1830-1861 гг. Период истинного расцвета Оптиной во всех отношениях. К 1862 г. Оптинское братство простиралось уже до 150 человек, в том числе одних иеромонахов было 20. Но не об одном внешнем устроении обители и численности братий заботился о. архимандрит Моисей, бывший пустынножитель Рославльских лесов. Благочиние и продолжительность церковных служб, все внешние и внутренние порядки Оптиной Пустыни, весь теперешний ее духовный строй - все это установилось и утвердилось в настоятельство о. Моисея.Первым старцем Оптиной был иеросхимонах Леонид (в схиме Лев, ум. 1841). С 1839 г. Оптина Пустынь начала заниматься изданием общеполезных духовных книг, в особенности свято-отеческих писаний (в славянском и русском переводах). Первыми потрудившимися в Оптиной над изданием таких сочинений были жившие в Оптином Предтечевом Скиту иеросхимонах Иоанн и монах Порфирий Григоров. Иеросхимонах Иоанн, который до этого принадлежал к сообществу раскольников, стараясь искупить свой грех, за десять лет (1839-1849) написал и издал шесть книг, обличавших неправоту раскольнических " мудрствований " . Другой Оптинский инок, о. Порфирий Григоров издал жизнеописания некоторых замечательных духовных лиц: схимонаха Феодора, настоятеля Синаксарской обители Феодора Ушакова, Петра Алексеевича Мичурина, пустынножителя Василиска и других; помимо письма Задонского затворника Георгия, имевшего уже несколько изданий. Активная издательская деятельность началась спустя семь лет, с 1846 г., под руководством знаменитого старца о. Макария (Иванов, ум. 1860). За этим богоугодным делом стоит замечательный русский политик и священнослужитель митрополит Филарет Московский. Иеросхимонахи Леонид и Макарий были учениками учеников великого старца Паисия Величковского, игумен Антоний и архимандрит Моисей имели духовное общение с его учениками. Издательские труды Оптиной начались именно с этого знаменитого молдавского старца. Были изданы его жизнеописания, а затем и многочисленные его переводы, а также собственные сочинения. С разрешения митрополита Филарета братия Оптиной Пустыни также переводила сама и издавала знаменитые творения " великих врачевателей душ человеческих " : преп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Сунаита, святителя Иоанна Златоуста. Митрополит Филарет Московский (Дроздов) и профессор Московской Духовной Академии протоирей Феодор Голубинский, бывший цензором оптинских изданий, дали высокую научную оценку этим трудам старцев Оптинской обители.

http://sobory.ru/article/?object=00780

Ведомость Меди прислано красной пушечной и колокольной 24311 пуд. 16 ф. В том числе колокольной сборной от церквей 7947 пуд. 18 ф. Вылито пушек, мортир и гоубиц: Пушек Калибром Числом 24 фун. 18 фун. 12 фун. Мортир Гоубиц 20 фун. Граф Брюс» 575 . Датский посланник Юст Юль (Just Juls), будучи в России в 1709 году, описывает нашу артиллерию следующим образом: «Из числа этих орудий, двадцати штукам, с прогоревшею от долгой пальбы затравкою и потому негодным к употреблению, залили дно на толщину ядра металлом и затем впереди этого залитого слоя просверлили новую затравку. Русские артиллерийские офицеры уверяли меня, что большая часть их орудий оттого подвержена такому быстрому прогоранию затравок, что вылиты они из металла, обыкновенно употребляемого для колоколов и заключающего в себе слишком много олова; ибо в настоящую войну духовенство было вынуждено предоставить правительству из церквей со всего края известное количество колоколов для переливки оных в пушки» 576 . Этот указ царя был встречен народом с большим неудовольствием, всюду изыскивались разные способы для сохранения своих колоколов. Вот что по этому поводу рассказывает С. Григоров о так называемых непокорных колоколах, которые сопротивлялись указу царя. Г. Григоров приводит рассказ Гавриила Тверитинина, находящийся в одной из рукописей Петербургской духовной академии. «Я и сестра моя Ирина в 1701 году были у Троице-Сергиева монастыря, тогда от великого государя царя Петра Алексеевича был указ везде в городских монастырях и в Москве у всех приходских церквей брать колокола и от всего звону четвертую долю меди веса на Пушечный двор на литье пушек и в том Сергиевом монастыре также; а в монастыре колоколов 26 было. Архимандрит и братия его великого государя указ противиться не смели, и колокола с колокольни сымать повелели». Вечером некоторые указали снять один старинный колокол; весу, что в нем того не знали, а гласом он был глух и не ярок, но за поздностью онаго не сняли. Монастырь ночью кругом запирался и всегда также и тою ночью был заперт: на утро же архимандриту звонарь донес, что колокола на колокольне нет и братия не ведали как и где он делся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возможно, это тот же Сергей Резанов, который окончил 4 класса Вологодской духовной семинарии в 1909 г. и служил псаломщиком в Воскресенской Устьянской церкви Кадниковского уезда до 1914 г. См. Резанов Сергей//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=9445 . Павел Николаевич Сумароков (02.10.1857–1927) – сын дьякона Орловской Троицкой церкви Устюжского уезда Вологодской епархии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1878), по окончании служил надзирателем Вологодской семинарии, в 1879 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию (окончил в 1883 г.). По окончании определен учителем латинского языка в Глазовском духовном училище, с 1885 г. учитель арифметики, с 1890 г. помощник смотрителя того же училища. С 1897 по 1918 г. смотритель Яранского духовного училища, преподаватель латинского языка в Яранской мужской гимназии. С 1905 г. действительный член Вятской ученой архивной комиссии, автор работ по краеведению. См. Вятские епархиальные ведомости. 1907. 48. С. 30; Кожинова Е. Павел Николаевич Сумароков (1857-1927).Исследователь земли Яранской, смотритель Яранского духовного училища//Десять имен в истории Яранска. Вып. 6. Яранск, 2012. Дмитрий Александрович Григоров (04.02.1860–15.10.1929) – сын священника Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды, окончил Вологодскую духовную семинарию (1880), с 11.10.1880 по 15.11.1882 надзиратель Вологодской семинарии. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1886). С 29.09.1887 псаломщик Флоро-Лаврской Шолдинской церкви Вологодского уезда. С ноября 1887 г. надзиратель Вологодского духовного училища и учитель чистописания. С 18.08.1888 учитель русского и церковнославянского языка Тотемского духовного училища. После назначения смотрителем Тотемского училища А.П. Полиевктова в 1907 г. переходит в Лысковское духовное училище, где служил до 1914 г. С 1888 г. член Императорского Русского археологического общества. Один из создателей краеведческого музея в Тотьме. Спас музей от разрушения в первые годы советской власти. Написал книгу-путеводитель «Город Тотьма и окрестности» в 1922 году. См. Соколов А.А. Празднование семидесятипятилетия Тотемского духовного училища и история сего училища от открытия его в 1815 году до настоящего времени. Вологда, 1890. С. 106; С.П. Белов. Дмитрий Александрович Григоров и его книга о Тотьме//Тотьма: историко-литературный альманах. Вып. 1. Вологда, 1995.

http://bogoslov.ru/article/6177625

Июня 27 дня 1811-го года городничий Лермантов» Немного позже пришло аналогичное доношение и от матери Рузского : «В Московское Губернское Правление Московской Губернии города Рузы от купеческой дочери девицы Мавры Кузминой дочери Калашниковой Доношение Рузской городничий Коллежский Советник Алексей Михайлович Лермантов представлял оному правлению о определении в штат тамошнего Городнического Правления воспитанника своего Арсения Алексеева по прозванию Рузского, но не определено еще по недоказательствам о настоящем его происхождении; почему и объясняю: что он Рузской действительно рожден мною и в подушном окладе нигде не состоит по розположению его определиться в статскую службу. В чем удостоверяют и подписавшиеся здесь свидетели. Сентября _ дня 1811 года К сему доношению купецкая дочь девица Мавра Кузмина дочь Калашникова, а за неумением ее грамоте и писать по ее личному прошению Коллежский Регистратор Дмитрий Зимин руку приложил. Что подлинно, Арсений Алексеев по прозванию Рузской, рожден купеческою дочерью девицею Маврою Козминою Колашниковою и в подушном окладе нигде не состоит, в том свидетельствую подписуюсь Титулярный Советник и Кавалер Василий Егоров сын Хотянов. В том же свидетельстве подписуюсь Надворный Советник Николай Антонов сын Матвеев. В том же свидетельстве подписуюсь Надворный Советник Василий Дмитриев сын Брыкин» . Во многих современных публикациях происхождение Рузских связывалось со следующей легендой, пошедшей, судя по всему со слов костромского историка-краеведа и генеалога Александра Александровича Григорова: «Поведал мне Григоров и о тайне Алексея Михайловича Лермонтова - капитана Московского гусарского полка, родовая усадьба которого находилась в селе Новинское Солигалического уезда Костромской губернии. В 1791 году он служил городничим в живописном подмосковном городе Рузе. У Алексея Михайловича были два сына и две дочери. И... один незаконный сын. Вот что записал о нем в архиве Григоров: «В г. Рузе А.М. Лермонтов имел внебрачного сына, именем Витт Алексеевич, которому была дана фамилия «Рузский» Необычное имя Витт для внебрачного сына не удивило меня, когда я посмотрел в родословной, какими именами он наградил родных детей - один из сыновей был назван Аполлоном, и дочери - одна Клеопатрой, другая - Лией. Остальные Лермонтовы, как правило, нарекали своих детей простыми русскими именами» .

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/01/...

Приезжал в монастырь пошехонец, сын боярскои, Петр Несветаев, дал на молебен 5 алтын 4 деньги. Старец Афонасеи Родионов отдал оброшных денег села Илгощ 3 рубли 24 алтына пол 3 деньги. Да села Тереботун оброшных же денег 3 рубли 15 алтын. Да сельских приходных денег отдал в живых за сельским росходом 27 алтына пол 4 деньги. Дворовои человек Михаило Сосна оуплатил по духовной памете старца Козьмы 24 алтына. Старец Влас Головщик з братом старцом Досифием дали рубль денег, написати в сеноник десять имян. И всего во апреле в приходе денег 86 рублев 30 алтын. Месяц май, приход денгам. Священик Петр Белозерец дал 30 алтын, написати в сеноник 9 имян. Взято от Белозерского у монастырсково дворника с надбережново двора оброку оу Тимофия Васильева, сына Собакина, недоплаты прошлово 108-го году 21 алтын 2 деньги. Да у нево ж взято дворового оброку на прошлои на 109-и год рубль денег. Оу великосельцов взято оброку недоплатново прошлово 110-го году оу Ивана у Рожи с сусидми 2 рубли з гривною. Продан испод горносталеи слуге монастырскому Буславу Козляинову, денег взято рубль. С Волоку Словинского взято оброку за зделье у Ондрея у Маная да оу Фили Старкова на нынышнои 112-и год 3 рубли. С Волоку ж Словинсково Степан Старков заплатил оброку за зделье с полувыти на 112 год пол 2 рубли. Игумен Селивестр да старец Пахомеи Григоров, келарь старец Иларион Кононов, старец Афонасеи Родионов, старец Исаия и старцы соборные выдали из сундука казначею черньцу Еустафью на казеннои росход денег 99 рублев 24 алтына 3 деньги. Преставился слуга монастырскои Домашнеи Сергиев, имя ему Онтонеи, продано после ево платия и всякои мелкои рухляди на 9 рублев на 22 алтыны 2 деньги. Игоумен Селивестр прислал денег 30 алтын написати в сенаник 9 имян. Игоумен Селивестр, старец Пахомеи Григоров, келарь старец Иларион Кононов, старец Афонасеи Родионов, старец Исаия и старцы соборные выдали из соундука денег казначею чернцу Еоустафью на казенной росход 79 рубль 14 алтын. И всего в приходе денег в мае 199 рублев 28 алтын 5 денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

233 Григоров Димитрий Александрович – выпускник Петербургской Духовной академии 1886 г. См.: Покровский Н. В. [Отзыв]... о сочинении студента Григорова Димитрия «Русский иконописный подлинник»//Журналы заседаний Совета... за 1885/6 учебный год. СПб., 1888. С. 334. Опубликовал работы: Григоров Д. А. 1) Русский иконописный подлинник//ЗИРАО. Новая серия. 1887. Т. 3, вып. 1. С. 31–167; 2) Техника фресковой живописи по русскому иконописному подлиннику//Там же. Т. 3, вып. 3–4. С. 414–423. После окончания Академии жил в Вологде; был преподавателем Тотемского духовного училища. Внес посильную лепту в устройство церковно-археологической коллекции Академии, принеся в дар отрывок из лицевой Библии (1894 г.): Журналы заседаний Совета... за 1894– 1895 учебный год. С. 50–51. 234 Сперовский Николай Андреевич (1865–1921) – выпускник Петербургской Духовной акаде­мии 1890 г. См.: Покровский Н. В. [Отзыв]... о сочинении студента Сперовского Николая «Старинные русские иконостасы (происхождение их и разбор иконографического содержания)»//Журналы заседаний Совета... за 1889/90 учебный год. С. 234–235. По окончании Академии был определен преподавателем по обличительному богословию, истории и обличению русского раскола и местных сект в Новгородскую Духовную семинарию (Журналы заседаний Совета... за 1891/92 учебный год. СПб., 1896. С. 9–10). Опубликовал капитальный труд: Сперовский Н. Старинные русские иконостасы//ХЧ. 1891. Ноябрь – декабрь. С. 337–353; 1892. Март – апрель. С. 162–176; Май – июнь. С. 321– 334; Июль – август. С. 3–17; Ноябрь – декабрь. С. 522–537; 1893. Сентябрь – октябрь. С. 321–342 и отд. издание (СПб., 1892). Впоследствии как епископ Сухумский (назначен на кафедру в 1907 г.) участвовал в XV Археологическом съезде в Новгороде. См.: преосв. Дмитрий (Сперовский), еп. Сухум­ский. О внутреннем устройстве и убранстве храмов Новгородского Антониева монастыря в XVII веке по сравнению с настоящим их состоянием//Труды XV Археологического съезда в Новгороде... М., 1914. T. 1. Протоколы. С. 74. Полный текст доклада опубликован на с. 230–249 за подписью «Дмитрий, епископ Рязанский», что связано с перемещением на новую кафедру, которую преосв. Димитрий занимал с 1911 по 1917 г. Годом проведения съезда датируется и другой его труд: Димитрий, еп. Сухумский. Древний дискос Новгородский в ризнице Почаевской лавры//Сборник Новгородского общества любителей древности. Новгород, 1911. Вып. 4. С. 145–150 (перепечатан: Светильник. 1913. 6–7. С. 23–27). В 1913 г. за археологические труды епископ Димитрий был избран почетным членом ИРАО.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Вы увидите, что и он был поэт и душа его стремилась к небу…» Спустя время отец Порфирий отправил Гоголю новое издание (1850 г.), в трех томах, дополненное новыми письмами и кратким житием Георгия Задонского. «Препровождаю к вам обещанные мною книги Затворника Задонского Георгия… Вы увидите, что и он был поэт и душа его стремилась к небу… Я надеюсь, что и жизнь его прочтете с удовольствием», – писал инок писателю. Своему духовному другу Николай Васильевич отвечал: «Много благодарю вас… за книгу Затворника. Как она пришлась мне кстати в наступивший Великий пост!» А сам отец Порфирий, будучи еще в миру, знавал «солнце русской поэзии» – А.С. Пушкина. История его знакомства с великим поэтом весьма забавна. Ее любил рассказывать преподобный Варсонофий, старец Оптинский. Отец Порфирий, в миру Петр Александрович Григоров, до монастыря был гвардейским офицером и служил в конной артиллерии. Однажды на его батарее, стоявшей около Задонска, появился штатский молодой человек. Когда Григоров узнал в нем поэта Пушкина, то, будучи поклонником его поэзии, немедленно произвел в честь него пушечный салют. Правда, потом радость общения с великим литератором сменилась для молодого офицера наказанием. Он был посажен на гауптвахту. Наверняка, отец Порфирий рассказывал об этой истории Затворнику Георгию. И думается, Александр Сергеевич не остался без их молитвенного попечения. Сердечный друг и наставник Пушкина В.А. Жуковский, знаменитый поэт и воспитатель цесаревича – будущего императора Александра II, посетил в 1837 году Задонскую обитель. В своем дневнике он оставил такую запись: «Видел могилу знаменитого затворника Георгия». Как видим, слава о нашем Затворнике достигала и слуха царедворцев, к каковым смело можно отнести Жуковского. А ведь круг его общения состоял из многих знатных и знаменитых людей. Говоря о святом Георгии, хоть косвенно, но и о Лермонтове можно вспомнить. В 1840 году святитель Игнатий (Брянчанинов) был приглашен на обед в дом к французскому посланнику при Русском дворе де Баранту. За столом между ними завязался разговор о вещах духовных. При этом архимандрит Игнатий прочитал де Баранту (переводя из книги) отрывок из жизнеописания Георгия, Затворника Задонского, в чем ему помогал близкий друг Пушкина и Жуковского А.И. Тургенев (это тот самый Тургенев, дипломат и царедворец, который ходатайствовал о принятии юного Пушкина в Царскосельский лицей; ему же единственному было поручено императором сопровождать тело Пушкина для погребения в Святогорском монастыре). Де Барант отозвался на прочитанный отрывок, сказав, что тут видна истинно святая простота, без всякой примеси.

http://pravoslavie.ru/71269.html

Посещение Оптиной произвело на Гоголя глубокое впечатление. Спустя три недели он писал графу Толстому из Васильевки: “Я заезжал на дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует… Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное… За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше. Вы постарайтесь побывать в этой обители…” В первый приезд Гоголя в Оптину произошло его знакомство с человеком удивительной судьбы, Петром Александровичем Григоровым, в то время рясофорным иноком. В мире он был гвардейским офицером и служил в конной артиллерии; из прошлой его жизни широко известен забавный эпизод. Однажды на батарее Григорова появился штатский молодой человек (это было близ Задонска); когда в нем был узнан Пушкин, пылкий артиллерист, поклонник великого поэта, немедленно произвел пушечный салют в его честь, за что и был посажен на гауптвахту. Иноческую жизнь Петр Григоров начал келейником у знаменитого Задонского затворника Георгия, духовную близость к которому он сохранил и перейдя в Оптину Пустынь. Им были изданы “Письма в Бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия” с кратким жизнеописанием, составленным по запискам его келейников (в том числе самого Григорова). По приезде Гоголя игумен Моисей поручил послушнику Петру показать гостю храмы и другие строения обители. Несмотря на краткость знакомства и беседы, Гоголь очень полюбил Григорова и впоследствии говорил о нем: “Он славный человек и настоящий христианин; душа его такая детская, светлая, прозрачная! Он вовсе не пасмурный монах, бегающий от людей, не любящий беседы. Нет, он, напротив того, любит всех людей как братьев; он всегда весел, всегда снисходителен. Это высшая степень совершенства, до которой только может дойти истинный христианин”. Григоров уже в то время был тяжко болен, но недуг свой умел скрывать, пока это было возможно.

http://azbyka.ru/fiction/nikolaj-gogol-o...

Спустя несколько недель Киреевский заболел. Боль в сердце, удушье… Но он не ложится, работает и не расстается со своей трубкой. Так прошли март и апрель. В начале мая он уже лежал почти при смерти. 10 мая Елизавета Ивановна Попова, близкая знакомая Киреевских, писала в своем дневнике: «Троицын день… Какая тяжкая болезнь у Ивана Васильевича и как сильно он страдал! Его лечили Овер, Рихтер и Пфель… Все, знающие Киреевского, с тоской и страхом прибегали по два раза в день узнавать о нем. Грановский плакал, узнав о его опасности». 16 мая: «Опасность увеличилась». 17-го: «Был ужасный день, когда Овер сказал, что должно прибегнуть к последнему средству – к лечению холодной водой… стоны больного во время обливания головы терзали душу». Съехались все родные – среди них Мария Васильевна и Петр Васильевич, сестра и брат больного. Только 2 июня Киреевский смог впервые выбраться на воздух, и то в коляске… В июле Иван Васильевич с семьей отправился в Троице-Сергиеву Лавру. А его сестра Мария Васильевна по обету о выздоровлении брата 8 июля пошла пешком в Киев – дошла в три недели. Когда она вернулась в Москву, Иван Васильевич был уже в Долбине, куда прибыл с заездом в Оптину. А 9 сентября летописец оптинского Скита записал: «Отправились скитоначальник иеромонах Макарий с иеромонахом Антонием Бочковым и рясофорным монахом Петром Григоровым к помещику Киреевскому». 10-го: «Ввечеру возвратились благополучно». Петр Григоров – бывший артиллерийский подпоручик. Он подвизался сначала в Задонском Богородицком монастыре в послушании у известного затворника Георгия (Машурина), а с 1834 года жил в Скиту Оптиной Пустыни (с 1836 года рясофорный, с 1850-го манатейный монах с именем Порфирий). Он собрал и издал большой том духовных писем затворника Георгия с его житием, много раз перепечатывавшийся впоследствии. Григоров был одним из ближайших сотрудников старца Макария по изданию книг и состоял в переписке с Киреевскими. Иеромонах Антоний (Бочков) – бывший светский писатель, автор романтических повестей и стихотворений. В 1827 году после смерти жены он дал обет постричься в монахи. Десять лет странствовал он по монастырям, наконец, в 1837 году, стал послушником, а через шесть лет и постригся. В описываемое время он только что прибыл из Иерусалима в Скит Оптиной Пустыни (после его кончины, в 1875 году, вышла книга его дорожных очерков «Русские поклонники в Иерусалиме»). О. Антоний был знаком с Киреевскими с конца 1820х годов и в течение своей жизни постоянно навещал их.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Свою кончину Георгий Затворник предузнал заранее и прикровенно сообщил о ней духовным чадам, которых Бог не оставил сиротами, а вместе с ними и нас. Божиим провидением сразу по преставлении ко Господу праведника были собраны и изданы его богодохновенные письма. Труд по их собиранию взял на себя оптинский монах Порфирий (Григоров), бывший его келейник. Письма Задонского затворника Георгия поражают своей духовной глубиной, дерзновенным проникновением в божественные тайны. В них каждый может найти ключ к своему сердцу, понять особенности евангельского пути в Царство Небесное. В них сказано всё о любви как высшей добродетели, о пользе памяти смертной. Особенностью же его писем является то, что часто он духовные советы облекал в стихотворную форму. Святоотеческая мудрость писем Георгия Затворника может дать обильную духовную пищу всякому алчущему и жаждущему правды Божией человеку. Каждый найдет в них что-то близкое и для своей души. Это особенно видно в переписке и отзывах его современников. Оптинский монах Порфирий (Григоров) в письме к Н.В. Гоголю писал: «Препровождаю к вам обещанные мною книги затворника Задонского Георгия… Вы увидите, что и он был поэт и душа его стремилась к небу…Я надеюсь, что и жизнь его прочтете с удовольствием». Вот один из примеров стихотворной духовной мудрости Затворника: Лишь грешный человек мятется суетою. Молитвой гнать бесов, смирять постами плоть, А мир забвением попрать велит Господь. Свобода нас губит, свобода избавляет; Свобода вяжет нас, свобода – и венчает. Хотя до сих пор Задонский затворник Георгий официально не прославлен земной Церковью, отнюдь не дерзость называть его «великим угодником Божиим». Ведь это всего лишь повторение одного из многочисленных подобных эпитетов, которыми уже издавна наделяли его. Некоторые из этих почитателей его канонизированы нашей Церковью, будучи духовными учителями православных христиан на протяжении последних почти двухсот лет.        Это, прежде всего, святитель Игнатий (Брянчанинов), в письмах которого ясно видно его преклонение перед высотой духовного подвига Георгия Затворника. В своих письмах святитель постоянно пишет или упоминает о нем, настоятельно рекомендует его письма всем своим духовным чадам, родственникам, преподносит книгу писем святого Георгия в качестве подарка.

http://pravoslavie.ru/68032.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010