О, безумные и косные сердцем! – как допустимо это для того, кто добровольно и сознательно посвятил себя войску царя, сделавшись царским воином? Как возможно допустить, чтобы воин царский становился потом рабом шкурного ремесла? Говорим: рабом грехов и делателем беззаконий?.. Вот каково значение возвращения рясофорного в мир, и да боится сего тот, кто принял рясофор! Принятие же мантии означает следующее. Когда издадут царский приказ и выступит войско в военный поход, то каждый воин заботится о подобающем снаряжении к войне, подпоясывает меч к поясу своему и следует по Царскому повелению, согласно сказанному: «Возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ). Войско выступает в поход. Однако бывают воины, которые на пути к сражению начинают трусить, малодушествовать, жалеют о том, что сделались воинами и, как только представится случай, – поворачиваются назад… Но куда же пойти такому монаху? Куда ему скрыться? Ибо сказано: «Грешницы, камо бежим?.. на небо? – тамо еси… во аде попрал еси смерть… во глубины морския? – и тамо Десница Твоя Господи». Если же случая бежать не представится, то малодушный продолжает поход, но идет в сражение с робостью, с тайными помыслами: что мне сделать, чтобы избавиться боя? – как мне избавиться от военной службы? Как только у воина появятся эти помыслы, тотчас делается он неспособным и нерадивым к воинскому делу. Когда же войска достигнут поля брани, тогда воин, подготовившийся к бою, то есть изучивший действие оружием и укрепившийся мужеством, стяжевает славу… Тогда облекается воин в военные доспехи, говорим: монах принимает Великую Ангельскую схиму, становится великосхимником, а когда прославится, то есть получит обильную благодать, то делается военачальником. Когда препояшутся силы доспехами, дабы биться с врагами в великом бою, тогда войско делает боевой клич, то есть бросается на ура, – и бьются с крайним напряжением. Если же кто по нерадению допустит свое оружие заржаветь и боязливыми мыслями, как водою, подмочить свой порох, то может ли он в бою быть храбрым воином?!

http://azbyka.ru/afonskiy_voinskaya_sluz...

Обряд пострижения в великую схиму совершается почти таким же образом, как и в малую. Наблюдается тоже время для пострижения. Испытание и оглашение (т. е. наставление), и самое пострижение совершается так же, как и над малосхимниками. Читается тот же Апостол и тоже Евангелие. Разность впрочем есть в облачении, в распространении и увеличении молитв, и в службе церковной. На утрени, к обычному канону дневному, прибавляется канон покаянный, приспособленный к состоянию постригаемого, сокрушающегося о грехах своих, и стихиры такого же содержания. На Литургии, после малого входа, пред самим пострижением читаются или поются умилительные антифоны, выражающие сокрушение сердца о грехах и молитвенный вопль души ко Господу о помиловании: овча есмь словеснаго Твоего стада, взыщи мя заблуждшаго, Боже, и помилуй мя. Буря греховная обдержцт мя, Спасе..., яко Петрови руку ми простри человеколюбия Твоего, и спаси мя. Так вопиет ко Господу приступающий к принятию великого ангельского образа! В оглашении все наставление направлено к тому, что великосхимник должен быть распят миру, и умерщвлен совершеннейшим отречением от своей воли. В следующих за тем трех молитвах, священнодействующий умоляет Господа, чтобы укрепил его в предстоящих подвигах, да будет постригаемый сосудом избранным, органом доброгласным Святого Духа. § 263. Облачения великосхимников Пред пострижением, священнодействующий не испытывает постригаемого троекратным требованием от него поднесения ножниц. После пострижения подаются те же облачения велнкосхимнику, что и малосхимнику, только вместо клобука надевается на главу его кукуль (cucullus – наглавник), клобук остроконечный, который имеет знаменование детской простоты и незлобия, и служит шлемом спасительного упования. Кроме того, великосхимник приемлет аналав (от ναλαμβνω – воспринимаю). Это есть большой четырехугольный плат с пришитыми к углам его шнурками, покрывающий плечи и грудь монаха, и украшенный белыми крестами. Он означает несение креста на рамех в след Господа Иисуса Христа. У малосхимников, подобно аналаву, есть параман (παραμνδις – прибавление к мантии), малый плат, с изображением креста, носимый на раменах и соединяемый шнурками с крестом, покрывающим грудь. Во время облачения великосхимников поются тропари: облецытеся в ризу спасения... Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отсюда, весьма понятно, изложения чинов священнического погребения были разнообразны, как и других чинопоследований Православной Церкви, и из них образовалась в XV веке особая довольно объемистая книга под названием: ξοδιαστικ ν (ркп. Савв. библ. в Иерусал. 873). подобно тому, как и из чинов монашеского пострижения несколько раньше составилась книга: Ζχηματολ γιον. В упомянутом ξοδιαστικ ν мы находим чины погребения для всех иерархических степеней и лиц священного сана, как это ясно из следующего весьма любопытного начала: ε τις π σκοπος, πρεσβτερος, δικονος, λος το καταλ γου το ερατικο κδημ σει κ. τ. λ. чины эти заключают. 119 листов рукописи in quart., писанной в два столбца убористым мелким письмом. Такие чины, само собою понятно, не могли образоваться вдруг, и прошел, очевидно, довольно длинный промежуток времени между первыми зачатками данного чина и его настоящей полной редакцией. Что же касается частного чина погребения священников, ныне практикуемого, то он явился не в XVII столетии, как думает г. Красносельцев (стр. 194), а несколько раньше. Первые указания на эту редакцию чина священнического погребения мы находим в рукописях конца XV. а затем он прочно утвердился в богослужебной практике XVI в через старопечатные греческие издания евхология в Венеции в котором всегда помещался настоящий чин. В главе: «о чине пострижения черниц», мы остановимся лишь на вопросе о происхождении этого чина. «С XV в., по словам г. Красносельцева. в наших рукописных требниках, рядом с чином пострижения в великую схиму мужчин начал помещаться особый «чин пострижения черниц ангельского образа» (стр. 133). Но ни этот факт, ни категорическое заявление митрополита Киприана, что «пострижение чернцам и черницам едино есть» (стр. 139), ни заявление справщиков XVII в., что «такого чина ни в печатных ни в рукописных греческих богослужебных книгах» не имеется (стр. 140), «ни личные, наконец, наблюдения и сообщения других лиц относительно отсутствия этого чина в письменных памятниках греческой церкви (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Он управлял обителью в один из самых сложных периодов истории России. Это и первая мировая война, и революция, и гражданская война. В те годы Глинская пустынь принимала самое деятельное участие в помощи бедствующему народу, и в этом велика заслуга ее настоятеля. При отце Нектарии благотворительная деятельность Глинской пустыни была самой разнообразной. Обитель по-прежнему содержала странноприимницы для приходящих богомольцев и странников. Ежегодно в пустыни бывало не менее 60 тысяч богомольцев. Пустынь помогала вдовам, сиротам и погорельцам дровами, лесом, мукой и прочим. Богомольцы пользовались в Глинской пустыни бесплатным лечением, больница и аптека пустыни считались лучшими в епархии. По-видимому, до самого закрытия обители существовал и Дом трудолюбия, где обучалось от 30 до 50 мальчиков (в основном бедных сирот). Большую помощь оказывала Глинская пустынь армии и народу во время войны с Германией в 1914–1918 годах. Для окормления воинов отец Нектарий отправлял в действующую армию иеромонахов с ризницами, богослужебными книгами, облачениями и денежными средствами. В 1915–1916 годах на защиту Отечества из Глинской пустыни было отправлено 75 послушников. Под руководством отца Нектария в обители устроили лазарет для увечных и раненых воинов. При пустыни был санаторий для воинов, а также приют для детей погибших. В 1915 году в Глинской пустыни побывало около 60 тысяч беженцев. Они жили в монастырской гостинице и получали бесплатно еду, одежду, обувь, лекарства. Глинская братия посылала на фронт воинам продукты, одежду, обувь, белье. В обители до самого закрытия неопустительно совершались все положенные богослужения, не прекращалось «непрерывное чтение Псалтири», совершались постриги в монашество и в великую схиму. Отец Нектарий руководил всей многотрудной и многогранной деятельностью Глинской пустыни вплоть до ее закрытия в 1922 году и проявил себя рассудительным, рачительным и благочестивым настоятелем. В 1914 году он был награжден наперсным крестом, а в 1918 году – представлен к награде «по обстоятельствам военного времени»: возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

— Геронда, под искушением Вы подразумеваете помыслы? — простодушно спросил его один монах. — Брат ты мой! Искуситель — сам диавол! Понимаешь? Какие там еще помыслы? — ответил старец. Юный, но мудрый послушник Арсений «человеческим вымыслом преодолел бесовское коварство ».  Постриг в рясофор 27 марта 1954 года после установленного испытания послушник Арсений был пострижен в монашество. Он принял рясофорный постриг и был переименован в Аверкия. Игумен предлагал ему постриг в великую схиму, но тот отказался. «Я мог стать сразу великосхимником, потому что мне говорили: «В армии ты отслужил, и никаких препятствий у тебя нет», — рассказывал Старец. Но я ответил: «Хватит рясофора»». Он считал себя недостойным великой схимы и, кроме того, не хотел связывать себя обетами пребывать в этой обители до последнего издыхания. Он любил жизнь в безмолвии и желал со временем ей последовать.  Трепещущий агнец Старец рассказывал: «Я помогал в церкви, неся послушание пономаря во время Всенощных бдений. Однажды, стоя в алтаре, я наблюдал за совершавшим Проскомидию священником. Когда священник произнес слова «жрется Агнец Божий»,  я увидел, что Агнец на дискосе трепещет, как живой ягненок, которого режут. Разве мог я после этого случая дерзнуть еще раз приблизиться к священнику во время Проскомидии! Из этого видно, что Таинство начинается еще с Проскомидии, чтобы там ни говорили некоторые… [будто оно начинается лишь во время Евхаристического канона]».  Трезвенный делатель С этого времени он начал делать выписки из прочитанных книг. То, что помогало ему в духовной борьбе, он выписывал в отдельную тетрадь и старался претворить в дело. Его невидимый внутренний подвиг был следующим: немного чтения практических аскетических сочинений, многое внимание, непрестанная молитва и упорная работа над тем, чтобы очистить себя от страстей и стяжать Божественную Благодать. Как во время послушания, так и на общих работах, куда выходила вся братия, он старался не прерывать молитвы. Работал быстро и молча. Старец Герасим Кутлумушский, бывший в то время в Эсфигмене, вспоминает: «Выходя на общие работы, мы разговаривали, смеялись, а он — молчал. Работал в сторонке и избегал многословия и осуждения. Он был очень внимательным монахом».

http://pravmir.ru/249925/

28 Константинос Караманлис (1907–1998) – премьер-министр Греции в 1955–1958, 1958–1961, 1961–1963 и 1974–1980 гг., президент страны в 1980–1985 и в 1990–1995 гг. Основатель и лидер партий Национальный радикальный союз (1956–1967 гг.) и Новая демократия (1974–1980 гг.). – Прим. перев. 29 Георгиос Папандреу (1888–1968), премьер-министр греческого эмигрантского правительства в 1944 г., премьер-министр Греции в 1944–1945, 1963, 1964–1965 гг. – Прим. перев. 30 Андреас Папандреу (1919–1997) – премьер-министр Греции в 1981–1989 и в 1993–1996 гг., основатель, лидер и с 1984 г. председатель партии Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК). – Прим. перев. 31 Имеется в виду проблема помаков – одной из народностей, населяющих северо-восточную область Греции – Фракию. Представители этой народности некогда были христианами, а потом были насильно обращены в мусульманство. В настоящее время Турция, в том числе и посредством разного рода экономических стимулов, пытается воздействовать на помаков с тем, чтобы они говорили по-турецки, отождествляли бы себя с турками и представляли бы собой своего рода турецкий форпост на греческой территории. – Прим. авт. 41 В тюрьме. Старец в шутливой форме говорит о том, что такого человека посчитали бы ненормальным, делающим нечто неподобающее христианину. – Прим. авт. 42 Речь идет об известном греческом политике, получившем в свое время экономическое образование в Америке. – Прим. перев. 43 Наверное, надо хоть раз побывать в Греции, чтобы отчетливо себе представлять, что такое ее горные тропы в зарослях колючих кустарников и какая это была пытка! – Прим. перев. 44 Иеросхимонах Тихон (1884–1968) – известный русский старец, 60 лет подвизавшийся на Святой Горе. Был духовным наставником отца Паисия и постригал его в великую схиму. – Прим. перев. 45 Карат – мера содержания золота в сплавах, равная 1/24 массы сплава. Химически чистое золото соответствует 24 каратам. – Прим. перев. 48 В православной аскетике под «помыслом» понимается или простая мысль, возникающая в уме человека, или движение души к добру или ко злу, или склонность к одному из двух, приобретенная совместным действием ума, совести, чувства и воли. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Вот этот Иларион, принявший постриг в великую схиму, известный под именем пустынножителя кавказского схимонаха Илариона, и есть главный виновник возникшего на Афоне движения и происшедшей от сего смуты и разделения в среде русских афонских иноков. Произошло это так. Книга, послужившая ереси Схимонах Иларион, желая изложить свои духовные опыты в делании молитвы Иисусовой и поделиться ими с монашествующей братией, написал книгу в 330 стр. под заглавием: «На горах Кавказа», содержащую беседы двух старцев-пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову и в 1907 г. выпустил ее первым изданием в г. Баталпашинске. Книга эта была издана с разрешения снисходительной духовной цензуры, но вопреки, как нам известно, совета близких по духу братий к о. Илариону и более него сведущих в богословской науке лиц, ибо сх. Иларион богословского образования не имел. Непринятие правильного совета и послужило главной и первой причиной происшедших от издания сей книги религиозных смут. Заблуждение сх. Илариона Один из кавказских иноков передает нам о сем следующее: «Когда сх. Иларион дал на прочтение рукопись своей книги ближайшему своему духовному другу из таких же отшельников, то последний, прочитав ее, просил о. Илариона не издавать и не выпускать ее в свет по причине двух приведенных в сей книге неправых мыслей: а) что «Имя Иисус – есть Сам Бог», и б) что «не стяжавший молитвы Иисусовой – не спасется». И затем этот старец просил сх. Илариона, если уже он желает напечатать свою книгу, то должен исправить указанные основные мысли. Вторую мысль о. Иларион согласился вовсе изгладить, но что касается первой, где говорится об имени Иисуса Христа, исправить ее совершенно отказался. Тогда духовный друг о. Илариона заметил со скорбью: «если напечатаешь книгу без исправления сей мысли, то знай – произойдут скорби и раздор». Последствия указали на правильность сего суждения благомыслящего духовного друга о. Илариона. О сопротивлении сх. Илариона благомыслящим людям

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

Временно находясь в Москве, владыка Павлин в 1928 году рукоположил отца Андроника во иеромонаха, также против его желания. В 1929 году, во время болезни, иеромонах Андроник принял великий ангельский образ – схиму с тем же именем Андроник (в честь преподобного Андроника Московского). Вскоре его выслали на Сахалин. Этот период жизни старца запечатлел в своем стихотворении, которое так и называется «Старец Андроник (А.А.Лукаш)», Александр Солодовников. Охотское море колышется мерно. Преступников в лагерь везет пароход. Великое горе, великую скверну. Людское крушение «Джурма» везет. И тесен, и темен, и сыр, и угрюм, И полон молчания трюм. Но вдруг от одной поразительной вести Народ встрепенулся и шепот возник: В углу, на корме, раздает свои вещи – Одежду и обувь – какой-то старик. Какой-то старик, неизвестный, безликий, О, как узнаваем он в этих словах! Простец добродушный и старец великий, Среди суетливых воров – схимонах. Он не дрожит перед бедой, Он всех подбодрит шуточкой. Старик с опрятной бородой, В какой-то старой курточке В лагере чистит уборные. Кто выполнит дело позорное? Выполнит весело, тщательно, честно Только один этот старец, известно. Да еще скажет: «Ведь я не один. Или не ведаешь? А Дамаскин?» Но вот он – санитар в больнице, С ним хорошо больным, Он очень помогает им. Да только ли больным?.. В бараке, в полутемных сенцах Он исповедует. Епитрахилью – полотенце. На тебя легко ложится его рука. Но сердце ведает, Как может дух омолодиться От старика. Однажды в лагерь привезли едва живого архиепископа Назария, который вскоре скончался. Отец Андроник в то время был санитаром и чем только мог помогал другим. Повязав на шею полотенце, на котором углем начертал крест, что и заменило епитрахиль, он совершил отпевание почившего, предал его тело земле, похоронив архипастыря в отдельном гробу. За это в 1936 году Патриаршим Местоблюстителем Блаженнейшим Митрополитом Сергием отец Андроник был награжден наперсным крестом. После освобождения его взял в работники начальник лагеря. В 1944 году начальник получил назначение в Новосибирск. Вместе с его семьей туда переехал и отец Андроник. В этой семье батюшка был как родной, хозяева его любили. Он готовил им обед, ухаживал за огородом и животными, растил и воспитывал детей. Замечательным фактом смирения отца Андроника является то, что он жил в сарае со скотиной. Там он отгородил себе маленькое место для краткого отдыха, несмотря на уговоры хозяев жить в доме, где ему выделили отдельную комнату. Один Бог был свидетелем тех подвигов, которые старец совершал в своем сарайчике. Когда он узнал, что Глинская пустынь вновь открыта, то приложил все усилия, чтобы вернуться в родную обитель. Это произошло в 1948 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сознавая нравственную ответственность, которая на мне лежала, я пережил тяжелые дни… Я мчался на почаевских лошадях то туда, то сюда, объезжая лагерь, и наконец решил перенести свою резиденцию из Житомира в маленький монастырек в г.Дубно, чтобы, оставаясь в связи с Почаевым, находиться неподалеку от моих несчастных галичан. События надвигались грозные. Тучи сгущались. На фронте со дня на день положение было все хуже и хуже. Возникла тревога за судьбу Почаевской Лавры. Отступление уже началось… Ужасная картина! Один за другим тянутся поезда, груженные военным имуществом… На открытых платформах везут пушки, к ним примостились солдаты и едут, обняв пушечные жерла… А по дорогам в беспорядке движутся войсковые части… То тут, то там виднеется зарево пожаров — это наши, отступая, подожгли интендантские склады, деревни и хлеба. Урожай в тот год был чудный; стоял июнь месяц: нивы уже колосились… Поначалу было дано распоряжение — выселить всех галицийских крестьян поголовно; потом его отменили. Кое–какие деревни уцелели, но хлеб сожгли. Я поехал в Почаев. Собрал монахов, чтобы предупредить их о надвигающейся беде. Смотрю, лица у них угрюмые, трагические… – Враг близко, отцы, — обратился я к братии. — Может быть, Почаев перейдет в его руки. Думаете ли вы оставаться, или бежать? Оставаться, разумеется, — подвиг, а подвига предписывать нельзя. Если бы остались, вы увенчали бы Лавру славой, заслуга ваша была бы великая… Потом о вас будут говорить: вот какие стойкие были почаевские иноки! А я всем, кто останется, низко поклонюсь. В округе нужда большая в требах, священники люди семейные, им оставаться трудно, а мы, монахи, ничем не связаны. Я не предписываю, а предоставляю вашей совести решить: оставаться — или уезжать. У кого нет мужества, пусть уезжает — его судить не могу, не имею права. Подумали монахи, подумали — и разделились. Человек тридцать из них — самый цвет Лавры — остались (двое попросили разрешения принять великую схиму); а остальные заявили: «Мы, владыка, по немощи нашей решили уйти…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

   Например, возьмем наугад отрывок из старого перевода (с 57):   Я слушал как соловейчик заливается, как разрываетс от пения. Он так заливается, что от трелей надувалась его гортань. Эта малюсенькая пташка отводила назад свои крылья, чтобы иметь силы издавать такие сладчайшие звуки, петь таким прекрасным голосом, так надувать свою гортань. Была бы у меня чашечка с во­дою, чтобы он прилетел и мог утолил свою жажду!   Правильный перевод:   И вот, я стоял и слушал, как соловушка щебечет, как он просто разрывается от любви! От пения надувалось его горлышко и, как мы говорим, он, поистине, выбивался из сил (мальясе)! Эта маленькая птичка расправляла сзади свои крылышки (на кани ката писо та фтера ту), чтобы набраться силы, и издавала сладчайшую мелодию! Это был прекрасный звук. И горлышко птичье так надувалось... По – по — по! Ах! — Был бы у меня стаканчик воды, чтобы он подлетел и утолил бы свою жажду!   Разница заметна.   Тем не менее, можно понять совершенное несоответствие стиля в части диалогов и оправдать тем, что автор практически не знаком с живой Традицией Афона. Многие ошибки можно простить только за то, что автор дает кальку текста. Это правильно. Да и текст очень простой…Впрочем, все переводчики делают много ошибок, просто это не принято обсуждать. И мы не будем.   Но мы совершенно не можем понять, например, зачем переводчик переименовывал главы? Это чем можно оправдать? Например, главу «Через два-три года я принял великую схиму» он переименовал в «Я хотел быть наедине с одним Богом». И т.д. Ведь такое небрежное отношение к тексту приводит к небрежности и в суждениях.   Не вызывает сомнения, что именно эта небрежность провоцирует некоторых русских профессоров, не знающих ни греческого -  ни афонской жизни, высказываться против старца. Поэтому давайте начнем с уважительного бережного отношения к рукописи!     Мы считаем, что комментировать этот прекрасный текст любым образом пока преждевременно. Старец Порфирий Кавсокаливит - необычен как человек и его путь уникален. Путь старца слишком яркий и неповторимый. Должно пройти время, лишь тогда образ старца предстанет во всем величии…

http://isihazm.ru/1/?id=751

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010