иером. Даниил (Сычёв) Скачать epub pdf 20/7 января (ст. ст.) – день кончины (расстрела) высокопреосвященного Венедикта (Алентова) , архиепископа Тамбовского и Мичуринского. «Весьма добрый и благоговейный святитель». Из письма епископа Дометиана (Горохова) Виталий Александрович Алентов родился 18 апреля 1880 года в селе (погосте) Векшеньга, Шуйской волости, Тотемского уезда, Вологодской губернии в семье диакона, впоследствии священнослужителя. При крещении его нарекли в честь преподобного Виталия Александрийского (память 22 апреля/5 мая по н. ст.). По окончании в 1903 году Вологодского Духовного училища и в 1909 году Вологодской Духовной семинарии, Виталий Алентов поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, в которой по окончании в 1913 году получил степень кандидата богословия за сочинение «Чин таинства Елеосвящения: Историко-археологический очерк». В это же время его оставили в Академии профессорским стипендиатом по кафедре литургики. В Успенской Почаевской Лавре 22 августа 1913 года Виталия Александровича постригли в монашество (мантию) в честь преподобного Венедикта Нурсийского (память 14/27 марта). Высокопреосвященнейший Антоний (Храповицкий ; 1863–1936), архиепископ Волынский и Житомирский в августе того же года рукоположил его в сан иеродиакона, затем иеромонаха, и отец Венедикт поступил в число братии Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Здесь он преподавал литургику в Духовной академии. 19 сентября 1914 года иеромонаха Венедикта назначили преподавателем гражданской истории (по другим данным – Священного Писания ) Московской Духовной семинарии. 28 марта 1916 года его наградили наперсным крестом, выдаваемым от Святейшего Синода. В 1917 году отцу Венедикту присвоили ученую степень магистра богословия за диссертацию на тему «О таинствах». После закрытия семинарии, с 1919 года, иеромонах Венедикт находился в числе братии Московского Данилова мужского монастыря. В октябре 1920 года отец Венедикт переехал в Смоленск, где исполнял должность секретаря Епархиального управления при преосвященном Филиппе (Ставицком; управлявшем кафедрой в 1920–1924 гг.), епископе Смоленском и Дорогобужском.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Глава вторая Слова св. апостола Иакова о таинстве елеосвящения (5: 14–15) и определение по ним литургической стороны этого таинства в апостольское время Слова ап. Иакова о таинстве елеосвящения при определении его литургического состава имеют большое значение. Будучи непоколебимым базисом христианской догматики при утверждении ею сакраментального характера за елеосвящением, слова ап. Иакова в то же время определяют в основных чертах и литургическую сторону последнего, намечают существенные ее элементы. Послание свое ап. Иаков писал спустя значительное время после начала своей апостольской деятельности. И Иаков, и другие апостолы ко времени написания первым послания более или менее широко развернули свое проповедническое служение, включили немалое число членов в общение со Христом в Его церкви. Естественно, что и принятие каждого нового члена в общество верующих во Христа и укрепление принятых в христианской жизни и удовлетворение их нужд вызывали необходимость сакраментальных действий над верующими, право на совершение которых было дано апостолу Спасителем. Позволительно поэтому утверждать, что и елеосвящение, назначенное для уврачевания больных, если и не было широко распространено в апостольский век, как прочие таинства, то все же и не было без употребления. Но если оно имело применение в апостольское время еще до написания св. ап. Иаковом своего послания, то с вероятностью можно полагать, что ап. Иакову при упоминании о елеосвящении предносились в памяти случаи врачевания апостолами больных в таинстве св. елея. Отсюда дальнейший вывод тот, что в словах апостола Иакова должно видеть сколько указание, как должно совершать елеосвящение в послеапостольское время, столько же и отголосок того, как совершалось сакраментальное помазание елеем больных самими апостолами. Что же в том и другом отношении дают слова ап. Иакова о елеопомазании? Апостол пишет: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелить болящего, и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5: 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

И действительно, у отцов и писателей церкви мы находим ясные указания, как на само применение елея к умершим, так и на то символическое значение, которое с течением времени соединилось с этим употреблением елея. Наиболее раздельное указание на употребление елея над умершими с изъяснением его символического значения принадлежит писателю под именем Дионисия Ареопагита в книге «О церковной иерархии» 625 . Отмечая сначала «в тайнодействии, совершаемом над благочестивыми усопшими» сам факт возлияния елея на усопшего 626 писатель в изъяснении «созерцательной стороны» этого «тайнодействия» указывает и символический смысл возлияния елея на умершего. Он говорит: «После же целования священноначальник возливает на усопшего елей. Припомни, что при священном Богорождении (крещении) пред божественнейшим погружением преподается крещаемому первая доля причастия священного таинства – елея помазания –. после всецелого совлечения прежней одежды. Так и теперь, в конце всего, возливается на усопшего елей. Тогда помазание воззывало крещаемого к священным подвигам, а теперь возлияние елея указывает на то, что усопший потрудился в этих священных подвигах и достиг совершенства» 627 . Это объяснение употребления елея над умершими повторяет Максим Исповедник в своих примечаниях к книге «О церковной иерархии» 628 и Георгий Пахимер (1242–1310 гг.) в своем толковании на эту же книгу 629 . Наконец, воспроизводит его и Симеон Солунский , констатируя вместе с этим и сам факт возлияния елея на умерших. Он говорит: «И мертвые помазуются елеем, как говорит божественный Дионисий, во образ помазания первоначальным елеем в, крещении; и он приводит причиною этого то, что свято и честно почивший во Христе совершил подвиг, на который был помазан и прежде, и ради которого и опять помазывается елеем: 1) в знамение и запечатление того, что отшедшие (почившие) были Христовы; 2) в освящение , усопших тел, подвизавшихся ради Христа и благочестно поживших в сем мире, и 3) в честь их, так как они жили во Христе, знамением чего служит освященный елей помазания. Поэтому, на мощи мучеников, положенные как бы во гробе, под божественным престолом, возливается вместо этого елея и святое миро: ибо на совершенных должно возливать совершеннейшее» 630 . Включаются Симеоном Солунским в число лиц, на которых по смерти надлежало возливать елей, и монахи. «Мы ни одного монаха, – говорит он, – не погребаем иначе, как когда выльем на его останки елея из лампадки, который освящен, горя пред Господом» 631 . Подобное помазание елеем умерших сохранилось и у некоторых из отделившихся от православной церкви христиан. Например, у коптов «умерших помазуют только тем елеем, который берется из лампад, подвешенных перед иконами святых» 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Пособия Acta sanctorum ex latinis et graecis aliorumque gentium monumentis collecta. Editio Bollandiani. Allatius Leo. De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione libri tres. Colon. 1648. Arcudius Petrus. De concordia ecclesiae occidentalis et orientalis in septem sacramentorum administratione. Lutetiae Parisiorum. 1672. Augusti Wilhelm. Denkwürdigkeiten aus der christlichen Achäologie. Leipzig. 1828. Band. 9. Billot Ludovic. De ecclesiae sacramentis. Romae. 1901. Binterim Ant. Jos. Die vorzüglichsten Denkwürdigkeiten der Christ-katholischen Kirche. Mainz. Band. 4. Theil. 3. Beth Karl. Die orientalische Christenheit der Mittelmeerländer. Berlin. 1902. Dalleus Io. De duobus latinorum ex unctione sacramentis confirmatione et extrema ut vocant unctione. Genev. 1659. Denzinger Henr. Ritus orientalium, coptorum, sirorum et armenorum. Virceburg. 1863. Denzinger Непг. Enchiridion symbolorum et definitionum. Virceburg. 1856. Du Cange. Glossarium ad scriptoris mediae et infimae Graecitatis. Paris. 1688. Einig Petr. Tractatus de sacramentis. Treveris. 1901. Geitler Lav. Euchologium Glagolski spomenic manastira sinai Brda. Zagrebu. 1882. Gihr Nik. Die heiligen Sacramente der katholischen Kirche. Freib. 1903. Gläser. Die Krankenölung in ihrer biblischen und historischen Begründung. Regensburg. 1831. Gaume I. Catechisme de perseverance ov historique, dogmatique, moral et liturgique de la Religion depuis 1 " origine du monde jusqu’a nos jours. Paris. 1845. Galenus Matth. Catecheses Christianae. Lugdun. 1593. Goar lac. Εχολγιον, sive rituale Graecorum complectens ritus et ordines. Venetiis. 1730. Hahn G.L. Die Lehre von den SaCramenten in ihrer geschichtlichen Entwikelung innerhalb der abenländischen Kirche bis zum Consil Von Trient. Breslau. 1864. Hase Karl. Handbuch der protestantischen Polemik. Leipzig. 1871. Heimbucher M. Die heilige Oelung mit besonderer Rücksicht auf d. prakt. Seelsorge. Regensburg. 1888. J. Kern. De sacramento extremae unctionis. Tract. dogm. 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Глава третья История образования схемы и состава чина елеосвящения по греческим рукописям Вводные замечания о характерных чертах чина елеосвящения по греческим рукописям Переходя к изложению истории чина елеосвящения по греческим рукописям, мы встречаемся с двумя характерными особенностями в чине за этот период: 1) чин св. елея тесно связывается с литургией и с другими службами суточного круга; 2) отдельные части его начинают повторяться по семи раз. К предварительному выяснению обстоятельств возникновения той и другой особенности греческих рукописных чинов елеосвящения мы сейчас и перейдем. Относительно первой особенности – связи елеосвящения со службами суточного круга можно сказать следующее. При историческом изложении литургической практики церкви относительно лиц, принимавших это таинство, мы указали уже, что наравне с болящими свободно допускались в греческой церкви к таинству елеосвящения кающиеся и вообще здоровые. Между тем, особого чина для лиц последней категорий в греческой церкви не существовало. И здоровые должны были пользоваться тем же чином елеосвящения, какой предназначался для больных. Следовательно, чин елеосвящения в греческой. Церкви должен был разрабатываться применительно и к совершению его над здоровыми. И мы имеем некоторые данные утверждать такое положение дела. Так, в рукописи Парижской Национальной библиотеки 1027 г. с чином елеосвящения, уже связанным с литургией, хотя последний и предназначался для больных, однако принимавший таинство в самом чине называется «празднующим» и ничем не дается понял, о его болезни. И из чина видно, что «празднующий» по принятии таинства св. елея приобщался 245 . В рукописи Софийской библиотеки 1054, 13 в. с Иерусалимским уставом чина елеосвящения и прямо указывается его совершать одинаково и над здоровым и над больным 246 и, следовательно, еще яснее подтверждается отмеченная нами выше мысль. Затем, нередко и сами детали чина елеосвящения предполагают принимавших таинство елеосвящения здоровыми физически или, по крайней мере, легко больными. Например, встречающееся в 12–13 веках указание чинов елеосвящения о пребывании принимавшего таинство в течение семи дней в храме 247 , очевидно, имеет в виду здорового или, в крайнем случае, легко больного, для которого поэтому не было затруднительным исполнение этого указания. О том же говорит и другая деталь чина елеосвящения, наметившаяся в нем в 13 веке: «И так входит хотящий творить св. елей посреди иереев и, сотворив на восток три поклона и один к иереям, говорит: «Благословите и простите меня грешного, если согрешил словом, делом, в ведении, в неведении, и помолитесь о мне» 248 . Если мы примем во внимание, что в этом указании: 1) субъект таинства называется «хотящим творить св. елей»; 2) его вход и поклоны и 3) испрошение им прощения грехов, – то нам станет ясным, что это замечание предполагает человека здорового, ищущего в таинстве св. елея духовного исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Широкое применение елей как врачевальное средство имел и у иудейского народа. Еще пророк Исаия указывал на такое его значение, изображая состояние народа Божия в его время: «От подошвы ноги до темени головы нет у него (Израиля) здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем» ( Ис. 1: 6 ). Подобное же говорит и Иеремия: «Разве нет бальзама в Галааде, разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего?» ( Иер. 8: 2 ). Правда, у того и другого пророка в приведенных местах применены фигуральные обороты речи, но несомненно, что образы для этого они взяли от действительного употребления елея в качестве врачевального средства у иудейского народа. И действительно, у иудеев елей употреблялся и различных болезнях: при головных болях, поранениях, кожных болезнях и др. – то чистый, то смешанный с вином. Само помазание им совершалось в праздники и субботы. Оно соединялось с верованием, что в раю из древа жизни тек елей и обусловливал людям вечную жизнь. Так, в Апокалипсисе Моисея смертельно заболевший Адам обратился к Еве с просьбой, чтобы она вместе с Сифом пошла в рай и умоляла Бога о милосердии: «Пусть Он пошлет ангела своего в рай, – говорил Адам, – и даст мне от древа, в котором течет елей, сего елея, принеси мне, и я помажусь и успокоюсь». Но архангел Михаил им ответил по повелению Божию следующее: «Сиф, человек Божий, не трудись более молясь просить от древа, в котором течет елей, дабы помазать отца своего Адама, не будет тебе теперь, но в последние времена» 3 . Помазание совершалось раввинами. В трактате Берахот (талмуда) говорится о раввине Симеоне, сыне Елеазара, что он разрешил раввину Мейру смешивать вино с елеем и мазать больных в субботу 4 . На такое применение у иудеев елея указывает и Спаситель. В притче о милосердном самарянине Он в качестве врачевального средства указывает елей, который вместе с вином самарянин возлил на израненного разбойниками ( Лк. 10: 34 ). Теперь, если принять во внимание, что образы для своих притчей Спаситель брал из окружающей обстановки, то для нас станет несомненным употребление современными Ему иудеями елея как врачебного средства. Затем и об апостолах говорится, что они «мазали маслом многих недужных и исцеляли» ( Мк. 6: 13 ) во время своего первого выступления на проповедь еще при жизни на земле Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕДИКТ (Алентов Виталий Александрович; 18.04.1888, с. Векшеньга Тотемского у. Вологодской губ.- 20.01.1938, г. Мичуринск Тамбовской обл.), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Из семьи диакона, впосл. священника. Окончил Вологодское ДУ, в 1909 г. Вологодскую ДС, в 1913 г. СПбДА со степенью кандидата богословия за соч. «Чин таинства Елеосвящения: Ист.-археол. очерк», оставлен при академии профессорским стипендиатом по кафедре литургики. 22 авг. 1913 г. принял монашеский постриг в почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавре , рукоположен во иеродиакона, 26 авг.- рукоположен во иеромонаха Волынским архиеп. Антонием (Храповицким) . В 1913 г. переехал в Александро-Невскую лавру , продолжал заниматься литургикой при СПбДА. 19 сент. 1914 г. назначен преподавателем гражданской истории в МДС. 6 мая 1916 г. награжден наперсным крестом. В 1917 г. удостоен степени магистра богословия за дис. «О таинствах». В 1917 г. в Сергиевском посаде была опубликована кн. В. «Чин таинства Елеосвящения: Историко-литургический очерк». В. начинает исследование с рассмотрения того, как использовался и какое значение имел елей у древних народов, включая евр., затем описывает употребление елея в христ. Церкви согласно свидетельствам св. отцов и раннехрист. памятников. В следующих главах разбирается история чина Елеосвящения по греч., груз., слав. рукописям и печатным изданиям. В 5-й гл. книги рассматривается история совершения таинства Елеосвящения над умершими. В приложении приведены тексты с чинопоследованием таинства по ряду слав. рукописей XIV-XVI вв. Книга сохраняет свою актуальность и в наст. время, оставаясь одним из лучших исследований по данной теме. После закрытия МДС В. поселился в Даниловом московском мон-ре , в сент. 1918 г. Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) предполагал привлечь В. к преподаванию в Высшей Богословской школе (академии). На Пасху 1919 г. было издано распоряжение о возведении В. в сан игумена, однако на документах, датированных дек. следующего года, он подписывался еще как иеромонах, видимо, ввиду того, что чин поставления был совершен позднее. В окт. 1920 г. по приглашению Смоленского еп. Филиппа (Ставицкого) В. был переведен в Смоленск на должность секретаря епархиального управления. В 1921 г. по инициативе еп. Филиппа назначен Патриархом свт. Тихоном на Вяземское вик-ство Смоленской епархии (в него входили Вяземский и Сычёвский уезды). Хиротония состоялась в марте 1921 г. в Смоленске. К месту служения В. смог выехать только в нач. 1922 г., т. к. 31 дек. 1920 г. у него была взята подписка о невыезде в связи с привлечением к следствию по делу о сокрытии народного имущества. В. обвинялся в нарушении декрета «Об отделении церкви от государства», был оправдан Смоленским губ. трибуналом.

http://pravenc.ru/text/150205.html

архиепископ Венедикт (Алентов) (30.04.1888–20.01.1938) Литургика архиепископ Венедикт (Алентов) Архиепископ Тамбовский и Мичуринский. Магистр богословия. Расстрелян в 1937 году. Биография Родился на погосте Векшеньга Шуйской волости Тотемского уезда Вологодской губернии в семье диакона. В 1903 года окончил Вологодское духовное училище. В 1909 году окончил Вологодскую духовную семинарию. В 1913 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богос­ловия. Оставлен при академии на год профессорским стипендиатом. 22 августа 1913 года в Успенской Почаевской лавре архиепископом Антонием (Храповицким) пострижен в монашество, а 26 августа того же года был рукоположён в сан иеромонаха. 19 сентября 1914 года, окончив стипендиатский год, проведённый в СПбДА, иеромонах Венедикт (Алентов) был назначен преподавателем гражданской истории Московской духовной семинарии. Для написания своей магистерской диссертации обращался к Правлению с просьбой походатайствовать о высылке ему необходимых книг из собрания Соловецкой библиотеки, хранящейся в Казанской духовной академии. К 1917 году он доработал своё кандидатское сочинение до магистерской диссертации. На данную работу от профессора СПбДА Ивана Карабинова был получен положительный отзыв, однако из-за нараставшей революционной обстановки его так и не напечатали в Журналах Совета. Тем не менее, эта диссертация принесла иеромонаху Венедикту (Алентову) степень магистра богословия. С 1919 года в числе братии Московского Данилова монастыря. 7 марта 1921 года хиротонисан во епископа Вяземского, викарий Смоленской епархии. В 1921 году обвинён в «нарушении декрета об отделении Церкви от государства». Был оправдан. Уклонившись летом 1922 года в обновленчество, признав обновленческое ВЦУ. 30 января 1923 году назначен епископом Смоленским и Дорогобужским, председателем обновленческого Смоленского епархиального управления. Кафедра располагалась в Успенском соборе Смоленска. В апреле того же года отошёл от управления епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Список рекомендуемой литературы Богослужебные тексты Требник (любое издание). Служебник (любое издание). Архиерейский чиновник (любое издание). Основная литература Киприан (Керн) , архимандрит. Евхаристия (любое издание). Шмеман Александр , протопресвитер. Водою и Духом (любое издание). Георгиевский А.И. Чинопоследование Божественной Литургии (любое издание). Уайбру Хью. Православная Литургия. М., 2000. Православная энциклопедия. Статьи «Анафора», «Антиминс», «Брак», «Богослужение Русской Церкви», «Венчание Брака», «Евхаристия», «Елеосвящение». Дополнительная литература Иларион Алфеев , архиеп. Православие. Т. II. М., 2009. Раздел V. Богослужение. Гл. II, 3. Божественная Литургия; Гл. V. Таинства и обряды. П. 1–7. V Международная Богословская Конференция Русской Православной Церкви. Православное учение о Таинствах. Т. I-III. М., 2009. Киприан (Керн) , архимандрит. Православное пастырское служение (любое издание). Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 1995. Шмеман Александр , протоиерей. Евхаристия. Таинство Царства (любое издание). Мейендорф Иоанн , протоиерей. Брак в Православии//Соловьев В. Смысл любви. Троицкий С. Христианская философия брака. Мейендорф Иоанн , протоиерей. Брак в Православии. М., 1995. Венедикт (Алентов) , иеромонах. К истории православного богослужения. Историко-литургическое и археологическое исследование о чине Таинства Елеосвящения. Киев, 2004. Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной восточной Церкви. М., 1995. Желтов М. С. Брак и Евхаристия: история православного чина Венчания//Журнал Московской Патриархии. 11, 2004. Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных Таинствах в творениях древнейших Отцов и писателей Церкви до Оригена включительно. М., 2003. Муретов М.Д. Христианский Брак и Церковь // Муретов М.Д. Избранные труды. М., 2002. Троицкий С. Христианская философия Брака//Соловьев В. Смысл любви. Троицкий С. Христианская философия брака. Мейендорф Иоанн , протоиерей. Брак в Православии. М., 1995. Успенский Н.Д. Анафора//Богословские труды. Т. 13. М., 1975. Успенский Н.Д. Византийская Литургия//Богословские труды. Т. 21–24, 26. М., 1980–1985. Фудель С.И. Записки о Литургии и Церкви. М., 1996. Алмазов А.И. История чинопоследования Крещения и Миропомазания. Казань, 1884. Читать далее Источник: Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви: курс лекций/П.Ю. Малков. — 4-е изд. — М.: Изд-во ПСТГУ. 2016. — 352 с. ISBN 978-5-7429-1024-4 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Приложение первое. Чин таинства елеосвящения по рукописи Софийской библиотеки 1054 677 (первой южнославянской редакции) (1л.) Слу стго масла по уставу врлмкому на исцлени дши и тлу. хотщему творити се сдравому и болщему. сиц да творть. да съвъкупать. з. попо. и въсыплють въ блюдо пшениц и соли. и поставть кандило. и положать. з. ужжець. и з. паличиць имиже сть маати. вечерни же пришедши поють по (1л. об.) на гн възва. стго того дне. стры. та гла. д. Хотхъ слезами мыти моихъ... вча смь словеснаго ти... Кто тружамс и пририща... Исцелене ми блгтлю и избавителю мои. не рини мене... сла. гла. д. по дасть зна Водами дховнами. ко рц наводнм... (2 л.) и ны. бо. Ты прдъстателница и покровъ... (2 л. об.) та. про. та. стра. гла. гпо. третий днь Немощну приношю ти душю... сти. праведникъ ко фуникъ процвете. сти. гла. и. по праслав... Дломь промышленн вышнго бывше на теб пресвтло... (3 л. об.) Источникъ исцлени. имуще стии врачеае... (4 л.) Болзнью лютою держимъ. боюду страну пробадамъ... (4 л. об.). посемь. ны пущаеши раба свого вл. та. тресто тре. гла. и. стин безмездьници и чю. инъ. гла. помилуи на ги. сла. ги помилуи ны на т у и ны. млрдн источник. потомь. кте и ту помни (5 л.) за него же поють службу сию. и реку. ги помилуи н. се же буди вдомо ко дю з. попо да служи. вернюю и утренюю. мефимонъ поють по быаю. та. поть. ка. сти бци. гла. е. п. а кон и всадни. к теб бо мти прибгнувъ въпию. ищи к паракл. по н. ко. гла. в. млтва тепла и стна не разорима... (5 л. об.) и кончавъ. ка. пустить. тако покои принмуть въ келныхъ мало. ударть в било. и въставше поють агрипию за болща. а рю диному служащю. тогда пре почать црквнаго. придеть и покадить кандило. и реть. стыи бе. та. илмъ. и. поють. дыко. миромь... свышне... мир стмь хра... раб бии... (6 л.) ставитис грхомъ го... изгнати него вско искушенн... сподобити го сти цркви... помиловатис и схранитис... свободитис му вского прегрешени... (6 л. об.) заступн... прту. пречту. мо по настмь масло. Гди иже въ млти и въ щедротахъ твоихъ... пото влть масла в каньдило. и въжжеть . а на лиргии наполнить кандило. тогда станеть з. поповъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010