Самый знаковый и разрушительный признак тревожных перемен - несмываемые граффити, которые можно встретить везде, даже на Цепном мосте имени Сечени - самом узнаваемом символе Будапешта. Горожане не только допустили такой вандализм, но и не пытаются исправить ситуацию. Православие в Будапеште Чтобы проститься с Будапештом не на грустной ноте, пройдёмся ещё раз по улицам Пешта. Сейчас у нашего пути конкретная цель: православные храмы. Православию в Венгрии, католической по воле истории стране, уже больше 200 лет. Первым русским храмом на территории Венгрии является церковь во имя святой мученицы Александры. Она находится в пригороде Будапешта городе Ирёме (Юреме) и связана с именем Великой княгини Александры Павловны (1783-1801), старшей дочери императора Павла I, бывшей замужем за венгерским палатином Иосифом. Смерть забрала её из этого мира слишком рано - она успела прожить только 17 лет. Княгиня Александра, выйдя замуж, не меняла своей веры и была погребена по православному обряду. Так была учреждена Офенская Русская духовная миссия с храмом во имя святой мученицы царицы Александры, целью которой, помимо молитвенного поминовения усопшей царствовавшей особы, было также свидетельство о Православии в инославной среде. Сейчас останки Великой княгини после временного отсутствия вновь перенесены в Ирём, храм возобновлён, в нём проводятся богослужения. После революции в России в русской колонии в Будапеште действовали православные приходы, но они прекратили существование во время войны, кроме того, сложным являлся вопрос об их юрисдиции. В 1949 году православные приходы наконец вошли в юрисдикцию Московского Патриархата и объединились в Венгерское благочиние, которое в 2000 году было преобразовано в Будапештскую и Венгерскую епархию. Два русских православных храма Будапешта находятся в исторической части города. Успенский кафедральный собор несколько лет был предметом судебных споров между Константинопольским Патриархатом и Русской Православной Церковью, в 2004 году этот вопрос окончательно решился в пользу последней.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Святая Гора Афон (традиционным является употребление в тексте только двух слов названия - Святая Гора, Гора Афон, Святой Афон). Благочиния и представительства за рубежом: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, Представительство Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском и всего Востока, Представительство Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, Венгерское православное благочиние, Патриаршие приходы в Финляндии, Патриаршие приходы в США и Канаде, Западноевропейский Экзархат, Среднеевропейский Экзархат. Названия частей и принадлежностей храма Названия всех частей храма пишутся со строчной буквы: притвор, трапеза, алтарь, апсида и т.д. Названия всех принадлежностей храма пишутся со строчной буквы, кроме именования " Царские врата " : престол, жертвенник, солея, горнее место, иконостас и т.д. Названия священных сосудов и предметов пишутся со строчной буквы: дискос, звездица, лжица, кроме: Святая Чаша, Потир - как вмещающий Святые Дары, но: дарохранительница, Святая Плащаница. Названия всех священных одежд пишутся со строчной буквы. Деисис, не Деисус, - с прописной буквы. Названия книг Священного Писания и богослужебных книг пишутся с прописной буквы: Святая Библия, Бытие, Исход, Книга Иова, но: Песнь песней, Вторая книга Царств, Книга пророка Исаии, Евангелие, Четвероевангелие, Первое Послание апостола Петра. Служебник, Требник, Минея Месячная. Цветная Триодь, но Триодь цветная. Постная Триодь, но Триодь постная. Литургическая терминология Устав Церковный, Церковный Устав. Название служб суточного круга пишутся с прописной буквы: вечерня, повечерие, утреня, часы Великой Пятницы, великая вечерня, рождественские часы, царские часы, крещенские часы, но: Андреево стояние, Мариино стояние. Божественная литургия, Литургия Преждеосвященных даров, Тело и Кровь Христовы. Названия чтений и песнопений пишутся со строчных букв, кроме Блаженны (без кавычек), Богородичен (с Богородичном), Трисвятое: тропарь, кондак, ектения великая и т.д., стихира на " Хвалите " , или на " Хвалитех " (тоже устоявший в литургике термин, и даже более часто употребляемый), евангельская стихира, антифоны, степенны, аллилуиарий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

священника Леонида Прендковича (1874-1938), Алексея Серебренникова (1882-1937), протоиерея Бориса Ивановского (1897-1937), диакона Алексия Сенкевича (1875-1937), псаломщика Павла Соколова (1892-1938), псаломщика Алексия Скоробогатова (1889-1938), игумении Зосимовой пустыни Афанасии (Лепешкиной; 1883-1931), епископа Орловского Макария (Гневушева; 1858-1918), архиепископа Могилевского Павлина (Крошечкина; 1879-1937), епископа Екатеринбургского Аркадия (Ершова; 1878-1937), священника Анатолия Левицкого (1894-1937), священника Никандра Чернелевского (1880-1937), псаломщика Киприана Анникова (1875-1937), протоиерея Сергия Мечева (1892-1941), протоиерея Василия Смирнова (1870-1938); от Орловской епархии: протоиерея Георгия Коссова (1855-1928); от Саранской епархии: иеромонаха Михаила (Жука; 1872-1937), монахини Анастасии (Камаевой; 1879-1937), Иоанна Ломакина (1884-1937), Иоанна Милёшкина (1902-1937), Мавры Моисеевой (1875-1937), Иоанна Сельманова (1900-1937), иеромонаха Василия (Эрекаева; 1879-1937), священника Павла Ягодинского (1879-1937), псаломщика Василия Александрина (1872-1942), монахини Елены (Асташикиной; 1878-1937), Арефия Еремкина (1884-1937); от Уфимской епархии: иеромонаха Максима (Попова; 1876-1934) и псаломщика Киприана Яценко (1878-1935). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о положении приходов Московского Патриархата в Венгрии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преобразовать Венгерское православное благочиние в Венгерскую епархию с кафедрой в городе Будапеште. 2. Управление Венгерской епархией поручить епископу Венскому и Австрийскому Павлу с изменением его титула на " Венский и Будапештский " . 3. Утвердить Гражданский Устав Венгерской епархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о поступившем обращении православной общины Александро-Невского прихода в городе Копенгагене (Дания) и вновь образованной общины во имя Святителя Николая в городе Орхусе (Дания) о принятии их в юрисдикцию Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

Со стороны Киевской митрополии вопрос о назначении еп. Дионисия управляющим приходами Зап. Волыни в 1918-1919 гг. не поднимался (несмотря на позднейшие утверждения еп. Дионисия о том, что укр. духовные и светские власти якобы планировали создание отдельной епархии во главе с ним на территории Зап. Волыни, Берестейщины, Пинщины и Мозырщины). Дважды, в сент. и окт. 1918 г., митр. Антоний обращался через МИД Украинского гетманского гос-ва в австро-венгерское представительство в Киеве с просьбой разрешить прибытие в любой из зап. уездов Волыни Владимир-Волынского еп. сщмч. Фаддея (Успенского) для окормления этой части Волыни, а также оказавшихся в изгнании клириков Владимир-Волынского и Ковельского уездов, о возвращении к-рых в родные края также ходатайствовал Киев. Однако согласия на это со стороны австро-венг. властей не последовало. В нач. 1919 г., после захвата большевиками Киева и Житомира, еп. Дионисий уехал в Кременец. В мае-июне 1919 г., когда город был занят большевиками, архиерей скрывался у верующих (по др. данным, находился в Иоанна Милостивого, свт., Загаецком мужском монастыре ). Патриарх Тихон утвердил еп. Дионисия в должности временно управляющего Холмской епархией, о чем было извещено 27 дек. 1919 г. Мин-во исповеданий и народного просвещения Польши (Холмщина, как и зап. часть Волынской губ., после провозглашения независимости Польского гос-ва оказалась в его составе). 20 окт. 1920 г. управляющим Холмской епархией указом патриарха Тихона был назначен архим. Сергий (Королёв) , хиротонисанный 17 апр. 1921 г. во епископа Бельского (Бельско-Подляшского). К весне 1919 г. Кременецкий епископ оказался единственным действующим архиереем в западной части бывш. Волынской и Житомирской епархии. В 1919-1920 гг. епископ налаживал разрушенную войной церковную жизнь в Кременецком, Дубенском, Ровенском и Луцком повятах (уездах), распространяя свою юрисдикцию на соседние Староконстантиновский и Острожский уезды, независимо от епархиального центра в Житомире. Неопределенность гос. границ в 1919-1921 гг. была причиной одновременных назначений на один и тот же приход клириков указами из Житомира и Кременца. 18 февр. 1920 г. еп. Дионисий без согласования с в. у. Волынско-Житомирской епархией еп. Фаддеем (Успенским) назначил настоятелем в Крестовоздвиженский собор в Староконстантинове свящ. Иоанна Августиновича. После протестов местного духовенства 30 апр. 1920 г. еп. Дионисий и Кременецкое ЕУ предложили должность настоятеля прот. Иоанну Барановичу, благочинному Староконстантиновского городского окр. (ГА Тернопольской обл. Ф. 148. Оп. 1. Д. 250. Л. 27-29). Между тем еп. Фаддей 23 апр. 1920 г. назначил настоятелем собора свящ. сщмч. Аркадия Остальского , с чем согласились местное духовенство и прихожане (ГА Житомирской обл. Ф. Р-1657. Оп. 1. Д. 258. Л. 242). Подобных случаев было немало.

http://pravenc.ru/text/2459003.html

26-30 (совм. с прот. А. Соколовским); [Речь на юбил. собрании, посвящ. 25-летию Венгерского Правосл. Благочиния 24 нояб. 1974 г.]//Там же. 1975. 5. С. 12-13. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 582. Л. 200; Д. 994. Л. 9, 17; Д. 1321. Л. 18, 21, 24-26, 45; Оп. 2. Д. 85. Л. 42, 43; Оп. 6. Д. 131. Л. 38; Архив Мукачевско-Ужгородской епархии (Мукачев, Закарпатской обл. Украина). Лит.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1965. 12. С. 3; 1966. 7. С. 1; 8. С. 1; 1967. 11. С. 5; 1968. 8. С. 1; 1969. 4. С. 6; 1970. 5. С. 23; 11. С. 2; 1972. 11. С. 3; 1974. 11. С. 3; 1975. 2. С. 2; 1976. 12. С. 5; Алексий I, Патриарх Московский. Речь при вручении архипастырского жезла новопоставленному еп. Тегельскому Ионафану//Там же. 1966. 1. С. 4-5; Наречение и хиротония архим. Ионафана (Кополовича) во еп. Тегельского, викария Берлинской епархии Среднеевропейского Экзархата//Там же. С. 6-10; К пребыванию представителей РПЦ в ФРГ//Там же. 1967. 5. С. 13; Григорий Б., прот. Из жизни епархий: Эдмонтская епархия//Там же. 1969. 11. С. 23; Журнал заседания Свящ. Синода РПЦ 9 апр. 1970 г.//Там же. 1970. 5. С. 14; То же 10 апр. 1970 г.//Там же. С. 23; Из жизни епархий: Тамбовская епархия//Там же. 1971. 3. С. 17-18; 1972. 5. С. 34; 12. С. 29-30; Поездка Свят. Патриарха Московского и всея Руси Пимена//Там же. 1972. 11. С. 1-2; Питирим (Нечаев), архиеп. Братские визиты Предстоятеля Русской Церкви//Там же. 1973. 2. С. 12; 5. С. 12; Из жизни епархий: Кишиневская епархия//Там же. 6. С. 25; 1974. 7. С. 11-12; 8. С. 34-35; 1975. 4. С. 17-18; 6. С. 9-10; 7. С. 22-23; 10. С. 29-32; 12. С. 24-25; 1976. 11. С. 19-20; 1977. 5. С. 17-18; 11. С. 23; 1978. 4. С. 21-22; 1979. 1. С. 23-24; 2. С. 20-22; 9. С. 20-21; 10. С. 21-23; 1980. 1. С. 23; 4. С. 15-16; 1981. 3. С. 16-17; 1982. 6. С. 42-44; 12. С. 61; 1983. 8. С. 28-30; 1984. 3. С. 26-27; 4. С. 21-22; 5. С. 31-32; 6. С. 21-23; 7. С. 28-29; 1986. 8. С. 34; Савва (Бабинец), еп. Из жизни епархий: Мукачевская епархия//Там же. 1974. 4. С. 22-23; Бронский В. Из жизни духовных школ: В Ленинграде//Там же.

http://pravenc.ru/text/578360.html

26 дек. 2003 г. М. был назначен епископом Егорьевским, викарием Московской епархии. 14 янв. 2004 г. архиерейскую хиротонию в храме Христа Спасителя возглавил патриарх Алексий II. Решением Синода от 31 марта 2009 г. назначен секретарем Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также ему было поручено временное управление Венско-Австрийской и Венгерской епархиями. 26 июля 2010 г. Секретариат был преобразован в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям и М. стал руководителем управления. 27 мая 2009 г. назначен председателем новоучрежденной Патриаршей наградной комиссии. С 27 июля 2009 г. также является членом Межсоборного присутствия РПЦ, возглавляет Комиссию по богослужению и церковному искусству. 1 февр. 2010 г. возведен в сан архиепископа. В дек. того же года М. было поручено окормление приходов на территории Северо-Западного адм. окр. Москвы (Успенское благочиние). 22 марта 2011 г. М. стал членом Высшего Церковного Совета РПЦ. 31 дек. того же года назначен управляющим Северо-Западным викариатством в границах Северо-Западного и Зеленоградского адм. округов Москвы и Северным вик-ством в границах Северного адм. окр. Москвы и включен в состав епархиального совета Москвы. С 8 апр. 2013 г. исполняет обязанности настоятеля храма св. прмц. Елисаветы Патриаршего подворья в Покровском-Стрешневе. 16 июля 2013 г. назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии, 25 июля 2014 г.- председателем финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с временным сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Был председателем правления Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы. 22 окт. 2015 г. назначен управляющим Рязанской и Михайловской епархией с освобождением от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями, от должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям и от управления приходами Московского Патриархата в Италии. 4 нояб. 2015 г. в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. Распоряжением Патриарха Кирилла в нояб. 2015 г. освобожден от управления Северным и Северо-Западным вик-ствами Москвы.

http://pravenc.ru/text/2562210.html

– А это напрасно, уже хотя бы потому, что в своей тяжбе с архиереями твой дядя был прав. Набравшись смелости, я задал Авве Антонию вопрос: – Если мой дядя был прав, почему же Вы, Владыка, не заступились за него, его не защитили? – Напрасно думаешь, что я не делал попытки защитить твоего дядю, а вопрос этот задал ты мне по твоей юности, ты не знаешь ни канонов церковных, ни границ моей власти как Митрополита, ни прав епархиального архиерея. В делах административных я могу лишь дать совет, высказать мое мнение епархиальному архиерею, но не могу приказывать – он князь своей епархии. Пережив в Америке позор Сан-Францисского случая, аргентинской и австралийской историй, когда я пишу эти строки, невольно вспоминаю мудрые слова великого Аввы Митрополита Антония. По его мудрому определению, руководитель центрального административного органа Зарубежной Церкви, Правитель дел Синодальной Канцелярии, низведший некоторых епархиальных архиереев на степень благочинных Синодальной Канцелярии, юнцом оказался. Прибыл я в Белград в неудачное время, происходили бурные студенческие демонстрации, направленные против Короля Александра и его правительства. Университет был закрыт. Из газеты «Политика» узнали данные о вдохновителе и руководителе демонстраций: им оказался студент – венгерский еврей под фамилией Патэрностер (отче наш). Что делать? Сидеть в Белграде? За советом обратился к Патриарху Варнаве. – Езжайте на отдых в монастырь, – сказал Святейший и направил меня в монастырь Беочин. Согретый вниманием патриарха и любовию Аввы Антония, отбыл я в монастырь Беочин, обещая Владыке Антонию часто его навещать. В общем, недолго пришлось ему ожидать меня. Не привыкший к ежедневному употреблению вина и, тем более, к более острым спиртным напиткам, я смутился, когда послушник приносил мне в келлию вино и ракию трижды в день: утром, в обед и к ужину. Не прикасался я к ракии, употребляя во время обеда лишь каплю вина. Возмущенный, видимо, неподчинением местному монастырскому порядку, игумен вызвал меня к себе и упрекнул, что я ставлю всю братию в неловкое положение:

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

В 1840 г. с. Никольское было во владении полковника Николая Алексеевича Венгерского, который в селе не жил. В 1854 г. прихожане и помещики Кораблев и Загоскин (владел соседней с Никольским д. Желомегино) просят построить новый теплый каменный храм во имя Спаса Нерукотворного. В этом же году получена храмозданная грамота. О построении храма сведений нет. В клировой ведомости Никольской церкви за 1840 г. написано, что престол в храме один. Причт со времени построения церкви состоял из священника, дьячка и пономаря. В 1840 г. в с. Никольском служил священник Василий Михайлович Белорастов, сын дьячка, он окончил Вифанскую семинарию с аттестатом 2-го разряда. В 1830 г. посвящен во иереи к Дмитровской округи с. Горки Никольской церкви. В 1835 г. переведен в с. Никольское-Венгерское. У о. Василия и его жены Александры Михайловны были дети: Павел, Любовь, Петр. Дьячком в это время служил Николай Михайлович Лебедев, пономарем - Петр Алексеевич Голубев. В 1861 г. в с. Никольском служил священник Павел Матвеевич Сокольский, благочинный 3-го округа церквей Можайского уезда (15 церквей), 63 лет. Из духовного звания, обучался в Спасо-Вифанской семинарии. По окончании курса в 1822 г. с аттестатом 2-го разряда определен во священника г. Рузы к Покровской церкви. Назначен благочинным градских церквей в 1842 г. Награжден скуфьей (1837), набедренником (1843), бархатной фиолетовой камилавкой (1851). В 1853 г. переведен по прошению в с. Никольское Можайского уезда. В 1857 г. определен благочинным 3-го округа церквей Можайского уезда. Женат, сын Георгий Сокольский, 23 л., в 1860 г. окончил курс Спасо-Вифанской семинарии со степенью студента, находится при отце. В 1895 г. храм в с. Никольском был перестроен по проекту епархиального архитектора Степана Васильевича Крыгина (1832 - 9 марта 1900), составившего также план церковного участка и чертеж ограды. Школы в приходе церкви с. Никольского: земская в с. Никольское-Венгерское, построена в 1895 г., и в дер. Тимошине за р. Москвой, построена в 1905 г. Обучалось в обеих школах 40 мальчиков и 50 девочек. Церковный староста Никольского храма - крестьянин дер. Стеблево Илья Александрович Сафонов, в должности с 1913 г. первое трехлетье.

http://sobory.ru/article/?object=07939

В кон. нояб. 1944 г., после освобождения Закарпатья советскими войсками, администратор Мукачевской и Пряшевской епархии игум. Феофан (Сабов) предложил Кополовичу должность секретаря Мукачевского ЕУ. В дек. 1944 г. в составе делегации от епархии Кополович ездил в Москву для рассмотрения вопроса о переходе Мукачевской епархии СПЦ в состав РПЦ. 31 дек. 1944 г. награжден наперсным крестом. В окт. 1944 г. был избран членом президиума и 1-м заместителем главы Хустского городского народного совета. 26 окт. 1944 г. на I съезде делегатов народных комитетов в Мукачеве был избран членом Народной рады Закарпатской Украины. С янв. 1945 г. Кополович был назначен главой чрезвычайной комиссии по учету вреда, расследованию и установлению преступлений, совершенных немецко-венг. оккупантами в Закарпатье. 22 окт. 1945 г. Мукачевская епархия в составе земель, вошедших в СССР, перешла в юрисдикцию РПЦ. В 1946 г. был утвержден Мукачевским и Ужгородским еп. Нестором (Сидоруком) в должности секретаря ЕУ. В 1947 г. возведен в сан протоиерея. 11 нояб. 1949 г. Свящ. Синод РПЦ под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия I объединил венг. правосл. приходы, не состоящие в чьей-либо юрисдикции или потерявшие за время войны рус. юрисдикцию, во «Временное управление венгерских православных приходов». Прот. И. Кополович был назначен руководителем управления со статусом благочинного-администратора и полномочным представителем Московской Патриархии во всех орг-циях Венгерской Народной Республики с оставлением за ним должности секретаря Мукачевского ЕУ. Правосл. венграм было предоставлено право совершения всех служб и треб на венг. языке. Соборным храмом Венгерского благочиния была определена ц. Успения Пресв. Богородицы в Будапеште. Под рук. прот. И. Кополовича начался перевод и подготовка к изданию на венг. языке церковных и богослужебных книг. В том же году Патриарх Алексий I наградил Кополовича наперсным крестом с украшениями. В нояб. 1950 г. в Будапешт прибыл Пражский и Чешский митр.

http://pravenc.ru/text/578360.html

Елевферий (Воронцов) и рукоположил новых священнослужителей для Венгерского благочиния. 10-31 авг. 1951 г. И. Кополовичем были организованы курсы для священно- и церковнослужителей с целью расширения богословских познаний и укрепления богослужебных навыков слушателей. Были открыты новые храмы и приходы, улучшена материальная жизнь духовенства. В 1952 г., согласно ходатайству прот. Кополовича, был начат выпуск правосл. ежемесячного журнала на венг. языке «Церковная летопись» (Egyházi Krónika). 21 янв. 1954 г. прот. И. Кополович награжден правом ношения 2 наперсных крестов с украшениями. 30 июля 1954 г., согласно прошению, он был уволен с должности благочинного венг. правосл. приходов. С 15 дек. 1954 г. Кополович - настоятель кафедрального собора в Мукачеве и секретарь ЕУ. 10 июня 1955 г. направлен в распоряжение Митрополичьего совета Православной Церкви в Чехословакии и назначен генеральным викарием Прешевской правосл. епархии. Был награжден орденом святых Кирилла и Мефодия 3-й степени и правом совершения Божественной литургии при открытых царских вратах до Херувимской песни. В 1955 г. Патриархом Алексием I награжден митрой. В 1961 г. окончил Прешевский богословский правосл. фак-т. В 1963 г. удостоен степени доктора богословия за соч. «Кирилло-Мефодиевская церковь в Великоморавской державе и ее каноническое положение». В сент. 1964 г. овдовел. 1 дек. того же года, согласно прошению, оставил службу в Чехословакии и вернулся в Мукачевскую епархию. С сент. 1965 г. преподаватель аспирантуры МДА, одновременно был сотрудником ОВЦС. Принят в число братии Троице-Сергиевой лавры , 12 нояб. 1965 г. пострижен в монашество с именем Ионафан, 14 нояб. возведен в сан архимандрита. 25 нояб. 1965 г. в связи с образованием Тегельского вик-ства Берлинской епархии Среднеевропейского Экзархата И. определен епископом Тегельским. 28 нояб. архиерейскую хиротонию И. в ТСЛ возглавил Патриарх Алексий I. 23 июня 1966 г. назначен временно управляющим Берлинской епархией и исполняющим обязанности экзарха в Ср.

http://pravenc.ru/text/578360.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010