В 1873 году австро-венгерское правительство для православного населения Цислейтанской половины Австрии образовало особую самостоятельную митрополию и на степень митрополии возвело Буковинскую епископию. С этого времени буковинские иерархи стали пользоваться правами автокефальных митрополитов и им подчинены были даже, как выше упомянуто, две православные епископские кафедры в Далмации. Управление в Буковинской митрополии сосредоточивается в лице митрополита ее; в случае болезни митрополита или за смертью его, управление возлагается на его наместника-заместителя, состоящего постоянно при его кафедре и имеющего сан архимандрита; для вспомоществования митрополиту в управлении епархией при нем существует консистория; на месте же заведуют приходским духовенством окружные протоиереи (благочинные). Для желающих принять священный сан в Черновцах существует богословский институт, при котором имеется пансион, называемый семинарией, для 50 воспитанников. Средства содержания Буковинская митрополия и духовенство получают главным образом из особого епархиального фонда, образовавшегося из движимых и недвижимых имений, принадлежавших буковинским монастырям и другим учреждениям Буковинской епархии еще во время присоединения Буковины к Австрии; распоряжение этим фондом находится в руках правительства. Богослужение в приходах, состоящих исключительно из русских, совершается на славянском языке, в приходах румынских – на румынском, а в смешанных – на том и другом языке, и притом так, что на одном клиросе читают и поют на славянском языке, а на другом – на румынском. Во время присоединения Буковины к Австрии в ней было много православных монастырей, но австрийское правительство оставило только три из них, остальные же закрыло. Между прочим, остался незакрытым и существует в настоящее время монастырь Драгомирна, в котором подвизался во второй половине прошедшего столетия выходец из России Паисий Величковский , прославившийся своей благочестивой жизнью и своими переводами отеческих творений на славянский язык. Б. История Церкви Римской и других христианских обществ на западе от начала реформации до настоящего времени

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Колено 4-е. Князь Святослав, во св. Крещении православной веры – Глеб Коригайлович, храбрый воин, убит в сражении с Ливонскими рыцарями в 1390 году; князь Василий 37 Коригайлович получил в удел город Чарторыйск и был родоначальником князей Чарторыйских (Czarmoryski). Оба они остались верны православию. Колено 5-е. Князь Михаил Васильевич, герцог Чарторыйский, князь Клеванский, был женат на Софье Немержичь; он и его братья получили достоинство Герцогское в 1442 г. 5 февраля от Владислава – короля Венгерского. Князь Иван Васильевич, герцог Чарторыйский. Князь Александр Васильевич , герцог Чарторыйский, служил в России. Колено 6-е. Князь Феодор Михайлович, староста Луцкий, неоднократно имел стычки с татарами, нападавшими на Волынь, построил в Клевани православный монастырь и замок, окружив его со всех сторон каменными стенами и глубоким рвом; он же построил в Пересопнице также православный мужской монастырь, существовавший до 1630 года. Князь Семён Александрович, служил в России. Колено 7-е. Князь Александр Феодорович, воевода Волынский, был женат на княгине Магдалине Вишневецкой (урожд. Деспот). Князь Иван Теодорович, староста Луцкий, был женат на княжне Кузминишне Заславской. Оба эти князя в 1547 г. 19 июля разделили между собою отцовские имения, причём Александр получил Чарторыйск, Литовиж, Зимно и др., а Иван – Клевань, Жуков, Белгород и др. Оба они, между прочим, подписали на Люблянском сейме 1569 года акт политического соединения Литвы с Польшей. Затем – княжна Анастасия Феодоровна, была замужем за Петром Богдановичем Хрептовичем. Княжна Феодоровна. Княжна Анна Феодоровна, была замужем за великим конюшим Литовским Василем Богдановичем Чижем. Князь Василий Семенович, служил в России. Колено 8-е. Князь Михаил Александрович, староста Житомирский, был женат на Софии Хидкевич. Княжна Марианна Александровна, была замужем за Юрием Сапегою, воеводою Смоленским и Полоцким. Князь Иван Иванович, сподвижник и друг Стефана Батория, вместе с ним находился при осаде г. Пскова, был женат на Евве Боркулаб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Греко-Российская Церковь , сперва благоденствующая, а после от политических обстоятельств страждущая, всегда держалась восточной, от коей приняла своё учение, и, подчинённая Константинопольским патриархам, всегда получала от них своих митрополитов и нужные по правилам веры и церковному благочинию разрешения и распоряжения. Она не имела причин жаловаться на свою оным патриархам подчинённость и, став в шестнадцатом веке независимою по плачевному состоянию восточной Церкви, сохранила с нею древнее по вере и христианской любви единение. Иоанн, Киевский митрополит, писал к папе Александру III увещание обратиться к благочестию прежних времён и вступить в союз с Греческой Церковью. Владимир Рюрикович, по повествованию Длугоша, изгнал из Киева всех доминиканских монахов, опасаясь от них вреда православию. Известны следствия папских посольств к победоносным Роману Мстиславичу Галицкому и Александру Невскому: оба их обличили, правоту своего исповедания доказали и без всякого успеха отпустили. Известен мужественный ответ Романа, когда один из послов ласкал надеждою наделить его городами и сделать великим королём посредством меча Петрова: «Такой ли у папы? – сказал, показывая на свой меч – доколе ношу его при бедре, не имею нужды в ином, и кровью покупаю города, следуя примеру наших дедов, возвеличивших землю русскую». Вот какое было до половины тринадцатого столетия соединение России с папами! Однако же меч Петров редко тогда ненаказанно был презираем – он уже не означал меч слова Божия, а силу западных государей, направляемую по произволу пап. Они посредством крестоносцев приобретали значительные области на востоке и искореняли угрожающие их власти внутренние ереси, а посредством Ливонских рыцарей и королей венгерского, польского, шведского, теснили наше отечество. Угнетённая татарским игом Россия не могла против иностранных притязаний достаточно защитить ни своей веры, ни своего достояния. Поляки и Венгерцы, угнетая южную Россию, вводили туда и Римское исповедание; меченосцы исполняли свой долг со стороны Полоцка, Пскова и Новгорода; король шведский Магнус с оружием в руках вызывал Новгородское духовенство на богословские прения о вере. Наконец, папа дождался торжества видеть в Данииле Галицком русского князя с ним соединённого – ежели можно назвать торжеством соединение, всем народом отверженное и едва только именем по политическим обстоятельствам существовавшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Новая митрополия баньялуцко-бихачская образуется из ныне имеющихся на лицо благочиний: баньялуцкого, котор-варошскрго, дервентского, прняворского, боснийско-градишского, тешаньского, боснийско-костайничского, бихачского, npujeдopckoro, ключского, крупского, боснийско-петровачского и старо-майданского (Сански-мост) с относящимися к ним 134 приходами. Так как дозволением этой новой епископии оказали мы наше благоволение сербско-православному народу округов баньялуцкого и бихачского, и впредь готовы оказывать оное, то мы надеемся, что новая епископия с полнотой благословения будет действовать во славу Божию, на благо церкви, в спасение душ и облагорожение разума, и сердца, и по светлому примеру епископских церквей старого времени будет рождать благородные плоды святого евангелия. В подтверждение мы эту нашу императорскую и королевскую новеллу об учреждении собственноручно подписали и повелели скрепить нашею государственною печатью. Дано в нашем главном и престольном граде Вене 2(14) дня месяца января в 1900 году. Франц Иосиф с.р.». 1446 В митрополита новообразованной епархии наименован был высочайшим повелением от 11 августа 1900 года архимандрит темишварской сербско-православной епархии (в пределах карловицкой митрополии) Евгений Летица и, после установленной присяги австро-венгерскому императору, посвящен 17 декабря в сан митрополита и вступил в отправление своих обязанностей. Хиротонию совершили высокопреосвященные митрополиты: дабро-боснийский Николай Мандич, герцеговинско-захолмский Серафим Перович и зворнико-тузланский Григорий Живкович. Представителем вселенского константинопольского патриарха при посвящении был митрополит Николай Мандич. При встрече и посвящении нового баньялуцкого митрополита бросалось в глаза почти полное отсутствие представителей народа из баньялуцкого и бихачского округов. Из сорока слишком городских и сельских церковно-школьных общин участвовало при встрече и посвящении только шесть, —164— ж то по несогласию с теми остальными. Причиной этого – читаем в «Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главный редактор журнала " Православный паломник " . Указом патриарха от 26 января 2000 года назначен настоятелем Московского храма Святой Троицы в Хорошеве. 3 мая 2000 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведён в сан архимандрита. Указом Священного Синода от 26 декабря 2003 года определено быть епископом Егорьевским, викарием Московской епархии. 14 января 2004 года в Москве в Храме Христа Спасителя он был хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии патриархом Алексием II. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископы Калужский и Боровский Климент, Истринский Арсений, Корсунский Иннокентий, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Балтийский Серафим, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Люберецкий Вениамин, Саратовский и Вольский Лонгин. С 11 февраля по 31 марта 2009 временно исполнял обязанности председателя Отдела внешних церковных связей. Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года освобождён от должности заместителя председателя ОВЦС и назначен секретарем Московской Патриархии по зарубежным учреждениям и временно управляющим Венско-Австрийской и Венгерской епархиями. С 27 июля того же года член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 1 февраля 2010 года возведён в сан архиепископа. В декабре 2010 г. поручено окормление приходских храмов на территории Северо-Западного административного округа г. Москвы (Успенское благочиние). С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Северо-западным викариатством в границах Северо-Западного и Зеленоградского административных округов г. Москвы и Северным викариатством в границах Северного административного округа г. Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности.

http://ruskline.ru/author/_/golovkov_mar...

Протопресвитер Фериз Берки В годы Второй мировой войны правительство Венгрии проводило политику мадьяризации православных приходов, особенно румынских. Активно поддерживалась идея создания автокефальной «Венгерской Православной Церкви». В русле реализации этого намерения в апреле 1942 года была открыта венгероязычная православная Богословская академия (Греко-восточный богословский институт). Правда, работала академия чуть больше двух лет – до июня 1944 года. Идея создания автокефальной Церкви (тем более в условиях войны и оккупации Греции, Сербии, Украины, Белоруссии и части России) не встретила поддержки ни со стороны иерархов, ни со стороны большинства верующих. После победы антигитлеровской коалиции церковные нестроения военного времени постепенно сошли на нет. Как подчеркивал в одном из своих трудов М.В. Шкаровский, «после окончания Второй мировой войны в Венгрии была в основном восстановлена довоенная система управления. Возглавляемая епископом Георгием Будимская епархия Сербской Церкви канонически и территориально осталась неприкосновенной. Представители румынских приходов в Венгрии провели в г. Дьюла съезд, где аннулировали проведенное в 1940 году присоединение их к венгерской церковной организации, вновь заявив о своем “румынском характере”, и создали Епархиальную консисторию, подчиненную Румынскому Патриархату». Самое интересное, что посеянные в 1940-е годы «зерна» церковной автокефалии продолжали «плодоносить» и в новых условиях. Так, в 1947 году официальный Будапешт заявил о желательности создания Венгерской Православной Церкви (с вхождением в ее состав сербских и румынских приходов), но уже под омофором патриарха Московского. Однако резкое неприятие подобной инициативы, выраженное Сербской Церковью, было с пониманием воспринято в Москве: патриарх Алексий I отказался от столь кардинальной реорганизации церковной жизни в Венгрии. Правда, в юрисдикцию Московского Патриархата вошли несколько венгерских приходов. Но принимались лишь те общины, которые подавали соответствующие прошения и, как правило, находились вне рамок какой бы то ни было канонической юрисдикции. Патриарх Алексий I делал все от него зависящее, чтобы избежать ненужных трений с Белградом, Бухарестом и Константинополем. С 1949 по 1957 годы в состав Венгерского благочиния РПЦ вошли восемь венгероязычных приходов и три русских. Со всех уголков страны.

http://pravoslavie.ru/33848.html

Елевферий (Воронцов) и рукоположил новых священнослужителей для Венгерского благочиния. 10-31 авг. 1951 г. И. Кополовичем были организованы курсы для священно- и церковнослужителей с целью расширения богословских познаний и укрепления богослужебных навыков слушателей. Были открыты новые храмы и приходы, улучшена материальная жизнь духовенства. В 1952 г., согласно ходатайству прот. Кополовича, был начат выпуск правосл. ежемесячного журнала на венг. языке «Церковная летопись» (Egyházi Krónika). 21 янв. 1954 г. прот. И. Кополович награжден правом ношения 2 наперсных крестов с украшениями. 30 июля 1954 г., согласно прошению, он был уволен с должности благочинного венг. правосл. приходов. С 15 дек. 1954 г. Кополович - настоятель кафедрального собора в Мукачеве и секретарь ЕУ. 10 июня 1955 г. направлен в распоряжение Митрополичьего совета Православной Церкви в Чехословакии и назначен генеральным викарием Прешевской правосл. епархии. Был награжден орденом святых Кирилла и Мефодия 3-й степени и правом совершения Божественной литургии при открытых царских вратах до Херувимской песни. В 1955 г. Патриархом Алексием I награжден митрой. В 1961 г. окончил Прешевский богословский правосл. фак-т. В 1963 г. удостоен степени доктора богословия за соч. «Кирилло-Мефодиевская церковь в Великоморавской державе и ее каноническое положение». В сент. 1964 г. овдовел. 1 дек. того же года, согласно прошению, оставил службу в Чехословакии и вернулся в Мукачевскую епархию. С сент. 1965 г. преподаватель аспирантуры МДА, одновременно был сотрудником ОВЦС. Принят в число братии Троице-Сергиевой лавры , 12 нояб. 1965 г. пострижен в монашество с именем Ионафан, 14 нояб. возведен в сан архимандрита. 25 нояб. 1965 г. в связи с образованием Тегельского вик-ства Берлинской епархии Среднеевропейского Экзархата И. определен епископом Тегельским. 28 нояб. архиерейскую хиротонию И. в ТСЛ возглавил Патриарх Алексий I. 23 июня 1966 г. назначен временно управляющим Берлинской епархией и исполняющим обязанности экзарха в Ср.

http://pravenc.ru/text/578360.html

С 1945 г. представители прихода неоднократно обращались к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой принять приход в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1949 г. было сформировано Венгерское благочиние Московского Патриархата, а в 1950 г. Свято-Успенский собор и ещё несколько венгерских приходов были фактически и окончательно приняты в юрисдикцию Русской Православной Церкви. С этого времени богослужения стали совершаться на венгерском языке. С образованием Будапештской и Венгерской епархии в 2000 г. храм становится её кафедральным собором. 25 августа 2001 г. многочисленные русскоязычные верующие обратились к епископу Павлу (Пономарёву), правящему архиерею Венгерской епархии Русской православной церкви Московского Патриархата с прошением о создании нового русского прихода в Будапеште в Успенском соборе. 28 марта 2002 г. епископ Павел подписал указ о создании нового русского прихода, который стал называться русским приходом во имя Святой Троицы. После этого в соборе начинают проводиться богослужения по юлианскому церковному календарю. Собор делят два прихода - венгерский Успенский и русский во имя Святой Троицы. Попытки выстроить отдельный храм для русской общины не осуществились из-за начавшегося судебного процесса, на которой ушли силы и средства небольшой Венгерской епархии. В 1995 г. в Венгрии был зарегистрирован экзархат Константинопольского Патриархата, который сразу же предъявил претензии на Свято-Успенский собор. В 2001 г. митрополитом Австрийским Михаилом (Стаикосом), экзархом Константинопольского Патриархата в Венгрии был начат Судебный процесс с целью отсудить Успенский собор, что нарушало церковные каноны, запрещающие решать церковные вопросы в светском суде. В ходе судебного разбирательства в первой инстанции Венгерский Экзархат Константинопольского Патриархата, зарегистрированный в Венгрии в 1995 г., пытался доказать, что он идентичен тому приходу, который владел Свято-Успенским собором до 1950 г. Утверждалось также, что Русская Церковь, появившаяся в Венгрии якобы исключительно благодаря поддержке Советской Армии, «узурпировала» этот храм насильственным путём. При этом игнорируются документальные подтверждения добровольного характера вхождения этого прихода, а затем - в 1950-е г.г. - и ещё нескольких венгерских приходов, в юрисдикцию Московского Патриархата. Умалчивается о том, что греки, участвовавшие в строительстве храма, не относились к Константинополю, а входили в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Кроме того, Русская Православная Церковь существует в Венгрии с 1803 г., когда был освящён первый русский православный храм в Ирёме, не с момента вступления в Венгрию советских войск в годы Второй мировой войны.

http://sobory.ru/article/?object=24492

В епархиях Русской Православной Церкви идет сбор пожертвований в помощь пострадавшим от пожаров 9 августа 2010 г. 16:16 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в епархиях Русской Православной Церкви продолжается сбор средств для оказания помощи пострадавшим от пожаров. «В дни, когда наш народ постигло испытание, мы призваны сплотиться и оказать всемерную моральную, духовную и молитвенную помощь пострадавшим, — говорится в обращении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия к архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Московской епархии . — Ответственность за оказание такой поддержки возлагается в первую очередь на отцов благочинных и духовенство тех церковных округов, на территории которых произошла трагедия. Именно постоянное живое общение со священнослужителями людей, перенесших страшную душевную травму потери близких или крыши над головой и личного имущества, способно утешить и, насколько это возможно, уврачевать боль пережитого». На помощь погорельцам владыка Ювеналий пожертвовал из личных средств 300 тыс. рублей, архиепископ Можайский Григорий — 50 тыс. рублей, Троицкий собор г. Подольска (личные пожертвования клириков, сотрудников и кружечный сбор 08.08) — 111,5 тыс. рублей, Спасский храм села Андреевка Солнечногорского района — 91 тыс. рублей, Московский Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь — 44 тыс. рублей. Всего за неделю в епархии было собрано более 600 тысяч рублей, сборы продолжаются. Санкт-Петербургское епархиальное управление направило циркуляр отцам благочинным, настоятелям и председателям приходских советов храмов, настоятелям и настоятельницам монастырей Санкт-Петербургской епархии . Помимо сбора средств, епархиальные власти предписали настоятелям храмов собирать прихожан на молебны, а также на мирной и сугубой ектеньях при совершении Литургии возглашать особые прошения из чинопоследования молебствования о дожде. 8 августа после Божественной литургии в Успенском соборе Рязанского кремля архиепископ Рязанский и Касимовский Павел  совершил молебен об избавлении от губительных пожаров и даровании благодатного дождя. Как сообщил владыка Павел, состоялось собрание благочинных, посвященное вопросам помощи погорельцам. По словам Его Высокопреосвященства, силами прихожан Рязанской епархии и прихожан из Венгерской епархии собрано более 300 тысяч рублей, которые будут по возможности поровну поделены между людьми, пострадавшими от пожаров.

http://patriarchia.ru/db/text/1241241.ht...

Молебен в день свв. Кирилла и Мефодия в Залаваре. 2020 Хевизский приход летними сезонами, когда открыт музейный комплекс на территории древнего городища с фундаментом паломнического храма Святого Адриана, в котором молились равноапостольные братья, совершает православные богослужения в воссозданном храме эпохи Арпадов в честь короля венгерского Стефана (Иштвана), а 24 мая, в день памяти Кирилла и Мефодия, совершаются молебны в присутствии мэра города Залавар. Никогда Православие для Венгрии не было чуждым. Например, дочь Ярослава Мудрого Анастасия была женой короля Венгрии Андраша I, а православные монахи, прибывшие с нею, основали отшельнические скиты на скалистых берегах Балатона в Тихани. Это место носит имя «Русский камень» доныне. Знакомы с Православием венгры, скорее, по сербской традиции, так как с середины XVII века для сербских беженцев во время османского завоевания была создана епархия Сербской Православной Церкви, сейчас носящая имя Будимская. Крестный ход в день свв. Кирилла и Мефодия в Залаваре. 2017 Мэр Залавара г.Хорват Илдика (справа) перед выступлением русского хора В 1690-м году Император Священной Римской Империи Леопольд I предоставил православным сербам право избирать собственного архиепископа и разрешил совершение богослужений. Иметь богослужение на родном языке – это большая привилегия, достояние Православной Церкви. И православные приходы Венгрии в первой половине ХХ века обращались в разные юрисдикции с просьбой разрешить совершение служб по-венгерски. Но только Московский Патриархат в 1949-м году принял несколько венгерских приходов с позволением служить на своем родном языке и по новому календарному стилю. Сначала эти приходы были объединены в Венгерское благочиние, пока в 2000-м году не была образована Будапештская и Венгерская епархия Московского Патриархата. Тихань, озеро Балатон – Сколько сегодня приходов в епархии? И вообще, как много здесь православных в наши дни, и каких юрисдикций? Вы упоминали сербов… Храм Пресвятой Троицы в Мишкольце – Два прихода Венгерской епархии, служащие по-церковнославянски и придерживающиеся старого стиля, находятся в столице Венгрии Будапеште: это храм в честь Преподобного Сергия Радонежского, существующий на улице Лендваи с 1949 года, с настоятелем протоиереем Иоанном Кадаром, и созданный в 2002-м году приход во имя Пресвятой Троицы, временно проводящий богослужения в Успенском кафедральном соборе на площади Петефи, здесь настоятель – иерей Димитрий Корнилов и штатный священник – Святослав Булах. Старейший русский храм в честь Святой мученицы царицы Александры в Иреме, где служит священник Димитрий Свирко, является приписным к Сергиевскому приходу. Самый молодой приход находится в Хевизе, курортном городе у Балатона, образован в конце 2012 года. Итого, 3 прихода и 3 храма, где богослужения совершаются на церковнославянском и следуют старому календарю.

http://pravoslavie.ru/142489.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010