За бедствие плена награжден был вторично годовым окладом жалования 232 . 19) Благочинный запасной дивизии 6-го армейского корпуса и священник запасного пехотного полка о. Василий Махов в 1853–1855 гг. плавал в русских и заграничных водах. 20 июля 1855 г. в Охотском море был взят англо-французской эскадрою в плен, в котором находился три дня, а затем высажен был на берег в порт Аян на произвол судьбы. С большими лишениями, среди страшных неудобств должен был отсюда пробираться домой, и только 6 декабря он сухим путем достиг гор. С.-Петербурга. За примерное же усердие и исполнение своего долга во время плавания среди лишений всякого рода награжден был золотым наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым 233 . Священники, пожалованные иностранными орденами за военные отличия 1) Священник Мушкетерского генерал-майора Барона Ферзе полка о. Иоанн Иоаннов участвовал в походах и сражениях в 1799–1800 гг. в Голландии против французов. В воздаяние за ревностные труды и теплое отеческое участие к судьбе страдальцев на поле битвы пожалован был Государем Императором орденом святого Иоанна Иерусалимского при следующем Всемилостивейшем рескрипте: «Божиею Милостию Мы, Павел Первый, Император и Самодержец и проч., Великий Магистр Державного Ордена Св. Иоанна Иерусалимского и проч. Нам любезно верному Кавалеру иерею Иоанну Иоаннову. Ревностное и достохвальное Ваше о утверждении в христолюбивом воинстве Нашем обратило на Вас Императорское Наше внимание, почему в знак особливого Нашего к Вам благоволения, жалуя Вас кавалером из милости Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, надеемся Мы, что Вы и впредь равномерно потщитесь о заслуживании вящих Императорских Наших милостей. Божию препоручаем Вас хранению» 234 . 2) Священник Елецкого пехотного полка о. Илларион Бойков с Камчатским егерским полком был в походе в Австрийскую Империю для усмирения венгерских мятежников. Об отлично-ревностной службе о. Бойкова в пределах Австрии доложено было Австрийскому Императору, и Его Величество пожаловал о. Иллариону австрийский золотой крест с императорскою короною за услуги, оказанные им во время Венгерской кампании, который он с разрешения, данного в 1851 г. Русским Государем Николаем Павловичем, носил на груди своей 235 . О. Илларион был также при обороне Севастополя и за примерное усердие и самоотвержение во все время бомбардирования города, особенно же за проявленное им геройское присутствие духа на бастионах под сильным огнем неприятеля, по засвидетельствованию генерал-адъютанта князя Горчакова Всемилостивейше пожалован был золотым крестом на Георгиевской ленте 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Каноническое общение и подчинение были восстановлены, хоть и на довольно короткий срок. Вслед за своими правящими архиереями немалое количество приходов Экзархата, равно как и епархии Зарубежного Синода, перешло со своим клиром в юрисдикцию Московской Патриархии. Но довольно быстро, уже в 1946 г., большинство этих приходов решило продолжать свой путь независимо от Москвы, либо в рамках Экзархата, либо в лоне Зарубежной Церкви. Следует отметить, что в то время Экзархат фактически распространял свою юрисдикцию в более узких географических границах Западной Европы по сравнению с довоенным периодом (Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Швеция и Норвегия). Зарубежная Церковь была особенно широко представлена в западной части Германии, в Австрии, Швейцарии и частично в Бельгии, Франции и Великобритании. Со своей стороны, Московская Патриархия образовала два Экзархата – Западно-Европейский с центром в Париже (Франция, Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Швейцария и Италия) и Среднеевропейский с центром в Берлине (ГДР, ФРГ и Австрия). В Чехословакии была образована поместная Церковь , которая получила от Москвы в 1951 г. автокефалию, а венгерские приходы были преобразованы в отдельное благочиние, напрямую зависящее от Москвы. В Югославии и Болгарии тоже образовались специфические русские благочиния вне местных автокефальных Церквей, но в середине 1950-х гг. они были упразднены. Только подворья в Белграде и в Софии были сохранены в прямой зависимости от Русской Православной Церкви. Таким образом, в разное время и в разных странах Европы начали свое существование три параллельные русские православные церковные юрисдикции – зарубежная («карловацкая»), западно-европейская («евлогианская»), московская («сергианская»). Взаимные прещения, наложенные Архиерейским Синодом на митрополита Евлогия и митрополитом Сергием на членов Архиерейского Синода и на того же митрополита Евлогия, налагались и на все духовенство, подчиняющееся той или другой юрисдикции. Хотя, как было показано позднее самим ходом истории, с этими прещениями в большинстве случаев мало кто считался, даже среди тех, кто принял решение об их применении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Колено 4-е. Князь Святослав, во св. Крещении православной веры – Глеб Коригайлович, храбрый воин, убит в сражении с Ливонскими рыцарями в 1390 году; князь Василий 37 Коригайлович получил в удел город Чарторыйск и был родоначальником князей Чарторыйских (Czarmoryski). Оба они остались верны православию. Колено 5-е. Князь Михаил Васильевич, герцог Чарторыйский, князь Клеванский, был женат на Софье Немержичь; он и его братья получили достоинство Герцогское в 1442 г. 5 февраля от Владислава – короля Венгерского. Князь Иван Васильевич, герцог Чарторыйский. Князь Александр Васильевич , герцог Чарторыйский, служил в России. Колено 6-е. Князь Феодор Михайлович, староста Луцкий, неоднократно имел стычки с татарами, нападавшими на Волынь, построил в Клевани православный монастырь и замок, окружив его со всех сторон каменными стенами и глубоким рвом; он же построил в Пересопнице также православный мужской монастырь, существовавший до 1630 года. Князь Семён Александрович, служил в России. Колено 7-е. Князь Александр Феодорович, воевода Волынский, был женат на княгине Магдалине Вишневецкой (урожд. Деспот). Князь Иван Теодорович, староста Луцкий, был женат на княжне Кузминишне Заславской. Оба эти князя в 1547 г. 19 июля разделили между собою отцовские имения, причём Александр получил Чарторыйск, Литовиж, Зимно и др., а Иван – Клевань, Жуков, Белгород и др. Оба они, между прочим, подписали на Люблянском сейме 1569 года акт политического соединения Литвы с Польшей. Затем – княжна Анастасия Феодоровна, была замужем за Петром Богдановичем Хрептовичем. Княжна Феодоровна. Княжна Анна Феодоровна, была замужем за великим конюшим Литовским Василем Богдановичем Чижем. Князь Василий Семенович, служил в России. Колено 8-е. Князь Михаил Александрович, староста Житомирский, был женат на Софии Хидкевич. Княжна Марианна Александровна, была замужем за Юрием Сапегою, воеводою Смоленским и Полоцким. Князь Иван Иванович, сподвижник и друг Стефана Батория, вместе с ним находился при осаде г. Пскова, был женат на Евве Боркулаб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Народно-церковный конгресс 1790 г., продолжавшийся от 21 августа до 4 ноября, предъявил правительству, между другими, следующие требования: 1) чтобы дозволено было завести в Карловцах при архиепископии духовную семинарию на 120 богословов и низшие духовные школы при каждой архиерейской кафедре и чтобы содержание их было обеспеченно ежегодными взносами от епископов и монастырей; 2) чтобы православные сербы избавлены были от платы десятины латинскому духовенству и чтобы вообще прекращено было всякое вмешательство католического духовенства в дела православной церкви; 3) чтобы православное духовенство уравнено было в правах с католическим духовенством. Правительство не утвердило почему-то постановление и этого конгресса. Конгресс 1837 г., избрав Стефана Станковича в архиепископы, просил у правительства разрешения продолжать свои заседания для обсуждения различных реформ и улучшений в общественно церковной жизни; но в этой просьбе ему было резко отказано. Конгресс 1848 года, происходивший во время венгерского восстания, провозгласил, что „сербы – народ политически свободный и самостоятельно живущий под державой австрийских императоров, что провинции-Срем, Бачка, весь Банат и принадлежащая к ним Военная Граница должны входить в состав особой правительственной территории, называемой Сербским Воеводством». Правительство утвердило это постановление народно-церковного конгресса, а в 1860 г. отменило его самым резким образом. Только в 1875 году, когда было обнародовано „Соборско устройство“, точно были определены дела, подлежащие ведению народно-церковного конгресса или собора. Именно ему предоставлено ведать в карловацкой митрополии дела внешне-церковные, школьные и имущественные. Ему принадлежит право открывать новые и закрывать существующие епархии, определять их границы, учреждать протопресвитерские (т. е., благочиннические) округа, открывать новые приходы, устанавливать штаты, назначать духовенству жалованье, контролировать управление монастырскими и церковными имуществами, проверять отчеты по приходу церковных и приходских сумм, заведовать приходскими училищами и различными благотворительными учреждениями, братствами, церковными общинами, попечительствами и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Новая митрополия баньялуцко-бихачская образуется из ныне имеющихся на лицо благочиний: баньялуцкого, котор-варошскрго, дервентского, прняворского, боснийско-градишского, тешаньского, боснийско-костайничского, бихачского, npujeдopckoro, ключского, крупского, боснийско-петровачского и старо-майданского (Сански-мост) с относящимися к ним 134 приходами. Так как дозволением этой новой епископии оказали мы наше благоволение сербско-православному народу округов баньялуцкого и бихачского, и впредь готовы оказывать оное, то мы надеемся, что новая епископия с полнотой благословения будет действовать во славу Божию, на благо церкви, в спасение душ и облагорожение разума, и сердца, и по светлому примеру епископских церквей старого времени будет рождать благородные плоды святого евангелия. В подтверждение мы эту нашу императорскую и королевскую новеллу об учреждении собственноручно подписали и повелели скрепить нашею государственною печатью. Дано в нашем главном и престольном граде Вене 2(14) дня месяца января в 1900 году. Франц Иосиф с.р.». 1446 В митрополита новообразованной епархии наименован был высочайшим повелением от 11 августа 1900 года архимандрит темишварской сербско-православной епархии (в пределах карловицкой митрополии) Евгений Летица и, после установленной присяги австро-венгерскому императору, посвящен 17 декабря в сан митрополита и вступил в отправление своих обязанностей. Хиротонию совершили высокопреосвященные митрополиты: дабро-боснийский Николай Мандич, герцеговинско-захолмский Серафим Перович и зворнико-тузланский Григорий Живкович. Представителем вселенского константинопольского патриарха при посвящении был митрополит Николай Мандич. При встрече и посвящении нового баньялуцкого митрополита бросалось в глаза почти полное отсутствие представителей народа из баньялуцкого и бихачского округов. Из сорока слишком городских и сельских церковно-школьных общин участвовало при встрече и посвящении только шесть, —164— ж то по несогласию с теми остальными. Причиной этого – читаем в «Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пантелеймо н ( Рудык Петр ; 16.6.1898, с. Липовцы Львовск. обл. Австро-Венгерск. империи – 2.10.1968, Эдмонтон, Канада), архиепископ. Из перемещенных лиц, сын крестьянина, брат митр. Стефана Варшавского (см.). В возрасте 10 лет перешел австрийско-русскую границу, чтобы поступить в начальную школу при Почаевской лавре (19101915), уехал в Святогорский монастырь вместе с братией Почаевской лавры (1915), поступил послушником (1916), по возвращении в Почаев пострижен в монашество (1920), иеродиакон (13.12.1920), иеромонах (26.7.1922), состоял в клире Польской Православной Церкви (19221939), окончил православное отделение богословского факультета Варшавского университета (1924), настоятель Св.Теоргиевской церкви г. Львова, благочинный приходов во Львове и его окрестностях с возведением в сан игумена, настоятель Загаецкого монастыря с возведением в сан архимандрита (1929), наместник Почаевской лавры (19331934), начальник монастырской школы при Почаевской лавре (19351941), после присоединения Западной Украины к Советскому Союзу был принят в клир МП (1939), епископ Львовский (16.3.1941), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Сергий (Страгородский) в Москве, во время немецкой оккупации в Украине состоял в юрисдикции Украинской Автономной Православной Церкви МП, после убийства архиеп. Алексия вр. управлял Киевской епархией (19421944), эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1945), пребывал в лагере для перемещенных лиц в Мюнхене, председатель Миссионерского комитета РЗЦ, участник Архиерейского Собора РЗЦ в Мюнхене (710.5.1946), архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский (194811.2.1950), администратор приходов РЗЦ в Северной Африке с местопребыванием в Тунисе (11.2.195024.11.1952), уволен на покой (1952), архиепископ Монреальский и ВосточноКанадский (1954–1957), уволен на покой (1957), перешел в юрисдикцию МП (5.3.1959), архиепископ Эдмонтонский и Канадский (8.9.1959), запрещен в священнослужении Архиерейским Собором РЗЦ за переход в другую юрисдикцию (5.11.1959), управлял приходами МП в Канаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По этому поводу в Ипатиевской летописи читаем: «...Изяслав же лесть (измену) сотвори и веле воевати землю Данилову, и взяша Тихомль и возвратишася (т. е. в Киев), оставьшуся Володимеру с Данилом и Котяневи одиному (хану Половецкому 297 . Наконец после смерти Андрея, королевича Венгерского, Даниил окончательно утвердился в Галиче, а Волынское княжество предоставил брату своему Василько 298 . Вскоре грозная туча разразилась над Волынью. Несметные полчища татар, под предводительством Батыя, наводнили Волынь и всё, что в ней встречалось на пути, предали огню и мечу. В это время пал и город Тихомль: его укрепления были разрушены, сам он запустел и стал незначительным селом. В 1569 году, в акте Люблинского сейма, где исчисляются присоединённые к Польше Волынские местности, при надлежаще к Кременецкому повету, вовсе не упоминается о Тихомле, а вместо него значится Ямполь, который, в эпоху процветания Тихомля, был лишь его городищем, а затем, после падения его, образовал из себя местечко. Около этого времени владетелями Тихомля являются Сенюты (иначе – Синеуты), представители южнорусской фамилии, владевшей громадными поместьями в поветах Луцком и Кременецком. Сенюты на Волыни делились на Тихомельских, Ляховецких, Ольшаницких и Радогощанских. Все они сначала были православные, а потом изменили православию. В 1616 году владелец Тихомля Авраам Сенюта исходатайствовал у короля Польского Сигизмунда III привилегию на учреждение города в селе Тихомле. Быть может, воспоминание о бывшем здесь некогда городе русских удельных князей заставило Сенюту ходатайствовать об этом. Грамотою от 2 июня 1616 года Сигизмунд даровал жителям села Тихомля Саксонское или Магдебургское право, установил, торги по четвергам, ярмарки – в неделю после Вознесения Господня, 8 ноября, 6 декабря и 1 сентября (день св. Симеона Богоприимца). Для скорейшего и более успешного достижения цели – образовать город из с. Тихомля, – Сигизмунд уволил жителей его на 15 лет от податей, общественных налогов, мыта торгового, мостового, плотинного, за исключением таможенного, а также дозволил в 1618 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Постановили: 1. Преосвященного Павла, епископа Зарайского, Управляющего Патриаршими приходами в США, освободить от занимаемой должности в связи с окончанием срока пребывания в США и назначить епископом Венским и Австрийским. 2. Преосвященного Феофана, архиепископа Берлинского и Германского, освободить от временного управления Венгерским благочинием. 3. Архипастырское окормление приходов Венгерского благочиния препоручить Преосвященному Павлу, епископу Венскому и Австрийскому. 4. Епископом Зарайским, викарием Московской епархии, Управляющим Патриаршими приходами в США, быть игумену Меркурию (Иванову), клирику Смоленско-Калининградской епархии, с тем чтобы по возведению его в сан архимандрита наречение и хиротония были совершены в Москве. Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об образовании в городе Киркенес (Норвегия) русского православного прихода во имя преподобного Трифона Печенгского. Постановили: 1. Принять новообразованный приход во имя преподобного Трифона Печенгского в городе Киркенес (Норвегия) в лоно Русской Православной Церкви. 2. Архипастырское окормление православного прихода Московского Патриархата в городе Киркенес (Норвегия) поручить епископу Мурманскому и Мончегорскому Симону. Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о приходе Русской Православной Церкви в Марокко. Постановили: 1. Игумена Ростислава (Колупаева) освободить от должности настоятеля Воскресенского храма в городе Рабат (Марокко) и направить в распоряжение архиепископа Калужского и Боровского Климента. 2. Настоятелем Воскресенского храма в городе Рабат (Марокко) назначить протоиерея Геннадия Героева, клирика Москвы. Слушали: Сообщение архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, Председателя Миссионерского отдела, о II (VII) Всецерковном съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, состоявшемся в Москве с 17 по 20 ноября 1999 года.

http://mospat.ru/archive/86367-opredelen...

Правительство усвоило себе также право высшего суда по апелляциям. Без его согласия невозможно было напечатать любой закон или резолюцию, касающиеся православных христиан. Лишь после венгерского восстания православные сербы получили больше прав в деле церковного управления. Были выработаны статуты, согласно которым высшая власть в Карловацкой Патриархии сосредоточивалась в Народно-церковном конгрессе и Архиерейском Синоде. Но право верховного надзора над деятельностью конгресса было закреплено за императором, от воли которого зависело и открытие конгресса, и закрытие, и продление его работы. Народно-церковный конгресс избирал главу Карловацкой Церкви, определял количество и размеры епархий, благочинии, приходов, назначал жалованье духовенству, устраивал духовные школы и проч. Архиерейский Синод ведал чисто духовными делами (верой, богослужением, церковной дисциплиной). Созывал Синод его председатель — Патриарх — с согласия императора. 3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине Ветвями Карловацкой Митрополии-Патриархии были Далмация и Босния с Герцеговиной, куда также переселились сербы, теснимые турками. Далмация побывала в ведении Италии, Франции, а в 1814 году была присоединена к Австро-Венгрии. Несмотря на усиленные просьбы, далматские православные сербы на протяжении веков не могли добиться открытия у себя собственной епископской кафедры. Лишенные своего архиерея, они во второй половине XVI века были подчинены венецианскому епископу, носившему титул Филадельфийского архиепископа и находившемуся в юрисдикции Константинополя. Лишь в 1808 —1810 годах, во время захвата Далмации французами, была учреждена здесь православная епископская кафедра. В 1873 году, как об этом будет сказано в главе III «Румынская Православная Церковь», Далматская епархия была соединена с Буковинской. Судьбы славянского населения Боснии и Герцеговины (до XV в. последнюю славяне называли Захолмией или Холмской землей) совпадают. Как первая, так и вторая на протяжении веков находились в зависимости от более сильных соседних государств: Сербии (до конца X или начала XI в.), Хорватии (в XI в.) и Венгрии (с начала XII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

предложил основать для них отдельное благочиние, объявив, что изменения, к-рые произошли после 1868 г. (новый календарь, попытки ввода венг. языка в богослужение), не имеют канонической силы. Но его предложение не встретило одобрения ни у приходов, ни у венг. властей. Не забывая о своей первоначальной греч. принадлежности, они пытались вступить в контакт с К-польским Патриархом, к-рый в это время заявил о своем намерении встать во главе всех приходов рассеяния в Европе, Америке и Австралии. Однако переговоры с К-полем по политическим причинам оказались безуспешными, и в 1938 г. Патриарх заявил о приостановке их, положение этих приходов осталось по-прежнему неясным. Одновременно по инициативе прихожан и священников были основаны 2 новых венг. прихода в Будапеште и Сегеде. Их канонический статус не был определен, т. к. они не окормлялись никаким епископом. В 1944 г. в г. Ньиредьхаза был основан приход с формальным подчинением митр. Пражскому Савватию. Правосл. румыны, оказавшиеся в венг. гос-ве оторванными от основной части своих соплеменников, практически забыли румын. язык и ассимилировались. Они остались без канонического подчинения согласно венг. закону 1928 г., формально им было запрещено подчиняться епископам, находящимся на территории Румынии, но практически это подчинение сохранялось, как и раньше. Серб. епископ Георгий (Зубкович) предложил румынам войти в его юрисдикцию, но эти переговоры результатов не принесли. Основная линия венг. гос. политики, направленная на усиление национального самосознания, привела к идее создания т. н. Венгерской Православной Церкви (ВПЦ). Венг. власть вынашивала планы расширить эту структуру за счет включения в свой состав румын. приходов, чему способствовало вхождение в 1940 г. в состав В. сев. части Трансильвании. Поводом для присоединения этих приходов являлось то, что они имеют «венгерский характер», но со стороны властей имело место политическое давление, его жертвой пали нек-рые румын. приходы, к-рые были причислены к «ассимилированным».

http://pravenc.ru/text/150197.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010