Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Ван дер Менсбрюгге Альберт; 9.07.1899, г. Сен-Никола (фламандское Синт-Никлас), Вост. Фландрия, Бельгия - 26.05.1980, Дюссельдорф, Германия), архиеп. Дюссельдорфский. Род. в католич. семье из старинного фламандского рода, многие члены к-рого посвятили себя служению католич. Церкви. В 1912-1917 гг. обучался в общеобразовательном колледже св. Варвары в Генте (Вост. Фландрия). В 1917-1919 гг. изучал философию в ин-те свт. Николая. 30 окт. 1919 г. поступил послушником в бенедиктинский мон-рь св. Андрея близ Брюгге (Зап. Фландрия), был наречен Мавром во имя любимого ученика прп. Венедикта Нурсийского , принес монашеские обеты и пребывал в обители до 1921 г. Продолжал изучать философию, с 1921 по 1925 г.- богословие в колледже бенедиктинцев Мон-Сезар (аббатство Кейзерсберг), являющемся филиалом Лёвенского ун-та. В сент. 1924 г. еп. Гентским Сегерсом рукоположен во диакона, 9 авг. 1925 г. архиеп. Мехелен-Брюссельским Дезире-Иосифом, кардиналом Мерсье, примасом Бельгии,- во иеромонаха. В эти годы иером. Мавр посещал богослужения по визант. обряду, под влиянием к-рых увлекся византологией и в 1925-1927 гг. начал изучать древние литургию, патрологию и каноническое право в Восточном папском ин-те в Риме . Одновременно преподавал каноническое право в мон-ре в Амей-сюр-Мёз, где богослужение совершалось и по зап., и по вост. обрядам (с 1939 в мон-ре Шевтонь , Бельгия). Осознав внутреннее стремление к Православию, иером. Мавр в 1928 г. беседовал об этом в Париже с митр. Евлогием (Георгиевским) , управляющим рус. приходами в Зап. Европе, встречался также с крупным богословом проф. прот. С. Н. Булгаковым . 14 апр. 1929 г., в Страстную пятницу, митр. Евлогий в ц. прп. Сергия Радонежского при Православном Богословском ин-те св. Сергия в Париже совершил присоединение иером. Мавра к правосл. Церкви в сущем сане с наречением ему имени А. в честь свт. Алексия, митр. Московского. По благословению митр. Евлогия в 1929-1945 гг. А. служил священником в Англии. В предвоенное десятилетие вел исследовательскую работу по патрологии и древним литургиям в Британском музее в Лондоне и в б-ке Оксфорда , а также изучал визант. искусство и раннюю христ. архитектуру в Музее Альберта и Виктории в Лондоне, читал лекции по патрологии и древним литургиям в Оксфорде (1929-1939) и Кембридже (1939-1944).

http://pravenc.ru/text/64648.html

Arhiva A ieit de sub tipar volumul trei al antologiei „Sfinii Prini i Învtori ai Bisericii” 27 februarie 2021 12:44 В Издательском доме «Познание» вышел в свет третий том антологии «Святые отцы и учители Церкви». Книга издана под общей редакцией ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона . Издание предназначено для изучения курса патрологии в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви и охватывает период христологических споров V-VII веков. В том вошли тексты греческих, латинских и сирийских отцов Церкви, церковных писателей и известных православных богословов-полемистов, таких как свт. Кирилл Александрийский и блж. Феодорит Кирский, Леонтий Византийский и Леонтий Иерусалимский, император Юстиниан Великий и свт. Софроний Иерусалимский. В издание также вошли отрывки из «Corpus Areopagiticum» — собрания восточно-христианских богословских трактатов и посланий на греческом языке, приписываемых св. Дионисию Ареопагиту, труды прп. Максима Исповедника, фрагменты сочинений западных и восточных аскетических писателей — прпп. Диадоха Фотикийского, Варсануфия Великого, Дорофея Газского, Нила Синайского, Иоанна Лествичника, Иоанна Кассиана Римлянина, Венедикта Нурсийского и Исаака Сирина, а также отрывки из сочинений латинских церковных писателей V-VIII вв. — прп. Викентия Леринского и Фульгенция Руспийского, святых пап Льва Великого и Григория Великого, св. Беды Достопочтенного. Инициатором подготовки данной антологии был Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с инициативой на одном из заседаний Высшего Церковного Совета . Издание серии «Учебник бакалавра теологии», в рамках которой вышел данный том, осуществляется под наблюдением Святейшего Владыки. Избранные фрагменты из сочинений каждого церковного автора подбирались с учетом их важности для понимания его богословской мысли и его места в догматических спорах Древней Церкви, а также с целью максимально представить разнообразие тем и литературных форм и жанров богословского творчества отцов Церкви.  При составлении антологии были использованы как уже существующие русские переводы святоотеческих творений, так и новые переводы, выполненные специально для данного издания.  Издание снабжено индексом библейских цитат, именным и предметным указателями, что делает его удобным пособием для учащихся и преподавателей духовных школ и светских вузов.  Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5779345...

Галерея внутреннего двора мон-ря Санто-Доминго де Силос Галерея внутреннего двора мон-ря Санто-Доминго де Силос В 1036 г. настоятель Гарсия вызвал Д. в Сан-Мильян де ла Коголья и назначил вел. приором мон-ря. Д. приложил большие усилия для строгого соблюдения в мон-ре Устава прп. Венедикта Нурсийского . В распоряжении подвижника оказалось также управление имуществом мон-ря. Через неск. месяцев покровитель Д. скончался, и настоятелем стал друг кор. Гарсии V Санчеса Гомесан, бывш. вел. приор, отстраненный Гарсией в пользу Д. Агиографы писали, что Гомесан ненавидел Д., однако в Житиях упоминается, что настоятель не раз помогал подвижнику, уважая его как строгого поборника монашеской дисциплины и умелого администратора. В 1040 г. кор. Гарсия V Санчес прибыл в Сан-Мильян де ла Коголья и потребовал от настоятеля денег, поскольку королевская казна истощилась. Д. заявил королю, что это требование противоречит церковным канонам и никто не имеет права претендовать на имущество, принадлежащее Церкви. Король возразил, что может не только даровать что-либо Церкви, но и взять дары обратно, поскольку они являются его законной собственностью, передаваемой Церкви во временное пользование. Между королем и Д. разгорелся спор, однако настоятель Гомесан попытался замять конфликт. Д. взял самые ценные предметы и положил в раку с мощами прп. Емилиана. После богослужения, на к-ром присутствовал король, Д. призвал его забрать у святого имущество, к-рое считает своим, если имеет для этого достаточно дерзости. Король счел поступок Д. оскорбительным и потребовал от Гомесана наказать подвижника. Настоятель был вынужден сместить Д. с должности вел. приора и направил его в маленький приорат св. Христофора в Трес-Сельдас, куда за ним последовали нек-рые монахи. Король счел наказание слишком мягким и обвинил подвижника в распространении порочащих слухов. Д. продолжал отстаивать мнение, что церковные учреждения не являются вассалами короля, а их имущество - условной собственностью, предоставляемой монархом на время несения определенной службы. Спор начал переходить в политические обвинения, поэтому настоятель Гомесан благословил Д. покинуть Наварру, назначив его управляющим небольшим монастырским имением близ г. Бургос, в королевстве Кастилия.

http://pravenc.ru/text/178840.html

Институты монашествующих подразделяются на монашеские ордены (ordines), конгрегации монашествующих клириков (congregationes religiosae clericalis) и конгрегации монашествующих мирян (congregationes religiosae laicalis). Орденами именуются институты монашествующих, члены которых приносят вечные («торжественные») обеты целомудрия, бедности и послушания. К орденам относятся объединения регулярных каноников (canonici regulares), ордены с древними уставами (monachi), нищенствующие ордены (ordines medicantes) и объединения регулярных (уставных) клириков (clerici regulares). Ордены с древними монашескими уставами и нищенствующие ордены могут быть как муж., так и жен. Регулярные каноники соединяют служение в сане пресвитера с соблюдением обетов целомудрия, бедности и послушания, а также с монашеской общинной жизнью. Они восходят к обители клириков, основанной блж. Августином , к-рому приписывается составление правил для этой общины (см. Августина устав ). К объединениям регулярных каноников в наст. время относятся орден регулярных каноников св. Августина, орден премонстрантов и др. Католич. монашеские ордены представлены зап. и вост. ветвями. К древним зап. монашеским уставам относят бенедиктинский устав (см. в ст. Венедикт Нурсийский ) и устав ордена картузианцев , восходящий к католич. св. Бруно Картузианцу (XI в.). К вост. монашеским уставам относятся устав ордена паулинов (в честь 1-го пустынника прп. Павла Фивейского), устав антонитов (восходящий к прп. Антонию Великому ) и монашеский устав свт. Василия Великого, принятый у католич. (гл. обр., униатских) орденов василиан (базилиан). В нач. XIII в. в католич. монашестве выделяются нищенствующие ордены, руководствующиеся правилом не только индивидуальной, но и общинной бедности. Основателями первых нищенствующих орденов были Доминик Гусман и Франциск Ассизский . В нищенствующих орденах доминиканцев и францисканцев впервые возникли ветви терциариев , члены к-рых ведут образ жизни, ориентированный на монашеские идеалы, но остаются в миру, могут вступать в брак и владеть собственностью.

http://pravenc.ru/text/468829.html

Путешественники продвигались вниз по Нилу от Ликополя (ныне Асьют) через Фиваиду и Нитрийскую пустыню к Александрии. Конечный пункт зафиксирован автором в эпилоге: в дни праздника Богоявления на Мареотидском оз., недалеко от Александрии, паломники были заброшены бурей на пустынный остров. Жанровая принадлежность «И. м.» - одно из первых дошедших до нас сочинений, относящихся к жанру паломничества (peregrinatio ad loca sancta). Хотя в «И. м.» присутствуют некоторые элементы зарождающейся агиографической лит-ры (так, 14-я гл. греч. версии представляет собой одну из кратких редакций Жития прп. Онуфрия Великого (BHG, N 2330a; очень схожа с редакцией BHG, N 2330)), в целом «И. м.» более близка по жанру к Apophthegmata Patrum . Она стала источником разного рода монашеских сборников, в частности алфавитных патериков. П. Кокс Миллер в контексте литературоведческого анализа сравнила «И. м.» с «Жизнеописаниями философов и софистов» Евнапия Сардского (кон. IV - нач. V в.). Оба текста рассматриваются ею как примеры сборников жизнеописаний, созданных в период перехода античного эллинизма в христианский эллинизм. По мнению Кокс Миллер, рассказы из «И. м.» не отвечают требованиям жанра биографии: в них нет указаний на родителей, на место рождения и смерти, на главные достижения персонажа; отдельные эпизоды не составляют «житие» (βος), а описывают образ жизни (πολιτεα). Проблемы текстологии и авторства В наст. время оригиналом «И. м.» считается греч. текст (BHG, N 1433-1434), составленный автором вскоре после путешествия. В 403-404 гг. он был переведен на лат. язык Руфином Аквилейским (BHL, N 6524), к-рый с 380 г. был настоятелем мон-ря на Елеонской горе. Когда Руфин уезжал из Палестины в 397 г., он, вероятно, уже имел греч. текст. Перевод Руфина сразу же получил широкое распространение на Западе, стал популярнее оригинала; нек-рое время даже считалось, что лат. текст был первоначальным. Возможно, именно «И. м.» в лат. переводе под названием «Vitae patrum» рекомендовалась для чтения в Декрете свт. Геласия Римского (Decret. Gelas. IV 2) и в Уставе прп. Венедикта Нурсийского (Reg. Ben. 42, 73); на это же произведение ссылается составитель анонимного устава «Regula Magistri» («Правила учителя») (Reg. Magistr. 26, 63//SC. 106. Vol. 2. P. 138, 288). Переписчики могли внести в текст нек-рые изменения, напр. добавить слова из службы мц. Цецилии, составленной в нач. V в. ( Butler. 1898. P. 264-265).

http://pravenc.ru/text/1237677.html

митрополичьего округа. Клятва верности Римскому престолу, данная Б., была выражением присущего мн. англосакс. монахам той эпохи стремления к сохранению канонических принципов церковной жизни, хранительницей к-рых на Западе считалась Римская Церковь. Нек-рые исследователи усматривают в этой клятве якобы уже тогда проявившуюся приверженность Б. «папизму», хотя в ней не содержится ничего противоречащего каноническим принципам Церкви: Б. клялся быть верным Римской Церкви, не сообщаться с епископами, к-рые не придерживались канонических предписаний, бороться с их деятельностью или же возвращать их в лоно Церкви. Поставив Б. епископом, папа Григорий II отослал его назад с письмами, в к-рых требовал от духовенства в Тюрингии и Гессене повиноваться Б. В письмах к Карлу Мартеллу, взявшему Б. под свою защиту, папа Григорий II просил его помогать новому епископу. Вернувшись в Гессен, Б., чтобы показать язычникам, насколько бессильны их боги, срубил в Гайсмаре близ г. Фрицлар дуб, посвященный герм. богу грома Донару. На этом месте была возведена деревянная часовня во имя Иисуса Христа. Падение «гайсмарского дуба» стало символом заката язычества в Германии. Глава св. Бонифация. Кафедральный собор в Фульде Глава св. Бонифация. Кафедральный собор в Фульде Б. удалось собрать вокруг себя значительную группу помощников, гл. обр. англосаксов, продолживших его начинания: святых Бурхарда , Вигберта, Витту (Альбина), Стурма , Виннебальда , Виллибальда (как считают мн. исследователи, благодаря последнему Б. и его сподвижники познакомились с уставом прп. Венедикта Нурсийского ; этого Виллибальда не следует путать с одноименным автором жития Б.), а также прп. Лиобу , святых Вальпургу , Бригитту, Теклу и др. Число христиан, как отмечается в Житии Б., непрестанно росло, в особенности за счет знатных и образованных германцев, они помогали строить церкви и часовни: в Тюрингии был учрежден первый мон-рь Ордруф на р. Орн, аббатисой мон-ря Китцинген была назначена св. Текла, мон-ря Бишофсхайм - св.

http://pravenc.ru/text/153073.html

Chrysost. Adv. Jud. 8. 8). Особое внимание наложению К. з. при переходе из одного помещения в другое внутри мон-ря или храма уделялось в ирл. монашеской традиции (см.: Vitae Columbani abbatis discipulorumque eius. 2. 9//MGH. Scr. Mer. Bd. 4. S. 125; епитимии за неналожение К. з. встречаются в ирл. монашеских уставах). Особое значение имело наложение К. з. перед трапезой. Как на Востоке, так и на Западе встречаются истории о чудесном спасении при угрозе отравления ядом. Иоанн Мосх говорит, что Иулиан Бострский трижды крестообразно осенил перстом чашу со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» и, выпив тайно подмешанный яд, остался невредим ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 94). Св. Венедикт Нурсийский, которого также хотели отравить, «простерши руку, сделал над сосудом знамение креста, и сосуд, долго до того времени бывший в употреблении, так расселся от этого знамения, как будто бы вместо [наложения знамения] креста святой муж бросил в него камень» ( Greg. Magn. Dial. 2. 3). О благословении вод реки К. з. сообщается в Житии блж. Северина ( Eugipp. Vita Severini. 15. 3). Подробнее см. в ст. Благословение . Моление прп. Серафима Саровского. Икона. XIX в. (частное собрание) Моление прп. Серафима Саровского. Икона. XIX в. (частное собрание) Св. отцы призывали налагать К. з. для преодоления разных страстей. Свт. Иоанн Златоуст говорит так: «Обидел ли кто тебя? Огради крестным знамением грудь; вспомни все, что происходило на Кресте - и все погаснет» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 87. 3). Блаж. Иероним Стридонский упоминал совершение К. з. при печали и скорби о покойных ( Hieron. Ep. 108. 21. 4). Однако чаще всего К. з. упоминается в качестве невидимой печати, отгоняющей диавола ( Cypr. Carth. De lapsis. 11). Один из разделов «Апостольского предания» подробно раскрывает именно этот аспект К. з. (Trad. Ap. 42). Поскольку текст сохранился в неск. версиях и, вероятно, был поврежден в процессе передачи (в лат. версии произошло удвоение материала - ср.: Trad. Ap. 38b), для его понимания обычно прибегают к методу реконструкции.

http://pravenc.ru/text/крестного ...

Трактаты М. на моральные темы тесно связаны между собой, что впервые было отмечено К. П. Каспари ( Caspari. 1883. P. XXIX-XXXII). Так, в конце соч. «Ради избавления от хвастовства» говорится, что хвастовство порождает больший грех - гордыню, к-рая будет рассмотрена в следующем трактате. Спасение же от этих грехов следует искать в смирении, ставшем темой 3-го трактата. Сохранившиеся тексты не содержат посвящений, в связи с чем нельзя судить ни об обстоятельствах их создания, ни о первоначальной структуре текста. На основе упоминаний царя Давида в трактате «О гордыне» делалось предположение, что адресатом данных текстов мог быть король свевов либо один из его приближенных. Тем не менее в трактате содержатся отсылки к соч. «О правилах общежительных монастырей» и к «Собеседованиям» прп. Иоанна Кассиана Римлянина; особое значение придается отшельничеству ( Esp í rito Santo. 2014). Возможно, трактат «О гордыне», составленный, по-видимому, до того, как М. занял архиепископскую кафедру, был адресован монахам. Известно также, что при написании 3 моральных трактатов М. опирался на сочинения блж. Августина, вопрос же о влиянии на его тексты устава прп. Венедикта Нурсийского остается спорным. 2. Соч. «О гневе» (De ira; CPL, N 1081; изд.: PL. 72. Col. 41-50; Opera omnia. 1950. P. 150-158; испан. пер.: Obras completas. 1990. P. 133-141) создано вскоре после II Бракарского Собора по просьбе Витимира (Виттимера), еп. Аурии (совр. Оренсе, Испания). Сочинение содержится в Эскориальском кодексе X в. и в мадридской рукописи XVII в. Вместе с др. моральными трактатами М. оно упомянуто Хуаном де Марианой и впервые опубликовано Тамайо де Саласаром. В работе над произведением М. опирался на одноименный трактат Сенеки: в ряде случаев прибегал к парафразам, большое число выражений античного философа было сохранено без изменений, лишь вступление и заключительные слова полностью написаны М. ( Bickel. 1905. S. 535-542; Ferreira de Sousa. 1995). При этом он существенно изменил структуру текста Сенеки, создав последовательные описания внешних проявлений гнева, его последствий и способов его усмирения ( Barlow. 1937).

http://pravenc.ru/text/2562412.html

Сан-Марко. Мастер Фра Анжелико. 1437–1440 гг. (Музей Сан-Марко, Флоренция) Прп. Венедикт Нурсийский. Фрагмент алтаря ц. Сан-Марко. Мастер Фра Анжелико. 1437–1440 гг. (Музей Сан-Марко, Флоренция) Римский еп. Сириций (384-399) с неодобрением относился к членам рим. монашеских общин, указывая на приверженность аскетическим устремлениям манихеев, новациан и проч. Одной из крайних форм аскезы в И. было инсулярство - удаление на острова. В 356 г. св. Мартин (впосл. епископ г. Туроны (ныне Тур, Франция)) вместе с неким пресвитером был сослан на о-в Галлинария и вел там крайне воздержанный образ жизни. Известен также пример аскета Боноза, близкого друга блж. Иеронима, который поселился на небольшом острове в Адриатическом м. Несмотря на широкое распространение аскетизма, общины, основанные на рубеже IV и V вв., как правило, распадались после кончины или отъезда их основателей. Первые мон-ри в И. существовали при значимых храмах или крупных пригородных базиликах, привлекавших паломников. В V в. в Риме возникли мон-ри при базиликах св. Апостолов (мон-рь св. Себастиана, основан при папе Сиксте III), св. Петра на Ватиканском холме (при Льве I Великом), св. Лаврентия (при папе Иларии (461-468)). Св. Павлин создал в г. Нола мон-рь при базилике св. Феликса. Похожие обители существовали в Медиолане, Неаполе, Бононии (ныне Болонья). В остгот. и визант. эпоху, согласно данным, приведенным свт. Григорием I Великим в «Диалогах», пригородные обители получили распространение по всей И. В особо значительных центрах паломничества (напр., в рим. предместье Ватикан) возникли неск. муж. и жен. монашеских общин, которые нередко владели собственными храмами. О начальном этапе существования мон-рей при базиликах и об их уставах известно мало. На рубеже V и VI вв., вероятно, в одной из таких обителей был создан «Устав Учителя» (Regula Magistri), где изложен опыт автора по управлению мон-рем. «Устав Учителя» оказал сильное влияние на Устав прп. Венедикта Нурсийского . В некоторых обителях, возможно, использовались вост.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Ок. 410 г. св. Гоноратом был основан Леринский мон-рь на о-ве Лерин (ныне Сент-Онора, близ Канн) . Считается, что на острове существовал общежительный М. (киновия), а вокруг него и на соседних островах находились жилища «отшельников». В 1-й пол. VIII в. обитель была разорена арабами, но вскоре насельники восстановили М. (подробнее см. в ст. Лерен ). Вопросы, связанные с устройством и уставом Леринского монастыря в V-VI вв., остаются открытыми: твердых доказательств принадлежности тех или иных текстов к леринской традиции нет. В наст. время обитель является цистерцианским аббатством. В 744 г. св. Бонифаций основал Фульдский мон-рь в Германии; желая принять в нем бенедиктинский устав, он послал монаха в Монте-Кассино. До появления бенедиктинского устава монашествующие следовали различным правилам, уставам прп. Пахомия, свт. Василия Великого и др., после появления Устава прп. Венедикта Нурсийского его стали принимать крупнейшие зап. М. В IX-X вв. Санкт-Галленский монастырь был одним из важнейших очагов просвещения. Среди его насельников были ирл. миссионеры. Санкт-Галленский мон-рь также принял бенедиктинский устав. Санкт-Галленские школы достигли расцвета в X в. В М. имелись церковь, ризница, колокольня, б-ка, комната для письменных занятий, помещения для иноков (кельи, баня, дормиторий, трапезная, или рефекторий), комнаты для переговоров с посетителями, внутренняя школа, внешняя школа, дом аббата, гостиница для знатных посетителей, гостиница для бедных, гостиница для монахов из др. М., сад с лекарственными растениями, больница, дом для врачей, сельскохозяйственные постройки и проч. (Там же. С. 85-86). В Кёльне monasteria при церквах св. Гереона, св. Северина, св. Урсулы и св. Климента (св. Куниберта) впервые упоминаются лишь в 866 г., хотя их существование в предшествующие столетия более чем вероятно ( Усков. 2001. С. 87). Из многочисленных церквей Майнца лишь при св. Иларии и при св. Албане могли существовать общины монахов или клириков (Там же). Санкт-Максимин в Трире считается самым древним М. в Германии. Археологические раскопки обнаружили трехнефную церковь, где был похоронен еп. Максимин ( 346/7) . Обширная церковь вместе с примыкающими помещениями могла являться приютом монашеской общины, однако исследователи относят возникновение аббатства к сер. VII и даже к IX в. (Там же. С. 89-90). Как время возникновения общины, так и ее характер являются предметом острой полемики в историографии. Нек-рые исследователи опираются на список аббатов мон-ря св. Максимина (XVI-XVII вв.): одного из них, Фибиция, они идентифицировали с одноименным епископом Трира нач. VI в., полагая, т. о., что община при Санкт-Максимине могла быть основана тогда же или несколько ранее. Эту гипотезу в нек-рой мере подтвердили и археологические изыскания, но вопрос о характере общины остался открытым. Кроме того, согласно этой линии исследования основателем «монастыря» скорее был еп. Ницетий (525/6-566) (Там же). Из уставов

http://pravenc.ru/text/2564106.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010