Этим, оказавшим большое влияние на последование таинства, элементом и было семикратное чтение апостола и евангелия. Появление его в чине, вероятно, находится в связи с перемещением помазания больного елеем к моменту чтения литургийных апостола и евангелия. В этом отношении чин елеосвящения имеет для себя близкую параллель в чине венчания. Как при совершении венчания, так и при совершении елеопомазания на литургии, апостол и евангелие на литургии читались не рядовые, а приспособленные в том и другом случае к характеру таинства. Отсюда, с течением времени апостол и евангелие стали рассматриваться уже как составные части того и другого последования. Следствием этого было то, что, когда венчание обособилось от литургии, то удержало в своем составе чтение апостола и евангелия. То же случилось и с последованием св. елея. Когда оно стало совершаться во второй своей половине после литургийных апостола и евангелия, то последние, по содержанию давно уже сходные с последованием таинства 285 , и по времени совершения приблизились к елеопомазанию и потому, естественно, стали рассматриваться уже как составная и, притом, начальная части процесса елеопомазания. Дальнейшим же следствием было то, что чтение апостола и евангелия вместе с помазанием больного елеем подверглось влиянию седмеричной системы, т.е. стало повторяться семь раз по числу пресвитеров, совершителей таинства. Возникши, семикратное чтение апостола и евангелия, осложненное, несомненно, не сразу чтением семи молитв, по одной молитве на каждое чтение, сначала заняло посредствующее положение между помазанием больного елеем и освящением последнего, однако не без влияния на то и другое. На состав помазания больного елеем этот новый элемент в последовании таинства повлиял в том отношении, что с появлением его в видах объединения последования таинства и придания ему большей стройности помазание больного елеем получило большую наклонность к соединению с семикратным чтением апостола и евангелия в одну часть. С другой стороны, вполне естественно, что и освящение елея при существовании семи чтений из апостола и евангелия с присоединением еще по одной молитве на каждое чтение устойчиво стало совершаться простым способом уже из одного того побуждения, чтобы не загромождать и так очень сложный чин св. елея.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

С таким характером и предстает перед нами чин елеосвящения в указанных рукописях, проредактированный в этом направлении на основе списков предшествовавшей редакций чина св. елея. Именно, в этих рукописях по указанным выше причинам утреня, или молебное пение, действительно, тесно примкнула к самому чину таинства и вследствие этого образовала в нем его теперешнюю первую часть, удержав обычный свой порядок: начало, чтение псалма 142, малая ектения, пение «Бог Господь» или «Аллилуия», смотря по дню, и современных тропарей, чтение Арсениева канона и пение современных стихир. И после стихир сразу же следовало освящение елея – вторая часть последования таинства: каждый из иереев, вливая елей и вино в сосуд, читал молитву и на освящение его «Господи, милостию и щедротами», причем во время этого процесса исполнялся псалом 50. Третью часть составили в нем апостольские и евангельские чтения, объединенные теперь с семикратным помазанием больного елеем в таком порядке: прокимен, апостол, аллилуарий, евангелие, сугубая ектения, молитва; после молитвы пресвитер дул трижды в сосуд с елеем, делая в то же время и знак честного креста, произносил тропарь «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси», помазывал болящего елеем при произнесении стиха «Помощь наша во имя Господа» или молитвы «Отче Святый», и, сделав поклон иереям, отходил на свое место; и таким образом поступали все семь иереев. В силу отнесения помазания больного елеем к чтениям из апостола и евангелия четвертая и, вместе с этим, заключительная часть последования таинства приняла такой вид: возложение евангелия и чтение молитвы «Благоутробне, неизменне, сокровенне, многомилостиве Господи Боже наш», к которой уже в виде пережитка присоединялось чтение молитвы «Отче Святый» 324 ; пение стихир: Источник исцелений... Подаждь утешение... 325 ; ектения: Помилуй нас Боже... 326 и отпуст: Христос, истинный Бог наш... В заключение болящий трижды говорил: Благословите, владыки святые, и простите мне грешному 327 . Со стороны содержания рассматриваемая редакция чина елеосвящения обращает на себя внимание своеобразным опытом образования круга молитв на апостольских и евангельских чтениях. В значительной степени молитвы здесь построены на принципе объединения отдельных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Затем Аркудий высказывает и то, что в древности, кроме первого, остальные пресвитеры были соприсутствующими и возносили молитвы к Богу о болящем, чтобы успешнее доставить ему прощение грехов и здравие тела. Однако это выполнялось без многократного повторения материи и формы. В поставлении епископа обычно также соприсутствуют два иных епископа ради чести. Но если мы признаем такой порядок дела истинным, добавляет Аркудий, то должны признать его и в таинстве елеосвящения, следовательно, помазание остальных пресвитеров, кроме первого, будет ложным и злоупотреблением 252 . Наконец, Аркудий допускает, что могло (и многократно) помазываться место, пораженное болезнью, и прочитываться молитвы, однако без повторения формы и без помазания различных частей по образу таинства. В таком виде практика существовала 253 и в других церквах. Матфей Гален в своем катехизисе в отделе о таинстве елеосвящения замечает « (Таинство св. елея) не совершалось кое-как и поспешно, но где болящий не чувствовал себя лучше, туда приходили священники в течение семи дней для помазания, конечно, не повторяя столько раз таинства, но установленными молитвами и помазанием врачуя болящие члены и доставляя святейшую евхаристию» 254 . «Отсюда мы научаемся, что некогда не частично производилось (помазание), как теперь, но все тело обливалось, и не только органы чувств, но все те части помазывались, в которых всего сильнее свирепствовала болезнь. И это иногда совершалось в течение семи дней и не только священниками, но также и самими болящими и даже их друзьями, если только оно не было таинством 255 . Таким образом, Аркудий, выясняя возможные формы древней литургической практики совершения таинства елеосвящения многими пресвитерами, старается показать, что семикратное повторение материи и формы, если и возникло на почве какой-либо из них, то все же по своему характеру и существу является неоправдываемым злоупотреблением. Но едва ли можно признать непосредственную зависимость от древней практики семикратного повторения материи и формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

По исполнении заамвонной молитвы раздробления хлебов не бывает, но сразу же иереи погружают заготовленные стручцы в сосуд, и во время пения не только иереями, но и обитателями дома стихиры «Источник исцелений», иереи, начиная с литургисующего, исполняют для хозяина дома и живущих с ним молитву «Отче Святый, врачу душ и телес» и после возгласа «Яко Твоя есть сила» помазуют их лицо, грудь и руки. И, помазав всех, иереи снова погружают свои стручцы в сосуд и помазуют весь дом, делая елеем кресты на отдельных его частях при пении стихир: Источник исцелений, Святии бессребреницы, Благодать исцелений. Помазав дом, возвращаются и собираются в комнату, в которой по обыкновению находится празднующий, и поют: Благодать приимше. Затем, один кадит, другой говорит: «Премудрость, прости, услышим...» И литургисующий читает евангелие от Луки (19: 1–10). Ектения: Помилуй... О благочестивейших... О еже милостиву... О еже проститися нам всякому прегрешению... Еще молимся о рабах Божиих... Господи, помилуй (40 раз) и возглас: «Яко милостив...» И происходил отпуст. «И возвращаются в домовый храм; произносят: Благословлю Господа... и бывает раздробление хлеба и раздаяние. Все берут по частице и отходят. Если же есть на большее произволение призвавшего, то и вкушают с ним. Должно знать, что литургисавший по окончании последования гасит свою светильню и оставляет (остальные) шесть; так поступают и прочие: тоже гасят после литургии; а литургию каждый совершает по одной и так до семи. Если последование бывает в субботу четыредесятницы, то употребляются преждеосвященные; если же вне четыредесятницы, каждый раз совершается проскомидия». Приведенное последование св. елея показывает как началось развитие чина елеосвящения в обоих характерных для рассматриваемого периода отношениях: 1) в сближении между собою исторически сложившихся частей его и 2) в семикратном повторении их под влиянием седмеричной системы. В отношении сближения главных выработавшихся исторически частей его – освящения елея и помазания им больного – здесь наблюдается следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Второе и третье чтение акростиха также не охватывает всех тропарей. Лишними в том и другом чтении оказываются богородичные тропари после третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой песни; а при чтении εχ еще лишний и первый тропарь после третьей песни 277 . Этот акростих не противоречит составу тропарей в их современном виде и имеет законченный смысл. Это говорит в некоторой мере за то, что и по первоначальному замыслу он мог быть в таком виде, следовательно, не все тропари и при первоначальном составлении канона могли входить в счет акростиха. Действительно, акростих разбит лишними тропарями с некоторой планомерностью, таким образом: ευχης ελαιου ψαλμος εξ Αρσενιου. Легко видеть, что акростих разбит на средине и так, что через каждые три тропаря поставлен лишний против акростиха богородичен. Отсюда акростих получился не столько испорченный, сколько закрытый, не ясный лишь для первого взгляда. С другой стороны и тропари, не вошедшие в счет акростиха, по своему содержанию и способу изложения нисколько не говорят за другого их автора. За их первоначальное существование в каноне в современном виде говорит и их устойчивое местонахождение в нем, как в греческих, так и в славянских 278 рукописях и именно в современном виде. В силу этого можно допустить, что Арсениев канон и вышел из рук автора в том составе тропарей, в каком он существует теперь. Но кто же был Арсений, творец современного канона? Из исторически известных лиц с именем Арсения, с которыми связывалось, или можно связывать современный канон в чине св. елея, должно отметить следующих: Арсения, архиеп. Корфского (9 в.); Арсения, патриарха Константинопольского (13 в.); Арсения, еп. Монемвасийского (15 в.). Всего менее мог принадлежать канон Арсению, еп. Монемвасийскому. Существование канона в 12 веке не позволяет приписывать его автору, жившему в 15 веке. Не мог принадлежать по той же причине канон и Арсению, патриарху Константинопольскому, хотя о его близком отношении к чину св. елея выразительно свидетельствует патриарх Константинопольский Никифор 2 279 .

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Седьмая молитва – «Боже сильный и милостивый» – имеет одно и то же чтение во всех рукописях данной группы. Что же касается седальнов, предварявших апостольские и евангельские 314 чтения в рукописях данной группы, то состав их представляется в следующем виде. На первое чтение, глас 1 Судище Твое страшно... Объятия отча отверсти ми потщися... Матерь Тя Божию молим вси... 315 На второе чтение, глас 2 По рукописи Синайской библиотеки По рукописям Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Синайской библиотеки Аз есмь древо неплодное... Яко волны морские... Вся паче смысла... Помилуй мя, рече Давид... Помилуй мя Боже, помилуй мя, плакася Давид о двою греху... Господи, не предай мя, требующего заступления... На третье чтение, глас 3 Живущи на земли, душе моя, покайся... Доколе душе моя пребываеши в согрешениях... Каждый иде же спасается, тамо праведно и притечет 316 . На четвертое чтение, глас 4 Смиренную мою душу посети, Господи... Преплывая пучину настоящего жития... К Богородице прилежно... 317 . На пятое чтение, глас 5 По рукописи Синайской библиотеки По рукописям Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Синайской библиотеки Судии седящу... Душе, яже зде временна, тамо же вечна... Слава и ныне. Судии седящу и ангелом предстоящим... На одре слежу согрешений многих... Скорое Твое заступление... На шестое чтение, глас 6 Помилуй нас, Господи, помилуй нас... Милосердия двери... На седьмое чтение, глас 8 Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение... Яко судии сущу, попецыся душе.,. Тя стену и утверждение... . Употребление «умилительных седальнов» на апостольских и евангельских чтениях составляет тоже весьма характерную особенность рукописей данной группы. Как увидим потом, эти седальны в других рукописях употреблялись в качестве покаянных и богородичных тропарей. Как умилительные седальны они находятся в октоихе под соответствующими гласами на утрени (понедельников), исключая богородичны. Апостольские и евангельские чтения рукописей Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Афоно-Пандократорской библиотеки 149, Синайской библиотеки 985 сопровождаются возложением евангелия на главу болящего и чтением молитв: Царю Святий, благоутробне и многомилостиве... (Дмитриевский. Богослужение в русской церкви. Прил. 133), Господи Боже наш, наказуяй и паки исцеляяй... (Goar. 342), Благодарим Тя, Господи Боже наш... (Goar. 343). Прежде всего, само возложение евангелия в этих рукописях объясняется их более поздним происхождением, из 15 века, когда возложение евангелия стало уже обычным явлением в рукописях других групп; затем и само обилие молитв объясняется тем же. Вторая и третья из указанных молитв давно уже утвердились на апостольских и евангельских чтениях. Между тем, рассматриваемые рукописи на этих чтениях удерживают круг молитв, свойственный рукописям 13 века, и не дают здесь применения этим молитвам. Вместо этого они, очевидно, и помещены в качестве добавочных молитв на возложение евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

При существовании же отпуста на утрени начинать следующую часть для них было естественно особым начальным возгласом. Неустойчиво занимали свои места и следовавшие за великой ектенией молитвы на освящение елея: «Господи, милостию и щедротами» и «Безначальне, вечне». Обычно, во время чтения первой молитвы пресвитеры совершали влияние елея в сосуд, а вторая молитва прочитывалась уже в самом конце второй части, после пения отпустительных тропарей или антифонов 352 . Но в рукописях Афоно-Дионисиатской библиотеки 353 и Московской Синодальной библиотеки 498 354 обе молитвы непосредственно следовали одна за другой, а в рукописи Синайской библиотеки 988 порядок следования их был обратный 355 . Ближе к современному порядку освящения елея стоят рукописи, в которых на освящение елея прочитывалась только одна молитва «Господи, милостию и щедротами Твоими». И к рукописям с одной освятительной молитвой относится оставшееся большинство рукописей второй группы. Но, с другой стороны, почти во всех них, в отличие от современного способа освящения елея, молитву произносили пресвитеры, по очереди, и каждый вслух, вливая в то же время елей в заготовленный сосуд. Но в рукописях Афоно-Есфигменской библиотеки 208 и Афоно-Ватопедской библиотеки 133 356 лишь первый пресвитер совершал влияние елея в сосуд и читал молитву на освящение его. Оставшиеся части освящения елея – пение тропарей и кондаков, приход больного и испрошение им прощения грехов – были тесно связаны между собою. Именно, пение тропарей с кондаками и испрошение больным прощения грехов, как видели, были вызваны появлением больного в этот момент в храме, или в том месте, где совершалось таинство. Этим же поддерживалось и существование их, ибо появление больного после освящения елея удерживалось в рукописях довольно твердо. Однако, быв вызвано практическими целями и получив широкое распространение, пение тропарей с кондаками устойчиво сохраняло свое место и с исчезновением причины, вызвавшей их появление здесь, т.е. с перенесением прихода больного к началу или освящения елея или всего последования.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Первая группа молитв имеет такой состав 408 : Благоприменителю Господи. Владыко, Господи Боже Вседержителю, Святый Царю славы. Блаже и человеколюбие. Господи Боже наш, наказуяй и паки исцеляяй. Благодарим Тя, Господи Боже наш. Владыко, Господи Боже наш, врачу душ и телес наших. Боже Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном. Вторая группа молитв образовалась через новую седьмую молитву: Богатый в милости и многий в благости 409 . Третья группа молитв получилась через новую первую молитву «Безначальне, вечне». Эта молитва первоначально занимала место на освящении елея в качестве второй молитвы. Но чтение второй молитвы на освящение елея постепенно было оставлено. В силу этого молитва «Безначальне, вечне» была продвинута вперед и заняла первое место на чтениях из апостола и евангелия. Поэтому молитвы первой и второй группы подвинулись на одну вперед, и образовался следующий состав их в третьей группе: Безначальне, вечне. Благоприменителю Господи. " Владыко, Господи Боже Вседержителю, Святый Царю славы. Блаже и человеколюбче. Господи Боже наш, наказуяй и паки исцеляяй. Благодарим Тя, Господи Боже наш. Владыко, Господи Боже наш, врачу душ и телес наших. От современного состава молитв эта третья группа отличается тем, что во второй молитве недостает нынешней первой половины, а в четвертой молитве – второй половины. Но и это было сделано в рукописи Синайской библиотеки 1566 г. 410 , в которой мы имеем современный состав молитв на евангельских чтениях. Как и выше сказали, современный состав молитв на чтениях из апостола и евангелия в значительной степени тоже получился в результате объединения отдельных молитв. Для образования первой молитвы на чтениях было объединено целых три молитвы: 1) Безначальне, вечне; 2) Боже, великий и дивный; 3) Буди елей сей. Первая молитва первоначально служила для освящения елея; последние две молитвы первоначальным назначением имели служить для освящения крещального елея, и о них речь уже была у нас. При получившейся в силу этого разнородности первой и последних двух молитв, они так и не примкнули тесно друг к другу. После молитвы «Безначальне, вечне» следует перерыв и замечание: «Ведомо буди, яко нецыи молитву убо сию даже до зде глаголют токмо... Нецыи же даже до конца глаголют». И далее следуют вторые две из указанных молитв. Из этого обстоятельства видно, что и в современной редакции чина елеосвящения обязательное чтение последних двух молитв ставилось под сомнение. И это вполне понятно при первоначальном назначении этих молитв для таинства крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

По содержанию чин елеосвящения тоже характеризуется неустойчивостью подбираемых элементов и в силу этого значительным их разнообразием в рукописях второй группы. В содержании утрени это разнообразие простирается на все подбиравшиеся из богослужебных книг песнопения. И это прежде всего нужно сказать относительно тропарей на «Бог Господь» или «Аллилуия». В целом ряде рукописей положен тропарь «Скорый в заступлений един сый Христе» 372 , в редких случаях с присоединением к нему тропаря «К Богородице прилежно ныне притецем» 373 . Наряду с этим имели применение и другие тропари: «Скорый Твой покров и помощь» 374 , «К Богородице прилежно» и «Не умолчим никогда» 375 . Но уже вместе со всеми этими тропарями получили не меньшее распространение и современные тропари 376 . Относительно канона на утрени нужно заметить, что за редкими исключениями в рукописях приводится Арсениев канон. Это, конечно, объясняется самыми свойствами Арсениева канона: при нарочитом составлении для таинства елеосвящения он обладал особой выразительностью и высокой художественностью в изложении. Из других канонов можем отметить следующие. В рукописи Синайской библиотеки 988 377 отмечается канон восьмого гласа с ирмосами: Воду прошед... и тропарями: Многими содержим напастьми... Страстей мя смущают прилози (=приступы)... Спасителя родшую Тя... В рукописи Синайской библиотеки 995 378 – второго гласа с ирмосами: Во глубине постла иногда... и тропарями: Радуйся, воистину всех радосте... Относительно хвалитных стихир в общем в рукописях твердо удерживается современный состав их. Лишь в нескольких рукописях вместо современных положены совершенно другие стихиры в честь Божией Матери 379 : Небес пространнейшая, херувимов и тронов честнейшая... Гимнов уст моих не презри... Бесчувственные сердцем... Безнадежных надежда твердая... Слава: Плачь душе моя... И ныне: Всеблагому Твоему промышлению 380 ... Больше разнообразия замечается в употреблении тропарей после Трисвятого. Всего менее был распространен тропарь «К Богородице прилежно ныне притецем», встречающийся лишь в нескольких рукописях 381 . Более применения имели другие тропари: Помилуй нас, Господи, помилуй нас... Слава: Господи, помилуй нас... И ныне: Многая множества... Упоминание об этих тропарях мы встречаем в целом ряде греческих рукописей 382 . Но уже наряду с последними тропарями вошел в употребление и современный тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе».

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Прежде всего, число просфор на проскомидии устанавливается семь и именно потому, что семь пресвитеров совершают таинство. Затем семь раз совершается и сама литургия по одной на день каждым участником совершения таинства. Но каким содержанием заполнена схема рассмотренного чина св. елея? Какого характера взяты сюда элементы? Не можем не отметить, что и со стороны содержания рассматриваемый чин замечателен. Так, взятые для процессов освящения елея и помазания им больного молитвы читаются в редакции, отвечающей первоначальному их виду. Во всяком случае, можно полагать, что варианты, возможные в чтении той и другой молитвы, несущественного характера. Молитва на освящение елея Молитва на помазание Господи, милостию и щедротами Твоими, исцеляющий сокрушения душ и телес наших, Сам, Владыко, освяти елей этот, чтобы быть (ему) помазывающимся от него в уврачевание и отгнание всякого страдания, болезни телесной, осквернения плоти и духа, и в устранение всякого зла, чтобы и в этом прославилось пресвятое имя. Возглас. Твое бо есть... Отче Святый, врачу душ и телес, пославший Единородного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего от одержащих его телесных болезней по благодати Христа Твоего и оживотвори его по Твоему благоволению, должное Тебе благодарение во благих делах исполняющего. Яко Твоя держава... Теперь мы должны отметить, что в таком виде та и другая молитвы читаются в Порфирьевом евхологии, а вторая молитва сверх этого такое же чтение имеет и в наиболее ранних списках, где она приводится вне чина 263 . Это подкрепляет высказанную выше мысль о близости к первоначальному виду чтения той и другой молитвы. На вопрос же, почему эти молитвы занесены в чин, можно ответить следующее. Выше, при рассуждении об употреблении елея в христианской древности было показано его широкое применение христианами для врачевальных целей, а вместе с этим и то, что и в последнем случае елей освящался церковью. Этим вызывалась необходимость особых врачевательных молитв для освящения елея, употребляемого христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010