Симеон (Сампсон) Хутынский, святой 1416–1421 Евфимий Бородатый 1424–1429 Евфимий Вяжицкий, святой 1434–1458 Иона, святой 1459–1470 Феофил, святой 1471–1482 Сергий 1483–1484 Геннадий Гонзов, святой 1484–1504 Серапион, святой 1506–1509 Междуархиерейство 17 лет Макарий I 1526–1542 Феодосий 1542–1551 Серапион Курцев 1551–1552 Пимен Черных 1552–1570 Леонид 1571–1575 Митрополиты Великоновгородские и Великолуцкие: 43 Александр 1576–1591 до 1589 года архиепископ Варлаам Банковский 1592–1601 Исидор 1603–1619 Макарий II 1619–1626 Киприан Старорусенников 1635–1649 Афоний 1635–1649 Никон Минин 1649–1652 Макарий III 1652–1663 Питирим 1664–1672 Иоаким Савелов 1672–1674 Корнилий 1674–1695 Евфимий 1695–1696 Иов 1697–1716 Феодосий Яновский, архиеп. 1721–1725 Феофан Прокопович , архиеп. 1725–1736 Амфросий Юшкевич, архиеп. 1740–1745 Стефан Калиновский, архиеп. 1745–1753 Димитрий Сеченов 1757–1767 с 1762 года митрополит Митрополиты Новгородские: Гавриил Петров 1775–1800 с1783 года митрополит. С 1799 до 1800 он именовался Новгородским и Олонецким. Амвросий Подобедов 1800–1818 с 1801 года митрополит Михаил Десницкий 1818–1821 Серафим Глаголевский 1821–1843 Антоний Рафальский 1843–1848 Никанор Клементьевский 1848–1856 Григорий Постников 1856–1860 Исидор Никольский 1869–1892 Архиепископы Новгородские и Старорусские: 44 Феогност Лебедев 1892 Кирилловское викариатство Учреждено в 1892 году. Епископы (в Новгороде): Антоний Соколов 1892–1893 Назарий Кириллов 1893 Арсений Иващенко 1893 Олонецкая Учреждена в 1828 году. Кафедра в Петрозаводске. Архиепископы Олонецкие и Петрозаводские: Игнатий Семенов 1828–1842 до 1835 года епископ Венедикт Григорович 1842–1850 Дамаскин Россов 1850–1851 Аркадий Федоров 1851–1869 Епископы: Ионафан Руднев 1860–1877 Палладий Пьянков 1877–1882 Павел Доброхотов 1882 Оренбургская Учреждена в 1799 году. 45   Епископы Оренбургские и Уфимские (в Уфе): Амвросий Келембет 1799–1806 Августин Сахаров 1806–1819 Иннокентий Смирнов 1819 Феофил Татарский 1819–1823 Амвросий Морев 1823–1828

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда же, 16 мая вызван Никанор (Клементьевский) епископ волынский, который по назначении его 17 января 1843 г. варшавским архиепископом, с оставлением вместе и волынским и священно-архимандритом Почаевской Лавры, отбыл в епархию со званием члена Св. Синода. В ноябре 1841 года Высочайше повелено присутствовать в Св. Синоде в течение одного года Венедикту (Григоровичу), бывшему викарию с-петербургской епархии епископу ревельскому, тогда же назначенному архиепископом олонецким. По отъезду Никанора варшавского и Гавриила рязанского, вызываем был Парфений владимирский архиепископ, но по болезненному состоянию отказался от присутствования; на его место вызван Илиодор епископ курский и белгородский 349 . Между первенствующими членами Св. Синода митрополит Серафим, во все время своего первоприсутствия (1821–1843г.) видевший и переживший столько перемен в строе администрации русской церкви, скончался 17 января 1843 г. ночью, как о том докладывал государю граф Протасов, « без всяких предвестий об его близкой кончине, после обычных занятий делами». На место Серафима назначен Антоний (Рафальский)-архиепископ варшавский, который по причине болезни 4 ноября был уволен от управления новгородской епархией и 16 ноября скончался. За Антонием следовал Никанор (Клементьевский) , который сначала 4 ноября был назначен новгородским, а за тем 17 ноября с-петербургским митрополитом. Никанор подобно Антонию не долго стоял во главе управления русской церкви; он скончался 17 сентября 1856 года в год и после коронации Императора Александра II. В составе заседавших в Синоде обер-священников происходили свои перемены. Здесь прежде всего следует заметить, что к состоявшим на лицо и подписавшим определение Святейшего Синода о воцарении императора Николая I, прежде других был приобщен духовник государя протоиерей Николай Музовский, которому 21 августа 1826 года повелено быть членом Святейшего Синода с жалованием по штату положенным. С назначением Музовского в Синод закрылась последняя остававшаяся со времени начертания в 1819 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

по 16-е ноября 1842 г.), частые столкновения его с препятствиями в исполнении своих намерений, постоянная борьба против вторжения светской власти в дела петербургского епархиального управления, – все это более и более раздражало его и развивало в нем мизантропию. От людей бежал он к делам консисторским и хотел забыться в них, но и здесь встречал он снова людей в самых непривлекательных образах. Единственным местом успокоения его, где он отдыхал душою и телом, где среди задушевных разговоров успокаивалась у него желчь и исчезала хандра, были семейства родных его братьев: протоиерея И. Григоровича и чиновника Константиновского дворца И. Григоровича. Из писем Венедикта к братьям из Петрозаводска видно, как горячо он любил их и как близко принимал к сердцу все касавшееся до них. Приведем здесь несколько отрывков из этих писем. Вот, напр., что он писал, между прочим, к о. протоиерею Григоровичу от 29-го октября 1849 года: «Почтеннейший, любезный братец, отец протоиерей Иоанн Иоаннович, письма ваше от 28-го сентября, и братцево от 29-го, получил я исправно. Читая и перечитывая их, вижу их даже во сне и благодарю за извещение от всего сердца. Но, за всем тем, не могу ясно постигнуть, что это за беды собираются на мою голову; что я сделал худого им? в чем я виноват пред их милостями»? А вот другое его письмо к нему же, от 20-го апреля 1850 года: «Почтеннейший, любезный братец, отец протоиерей Иоанн Иоаннович! Воистину воскресе Христос! Душевно благодарю вас со всею домашнею церковью вашею и за благожелания с светлым днем Господа и Искупителя, и за праздничную посылку. Их получил я своеручно в самый день. К Александру Ивановичу (старший сыпь о. Григоровича, поступивший в военную службу) в Ямбург написал я в первый раз только ныне, 25-го числа, или лучше сказать, со вторничною почтою на Светлой неделе; приложил по настоящей своей возможности и на красное яичко или, лучше сказать, на солдатские зубы, 25 р. Дай Бог , чтоб был хорошим солдатом, тогда будет и хорошим капралом. Кланяйтесь братцу Николаю Ивановичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в настоящее время находящийся в Козельской Оптиной Пустыни, передавал ему, что будто бы ему, Глебову, некогда сообщал о. Макарий, что впоследствии в лесу при селе Григорове откроются мощи. При этом о. Глебов показывал Козлову в своей комнате на стене портрет о. Макария, писанный помещиком села Григорова г. Жедринским. Этот помещик был сперва будто бы неправославного вероисповедания; но о. Макарий уговорил его принять православие. Болховской мещанин Николай Матвеевич Воинов, он же Козлов (собственноручная подпись, а самая запись составлена М. А. Венедиктовым). XI Матвей Матвеевич Козлов рассказывал мне про своего родителя. „Мой родитель Матвей Иванович, – говорил он – поссорился однажды со своим родным отцем и даже будто бы ударил его. Тот отобрал у него ключи от лавки. Отец мой опечалился и пошел с своею женою к о. Макарию. Пришли они в его моленную. Народу было много. Матвей Иванович стоит, угнувши голову. О. Макарий махает ему рукою. Я не вижу, – рассказывал Матвей Иванович – и стою, призадумавшись. Старец сам подходит ко мне и говорит: „Дурак, дурак! Что ты задумался? Поди, покайся, поклонись в ноги: Бог простит тебя». Я раскаялся. О. Макарий говорит мне: „Поди, поклонись отцу в ноги; он отдаст тебе ключи». Еще Матвей Матвеевич рассказал мне следующее. Некто Акулов, Болховской купец, торговал скотом. Однажды, собираясь ехать в Москву, он просил и получил от о. Макария благословение на это, а также получил от него два письма – одно к Московскому Митрополиту Филарету, другое – к Московскому же губернатору Закревскому. Запродал Акулов мясо одному купцу; тот принял товар. В это время приходит к нему некто и говорит: „Вы солонину запродали купцу банкроту и денег от него не получите». Я понес письма о. Макария Митрополиту Филарету и губернатору и при этом заявил губернатору о происшедшем со мною. Губернатор приказал отобрать товар от банкрота. Таким образом, мне помогли письма о. Макария. Матвей Матвеевич Воинов, он же Козлов (собственноручная подпись, а самая запись составлена М. А. Венедиктовым). XII

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Значит, век изжит уже, пора и честь знать. Остается отечески взывать: Господи Боже, Творче и Искупителю мой, помилуй меня, грешного». Еще 3-го ноября того же 1850 года написал он весьма короткое письмо к протоиерею Григоровичу, в котором выражал досаду свою на секретаря олонецкой консистории Гиляровского за то, что тот в письме своем к одному из петербургских приятелей сообщил известия о его болезни и слабости; в заключение своего письма, Венедикт сказал: «Пою Богу моему, дóндеже есмь». Но это было, если можно так выразиться, хвастовство тем, чего уже не было; смерть была близка к нему. Спустя месяц после этого письма, Венедикта уже не существовало. Олонецкий гражданский губернатор уведомил графа Протасова о кончине преосвященного Венедикта следующим донесением: «Долгом поставляю почтеннейше донести вашему сиятельству, что сего числа (7-го декабря 1850 года), в первом часу пополудни скончался олонецкий архиепископ Венедикт от водяной болезни. Только несколько дней тому назад показались признаки этой болезни, но его преосвященство чувствовал себя в силах, так что думал еще служить вчерашнего числа. Прошедшею ночью болезнь усилилась, сегодня утром архиепископ исповедался, причастился, особорован маслом и, затем, простясь со всеми у него бывшими, тихо окончил жизнь». 266 X. Ревизия кавказского епархиального управления Преосвященный Иоанникий, оказавшийся, как мы уже видели, 267 неспособным и вредным на оренбургской кафедре, был наказан перемещением из Уфы в Ставрополь. Но с переменою места не изменился нравственный характер Иоанникия, который и на новой кафедре сохранил все свои старые, не весьма нравственные, привычки. Из Уфы он вывез своего родственника Альбанова, который в Ставрополе получил место помощника секретаря консистории и сделался поверенным во всех делах архиерея; с Альбановым близко сошелся кафедральный ставропольский протоиерей Крастилевский, начавший вскоре играть роль посредника между просителями и архиереем. Опираясь на этих двух лиц, Иоанникий управлял вверенною ему епархией, а они, сильные доверием к себе преосвященного, а может быть, связанные с ним тайными и темными отношениями, определяли на места, наказывали и награждали, брали и продавали все, что только можно было взять и продать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 19.02(04.03)1923 05(17)09.1923 КИНЕШЕМСКАЯ, паки 05(17)09.1923 09.1928 в/у (?) ВЯЗНИКОВСКАЯ Василий Ратмиров ЕЙСКАЯ КУРСКАЯ, обн. АРМАВИРСКАЯ, обн. КУРСКАЯ, обн., паки ЖИТОМИРСКАЯ ТВЕРСКАЯ 09.1943 09.1944 в/у СМОЛЕНСКАЯ 09.1943 09.1944 МИНСКАЯ 09.1944 31.12.1946 13.01.1947) в/у БРЕСТСКАЯ Василий Смелов БИЙСКАЯ, обн. 24.12.1922 (06.01.1923) 07(20)05.1923 ВЛАДИВОСТОКСКАЯ, обн. 07(20)05.1923 АРМАВИРСКАЯ, обн. Василий Тарасович МУКАЧЕВСКАЯ 16.10.1633 14.05.1642 Василий Троицкий ЧИСТОПОЛЬСКАЯ, обн. 10(23)01.1924 (1928) Василий Царевский СТАРИЦКАЯ 30.04.1900 27.11.1902 Василий Шуан ПЕКИНСКАЯ 17(30)05.1957 21.12.1961 03.01.1962) Вассиан I (Веспасиан?) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ Вассиан II ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ Вассиан III ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ Вассиан КАЗАНСКАЯ 14.02.1575 21.05.1575 Вассиан в/у КИЕВСКАЯ Вассиан I ПИНСКАЯ Вассиан II ПИНСКАЯ Вассиан III ПИНСКАЯ 1545(02.1540) Вассиан IV ПИНСКАЯ /Вассиан? РЯЗАНСКАЯ (XVI в.)/ Вассиан Бака ХОЛМСКАЯ 05.04.1546 Вассиан Кривой КРУТИЦКАЯ 08.04.1466 Св. Вассиан Рыло ЯРОСЛАВСКАЯ 13.12.1467 23.03.1481 Вассиан Санин ЯРОСЛАВСКАЯ 15.01.1506 28.08.1515 Вассиан, кн. Стригин-Оболенский ТВЕРСКАЯ 06.12.1477 13.05.1508 Вассиан Топорков КОЛОМЕНСКАЯ 02.04.1525 06.1542 Вассиан Чудновский ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 21.11.1866 09.09.1876 ПЕРМСКАЯ 09.09.1876 03.01.1883 Вассиан? РЯЗАНСКАЯ (XVI в.) Вассиан РЯЗАНСКАЯ (1379) Вассиан Веретенников САТКИНСКАЯ 07(20)09.1926 17.01(02.03)1936 Сщмч. Вассиан Пятницкий ЕГОРЬЕВСКАЯ 06(19)08.1921 08(21)04.1923 МИЧУРИНСКАЯ 09(22)06.1927 27.03(09.04)1930 в/у ТАМБОВСКАЯ 09(22)06.1927 27.03(09.04)1930 ТАМБОВСКАЯ 27.03(09.04)1930 07(20)02.1936 ВЯЗЕМСКАЯ 22.02(07.03)1921 ВЯЗЕМСКАЯ, обн. ВЯЗЕМСКАЯ, паки 06. 1927 АРЗАМАССКАЯ 22.11(05.12)1934 27.02(12.03)1935 МИЧУРИНСКАЯ? 27.02(12.03)1935 07(20)02.1936 ТАМБОВСКАЯ 07(20)02.1936 15(28)04.1937 Венедикт Бобковский БРЕСТСКАЯ 17(30)03.1941 23.02(08.03)1942 ГРОДНЕНСКАЯ 23.02(08.03)1942 10. 1943 (?) Венедикт Григорович ТАЛЛИННСКАЯ 11.06.1833 14.11.1842 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ 14.11.1842 07.12.1850

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

210 Статья эта пропечатана в книжках за Июль, Август и Сентябрь. О Ректоре же Венедикте Григоровиче изложено в Июльской книжке на стр. 235–240. 212 См. Русск. Старина. 1880 г., Январь, статья: «Записки бывшего проф. Петербургской дух. Академии Д.И. Ростиславова ». В предисловии к этой статье от Редакции (стр. 2) говорится между прочим: Проф. Ростиславов преподавал Физику и Математику и с 1841 по 1849 г. включительно был самый цветущий период его профессорства, хотя он начинал уже с 1848 г. страдать хроническою болезнью; в 1852 г. вышел в отставку; скончался 18 Февраля 1877 г. 214 Об этом расставанье и пр. сообщила нам в последнее время в письме свои воспоминания и сама племянница покойного влад. Антония – протоиерейша Надежда Петр. Ростиславова, которая провожала его и при первом отъезде для поступления в академию и в другие разы, когда он приезжал в Калугу на вакацию из академии. 215 Покойники здесь разумеются, как объяснила на самом этом письму Надежда Петр. Ростиславова, родные его (влад. Антония) сестра и брат любимый Сергий, которые жили у нас (т. е. в семействе П.С. Алексинского) и по смерти которых он (влад. Антоний) остался один единственный у своей матушки, проживавшей тоже у нас, как нашей родной бабушки. 216 Вас. Макар. Вертоградов женат был на родной сестре преосв. Антония; овдовевши поступил в монашество, – скончался в сане епископа Томского в 1867 г. 218 Это Лаврское подворье находилось как раз совместно с двором семинарским и состояло из каменного двухэтажного довольно большого корпуса. В одной части нижнего этажа и доселе помещается Лаврская книжная торговая лавка. 220 Письмо к Протоиерею Александру Ив. Ростиславову и жене его Надежде Петр. от 20 Февраля 1853 года. 222 В его Домашней Беседе известно был особый, и по преимуществу им излюбленный, отдел под заглавием: «Блестки и изгарь». 223 На этот-то Дневник В.И. Аскоченского справедливо указал автор брошюры: «Поминки по преосв. Филарете, Епископе Рижском». 1882 г. Кишинёв. Стр. 12. 224 Чтобы понять значение нестатной выходки Аскоченского, нужно знать, что на оборотной стороне докторского креста написана цитата: Мф. 5:19 и этот стих читается так: «Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Значит, нужно ждать, что остальные три были нечестны и корыстны относительно казенных денег? Но относительно третьего ректора, о. Венедикта Григоровича мы уже читали общий отзыв Р. С–а, что он был «честный, бескорыстный и деловой человек». В подробной же характеристике о. Венедикта Р. С. приписывает ему, как и о. Виталию, редкие качества: «терпеть он не мог низких поклонов, подобострастных приветствий и разных титулизаций. Этот человек постоянно был занят днем и ночью, никогда почти не выходил прогуливаться. Если приходили к нему люди знакомые, то он поскорее как–нибудь от них отделывался. Сам же почти ни к кому не ездил, кроме тех случаев, когда уже нельзя было не поехать. Даже у своих братьев, живших в Петер­бурге» (известных своею ученостью Григоровичей), «не бывал по году и более. Отличался неподкупной совестью; старался решать дела, как требовал того закон, если высшая воля не стесняла его. Лично честный и бескорыстный был человек», хотя смолоду один раз по доверию к другому и впал было в тяжкое несчастье. Так как, вследствие этого несчастья, «он имел очень скудные остатки на свое содержание, а по честности своей не хотел пользоваться» казенными «суммами: поэтому ему приходилось быть слишком бережливым в расходах на свое содержание. Неволя заставила его носить очень небогатую одежду и особенно довольствоваться самою скудною пищею. По очень достоверным слухам, он иногда употреблял только черный хлеб, кислую капусту, или щи с соленою рыбою, а то и без нее и гречневую кашу». Такая неприхотливость обратилась у него мало по малу в привычку. И потому даже тогда, «когда денежные средства уже позволяли ему иметь пышную одежду и изысканный стол, он не роскошествовал... Повторяю, – настойчиво утверждает Р. С., – «он был неукоризненно честен и бескорыстен». Оказывается, таким образом, что и о. Венедикт Григорович был неукоризненно честный и бескорыстный человек, – этого мало: был человек с совестью неподкупною и в образе жизни крайне неприхотливый до скудости; а о. Виталий Щепетев во всех отношениях был лучше даже этого неукоризненно «честного, бескорыстного и делового человека с неподкупною совестью»; значит в высокой степени «честный и бескорыстный человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Иоанн Доброзраков, не имея в своем характере прямоты и смелости о. Смарагда, зато обладая тонко–дипломатическим чутьем и осмотрительно направляя Академию к ее высокому призванию быть рассадницею истинной богословской науки, предпочитал лучше относиться с некоторою якобы либеральною благосклонностью к некоторой свободе лекций высоких умов, вроде Иннокентия, чем ронять свое высокое положение и дело либеральничаньем в пользу студенческих желудков. Потому–то он и не отваживался в студенческом столе на нововведения, которые не совсем согласны были даже с академическим уставом, а тем более с постановлениями церковными, на что, при обычной своей прямоте и простому доброжелательству к людям, отважился о. Смарагд Крыжановский. А что нововведения по студенческому столу о. Смарагда были, действительно, нововведениями, это видно между прочим и из отношения к ним его преемника о. Венедикта Григоровича, который трактовал их слишком свободно, как нововведения незаконные, настаивая в столе студенческом на стародавней идее постнического воздержания. Так как «Крыжановский любил хорошо кормить студентов и удовлетворять их жалобам на случайные недостатки в пище»; то «студенты начали по прежнему относиться и к новому ректору о. Венедикту, но скоро увидали, что он употребляет особый оригинальнейший способ улучшать пищу. Как скоро дежурный старший пожалуется ему, что была плохая говядина, или рыба, или каша и т. п.; то ректор иногда с сарказмом скажет; «а вот я велю эконому исправить». Но в том и другом случае дело оканчивалось тем, что в течении недели, или двух студентам за обедом вместо трех» (по нововведению о. Смарагда) «подавали только два блюда» (по уставу), «лишая их жаркого из говядины. Дело, разумеется, кончилось тем, что студенты перестали жаловаться на недостатки пищи; спасибо еще инспектору» (Платону, ныне архиепископу Донскому), «который заступался за студентов в таких случаях». Вот это значит действовать просто и прямо. А о. Иоанн Доброзраков, как тонкий, гибкий, элегантный ум, любил дойти до цели тонкими изгибами; да и цель–то имел в виду более тонкую и возвышенную – сытость больше студенческих умов, чем желудков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Консистория спрашивала мнения семинарского правления, которое, несмотря на мнение викария Венедикта (Григоровича) о необходимости увольнения Павловского – хотя от инспекторства, нашло возможным оставить его при прежних должностях, согласно его прошению и по сношении с учил. ректором, прот. Кочетовым. Митрополит утвердил мнение правления. В том же 1835 г. правление дозволило учителю Александроневского училища Александру Петрову пользоваться казенным ученическим столом за 75 р. в год. По педагогической части – семинарское правление должно было заботиться о снабжении духовных училищ книгами, которые выписывались первоначально из московской синодальной типографской конторы, и делало те или другие указания и внушения училищным педагогам. В 1813 г., по предписанию академического правления, был запрос от семинарского по училищам – о недостаточных сторонах проекта устава дух. училищ. Большею частию училищные начальства признали проект удовлетворительным, но иные указали его недостатки. Напр. ректор Александроневского училища Феофан, как и ректор ямбургского училища, заявил о необходимости увеличить уроки по греческому и латинскому языкам, исключить из училищного курса всеобщую историю, по затруднительности предмета и отсутствие надлежащего учебника, сократить число уроков по русскому языку, но по славянски учить и в высшем классе; сократить так же курс священной истории. Семинарское правление с некоторым изменением представило это мнение академическому. – Заведуя принятием и исключением учеников, или зачислением исключенных приватными, семинария малоуспешность учеников училищ по тому или другому классу всегда имела предметом особого внимания, особенно с конца 30-х годов, когда нередко бывали запросы в сем. правление об училищных воспитанниках из Духовно-учебного управления. Напр. когда в 1831 г. несколько учеников ямбургского училища на испытании в семинарском правлении оказались неспособными к поступлению в низшее отделение семинарии, особенно по латинскому языку, и были возвращены в училище, – последовал запрос о причинах малоуспешности учеников по латинскому языку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010