5. Приняв к сведению доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Собор одобрил деятельность Его Святейшества, Священного Синода, Синодальных учреждений и комиссий в межсоборный период. Святейшему Патриарху выражена благодарность за неустанное попечение о церковной жизни, за многочисленные посещения епархий, а также за непосредственное архипастырское окормление ставропигиальных монастырей и приходов города Москвы. 6. Утверждаются решения Священного Синода об образовании Бакинской, Венгерской, Единецкой, Кагульской, Сарненской, Тираспольской, Анадырской епархий. 7. Признано полезным создание на епархиальном и межъепархиальном уровнях структур, призванных служить обмену опытом и информацией по юридическим, инженерно-строительным, искусствоведческим и иным церковно-практическим вопросам. 8. Собор указывает на необходимость повсеместного и твердого исполнения Определения Священного Синода от 28 декабря 1998 года о духовнической практике. Сочтено полезным назначение в епархиях и благочиниях особых духовников, к которым другие пастыри могли бы направлять мирян, имеющих трудноразрешимые вопросы. 9. Недопустимо рукоположение клириков, имеющих постоянное место жительства в других епархиях, а также совершение священнослужителями, в том числе заштатными, Таинств и треб вне пределов своих епархий. Собор поручает Священному Синоду обратиться к пастве с призывом не искать совершения Таинств и треб вне приходов во избежание обмана и святотатства. В условиях, когда священнические и монашеские одежды подчас используются мошенниками, Собор счел недопустимым сбор пожертвований священнослужителями и монашествующими в публичных местах. Миряне для осуществления такого сбора должны иметь письменное благословение правящего архиерея той епархии, где производится сбор. 10. Установление в монастырях и приходах примерных размеров пожертвований за совершение Таинств и треб не должно иметь характера назначения “фиксированных цен”. Людям, заведомо не имеющим средств на такие пожертвования, нельзя отказывать в совершении Таинств.

http://sedmitza.ru/lib/text/429424/

В таких случаях епархиальный архиерей может поручать непосредственно от себя благочинному или другому доверенному духовному лицу произвести негласное дознание, и если справедливость оговора или замечания подтверждается, то вызывать обвиняемого к себе, испытывать совесть его и, смотря по проступку и по признакам раскаяния, отпускать прямо на место с пастырским вразумлением, или при том наложить приличную епитимию, с прохождением оной на месте или в архиерейском доме, до двух недель... На таковые распоряжения архиерея жалобы не допускаются, и сии случаи не вносятся в формулярные списки» (ст. 155 устава русских духовных консисторий 1883 г.). Ср. об атом относительно епископов в Австрии Helfert, Von den Rechten nnd Pflichten Aer Bischöfe. §§ 65 fg., 81 fg. 1734 В Апостольских постановлениях сказано: τ δ’ προγκα πσκοπος κριντω (lib. II, 44. Pitra, I, 191), а остальное разрешалось пресвитерами (ib. lib. VIII, c. 28). 1736 См. стр. 391 этой книги. В Сибинской митрополии протопресвитерский суд считается самостоятельным (§§ 31–37 органического устава 1869 г.). 1737 См. иером. Павел, упом, кн., стр. 8 и сл. Ср. 23 кан. сборника Statuta ecclesiae antiquä «ut episcopus nullius causam audiat absque praesentia clericorum suomm: alio quin irrita erit sententia episcopi, nisi clericorum praesentia confirmetur». Сборник этот напечатан у Harduini, I, 978–986. Что св. Киприан Карфагенский ничего не предпринимал в отношении управления церкви без своих пресвитеров, это мы уже видели. 1738 См. IV Всел. соб. кан. 8, Карфаг. 15 и определение Константинопольского патриаршего синода 1028 г. (Аф. Синт., V, 25–32). 1740 Cp. буковин. консист. устава § 24, V и далмат. консист. уст. § 25, IV (в которых нет ничего о брачных делах, подлежащих гражданскому суду в цислейтанской части австро-венгерской монархии, – см. § 122, III этой жииги); 5 § I отд.. консист. системы 1782 г. Карловацкой митрополии и ст. XXVI епарх. устройства 1871 г.; ст. 96 закона 1890 г. о церков. властях в Сербии; § 121 органнческ. устава Сибинской митрополии; чл. 119 экзархийского устава 1895 г. в Болгарии; § 148 устава русск. духовн. консисторий 1883 г. и ст. 21 закона 1872 г. в Румынии. 1742 Синодальный устав § 14, п. 9. Ср. § 5 I части и § 1 IV части ковсист. системы и ст. VI учреждения митроп.-церковного совета 1871 г. в Карловацкой митрополии; § 166 орган. устава Сибинской митрополии; ст. 23 закона 1872 г. в Румынии; чл. 78 закона о церковных властях 1890 года в чл. 100 (100–106) болгарского зкзархийского устава; относительно России – указ 30 ноября 1873 г. 54; ст. 9 закона 1852 г. о епископах и ст. 14 синодального устава в Греции. 1744 Карф. соб. кан. 12 и канон Константинопольск. собора при Нектарии (Сборник, стр. 156–157); ср. толкование Вальсамона на 12 кан. Карф соб. в Пндалионе (уп. изд., стр. 470)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

В нояб. 1959 г. по приглашению митр. Фессалоникийского Пантелеимона Б. посетил Салоники, где принимал участие в торжествах в честь св. Григория Паламы. В числе представителей от Венгерского правосл. благочиния участвовал в подготовке и проведении Поместных Соборов РПЦ (1971, 1988, 1990), праздновании 1000-летия Крещения Руси (июнь 1988), различных межправосл. и межхрист. конференций. В 1962 г. возглавляемое Б. Венгерского правосл. благочиние стало членом Экуменического совета Церквей Венгрии, что укрепило положение благочиния в многоконфессиональной стране и усилило в ней свидетельство Православия. С 1964 г. Б. принимал участие в редактировании издававшейся в Афинах 12-томной правосл. «Религиозной и нравственной энциклопедии» и написал для нее множество статей. В июне 1973 г. МДА присвоила ему степень почетного д-ра богословия. В связи с 25-летним юбилеем Венгерского благочиния по инициативе и при непосредственном участии Б. в 1975 г. в свет вышел обширный труд «Az orthodox kereszténység» (Православное христианство), отразивший традиции и совр. состояние литургической, пастырской, канонической, богословской, агиологической, исторической науки в Венгерской Православной Церкви. В 1988 г. Будапештской ДА Реформатской Церкви Венгрии возведен в степень почетного д-ра богословия. 28 дек. 1997 г. Патриарх Алексий II возвел Б. в сан протопресвитера. После преобразования 19 февр. 2000 г. благочиния в Венгерскую епархию с кафедрой в Будапеште Б. остается настоятелем кафедрального Успенского собора в Будапеште и благочинным венг. приходов. Б. является автором многочисленных статей по вопросам канонического права, истории Православия в Венгрии и др. Соч.: 10 лет в юрисдикции московского Патриарха//ЖМП. 1960. 2. С. 44-46; Η Ογγαρα Ορθδοξος Εκκλησα. Θεσσαλονκη, 1964; Праздничные богослужения в Будапеште//ЖМП. 1965. 12. С. 21-23; Православная Церковь в Венгрии//Там же. 1968. 9. С. 40-45; 10. С. 35-39; 1969. 4. С. 53-56; Юбилей 1000-летия Венгерского православия//Там же. 1971. 11. С. 57-60; Ujgörög tarsalgasi zsebkönyv. Bdpst., 1974, 1979, 2001r; Az orthodox kereszténység: [Исслед./Под ред. Ф. Берки]. Bdpst., 1975; Наш первый отпразднованный юбилей: (25-летие Венгерского Православного благочиния): Речь прот. д-ра Ф. Берки//ЖМП. 1975. 5. С. 13-21; Rapcs á nyi L. Áthosz: a Szent Hegy és lakói/Berki F. unkája. Bdpst., 1979; Magyarországi orthodox templomok, ikonosztázok: Válogatás/Szerkesztette: Beke G. L.; Lektorálta: F. Berki. Bdpst.,

http://pravenc.ru/text/78152.html

приходах. В сент. 1947 г. представители венг. Православия с той же целью посетили Москву и имели встречу с митр. Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) , председателем ОВЦС. В июне 1948 г. еп. Нестор снова отправился в В. для более детального изучения проблемы. 11 нояб. 1949 г. Свящ. Синод под председательством Патриарха Алексия I вынес решение о том, что венг. правосл. приходы, не состоящие до того времени в чьей-либо юрисдикции или потерявшие за время войны юрисдикцию РПЦ, объединяются во «Временное Управление Венгерских православных приходов» в ведении РПЦ, а руководителем управления с наименованием «Благочинный (администратор) Венгерских православных приходов» назначается прот. Иоанн Кополович, клирик Мукачевской епархии РПЦ, к-рый должен исполнять свои обязанности согласно «Положению о Временном Управлении Венгерскими православными приходами в Венгрии». В состав этого управления вошли следующие приходы: свт. Иоанна Златоуста в Будапеште, Успения Пресв. Богородицы в Будапеште, храм во имя вмц. царицы Александры в Ирёме, близ Будапешта, приходы в Ньиредьхазе, Шаркадкерестуре, Сентеше, Сегеде с храмом во имя вмч. Георгия Победоносца, рус. правосл. храм во имя прп. Сергия Радонежского в Будапеште. 15 нояб. 1949 г. Патриарх Алексей I утвердил «Положение» (устав) об управлении приходами, входящими в состав Венгерского благочиния . В уставе отмечалось, что Московский Патриархат принимает в юрисдикцию только те приходы, «к-рые просят об этом, не находятся в подчинении архипастырской власти др. юрисдикции и пребывают вне канонического окормления», правосл. венграм «предоставляется право совершения всех служб и треб на венгерском языке». Соборным храмом Венгерского благочиния была определена ц. Успения Пресв. Богородицы в Будапеште. еп. Иларион (Алфеев) совершает богослужение в ц. во имя мц. Александры в Ирёме. Фотография. 2003 г. еп. Иларион (Алфеев) совершает богослужение в ц. во имя мц. Александры в Ирёме. Фотография. 2003 г. Благочинный прот. Иоанн Кополович прибыл в Будапешт 29 нояб.

http://pravenc.ru/text/150197.html

Скончался старейший православный клирик Венгрии протопресвитер Фериз Берки Будапешт, 11 января 2006 г . 7 января 2006 года, в праздник Рождества Христова, в Будапеште, на 89-м году жизни скончался протопресвитер Фериз Берки, настоятель будапештского Успенского кафедрального собора, старейший клирик Венгерской епархии Московского Патриархата, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . Будущий протопресвитер родился 31 декабря 1917 года в городе Которе. По окончании гимназии поступил на Богословский факультет Афинского университета, который окончил в 1940 году. С 1941 по 1952 годы работал сотрудником министерства религии и общего образования, параллельно преподавал в Будапештской православной Духовной академии. В годы Второй мировой войны получил образование военного капеллана. 12 июля 1954 году митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) рукоположен по диакона, а 18 июля того же года патриархом Московским и всея Руси Алексием I – во пресвитера. 20 июля 1954 года возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем Успенского кафедрального собора в Будапеште и администратором Венгерского благочиния Московского Патриархата, образованного в ноябре 1949 года решением патриарха Алексия I и Священного Синода. Служение настоятеля Успенского собора отец Фериз исполнял на протяжении более 50 лет, вплоть до своей кончины. За долгие годы своего священнического служения отец Фериз снискал любовь и уважение православной паствы Венгрии. Научно-богословская деятельность отца Фериза продолжалась более шестидесяти лет. С 1942 года он публиковал статьи на богословские и церковно-исторические темы в светской и церковной печати. На протяжении более полувека, начиная с 1952 года, он издавал журнал «Церковная хроника», в котором размещал свои богословские труды, информацию о жизни Православной Церкви, о текущих событиях Венгерского благочиния, в 2000 году преобразованного в епархию. Более сорока лет жизни отец Фериз отдал делу перевода богослужебных книг на венгерский язык. До того, как он приступил к этой деятельности, на венгерском языке имелись лишь отдельные переводы литургических текстов, выполненные преимущественно греко-католиками. Благодаря трудам отца Фериза к настоящему моменту Православная Церковь в Венгрии обладает богослужебными книгами в объеме, необходимом для совершения всех основных богослужений и священнодействий.

http://pravoslavie.ru/15860.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНГЕРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ Вел. кнг. Александра Павловна, палатина венгерская. 2-й справа — свящ. Андрей Самборский. Миниатюра. Нач. XIX в. (ВМП) Вел. кнг. Александра Павловна, палатина венгерская. 2-й справа — свящ. Андрей Самборский. Миниатюра. Нач. XIX в. (ВМП) РПЦ. Первым рус. храмом на территории Венгрии стала ц. во имя мц. Александры с приделом св. прав. Иосифа, построенная в 1802 г. в г. Ирёме близ Будапешта над гробницей вел. кнг. Александры Павловны, дочери имп. Павла I , бывшей замужем за венг. палатином Иосифом. В 1-й пол. XX в. в Будапеште в результате активной эмиграции из России в кон. 10-х - нач. 20-х гг. возникла рус. колония, к-рой принадлежали 2 прихода; один имел домовый храм и находился в ведении Западноевропейского экзарха К-польской Патриархии митр. Евлогия (Георгиевского) , 2-й не имел храма и подчинялся митр. Анастасию (Грибановскому) , возглавлявшему Русскую Православную Церковь за границей . Томосом от 8 сент. 1924 г. К-польский Патриарх Григорий VII образовал в Будапеште «митрополию Венгрии и экзархат Центральной Европы», куда должны были войти правосл. румын. и греко-венг. приходы, приходы, принадлежавшие Сербской епископии, рус. храм в Ирёме, но фактически только приход в г. Сентеше признал главенство К-польского Первоиерарха. После освобождения Венгрии от нем. оккупации к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I начали поступать обращения от венг. правосл. приходов, употреблявших за богослужением венг. язык и существовавших в силу сложившихся обстоятельств вне канонической юрисдикции, с просьбой о принятии их под Первосвятительский омофор. В авг. 1946 г. Патриарх направил в Венгрию Ужгородского и Мукачевского еп. Нестора (Сидорука) и прот. Александра Смирнова для уяснения ситуации. В сент. 1947 г. представители венг. Православия посетили Москву и имели встречу с председателем ОВЦС Крутицким и Коломенским митр. Николаем (Ярушевичем) . В июне 1948 г. еп. Нестор вторично посетил Венгрию.

http://pravenc.ru/text/150195.html

Скончался старейший православный клирик Венгрии протопресвитер Фериз Берки 11 января 2006 г. 10:58 7 января 2006 года, в праздник Рождества Христова, в Будапеште, на 89-м году жизни скончался протопресвитер Фериз Берки, настоятель будапештского Свято-Успенского кафедрального собора, старейший клирик Венгерской епархии Московского Патриархата. Будущий протопресвитер родился 31 декабря 1917 года в г. Котор. По окончании гимназии поступил на Богословский факультет Афинского университета, который окончил в 1940 году. С 1941 по 1952 годы работал сотрудником министерства религии и общего образования, параллельно преподавал в Будапештской православной духовной академии. В годы Второй мировой войны получил образование военного капеллана. 12 июля 1954 году митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) рукоположен по диакона, а 18 июля того же года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I — во пресвитера. 20 июля 1954 года возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора в Будапеште и администратором Венгерского благочиния Московского Патриархата, образованного решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода в ноябре 1949 года. Служение настоятеля Свято-Успенского собора отец Фериз исполнял на протяжении более 50 лет, вплоть до своей кончины. За долгие годы своего священнического служения отец Фериз снискал любовь и уважение православной паствы Венгрии. Научно-богословская деятельность отца Фериза продолжалась более шестидесяти лет. С 1942 года он публиковал статьи на богословские и церковно-исторические темы в светской и церковной печати. На протяжении более полувека, начиная с 1952 года, он издавал журнал «Церковная хроника», в котором размещал свои богословские труды, информацию о жизни Православной Церкви, о текущих событиях Венгерского благочиния, в 2000 году преобразованного в епархию. Более сорока лет жизни отец Фериз отдал делу перевода богослужебных книг на венгерский язык. До того, как он приступил к этой деятельности, на венгерском языке имелись лишь отдельные переводы литургических текстов, выполненные преимущественно греко-католиками. К настоящему моменту, благодаря трудам отца Фериза, Православная Церковь в Венгрии обладает богослужебными книгами в объеме, необходимом для совершения всех основных богослужений и священнодействий.

http://patriarchia.ru/db/text/76301.html

Верховный суд Венгрии подтвердил юрисдикцию Московского Патриархата над Свято-Успенским кафедральным собором Будапешта 26 августа 2005 г. 13:40 Верховный суд Венгерской Республики на закрытом заседании оставил в силе приговор арбитражного суда Будапешта от 13 октября 2004 года по делу о принадлежности будапештского Свято-Успенского кафедрального собора. Судебный процесс был инициирован в 2001 году митрополитом Австрийским Михаилом, экзархом Константинопольского Патриархата в Венгрии. Ответчиком в процессе выступала Венгерская епархия Московского Патриархата, представленная с мая 2003 года епископом Венским и Австрийским Иларионом, временно управляющим Будапештской и Венгерской епархией. Рассмотрение дела в суде первой инстанции длилось около трех лет. Изучив документы, поданные истцом и ответчиком, и заслушав адвокатов обеих сторон, 18 мая 2004 года Столичный суд Будапешта вынес приговор, согласно которому иск Венгерского экзархата Константинопольского Патриархата был отклонен за отсутствием доказательств со стороны истца. Арбитражный суд Будапешта, являющийся судом второй инстанции, рассмотрел апелляцию, поданную Венгерским экзархатом Константинопольского Патриархата, заслушал адвокатов обеих сторон, а также свидетеля со стороны истца, и на своем заседании 13 октября 2004 года оставил в силе приговор суда первой инстанции. Наконец, Верховный Суд Венгерской Республики, являющийся судом высшей инстанции, в августе 2005 года в третий раз рассмотрел иск Венгерского экзархата Константинопольского Патриархата в отношении Венгерской епархии Московского Патриархата, и вновь оставил приговор без изменений. Таким образом, Венгерская епархия Московского Патриархата в течение 2004-2005 годов выиграла судебный процесс по делу о принадлежности Свято-Успенского собора во всех трех инстанциях. Свято-Успенский собор, построенный в конце XVIII века, с момента своего основания вплоть до середины XX века находился в юрисдикции сербского Будайского епископа. С 1945 года представители прихода неоднократно обращались к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой принять приход в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1949 году было сформировано Венгерское благочиние Московского Патриархата, а в 1950-м Свято-Успенский собор и еще несколько венгерских приходов были фактически и окончательно приняты в юрисдикцию Русской Православной Церкви. В 2000 году Венгерское благочиние было преобразовано в епархию, и Свято-Успенский собор стал кафедральным.

http://patriarchia.ru/db/text/37402.html

Инструкция благочинным приходских церквей 415 . Это есть руководство для окружных надзирателей – священников, которым вверено попечение об известном числе (от 10 до 30) приходов. Составлена эта инструкция еще в 1775 году митрополитом московским Платоном для его епархии, а потом, пересмотренная и дополненная, издана 10 сентября 1857 года для всех епархий в России. Инструкция благочинным монастырей мужских и женских 416 . Эта инструкция, представляющая собою руководство по управлению для окружных надзирателей – иеромонахов (известных обыкновенно под именем монастырских настоятелей), которым поручено попечение о нескольких монастырях одной епархии, была издана 28 мая 1828 года и действует доныне. Главные предметы надзора этих «благочинных»: 1) как совершается в монастырях богослужение, 2) как ведут себя монахи и монахини в своих монастырях и вне их и 3) как ведется монастырская экономя. Положение о приходских попечительствах при православных церквах 417 , утвержденное и изданное 2 августа 1864 г., излагает права и обязанности приходских попечительств, которые заботятся о приходских церквах и приходском духовенстве, а также о начальных школах в приходе и о местных благотворительных учреждениях. Инструкция церковным старостам 418 , утвержденная и изданная 17 апреля 1808 г., описывает права и обязанности старосты приходской церкви, который должен охранять церковное имущество и радеть о нем 419 . § 29. Карловацкая митрополия Частные источники церковного права в Карловацкой митрополии могут быть разделены на изданные раньше 1868 года, когда была обнародована IX статья венгерской конституции, которою признается автономия в управлении церковно-школьными делами 420 и затем – на изданные после этого года. К первым относятся: Привилегии. Так называются императорские грамоты, изданные в последних годах ΧVII века, при переселении сербов в земли венгерской короны, и утверждающие за православными сербами права, которыми они пользовались в Печском патриархате. Таких императорских грамот или привилегий пять, а именно: первая от 6 апреля 1690 года, вторая от 21 августа 1690 г., третья от 11 декабря 1690 г., четвертая от 20 августа 1691 г. и пятая от 4 марта 1695 года 421 . Все эти привилегии изданы императором Леопольдом, а затем подтверждены императорами Иосифом I, 29 сентября 1706 г. и Карлом VI, 8 октября 1713 г., и императрицею Марией Терезиею 18 мая 1743 года 422 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Свято-Успенский кафедральный собор в Будапеште остается в юрисдикции Московского Патриархата Будапешт, 26 авгкуста 2005 г . Верховный суд Венгерской Республики на закрытом заседании оставил в силе приговор Арбитражного суда Будапешта от 13 октября 2004 года по делу о принадлежности будапештского Свято-Успенского кафедрального собора, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Судебный процесс был инициирован в 2001 году митрополитом Австрийским Михаилом, экзархом Константинопольского Патриархата в Венгрии. Ответчиком в процессе выступала Венгерская епархия Московского Патриархата, представленная с мая 2003 года епископом Венским и Австрийским Иларионом, временно управляющим Будапештской и Венгерской епархией. Рассмотрение дела в суде первой инстанции длилось около трех лет. Изучив документы, поданные истцом и ответчиком, и заслушав адвокатов обеих сторон, 18 мая 2004 года Столичный суд Будапешта вынес приговор, согласно которому иск Венгерского экзархата Константинопольского Патриархата был отклонен за отсутствием доказательств со стороны истца. Арбитражный суд Будапешта, являющийся судом второй инстанции, рассмотрел апелляцию, поданную Венгерским экзархатом Константинопольского Патриархата, заслушал адвокатов обеих сторон, а также свидетеля со стороны истца, и на своем заседании 13 октября 2004 года оставил в силе приговор суда первой инстанции. Наконец, Верховный Суд Венгерской Республики, являющийся судом высшей инстанции, в августе 2005 года в третий раз рассмотрел иск Венгерского экзархата Константинопольского Патриархата в отношении Венгерской епархии Московского Патриархата, и вновь оставил приговор без изменений. Таким образом, Венгерская епархия Московского Патриархата в течение 2004-2005 годов выиграла судебный процесс по делу о принадлежности Свято-Успенского собора во всех трех инстанциях. Свято-Успенский собор, построенный в конце XVIII века греками, македоно-влахами, венграми и представителями других национальностей, с момента своего основания вплоть до середины XX века находился в юрисдикции сербского Будайского епископа. С 1945 года представители прихода неоднократно обращались к патриарху Алексию I с просьбой принять приход в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1949 году было сформировано Венгерское благочиние Московского Патриархата, а в 1950 году Свято-Успенский собор и еще несколько венгерских приходов были фактически и окончательно приняты в юрисдикцию Русской Православной Церкви. В 2000 году Венгерское благочиние было преобразовано в епархию, и Свято-Успенский собор стал кафедральным.

http://pravoslavie.ru/14380.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010