Заслушав доклад митрополита Кирилла о третьем заседании Межрелигиозного совета России, Священный Синод выразил удовлетворение продолжением его работы. Были приняты и другие постановления. Епископом Читинским и Забайкальским определено быть архимандриту Евстафию, наместнику Спасо-Иаковлева монастыря Ярославской епархии. Епископом Абаканским и Кызыльским назначен епископ Южно-Сахалинский и Курильский Иоанафан, а епископом Южно-Сахалинским и Курильским - епископ Ветлужский Аркадий, викарий Нижегородской епархии. Епископу Зарайскому Павлу, управляющему Патриаршими приходами в США, определено быть епископом Венским и Австрийским, с поручением архипастырского окормления приходов Венгерского благочиния. Епископом Зарайским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в США, определено быть клирику Смоленско-Калининградской епархии игумену Меркурию (Иванову). Игумену Серафиму (Цуйе) определено быть епископом Сендайским Японской Автономной Православной Церкви. Благословлено открытие 4 женских и 2 мужских монастырей (в Белгородской, Вятской, Пермской и Тверской епархиях). Произведены также некоторые назначения в иноческих обителях и другие кадровые решения. - " Православие 2000 " . ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II СОБРАЛ В СВЯТО-ДАНИЛОВОМ МОНАСТЫРЕ ПОСЛОВ АРАБСКИХ СТРАН Во встрече приняли участие Посол Лиги арабских государств Муханна Дурра, послы Палестины, Ирака, Египта, Сирии, Ливана, Саудовской Аравии, Ливии Салех, Алжира, Туниса, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна, Иордании, Кувейта, Мавритании и Сомали. Хотя официальная повестка встречи гласила " обсуждение предстоящего празднования 2000-летие Рождества Христова " , большую часть времени послы и Святейший посвятили ходу ближневосточного мирного процесса. Говоря об антитеррористической операции в Чечне, участники встречи подчеркнули, что военные действия на Северном Кавказе не являются конфликтом между православным христианством и исламом. На встрече было отмечено, что между Русской Православной Церковью и руководством арабских стран на Ближнем Востоке наладились самые благоприятные отношения. Кроме всего прочего, арабы видят в России традиционного защитника своих интересов в противовес США. Так, посол Палестины Хейри аль-Орейди отметил: " Мы признательны Русской Православной Церкви за заботу о проблемах Ближнего Востока. Мы считаем, что позиция Русской православной церкви в ближневосточном мирном процессе очень важна, и она впредь будет способствовать скорейшему разрешению этой проблемы " .

http://pravoslavie.ru/news/index01.htm

– Наши оппоненты утверждают, что все это происходило чуть ли не на штыках Советской армии, – говорит священник Кирилл Татарка, секретарь Венгерской епархии. – Но коммунисты при желании могли бы присоединить все приходы буквально за одну-две недели. Однако процесс растянулся на восемь лет. Потому что в реальности общины определялись сами: с кем им быть и кого поминать на богослужениях. Первым благочинным приходов Московского Патриархата стал протоиерей Иоанн Кополович, прибывший в Будапешт из Закарпатья. С 1954 года эту должность занимал этнический венгр – протоиерей (с 1997 года – протопресвитер) Фериз Берки († 2006). А в апреле 2000 года Венгерское благочиние было преобразовано в Будапештскую и Венгерскую епархию, которую возглавил епископ (с февраля 2001 года – архиепископ) Венский и Австрийский Павел (Пономарев), ныне архиепископ Рязанский и Касимовский. Почти шесть лет (с 2003 по 2009 год) обязанности правящего архиерея исполнял епископ Иларион (Алфеев) (ныне митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата). С 31 марта 2009 года епархией руководит архиепископ Марк (Головков) – секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Снова, как и предыдущие архиереи, в качестве «временного управляющего». Священник Кирилл Татарка К сожалению, новейшая история Православия в Венгрии оказалась не чуждой трений и проблем. Длившийся несколько лет судебный процесс омрачал отношения между Московским и Константинопольским Патриархатами. Глава экзархата Венгрии и Центральной Европы митрополит Михаил (Стайкос) пытался оспорить право Венгерской епархии на владение Успенским собором в Будапеште. Точку в судебных тяжбах поставил Верховный суд Венгрии, подтвердивший в 2006 году имущественные права Московского Патриархата. В настоящее время Православие в Венгрии представлено общинами пяти юрисдикций: Константинопольского Патриархата (пять приходов, регулярные богослужения совершаются в четырех), Московского Патриархата (девять действующих приходов; три храма – в Сентеше, Карцаге и Кечкемете – считаются «незаконно захваченными Константинопольским Патриархатом»), Сербской Православной Церкви (28 приходов, в которых богослужение совершается хотя бы раз в месяц), Румынской Православной Церкви (19 приходов) и Болгарской Православной Церкви (один приход).

http://pravoslavie.ru/33848.html

Несколько иначе сложилась судьба словацкого народа. После распада Великоморавской державы Словакия вошла в состав Венгерского королевства. Династия Арпадов (Арпадовичей), правившая в Венгрии в 889-1301 гг., находилась в родственных связях с византийскими и русскими аристократическими родами и потому терпимо относилась к греческой и славянской богослужебным традициям. Известно, что еще в XIV в. греческих (православных) монастырей в Венгерском королевстве было больше, чем католических, что вызывало беспокойство Римского престола. В Мукачеве существовала православная епархия, в которую входило славянское население (русины и словаки) Закарпатья (Подкарпатской Руси), Восточной Словакии и Потисья. После 1453 г. эта епархия удерживала некоторое время связь с Киевской митрополией, а позднее с Молдавской и Сербской Православными Церквями. В 1308 г. к власти в Венгрии пришла Анжуйская династия, покровительствовавшая католикам, что ухудшило положение православных. В первой половине XVII в. в Восточной Словакии и Закарпатье предпринимаются попытки введения унии с Римом. Поначалу они были неудачными. Так в 1614 г. униатский епископ Анастасий Крупецкий был изгнан из монастыря Красный Брод. И лишь 24 апреля 1646 г. в Ужгороде 63 православных священника были насильственно присоединены к Римо-католической церкви. Документ об этой унии был оформлен лишь в 1652 г. со значительными фактическими ошибками. Так датой возникновения унии здесь назван 1649 г. Этой фальсификацией объясняется разнобой в датировке Ужгородской унии, имеющий место в церковно-исторической литературе и по сей день. Документ 1652 г. был подписан лишь 6 архидеканами (благочинными). Простой же народ, не смотря на свое формальное униатство, продолжал держаться «старой веры». В Восточной Словакии и Закарпатье сохранились юлианский богослужебный календарь, церковнославянский язык, традиционные для этой местности церковные распевы и иконография. Славянское богослужение помогло сохранить национальную идентичность и противостоять мадьяризации вплоть до начала XX в.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Однако с тех пор славянское богослужение в Восточной Словакии уже не прерывалось никогда. Православие при династии Арпадов После распада Великоморавской державы Словакия вошла в состав Венгерского королевства. Династия Арпадов (Арпадовичей), которая правила в Венгрии в 889—1301 годах находилась в родственных связях с византийскими и русскими аристократическими родами и поэтому терпимо относилась к греческой и славянской богослужебным традициям. Известно, что ещё в XIV веке греческих православных монастырей в Венгерском королевстве было больше, чем католических, что вызывало беспокойство Римского престола. В Мукачеве ещё с IX века существовала православная епархия, в которую входило славянское население (русины и словаки Закарпатья (Подкарпатской Руси), Восточной Словакии и Потисья. После 1453 году эта епархия удерживала некоторое время связь с Киевской митрополией, а позднее с Галицкой митрополией, Молдавской и Сербской православными церквями. В 1308 к власти в Венгрии пришла Анжуйская династия, которая покровительствовала католикам, и это ухудшило положение православных. Уния В первой половине XVII века в Восточной Словакии и Закарпатье делаются попытки введения унии. Сначала они были неудачными. Так в 1614 году униатский епископ Анастасий Крупецкий был изгнан из монастыря Красный Брод на Земплине. Только 24 апреля 1646 в Ужгороде 63 православных священника заключили унию с Католической церковью. Документ об унии был оформлен лишь в 1652 году со значительными фактическими ошибками. Так датой возникновения унии здесь назван 1649 год. Этой фальсификацией объясняется разнобой в датировке Ужгородской унии, что имеет место в церковно-исторической литературе и поныне. Документ 1652 году был подписан лишь 6 архидеканами (благочинными). Простой же народ, несмотря на свое формальное униатство, продолжал держаться «старой веры». В Восточной Словакии (Спиш, Шариш, Земплин и Уг) и Закарпатье сохранились юлианский богослужебный календарь, церковнославянский язык, традиционных для этой местности церковные распевы и иконографию. Славянское богослужение помогло сохранить национальную идентичность и противостоять мадьяризации вплоть до начала XX века.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Слов...

5. Приняв к сведению доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Собор одобрил деятельность Его Святейшества, Священного Синода, Синодальных учреждений и комиссий в межсоборный период. Святейшему Патриарху выражена благодарность за неустанное попечение о церковной жизни, за многочисленные посещения епархий, а также за непосредственное архипастырское окормление ставропигиальных монастырей и приходов города Москвы. 6. Утверждаются решения Священного Синода об образовании Бакинской, Венгерской, Единецкой, Кагульской, Сарненской, Тираспольской, Анадырской епархий. 7. Признано полезным создание на епархиальном и межъепархиальном уровнях структур, призванных служить обмену опытом и информацией по юридическим, инженерно-строительным, искусствоведческим и иным церковно-практическим вопросам. 8. Собор указывает на необходимость повсеместного и твердого исполнения Определения Священного Синода от 28 декабря 1998 года о духовнической практике. Сочтено полезным назначение в епархиях и благочиниях особых духовников, к которым другие пастыри могли бы направлять мирян, имеющих трудноразрешимые вопросы. 9. Недопустимо рукоположение клириков, имеющих постоянное место жительства в других епархиях, а также совершение священнослужителями, в том числе заштатными, Таинств и треб вне пределов своих епархий. Собор поручает Священному Синоду обратиться к пастве с призывом не искать совершения Таинств и треб вне приходов во избежание обмана и святотатства. В условиях, когда священнические и монашеские одежды подчас используются мошенниками, Собор счел недопустимым сбор пожертвований священнослужителями и монашествующими в публичных местах. Миряне для осуществления такого сбора должны иметь письменное благословение правящего архиерея той епархии, где производится сбор. 10. Установление в монастырях и приходах примерных размеров пожертвований за совершение Таинств и треб не должно иметь характера назначения “фиксированных цен”. Людям, заведомо не имеющим средств на такие пожертвования, нельзя отказывать в совершении Таинств.

http://sedmitza.ru/lib/text/429424/

с 1980 по 1988 гг. - членом комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси; в 1990 г. - членом комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви; в 1990 г. - членом комиссии по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС; с 1989 по 1996 гг. - управляющим Православным Венгерским благочинием; С 1990 по 1991 гг. - временно управляющим Гаагско-Нидерландской епархией; С 1990 по 1993 гг. - временно управляющим Корсунской епархией; с 1990 по 1993 гг. - председателем комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности; с 1990 по 2000 гг. - председателем комиссии Священного Синода по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Устав был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году; с 1994 по 2002 гг. - членом Общественного совета по возрождению Храма Христа Спасителя; с 1994 по 1996 гг. - членом Совета по внешней политике Министерства иностранных дел России; с 1995 по 2000 гг. - председателем Синодальной рабочей группы по выработке Концепции Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом; с 1995 по 1999 гг. - членом Российского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с празднованием памятных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; с 1996 по 2000 гг. - членом Наблюдательного совета Фонда 50-летия Победы. Ко времени избрания на Патриарший Престол митрополит Кирилл являлся: Постоянным Членом Священного Синода (с 1989 г.); Председателем Отдела внешних церковных связей (с 1989 г.); Управляющим Патриаршими приходами в Финляндии (с 1990 г.); членом Синодальной Богословской комиссии (с 26 февраля 1994 г.); членом Патриаршей и Синодальной Библейской комиссии (с 1990 г.); сопредседателем (с 1993 г.) и заместителем главы (с 1995 г.) Всемирного Русского Народного Собора, председателем Смоленского (с 1996 г.) и Калининградского (с 1997 г.) отделений ВРНС;

http://sedmitza.ru/text/428182.html

В нояб. 1959 г. по приглашению митр. Фессалоникийского Пантелеимона Б. посетил Салоники, где принимал участие в торжествах в честь св. Григория Паламы. В числе представителей от Венгерского правосл. благочиния участвовал в подготовке и проведении Поместных Соборов РПЦ (1971, 1988, 1990), праздновании 1000-летия Крещения Руси (июнь 1988), различных межправосл. и межхрист. конференций. В 1962 г. возглавляемое Б. Венгерского правосл. благочиние стало членом Экуменического совета Церквей Венгрии, что укрепило положение благочиния в многоконфессиональной стране и усилило в ней свидетельство Православия. С 1964 г. Б. принимал участие в редактировании издававшейся в Афинах 12-томной правосл. «Религиозной и нравственной энциклопедии» и написал для нее множество статей. В июне 1973 г. МДА присвоила ему степень почетного д-ра богословия. В связи с 25-летним юбилеем Венгерского благочиния по инициативе и при непосредственном участии Б. в 1975 г. в свет вышел обширный труд «Az orthodox kereszténység» (Православное христианство), отразивший традиции и совр. состояние литургической, пастырской, канонической, богословской, агиологической, исторической науки в Венгерской Православной Церкви. В 1988 г. Будапештской ДА Реформатской Церкви Венгрии возведен в степень почетного д-ра богословия. 28 дек. 1997 г. Патриарх Алексий II возвел Б. в сан протопресвитера. После преобразования 19 февр. 2000 г. благочиния в Венгерскую епархию с кафедрой в Будапеште Б. остается настоятелем кафедрального Успенского собора в Будапеште и благочинным венг. приходов. Б. является автором многочисленных статей по вопросам канонического права, истории Православия в Венгрии и др. Соч.: 10 лет в юрисдикции московского Патриарха//ЖМП. 1960. 2. С. 44-46; Η Ογγαρα Ορθδοξος Εκκλησα. Θεσσαλονκη, 1964; Праздничные богослужения в Будапеште//ЖМП. 1965. 12. С. 21-23; Православная Церковь в Венгрии//Там же. 1968. 9. С. 40-45; 10. С. 35-39; 1969. 4. С. 53-56; Юбилей 1000-летия Венгерского православия//Там же. 1971. 11. С. 57-60; Ujgörög tarsalgasi zsebkönyv. Bdpst., 1974, 1979, 2001r; Az orthodox kereszténység: [Исслед./Под ред. Ф. Берки]. Bdpst., 1975; Наш первый отпразднованный юбилей: (25-летие Венгерского Православного благочиния): Речь прот. д-ра Ф. Берки//ЖМП. 1975. 5. С. 13-21; Rapcs á nyi L. Áthosz: a Szent Hegy és lakói/Berki F. unkája. Bdpst., 1979; Magyarországi orthodox templomok, ikonosztázok: Válogatás/Szerkesztette: Beke G. L.; Lektorálta: F. Berki. Bdpst.,

http://pravenc.ru/text/78152.html

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. ( журнал 18 ) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с освобождением от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Избран епископом Подольским, викарием Патриарха Московского и всея Руси. Указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем храма святителя Николая Чудотворца в Хамовниках г. Москвы. 25 апреля 2009 г. наречен  во епископа Подольского. 26 апреля за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве, которую совершили Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит всея Америки и Канады Иона , хиротонисан  во епископа Подольского, викария Московской епархии. С 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы (Троицкое благочиние). С 22 марта 2011 г.  — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Северо-Восточным викариатством в границах Северо-Восточного административного округа г. Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности. Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. ( журнал 64 ) освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. ( журнал 62 ) назначен управляющим Венско-Австрийской и Венгерской епархиями. Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 г. ( журнал 116 ) назначен управляющим Берлинско-Германской епархией с освобождением от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и временным сохранением титула «Подольский». Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 9 января 2018 г. освобожден от управления Северо-Восточным викариатством г. Москвы. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 9 января освобожден от должности настоятеля храма свт. Николая Чудотворца в Хамовниках г. Москвы. 1 февраля 2018 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом  возведен  в сан архиепископа.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198363...

В окт. 1945 г. в Вену для устроения церковных дел в рус. приходах и для установления канонической связи с рус. епископами, по разным причинам оказавшимися за границей, прибыл Орловский и Брянский архиеп. Фотий (Топиро) . Он совершил литургию в Свято-Николаевском соборе. 7 июня 1946 г. Венским архиереем с местопребыванием в Вене был назначен бывш. Пражский архиеп. Сергий (Королёв) , вик. Западноевропейского экзархата . В окт. того же года архиеп. Сергий был утвержден экзархом в Ср. Европе с титулом «Венский». 16 нояб. 1948 г. Среднеевропейский экзархат был упразднен, архиеп. Сергий стал правящим архиереем Берлинской и Германской епархии . В 1951 г. в Вене было учреждено благочиние, к-рое 16 нояб. 1962 г. было преобразовано в епархию. Епископом Венским и Австрийским стал Филарет (впосл. анафематствован, см. Денисенко М. А.). С кон. 1964 по июнь 1966 г. В. е. управлял еп. Варфоломей (Гондаровский) , с июля 1966 по окт. 1967 г.- еп. Ионафан (Кополович) . В окт. 1967 г. епископом Венским и Австрийским был назначен Мелхиседек (Лебедев) , 25 июня 1970 г.- Герман (Тимофеев) . Еп. Герман благословил совершение отдельных частей литургии и произнесение проповедей на нем. языке. С 3 сент. 1974 по 13 марта 1975 г. В. е. управлял еп. Викторин (Беляев) . 13 марта 1975 г. архиеп. Баденский и Баварский Ириней (Зуземиль) был назначен архиепископом Венским и Австрийским, временно управляющим Баденской и Баварской епархией , окормлял В. е. до 26 июля 1999 г. Решением Синода от 11 июня 1993 г. в состав В. е. был включен перешедший из юрисдикции Русской Православной Церкви за границей приход в г. Граце. В июне 1997 г. В. е. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , совершивший литургию в Свято-Николаевском соборе. В 1999 г. в епархии проходили торжества по случаю 100-летия со дня освящения собора. 29 дек. 1999 г. епископом Венским и Австрийским стал Павел (Пономарёв) , в его управление было передано также Венгерское благочиние , 19 апр. 2000 г. преобразованное в Будапештскую и Венгерскую епархию, еп. Павел получил титул «Венский и Будапештский». 7 мая 2003 г. епископом Венским и Австрийским, временно управляющим Будапештской и Венгерской епархией, был назначен Иларион (Алфеев), одновременно исполняющий должность представителя РПЦ при европ. междунар. орг-циях в Брюсселе.

http://pravenc.ru/text/150347.html

11 нояб. 1949 г. Свящ. Синод под председательством Патриарха Алексия I вынес неск. решений по данному вопросу: 1. Венгерские правосл. приходы, не состоящие до наст. времени в чьей-либо юрисдикции или потерявшие за время войны рус. юрисдикцию, объединяются во «Временное управление венгерских православных приходов» в ведении РПЦ. 2. Руководителем указанного Управления, с наименованием «Благочинный» (администратор) венг. правосл. приходов назначается прот. Иоанн Кополович (см. Ионафан (Кополович) ), к-рый должен исполнять свои обязанности согласно «Положению о Временном управлении венгерскими православными приходами». 3. В состав Венгерского временного управления могут войти следующие приходы: свт. Иоанна Златоуста в Будапеште, Успения Пресв. Богородицы в Будапеште, храм во имя вмц. Александры в Ирёме, приход в Ньиредьхазе, приход в Шаркадкерестуре, приход в Сентеше, приход в Сегеде с храмом во имя вмч. Георгия Победоносца, рус. правосл. храм во имя прп. Сергия Радонежского в Будапеште. Духовное окормление приходов В. б. было возложено на председателя ОВЦС митр. Николая (Ярушевича). 15 нояб. 1949 г. Патриарх Алексий I утвердил Положение (Устав) об управлении приходами, входящими в состав В. б., в к-ром отмечалось, что Московский Патриархат принимает в юрисдикцию только те приходы, к-рые просят об этом, не находятся в архипастырской власти архиереев др. Поместных Церквей. Правосл. венграм было предоставлено «право совершения всех служб и треб на венгерском языке». Соборным храмом В. б. была определена ц. Успения Пресв. Богородицы в Будапеште. Прот. Иоанн прибыл в Будапешт 29 нояб. 1949 г., его деятельность по организационному оформлению В. б. была поддержана правительством Венгрии. Важное значение имела работа по переводу и изданию на венг. языке церковных и богослужебных книг. В нояб. 1950 г. в Будапешт прибыл митр. Пражский и всей Чехословакии Елевферий (Воронцов) , совершивший неск. богослужений, рукоположивший священнослужителей для В. б. С 10 по 31 авг. 1951 г. действовали курсы для священно- и церковнослужителей, целью к-рых было расширение богословских познаний и укрепление богослужебных навыков слушателей. Были открыты новые храмы и приходы, улучшена материальная жизнь приходов и духовенства. В 1952 г. началось издание ежемесячного ж. на венг. языке «Egyházi chronika» (Церковная летопись), продолжающееся и в наст. время. В 1953 г. еще 2 прихода обратились к Патриарху Алексию I с просьбой о принятии их под первосвятительский омофор, и еще один - в 1956 г.

http://pravenc.ru/text/150195.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010