Инструкция благочинным приходских церквей 415 . Это есть руководство для окружных надзирателей – священников, которым вверено попечение об известном числе (от 10 до 30) приходов. Составлена эта инструкция еще в 1775 году митрополитом московским Платоном для его епархии, а потом, пересмотренная и дополненная, издана 10 сентября 1857 года для всех епархий в России. Инструкция благочинным монастырей мужских и женских 416 . Эта инструкция, представляющая собою руководство по управлению для окружных надзирателей – иеромонахов (известных обыкновенно под именем монастырских настоятелей), которым поручено попечение о нескольких монастырях одной епархии, была издана 28 мая 1828 года и действует доныне. Главные предметы надзора этих «благочинных»: 1) как совершается в монастырях богослужение, 2) как ведут себя монахи и монахини в своих монастырях и вне их и 3) как ведется монастырская экономя. Положение о приходских попечительствах при православных церквах 417 , утвержденное и изданное 2 августа 1864 г., излагает права и обязанности приходских попечительств, которые заботятся о приходских церквах и приходском духовенстве, а также о начальных школах в приходе и о местных благотворительных учреждениях. Инструкция церковным старостам 418 , утвержденная и изданная 17 апреля 1808 г., описывает права и обязанности старосты приходской церкви, который должен охранять церковное имущество и радеть о нем 419 . § 29. Карловацкая митрополия Частные источники церковного права в Карловацкой митрополии могут быть разделены на изданные раньше 1868 года, когда была обнародована IX статья венгерской конституции, которою признается автономия в управлении церковно-школьными делами 420 и затем – на изданные после этого года. К первым относятся: Привилегии. Так называются императорские грамоты, изданные в последних годах ΧVII века, при переселении сербов в земли венгерской короны, и утверждающие за православными сербами права, которыми они пользовались в Печском патриархате. Таких императорских грамот или привилегий пять, а именно: первая от 6 апреля 1690 года, вторая от 21 августа 1690 г., третья от 11 декабря 1690 г., четвертая от 20 августа 1691 г. и пятая от 4 марта 1695 года 421 . Все эти привилегии изданы императором Леопольдом, а затем подтверждены императорами Иосифом I, 29 сентября 1706 г. и Карлом VI, 8 октября 1713 г., и императрицею Марией Терезиею 18 мая 1743 года 422 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Статьею IX-ю основного австро-венгерского закона 1868 г. право свободного управления и распоряжения церковно-административными, школьными и финансовыми делами в —184— Карловицкой митрополии всецело предоставлено церковно-народному конгрессу, который, напр. избирает Карловицкого митрополита, определяет количество и размеры епархий, протопресвитерств (благочиний) и приходов, организует церковные общины, органы митрополичьего и епархиального управления, назначает жалование всем членам церковной иерархии, устрояет церковно-приходские и другие (кроме богословских) школы, контролирует пользование денежными суммами, управление монастырскими имуществами и т. д. 1628 Народно-церковный конгресс, состоящий из 75 членов (25 духовного и 50 светского звания), должен созываться каждый третий год, а по требованию обстоятельств может быть созван и вне этого срока. Последний народно-церковный конгресс состоялся в 1892 году под председательством патриарха Георгия Бранковича. Были, правда, попытки к устройству народно-церковного конгресса в октябре 1893 года и в мае 1894 года, но оба раза конгресс не был дозволен верховною властью. В начале прошедшего 1897 года в заседании венгерского сейма депутат Иосиф Ягич направил к венгерскому министру-президенту запрос относительно созвания народно-церковного конгресса для решения накопившихся неотложных дел, на что получен был ответ, что конгресс, во всяком случае, состоится в текущем году. 1629 И действительно, указом императора и короля Франца Иосифа от 8 (20) мая открытие конгресса назначено на 29 июня 1897 г. в г. Карловцах. К 15 июня были закончены выборы членов конгресса, в состав которого, как оказалось, вошли в огромном большинстве народные кандидаты, члены оппозиции правительству. Много говорилось и писалось о предстоящем конгрессе, на который возлагались самые радужные надежды и упования сербских патриотов. К сожалению, и на этот раз им не суждено было осуществиться. Уже первый день, день открытия конгресса прошел довольно бурно. 29 июня королевский комиссар барон Федор Николич открыл конгресс речью на вен-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впоследствии на кафедре Американского Экзархата побывали многие архиереи, в т. ч. и ныне здравствующие. Духовная Миссия в Иерусалиме. После революции 1917 года Духовная Миссия вышла из юрисдикции Московской Патриархии и перешла в ведение Зарубежной Церкви. В 1948 году Московская Патриархия получила во владение ту часть, которая оказалась на территории новообразованного государства Израиль. Тогда же в Иерусалим была отправлена миссия во главе с архимандритом Леонидом (Лобачевым). В 1955 году Горненская обитель была пополнена монахинями из различных монастырей Советского Союза. С июня 1946 года русский Николаевский приход в Австралии управлялся викарием Западноевропейского Экзарха архиепископом Сергием (Королевым) , а после его назначения на Берлинскую кафедру – архимандритом Арсением (Шиловским) в должности благочинного. В декабре 1950 года благочиние в Австрии возведено в ранг ставропигии. В настоящее время у Патриархии в Австралии имеется два прихода: в Сиднее и в Мельбурне. Благочиние в Венгрии. В 1949 году несколько православных приходов, возникших в различных городах Венгрии, были приняты в юрисдикцию Московской Патриархии и образовали благочиннический округ, во главе которого был поставлен прот. Иоанн Кополович. С 1954 года благочинным венгерских приходов Московской Патриархии является протоиерей Николаевского храма в Будапеште Фериз Берки. Он перевел на венгерский язык богослужебные книги Православной Церкви. С 1952 года благочиние издает “Церковную летопись”. Приходы в Хельсинки. В 1926 году финское правительство утвердило устав частной Покровской православной общины г. Выборга (в 1940 году она переехала в Хельсинки). Вначале она находилась в ведении митрополита Евлогия. В 1927 году в Хельсинки был основан Николаевский приход под началом настоятеля Покровской общины прот. Григория Светловского. С уходом митроп. Евлогия в юрисдикцию Константинопольского патриарха в 1931, эти общины прекратили общение с Московской Патриархией и воссоединились только в 1945 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1949 г., а в нояб. 1950 г. в Будапешт прибыл митр. Пражский и всей Чехословакии Елевферий (Воронцов) , он совершил в В. неск. богослужений и рукоположил новых священнослужителей. В июле 1950 г. Временное высшее управление и находящееся в его подчинении благочиние приняли в свой состав 7 приходов, в дек. 1950 г. был создан еще один временный рус. приход, в 1953 г. присоединились 2 венг. прихода, в 1956 г.- один. С 10 по 31 авг. 1951 г. для священно- и церковнослужителей были организованы курсы, на к-рых проводились занятия по изучению Свящ. Писания, по богословию и литургике. В этот период в В. открылись новые правосл. храмы и приходы, улучшилось их материальное обеспечение. В 1952 г. было начато издание ежемесячного ж. на венг. языке «Эдьхази кроника» (Церковная летопись), продолжающееся и в наст. время. 21 марта 1996 г. Свящ. Синод РПЦ принял решение о назначении архиеп. Берлинского и Германского Феофана (Галинского) управляющим правосл. приходами в В. 29 дек. 1999 г. на заседании Свящ. Синода РПЦ архиеп. Берлинский и Германский Феофан (Галинский) был освобожден от временного управления Венгерским благочинием, архипастырское окормление приходов было поручено еп. Павлу (Пономарёву) , назначенному на Венскую и Австрийскую кафедру. Решением Свящ. Синода от 19 апр. 2000 г. благочиние было преобразовано в Будапештскую и Венгерскую епархию , правящим архиереем к-рой был назначен еп. Павел (Пономарёв) с титулом «Венский и Будапештский». В 2003 г. епископом Венским и Австрийским и управляющим Венгерской епархией был назначен еп. Иларион (Алфеев). В наст. время Православие в В. объединяет верующих 6-7 национальностей, входящих в состав 5 юрисдикций. Ок. 40 серб. приходов и жен. мон-рь Грабовац по-прежнему входят в состав Будимской епархии Сербского Патриархата с центром в г. Сентендре. В состав Дьюльской епархии Бухарестского Патриархата входят 20 приходов, с центром в г. Дьюла, окормляющие верующих румын. национальности. Софийский Патриархат представлен в В. отдельным благочинием, в состав к-рого входят 2 прихода в Будапеште.

http://pravenc.ru/text/150197.html

Богослужение совершается преимущественно на церковно-славянском языке, в чешских приходах – на чешском, в венгерских приходах – на венгерском. Предстоятелем Православной Церкви Чешских Земель и Словакии является Блаженнейший Архиепископ Пражский, митрополит Чешских Земель и Словакии (до 1994 г. титул предстоятеля был «Блаженнейший митрополит Пражский и всей Чехословакии). Он избирается Церковным Собором открытым голосованием. Митрополит одновременно является епархиальным архиереем Пражской епархии, Председателем Священного Синода и Митрополичьего Совета. Высшим духовным судебным органом Церкви является Священный Синод, состоящий из епископата Православной Церкви Чешских Земель и Словакии. Верховным законодательным и административным органом является Поместный Собор, в который входят все епископы Церкви, среднее духовенство и миряне. Исполнительный орган Собора – Митрополичий Совет, наполовину состоящий из духовенства и наполовину – из мирян. Каждая епархия возглавляется епископом, избираемым Епархиальным Собранием, в состав которого входят духовенство и миряне, представляющие все приходы данного церковного округа. Исполнительный орган Епархиального Собрания – Епархиальный Совет, председателем которого является епископ. Епархии делятся на окружные благочиния (протопресвитериаты, или архидеканаты), управляющиеся благочинными (протопресвитерами, или архидеканами), разделяющиеся на благочиния, которые в свою очередь делятся на церковные приходы. Высшим административным органом управления прихода является Приходское Собрание, а исполнительным – Приходской Совет. С момента получения автокефалии Православная Церковь Чешских Земель и Словакии активно принимать участие в экуменическом движении. Ее представители принимали участие на Всеправославных Родосских Совещаниях (1961, 1963 и 1964) и других общеправославных форумах. С февраля 1966 г. Чехословацкая Церковь вошла в ВСЦ. В 1954 г. был основан Экуменический Совет Церквей Чехословакии, куда входят, кроме Православной Церкви, Старокатолическая и еще 6 различных протестантских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

приходах. В сент. 1947 г. представители венг. Православия с той же целью посетили Москву и имели встречу с митр. Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) , председателем ОВЦС. В июне 1948 г. еп. Нестор снова отправился в В. для более детального изучения проблемы. 11 нояб. 1949 г. Свящ. Синод под председательством Патриарха Алексия I вынес решение о том, что венг. правосл. приходы, не состоящие до того времени в чьей-либо юрисдикции или потерявшие за время войны юрисдикцию РПЦ, объединяются во «Временное Управление Венгерских православных приходов» в ведении РПЦ, а руководителем управления с наименованием «Благочинный (администратор) Венгерских православных приходов» назначается прот. Иоанн Кополович, клирик Мукачевской епархии РПЦ, к-рый должен исполнять свои обязанности согласно «Положению о Временном Управлении Венгерскими православными приходами в Венгрии». В состав этого управления вошли следующие приходы: свт. Иоанна Златоуста в Будапеште, Успения Пресв. Богородицы в Будапеште, храм во имя вмц. царицы Александры в Ирёме, близ Будапешта, приходы в Ньиредьхазе, Шаркадкерестуре, Сентеше, Сегеде с храмом во имя вмч. Георгия Победоносца, рус. правосл. храм во имя прп. Сергия Радонежского в Будапеште. 15 нояб. 1949 г. Патриарх Алексей I утвердил «Положение» (устав) об управлении приходами, входящими в состав Венгерского благочиния . В уставе отмечалось, что Московский Патриархат принимает в юрисдикцию только те приходы, «к-рые просят об этом, не находятся в подчинении архипастырской власти др. юрисдикции и пребывают вне канонического окормления», правосл. венграм «предоставляется право совершения всех служб и треб на венгерском языке». Соборным храмом Венгерского благочиния была определена ц. Успения Пресв. Богородицы в Будапеште. еп. Иларион (Алфеев) совершает богослужение в ц. во имя мц. Александры в Ирёме. Фотография. 2003 г. еп. Иларион (Алфеев) совершает богослужение в ц. во имя мц. Александры в Ирёме. Фотография. 2003 г. Благочинный прот. Иоанн Кополович прибыл в Будапешт 29 нояб.

http://pravenc.ru/text/150197.html

Русины составляют часть целого русского народа, они преданы великой России, борются за общерусские предания и церковь . Если же галицкие и угорские русины вовлечены в унию, то это – не их вина; при том уния для них – только официальное название их церквей, сохраняющих православный обряд, в котором простой народ видит самую суть своего православия. Но Буковина всё же сохранила православие, формально утраченное ее сестрами!? Да, и этим она обязана более благоприятным условиям своей исторической жизни. Впрочем, этот факт сохранения буковинцами православной церкви можно считать чудом; ладья буковинской церкви так ничтожна, а австрийско-немецкое море так ши- —323— роко, свирепо и бурно, что, можно верить, только силы небесные спасают ее от полного уничтожения. Ввиду этого было бы жестоко со стороны российской церкви бросить укоризненный взгляд на своих младших, исстрадавшихся в неравной борьбе, сестринских церквей австро-венгерских русинов и не подать им помощи. Защищая русинские церкви, российская церковь тем самым уже защитила бы и себя от латинской пропаганды, потому что, сломив русинов, латин. церковь не останется без дела, без войны. Тогда она облечется во всеоружие и пошлет своих ревностных миссионеров в великую Россию, давно не испытывавшую упорной борьбы с Римом. Помощь, какой ожидают русинские церкви и какую может оказать им российская церковь , можно усматривать в общеславянском, или же только в общерусском, православном церковном соборе. В российской периодической печати многократно обсуждался вопрос о том, насколько сама российская церковь нуждается в общероссийских, и частных – областных, епархиальных, благочиннических и приходских соборах и съездах-собраниях. Но при существующих в российской церкви прочных соборных инстанциях церковной власти – святейшего синода и духовных консисторий и практикующихся областных и епархиальных съездах, благочиннических и приходских собраниях, – при благоприятнейших во всем условиях российской православной церкви, покровительствуемой и споспешествуемой государственною властью, светскими обществами и корпорациями и частными лицами, – наконец, при условиях широкого и свободного распространения православной церковной прессы, вовсе нет настоятельной и неотложной нужды в российских повременных соборах, соборах в собственном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1, т. 1, стр. 203). Ещё оно упоминается в акте от 1564 года 27 августа в жалобе владыки Луцкого и Острожского Марка Жоравницкого о грабеже игуменом и крестьянами Дерманского монастыря крестьянского имущества в с. Точивеках, находившемся во владении боярина жалобщика (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,035, стр. 26, п. 15). При церкви с. Точивик до 1831 г., в бытность её самостоятельною приходскою, священником был Иоанн Павлович Трушкевич (с 1811 г.) и, по присоединении её к с. Белашеву в 1831 г., священствовал в Белашевском соединённом приходе до 1848 года. 244 При церкви с. Бельчина хранится метрическая книга с 1715 г. – под заглавием: «Метрики, альбо резетр церковный 1715 года, Его милости пана и пастыря Иосифа Епископа Луцкаго и Острожскаго, Митрополита Киевскаго». Под метрич. актами с 1715 г. по 1731 г. не значится никакой подписи. Затем с 1731 г. значатся подписи сдед. священнослужителей этой церкви: 1) свящ. («иерея») Даниила Новоселецкого (с 1731 г. до 1734 г.); 2) «иерея» Иоанна Новоселецкого (с 1734 г. до 1789 г.); 3) «пресвитера» Иакова Новоселецкого (с 1789 до 1807 г.); 4) священника Николая Феодоровича (с 1807 г. до 1836 г.); 5) священника Григория Ярошенко (с 1836 г. до 1884 г.); 6) свящ. Никанор Климентиевич Литвинович – с 1884 г. по настоящее время (1889 г.) служит. 245 Село Вилья – под именем с. Веля, как имение пани Феди, жены Фейки Денисовича – упоминается в акте от 1474 года 12 апреля, в котором эта пани Федя объявляет, что она князьям Михаилу и Константину Ивановичам Острожским «заставила имене свое Велю у пятдесят копах готовых грошей широкое личбы ческое монеты совсим тым, што к тому именю з века прислухает». Archiwum ks. Lubartowiczów Sanguszkw w Sawucie, t. 1, стр. 68. 246 Село Гнойница – под именем города Гнойни – упоминается в Русской Истории в 1152 году: когда Владимирко, князь Галицкий, был побеждён вел. князем Киевским Изяславом Мстиславичем – в союзе с венгерским королём Гейзою на берегах р. Сана, то Гейза обязал князя Владимирко возвратить Изяславу Мстиславичу занятые им русские города Бужск (ныне с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

2334. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 19 июля 1999 года: Освободить прот. М. Фурика от пастырского служения в Патриарших приходах и направить в распоряжение Святейшего Патриарха. – 1999, 8, 15. 2335. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 5 октября 1999 года: 1. Принять приход храма-памятника Покрова Пресвятой Богородицы в г. Оттава в юрисдикцию РПЦ. 2. Назначить настоятелем храма прот. Д.Севера. 3. Архипастырское попечение об общине осуществлять архиеп. Каширскому Марку. – 1999, 11, 7. 2336. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 6 октября 1999 года: 1. Назначить прот. В. Цешковского клириком Свято-Никольского собора в Нью-Йорке, освободив его от должности настоятеля Свято-Варваринского собора в г.Эдмонтоне. 2. Освободить прот. Г. Припутникова от должности настоятеля прихода РПЦ в Бейруте и назначить настоятелем Свято-Варваринского собора в Эдмонтоне. 3. Направить прот. И. Шандра клирика Хустской епархии в распоряжение архиеп. Каширского Марка. – 1999, 11, 10. 2337. ИЗ ЖИЗНИ приходов: 1984, 1, 35; 10, 17; 11, 26. 1985, 6, 21; 12, 24. 1987, 6, 17; 7, 34; 11, 35. 1988, 5, 29. 1989, 2, 31. 1990, 1, 44; 7, 45. 14. Благочиния Венгерских православных приходов в Венгриии (до 19.04.2000 г.) 2338. БАБИНЕЦ И., прот. Торжество в Ирэме. – 1984, 3, 18. 2339. И.Б. Поездка в Венгрию. – 1984, 3, 18. 2340. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16 июля 1987 года: 1. Освободить прот. И. Бабинца от обязанностей настоятеля храма во имя Преподобного Сергия Радонежского и направить в распоряжение еп. Мукачевского Дамаскина. 2. Направить клирика Мукачевской епархии прот. Г. Кекерченя в распоряжение митр. Минского Филарета, управляющего Венгерскими православными приходами, для назначения на освободившуюся должность. – 1987, 8, 5. 2341. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 30 декабря 1987 года: 1. Освободить прот. Г. Кекерченя от обязанностей настоятеля храма Преподобного Сергия Радонежского и направить в распоряжение еп. Мукачевского Дамаскина. 2. Поручить прот. И. Бабинцу продолжать исполнение обязанностей настоятеля храма. – 1988, 4, 5–6.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

239 Письмо папы представляет Мефодия еще живым, следовательно, писано тогда, когда еще не знали в Риме о смерти Мефодия; о проклятии, произнесенном Мефодием на искажающих символ, письмо говорит, как о деле недавнем, следовательно, имевшем место незадолго до кончины Мефодия. Подробнее скажется об этом в другом месте при речи о письме папы Стефана. 240 Свидетельство об освящении церкви в Брне, уже упомянутое нами выше, находится в донесении райградского препозита (благочинного) пражскому епископу Северу от 1062 года, с пояснением, что оно выписано первым из старой церковной книги в следующих словах: Anno ab incarnatione Domini nostri lesu Christi 884 consecrata est haec (Brunensis) ecclesia in honorem beatorum Petri et Pauli, principum Apostolorum Dei per reverendissimum in Christo Patrem Methodium, archiepiseopum Moravensem, ipso eorum festi die dicato, ac prima ejus dos in Bine et Luze confirmabitur scripti tenore, coram Zvatoplch, duce glorioso, et populo illegibili (См. Лавровскогй, Кирилл и Мефодий, стр. 448–449). Было упомянуто также, что свидетельство это приводят в связь с рассказом Мефодиева Жития о том, что во время одной войны Святополка с погаными, Мефодий увещевал его прибыть с войском к литургии в день св. Петра, обещая победу, «еже и бысть». Думаем, что Житие и запись говорят не об одном и том же обстоятельстве, а двух обстоятельствах, сходных в одном, но различных в другом отношении. В первом случае (в рассказе Жития) Мефодий должен был увещевать Святополка – прибыть к литургии на день св. Петра; во втором (в известии записи) Святоволк, по-видимому, сам пожелал прибыть на праздник, соединявшийся с торжеством освящения новой церкви, построенной при его содействии. 241 В таком смысле стали формулироваться возражения против достоверности рассказа еще со времени А. Горского, защитника общей достоверности Житий Константина и Мефодия. Впрочем, Горский выражается еще несколько сдержанно, замечая, что данное сказание из Жития Мефодия не имеет «такой несомненности, какую имеют прочие части повествования» (Жития Кирилла и Мефодия в Кирилло-Мефодиевском Сборнике стр. 40, пр. 37). Другие выражаются уже решительнее. Бильбасов прямо говорит: с именем Мефодия легенды связывают рассказ о посещении им венгерского короля в земле придунайской, рассказ, в котором Мефодий не мог быть действующим лицом (Ст. «Кирилл и Мефодий» в «Нови» ib. стр. 432). Воронов, «признавая рассказ вполне легендарным, старается только выяснить влияния, под коими образовался он в позднейшее время». (Главнейшие источники для истории святых Кирилла и Мефодия, стр. 95–96. Тут же ссылки и на других исследователей, признающих этот рассказ более или менее невероятным). В следствие такого недоверия к рассказу некоторые исследователи Житий св. Кирилла и Мефодия, как например, преосвященный Филарет (статья его в «Кирилло-Мефодиевском Сборнике»), совсем опускали этот рассказ, даже не подвергая его критическому разбору.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010