приход. с. Вересов 5 вер., Черняхова и Зорокова – 7 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя Святой Троицы. Деревянная, на кам. фунд., с такою же колокольнею. Построена в 1791 г. на средства священника Яновицкого, помещика Квятковича и прихожан. Копии метрич. книг хранятся с 1821 г., а испов. ведомости с 1822 г. Опись церк. имущества составлена в 1806 г. Земли: усад. и огород. 8 дес. 710 саж., пахот. 34 дес. 410 саж. и сенок. 26 дес. 1,372 саж. На эту землю имеются проект от 12 июня 1846 г., план и отдаточный лист от 3 июня 1833 г. Для священника дом и хозпостройки, кроме одной клуни, произведены в 1882 г. священником на собственные средства и составляют его собственность. Дом псаломщика, конюшня с кладовою и погребом построены псаломщиком на собственные средства. Остальные причтовые дома, принадлежащие церкви, – ветхи. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 p., 1 псаломщ. с жалов. 50 руб., поном. с жалов. 38 руб. и просфорня с жалов. 16 руб. Деревни прихода: Некраши, Большая-Горбаша и Малая-Горбаша – все в 3 вёрстах. Дворов – 281¾; прихожан – 2,229 д. об. п. Свящ. – Павел Александрович Блонский (с 1879) г.), псаломщ. – Александр Сем. Байковский (с 1871 г.). 61. м. Ушомир (при р. Уше), от Житомира 80 вер., от ближ. почт. ст. Искорости 12 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Бердичева 127 вер., от ближ. приход. сс. Могильной и Выгова (Овручского уезда) – 6 вёрст. Это местечко некогда было городом Ушеском. Впервые в летописи упоминается о нём, наряду с Корцем и Торческом, под 1150 годом, когда «Глеб (Юрьевич) пойде (из Торческа, куда его привёл Мстислав по повелению вел. князя) на Ушеск». Затем ещё определённее о нём упоминается под 1151 годом, когда Изяслав, великий князь Киевский, вооружившись против Владимира Галицкого, при помощи 10 тысяч венгров, присланных ему от Грейзы – короля венгерского, пошёл на него и встретился на р. Уше с отрядами князя Галицкого. По этому поводу в летописи сказано: «Изяслав перейде Случь и пойде через Чёртов лес к Ушску и перейде реку Ужю под Ушском… и ту приидоша стрельцы Володимерка на берег» 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

– Расскажите о самых ярких событиях жизни прихода за его недолгую историю. – Все события меркнут, когда над строящимся храмом в сердце Европы водружается православный крест. Казалось бы, курортное место, каких немало на земле, но все же стоит помнить, что именно здесь в детстве излечился от полиомиелита будущий римский Император Феодосий Великий, созвавший II Вселенский Собор и возглавивший его. Он причислен к лику святых и изображается на иконах отцов этого Собора. Неподалеку отсюда, в столице Блатенского княжества, проповедовали святые равноапостольные учителя Кирилл и Мефодий. А само поселение Хевиз раньше носило имя Святого Андрея Первозванного, и его скульптурное распятие можно видеть в купальне на озере. В пригороде Хевиза, на холме Эгреди, находится древний храм эпохи Арпадов, и мы будем с дерзновением надеяться, что новый хевизский православный храм встанет в славный ряд местных святынь молитвами и добрыми делами своих прихожан. – Поддерживаете на уровне прихода связи с исторической Родиной? Бывают какие-то совместные мероприятия, например, с приходом из России? – Регулярных совместных программ у нас пока нет, но многие приходы в России, Украине, Молдавии, Белоруссии и их настоятели помогают литературой и утварью. Можно вспомнить, как наш приход в 2014-м году организовал паломническую поездку в Россию группы католического духовенства во главе с благочинным города Хевиз отцом Ласло, в знак благодарности за его гостеприимство, ведь в его храме наш приход совершал богослужения первые несколько лет. Вместе с ним Санкт-Петербург посетили несколько преподавателей и священников Веспремского католического университета, в России их принимал протоиерей Серафим Сологуб, настоятель Вознесенского храма города Колпино, где я начинал служение, а переводчиком была секретарь приходского совета Елена Петерс. Паломники посетили только что отреставрированный храм в Кронштадте, побывали в Царском Селе, Колпино, Петергофе. У них сложилось очень позитивное впечатление от России и глубокой веры ее людей, чем они позже поделились в репортаже венгерского телевидения. До сих пор благочинный Ласло Киш вспоминает эту поездку и передает поклоны протоиерею Серафиму.

http://pravoslavie.ru/142489.html

С 1942 по 1955 годы обязанности духовника монастыря исполняет игумен Арсений (Зейкан), личность героическая и незаурядная. Он воевал в дивизии легендарного комдива Чапаева, а по возвращении на родину вступил в Свято-Николаевский монастырь. Впоследствии игумен Арсений становится настоятелем Изского мужского монастыря, но духовную связь с Липчей не прерывает. В 1956 году, в связи с выездом игумении Софронии в Иерусалим, настоятельницей обители назначается монахиня Мокрина (в миру - Анна Кеминь), постриженица игумена Амфилохия, соподвижница легендарной матери Параскевы, находившаяся в монастыре с 192 года на послушании заведующей домашним хозяйством, затем благочинной. Это были непростые для монастыря годы. Тяжелый венгерский гнет сменился гнетом со стороны безбожного Советского государства. Надежды, возлагаемые жителями Закарпатья на объединение с братьями-славянами, обернулись разочарованием, когда начались новые гонения на Церковь. Согласно постановлению исполкома Хустского райсовета от 12 декабря 198 года земельная собственность Липчанского монастыря была ограничена с 42,21 гектара до трех с половиной, а изъятые пахотные земли, сады и и вино-градники, любовно возделанные рука - переданы в колхоз. Но это было лишь начало бедствий. В 1958 году прокатилась волна массового закрытия многочисленных монастырей и скитов, разбросанных по всему Закарпатью. Насельниц Свято-Успенского монастыря в Домбоках, Серафимовского в Приборавском, Иоанно-Богословского в Копашнево, Предтеченского в Бедевле, а также ряда скитов, временно перевели в Липчу, за счет чего число сестер пополнилось. В монастыре проживали 1 архимандрит,62 мантийные и 32 рясофорные монахини, а также послушниц. Обязанности духовника в эти тяжелые времена исполнял иеромонах гермоген (Скунзяк), легендарный основатель Приборжавского монастыря. Однако и такое положение было недолговременным. Понимая это, монахини самоотверженно молились, живя предчувствием неминуемой беды, которая вскоре разразилась. 24 июня 1961 года было принято решение Закарпатского облисполкома о закрытии Рождество-Богородичного монастыря в селе Липча с дальнейшим трудоустройством молодых и определением в дом престарелых нетрудоспособных монахинь.

http://sobory.ru/article/?object=26553

синода, для устранения означенных неудобств и улучшения церковного состояния, признал возможным и благопотребным разделение дабро-боснийской митрополии для учреждения новой самостоятель­ной епархии, тогда митрополит обратился к нашему пра­вительству в Боснии с просьбою исходатайствовать нашу императорскую и королевскую санкцию на учреждение этой новой епархии. Уважая изъясненные обстоятельства и отно­шения, мы, в наших заботах о развитии восточно-православной церкви и сербско-православного населения в Боснии, нашли возможным дозволить учреждение восточно-православной епархии и митрополии для округов банялуцкого и бихачского с резиденцией в Банялуке и содержанием из местных средств. Новая митрополия банялуцко-бнхачская образуется из ныне имеющихся на лицо благочиний: банялуцкого, котор-варошского, дервентского, прняворского, боснийско-градишского, тешаньского, боснийско-костайничского, бихачского, предорского, ключского, крупского, боснийско-петровачского и старо-майданского (Сански-мост) с относящимися к ним 184 приходами. Так как дозволением этой новой епископии оказали мы наше блогово­ление сербско-православному народу округов банялуцкого и бихачского, и впредь готовы оказывать оное, то мы на­деемся, что новая епископия с полнотою благословения будет действовать во славу Божию, на благо церкви, во спасение душ и облогорожение разума и сердца, и по свет­лому примеру епископских церквей старого времени будет рождать благородные плоды святого евангелия. В подтвер­ждение мы эту нашу императорскую и королевскую новеллу об учреждении собственноручно подписали и повелели скрепить нашею государственною печатью. Дано в нашем главном и престольном граде Вене 2 (14) дня месяца января в 1900 году. Франц Иосиф с. р.» 154 . В митрополита новообразованной епархии наименован был высочайшим повелением от 11 августа 1900 года архимандрит темишварской сербско-православной епархии (в пределах карловецкой митрополии) Евгений Летица и, после установленной присяги австро-венгерскому импера­тору, посвящен 17 декабря в сан митрополита и всту­пил в отправление своих обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Скоро Владимир Андреевич умер, не оставив детей; но волости его уже дожидался безземельный князь Владимир Мстиславич, приехавший с северо-востока и живший теперь в Волынском городе Полонном, принадлежавшем Киевской Десятинной церкви. Этот Владимир Мстиславич и получил в удел Дорогобужскую область 57 . В начале 13 века удельным князем в Пересопнице является Мстислав Ярославич Немой – сын Ярослава Луцкого. В 1202 году, когда все Волынские волости подчинились владычеству могущественного Романа Волынского (Мстиславича), одна только Пересопница сохранила свою самостоятельность и имела своего удельного князя – Мстислава Немого, который княжил здесь долгое время, несмотря на разные беспорядки, происходившее на Волыни, несмотря на вмешательства поляков и венгров, часто распоряжавшихся в Волынской земле, как в своей собственной. После смерти Романа Мстиславича, когда Галичем овладели венгры, Галичане были выведены из терпения венгерским Палатином (боярином) Венедиктом Бором, который именем венгер. короля Андрея управлял Галичем так, что его прозвали антихристом: он мучил и бояр, и простых граждан, а сладострастию своему не знал пределов. Угнетённые Галичане послали в 1206 году звать к себе на помощь Мстислава Ярославича, князя Пересопницкого; тот приехал, но не нашёл ещё Галичан готовыми к восстанию, или, что всего вероятнее, дружина, приведённая Мстиславом, была, по мнению Галичан, слишком слаба для того, чтобы с нею можно было восстать против венгров. При этом один из главных бояр Галичских, по имени Илья Щепанович, взведши Мстислава на Галичину могилу 58 что возле Днестра, сказал ему в насмешку: «Князь! ты на Галичине могиле посидел, так всё равно, что княжил в Галиче». Раздосадованный Мстислав отправился назад в Пересопницу. Когда, затем Галицким княжеством овладели Игоревичи – Владимир (в саном Галиче), Роман (в Звенигороде) и Святослав (в Перемышле) и они стали избивать Галицких бояр, то, по просьбе этих бояр, восстали против Игоревичей Андрей – король венгерский и Даниил Романович.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Так и бывает во всех тех местах, где жизнь церковно-приходская является более или менее благоустроенной. Из всех православных церквей наибольшее благоустройство успели дать своим приходам митрополии Сербская и Румынская, находящиеся в Австро-Венгерских владениях. Каждая приходская община имеет там ежегодно, под председательством священника, собрания, на которых, в приходах Румынской митрополии, участвуют все имеющие право, по местным законам, быть полноправными членами в гражданских общинах, а в приходах Сербских, по причине обширности их, только избранные. Предметами таких собраний бывают: а) выборы священника, б) выборы членов церковного совета и церковного старосты, в) рассмотрение и контроль приходов и расходов церковно-приходских сумм, г) составление бюджета на содержание церковных учреждений и на их расширение, д) рассмотрение представлений церковного совета о нуждах прихода и е) выбор кандидатов на благочиннические съезды. При таком устройстве прихода, где делами его занимается не только он сам, в лице всех своих полноправных членов, но и через избранную комиссию или церковный совет, весьма удобно бывает и собирать сведения о бедных и изыскивать средства для обеспечения их и распределять их, наконец, так, что их бывает достаточно и для пропитания бедных на дому и для устройства приютов и даже на содержание школы. Между церквами и обществами неправославными наибольшую благоустроенность, и именно для целей благотворения, имеют у себя приходы лютеранские. Начало такому благоустройству положено было еще самими реформаторами и особенно Лютером. Так как в основе реформационных идей Лютера было восстановить христианство в его первобытной чистоте и свежести, то и в деле организации прихода Лютеру предносился тот идеал, какой представляла из себя первая иерусалимская община. Как ни трудно это было ему при его неправильном взгляде на церковь и иерархию, тем не менее устройство, данное им и преемниками его приходу, заслуживает некоторого внимания. Исходя из того общего положения, что помощь бедному отнюдь не должна быть частная, или личная, а, по примеру иерусалимской общины, общецерковная, реформаторы учредили для этой цели в каждом приходе так называемую общую кассу (allgemeine kasse), в которую и слагали все получаемые с прихода доходы, как то: доходы с церковных земель, десятинный сбор, добровольные пожертвования и пожертвования по завещаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Управление Карловацкой Митрополии-Патриархии вначале осуществлялось строго по церковным канонам. Высшая власть в Церкви принадлежала Собору епископов во главе с Митрополитом-Патриархом. Они избирались Народно-церковным конгрессом, состоящим из епископов, низшего духовенства и мирских лиц. Но с течением времени правительство стало вмешиваться в церковные дела. В 1760 г. оно объявило, что отныне «никакой Синод Иллирийского клира» не может быть созван без предварительного разрешения правительства, а через двадцать лет присвоило себе право утверждать Предстоятеля Церкви и епископов, причем за это утверждение еще взималась значительная плата. Лишь после венгерского восстания православные сербы получили больше прав в деле церковного управления. Были выработаны статуты, согласно которым высшая власть в Карловацкой Патриархии сосредоточивалась в Народно-церковном конгрессе и Архиерейском Синоде. Но право верховного надзора над деятельностью конгресса было закреплено за императором. Народно-церковный конгресс избирал главу Карловацкой Церкви, определял количество и размеры епархий, благочинии, приходов, назначал жалованье духовенству, устраивал духовные школы и проч. Архиерейский Синод ведал чисто духовными делами (верой, богослужением, церковной дисциплиной). Созывал Синод его председатель – Патриарх – с согласия императора. Ветвями Карловацкой Митрополии-Патриархии были Далмация и Босния с Герцеговиной, куда также переселились сербы, теснимые турками. Далмация побывала в ведении Италии, Франции, а в 1814 г. была присоединена к Австро-Венгрии. Далматские православные сербы на протяжении веков не могли добиться открытия у себя собственной епископской кафедры. Лишенные своего архиерея, они во второй половине XVI в. были подчинены венецианскому епископу, носившему титул Филадельфийского архиепископа и находившемуся в юрисдикции Константинополя. Лишь в 1808–1810 г.г., во время захвата Далмации французами, здесь была учреждена православная епископская кафедра. В 1873 г. Далматская епархия была соединена с Буковиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2342. ЮБИЛЕЙ пастыря. – 1988, 5, 25. 2343. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 10–11 апреля 1989 года: 1. Освободить прот. И.Бабинца от обязанностей настоятеля русского храма в Будапеште и направить в распоряжение еп. Мукачевского Дамаскина. 2. Назначить настоятелем этого храма свящ. И. Кадара, клирика Ленинградской епархии. – 1989, 7, 12. 2344. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 21 марта 1996 года: 1. Освободить митр. Смоленского Кирилла от управления венгерскими православными приходами согласно поданному прошению. 2. Поручить управление приходами архиеп. Берлинскому Феофану. – 1996, 4–5, 14. 2345. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29 декабря 1999 года: 1. Освободить архиеп. Берлинского Феофана от управления Венгерским благочинием. 2. Архипастырское окормление приходов Венгерского благочиния препоручить еп. Венскому Павлу. –2000, 2, 13. 2346. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 19 апреля 2000 года: 1. Преобразовать Венгерское православное благочиние в Венгерскую епархию с кафедрой в г. Будапеште. 2. Управление епархией поручить еп. Венскому Павлу с изменением титула на “Венский и Будапештский”. –2000, 6, 7. 2347. ИЗ ЖИЗНИ благочиния: 1985, 4, 15. 1987, 1, 27; 8, 38. 1988, 2, 26. 1989, 2, 30. 15. Благочиние в Финляндии 2348. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 26 декабря 1984 года: Освободить от управления Патриаршими приходами в Финляндии архиеп. Выборгского Кирилла. – 1985, 2, 10. 2349. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 26 июля 1985 года: Православные приходы в Финляндии, состоящие в юрисдикции Московского Патриархата и находящиеся в ведении ОВЦС, поручить архипастырскому окормлению митр. Минского Филарета. – 1985, 8, 8. 2350. И.Б. Пребывание митрополита Минского Филарета в Финляндии. – 1986, 6, 25. 2351. ПИМЕН, патр. Телеграмма с соболезнованием (в связи с кончиной прот. Г. Кильгаста) Церковному совету Покровской Патриаршей общины. – 1986, 7, 14. 2352. КИЛЬГАСТ Г., прот. (г. Хельсинки). Некролог. – 1986, 9, 29. 2353. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 12 мая 1987 года: Архипастырское окормление Свято-Покровской и Свято-Никольской общин в г. Хельсинки возложить на митр. Ленинградского Алексия, свободив от управления ими председателя ОВЦС митр. Минского Филарета. – 1987, 7, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Похоронив с дорогой женой все мои радости, осталось для меня одно утешение – это малютка-сын. На нем-то теперь сосредоточилась вся моя любовь и все мои заботы. Жизнь для меня стала дорога, потому что она опиралась на жизнь моего сына. В горьком моем положении принял самое теплое сердечное участие незабвенный мой начальник – главный священник армии и флотов Василий Иванович Кутневич (да упокоит Господь душу его, идеже вси праведнии упокоеваются): он выразил письменно ко мне свое душевное сожаление о постигшем меня несчастье. Такое его сочувствие ко мне, вероятно, проистекло из понятного и прочувствованного им самим вдового положения, так как последние 25 лет своей жизни он также вдовствовал. Начались передвижения войск по случаю объявленной войны 1853–1856 годов. Суздальский пехотный полк, в котором я служил, получил назначение идти в Севастополь, значит и я должен был за ним следовать туда же. И вот Василий Иванович Кутневич, вследствие сердечного участия в моем горьком положении, чтобы не разлучать меня с малюткой сыном моим, переводит меня во вновь формирующуюся в Москве резервную дивизию, полагая, что она или совсем не пойдет в поход или пойдет нескоро, а будет обучать рекрут и пополнять ими убыль в полках. Итак, я переведен был в 4-ю бригаду резервной дивизии 2-го корпуса священником и, в это же самое время, назначен был благочинным над духовенством резервных бригад этой дивизии. Но прошло только три месяца от того времени, как я переведен был в резервную бригаду и утвержден благочинным, как назначен был поход и этой резервной дивизии, в которую я был переведен. Таким образом, мысль моего благодетеля не осуществилась – я должен расстаться со своим малюткой, и действительно расстался, отправив его к престарелым моим родителям. Расстаться с ним мне было также тяжело, как тяжело было расстаться с женой на время Венгерской кампании. Много тогда в истерзанной душе моей родилось самых грустных мыслей: «Малютка, одного года, остался без отца и без матери…» Грустно становится и теперь, когда вспомнишь то пережитое, горькое время.

http://pravoslavie.ru/31770.html

1150 Семиградье – Трансильвания, плато в дуге Карпат, где после разгрома в 1526 г. венгерских рыцарей сохранялось опиравшееся на Турцию враждебное католическим Габсбургам княжество. 1151 ...младаго сына... – Сигизмунд (1540–1571), младенец в год смерти отца, под именем Uoahha II был признан и поддержан Солиманом. При нем объявлена свобода вероисповедания и проведена секуляризация земель Церкви. 1152 ...довольно зла... обрели. – То же в «Театре» и «Саде». Но для венгров XVI в. владычество турок оборачивалось меньшим злом, чем духовный террор Католической церкви и экономический гнет немецких феодалов. 1153 Сурий – Лаврентий Сурий из Любека (1522–1578), монах-картезианец, историк Католической церкви и патролог. Написал несколько гомилий и рассуждений о европейских событиях XVI в., в частности погодную «Краткую хронику нашего времени. 1500–1568», где регулярно интерпретируются и события в Венгрии. 1154 17. О гордом осле. – В основе – Эзоп, но с рассказом про мула (то же у Бабрия). В «Театре» и «Саде» – «О высокомерном муле». 1157 ...от всяких бысть посмеян. – Заменив мула ослом, Виниус опускает и эпилог фабулы, в котором похвалявшийся родовитостью мул вынужден признать, что по отчему родословию он все-таки осел. Ср.: Гозвинский. «О муле, сииречь о осличине сыне». 135). 1158 Фион – в списках III вида корректнее – Амфион, – сын Зевса и фиванской царевны Антиопы, супруг Ниобеи. 1161 ...з братом своим с Хлорием... – Виниус, из московского благоприличия, обратил дочь Амфиона Хлорис в юношу; благочинно смещены и другие характеристики: вместо «мешковат» – безумен, вместо «проворная», «ловкая» – мудр бе и смыслен: вообще опущены «толстобрюхий» (schmierbauch), «сопеть» (schnauben). 1162 Павзаний (или Павсаний, II в.) – древнегреческий путешественник и писатель, автор «Описания Эллады», в котором Хлорис (прежде – Мелибоя, ‘услада жизни’) упомянута как повелительница первых Герей – состязаний девушек в беге (2. XXI. 10 и 5. XVI. 2–3). 1166 Овца же вопроси его...– Насыщенность рассказа репликами у Виниуса большая, а диалог живее и сценичнее, чем у Саделера и Вондела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010