Великая княгиня Александра Павловна Романова Когда по благословению управляющего Венгерским благочинием архиепископа Берлинского и Германского Феофана (Галинского) в конце 1999 года я был принят священником в будапештский храм во имя Преподобного Сергия Радонежского, в помощь его бессменному настоятелю – протоиерею Иоанну Кадару, то сразу обратил внимание на эту заброшенную святыню, частицу Петербурга под Будапештом. В 2000-м году Венгерское благочиние было преобразовано в Венгерскую епархию, первым правящим архиереем которой стал епископ Павел (Пономарев), ныне митрополит Коломенский и Крутицкий. В 2001-м году владыка Павел благословил меня заниматься возрождением Иремского храма, а в 2003-м году новый правящий архиерей, епископ Венский и Будапештский Иларион (Алфеев), ныне митрополит Волоколамский и председатель ОВЦС, назначил меня настоятелем этого уникального храма-памятника. За довольно короткий срок нам удалось вернуть бывшей придворной церкви ее былое великолепие и значение. Сейчас Иремский храм является зримым символом долгой и богатой истории присутствия Русской Церкви в Венгрии, глубоких корней российско-венгерских отношений. Владыка Иларион (Алфеев), эрцгерцог Михай Габсбург на торжествах 200-летия Иремского храма. 2003 Иремский храм является зримым символом долгой и богатой истории Русской Церкви в Венгрии – Слава Богу! Но поделитесь своими первыми впечатлениями от Венгрии. Может, был культурный шок? Расскажите, что вам и тогда, и сегодня бросается в глаза в части образа жизни, менталитета, каких-то правил и общественных установок, да вообще в жизни в стране. – Первое впечатление было очень благоприятное. Сходство городов Будапешта и Санкт-Петербурга поразительно – это культурные столицы с размеренной жизнью, наследницы великих Империй, но, скорее, их сходство не в материальных богатствах, а в бесценных памятниках архитектуры, отменных музейных коллекциях, насыщенных музыкальных фестивалях. Красоту городов формируют реки Нева и Дунай, они придают городам дыхание и направленность движения, их мосты всегда красивы и являются символами связи и дистанции, организованности города. И в Петербурге, и в Будапеште городскими доминантами являются величественные соборы и церкви, Ангел на Александрийской колонне Дворцовой площади Петербурга и Ангел на колонне площади Героев Будапешта. Сильное впечатление на меня произвел пригород Будапешта город Сентэндре, то есть святого Андрея. Этот город был заселен в XVII веке сербскими переселенцами, построившими в нем несколько православных храмов, там же находится кафедральный собор сербской Будимской епархии, а самым ценным было знакомство в 1999-м году с епископом Будимским Даниилом (Крстичем), человеком святой жизни, наполненным пасхальной радостью, которой он щедро делился со всеми окружающими. Владыка Даниил упокоился в 2002-м году. Вечная память!

http://pravoslavie.ru/142489.html

– Расскажите о самых ярких событиях жизни прихода за его недолгую историю. – Все события меркнут, когда над строящимся храмом в сердце Европы водружается православный крест. Казалось бы, курортное место, каких немало на земле, но все же стоит помнить, что именно здесь в детстве излечился от полиомиелита будущий римский Император Феодосий Великий, созвавший II Вселенский Собор и возглавивший его. Он причислен к лику святых и изображается на иконах отцов этого Собора. Неподалеку отсюда, в столице Блатенского княжества, проповедовали святые равноапостольные учителя Кирилл и Мефодий. А само поселение Хевиз раньше носило имя Святого Андрея Первозванного, и его скульптурное распятие можно видеть в купальне на озере. В пригороде Хевиза, на холме Эгреди, находится древний храм эпохи Арпадов, и мы будем с дерзновением надеяться, что новый хевизский православный храм встанет в славный ряд местных святынь молитвами и добрыми делами своих прихожан. – Поддерживаете на уровне прихода связи с исторической Родиной? Бывают какие-то совместные мероприятия, например, с приходом из России? – Регулярных совместных программ у нас пока нет, но многие приходы в России, Украине, Молдавии, Белоруссии и их настоятели помогают литературой и утварью. Можно вспомнить, как наш приход в 2014-м году организовал паломническую поездку в Россию группы католического духовенства во главе с благочинным города Хевиз отцом Ласло, в знак благодарности за его гостеприимство, ведь в его храме наш приход совершал богослужения первые несколько лет. Вместе с ним Санкт-Петербург посетили несколько преподавателей и священников Веспремского католического университета, в России их принимал протоиерей Серафим Сологуб, настоятель Вознесенского храма города Колпино, где я начинал служение, а переводчиком была секретарь приходского совета Елена Петерс. Паломники посетили только что отреставрированный храм в Кронштадте, побывали в Царском Селе, Колпино, Петергофе. У них сложилось очень позитивное впечатление от России и глубокой веры ее людей, чем они позже поделились в репортаже венгерского телевидения. До сих пор благочинный Ласло Киш вспоминает эту поездку и передает поклоны протоиерею Серафиму.

http://pravoslavie.ru/142489.html

священника Леонида Прендковича (1874-1938), Алексея Серебренникова (1882-1937), протоиерея Бориса Ивановского (1897-1937), диакона Алексия Сенкевича (1875-1937), псаломщика Павла Соколова (1892-1938), псаломщика Алексия Скоробогатова (1889-1938), игумении Зосимовой пустыни Афанасии (Лепешкиной; 1883-1931), епископа Орловского Макария (Гневушева; 1858-1918), архиепископа Могилевского Павлина (Крошечкина; 1879-1937), епископа Екатеринбургского Аркадия (Ершова; 1878-1937), священника Анатолия Левицкого (1894-1937), священника Никандра Чернелевского (1880-1937), псаломщика Киприана Анникова (1875-1937), протоиерея Сергия Мечева (1892-1941), протоиерея Василия Смирнова (1870-1938); от Орловской епархии: протоиерея Георгия Коссова (1855-1928); от Саранской епархии: иеромонаха Михаила (Жука; 1872-1937), монахини Анастасии (Камаевой; 1879-1937), Иоанна Ломакина (1884-1937), Иоанна Милёшкина (1902-1937), Мавры Моисеевой (1875-1937), Иоанна Сельманова (1900-1937), иеромонаха Василия (Эрекаева; 1879-1937), священника Павла Ягодинского (1879-1937), псаломщика Василия Александрина (1872-1942), монахини Елены (Асташикиной; 1878-1937), Арефия Еремкина (1884-1937); от Уфимской епархии: иеромонаха Максима (Попова; 1876-1934) и псаломщика Киприана Яценко (1878-1935). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о положении приходов Московского Патриархата в Венгрии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преобразовать Венгерское православное благочиние в Венгерскую епархию с кафедрой в городе Будапеште. 2. Управление Венгерской епархией поручить епископу Венскому и Австрийскому Павлу с изменением его титула на " Венский и Будапештский " . 3. Утвердить Гражданский Устав Венгерской епархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о поступившем обращении православной общины Александро-Невского прихода в городе Копенгагене (Дания) и вновь образованной общины во имя Святителя Николая в городе Орхусе (Дания) о принятии их в юрисдикцию Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

Патриаршее служение в праздник Собора Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля 8 января 2017 года 8 января 2017 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон ; епископ Егорьевский Тихон , наместник Сретенского ставропигиального монастыря , председатель Патриаршего совета по культуре ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; благочинные Москвы и столичное духовенство. На богослужении присутствовали государственный секретарь Венгрии по делам религий, национальных меньшинств и гражданских взаимоотношений Миклош Шолтес, экономический директор Венгерского национального кадастрового управления Пал Шолтес, советник по политическим вопросам, заместитель руководителя аппарата Государственного секретариата Венгрии по делам религий, национальных меньшинств и гражданских взаимоотношений Лоринц Нача, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Будапеште протоиерей Иоанн Кадар, ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» М.Н. Стриханов. Богослужебные песнопения исполнил хор Сретенского монастыря (регент Н.С. Жила). После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Георгия Свирина, клирика храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москвы, в сан иерея. Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви огласил архиепископ Солнечногорский Сергий. Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз» . По завершении Божественной литургии было совершено славление празднику Рождества Христова.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

28 декабря 1999 г. назначен епископом Венским и Австрийским с окормлением Венгерского благочиния. 19 апреля 2000 года Венгерское благочиние преобразовано в Венгерскую епархию и изменен титул правящего епископа на «Венский и Будапештский». 23 февраля 2001 г. епископ Павел возведен в сан архиепископа. 7 мая 2003 г. освобожден от управления Австрийской и Венгерской епархиями и назначен архиепископом Рязанским и Касимовским. На заседании Священного Синода от 5-6 октября Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал 104) присвоен титул Рязанский и Михайловский, назначен (журнал 132) главой новообразованной Рязанской митрополии. 8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита. Награды митрополита Рязанского и Михайловского Павла: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 декабря, 2019 16 октября, 2019 11 октября, 2019 2 октября, 2019 20 сентября, 2019 26 августа, 2019 23 августа, 2019 23 августа, 2019 22 августа, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/mitropolit-ryazanskij-...

По этому поводу в Ипатиевской летописи читаем: «...Изяслав же лесть (измену) сотвори и веле воевати землю Данилову, и взяша Тихомль и возвратишася (т. е. в Киев), оставьшуся Володимеру с Данилом и Котяневи одиному (хану Половецкому 297 . Наконец после смерти Андрея, королевича Венгерского, Даниил окончательно утвердился в Галиче, а Волынское княжество предоставил брату своему Василько 298 . Вскоре грозная туча разразилась над Волынью. Несметные полчища татар, под предводительством Батыя, наводнили Волынь и всё, что в ней встречалось на пути, предали огню и мечу. В это время пал и город Тихомль: его укрепления были разрушены, сам он запустел и стал незначительным селом. В 1569 году, в акте Люблинского сейма, где исчисляются присоединённые к Польше Волынские местности, при надлежаще к Кременецкому повету, вовсе не упоминается о Тихомле, а вместо него значится Ямполь, который, в эпоху процветания Тихомля, был лишь его городищем, а затем, после падения его, образовал из себя местечко. Около этого времени владетелями Тихомля являются Сенюты (иначе – Синеуты), представители южнорусской фамилии, владевшей громадными поместьями в поветах Луцком и Кременецком. Сенюты на Волыни делились на Тихомельских, Ляховецких, Ольшаницких и Радогощанских. Все они сначала были православные, а потом изменили православию. В 1616 году владелец Тихомля Авраам Сенюта исходатайствовал у короля Польского Сигизмунда III привилегию на учреждение города в селе Тихомле. Быть может, воспоминание о бывшем здесь некогда городе русских удельных князей заставило Сенюту ходатайствовать об этом. Грамотою от 2 июня 1616 года Сигизмунд даровал жителям села Тихомля Саксонское или Магдебургское право, установил, торги по четвергам, ярмарки – в неделю после Вознесения Господня, 8 ноября, 6 декабря и 1 сентября (день св. Симеона Богоприимца). Для скорейшего и более успешного достижения цели – образовать город из с. Тихомля, – Сигизмунд уволил жителей его на 15 лет от податей, общественных налогов, мыта торгового, мостового, плотинного, за исключением таможенного, а также дозволил в 1618 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Однако с тех пор славянское богослужение в Восточной Словакии уже не прерывалось никогда. Православие при династии Арпадов После распада Великоморавской державы Словакия вошла в состав Венгерского королевства. Династия Арпадов (Арпадовичей), которая правила в Венгрии в 889—1301 годах находилась в родственных связях с византийскими и русскими аристократическими родами и поэтому терпимо относилась к греческой и славянской богослужебным традициям. Известно, что ещё в XIV веке греческих православных монастырей в Венгерском королевстве было больше, чем католических, что вызывало беспокойство Римского престола. В Мукачеве ещё с IX века существовала православная епархия, в которую входило славянское население (русины и словаки Закарпатья (Подкарпатской Руси), Восточной Словакии и Потисья. После 1453 году эта епархия удерживала некоторое время связь с Киевской митрополией, а позднее с Галицкой митрополией, Молдавской и Сербской православными церквями. В 1308 к власти в Венгрии пришла Анжуйская династия, которая покровительствовала католикам, и это ухудшило положение православных. Уния В первой половине XVII века в Восточной Словакии и Закарпатье делаются попытки введения унии. Сначала они были неудачными. Так в 1614 году униатский епископ Анастасий Крупецкий был изгнан из монастыря Красный Брод на Земплине. Только 24 апреля 1646 в Ужгороде 63 православных священника заключили унию с Католической церковью. Документ об унии был оформлен лишь в 1652 году со значительными фактическими ошибками. Так датой возникновения унии здесь назван 1649 год. Этой фальсификацией объясняется разнобой в датировке Ужгородской унии, что имеет место в церковно-исторической литературе и поныне. Документ 1652 году был подписан лишь 6 архидеканами (благочинными). Простой же народ, несмотря на свое формальное униатство, продолжал держаться «старой веры». В Восточной Словакии (Спиш, Шариш, Земплин и Уг) и Закарпатье сохранились юлианский богослужебный календарь, церковнославянский язык, традиционных для этой местности церковные распевы и иконографию. Славянское богослужение помогло сохранить национальную идентичность и противостоять мадьяризации вплоть до начала XX века.

http://azbyka.ru/palomnik/Словакия

Со стороны Киевской митрополии вопрос о назначении еп. Дионисия управляющим приходами Зап. Волыни в 1918-1919 гг. не поднимался (несмотря на позднейшие утверждения еп. Дионисия о том, что укр. духовные и светские власти якобы планировали создание отдельной епархии во главе с ним на территории Зап. Волыни, Берестейщины, Пинщины и Мозырщины). Дважды, в сент. и окт. 1918 г., митр. Антоний обращался через МИД Украинского гетманского гос-ва в австро-венгерское представительство в Киеве с просьбой разрешить прибытие в любой из зап. уездов Волыни Владимир-Волынского еп. сщмч. Фаддея (Успенского) для окормления этой части Волыни, а также оказавшихся в изгнании клириков Владимир-Волынского и Ковельского уездов, о возвращении к-рых в родные края также ходатайствовал Киев. Однако согласия на это со стороны австро-венг. властей не последовало. В нач. 1919 г., после захвата большевиками Киева и Житомира, еп. Дионисий уехал в Кременец. В мае-июне 1919 г., когда город был занят большевиками, архиерей скрывался у верующих (по др. данным, находился в Иоанна Милостивого, свт., Загаецком мужском монастыре ). Патриарх Тихон утвердил еп. Дионисия в должности временно управляющего Холмской епархией, о чем было извещено 27 дек. 1919 г. Мин-во исповеданий и народного просвещения Польши (Холмщина, как и зап. часть Волынской губ., после провозглашения независимости Польского гос-ва оказалась в его составе). 20 окт. 1920 г. управляющим Холмской епархией указом патриарха Тихона был назначен архим. Сергий (Королёв) , хиротонисанный 17 апр. 1921 г. во епископа Бельского (Бельско-Подляшского). К весне 1919 г. Кременецкий епископ оказался единственным действующим архиереем в западной части бывш. Волынской и Житомирской епархии. В 1919-1920 гг. епископ налаживал разрушенную войной церковную жизнь в Кременецком, Дубенском, Ровенском и Луцком повятах (уездах), распространяя свою юрисдикцию на соседние Староконстантиновский и Острожский уезды, независимо от епархиального центра в Житомире. Неопределенность гос. границ в 1919-1921 гг. была причиной одновременных назначений на один и тот же приход клириков указами из Житомира и Кременца. 18 февр. 1920 г. еп. Дионисий без согласования с в. у. Волынско-Житомирской епархией еп. Фаддеем (Успенским) назначил настоятелем в Крестовоздвиженский собор в Староконстантинове свящ. Иоанна Августиновича. После протестов местного духовенства 30 апр. 1920 г. еп. Дионисий и Кременецкое ЕУ предложили должность настоятеля прот. Иоанну Барановичу, благочинному Староконстантиновского городского окр. (ГА Тернопольской обл. Ф. 148. Оп. 1. Д. 250. Л. 27-29). Между тем еп. Фаддей 23 апр. 1920 г. назначил настоятелем собора свящ. сщмч. Аркадия Остальского , с чем согласились местное духовенство и прихожане (ГА Житомирской обл. Ф. Р-1657. Оп. 1. Д. 258. Л. 242). Подобных случаев было немало.

http://pravenc.ru/text/2459003.html

Епископ Почаевский Владимир (Мороз), викарий Киевской митрополии Архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей (Ващук) Епископ Сарненский и Полесский Анатолий (Гладкий) Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец) Епископ Сумской и Ахтырский Иов(Смакоуз) Архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) Епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько) Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) Архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан (Елецких) Архиепископ Хмельницкий и Шепетовский Антоний (Фиалко) Епископ Хустский и Виноградовский Иоанн (Сиопко) Архиепископ Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук) Митрополит Черниговский и Нежинский Антоний (Вакарик) Митрополит Чедновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский) Беларусь Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), Патриарший Экзарх всея Белоруссии, постоянный член Священного Синода, председатель Синодальной богословской комиссии Епископ Борисовский Иоанн (Хома), викарий Минской епархии Епископ Брестский и Кобринский Софроний (Ющук) Архиепископ Витебский и Оршанский Димитирий (Дроздов) Архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх (Станкевич) Епископ Гродненский и Волковысский Артемий (Кищенко) Могилевская епархия (вдовствующая) Епископ Новогрудский и Лидский Гурий (Апалько) Архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан (Корзун) Епископ Полоцкий и Глубокский Федосий (Бильченко) Епископ Туровский и Мозырский Петр(Карпусюк) Австрия Архиепископ Венский и Будапештский Павел (Пономарев), Управляющий приходами Венгерского благочиния Азербайджан Епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин) Аргентина Архиепископ Аргентинский и Южноамериканский Платон (Удовенко) Бельгия Архиепископ Брюссельский и Бельгийский и временно Гаагский и Нидерландский Симон (Ишунин) Великобритания Епископ Керченский Иларион (Алфеев) , викарий Сурожской епархии Епископ Сергиевский Василий (Осборн), викарий Сурожской епархии Митрополит Сурожский Антоний (Блум) Германия Архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

239 Письмо папы представляет Мефодия еще живым, следовательно, писано тогда, когда еще не знали в Риме о смерти Мефодия; о проклятии, произнесенном Мефодием на искажающих символ, письмо говорит, как о деле недавнем, следовательно, имевшем место незадолго до кончины Мефодия. Подробнее скажется об этом в другом месте при речи о письме папы Стефана. 240 Свидетельство об освящении церкви в Брне, уже упомянутое нами выше, находится в донесении райградского препозита (благочинного) пражскому епископу Северу от 1062 года, с пояснением, что оно выписано первым из старой церковной книги в следующих словах: Anno ab incarnatione Domini nostri lesu Christi 884 consecrata est haec (Brunensis) ecclesia in honorem beatorum Petri et Pauli, principum Apostolorum Dei per reverendissimum in Christo Patrem Methodium, archiepiseopum Moravensem, ipso eorum festi die dicato, ac prima ejus dos in Bine et Luze confirmabitur scripti tenore, coram Zvatoplch, duce glorioso, et populo illegibili (См. Лавровскогй, Кирилл и Мефодий, стр. 448–449). Было упомянуто также, что свидетельство это приводят в связь с рассказом Мефодиева Жития о том, что во время одной войны Святополка с погаными, Мефодий увещевал его прибыть с войском к литургии в день св. Петра, обещая победу, «еже и бысть». Думаем, что Житие и запись говорят не об одном и том же обстоятельстве, а двух обстоятельствах, сходных в одном, но различных в другом отношении. В первом случае (в рассказе Жития) Мефодий должен был увещевать Святополка – прибыть к литургии на день св. Петра; во втором (в известии записи) Святоволк, по-видимому, сам пожелал прибыть на праздник, соединявшийся с торжеством освящения новой церкви, построенной при его содействии. 241 В таком смысле стали формулироваться возражения против достоверности рассказа еще со времени А. Горского, защитника общей достоверности Житий Константина и Мефодия. Впрочем, Горский выражается еще несколько сдержанно, замечая, что данное сказание из Жития Мефодия не имеет «такой несомненности, какую имеют прочие части повествования» (Жития Кирилла и Мефодия в Кирилло-Мефодиевском Сборнике стр. 40, пр. 37). Другие выражаются уже решительнее. Бильбасов прямо говорит: с именем Мефодия легенды связывают рассказ о посещении им венгерского короля в земле придунайской, рассказ, в котором Мефодий не мог быть действующим лицом (Ст. «Кирилл и Мефодий» в «Нови» ib. стр. 432). Воронов, «признавая рассказ вполне легендарным, старается только выяснить влияния, под коими образовался он в позднейшее время». (Главнейшие источники для истории святых Кирилла и Мефодия, стр. 95–96. Тут же ссылки и на других исследователей, признающих этот рассказ более или менее невероятным). В следствие такого недоверия к рассказу некоторые исследователи Житий св. Кирилла и Мефодия, как например, преосвященный Филарет (статья его в «Кирилло-Мефодиевском Сборнике»), совсем опускали этот рассказ, даже не подвергая его критическому разбору.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010