11 нояб. 1949 г. Свящ. Синод под председательством Патриарха Алексия I вынес неск. решений по данному вопросу: 1. Венгерские правосл. приходы, не состоящие до наст. времени в чьей-либо юрисдикции или потерявшие за время войны рус. юрисдикцию, объединяются во «Временное управление венгерских православных приходов» в ведении РПЦ. 2. Руководителем указанного Управления, с наименованием «Благочинный» (администратор) венг. правосл. приходов назначается прот. Иоанн Кополович (см. Ионафан (Кополович) ), к-рый должен исполнять свои обязанности согласно «Положению о Временном управлении венгерскими православными приходами». 3. В состав Венгерского временного управления могут войти следующие приходы: свт. Иоанна Златоуста в Будапеште, Успения Пресв. Богородицы в Будапеште, храм во имя вмц. Александры в Ирёме, приход в Ньиредьхазе, приход в Шаркадкерестуре, приход в Сентеше, приход в Сегеде с храмом во имя вмч. Георгия Победоносца, рус. правосл. храм во имя прп. Сергия Радонежского в Будапеште. Духовное окормление приходов В. б. было возложено на председателя ОВЦС митр. Николая (Ярушевича). 15 нояб. 1949 г. Патриарх Алексий I утвердил Положение (Устав) об управлении приходами, входящими в состав В. б., в к-ром отмечалось, что Московский Патриархат принимает в юрисдикцию только те приходы, к-рые просят об этом, не находятся в архипастырской власти архиереев др. Поместных Церквей. Правосл. венграм было предоставлено «право совершения всех служб и треб на венгерском языке». Соборным храмом В. б. была определена ц. Успения Пресв. Богородицы в Будапеште. Прот. Иоанн прибыл в Будапешт 29 нояб. 1949 г., его деятельность по организационному оформлению В. б. была поддержана правительством Венгрии. Важное значение имела работа по переводу и изданию на венг. языке церковных и богослужебных книг. В нояб. 1950 г. в Будапешт прибыл митр. Пражский и всей Чехословакии Елевферий (Воронцов) , совершивший неск. богослужений, рукоположивший священнослужителей для В. б. С 10 по 31 авг. 1951 г. действовали курсы для священно- и церковнослужителей, целью к-рых было расширение богословских познаний и укрепление богослужебных навыков слушателей. Были открыты новые храмы и приходы, улучшена материальная жизнь приходов и духовенства. В 1952 г. началось издание ежемесячного ж. на венг. языке «Egyházi chronika» (Церковная летопись), продолжающееся и в наст. время. В 1953 г. еще 2 прихода обратились к Патриарху Алексию I с просьбой о принятии их под первосвятительский омофор, и еще один - в 1956 г.

http://pravenc.ru/text/150195.html

Митрополит Волоколамский Иларион: Константинополь посягает на чужую собственность 22.09.2021 16:59:14 Во время посещения Венгрии Патриарх Константинопольский Варфоломей заявил, что кафедральный храм Будапештской и Венгерской епархии Русской Православной Церкви — Успенский собор в Будапеште — «в печальные и туманные дни коммунистического режима по причине темных и коварных махинаций и невыносимого давления советской власти был насильственно похищен и совершенно незаконно и неканонично подчинен Московскому Патриархату, который до сего дня продолжает кощунственно им обладать». По просьбе РИА «Новости» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал это заявление, рассказав о прошлом и настоящем храма. — Владыка, недавно вы посетили Будапешт, где выступили на открытии Евхаристического конгресса. А вслед за вами на том же конгрессе оказался Патриарх Константинопольский Варфоломей. В проповеди после Литургии, совершенной им в католическом соборе, он упомянул о «захвате» Успенского собора в Будапеште Московским Патриархатом. Как Вы можете прокомментировать эти слова? — Успенский Собор в Будапеште никогда не принадлежал Константинопольскому Патриархату. Он был построен в конце XVIII века общиной, состоявшей преимущественно из греков и влахов. Богослужения в нем совершались на греческом языке. Но входил он не в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, который был запрещен на территории Австро-Венгерской империи, а в юрисдикцию независимой Карловацкой митрополии, впоследствии вошедшей в состав объединенной Сербской Церкви. Правда, в 20-е годы ХХ века Константинополь попытался создать в Венгрии свой экзархат, но он существовал только на бумаге. В самой Венгрии никаких следов этого экзархата отыскать не удалось, никакая нормативная база под него в венгерском законодательстве создана не была. С 1945 года представители прихода неоднократно обращались к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой принять приход в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1949 году было создано Венгерское благочиние Русской Православной Церкви, а в 1950 году Успенский собор и еще несколько приходов, где богослужение совершалось по-венгерски, вошло в состав Московского Патриархата. Таким образом, произошла смена церковной юрисдикции, но община осталась той же самой. Причем переписка по поводу принятия этих приходов в лоно Русской Церкви велась не с Константинопольским Патриархатом, к которому они никакого отношения никогда не имели, а с Сербской Церковью.

http://radonezh.ru/2021/09/22/mitropolit...

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Константинополь посягает на чужую собственность 21 сентября 2021 г. 11:19 Во время посещения Венгрии  Патриарх Константинопольский Варфоломей заявил, что кафедральный храм Будапештской и Венгерской епархии Русской Православной Церкви — Успенский собор в Будапеште — «в печальные и туманные дни коммунистического режима по причине темных и коварных махинаций и невыносимого давления советской власти был насильственно похищен и совершенно незаконно и неканонично подчинен Московскому Патриархату, который до сего дня продолжает кощунственно им обладать». По просьбе  РИА «Новости»  председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал это заявление, рассказав о прошлом и настоящем храма . — Владыка, недавно вы посетили Будапешт, где  выступили на открытии Евхаристического конгресса. А вслед за вами на том же конгрессе оказался Патриарх Константинопольский Варфоломей. В проповеди после Литургии, совершенной им в католическом соборе, он упомянул о «захвате» Успенского собора в Будапеште Московским Патриархатом. Как Вы можете прокомментировать эти слова? — Успенский Собор в Будапеште никогда не принадлежал Константинопольскому Патриархату . Он был построен в конце XVIII века общиной, состоявшей преимущественно из греков и влахов. Богослужения в нем совершались на греческом языке. Но входил он не в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, который был запрещен на территории Австро-Венгерской империи, а в юрисдикцию независимой Карловацкой митрополии, впоследствии вошедшей в состав объединенной Сербской Церкви . Правда, в 20-е годы ХХ века Константинополь попытался создать в Венгрии свой экзархат, но он существовал только на бумаге. В самой Венгрии никаких следов этого экзархата отыскать не удалось, никакая нормативная база под него в венгерском законодательстве создана не была. С 1945 года представители прихода неоднократно обращались к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой принять приход в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1949 году было создано Венгерское благочиние Русской Православной Церкви, а в 1950 году Успенский собор и еще несколько приходов, где богослужение совершалось по-венгерски, вошло в состав Московского Патриархата. Таким образом, произошла смена церковной юрисдикции, но община осталась той же самой. Причем переписка по поводу принятия этих приходов в лоно Русской Церкви велась не с Константинопольским Патриархатом, к которому они никакого отношения никогда не имели, а с Сербской Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/5845053.ht...

Церковь здесь совсем маленькая. Даже 25–30 человек в ней помещаются с трудом. В общем, обычный храм – с престолом, жертвенником, иконостасом, подсвечниками… Но с января 2009 года здесь происходит маленькое чудо. Мироточит икона Пресвятой Богородицы. – Более того, во время молитвы лицо Богородицы оживляется. Думаю, это естественно. Мы все православные люди. И знаем о том, что с нами Господь, Богородица и святые, – говорит отец Иосиф. – А может быть, в этом есть какое-то предупреждение для меня лично… Какой-то знак, – с долей грусти и сомнения в голосе замечает батюшка. Протоиерей Иосиф Калота Справка . Протоиерей Иосиф Калота родился в Будапеште в 1949 году. Богословское образование получил в Ленинградской духовной академии (окончил в 1973 году). Год провел в Греции – по стипендиальной программе. Более полутора десятков лет трудился на светской работе. Во священника рукоположен в 1990 году архиереем Болгарской Православной Церкви. Около года служил в Италии, а в 1991 году вернулся в Венгрию. Батюшка, предложив мне рюмку кагора, начинает подробный рассказ о послевоенной истории Церкви в Венгрии, с которой переплелась его личная жизнь и судьба его семьи. Отец благочинного (тоже Иосиф) стал священником в 1960 году. И был вынужден сочетать церковное служение с работой сортировщика писем на почте. Самого отца Иосифа долго не рукополагали. В беседе со мной батюшка утверждал, что протоиерей Фериз Берки (возглавлявший Венгерское благочиние Московского патриархата с 1954 года) не очень благоволил молодым и образованным кандидатам во священники (напомню, что отец Кирилл Татарка выражал несколько иную точку зрения на сей счет). В общем, выпускник Ленинградской духовной академии принял священный сан только в сорокалетнем возрасте. – Меня рукополагал митрополит Западноевропейский Симеон (Болгарская Православная Церковь), – говорит отец Иосиф. – Хиротония совершалась уже после падения коммунистического режима. Владыке тоже надоели все эти унижения. Он видел мою судьбу, судьбу моего отца. Митрополит сказал: «Теперь пришло время демократии и законности». Он меня к себе призвал и рукоположил. Добавив при этом: «Если другие священники не согласны, служи за границей».

http://pravoslavie.ru/33884.html

Фундамент был заложен в 1785-м году, а через 21 год было завершено строительство православного храма в Мишкольце, который стал ценным памятником архитектуры не только города, но и всей Венгрии. Постройка церкви обошлась в огромную сумму, большую часть которой пожертвовали местные прихожане, а недостающую часть восполнили пожертвования тех греческих купцов, которые время от времени приезжали в Мишкольц из Галиции и русской части Польши. Иконостас был изготовлен скульптором по дереву Николой Янковичем из Эгера, для росписи фресками сводов был приглашён член Венской академии художеств Антон Кюхельмайстер. Мишкольцский храм был освящён в 1806 г. в честь Святой Троицы Будайским епископом Дионисием (Поповичем), освящение сопровождалось большим торжеством. Иконостас высотой в 16 метров благодаря своим размерам, закрытой конструкции и гармонии с архитектурой храма является самостоятельным шедевром в православной архитектуре Венгрии. Его украшают 88 икон. Среди святынь храма есть бесценные святыни, привезённые с Афона, богослужебные облачения, расшитые золотом и серебром, украшенные эмалью ювелирные изделия, чаши, кресты, богослужебные книги, свидетельствующие о щедрости и художественном вкусе тогдашних мишкольцских прихожан. К ХХ веку число бывших греческих и македоно-влахских семей в Мишкольце – как и повсеместно в Венгрии – значительно уменьшилось. После Первой мировой войны приход в течение нескольких лет имел болгарский характер и окормлялся болгарским священником, затем – в 1930-е годы – объявил себя венгерским. С этого времени вплоть до 1971 г. настоятелем прихода был протоиерей Константин Попович, который и в тяжёлые годы после Второй мировой войны, когда значительная часть приходской недвижимости была национализирована, старательно оберегал вверенную ему паству и ценнейшие произведения искусства. Благодаря этому, в 1987 г. спасённые сокровища были размещены в Мишкольцском Венгерском Православном Музее , созданном совместными усилиями области Боршод-Абауй-Земплен и Венгерского православного благочиния. Музей по сей день привлекает большое количество посетителей своей коллекцией произведений церковного искусства веков. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_храм_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Австрия [Австрийская Республика, нем. Republik Österreich], гос-во в Центр. Европе. Территория: 83,9 тыс. кв. км. Столица: Вена (1,6 млн. чел.). Крупнейшие города: Грац (238 тыс.), Линц (205 тыс.). Гос. язык: немецкий. География. Граничит на севере с Германией и Чехией, на востоке со Словакией и Венгрией, на юге с Италией и Словенией, на западе со Швейцарией и Лихтенштейном. Большая часть страны расположена в Австрийских Альпах, где высокие горные массивы (Гросглокнер - 3796 м) соседствуют с глубокими речными долинами (Инн, Зальцах, Энс, Мур). Климат в основном умеренно-континентальный. Население: 8 139 299 (1999). 99,4% - австрийцы, народ герм. происхождения. Также проживают хорваты (0,3%), словенцы (0,2%), венгры, чехи, словаки, евреи. Гос. устройство. А.- парламентская федеративная демократическая республика. Состоит из 9 федеральных земель - Н. Австрия, В. Австрия, Бургенланд, Штирия, Каринтия, Тироль, Форарльберг, Зальцбург, Вена - каждая из к-рых имеет свой собственный парламент. Формальным главой гос-ва является федеральный президент. Высший законодательный орган - Федеральное собрание. Федеральный канцлер является главой правительства. Основной закон - Конституция 1920 г., пересмотренная в 1929 г. Религия Католич. Церковь объединяет 85% верующих, протестантов (в основном лютеран) - 6%, др. христ. Церкви - 3% (1998). Русская Православная Церковь Православный собор свт. Николая Мирликийского в Вене (1893–1899) Православный собор свт. Николая Мирликийского в Вене (1893–1899) (Московский Патриархат) представлена Венской и Австрийской епархией с кафедрой в Вене, в к-рую входят 2 прихода. С 20 по 23 июня 1997 г. Святейший Патриарх Алексий II находился в А. с целью пастырского посещения Венской епархии и открытия форума европ. христиан. Он обратился с пастырским словом к прихожанам собора во имя свт. Николая Мирликийского в День всех святых. Святейший Патриарх Алексий II выступил с приветственным словом на открытии II Европейской экуменической ассамблеи «Примирение - дар Божий и источник новой жизни» 23 июня 1997 г. 29-30 янв. 1999 г. состоялась международная научная конференция по поводу 100-летия освящения венского собора во имя свт. Николая Мирликийского. В апр. 2000 г. решением Свящ. Синода РПЦ в связи с преобразованием Венгерского благочиния в Венгерскую епархию с кафедрой в Будапеште управление новой епархией было поручено епископу Венскому и Австрийскому Павлу (Пономарёву) с титулом епископа Венского и Будапештского (на каф. с 29 дек. 1999 г., с 23 фев. 2001 - архиеп.). С 7 мая 2003 г. епархией управляет еп. Венский и Австрийский Иларион (Алфеев).

http://pravenc.ru/text/Австрия.html

Состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с послом Венгрии в Республике Казахстан Отто Иваном Рона 30 июня 2022 г. 16:17 30 июня 2022 года в каминном зале духовно-культурного и административного центра Казахстанского митрополичьего округа имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в городе Нур-Султане состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с Чрезвычайным и Полномочным Послом Венгрии в Республике Казахстан Отто Иваном Рона. Перед встречей с главой Казахстанского митрополичьего округа посол Венгрии посетил Успенский кафедральный собор, где гостя встречал архимандрит Сергий (Карамышев). Благочинный приходов столицы Казахстана провел для Отто Ивана Рона экскурсию. Перед святынями собора дипломат возжег свечи. В духовно-культурном центре руководителя венгерской дипломатической миссии тепло встретил митрополит Александр. После обмена приветствиями Отто Иван Рона рассказал архипастырю о своем жизненном пути, о работе в Министерстве иностранных дел Венгрии на посту генерального директора департамента европейского политического сотрудничества, департамента Азиатско-Тихоокеанского региона, департамента России, Восточной Европы и Центральной Азии и трудах на дипломатическом поприще во Вьетнаме, Малайзии, Дании и России. Посол Венгрии поделился впечатлениями от знакомства с Казахстаном и отметил, что дипломатические отношения между двумя странами успешно развиваются последние 30 лет, и за это время налажено прочное казахстанско-венгерское сотрудничество в сферах экономики, образования и науки. Глава Митрополичьего округа рассказал Отто Ивану Рона о жизни Православной Церкви Казахстана, привел статистические данные о количестве храмов и священнослужителей, поделился планами по реализации просветительских, культурных, молодежных и социальных проектов. Владыка митрополит подчеркнул, что в текущем году отмечается исторически и духовно значимая дата — 150 лет учреждения на территории современного Казахстана и стран Средней Азии Туркестанской епархии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Научные достижения протоиерея Фериза Берки получили широкое признание. В 1957 году он был удостоен степени доктора богословия Прешовской духовной академии (Словакия), в 1973 году стал почетным доктором Московской Духовной академии, а в 1988 году избран почетным доктором Будапештской реформатской духовной академии. Протоиерей Фериз Берки представлял Венгерское благочиние в торжествах, проходивших в Москве и Троице-Сергиевой Лавре: в мае 1978 года – по случаю празднования 60-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, в июне 1988 года – по случаю 1000-летия Крещения Руси. Последние годы жизни почившего пастыря были омрачены судебным процессом, инициированным Венгерским экзархатом Константинопольского Патриархата с целью отчуждения Успенского кафедрального собора от Венгерской епархии Московского Патриархата. Отец Фериз напряженно следил за ходом судебного процесса, который Венгерская епархия Московского Патриархата выиграла во всех трех инстанциях. С глубоким удовлетворением воспринял отец Фериз решение Верховного суда Венгерской республики, отклонившее иск Константинопольского Патриархата, никогда не владевшего Успенским собором. Несмотря на почтенный возраст и болезни, отец Фериз до последних дней жизни, по возможности, приходил в храм на богослужение. Свою последнюю проповедь он произнес за 12 дней до кончины. За выдающиеся заслуги перед венгерским Православием отец Фериз был удостоен многих церковных наград, в том числе права служения с открытыми царскими вратами, орденов преподобного Сергия Радонежского, святого равноапостольного князя Владимира и святого благоверного князя Даниила Московского (II степени). В 1997 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси возведен в сан протопресвитера. В 2005 году, к 50-летию служения в священном сане, удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского (II степени). Отпевание почившего состоится в будапештском Успенском соборе 18 января. Начало заупокойной Божественной литургии в 9:30, начало отпевания в 11:00.

http://pravoslavie.ru/15860.html

Ровно 150 лет назад Духнович писал: «Радостно могу сказать, что русины епархии Пряшевской одушевилися, наипаче молодёжь стала ревновать за русский дух и за русское слово. Девушки уже не стыдилися петь русские песни, да уже и жиды зачинались учить русскому. На гимназии Пряшевской я преподавал русский язык, и любезно посещали школу мою не токмо русины, но и словаки, и мадьяры, да и лютеранские ученики». На постаменте Духновича написано: «каноник». Надо же, а я и не знал, что он был не просто священником, но и благочинным униатско-католического кафедрального собора. Это сегодня из России так воспринимается: раз униат, стало быть, и недруг России. Часто это и в самом деле так. В Закарпатье, правда, особая ситуация: местные униаты принадлежат не к Украинской Греко-Католической Церкви, коснеющей в своей русофобии, здесь - собственная, Русинская, в которую, кроме местной, входит ещё и несколько епархий в США. Кстати, здешний униатский епископ - словак. К середине XVIII века практически все этнические русины стали греко-католиками, но, даже вынужденно находясь в лоне католичества под мадьярами (православного духовенства в крае не осталось), они хранили веру и родные традиции. Как только австро-венгерское владычество рухнуло, народ массово вернулся в православие, запел родные песни. Не то происходит сегодня, когда киевское телевидение вошло в каждый дом на селе или в городе, - рухнет американская империя, но песни, боюсь, не запоют... Дальше по Киевской набережной - уже на мосту - крохотный «памятник»: этакая бронзовая толстощёкая пародия на американскую статую Свободы; в любом случае - ненавязчивое напоминание, откуда сегодня растут ноги у всего, что происходит в этих славянских землях. Но жизнь продолжается: на перилах, как водится, сотни замков, навешанных тут молодожёнами. На другой стороне реки Уж (она и в самом деле, ежели глянешь на карту, извивается змейкой), в сквере, памятник другому просветителю Прикарпатской Руси - Евгению Фенцику, жившему в начале прошлого века. Между прочим, и он был греко-католическим священником.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

синода, для устранения означенных неудобств и улучшения церковного состояния, признал возможным и благопотребным разделение дабро-боснийской митрополии для учреждения новой самостоятель­ной епархии, тогда митрополит обратился к нашему пра­вительству в Боснии с просьбою исходатайствовать нашу императорскую и королевскую санкцию на учреждение этой новой епархии. Уважая изъясненные обстоятельства и отно­шения, мы, в наших заботах о развитии восточно-православной церкви и сербско-православного населения в Боснии, нашли возможным дозволить учреждение восточно-православной епархии и митрополии для округов банялуцкого и бихачского с резиденцией в Банялуке и содержанием из местных средств. Новая митрополия банялуцко-бнхачская образуется из ныне имеющихся на лицо благочиний: банялуцкого, котор-варошского, дервентского, прняворского, боснийско-градишского, тешаньского, боснийско-костайничского, бихачского, предорского, ключского, крупского, боснийско-петровачского и старо-майданского (Сански-мост) с относящимися к ним 184 приходами. Так как дозволением этой новой епископии оказали мы наше блогово­ление сербско-православному народу округов банялуцкого и бихачского, и впредь готовы оказывать оное, то мы на­деемся, что новая епископия с полнотою благословения будет действовать во славу Божию, на благо церкви, во спасение душ и облогорожение разума и сердца, и по свет­лому примеру епископских церквей старого времени будет рождать благородные плоды святого евангелия. В подтвер­ждение мы эту нашу императорскую и королевскую новеллу об учреждении собственноручно подписали и повелели скрепить нашею государственною печатью. Дано в нашем главном и престольном граде Вене 2 (14) дня месяца января в 1900 году. Франц Иосиф с. р.» 154 . В митрополита новообразованной епархии наименован был высочайшим повелением от 11 августа 1900 года архимандрит темишварской сербско-православной епархии (в пределах карловецкой митрополии) Евгений Летица и, после установленной присяги австро-венгерскому импера­тору, посвящен 17 декабря в сан митрополита и всту­пил в отправление своих обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010