20 Сердобольскому почтмейстеру… – Город Сердоболь (с 1918 г. – Сортавала), ближайший к Валааму город на материке, через который монастырь поддерживал связь с миром. Пароходное сообщение с Санкт-Петербургом открыто в 1843 г. 21 игумену Вениамину… – Игумен Вениамин, бывший настоятель Валаамского монастыря, был переведен в Костромской первоклассный кафедральный Ипатьевский монастырь на иеромонашескую вакацию. Затем он один месяц управлял Железноборовским Предтечевым монастырем Костромской епархии. В 1841 г. назначен настоятелем в Авраамиев Городецкий Покровский монастырь, в 10 верстах от г. Чухломы Костромской Епархии († 1845). 22 В апреле 1837 г. в одном из монастырей Новгородской епархии был убит архимандрит Пахомий. Гражданские власти дважды начинали следствие, но обнаружить виновных не могли. В 1839 г. началось третье следствие. На этот раз Митрополит Серафим решил послать на следствие отца Игнатия, который пользовался у всех большим уважением. Прибыв на место, где совершилось убийство, Архимандрит своим участием дал делу правильное направление. В июне того же года дело закончилось, виновных раскрыли 23 Преосвященного Викария. – Венедикт (Григорович), епископ Ревельский († 1850). Переведен из ректоров Санкт-Петербургской Духовной академии в 1833 году, назначен Архиепископом в Олонецкую епархию в 1842 г. Ревельская кафедра Викарных архиереев, с пребыванием в Санкт-Петербурге, учреждена в 1817 г.; в 1865 – причислена к Рижской и Митавской епархии. 24 иеродиакону Иосифу… – Вот что пишет о нем архимандрит Игнатий в письме к Митрополиту Серафиму: «Ужасным и достойным сожаления образцом отчаяния служат два подначальных иеродиакона – Иосиф и Матфей. Никогда они не исповедуются и не причащаются Святых Тайн. Никогда, ниже в Светлый праздник Пасхи нельзя их понудить придти в церковь . Лица их – подобные только случалось мне видеть между каторжанами в Динабургской крепости». ( Игнатий (Брянчанинов Дмитрий Александрович) епископ Кавказский. Жизнеописание, составленное неустановленным лицом. Конец 1870-х гг. 451 л. Собрание отд. поступлений. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 90.) Иеродиакон Иосиф упоминается также в письме от 22 сентября 1842 г. Под «потачкой» данной иеродиакону Иосифу следует понимать отказ в переводе его в другую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

25 Отец Амфилохий – Игумен монастыря Рождества Пресвятой Богородицы на острове Коневец, в южной части Ладоги. Управлял обителью с 1839 по 1859 год. В игумены определен из строителей Антониево-Дымского монастыря 26 он сомневается о Вашей отлучке в Петербург… – За время своего настоятельства о. Дамаскин, помимо нескольких поездок в окрестностях Ладожского озера, несколько раз ездил в С.-Петербург, в том числе в 1840 г.; совершил поездку по Финляндии до Кюмени в 1847 г.; побывал в Москве в 1864 г 27 В житии святого Нифонта… – Из жития святого Нифонта, епископа Кипрского, память 5 января (23 декабря старого стиля): «Видно было Святому и то, как бесы ходят в народе и искушают людей, внушая им осуждение, клевету, ссоры и различные скорби. Однажды он увидел одного человека за работой; и вот пришел к нему бес и начал шептать ему на ухо; неподалеку работал другой человек; пришел бес и тому пошептал на ухо; тогда они, оставив работу, начали ссориться. Блаженный же, встав, сказал: – О бесовский соблазн! Как ты сеешь вражду между людьми!» 28 О иеромонахе Варсонофии известно, что его дважды командировали на флот для исполнения обязанностей корабельного священника. В 1844 г. архимандрит Игнатий разбирал дело об отказе иеромонаха Варсонофия от чередного священнослужения по болезни (застарелый перелом ноги). В результате разбирательства о. Варсонофий отказался от своих требований. 30 …Ризничего… – Ризничий заведует ризницей – хранилищем церковной утвари, священных облачений, напрестольных покровов, иных святынь, отданных в дар монастырю 32 Преосвященного Викария… – Венедикт (Григорович), епископ Ревельский († 1850). См. примеч. к письму от 26 апреля 1840 г 33 в Сергиеву Пустыню… – Троице-Сергиева пустынь основана в 1735 г. духовником Императрицы Анны Иоанновны, архимандритом Троице-Сергиевой Лавры о. Варлаамом. Архимандрит Игнатий (Брянчанинов) был ее настоятелем с 1833 г. 34 надлежащим билетом. – Монашествующие могли отлучаться из монастыря в города и села своей Епархии не иначе, как для общественной нужды и с паспортом (увольнительным билетом) от настоятеля. См. указ Святейшего Синода от 24 января 1740 г., Прибавление к Духовному Регламенту, п. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

37 из часовни… – Часовня и каменное здание для монашествующих построены старанием игумена Вениамина в 1838 г.; проект епархиального архитектора Карла Брандта. В 1835 г. в эту часовню от купеческого сына Дмитрия Полежаева, с помощью купцов, торговавших под Невским, пожертвована икона Святителя Николая в позлащенной ризе, украшенной стразами, стоимостью в 6000 рублей ассигнациями. Здание сохранилось до наших дней. Принадлежит Валаамскому монастырю. Находится на Синопской набережной, д. 34, недалеко от Александро-Невской Лавры. Часовня освящена во имя иконы Всех Скорбящих Радосте 38 Невской Лавры. – С.-Петербургская Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, мужской монастырь; основана в 1712 г. указом Императора Петра II. В 1797 г. этот монастырь возведен на степень Лавры (действующий: С.-Петербург, наб. р. Монастырки, д. 1). 40 близ вин ко греху… – См. у Владимира Даля: «Вина – начало, причина, источник, повод, предлог». 41 …согласие на принятие старца Пафнутия… – В 1840 г., указом С.-Петербургской Духовной Консистории за 6263, от 7 ноября, предлагалось рассмотреть настоятелю первоклассного Спасо-Преображенского монастыря о. игумену Дамаскину прошение «Курской Епархии Глинской Богородицкой общежительной пустыни, монаха Пафнутия, о перемещении в число братства». На что о. Дамаскин в рапорте от 8 декабря 1840 г ответил отказом «по довольно значительному числу братства, и на определение его сюда братство не согласно». Так как личное дело о. Пафнутия с этими документами хранилось в архиве Валаамского монастыря, можно сделать вывод о том, что старец Пафнутий был перемещен по его желанию на Валаам 42 Венедикт (Григорович), епископ Ревельский († 1850). См. примеч. к письму от 26 апреля 1840 г. 44 Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Серафим (Глаголевский). См. примеч. к письму от 2 ноября 1838 г. 46 Василий Борисов… – Из цеховых С.-Петербурга. Определен в число послушников Валаамского монастыря в 1835 г. В 1844 перемещен в Старо-Ладожский Успенский монастырь 47 о шалостях Финляндских крестьян… – Местное прибрежное население немало досаждало обители браконьерством, намеренным уничтожением животных (разбрасывали отравленную приманку для лис), незаконной рыбной ловлей, попытками провоза табака и алкоголя на острова. При этом монастырь, особенно во время голода, как, например, в 1867 г., тратил крупные суммы на вспомоществование финским и карельским беднякам. За помощь финнам во время голодной зимы 1867 года о. Дамаскину была объявлена благодарность от Государя Императора

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

3) Для размещения остальных воспитанников и чтобы достигнуть главной цели их назначения – быть наставниками духовного юношества в высших училищах, Комиссия приступила к открытию другого учебного округа, именно Московского. Таким образом определены 8 воспитанников в Московскую академию бакалаврами, именно: Григорий Левицкий, Иван Носов, Петр Розанов, Михаил Бажанов, Василий Херсонский, Василий Кутневич, Арсений Тяжелов и Григорий Огиевский, а остальная часть профессорами в семинарии Московского округа. Некоторые из лучших студентов назначены прямо в начальственные должности, именно иером. А. Протопопов – инспектором здешней академии и иером. Венедикт Григорович – ректором Могилевской семинарии. 4) Для поощрения к трудам на поприще просвещения, Комиссия исходатайствовала воспитанникам дух. академий особые преимущества и права; именно: а. Права духовно-училищной службы перед епархиальной В 1814 г. Комиссия духовных училищ представляла св. Синоду: «случается иногда к огорчению служащих при духовных училищах, что из двух сверстников, из которых лучший определяется в училищную, а худший в епархиальную службу, последний вскоре начинает считаться за старшего. Но как это отвращает от службы училищной людей, нужных для училищ: то Комиссия находит нужным, справедливым и полезным постановить и утвердить следующее правило: лета службы училищной должны считаться в старшинстве преимущественно перед летами службы епархиальной». Представление Комиссии утверждено св. Синодом 186 . б. Ученым степеням присвоенные – по ведомству духовного звания По силе Высочайше утвержденного в 26-й день июня 1808 года доклада Комитета о усовершенствовании дух. училищ, надлежало, по истечении совершившегося 1-го учебного курса в С.-Петербургской Дух. Академии, приступить к распределению духовных мест по классам церквей и потом на церковные причты производить классные оклады. Но Комиссия дух. училищ, найдя распределение церквей на классы и определение на священнослужительские места по этим окладам неудобным, по причине уменьшения сумм на содержание причтов положенных, предположила сделать только частное исполнение положения о классных окладах для духовенства на нижеследующем основании:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

48 …финляндским Генерал-губернатором… – Меньшиков Александр Сергеевич (1787–1869) – адмирал, генерал-адъютант, светлейший Князь; Генерал-губернатор Финляндии с 1830 г 49 ныне вышел закон… – В 1837 г. вышел закон «О распространении на Духовное ведомство правила о мелочных постройках и починках зданий, не превышающих 5000 руб.» (Полный свод законов Российской Империи, т. XII, отд. II, 10580. СПб., 1837). Согласно этому Указу все постройки на сумму менее 5000 рублей производились под наблюдением местных духовных властей (для монастырей – это благочинные). Соответственно постройки, превышающие эту сумму, требовали контроля со стороны высшей власти: Святейшего Синода, а в столицах – лично Государя Императора. В 1841 г. в «Уставе о Духовных Консисториях» (Полный свод законов Российской Империи, т. XVI, отд. II, 14409, ст. 44–60. СПб., 1841) в правилах о строительстве православных церквей говорится о необходимости вносить план и смету предполагаемого строительства в Строительную комиссию. 50 г-н Набилков… – Федор Федорович Набилков, купец из города Фридрихсгама, Выборгской губернии. Его иждивением были построены новые братские келлии с оградою в скиту Всех Святых. Пожертвованная сумма составила 10 000 рублей ассигнациями. По окончании строительства в 1844 г. ?. Ф. Набилков с готовностью откликнулся на просьбу о помощи в сооружении нового скитского храма и пожертвовал 15 000 руб. Ранее, в 1835–1836 гг., на его средства была построена церковь Живоначальной Троицы во внешнем каре монастыря 52 перемене Правителя… – По-видимому, речь идет о назначении нового викарного Епископа Ревельского: 14 ноября 1842 г. им стал бывший епископ Старорусский Иустин (Михайлов). Служивший прежде о. Венедикт (Григорович) был поставлен Архиепископом Олонецким 56 Сойма – речное и озерное судно с килем; длина 7–8 сажен, ширина – до 2 сажен, подымает от 3 до 5 тысяч пудов. Ладожская сойма, смотря по величине, имеет свои определения: легкая – самая маленькая; крючная, мережная, просольная и грузовая – самая крупная. В соймах без палубы, но с крышей перевозили богомольцев. Набирали сойму из сосны, вместо гвоздей доски сшивали нитью из древесного корня (см.: Андреев А. П. Ладожское озеро. СПб., 1875. С. 33–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

4) Доктор богословия, архим. Григорий Постников , преемствовал преосв. Филарету в звании ректора Академии и продолжал благоустроение академии, начатое предшественниками. Свидетельством его трудов служат отличия и награды, полученные им в бытность ректором академии: в 1819 г., находясь в звании настоятеля второклассного Иосифо-Волоколамского монастыря, он наименован был первым архимандритом после первоклассных, из уважения к отличным училищным должностям, им занимаемым; в том же году 23 сент. сопричислен к ордену св. Владимира 3-й степени; в 1821 г. августа 21 Высочайше утвержден членом Комиссии дух. училищ, и получил в награждение наперсный бриллиантовый крест; в 1822 г. 7 мая утвержден епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской митрополии, с оставлением за ним должности ректора академии, а в следующем году ноября 17 сопричислен к ордену св. Владимира 2-й степени; в 1826 г. переведен на епископскую кафедру в Калугу. 5) Доктор богословия, архим. Иоанн Доброзраков, из ректоров С.-Петербургской семинарии, с 30-го янв. 1826 г.; в августе сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени; 14 янв. 1829 г. определен настоятелем Пинского богоявленского (Минской епархии) первоклассного монастыря и сопричислен к ордену св. Владимира 3-й ст. В августе 1830 г. утвержден епископом Пензенским. 6) Магистр, архим. Смарагд Крыжановский, из ректоров Киевской академии, с 27 августа 1830 г.; в декабре того же года определен настоятелем первоклассного Пинского монастыря. В ноябре 1831 года посвящен во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской митрополии. 7) Магистр, архим. Венедикт Григорович, из ректоров Вифанской семинарии, с 4 ноября 1831 г. ректор академии и настоятель Боровского Пафнутиевского первоклассного монастыря. В 1833 г. 8 июня утвержден епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским. Скончался Олонецким архиепископом в декабре 1850 года. 8) Магистр, архим. Виталий Щепетев, из ректоров Московской семинарии, с 8 июня 1833 г. и тогда же определен настоятелем Боровского монастыря; в 1834 г. февр. 27 пожалован орденом св. равноап. кн. Владимира 3 ст. В июне 1837 г. утвержден епископом Дмитровским, викарием Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

—590— большее распространение в Византии. Он был принят во всем Константинопольском патриархате и некоторых областях Малой Азии. Из Константинополя он перешел на Афон и в южную Италию» 2428 . Следя за древне-иноческими уставами, мы сделали бы крупную ошибку и большой пробел, если бы не упомянули ни одного слова о двух древнейших уставах, вышедших из-под пера западных писателей. Разумеем уставы преп. Иоанна Кассиана и св. Венедикта. По своей древности они должны занимать место рядом с уставом св. Саввы Освященного, а по своему содержанию они всецело напоминают собою уставы первых законодателей монашества, воспроизводя их во многих случаях почти дословно если не по букве, то по духу. И здесь от каждого инока настоятельно требовался труд. «Всякий трудом своим должен доставлять доход монастырю», не изъявляя никакого притязания на свой заработок 2429 . После того как приведены свидетельства об обязательности для инока физического труда из древне-иноческих уставов, нет нужды обращаться за свидетельствами о том же к отдельным подвижникам. А эти свидетельства почти бесконечны. Достаточно только припомнить, что одних иноков Пахомианцев, хотя бы и по преувеличенному несколько свидетельству Иеронима, было 50000 человек. Каждый из них не только словом, но и самой своей жизнью осуществлял заповедь своего учителя о необходимости для инока физического труда. Какой же великий это сонм неподкупных свидетелей и защитников труда, физической работы! Говорить ли после всего этого о том, что говорили в защиту труда отдельные выдающиеся иноки древнего времени, как-то: Макарий Великий , Арсений Великий , Паламон, Стратон, Герасим, Пафнутий, Пистамон, Евагрий, Исаия, Аммон, Иоанн Колов, Исаак Сирин и многие другие? Не будем. —591— Переносясь мысленно в пустыни, в которых трудились древние иноки и представляя их за работами, невольно спрашиваешь себя: почему основатели монашества заставляли трудиться иноков? Ведь, кажется, великие созерцатели и действительные молитвенники должны были бы бежать от всякого физического труда. В самом деле, что общего между чистым созерцанием и трудом, наприм., на поле за сохой? И, однако, они от труда не бежали. Чем же и как они мотивировали свой труд?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

59 . Заявление г. Боголепову (1870 г. Москов. Вед., 114). 60 . Поставление священноинока Павла в игумены (1870 г. Там же, 135). 61 . По поводу заявления Боголепову. (1870 г. Там же, 135). 62 . Белая Криница до приезда Амвросия. (Четыре статьи, напечатанные в Русском Вестнике, 1870 г., 10 и 11, 1871 г., 5 и 7.) 63 . Покушение на жизнь Кирилла Белокриницкого (1870 г. Москов. Вед., 250). —556— 64 . Летопись происходящих в расколе событий. (Десять статей, напечатанных в Современ. Лет., 1871 г., 4, 11, 14, 20, 21, 34, 36, 38, 40, 46–48, 1872 г., 2. Изданы за исключением последней, отдельной книжкой. М., 1871 г.) 65 . Об экспертизе по скопческому делу (1871 г. Москов. Вед., 212). 66 . По поводу «Записки о Венедикте Кралевиче» (1872 г. Русский Вест., 2). 67 . Белая Криница при Амвросие (1872 г. Русский Вестник, 1 и 5). 68 . Собеседование православных со старообрядцами 20-го апреля (1872 г. Москов. Ведом., 120 и 121). 69 . Первое общее собрание членов-учредителей Братства св. Петра митрополита (1872 г. Там же, 247). 70 . Открытие Братства св. Петра митрополита (1872 г. Там же, 326). 71 . Записка об учреждении и первоначальной деятельности Братства св. Петра м., читанная в общем собрании членов Братства 21 декабря 1872 г., в день его торжественного открытия (1873 г. Душеполез. Чтение). 72 . Кирилл Белокриницкий. Некролог (1873 г. Москов. Ведом., 113). 73 . Годичный праздник в Братстве св. Петра митрополита (1873 г. Там же, 324). 74 . Двадцать четыре Отчета по Братству св. Петра митрополита, читанные в день братского праздника 21 декабря в общих собраниях членов 1873–1896 гг. (напечатаны частью в Душеполез. Чтении, большей же частью в Братском Слове, именно 1875, 1876, 1883–1897 гг.). 75 . История Белокриницкой иерархии. Т. 1-й. Москва 1874 г. Тоже сочинение, с новым обширным предисловием (I – XXXII) и заключительными выводами (стр. 497–512), тогда же напечатано особой книгой, под заглавием: «Происхождение ныне существующей у старообрядцев, так называемой австрийской, или Белокриницкой иерархии» (представлено в качестве сочинения на получение докторской степени).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5) Вениамин Гжельский. В 1817 г. из Инспекторов Московской семинарии Ректор Вифанской; в 1818 уволен на покой в Уфимский Успенский монастырь. Скончался в Устюге, в тамошнем Архангельск. монастыре. 6) Никанор Клементьевский . Ректор с 1818 г. до 1826 г., а в сем году хиротонисан во Епископа Ревельского (см. список наместников Лавры). 7) Платон Березин, магистр первого курса и инспектор Московской Академии; в Архимандриты посвящен в 1822 году; Ректором Вифанским определен в 1826 году. В 1828 г. переведен на должность Ректора Киевской Академии, и вскоре по приезде в Киев скончался. 8) Смарагд Крыжановский. Магистр 3-го курса Спб. Академии (1819) из Ректоров Киевской семинарии переведен в Вифанскую в 1828 и в том же году определен Ректором Киевской Академии. Скончался в сане Архиепископа Рязанского в 1863 году. 9) Анастасий Воскресенский. Магистр первого курса Московской Академии (1818). Из Ректоров Пензенской семинарии Ректор Вифанской с 1828 до 1829 г. а в сем году переведен в М. Петровский монастырь в качестве настоятеля. Скончался на покое в Боголюбове монастыре, близ Владимира. 10) Венедикт Григорович. Магистр первого курса Петербургской Академии. В 1814 г. прямо по окончании курса определен Ректором Могилевской семинарии. В Вифанскую семинарию переведен из Ректоров Калужской в 1829 году; в 1831 г., определен Ректором Петербургской Академии; в 1833 пожалован Епископом Ревельским. Скончался в Декабре 1850 в сане Архиепископа Олонецкого. 11) Евлампий Пятницкий . Магистр 2-го курса Московской Академии (1820). Из Инспекторов Московской Академии в Ноябре 1831 г. определен Ректором Вифанской семинарии. В 1834 году хиротонисан во Епископа Екатеринбургского Викария Пермской Епархии, в 1840 г. переведен в Орловскую Епархию, а в 1847 в Вологодскую. В 1851 г. пожалован Архиепископом Тобольским. В 1856 г. по прошению уволен на покой и скончался в Свияжском Богородицком монастыре в 1862 году. 12) Агапит Введенский. Магистр 6-го курса Москов. Академии (1828). Из Инспекторов Владимирской семинарии Ректор Вифанской с 1834 до 1842 г., а в сем году по прошению уволен во вверенный ему Иосифов Волоколамский монастырь; с 1851 г. Архимандрит М. Новоспасского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

72 Сочинённая тогдашним Ректором Киевской Семинарии, получившим за неё степень Доктора Богословия, Антонием, после Ректором тамошней Академии, с 1858 г. Викарием Епископом Чигиринским, 1860 Смоленским, с 1867 Архиепископом Казанским. О. Б. 73 В то время Архиепископа Казанского, в последствии (с 1856 г.) Митрополита Новгородского и С.-Петербургского См. письмо 10. О. Б. 74 Никанор, в светском звании Николай Клементьевский, воспитанник Троицкой Семинарии, с 1809 г. Учитель Греческого и Еврейского языков, 1812 Риторики, 1814 Бакалавр Московской Академии, Наместник Лавры, с 1818 Ректор Вифанской Семинарии, 1826 Епископ Викарий Реведьский, 1831 Калужский, 1834 Архиепископ Минский, 1840 Водынский, 1843 Варшавский, 1848 Новгородский и С.-Петербургский; скончался в Сентябре 1856 года. О. Б. 76 В бельцах Василий Григорович, Магистр Санкт-Петербургской Академии 1-го выпуска, с 1814 г. Ректор Могилевской Семинарии, потом 1831 С-Петербургской Академии, 1834 Епископ Викарий Ревельский, в последствии Архиепископ Олонецкий и Член Св. Синода; сконч. 1850 года 77 Афанасий Тобольский, Моисей Екзарх Грузии, Кирилл Подольский, Мелетий Харьковский и Венедикт Оловецкий. О. Б. 78 Григорий Казанский, Гавриил Рязанский, Павел Черниговский. Это и предыдущее примечания сделаны рукою самого Преосвященного Гавриила. О. Б. 82 Рахмановы, вместе с другими богатыми раскольниками Рогожского кладбища, более прочих хлопотали об устройстве за границей Белокриницкой Митрополии толка с 1846 и след. годов, особливо братья Фёдор и Алексей (безбрачный) Андреевы, двоюродный брат Василия Григорьева, мужа ) Агафьи Филипповны, «адаманта этого согласия», как называли ее Поповцы, тоже не менее усердствовавшего. Первые два умерли в 1854 году. Но Фёдор Рахманов, умирая, завещал в распоряжение Василия, Алексея Алексеева, Семёна Иванова Рахмановых и племянника К. Т., сына брата Теренти – говорят, миллион рублей серебром на «благое дело», около половины коего, по словесному распоряжению завещателя, назначено было передать в Белую Криницу. Алексей Алексеев, Семён Иванов и Василий Григорьев Рахмановы вскоре тоже умерли, почему завещанное перешло в распоряжение оставшегося в живых душеприказчика. О. Б

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010