Вплоть до XV – XVI века настоятель монастыря «избирался самой братией. Новоизбранный игумен утверждался в своей звании епископом или Только в Синодальную эпоху, когда монашество стало приходить в упадок, практика назначать в монастырь игумена со стороны стала почти

http://pravmir.ru/otzyv-preosvyashhennog...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010