Св. Христодул в своем Y ποτπωσις’e говорит о высоких нравственных доблестях латрских монахов. Последние представляли собой идеальную иноческую общину. Они все совместно, при взаимной помощи, стремились к осуществлению аскетических принципов, каждый руководил каждым и все тщательно наблюдали друг за другом, дабы не было нарушения монастырских правил. «Как без слез я могу вспомнить о них! – восклицает в сердечном умилении великий подвижник. – Никогда среди подвизавшихся вместе с нами на горе Латре не было слышно непристойной беседы, никогда не видно было неприличного сборища, не было ни спора, ни вражды, ни зависти, никто из живущих в тамошних киновиях не имел какой-либо частной – явной или тайной – собственности, но всецело и во всем там господствовали благопристойность, духовная свобода, нестяжатель- ность, доброта, святость, а над всем царило смирение, венец всех добродетелей». 1742 Не без основания Латр получил наименование св. Горы ( γιον ρος). 1743 Евстафий Фессалоникийский, известный за очень строгого обличителя нравов современного ему монашества, является в то же время ревностным его панегиристом. По степени нравственного совершенства на первом месте он ставит великосхимников ( μεγαλοσχ- μονες), монахов великого образа, облеченных в великую ангельскую схиму и носивших одежды со св. изображениями. Ниже их стояли монахи малого образа, или манатейные ( μικροσχ μονες, μανδυτες, mantellati), облеченные в малую схиму и носившие одежды без св. изображений. Наконец, третье место занимали находившиеся на испытании и приготовлявшиеся к пострижению. Они назывались или εσαγωγικο, а также νηλες (novitii), если носили мирские одежды, или ρασ φοροι, если облекались в одежды монашеские (без пострижения). 1744 Многие из иноков указанных родов были люди очень нравственные, так что Евстафий сравнивает сияние их добродетели со светом небесных планет и даже солнца. 1745 «В них, – говорит между прочим о таких монахах Евстафий, – обитает истина; в них сила Божья бывает совершенной; они созерцают Христа, невидимо присутствующего как во время пострижения, так и в последующее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

В христианской Церкви с первых же времен заявляет о своем существовании древний и, можно сказать, общечеловеческий обычай посвящения Богу дев 436 . Посвящение дев в первенствующей Церкви совершалось в храме, при торжественной богослужебной обстановке, при чем возносились особые молитвы, одна из которых приведена нами выше по Барбериновскому Евхологию св. Марка. То обстоятельство, что текст молитвы при облачении великосхимника заимствуется из молитвы при посвящении в девственницы, может быть изъяснено, – думается нам, – только по связи этого литургического факта с студийским учением о возвращении через великую схиму грешному человеку утерянной им невинности и восстановлении τς γνεας τς παρθενας... Но так как восстановление первобытной невинности недостаточно для благоугождения Богу, – необходимо еще и дальнейшее соблюдение себя в девстве и целомудрии, и благоговении, – то, в виду этого, в молитве Θες, τν γαθν χορηγς κα τς παρθενας φλαξ... испрашивается у Господа для принявшего схиму благодатная сила к сохранению души и тела его в состоянии ангелоподобной чистоты, дабы возможно было ему с неугасимой лампадой войти в чертог Небеснаго Жениха. XXXVI По окончании чина, после завершительной молитвы: Κριε Θες μν, εαγαγε τον οολν σου..., новопостриженному вручают особую возженную свечу 437 , а священник спрашивает великосхимника: νλαβες τ γγελικν σχμα – νλαβον, πτερ, отвечает тот. νλαβες τν στολν τν γων ποστλων; – νλαβον, πτερ. νλαβες τν γνεαν τς παρθενας; – νλαβον, πτερ. Троякий вопрос находить себе место (из рассматриваемых памятников) только в Евхологии 967, по каковому мы и цитируем приведенный текст. Прочие Евхологии: 74 (274) и 568, а также Схиматологий 604 и Евхологий XV в. Патмосской библ. 691 438 , помещают у себя только по два вопроса, при чем вопрос о восприятии чистоты девства находится, кроме 967, еще в одном 604; 74, 568 и 691 этого вопроса не имеют. Ответив на данные ему вопросы, новопросвещенный ( νεοφτιστος) великосхимник воздевает руки к небу и трижды восклицает: Δξα σοι, Θες, δξα σοι. Это – особенность одного списка 568 439 . В прочих списках рассматриваемой редакции чина великой схимы такого восклицания нет. Там, после вопросов, следует благодарственная молитва Δξα ν ψστοις Θε..., которую священник произносить, воздевши руки горе 440 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Однажды зимой я вышел ночью из келии и увидел большую собаку. Я стал звать ее, но она в ответ завыла. Я понял, что это волк, который готовится броситься на меня, и закричал: «Господи, молитвами отца моего духовного, схиигумена Серафима, помилуй меня!» – и волк, как будто гонимый невидимой силой, убежал в лес. Это был уже не призрак: наутро мы увидели на снегу волчьи следы»». Однажды инок Виталий, переправляясь через горную реку, упал в ледяную воду и простудился. Из-за обострения туберкулеза – кровь шла горлом. Инок Виталий, чувствуя всю серьезность своего положения, стал умолять пустынника иеромонаха Мардария (Данилова), чтобы он тайно постриг его в монахи, ссылаясь на то, что желает умереть монахом, а благословение старца Серафима испросить в то время было невозможно – реки в горах разлились, перекрыв дорогу в город. Иеромонах согласился. При постриге отцу Виталию дали имя Венедикт. Когда его духовник узнал о тайном постриге, долго сердился, но потом простил. Из воспоминаний иеромонаха Мардария: «Ну, а отец Серафим смирял его довольно жестко, чтобы не дать повода к возношению и самомнению. Хотя уже сам постриг был отцу Виталию поводом к величайшему смирению – что он якобы принял его своевольно. Это было для него сильным смиряющим обстоятельством на многие годы, пока он не принял великую схиму – память того, что он все-таки «своевольник». Господь все устроил вот таким образом: с одной стороны устрашил его смертью, а с другой – старцем». (Глинская пустынь была закрыта в 1961 году.) В середине шестидесятых годов монах Венедикт тайно принял схиму с именем Виталий. В 1969 году по благословению старца Серафима отец Виталий отправился в Тбилиси к владыке Зиновию В Тбилиси в 1976 году владыка Зиновий рукоположил его в иеродиакона, а через несколько месяцев во иеромонаха. За день до этого знаменательного события 1 января 1976 отошёл ко Господу его духовный отец схиархимандрит Серафим (Романцов). По свидетельству духовных чад отца Виталия, старец отличался крайней нестяжательностью: никогда не носил хорошей одежды, всегда ходил в стареньком подряснике. У него никогда не было денег – все что ему присылали, он в кратчайший срок раздавал нуждающимся, следуя слову одного пустынника: «Не дай полученным тобою деньгам переночевать в твоей келье». (Свидетельства духовных чад отца Виталия опубликованы в книге «О жизни схиархимандрита Виталия».)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игумен сказал: „Хорошо, я этому радуюсь. Если бы у меня все братья согласились беспрестанно молиться Богу, то я ни одного не послал бы на послушание, потому что настоящее дело монаха есть молитва , а прочее послушание есть поделье, данное для препровождения времени и во избежание уныния. Но если бы не было послушания, то у меня в обители не осталось бы двадцати человек, потому что каждому весело и радостно на общем послушании. Есть время помолиться, и есть время потрудиться. Есть время принимать пищу, и есть время спать, потому что каждый имеет плоть и кровь. А кто любит Господа от всего сердца своего, тот может беспрестанно молиться умной молитвой, ему телесные труды не препятствуют, наоборот, даже помогают. Если можешь молиться, имея и телесные труды, то я тебя приму и упокою без денег твоих, а деньги отдай куда знаешь, а если так молиться не можешь, то нам и деньги твои не нужны. Мы в монастыре живем: не деньги собираем, а души спасаем. А если кто и деньги принесет, то мы их не отринем, употребим на монастырские нужды, но вступивший в число братии должен повиноваться всем общежительным уставам и отсечь собственную волю. Мы сверх силы ни на кого ничего не налагаем, а только то, что может человек понести“. О нестяжательности и рассудительности отца Герасима говорит и такой случай. Жил в обители монах, впоследствии постриженный в схиму, родом грек. Он пожертвовал Руссику большую сумму, но еще и себе оставил немного. Игумен говорил ему: „Если желаешь быть с нами, то ничего у себя не оставляй... А если тебе жалко денег и не хочешь с ними расставаться, то ничего не давай, найди такое место, где сможешь с ними жить. Если же утаишь часть денег и их после твоей смерти найдут, то мы бросим эти деньги вместе с тобой в могилу, и ты, как разрушитель общежития, не сподобишься братского поминовения“. Монах же в ответ уверял отца Герасима: „Отче святый, что имею, то все отдаю“. Игумен принял его и постриг в великую схиму. Монах тот был весьма смирен и кроток, полезен для обители как хороший столяр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После пострига новопостриженный монах несколько дней постоянно находится в храме, присутствуя на всех богослужениях, а в перерывах между ними днем и ночью читает Псалтирь или слушает, как ее читают другие, те, кто хочет ему помочь в молитвенном бдении. Великая схима. Принятие великой схимы похоже на пострижение в малую схиму. Принимающий пострижение снимает обувь и головной убор, так же подходит к настоятелю, и тот задает ему те же вопросы. Трижды поднимает он ножницы, которые бросает настоятель перед пострижением. Имя в великой схиме опять меняется. Вместо клобука схимник получает кукуль (греч. кукулион – шапочка). Кукуль остроконечен и покрывает голову и плечи схимника. Он украшен крестами, которые располагаются на лбу, на груди, на обоих плечах и на спине. Архиерей, постриженный в великую схиму, отказывается от епископской власти, оставляет кафедру (то есть уходит с должности епископа, оставаясь в сане) и уже до конца своих дней остается схимником. Молебны В храме молебны совершаются обычно после окончания литургии. Однако молебны не связаны с ней и могут совершаться в любое время, когда в этом есть необходимость. Молебны бывают просительными, когда молятся о том, чтобы Бог исполнил какую-либо просьбу, помог в нужде, и благодарственные, когда благодарят Его за милости и дары, которые Он нам посылает. Эти два вида молебнов связаны: один как бы начинает дело, а второй его заканчивает. Если, получив просимое, мы не благодарим Бога (а это бывает, увы, очень часто), то с какой совестью мы будем опять просить Его, а ведь это, конечно, случится? И можем ли тогда надеяться на исполнение новой просьбы? Поэтому, совершая просительный молебен, надо помнить и о совершение благодарственного. Молебны совершаются по нужде какого-либо одного человека, но есть такие, которые служатся для всех, например, по случаю храмового праздника или во время стихийных бедствий. Такие общественные молебны бывают и с крестным ходом. На крестном ходе впереди идут певчие, за ними несут фонарь, затем попарно запрестольный крест и икону, праздничные и другие храмовые иконы, затем идет духовенство с Евангелием и крестом, а далее народ.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Самый древний из дошедших до нас литургических памятников, где приводится последование пострижения в схиму, – это рукописный Евхологий VIII-IX вв. 19 В нем описывается чин, состоящий из непрерывно следующих друг за другом молитв и ектений. В начале последования есть такое замечание: “После обычного последования тропарей выходит (подразумевается из алтаря) иерей, останавливаясь в дверях алтаря, и начинается пение тропаря, гл. 4: “Отверзеся дверь покаяния”. По входе постригающегося в алтарь он падает ниц перед святым Престолом, и затем диакон говорит ектению” 20 . Далее в Евхологии приведены такие молитвы: “Господи Боже истины, в Твое имя полагаю руку мою”; “Установивший небесное воинство”; “Святый Благий, во святых почивая”; “Владыко Господи, Боже наш, создавый человека по своему образу и подобию”; “Господи, Боже спасения нашего, благословивший нас всяким благословением”. Молитвы отделяются одна от другой ектенией с прошениями, применительно к совершаемому чину. Очевидно, здесь не один чин пострижения, но эти молитвы собраны из разных практиковавшихся одновременно чинов. Сюда могли войти элементы чинопоследования как малой, так и великой схимы. Потверждение тому можно найти в этом же Евхологии после второй молитвы “Установивший сие небесное воинство”, в нем дается замечание: “До сих пор то, что относится к малой схиме” 21 . Кроме того указывается, что по окончании первой молитвы диакон снова произносит ектению. По-видимому, отсюда начинается новый чин. При обозрении других сохранившихся источников чинопоследования монашеской схимы есть затруднения относительно того, как классифицировать молитвы с такими неопределенными заглавиями, как “Молитвы на намеревающегося принять монашескую схиму”. В частности, в рукописном Евхологии XI в. есть молитва на намеревающегося принять мантию. В данном случае невозможно определить, о чем же идет речь – о малой или великой схиме, ибо с современной точки зрения мантия считается необходимой принадлежностью монаха, принявшего как малую, так и великую схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Послушник Петр Красных 15 апреля 1979 года пострижен в великую схиму. Постриг совершил Наместник лавры архимандрит Иероним (Зиновьев). Восприемником при постриге был братский духовник архимандрит Кирилл (Павлов). Отец Дамаскин был схимником по призванию, при этом схимой не кичился и даже не всегда надевал схиму – предпочитал завернуться в мантию, как в клубочек. Старцу было свойственно воздержание во всем – в еде, сне, словах, – причем весьма строгое. В трапезной он ел очень мало, а в келлии можно было увидеть только кусок белого хлеба и кружку чая, которую он брал в трапезной утром, а выпивал днем, разогрев эту кружку на маленькой электрической плитке. У отца Дамаскина всегда стояла в келлии канистра с родниковой водой. Когда вода заканчивалась, он отправлялся за ней на автобусе в поселок Глинково, расположенный рядом с Сергиевым Посадом, говоря, что эта вода содержит много серебра. Спал батюшка очень мало и никогда не ложился. В келлии у него стояло кресло, сидя на котором он спал. Из-за этого у старца опухали ноги, и ходил он с трудом. Перед иконами в келлии постоянно горели лампады – отец Дамаскин любил уединение и ночную молитву. Обычно в 3 часа ночи он начинал чтение монашеского келейного правила. Обязательно ходил на все службы утром и вечером. Из-за недостатка сна он иногда доходил до изнеможения и засыпал на службе. Один раз из-за этого произошел забавный случай. Во время вечерней службы в Трапезном храме отец Дамаскин заснул. Пономарь его не заметил и после окончания службы, уходя домой, закрыл, по обыкновению, алтарь и храм. Отец Дамаскин проснулся и увидел, что алтарь заперт. К счастью, в алтаре был телефон. Батюшка позвонил благочинному и попросил его выпустить. Пришлось пономарю возвращаться обратно. Старцу было свойственно воздержание во всем – в еде, сне, словах, – причем весьма строгое Отец Дамаскин был настолько углублен в молитву, что мог пройти по лавре, ни на что не отвлекаясь, не отвечая ни на какие просьбы, даже не здороваясь. Иногда это выглядело по меньшей мере странно.

http://pravoslavie.ru/157266.html

Еще одна особенность поэмы, не способствовавшая популярности — затянутость. Например, исходная байка про ружье уложилась в три фразы. Веснин растянул историю на две длинные главы с подробным описанием: как встретили стрелка, как скинулись и купили его ружье, как заряжали и спорили. Описаны и трагические последствия: Разлетелась ровно дробь… Тут кому взорвало лоб, Кто без рук, без ног валится… Вообще, «Вани-вятчане» полны черного юмора. В главе «У берлоги» герой хочет накинуть петлю на мишку-разбойника, лезет в берлогу, но товарищи вынимают его без головы. Начинается спор: была ли у Вани голова с утра? Приходят к жене — для рифмы — Таня, но и она не способна дать утвердительный ответ, так как к мужу не приглядывалась. Обложка первого издания Здесь еще одна причина отсутствия интереса к поэме у общественности. Мужик должен был страдать от начальства, от помещика, от тяжелой работы, но не от собственной глупости, да еще в такой гротескной форме. Зло смеяться полагалось над властью, мужика — жалеть. Поэтому народная поэма сына сельского дьячка, оставшегося сиротой в раннем детстве, была обречена на полузабвение. Вирши не горят Автор поэмы Семен Веснин некоторое время был сельским священником, потом овдовел, принял малую схиму под именем Серафим. Стал казначеем в Вятском архиерейском доме и учителем Закона Божьего в начальном училище. Позже принял великую схиму под именем Сергий. Много путешествовал по святым местам, написал «Путеводитель по святой Афонской горе», «Письма с Афона» и другие духовные произведения. Скончался в 1853 году на Горе Афон. Перед смертью завещал сжечь свои светские произведения юности. Но «Вани-вятчане» уже разошлись в списках и это было невыполнимо. Сейчас поэма воспринимается по-другому. То, что народная поэзия не обязана высмеивать помещиков, чиновников, хотя бы горевать о народной доле, принимается как должное. Если человек сажает поросенка на насест или сует палец в дуло ружья — это не потому происходит, что дворяне угнетают крестьян, не потому, что народ не просвещен, а просто потому, что бывают же в жизни дураки. При любом социальном строе.

http://sever.foma.ru/vani-vjatchane-jetu...

В Евхологии 213 записаны: χος δ», πρς Ταχ προκαταλοβτωσαν. Ο θλοντες ρχεσθαι, φησν Κριος, πσω μο... λλο, χ. πλ. β, πρς Τς εσπλαγχνας τν πλη. Ψυχν κα σρκα θε πστει κλνε προσαναθμενος... Τ κοντκιον, χ. α». γκλας πατρικς. Στιχιρ, χ. β» πρς κ το ξλου. Πστει προσερχμενον πρς σε. χων τν πηγν τν οκτιρμν... Τεχος περβσομαι ν σο... χανν, φρων κροστιχδα τνδε· Εδκιμον τλος εδοκμ μοι, Χριστ, παρσχου, θεοφνους. δ α», χ. β», Δετε λαο. π τν σν φιλανθρωπαν, κ. τ. λ. 159 . В составе современного нам последования великой схимы первое песнопение: Ο θλοντες ρχεσθαι... оказывается седальном по 3 песни канона на утрени; γκλας πατρικς... является также как и в 213 кондаком по 6 песни канона; три стихиры: Πστει προσερχμενον..., χων τν πηγν... и Τεχος περβσομαι... положены после канона: наконец, самый канон: Δετε λαο. π τν σν φιλανθρωπαν, κ. τ. λ. одинаков с каноном в 213 160 . Последование 474 написано в расчете на одновременное пострижение в великую схиму нескольких лиц. Это обстоятельство имеет для исследователя большую важность. Оно воскрешает пред взором его ту древнейшую богослужебно-монастырскую практику, по которой пострижение в монашество приурочивалось к великим дням церковных воспоминаний, преимущественно же – к пасхальной седмице. В этом обстоятельстве, равно как и в том, что пострижение совершалось в указанные дни над целою группою лиц, вступающих в подвижническую жизнь, нельзя не видеть влияния древней крещальной практики, как она засвидетельствована относительно великих дней церковного круга историческими документами 161 и литургическими памятниками 162 . Сходство той и другой практики, конечно, – внешнее, и никаких серьезных выводов относительно предполагаемого значения великой схимы, как таинства, сделать оно не допускает... Однако, не лишено интереса в этом случае сопоставление Евхология 474 с Барбериновским Евхологием св. Марка, где мы также находим след древне-монастырской богослужебной практики относительно одновременного пострижения в схиму нескольких лиц. В молитве последования малой схимы γιε, γαθ, ν γοις παναπαυμενος, κ. τ. λ., по Барбериновскому Евхологию св. Марка читаются следующие строки: Ατς Δσποτα, δρησαι τν παρ σο 163 δναμιν κα χριν τς σς θετητος π τν ψυχν κα τ σμα το 164 τν προσελθντων σοι δελφν 165 μν τνδε κα δεξαμνων τν παρχν το γου σχματος. κ. τ. λ. 166 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

М. И. Орлов посвятил Порфирьевскому Евхологию нарочитый трактат в своем труде: «Литургия святого Василия Великого » (СПБ. 1909). Считаясь с мнениями епископа Порфирия, проф. Красносельцева и проф. Мансветова, но базируясь, главным образом, на палеографических данных, проф. – прот. М. И. Орлов в определении возраста рукописи склонился к IX веку, но признал и то, что Порфирьевский Евхологий представляет собою копию, оригинал которой восходить к VIII в. 132 . Для целей нашего исследования в данную минуту чрезвычайно важно отсутствие в Порфирьевском Евхологии разделения монашества на малосхимническое и великосхимническое. На страницы Евхология занесена лишь Εχ π μλλοντς λαμβνειν σχμα μοναχικν, л. 113 об. 133 , к которой присоединена параллельная молитва π μελλοσης λαμβνειν σχμα μοναστρας, лл. 113 об.–114 134 . Несомненно, в Порфирьевский Евхологий занесена древнейшая церковно-богослужебная практика относительно пострижения в монашество. Теперь спрашивается, нельзя ли, сопоставляя Порфирьевский Евхологий с Барбериновским Евхологием св. Марка усматривать в первом из Евхологиев указание на конечный предел существования той древнейшей постригальной монастырской практики, которая еще не знала разделения на схиму малую и на схиму великую? – Если оригинал Порфирьевского Евхология относить к половине VIII века, то хронологические даты этого Евхология и Барбериновского Евхология удобно укладываются, и не встречается затруднений признать временем возникновения новой практики относительно пострижения в монашество начальные годы второй половины VIII века, когда жизнь византийского монашества, глубоко пока еще не затрагиваемого иконоборческим движением, протекала, сравнительно, спокойно 135 . Несколько десятилетий, прошедших со второй половины VIII века до написания Барбериновского Евхология св. Марка в конце VIII или в начале IX века, составляют достаточный срок, в течение которого новая постригальная практика могла найти широкое распространение среди византийских монастырей и встретить одобрение со стороны церковной власти, разрешившей внести эту практику в патриарший евхологий.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010